УДК 7.036
с. н. левандовский
Произведения Александра Герасимова в Русском музее
В отделе живописи ХХ в. ГРМ хранится 16 картин, портретов, пейзажей, натюрмортов и эскизов работы крупнейшего советского художника, президента Академии художеств СССР А. М. Герасимова. В отделе графики -более 10 его акварелей и гуашей, в основном листы из серии, выполненной в Париже в 1934 г. Произведения различных периодов и разных жанров всесторонне представляют творчество мастера, видного педагога и общественного деятеля.
Ключевые слова: А. М. Герасимов; З. А. Хачатрян; Русский музей; Академия художеств; социалистический реализм; живопись; графика; портрет; Париж.
Sergey Levandovsky The Works by Aleksandr Gerasimov at the State Russian Museum
In the Department of 20th Century's Painting of the State Russian Museum 16 pictures, portraits, landscapes, still-lifes and sketches by Aleksandr Gerasimov, the leading Soviet artist, president of the Academy of Arts of the USSR are being kept. In the Department of Graphics there are more than 10 his wa-tercolours and gouaches, which are mainly sheets from the series executed in Paris in 1934. The works of different periods and of various genres represent master's creativity in its entirety.
Keywords: Aleksandr Gerasimov; Zakhar Khachatryan; State Russian Museum; Academy of Arts; socialist realism; painting; graphics; portrait; Paris.
В Государственном Русском музее - крупнейшей в стране коллекции отечественного искусства - находится значительное количество произведений Александра Михайловича Герасимова (1881-1963) различных периодов и разных жанров, всесторонне представляющих его творчество. В отделе живописи ХХ века -16 картин, портретов, пейзажей, натюрмортов и эскизов больших полотен. Непосредственно от автора в музей поступило 4 картины: три работы раннего периода - «Обоз», «Март», «Большак» (приобретены в 1957 г.) и «Париж ночью» (поступление 1962 г.). Кроме того, в отделе графики хранится более 10 акварелей и гуашей. В основном это листы из серии работ, выполненных во время поездки в Париж в 1934 г., среди них «Площадь Клиши», «Монпарнас», «Въезд в Лувр», «Площадь Святого Андрея» и др.
По свидетельству ученика А. М. Герасимова Захара Авакови-ча Хачатряна (1924-2017), который занимался не только в академической мастерской своего учителя, но был и сотрудником его личной творческой студии в Москве, этот выдающийся живописец работал на натуре очень быстро, уверенно, и в один день из-под его кисти могло выйти до трех вполне законченных акварельных листов крупного формата.
Самая ранняя работа Герасимова - оригинальная, вытянутая в длину композиция «Обоз порожняком» (1913). В продолговатом фризообразном полотне запечатлен монотонный, нескончаемый поток подвод, возвращающихся в деревню. Художник придал новую жизнь мотиву, ранее нередко встречавшемуся у его предшественников - И. М. Прянишникова, А. Е. Архипова и других живописцев рубежа Х1Х-ХХ вв. То было время поисков молодым художником своего места в искусстве, собственного индивидуального языка, пора увлечения им, недавним учеником прославленных мастеров, профессоров Московского училища живописи, ваяния и зодчества К. А. Коровина и В. А. Серова, импрессионистическим подходом к пейзажу представителей «союза русских художников». тогда он особенно часто писал то, что хорошо знал и любил - родную тамбовщину, ее поля, дороги, сцены крестьянской жизни. Важную роль в его интерпретации мотивов русской провинции играли изображения лошадей.
К раннему периоду относится и картина «Тройка» (1914). Она отличается широкой, темпераментной и в то же время исключительно точной манерой письма, вполне соответствовавшей импульсивной натуре автора. Эта работа во многом связана с образами русского фольклора, произведений классической литературы. В то же время она навеяна непосредственными впечатлениями от черноземного края, от захватывающей дух быстрой езды в розвальнях по заснеженной сельской дороге, с несущимися наперегонки с лошадьми собаками. Созданная здесь асимметричная фрагментарная композиция передает стихию быстрого движения. кажется, художнику удалось передать даже звуки - недаром более раннее полотно на эту тему из собрания Третьяковской галереи носит название «Лай собак и звон бубенчиков»(1912).
Работа того же 1914 г., «Март в Козлове», выполнена на одной из непритязательных, но столь милых художнику живописных уличек родного города, со старыми зданиями жилых домов, покосившимися от времени заборами, столбами ворот, с запряженной в сани лошадкой... Здесь хорошо передана несколько сонная атмосфера глубинного городка россии накануне великих потрясений -начавшейся в том самом году Первой мировой войны и последовавшего вслед за нею революционного переворота, ожесточенной гражданской войны и выпавших на долю народа неимоверных испытаний ХХ столетия, которое и началось, по выражению Анны Ахматовой, именно с 1914 года.
об этой грозовой эпохе напоминает и блестящий портрет Е. А. Щаденко, одного из видных военачальников, выдвинувшихся в боях с белогвардейцами, командира Первой конной армии С. М. Буденного. Он выполнен в 1935 г. в качестве подготовительного этюда для большого группового портрета, запечатлевшего руководителей Первой конной (1936, ГТГ. Гран-при Всемирной выставки в Париже).
Портрет отличается выразительностью, живостью психологической характеристики и виртуозностью исполнения, напоминающего по точности свободного движения кисти произведения
Франса Гальса. А. М. Герасимов прекрасно знал классическое наследие европейской живописи прошлых веков. Он имел возможность бывать во многих странах, изучая шедевры крупнейших музеев мира. О плодотворном пребывании художника во Франции свидетельствует необычный по характеру освещения, оживленный множеством острохарактерных фигур городской пейзаж «Париж ночью» (1934).
К предвоенному периоду жизни страны относится исполненный тонкой поэтичности натюрморт «Полдень. теплый дождь» (1939). З. А. Хачатрян вспоминает, что был свидетелем того, как уже в 1960 г. мастер написал авторское повторение этой столь удавшейся ему лирической картины. Гроздья сирени не уступают здесь изображению цветов у П. П. Кончаловского: кажется, чувствуешь аромат и свежесть напоенного очистительной дождевой влагой воздуха, льющегося из открытого окна.
Особое место в творчестве Герасимова занимает огромное полотно «Гимн Октябрю», законченное в грозном 1943 г., когда шла напряженная борьба с фашистскими захватчиками, развернулись грандиозные бои за свободу и независимость Родины. Здесь изображено торжественное заседание московских депутатов трудящихся совместно с представителями столичных партийных и общественных организаций, посвященное 25-летию Октябрьской революции. В действительности подобного события в Большом театре не было, 6 ноября 1942 г. состоялось расширенное заседание Моссовета в Кремле.
Работа над этим монументальным произведением, в котором изображено более двухсот человек - государственных деятелей, военачальников, мастеров культуры - писателей, артистов, композиторов, художников - заняла всего шесть месяцев. Это уникальное произведение можно рассматривать и как пример исторической картины, поскольку она воплотила дух времени и отмечена чертами большого стиля эпохи. Эскиз к картине, в котором найдено основное композиционное решение, насыщенное сложной драматургией цвета, передающей состояние праздничной атмосферы события, с игрой насыщенных оттенков малинового и пурпурного цвета,
золота искусной декоративной резьбы, хранится в собрании Мичуринского музея-усадбы Герасимова.
В связи с этим представляет интерес неожиданное на первый взгляд утверждение Б. Гройса о том, что не только А. А. Дейнека, но и И. И. Бродский, и А. М. Герасимов обращались к эстетике плакатов и цветной фотографии. «Удачные картины этих художников можно было увидеть по всей стране, их печатали на бесчисленных плакатах и во множестве книг. Они были популярными „хитами", и было бы неуместно критиковать популярную песню за то, что ее слова не являются высокой поэзией» [12, с. 55]. Массовое распространение становилось ведущим эстетическим качеством, и даже если в системе изобразительного искусства доминировала живопись - она воспроизводилось в количестве, сравнимом с кинематографической продукцией на Западе.
Вскоре после победоносного окончания войны художник исполнил замечательную картину пейзажного жанра «Зеленая рожь» (1946). Она стала итогом большой и продолжительной работы над этой темой. Начатая в ранний период творчества, картина не удовлетворяла взыскательного автора, дважды подвергалась переделкам и была завершена только на третий раз, передав в образе поспевающего жита чувство освобождения от гнетущей и тревожной обстановки военных лет. Панорамно развернутая композиция с высоким небом и необъятное поле выражают торжество возвращения страны к мирной жизни, любовь к родной земле. О требовательности мастера можно судить по тому, что и над другими вещами он порой трудился подолгу, не раз возвращаясь к задуманному сюжету и доводя картину до совершенства. Проведенные в Русском музее химико-технологические исследования показали, что такие работы, как «Большак» (1900-е - 1956) и два варианта картины «Яблони в цвету» (1920-1940-е и 1910-е - 1952) тоже подвергались переработке на протяжении длительного периода времени.
Будучи превосходным мастером пейзажной живописи, Герасимов в течение всей свой творческой жизни увлеченно работал и над портретами, среди которых есть подлинные шедевры. В постоянной экспозиции Русского музея находится написанный в 1939 г.
портрет известной актрисы театра и кино А. К. Тарасовой. Ей были подвластны и лирические, и драматические, трагедийные роли. Она получила признание широкого зрителя благодаря созданным ею образам в спектакле по пьесе «Без вины виноватые» А. н. Островского, а также в фильмах «Гроза», «Петр I». Артистка изображена на отдыхе, сидящей в кресле в свободной непринужденной позе, возле загородного дома, ее внимательный, доброжелательный взгляд говорят о способности к контакту с аудиторией, способности к сопереживанию, глубине ее творческой натуры.
К обширной герасимовской галерее портретов представителей художественной интеллигенции относится выполненный в победном 1945 г. строгий портрет оперного певца Н. С. Ханаева, а также чрезвычайно живой и непосредственный портрет скульптора Б. И. Яковлева (1950), запечатленного в увлеченной беседе с оставшимся «за кадром» собеседником, которым мог быть и сам художник. Акцентированностью жеста и мимики этот портрет перекликается с некоторыми классическими произведениями М. В. Нестерова - портретами физиолога И. П. Павлова, хирурга С. С. Юдина, скульптора В. И. Мухиной.
Достаточно редким примером портрета мемориального характера является созданное в 1948 г. изображение умершего в том году руководителя ленинградской партийной организации, идеолога конца 1940-х гг., руководившего обороной Ленинграда А. А. Жданова.
Традиция посмертного натурного портрета идет в русском искусстве от точного документального изображения Петра Великого на смертном ложе работы Ивана Никитина (1725, ГРМ), художника, которым так гордился царь, намеревавшийся поставить его во главе Академии художеств. Она была продолжена зарисовками почивших А. С. Пушкина, Ф. М. достоевского, императора Александра II, погибшего в результате покушения террористов (этюд К. Е. Маковского 1881 г. из собрания ГРМ), а также выполненными рядом художников в январе 1924 г. портретами В. И. Ленина в траурные дни прощания с вождем. данное изображение крупного партийного руководителя послужило подготовительной работой
для картины «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» из коллекции Третьяковской галереи.
В ряду первоклассных портретов советских партийных, военных и государственных деятелей видное место занимает и портрет К. Е. Ворошилова - одного из организаторов Рабоче-крестьянской Красной армии, «первого красного офицера», наркома обороны СССР, маршала, находившегося в дружественных отношениях с художником, о чем напоминает памятная доска, установленная на здании Музея-усадьбы А. М. Герасимова, гласящая, что в трудную пору войны Ворошилов нашел время посетить мастера в его родовом гнезде.
Не будет лишним сказать, что Ворошилов с первых лет установления советской власти внимательно следил за работой художников-реалистов, в том числе баталистов М. И. Авилова и М. Б. Грекова, оказывал им всяческую поддержку и способствовал организации и проведению многих масштабных выставок, посвященных быту и подвигам Красной армии и флота. Лучшие из произведений, составивших богатейшие фонды Центрального музея Вооруженных сил, могут поспорить по своим художественным достоинствам со многими картинами специализированных музеев и галерей изобразительного искусства. Впоследствии, в послевоенные годы, Ворошилов занимал пост председателя бюро по вопросам культуры при Совете министров СССР. Недаром М. Б. Греков называл его «Третьяковым нашего времени»: благодаря ему художники выдержали трудные годы, сопряженные со многими лишениями и нехваткой самого необходимого, включая материалы для профессиональной работы. Много общего с портретом К. Е. Ворошилова (1948) из собрания ГРМ можно обнаружить и в последнем прижизненном его изображении, хранящемся в мастерской Музея-усадьбы А. М. Герасимова. Несмотря на несколько официальный характер полотен, в которых маршал изображен в парадном мундире, с множеством орденов, в них чувствуется глубокое уважение, искренняя симпатия и дружеское расположение к видному деятелю Советского государства.
О человечности и проницательности художника, его умении видеть главное в характере, натуре, всей личности портретируемого можно судить по созданному учеником А. М. Герасимова, З. А. Хачатряном, изображению любимого учителя, с которым он находился в близких отношениях, будучи принят в его доме как член семьи. Переданный автором в дар Музею-усадьбе художника в Мичуринске, этот портрет особо ценен своей убедительностью и достоверностью. Он доносит до нас живые черты умного и талантливого человека, много повидавшего и достигшего больших высот в искусстве, но оставшегося простым и доброжелательным, демократичным и естественным в общении с людьми.
надо сказать, что А. М. Герасимов никогда не отступал от тех взглядов и принципов, которым он был привержен, оставаясь страстным поборником реалистического искусства и его тесной связи с жизнью народа. В художественной жизни рубежа 19201930-х гг. сложилась чрезвычайно напряженная и конфликтная ситуация. С одной стороны, еще существовали формалистические направления, хотя даже такие авангардисты, как основоположник супрематизма К. С. Малевич, и другие крупные мастера обратились в то время к языку реалистического искусства; с другой стороны -возобладали рвавшиеся к абсолютной власти сторонники (или, как их метко называли, «неистовые ревнители») так называемого «пролетарского искусства».
А. М. Герасимов оказался тогда в самом центре идейно-организационной борьбы, имея противников не только среди «леваков» и пролеткультовцев, но даже среди реалистов старшего поколения (например, А. П. Остроумова-лебедева, связанная с «Миром искусства», во многом эстетски настроенным, позволяла себе снобистски-скептические высказывания по отношению к нему в частной переписке1).
В то время у много сделавшего для выработки провозглашенной М. Горьким на Первом съезде советских писателей концепции социалистического реализма И. М. Гронского, редактора газеты «Известия», работавшего также в «Новом мире», установилась
тесная дружба с А. М. Герасимовым, И. И. Бродским, В. Н. Яковлевым и другими художниками-реалистами. «Собирались обычно у меня, иногда у Е. А. Кацмана, В. Н. Перельмана, П. А. Радимова или В. С. Сварога. Эти встречи, как правило, были посвящены обсуждению животрепещущих вопросов развития живописи. Не было, пожалуй, ни одного сколько-нибудь значительного явления в изобразительном искусстве, которое ускользнуло бы от внимания этого дружеского кружка художников. Душою его были Герасимов и Кацман, самые рьяные спорщики и самые непримиримые антиформалисты. Случалось, что эти дружеские собеседования затягивались до утра. Но никогда и никто не жаловался на потраченное время» [11, с. 22-23].
Конец 1920-х - начало 1930-х гг. были порой ожесточенной фракционной борьбы крупных, средних и мелких, но не менее амбициозных групп и объединений. Неизвестно, сколько времени продолжалась бы неразбериха, если бы не произошло чрезвычайное событие, положившее предел разноголосице - принятие Постановления ЦК ВКП(б) от 2 апреля 1932 г. о роспуске разрозненных противоборствующих обществ и образовании единых творческих Союзов, в том числе и Союза советских художников.
В среде деятелей культуры это Постановление, наметившее перспективы развития искусства на основе консолидации творческих сил, взаимообмена и взаимопомощи различных художественных течений, в основном было встречено восторженно, с энтузиазмом, поистине как «Светлое Христово Воскресение» [см.: 13, с. 142].
Через год, 29 июня 1933 г. Герасимов, Бродский и другие художники сопровождали Сталина, Ворошилова и Молотова при посещении ими выставки «15 лет РККА» [19, с. 26]. Высшая похвала, которую давал Сталин, сводилась к словам: «Живые люди». Именно в этом он видел главное достоинство произведения [10, с. 104]. Вскоре, 6 июля 1933 г., Герасимов вместе с художниками И. И. Бродским и Е. А. Кацманом был приглашен К. Е. Ворошиловым на прием к И. В. Сталину. Как вспоминал Бродский, вождь «встретил нас очень тепло; мы провели в гостях у него почти весь
день. Разговор большей частью был посвящен искусству; говорили о художниках, об Академии, о том, каких профессоров нужно пригласить в Академию, чтобы наладить школу» [10, с. 104]. Говорили о том, что нет хороших красок, рассказывали о бывшем директоре Академии Ф. А. Маслове, который развалил всю учебную работу и варварски разрушил академический музей. (Против него было возбуждено уголовное дело.)
Сталин подробно расспрашивал своих гостей о молодых художниках, говорил, что нужно бороться за реальное и понятное искусство. «Он очень внимательно слушал наши высказывания о том, что нужно сделать для того, чтобы поднять качественный уровень советской живописи» [10, с. 104]. Особенно запомнились присутствующим слова напутствия, обращенные к ним как ведущим художникам-реалистам: «Сколотите группу хороших мастеров и поведите за собой остальную массу. Двигайтесь дальше крепким отрядом, возглавляя весь фронт изобразительного искусства» [цит. по: 10, с. 104]. (В хрущевские времена во 2-м издании книги Бродского данный эпизод был изъят.)
Встреча эта имела ощутимые последствия. Г. К. Орджоникидзе было поручено создание предприятия по производству художественных красок, приняты кардинальные меры по восстановлению традиционных методов преподавания в высшей школе. Руководство страны доверило Бродскому и Герасимову высокие посты: первый вскоре возглавил реорганизованную в высшее учебное заведение Академию художеств, был назначен ее директором, а Герасимов стал председателем оргкомитета Союза советских художников и спустя некоторое время занял ответственный пост президента Академии художеств СССР. Оба внесли огромный вклад в становление, укрепление и развитие советской многонациональной художественной школы, воспитали многих талантливых учеников и последователей, способствовали достижению новых рубежей в нашем изобразительном искусстве. Герасимов, как и Бродский, всегда стремился поддержать способную молодежь, чему есть множество примеров.
В отделе рукописей Российской национальной библиотеки в фонде В. И. Цветкова [2] хранятся письма Герасимова, в которых
речь идет о двух молодых людях, испытывавших тягу к искусству. 22 декабря 1933 г. Герасимов писал Бродскому: «Дорогой Исаак! Предъявитель сего письма - тот молодой человек, о котором я говорил с тобой. Убежденный реалист. Очень прошу тебя помочь ему устроиться. У него есть хорошая бумага от Мичурина. Будь добр, не откажи мне в этой просьбе. <...> Еще раз прошу тебя помочь Серафиму Татаринову» [2, ед. хр. 4]. 4 марта 1935 г. последовала подобная просьба: «Милый мой друг Исаак Израилевич! Будь добр, прими участие в подателе сего письма Николае Давыдове, он из нашего Мичуринска. Сейчас находится в Ленинграде. Его заветная мечта сделаться художником. Отца у него очень давно нет. Есть только мать, без средств и больная. Жму твою руку. А. Герасимов. 1935 4/Ш» [2, ед. хр. 4].
Было бы чрезвычайно интересно проследить судьбы этих молодых людей, узнать об их дальнейшем жизненном пути. Что касается Н. Давыдова, то среди окончивших живописный факультет Академии художеств по мастерской А. А. Осмеркина еще при жизни Бродского значится Николай Ефимович Давыдов (1909-1968) с дипломной картиной «Лермонтов читает стихотворение» (1938), однако он поступил в институт еще в 1930 г., до обращения Герасимова [14]. Сведений о С. Татаринове обнаружить не удалось.
Картины А. М. Герасимова из собрания Русского музея часто участвуют на различных художественных выставках, достойно представляя отечественное изобразительное искусство 1910-1950-х гг., являясь свидетельством высокого уровня русской живописи предреволюционного и советского периода. За последние годы зрители могли созерцать великолепные работы выдающегося мастера в таких экспозициях Русского музея, как «Красный цвет в русском искусстве» (1997), «Лошади в русском искусстве» (2001), «Дорога в русском искусстве» (2004), «Крестьянский мир» (2005), «Большая картина» (2006), «Времена года. Пейзаж в русской живописи» (2006), «Вокруг света с мольбертом» (2009), «Праздники по-русски» (2011), «Лица России. Портретная галерея Русского музея» (2012) и мн. др., в том числе показанных и за рубежом.
Богатейшее художественное наследие А. М. Герасимова навсегда вошло в сокровищницу отечественного искусства. В ряду выдающихся мастеров русской советской культуры - таких, как Б. М. Кустодиев, И. И. Бродский, К. С. Петров-Водкин, А. А. Дей-нека, Б. В. Иогансон, А. А. Пластов, Е. Е. Моисеенко - он упоминается во многих трудах общего характера, например, в вышедшем в 2003 г. под общей редакцией М. П. Мчедлова томе «Российская цивилизация» [17], а творчество его внимательно и бережно изучается специалистами, не последнее место среди которых занимают сотрудники Музея-усадьбы А. М. Герасимова в Мичуринске во главе с его директором Т. И. Вороновой. Благодаря ее любезному приглашению мне довелось выступить в 2016 г. с докладом на конференции, посвященной 135-летию со дня рождения художника. 21 апреля 2018 г. в лектории Русского музея сделал сообщение о нем, что отражено в буклете, выпущенном к 123-й встрече Клуба любителей искусства.
Приложение
Выступления А. М. Герасимова об искусстве в печати
У полотен мировых мастеров // Советское искусство. 1934. 29 сент.
О реалистическом мастерстве // Известия. 1936. 15 окт.
Монументальная живопись // Советское искусство. 1938. 24 авг.
Большой художник [об И. И. Бродском] // Известия. 1939. 15 авг.
В. И. Суриков - выдающийся представитель русской культуры: Доклад на Второй научной конференции Академии художеств СССР. М. : изд-во АХ СССР, 1949.
За социалистический реализм. М. : изд-во АХ СССР, 1952.
Тридцать пять лет советского искусства // Искусство. 1952. № 6. С. 9-23.
Еще раз о количестве и качестве // Советское искусство. 1952. 27 дек.
Gerassimow A. Fünfunddreissig Jahre Sowjetkunst // Sowjetwissenschaft. Kunst und Literatur (Berlin). Jg. 1. 1953. Heft 1. S. 106-125.
Путь нашего искусства // Советская культура. 1956. 27 марта.
Моя работа над портретом // Из творческого опыта. Вып. 4. М. : Советский художник, 1958. С. 7-36.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См. автографы А. П. Остроумовой-Лебедевой в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Петербурге [1].
ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЯ
1. РНБ (Российская национальная библиотека). Отдел рукописей. Ф. 1015: Дневники и письма А. П. Остроумовой-Лебедевой.
2. РНБ. Отдел рукописей. Фонд В. И. Цветкова № 1165. Ед. хр. 4: Письма А. М. Герасимова к И. И. Бродскому.
3. Александр Михайлович Герасимов. Выставка произведений : К 50-летию творческой деятельности : Каталог / вступ. ст. П. П. Соколо-ва-Скали. М. : М-во культуры СССР, 1956.
4. Александр Михайлович Герасимов. Выставка произведений к 100-летию со дня рождения : Живопись. Графика : каталог / вступ. ст. И. М. Бляновой. М. : Изобр. искусство, 1981.
5. Александр Михайлович Герасимов. Выставка этюдов «Индия. Египет». Январь - март 1954 / сост. Е. А. Звиногродская. М. : изд-во АХ СССР, 1954.
6. А. М. Герасимов. [Альбом] / вступ. ст. д. Осипова. М. : Изобр. искусство, 1986.
7. А. М. Герасимов в воспоминаниях современников / сост. Т. И. Воронова. 3-е изд., испр. и доп. Мичуринск : ИД «Мичуринск», 2011.
8. А. М. Герасимов. Избранные произведения / вступ. ст. Н. Г. Маш-ковцева. М. : Советский художник, 1958.
9. А. М. Герасимов : [Каталог выставки в Мичуринске] / предисл. М. П. Сокольникова. М. : Советский художник, 1950.
10. Бродский И. И. Мой творческий путь. М.; Л. : Искусство, 1940.
11. Герасимов А. М. Жизнь художника / вступ. ст. И. Гронского. М. : изд-во АХ СССР, 1963.
12. Гройс Б. Образование масс : Искусство социалистического реализма // «Россия» в Нью-Йорке и Бильбао : альманах. Вып. 139. СПб. : Palace Editions, 2006. С. 51-57.
13. Гронский И. Из прошлого... Воспоминания. М. : Известия,
1991.
14. Давыдов Н. Е. // Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств. 1915-2005. СПб. : изд-во Ин-та им. Репина, 2007. С. 47.
15. Дом-музей народного художника СССР Александра Михайловича Герасимова [в Мичуринске] : Путеводитель. М. : Изобр. искусство, 1985.
16. Лобанов В. М. А. М. Герасимов. М. ; Л. : Искусство, 1943.
17. Российская цивилизация : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М. П. Мчедлова. М. : Академический Проект, 2003.
18. Сокольников М. П. А. М. Герасимов : Жизнь и творчество. М. : Искусство, 1954.
19. Тихомиров А. Красная Армия и Флот в советской живописи. М. ; Л. : Искусство, 1938.
20. Толпинский В. Народный художник // Литературный Тамбов. 1952. Кн. 3. С. 148-178.
1. З. А. Хачатрян. Портрет А. М. Герасимова. 1950-е Музей-усадьба А. М. Герасимова. Мичуринск
2. А. М. Герасимов. Яблоня в цвету. 1910-е - 1952 Государственный Русский музей
3. А. М. Герасимов. Париж ночью. 1934 Государственный Русский музей
4. А. М. Герасимов. Полдень. Теплый дождь. 1939 Государственный Русский музей
15. А. М. Герасимов. Портрет скульптора Б. И. Яковлева. 1950 Государственный Русский музей