Научная статья на тему 'Произольная саморегуляция функциональных состояний металлургов в условиях деятельности'

Произольная саморегуляция функциональных состояний металлургов в условиях деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / SOCIAL AND TECHNICAL SYSTEM / METALLURGICAL INDUSTRY / CAPACITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко А. И.

В статье рассмотрены результаты экспериментального исследования относительно коррекции функциональных состояний металлургов в условиях производственной деятельности. Разработаны рекомендации по оптимизации работоспособности специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARBITRARY SELF-REGULATION OF THE FUNCTIONAL STATES OF METALLURGISTS IN THE CONDITIONS OF ACTIVITY

In the article the results of experimental research are considered in relation to the correction of the functional states of metallurgists in the conditions of production activity. Developed to recommendation on optimization of capacity of specialists.

Текст научной работы на тему «Произольная саморегуляция функциональных состояний металлургов в условиях деятельности»

12. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. - Москва : Издательство Класс, 2004. -208 с.

13. Обухова, Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. - Москва : Жизнь и мысль, 1999.- 168 с.

14. Шнейдер, А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. - Москва-Воронеж : Изд-во: Московский психологосоциальный университет (МПСУ), 2010. - 928 с.

References

1. Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. -Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. - 89 p.

2. Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. - Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house "Nauka", 1982. -343 p.

3. Ramih, V. A. Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. ... Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. - Rostov n/D., 1997. - 32 p.

4. Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to ... Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. - 236 p.

5. Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. - 240 p.

6. Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. "Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies ". - 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.

7. Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. ... Cand. Soc. Science:

22.00.04/ N. V. Bogacheva - Kazan, 2005. - 245 p.

8. Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. - 516 p.

9. Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. ... Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko - Leningrad, 1981- 632 p.

10. Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. - Moscow: progress, 1986. -238 p.

11. Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. - Volume 2. -304 p.-(Psychology-xX century).

12. Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. - Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. - 208 p.

13. Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. - Moscow: life and thought, 1999. - 168 p.

14. Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. - Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.

Тарасенко А.И.

Магистр, Днепропетровский гуманитарный университет

ПРОИЗОЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МЕТАЛЛУРГОВ В УСЛОВИЯХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены результаты экспериментального исследования относительно коррекции функциональных состояний металлургов в условиях производственной деятельности. Разработаны рекомендации по оптимизации работоспособности специалистов.

Ключевые слова: социотехническая система, работоспособность, металлургическая промышленность.

Tarasenko A.I.

Master's degree, Dnepropetrovsk humanitarian university

ARBITRARY SELF-REGULATION OF THE FUNCTIONAL STATES OF METALLURGISTS IN THE CONDITIONS OF

ACTIVITY

Abstract

In the article the results of experimental research are considered in relation to the correction of the functional states of metallurgists in the conditions ofproduction activity. Developed to recommendation on optimization of capacity of specialists.

Keywords: social and technical system, capacity, metallurgical industry.

Известно много разнообразных способов улучшения или нормализации функциональных состояний (ФС) специалистов в социотехнических системах деятельности. К их числу относятся такие как разработка оптимальных режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий [1;2], а также специфические способы, например, методы групповой психотерапии, самовнушения и др. Важной задачей отмеченных подходов, по нашему мнению, является разработка конкретных профилактических направлений психологической работы и описание способов ее реализации. В литературных источниках можно найти много сведений. посвященных тому или иному способу оптимизации ФС. которые трактуются в разных модификациях [3;4]. Разработка профилактических мероприятий велась в русле многих научных дисциплин - прежде всего, медицины, физиологии, психологии труда.

Однако, только в последние годы начали появляться работы психологов, в которых делаются попытки обобщить основные направления профилактической работы, связанные с проблематикой оптимизации ФС в условиях реальной профессиональной деятельности [5;6].

Практическая потребность в использовании профилактических и коррекционных мероприятий для оптимизации ФС в металлургическом производстве достаточно велика, поскольку дятельность операторов-металлургов проходит в условиях влияния комплекса разнообразных сощально-психологических, технических, естественных и других факторов, которые приводят к снижению уровня работоспособности. Все это с особой остротой подчеркивает необходимость создания соответствующей психопрофилактической системы оптимизации ФС специалистов. Такая система по своему содержанию должна быть адекватна тем задачам, выполнение которых возлагается на отдельные бригады. Типичным объектом профилактической работы может быть повышение работоспособности и устранение последствий профессионального утомления. Создание такой психопрофилактической системы должно основываться на выборе комплекса психорегулирующих влияний и разработке соответствующих организационных форм их воплощения, учитывая конкретную специфику деятельности.

Методы, которые при этом используются, должны быть эффективными для устранения синдрома профессионального утомления, что предопределено наличием целого спектра интенсивных психофизиологических, когнитивных и эмоциональных нагрузок.

116

Основу для определения особенностей динамики работоспособности операторов составили результаты психодиагностического обследования последних в условиях деятельности на протяжении одного года.

Организационно работа для исследования ФС операторов-металлургов была проведена в три этапа. На первом этапе необходимо было выяснить особенности динамики ФС специалистов трех смен; определить, насколько существенны различия между ними и на основании полученных данных установить, какая смена является наиболее неблагоприятной с точки зрения максимальных сдвигов основных психодиагностических показателей и интегрального показателя ФС.

На первом этапе в эксперименте принимало участие 155 операторов, которые исследовались на протяжении одного месяца при работе в разные смены. Порядок и организация исследований обеспечили последовательное обследование их при работе в первую, вторую и третью смены. Исследование каждой смены проводилось на протяжении одной недели, по полному набору психодиагностических методик (а именно: методики определения субъективного отражения состояния(САН, опросник Спилбергера-Ханина); методики определения побочных показателей работоспособности (слуховая память, зрительная память, корректурная проба, КЧСМ, устный счет, продолжение числовых рядов); методики определения прямых показателей работоспособности (скорость выполнения заданий)), что дало возможность получить усредненные данные по каждой смене, которые подлежали обследованию перед началом работы, через 1-1,5 часа и сразу в конце смены.

Значения интегральных показателей для каждого ‘‘среза’’ ФС рассчитывались по следующей формуле:

1 ^ Xi - Хф

У = —X----------------— ,

n i=1 XiMax - Хф

где:

i - информативные показатели;

n - число информативных показателей;

Xi - оценка i-го показателя в конкретном случае;

Хтах - мода диапазона оптимальных значений для i-го показателя;

Хф - фоновые показатели для i-го показателя.

На основании результатов исследования, полученных по всей выборке испытуемых и повторных тестирований для каждого оператора в наиболее благоприятные периоды, были полученные зоны оптимальных значений для каждого диагностического показателя и определены фоновые показатели, в соответствии с которыми рассчитывались интегральные значения для каждого из ‘‘срезов’’ ФС .

При сравнительном анализе результатов обследований обнаружено, что наиболее существенные отличия между показателями ФС от начала до конца работы имеют место для операторов 3-ей смены. Сдвиг основных показателей профессионально важных функций этой смены составляет 16-18% по сравнению с теми, которые оценивались перед началом работы, тогда как аналогичные сдвиги для соответствующих показателей первых двух смен составляют 12-14%. Достоверность отличий между срезами ФС, полученных к началу и после работы, по всем показателям оценивалась с помощью критерия t-Стьюдента с Р(0,05), которая оказалась как статистически значимая для большинства диагностических показателей операторов 3-ей смены. При сравнительном анализе полученных результатов исследования трех смен обнаружено, что третья смена наиболее неблагоприятна с точки зрения максимальных сдвигов основных психодиагностических показателей и степени их выраженности и определена нами для дополнительного обследования на протяжении одного года с целью выявления особенностей динамики работоспособности специалистов-операторов, разработки и реализации соответствующих оптимизационных процедур.

Анализ интегральных показателей частиых функций и интегрального показателя ФС в целом свидетельствует о том, что только перед началом работы большинство информативных показателей (за исключением эмоциональной напряженности), относятся к зоне оптимальных значений, хотя и они не достигают фонових значений, а значение интегрального показателя ФС в целом оценивается как оптимальное.

Оценка интегральных показателей ФС в конце работы свидетельствует о том, что значения всех информативных показателей смещаются в зону негативных значений и выходят за пределы оптимальных. Общая тенденция к сдвигам показателей в негативную сторону сохраняется по всем показателям, однако показатели оперативной памяти, критической частоты слияния световых мерцаний и субъективной оценки состояния испытывают наибольшие сдвиги. В содержательном плане глубина сдвигов основных информативных показателей свидетельствует о том, что в конце работы формируется неблагоприятное ФС, связанное со снижением эффективности деятельности и у операторов третьей смены имеет более четко выраженный характер и может быть квалифицировано как состояние остро выраженного утомления.

Для оптимизации последующей диагностической работы и повышения информативности диагностических показателей, нами был проведен корреляционный анализ между всеми оценками с помощью метода парных корреляций. Данные корреляционного анализа показали, что большинство информативных показателей в динамике обнаруживают закономерно согласованный характер от начала до конца работы, причем корреляционные связи в основном позитивны (г не меньше +0,67) и только для показателей зрительной и слуховой памяти, а также для показателей устойчивости и произвольности внимания имеют место отрицательные связи (г не меньше -0,25). Наиболее стойкие позитивные корреляционные связки наблюдаются для прямых показателей работоспособности и показателей психофизиологического обеспечения деятельности (г не меньше +0,75). Устойчивые корреляционные связи между информативными показателями, подтвержденные согласованной динамикой последних, обусловили отбор тех методик, которые зарекомендовали себя как надежные инструменты в нашем и подобных исследованиях операторской деятельности . Показатели, которые обнаружили между собой слабые позитивные и негативные связи, не диагностировались в дальнейшем исследовании.

Таким образом, теоретический анализ существующих направлений изучения функционального состояния (активационноэнергетического, субъективных переживаний, количественных и качественных показателей результативности труда) показывает, что использование теоретической и методической базы каждого из них является недостаточным для оценки и регуляции функционального состояния. Поэтому использование комплексного подхода к оценке функциональных состояний с позиций системно структурных представлений об их природе, создает условия для своевременной диагностической (контроль, оценка) и коррекционной (оптимизация, профилактика) работы в условиях профессиональной деятельности. Отмеченный подход основывается на теоретико-методологических положениях о строении психических явлений.

Изучение специфических условий и особенностей профессиональной деятельности операторов, обращение к профессиографическому анализу их деятельности, определили адекватность диагностических методик содержания труда и обеспечили получение разнообразных диагностических данных об особенностях функционального состояния. Интенсивная и длительная работа относительно обслуживания и использования сложной современной техники в условиях дефицита времени и информации, вынужденной рабочей позы и ограниченной общей активности существенно влияют на функциональное состояние и работоспособность оператора.

117

Литература

1. Бодров В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения // Психологический журнал. - 2007. -Т.8. - С.107-

118.

2. Корольчук М.С. Пути и мероприятия психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности / Матер. конф. УВД МВД Украины. - Киев, 2005. - С.64-67.

3. Напреенко А.К. Психическая саморегуляция. - Киев: “Здоровье”, 1995. - 237с.

4. Рыжов Б.М. Методика оценки уровня психической напряженности у оператора // Космическая биология и авиакосмическая медицина. - М., 1993. - №5. - С.83-84.

5. Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности / Под ред. Л. Г. Дикой. -М., Просвещение, 1997. - 291с.

6. Шевяков А. В., Хасхачих Е. Г. Динамика функционального состояния операторов-металлургов при различном качестве дисплейных видеокадров // Физиология человека. - М., 1994. - Т.30. - № 4. - С. 76 - 82.

Refernces

1. Bodrov V.A. Rabotosposobnost' cheloveka-operatora i puti ee povyshenija // Psihologicheskij zhumal. - 2007. -T.8. - S. 107-118.

2. Korol'chuk M.S. Puti i meroprijatija psihofiziologicheskogo obespechenija professional'noj dejatel'nosti / Mater. konf. UVD MVD Ukrainy. - Kiev, 2005. - S.64-67.

3. Napreenko A.K. Psihicheskaja samoreguljacija. - Kiev: “Zdorov'e”, 1995. - 237s.

4. Ryzhov B.M. Metodika ocenki urovnja psihicheskoj naprjazhennosti u operatora // Kosmicheskaja biologija i aviakosmicheskaja medicina. - M., 1993. - №5. - S.83-84.

5. Funkcional'nye sostojanija i jeffektivnost' dejatel'nosti cheloveka-operatora v rezhime nepreryvnoj dejatel'nosti / Pod red. L. G. Dikoj. -M., Prosveshhenie, 1997. - 291s.

6.Shevjakov A. V., Hashachih E. G. Dinamika funkcional'nogo sostojanija operatorov-metallurgov pri razlichnom kachestve displejnyh videokadrov // Fiziologija cheloveka. - M., 1994. - T.30. - № 4. - S. 76 - 82.

Харченко Е.В.

Магистрант направления «социальная работа», Кемеровский государственный университет ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается ценностно-смысловое содержание кризисов профессионального самоопределения, переживаемых студентами вуза. Описаны психологические, педагогические, социально-политические технологии и технологии социальной работы со студенческой молодежью, основанные на поддержке становления системы ценностно-смысловых ориентаций личности.

Ключевые слова: ценности, личностные смыслы, кризис, профессиональное самоопределение, вуз, студенты, социальные технологии.

Kharchenko E.V.

Undergraduate on social work, Kemerovo state university

VALUABLE AND SEMANTIC BASES OF TECHNOLOGIES OF PERMISSION OF CRISIS SITUATIONS AT STUDENTS

OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract

In article the valuable and semantic content of the crises of professional self-determination endured by students of higher education institution is considered. The psychological, pedagogical, social and political technologies and technologies of social work with student's youth based on support of formation of system of valuable and semantic orientations of the personality are described.

Keywords: values, personal meanings, crisis, professional self-determination, higher education institution, students, social technologies.

Кризисы, переживаемые студенческой молодежью, обусловлены как общими закономерностями их возрастного и психологического развития, так и социальной ситуацией в период обучения в вузе. Этот важный период характеризуется одновременным протеканием процессов личностного и профессионального самоопределения. В этой связи А.В. Серый и М.С. Яницкий определяют период обучения в вузе как особый смысложизненный период в жизни человека, связанный с переживанием кризиса профессиональной идентификации, т.е. идентификации себя с субъектом будущей профессиональной деятельности. Результатом разрешения данного жизненного кризиса является формирование своей профессиональной идентичности, являющейся важной частью целостного «образа-Я» зрелой личности [5;7].

Ценностно-смысловое содержание кризисов профессиональной идентификации, профессионального становления и самоопределения студентов вуза подробно рассматривается в трудах достаточно широкого круга авторов, в частности в работах Э. Эриксона, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера, Э.Э. Сыманюк, Л.М. Митиной и др. На основании анализа исследований этих и других авторов Е.В. Валиуллина выделяет, в частности, следующие виды таких кризисов: кризис выбора профессии, характеризующийся низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и низкими показателями осмысленности целей в будущем и общей осмысленности жизни; кризис профессиональных экспектаций, проявляющийся высокими показателями внешней отрицательной профессиональной мотивации и низкими показателями внешней положительной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности будущего; кризис учебно-профессиональных ориентаций, отличающийся низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и высокими показателями внешней отрицательной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности настоящего [1]. Общими проявлениями описанных кризисов являются нарушения ценностно-смысловых компонентов процессов личностного и профессионального самоопределения.

Поэтому в основе технологий разрешения кризисов студенческой молодежи находится работа с ценностно-смысловой сферой личности, заключающаяся поддержке становления системы ценностных ориентаций личности и системы личностных смыслов. Так, в современной практической психологии детально разработаны ценностно-смысловые аспекты оказания психологической помощи в различных кризисных ситуациях. Работа с ценностями и смыслами в данном аспекте подробно описывается

В. Франклом, И. Яломом, К. Роджерсом, Ф.Е Василюком, Д.А. Леонтьевым и другими авторами. Рассматривая содержание кризисного психологического консультирования, А.В. Серый предлагает, в частности, конкретную психологическую технологию актуализации смыслов прошлого, настоящего и будущего и перевода их в категорию личностных смыслов [4].

Педагогические технологии разрешения кризисов профессионального самоопределения также рассматриваются в контексте поддержки становления ценностно-смысловой сферы в период обучения в вузе (Г. Оллпорт, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Е.Л. Руднева, Ю.В. Пелех и др.). Значимость образовательных институтов в процессе социализации и формирования ценностной сферы личности подробно анализируется, в частности, в трудах З. Франчек [8; 9].

В практике социальной работы с молодежью, оказавшейся в кризисной ситуации, ценностно-смысловой аспект также занимает одно их ведущих мест. Например, Т.В. Корхонен предлагает «кризисинтервентную модель практики социальной работы» [2], представляющую собой технологию социальной поддержки как отдельных индивидов, так и групп, переживающих кризисное

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.