Научная статья на тему 'Произведения Аркадия Гайдара в детской периодике 20-х – начала 40-х годов ХХ века'

Произведения Аркадия Гайдара в детской периодике 20-х – начала 40-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) / «Пионерская правда» / детская литература / патриотическое воспитание / тимуровцы / долг / честь / дружба / отвага / коллектив / Arkady Petrovich Gaidar (Golikov) / “Pioneer Truth / ” children’s literature / patriotic education / Timurites / duty / honor / friendship / courage / team

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончаров Михаил Анатольевич, Кривко Яна Петровна

В статье отмечены такие отличительные черты произведений Аркадия Гайдара (Голикова) (1904–1941), как патриотизм сюжета, простота фраз, лаконичная подача материала, собирательность и упрощение образов положительных и отрицательных героев рассказов, повестей и др., позволившие автору получить широкую популярность среди детской читательской аудитории на многие годы. Выделены такие произведения Гайдара, как «Военная тайна», «Тимур и его команда» и др., а также сценарий фильма – «Клятва Тимура», которые вышли при жизни автора и получили всеобщее признание. Представлен обзор критических статей о творчестве А. Гайдара, опубликованных в периодике 1930‑х гг. Отмечается, что, несмотря на критику со стороны литераторов, за писателем еще при жизни закрепилась слава одного из наиболее ярких детских советских писателей. Вторая часть посвящена трансформации идей тимуровского движения А. Гайдара на страницах детско-юношеской периодической печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Works by Arkady Gaidar in children’s periodicals of the 1920’s – early 1940’s

The article notes distinctive features of works by Arkady Gaidar (Golikov) (1904–1941) as patriotism of the plot, simplicity of phrases, laconic presentation of material, collectivity and simplification of the images of positive and negative characters in stories, novellas, etc., which allowed the author to gain wide popularity among the children’s readership for many years. The following works by Gaidar as “Military Secret”, “Timur and His Team”, etc. as well as the film script – “Timur’s Oath” are highlighted, which were published during the author’s lifetime and received universal recognition. A review of critical articles on the work of A. Gaidar published in periodicals of the 1930s is presented. It is noted that despite criticism from writers, Gaidar gained the fame of one of the most prominent Soviet children’s writers during his lifetime. The second part of the article considers the transformation of ideas of Gaidar’s Timurites in children’s periodicals.

Текст научной работы на тему «Произведения Аркадия Гайдара в детской периодике 20-х – начала 40-х годов ХХ века»

УДК 37 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-105-114

ББК 74.03(2)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРКАДИЯ ГАЙДАРА В ДЕТСКОЙ ПЕРИОДИКЕ 20-х - НАЧАЛА 40-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

WORKS BY ARKADY GAIDAR IN CHILDREN'S PERIODICALS OF THE 1920'S - EARLY 1940'S

Гончаров Михаил Анатольевич

Профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина, Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук, профессор РАО E-mail: ma.goncharov@mpgu.su

Goncharov Mihail A.

Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education named after Academician of RAE V. A. Slastenin, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor of Russian Academy of Education E-mail: ma.goncharov@mpgu.su

Кривко Яна Петровна

Доцент, ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук E-mail: yakrivko@yandex.ru

Krivko Yana P.

Associate Professor at Lugansk State Pedagogical University, ScD in Education E-mail: yakrivko@yandex.ru

Аннотация. В статье отмечены такие отличительные черты произведений Аркадия Гайдара (Голикова) (1904-1941), как патриотизм сюжета, простота фраз, лаконичная подача материала, собирательность и упрощение образов положительных и отрицательных героев рассказов, повестей и др., позволившие автору получить широкую популярность среди детской читательской аудитории на многие годы. Выделены такие произведения Гайдара, как «Военная тайна», «Тимур и его команда»

Abstract. The article notes distinctive features of works by Arkady Gaidar (Golikov) (1904-1941) as patriotism of the plot, simplicity of phrases, laconic presentation of material, collectivity and simplification of the images of positive and negative characters in stories, novellas, etc., which allowed the author to gain wide popularity among the children's readership for many years. The following works by Gaidar as "Military Secret", "Timur and His Team", etc.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Гончаров М. А., Кривко Я. П., 2024

и др., а также сценарий фильма - «Клятва Тимура», которые вышли при жизни автора и получили всеобщее признание. Представлен обзор критических статей о творчестве А. Гайдара, опубликованных в периодике 1930-х гг. Отмечается, что, несмотря на критику со стороны литераторов, за писателем еще при жизни закрепилась слава одного из наиболее ярких детских советских писателей. Вторая часть посвящена трансформации идей тимуровского движения А. Гайдара на страницах детско-юношеской периодической печати.

as well as the film script - "Timur's Oath" are highlighted, which were published during the author's lifetime and received universal recognition. A review of critical articles on the work of A. Gaidar published in periodicals of the 1930s is presented. It is noted that despite criticism from writers, Gaidar gained the fame of one of the most prominent Soviet children's writers during his lifetime. The second part of the article considers the transformation of ideas of Gaidar's Timurites in children's periodicals.

Ключевые слова: Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), «Пионерская правда», детская литература, патриотическое воспитание, тимуровцы, долг, честь, дружба, отвага, коллектив.

Keywords: Arkady Petrovich Gaidar (Golikov), "Pioneer Truth," children's literature, patriotic education, Timurites, duty, honor, friendship, courage, team.

Для цитирования: Гончаров М. А., Кривко Я. П. Произведения Аркадия Гайдара в детской периодике 20-х - начала 40-х годов ХХ века // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 105-114. DOI: 10.31862/2218-8711-20242-105-114.

Cite as: Goncharov M. A., Krivko Ya. P. Works by Arkady Gaidar in children's periodicals of the 1920's - early 1940's. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 105-114. DOI: 10.31862/2218-87112024-2-105-114.

Педагогическая наука на современном этапе все чаще обращается к наработкам прошлого. Поиск наиболее успешных моделей воспитания, эффективных путей воздействия на ребенка позволит избежать ошибок в настоящем в достижении цели развития личности, со сформированной зрелой гражданской позицией, опирающейся на любовь к своей Родине.

В этой связи особый интерес представляет анализ периодики советского времени, нацеленной на детскую аудиторию, прежде всего это наиболее массовая в СССР газета «Пионерская правда». Однако важным является и изучение той периодики, в которой публиковалась литературная критика, в частности, речь идет о журнале «Детская и юношеская литература», изучение которого позволяет сделать вывод об официальной позиции государства по тем или иным вопросам, касающимся издаваемых книг для советских детей, среди которых можно выделить работы писателя уникального таланта - Аркадия Петровича Гайдара (Голикова), 120 лет со дня рождения которого будет отмечаться в 2024 г.

Имя Аркадия Гайдара для десятка поколений является символичным - борец за идеи революции, юный командира на фронтах гражданской войны, автор знаковых

для своего времени книг. В то же время, несмотря на прижизненное официальное признание Аркадия Гайдара, его творческий путь не был простым. Его произведения были приняты неоднозначно - с одной стороны, они полюбились читателям, но, с другой стороны, звучала острая критика на самом высоком уровне писательской общественности.

Тем не менее его книги многократно издавались и пользовались читательским интересом. В них простыми словами автор рассказывал о Родине, долге, чести, дружбе, отваге. После развала СССР его имя было незаслуженно предано забвению. На сегодняшний день интерес к творчеству Аркадия Гайдара постепенно возвращается. Исследование его трудов представляет научный интерес с целью поиска тех авторских наработок, которые позволили найти путь к сердцу юного читателя.

Исследование опирается на системный, аксиологический и историко-ретроспек-тивный подходы, позволяющие анализировать базу первоисточников для построения целостной картины трансформации воззрений на идеи Аркадия Гайдара на страницах советской периодики. В работе использован описательный, хронологический метод, метод сравнения, теоретического анализа литературы.

Цель статьи - анализ публикаций Аркадия Гайдара в советской детской периодике в 1920-1940-х гг.

Аркадий Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 22 января (9 января) 1904 г. в г. Льгов Курской губернии в семье учителя, в 1912 г. семья переехала в Арзамас. Его отец Петр Исидорович Голиков и мать Наталья Аркадьевна смогли привить любовь к чтению своим детям (у Аркадия Петровича было еще три сестры).

В период с 1914 по 1918 год Аркадий Петрович учился в Арзамасском реальном училище, где уже начал проявлялся писательский талант - мальчик писал стихи, в том числе о свободе и революции. В марте 1917 г. примкнул к РСДРП(б), работал секретарем местной большевистской газеты «Молот», где впервые опубликовали его стихи.

С 1919 г., после ускоренного военного обучения и получения удостоверения красного командира, для Аркадия Петровича наступил первый военный этап его жизни - в роли командира на самых разных боевых направлениях Красной Армии. Как следствие этих событий - многократные ранения, контузии, травматических невроз, исключение из партии (сроком на год, но восстановление не состоялась). К 1924 г. А. П. Голиков был уволен из рядов Красной Армии по состоянию здоровья [1].

В 1925 г. в газете «Ленинские искры» в № 5 (23) и № 6 (24) был опубликован небольшой рассказ «Патроны», подписанный Арк. Голиков [2; 3]. С первых же строк становится ясно, что это новое явление в детской литературе - это произведение, написанное понятным языком, в основе которого лежит тематика гражданской войны и активного участия в ней ребенка, то есть не пассивное созерцание происходящих вокруг событий, а четко обозначенная гражданская позиция.

Уже в этом, одном из первых рассказов Аркадий Петрович показывает противоборствующие стороны в виде собирательных образов: белые («...может казаки, может петлюровцы, но скорей, что казаки» [2, с. 3], рис. 1) и красные («товарищи», за которыми надо бежать и они обязательно придут на помощь [2, с. 3]).

Рис. 1. Иллюстрация рассказу Арк. Голикова «Патроны», газета «Ленинские искры» 1925 г. [2, с. 3]

Подобные упрощенные собирательные образы были присущи творчеству Гайдара и в других его произведениях, что вызывало критику у современников. Например, о «Школе» критик С. Рашаль писал, что, с одной стороны, персонажи «...дельные, ясные люди в их дурном и хорошем, действия и слова их нераздельны, образы их легко воспринимаются читателем, и в этом большая заслуга автора», но в то же время чрезмерное упрощение, гротескность «.снижают действительные силы и значимость всего этого общества, против которого ополчилась революция» [4, с. 7]. Но в целом «Школа» была высоко оценена как критиками, так и читателями, именно эта книга попала на обложку критико-биогра-фического бюллетеня «Детская и юношеская литература» в 1933-1934 гг. (рис. 2).

Рис. 2. Обложка критико-биографического бюллетеня «Детская и юношеская литература»,

1933-1934 гг.

В 1925 г. Аркадий Петрович в новелле «Угловой дом» впервые подписывается как Аркадий Гайдар. Из-под его пера выходят многочисленные рассказы, фельетоны, повести, стихи. Постепенно к автору приходит признание. Аркадия Гайдара отмечают на самом высоком уровне, в частности, в докладе Л. Д. Троцкого 28 ноября 1932 г. о тематическом плане издательства «Молодая гвардия» имя Гайдара идет наряду с такими выдающимися писателями своего времени, как Лев Кассиль, Илья Пантелеев, которые «.сдали издательству ряд интересных произведений» [5, с. 1].

В 1934 г. Аркадий Петрович принят в Союз советских писателей, а в 1939 г. А. Гайдар был награжден орденом «Знак почета». Аркадий Гайдар становится одним из наиболее востребованных авторов, его произведения рекомендуются для чтения, печатаются в ведущих периодических изданиях СССР, в том числе и детских - «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и др. (рис. 3).

Рис. 3. Фотографии А. Гайдара в журнале «Мурзилка» в № 8 1934 г. (слева) и № 3 1939 г. (справа)

В № 32 (1173) от 5 апреля 1933 г. в газете «Пионерская правда» впервые читателям была представлена «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (рис. 4), сопровождаемая комментарием редакции, что это произведение «.интересно, как новый опыт советской сказки» [6, с. 4]. А уже в декабрьском номере этого же года в рамках работы с детьми по популяризации чтения на проводимой «встрече октябрят с книжкой» сказка А. Гайдара предлагалась не только для «проработки», но и для инсценировки: «.ребята Замоскворецкого района готовятся к "чудесному превращению октябрят": они будут играть героев любимых книжек, превратятся в "Мальчишей-Ки-бальчишей"» [7, с. 8], это свидетельствовало о популярности гайдаровского героя среди юных читателей.

В апреле 1935 г. на страницах «Пионерской правды» была анонсирована повесть Аркадия Петровича Гайдара «Военная тайна», в которую вошла сказка о Мальчише-Кибаль-чише: «Если вы прочтете эту книжку, вам захочется еще больше знать, еще лучше учиться, чтобы отдать всего себя борьбе с Проклятыми Буржуинами» [8, с. 4].

— Нет ли, Малыиш, у Крас ной армии военного секрета?

Рис. 4. Иллюстрация к первой публикации «Сказки о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его

твердом слове» художника А. Радакова [9, с. 4].

«Военная тайна» вызвала неоднозначную реакцию критиков, спровоцировав дискуссию о целесообразности подобной литературы. В № 12 за 1935 г. в «Детской и юношеской литературе» были опубликованы обширные статьи М. Чачко «О Гайдаре» [10] и В. Смирновой «О "Военной тайне" Гайдара» [11], которые были призваны поставить точку в прениях по поводу литературной значимости произведений Аркадия Петровича. Ему вменяли в вину слабую индивидуализацию образов, излишнюю обреченность и жертвенность героев, их наивность: «.у Гайдара много хороших начал, а концы еле сведены с концами» [11, с. 28], «.язык "Военной тайны" в ряде мест неряшлив», причем «.наиболее неудачным местом в книгу по языку приходится признать "Сказку о Мальчише-Кибальчише"» [11, с. 29].

Для оценки творчества Гайдара в целом свойственна двоякость - живейший интерес со стороны детской аудитории и практически непрерывный поиск недостатков со стороны ведущих литераторов своего времени. Но даже самые строгие критики признавали: «тот факт, что ребята жадно слушают и читают книгу Гайдара, является все-таки решающим» [12, с. 56]. За Гайдаром все же было признано большое воспитательное значение его произведений, основанное на искренней любви к детям, что открыло дорогу писателю к продвижению своих книг в широкие массы.

В произведениях Аркадия Гайдара прежде всего прослеживалась линия патриотического воспитания, формирования любви к Родине. Так, один из наиболее известных рассказов Аркадия Петровича «Чук и Гек» заканчивается простыми, понятными словами о том, что «.надо честно жить, много трудиться и крепко любить, и беречь эту огромную, счастливую землю, которая зовется Советской страной» [13, с. 4]. Эти слова впоследствии были высечены на надгробной плите писателя, похороненного в г. Каневе.

Отметим, что характерной чертой литературных произведений Гайдара является описание событий реального мира, в его рассказах, повестях смерть персонажей встречается достаточно часто. Но в контексте повествования эти трагические моменты не столько подавляют детей, сколько способствуют закалке характера юных героев.

Как написано в критической статье, опубликованной в критико-библиографиче-ском бюллетене «Детская и юношеская литература» (1933) автором под псевдонимом Б. Д.

на сборник рассказов и повестей А. Гайдара «Мои товарищи», «.ни убийства, ни похороны не подавляют, а, наоборот, дают твердую эмоциональную зарядку, укрепляют в детях волю к жизни в радостном срастании с коллективом» [14, с. 7]. Своих читателей, фактически, Гайдар готовил к суровым военным реалиям, где смерть одного человека обязывает сплотиться остальных единым фронтом и с еще большим рвением добиваться поставленных целей.

При этом образ героя-ребенка в произведениях А. Гайдара, как писал Л. Кон в критической статье на рассказ «Четвертый блиндаж», близок к самому читателю, он показан «... не только в романтической, но и в обыденной ситуации», ребята-читатели признают в них «своих», «привязываются к ним, по товарищески сочувствуют им» [15, с. 15]. Это придает особый колорит произведениям Аркадия Петровича и делает интересным содержание книги и для современного читателя.

Популярности Аркадия Гайдара во многом способствовал тот факт, что он активно встречался со своими читателями, о чем сохранилось много воспоминаний, опубликованных на страницах периодических изданий; в «Пионерской правде», например, можно найти информацию о том, что «.в московский Дом пионеров в гости к ребятам приехал писатель-орденоносец Аркадий Гайдар» [16, с. 3]. Обратная связь с читателями осуществлялась и призывом со страниц журналов и газет писать автору о том, каким они видят окончание произведения, что произойдет с главными героями в развитии той или иной ситуации, описанной в напечатанном отрывке - «.писатель ждет ваших пожеланий и советов» [17, с. 20].

Одна из наиболее известных работ Аркадия Гайдара - повесть «Тимур и его команда», напечатанная в «Пионерской правде» в 1940 г., стала событием в отечественной литературе. Популярности героев повести во многом способствовал выход одноименного фильма (рис. 5). Интересен тот факт, что «.А. Гайдар написал сценарий фильма раньше повести. Когда в газете печаталась повесть, работа над фильмом уже заканчивалась» [18, с. 2].

ВЫЛУЩЕН НА ЭКРАНЫ КИНОТЕАТРОВ

НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ

ТИМУР

и его КОМАНДА

Проям. анвостудва СОЮЗДЕТФИЛЬМ.

Сар пари 0 орденоносца — А. Г aft тар. Гвжиссер-орденовосец — Л. РаауияыЙ. Опервтор-орденоносеп — П. Криолоп. Художник — И. Степанов.

Композитор-орденоиосец — Л. Шварц.

В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Засл. apt. г* сл. — Н. Анненков, арт. П. Свая, арт. Л. Потешав, Лааай Щапачеа, Пета Громаски», Вата Селезнев, Ката Дере ищи жена ж Нарвав Ковалева.

В ы п у Г в «Г Л А В К И Н О □ Р О К А Т..

Рис. 5. Заметки в газете «Пионерская правда» о съемках [18, с. 2] и выходе [19, с. 4] первого фильма

«Тимур и его команда»

Скоро фильм появится на экране. Опять ребята встретятся с Тимуром, его товарищами, с Женей, Олей. Роли ребят исполняют ученики московских школ В роли Тимура снимается Ливий Щипачев, в роли Жени — Катя Деревщикова.

На снимке: кадр из фильма.

Фильм «Тимур и его команда» вызвал живую реакцию у зрителей, о чем они активно писали в «Пионерскую правду», причем не только хвалебные отзывы, но и высказывали свое несогласие с авторами фильма, критикуя то нерешительность экранного Тимура, то недостаточно убедительную игру исполнительницы роли Жени [20, с. 3].

С началом Великой Отечественной войны Аркадий Петрович Гайдар подает в Секретариат Правления Союза писателей заявление с просьбой отправить его на фронт. Получив отказ по причине неудовлетворительного состояния здоровья, Гайдар в конце июля 1941 г. уезжает корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в г. Киев.

После посещения Аркадием Петровичем киевских тимуровцев в начале августа

1941 г. он опубликовал статью «Ребята!» в газете «Советская Украина» (9 августа 1941 г.), в которой призывал пионеров, тимуровцев всеми силами помогать Красной Армии.

30 августа 1941 г. в № 103 (2615) «Пионерской правде» выходит его статья-обращение «В добрый путь!» [21, с. 2], подписанное «Писатель-орденоносец Арк. Гайдар. Действующая армия». Статья вышла в общем направлении этого выпуска газеты - «В боевое время учиться по-боевому!», и представляла собой напутствие для пионеров: «Пришло время и вам - не словами, а делом - показать, как вы ее (Родину. - Авт.) цените, бережете и любите» [21, с. 2]. Кроме того, что «В добрый путь!» был опубликован в газете, Ар -кадий Петрович записал это обращение к пионерам СССР на пленку, и 30 августа 1941 г. оно прозвучало на всесоюзном радио.

Эта же идея выступает ведущей в продолжении истории о Тимуре и его друзьях, которую А. Гайдар написал в кратчайшие сроки, в первые дни начала войны - в № 82 (2594) от 12 июля 1941 г. анонсируется «.сценарий нового оборонного фильма "Клятва Тимура"» [22], в котором рассказывается о работе тимуровцев в прифронтовой обстановке, а 19 июля 1941 г. печатается первый отрывок из этого киносценария [23, с. 4]. В предисловии к киносценарию ребятам предлагалось написать не только свои отзывы об этом произведении, но и о том, что они делают на благо Родины.

Менее чем через месяц директор киностудии «Союздетфильм» К. П. Фролов опубликовал статью о начале съемок новых фильмов, среди которых была и картина «Клятва Тимура», в главных ролях снимались те же юные актеры, что и в фильме «Тимур и его команда» [24, с. 4]. Выход картины планировался в 1941 г., однако состоялся в октябре

1942 г. уже после смерти Аркадия Гайдара, погибшего 26 октября 1941 г.

Однако тимуровское движение продолжало жить. Начавшись еще в довоенное время, в годы войны оно приобрело особое значение, став символом детского мужества, детского подвига, позволив детям проявить свои лучшие качества, приближая Победу.

Осенью 1941 г. в журнале «Мурзилка» было опубликовано последнее произведение Аркадия Гайдара «Горячий камень», в котором от лица главного героя Аркадий Петрович говорит своим читателям, что он «самый счастливый человек на свете» и что он не хочет начинать свою жизнь сначала - «.пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой» [25, с. 6-7].

Произведения Аркадия Петровича Гайдара стали классикой детской литературы, а его яркая, неординарная биография, беззаветная преданность Родине - примером

для подражания. Стиль Аркадия Гайдара в литературной подаче информации для детской аудитории может служить образцом для современных авторов.

Список литературы

1. Гайдар Аркадий Петрович // Всероссийская энциклопедия детской литературы. URL: https://prodetlit.ru/index.php/Гайдар_Аркадий_Петрович (дата обращения: 15.12.2023).

2. Голиков А. Патроны // Ленинские искры. 1925. № 5 (23). 1 фев. С. 3.

3. Голиков А. Патроны // Ленинские искры. 1925. № 6 (24). 8 фев. С. 2.

4. Рашаль С. Школа жизни и борьбы // Детская и юношеская литература. 1933. № 6. С. 6-7.

5. Выше качество детской литературы // Пионерская правда. 1932. № 118 (1132). 3 дек. С. 1.

6. Гайдар А. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове // Пионерская правда. 1933. № 32 (1173). 5 апр. С. 4.

7. Встреча октябрят с книжкой // Пионерская правда. 1933. № 146 (1287). 5 дек. С. 8.

8. Так раскрывается тайна // Пионерская правда. 1935. № 44 (1514). 4 апр. С. 4.

9. Гайдар А. Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове (продолжение) // Пионерская правда. 1933. № 33 (1174). 9 апр. С. 4.

10. Чачко М. О Гайдаре // Детская и юношеская литература. 1935. № 12. С. 19-27.

11. Смирнова В. О «Военной тайне» Гайдара // Детская и юношеская литература. 1935. № 12. С. 28-29.

12. Дерман А. К спорам о «Голубой чашке» Гайдара // Детская и юношеская литература. 1937. № 19-20. С. 54-56.

13. Гайдар А. Чук и Гек // Пионерская правда. 1939. № 5 (2175). 10 янв. С. 4.

14. Б. Д. Гайдар А. «Мои товарищи» // Детская и юношеская литература. 1933. № 1. С. 7-8.

15. Кон Л. Настоящие живые ребята // Детская и юношеская литература. 1934. № 2. С. 14-15.

16. Сафронов Л. Встреча с писателем // Пионерская правда. 1940. № 12 (2359). 25 янв. С. 3.

17. Гайдар А. Синие звезды // Пионер. 1934. № 13. С. 18-20.

18. «Тимур и его команда». На съемках нового фильма // Пионерская правда. 1940. № 139 (2486). 29 окт. С. 2.

19. Афиша фильма «Тимур и его команда» // Пионерская правда. 1941. № 1 (2513). 3 янв. С. 4.

20. Письма ребят о фильме // Пионерская правда. 1941. № 3 (2515). 7 янв. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Гайдар А. В добрый путь // Пионерская правда. 1941. № 103 (2615). 30 авг. С. 2.

22. «Клятва Тимура» // Пионерская правда. 1941. № 82 (2594). 12 июл. С. 4.

23. Гайдар А. Клятва Тимура // Пионерская правда. 1941. № 85 (2597). 19 июл. С. 4.

24. Фролов К. Три картины для детей // Пионерская правда. 1941. № 94 (2606). 9 авг. С. 4.

25. Гайдар А. Горячий камень // Мурзилка. 1941. № 8-9. С. 5-8.

References

1. Gaydar Arkadiy Petrovich. In: Vserossiyskaya entsiklopediya detskoy literatury. Available at: https://prodetlit.ru/index.php/Gaydar_Arkadiy_Petrovich (accessed: 15.12.2023).

2. Golikov A. Patrony. Leninskie iskry. 1925, No. 5 (23), 1 Feb., p. 3.

3. Golikov A. Patrony. Leninskie iskry. 1925, No. 6 (24), 8 Feb., p. 2.

4. Rashal S. Shkola zhizni i borby. Detskaya i yunosheskaya literatura. 1933, No. 6, pp. 6-7.

5. Vyshe kachestvo detskoy literatury. Pionerskaya pravda. 1932, No. 118 (1132), 3 Dec., p. 1.

6. Gaydar A. Skazka o voennoy tayne, o Malchishe-Kibalchishe i ego tverdom slove. Pionerskaya pravda. 1933, No. 32 (1173), 5 Apr., p. 4.

7. Vstrecha oktyabryat s knizhkoy. Pionerskaya pravda. 1933, No. 146 (1287), 5 Dec., p. 8.

8. Tak raskryvaetsya tayna. Pionerskaya pravda. 1935, No. 44 (1514), 4 Apr., p. 4.

9. Gaydar A. Skazka o voennoy tayne, o Malchishe-Kibalchishe i ego tverdom slove (prodolzhenie). Pionerskaya pravda. 1933, No. 33 (1174), 9 Apr., p. 4.

10. Chachko M. O Gaydare. Detskaya i yunosheskaya literatura. 1935, No. 12, pp. 19-27.

11. Smirnova V. O "Voennoy tayne" Gaydara. Detskaya i yunosheskaya literatura. 1935, No. 12, pp. 28-29.

12. Derman A. K sporam o "Goluboy chashke" Gaydara. Detskaya i yunosheskaya literatura. 1937, No. 19-20, pp. 54-56.

13. Gaydar A. Chuk i Gek. Pionerskaya pravda. 1939, No. 5 (2175), 10 Jan., p. 4.

14. B. D. Gaydar A. "Moi tovarishchi". Detskaya i yunosheskaya literatura. 1933, No. 1, pp. 7-8.

15. Kon L. Nastoyashchie zhivye rebyata. Detskaya i yunosheskaya literatura. 1934, No. 2, pp. 14-15.

16. Safronov L. Vstrecha s pisatelem. Pionerskaya pravda. 1940, No. 12 (2359), 25 Jan., p. 3.

17. Gaydar A. Sinie zvezdy. Pioner. 1934, No. 13, pp. 18-20.

18. "Timur i ego komanda". Na syemkakh novogo filma. Pionerskaya pravda. 1940, No. 139 (2486), 29 Oct., p. 2.

19. Afisha filma "Timur i ego komanda". Pionerskaya pravda. 1941, No. 1 (2513), 3 Jan., p. 4.

20. Pisma rebyat o filme. Pionerskaya pravda. 1941, No. 3 (2515), 7 Jan., p. 3.

21. Gaydar A. V dobryy put. Pionerskaya pravda. 1941, No. 103 (2615), 30 Aug., p. 2.

22. "Klyatva Timura". Pionerskaya pravda. 1941, No. 82 (2594), 12 July, p. 4.

23. Gaydar A. Klyatva Timura. Pionerskaya pravda. 1941, No. 85 (2597), 19 July, p. 4.

24. Frolov K. Tri kartiny dlya detey. Pionerskaya pravda. 1941, No. 94 (2606), 9 Aug., p. 4.

25. Gaydar A. Goryachiy kamen. Murzilka. 1941, No. 8-9, pp. 5-8.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 17.12.2023 The article was received on 17.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.