Научная статья на тему 'Произношение и практика употребления модальной частицы «啊» при фонетических изменениях речевого потока'

Произношение и практика употребления модальной частицы «啊» при фонетических изменениях речевого потока Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайскии язык / преподавание / иностранный язык / фонетика / произношение / модальные частицы / фонетические изменения / обучение фонетике / преподавание китайского языка / модальная частица 啊 / фонетические изменения речевого потока. / Chinese language / language pedagogy / foreign language / phonetics / pronunciation / modal particles / phonetic changes / phonetics teaching / Chinese teaching / modal particles 啊 / speech flow and phonetic changes.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кралина Екатерина Дмитриевна, Чжан Сяоцзин

В статье рассматривается феномен фонетических изменений при употреблении модальной частицы 啊. Её произношение в составе предложения изменяется в зависимости от предыдущего слога в речевом потоке. Авторы считают, что к подобному звуковому изменению следует отнестись серьезно, так как оно оказывает непосредственное влияние на обучение произношению. Однако в большинстве современных учебных пособии практике употребления модальной частицы 啊 не уделяется достаточно внимания. В данной статье объясняется природа фонетических изменении в китайском языке и важность обучению употреблению модальной частицы 啊. Также в статье разъясняются особенности употребления модальной частицы 啊 и перечисляются шесть ситуации , в которых происходит ее фонетическое изменение. В статье описываются функции, которые модальная частица 啊 выполняет в конце предложении и предлагаются примеры материалов, которыми преподаватели могут дополнять учебный процесс для объяснения практики произношения модальной частицы 啊и лучшего освоения учащимися этого навыка. Отдельно разъясняется практическая польза от обучения произношению частицы 啊. После объяснения учащимся основных знании об изменении звука на модальное частице 啊, следует обратить внимание на то, что различные практические занятия должны выполняться в соответствии с языковым уровнем учащихся, чтобы помочь им усвоить правила чтения модальной частицы 啊.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pronunciation and practice of using the modal particle "啊" during phonetic changes in the speech flow

The article deals with the phenomenon of phonetic changes when using the modal particle 啊. Its pronunciation as part of a sentence changes depending on the previous syllable in the speech stream. The authors believe that such a sound change should be taken seriously, as it has a direct impact on learning pronunciation. However, most modern textbooks do not pay enough attention to the practice of using the modal particle 啊. This article explains the nature of phonetic changes in Chinese and the importance of learning to use the modal particle 啊. The article also explains the features of the use of the modal particle 啊 and lists six situations in which its phonetic change occurs. This article describes the functions that the modal particle serves at the end of sentences and provides examples of material that educators can use to complement the teaching process to explain the practice of pronouncing the 啊 modal particle so that students can better learn this skill. The practical benefits of learning the pronunciation of the particle 啊 are separately explained. After explaining to the students the basic knowledge of changing the sound to the modal particle 啊, it should be noted that various practice sessions should be performed according to the language level of the students to help them learn the rules for reading the modal particle 啊.

Текст научной работы на тему «Произношение и практика употребления модальной частицы «啊» при фонетических изменениях речевого потока»

ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОДАЛЬНОЙ ЧАСТИЦЫ «ВД» VOL.4 № 1 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print)

ПРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО ПОТОКА ISSN 2782 - 1935 ЮШЖ)

филологические науки | чжан сяоцзин, Крдлиид е. д. | miyazhang2016@gmail.com | удк 811.581 | научная статья

Pronunciation and practice of using the modal particle "ВД" during phonetic changes in the speech flow

Произношение и практика употребления модальной частицы «ВД» при фонетических изменениях речевого потока

Чжан Сяоцзин1, Кралина Екатерина Дмитриевна2

1 Российско-китайский учебно-научный центр

Институт Конфуция Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия

miyazhang2016@gmail.com

2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, Москва, Россия

wangli.ginseng@gmail.com

Zhang Xiaojing1, Kralina Ekaterina Dmitrievna2

1 Russian-Chinese educational and scientific center Confucius Institute at Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

miyazhang2016@gmail.com

2 Department of Oriental Languages, Faculty of International Relations Institute of Business Studies,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia

wangli.ginseng@gmail.com

удк 811.581 | научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-1-2022-23-29

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается феномен фонетических изменений при употреблении мо-дальноИ частицы ВД. Ее произношение в составе предложения изменяется в зависимости от предыдущего слога в речевом потоке. Авторы считают, что к подобному звуковому изменению следует отнестись серьезно, так как оно оказывает непосредственное влияние на обучение произношению. Однако в большинстве современных учебных пособии практике употребления модальнои частицы ВД не уделяется достаточно внимания. В даннои статье объясняется природа фонетических изменении в ки-таиском языке и важность обучению употреб-

ABSTRACT

The article deals with the phenomenon of phonetic changes when using the modal particle Ifl. Its pronunciation as part of a sentence changes depending on the previous syllable in the speech stream. The authors believe that such a sound change should be taken seriously, as it has a direct impact on learning pronunciation. However, most modern textbooks do not pay enough attention to the practice of using the modal particle Ifl. This article explains the nature of phonetic changes in Chinese and the importance of learning to use the modal particle Ifl. The article also explains the features of the use of the modal particle Ifl and lists six situations in which its phonetic change occurs.

VOL.4 №1 2022

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

лению модальной частицы ВД. Также в статье разъясняются особенности употребления модальной частицы ВД и перечисляются шесть ситуации, в которых происходит ее фонетическое изменение. В статье описываются функции, которые модальная частица ВД выполняет в конце предложении и предлагаются примеры материалов, которыми преподаватели могут дополнять учебныи процесс для объяснения практики произношения модальнои частицы ВДи лучшего освоения учащимися этого навыка. Отдельно разъясняется практическая польза от обучения произношению частицы ВД. После объяснения учащимся основных знании об изменении звука на модальное частице ВД, следует обратить внимание на то, что различные практические занятия должны выполняться в соответствии с языковым уровнем учащихся, чтобы помочь им усвоить правила чтения мо-дальнои частицы ВД.

Ключевые слова: китаискии язык, преподавание, иностранныи язык, фонетика, произношение, модальные частицы, фонетические изменения, обучение фонетике, преподавание китаиского языка, модальная частица ВД, фонетические изменения речевого потока.

Для цитирования: Чжан Сяоцзин, Крали-на Е.Д. Произношение и практика употребления модальнои частицы «ВД» при фонетических изменениях речевого потока. // Современные востоковедческие исследования. 2022. №1, С. https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-23-29

This article describes the functions that the modal particle serves at the end of sentences and provides examples of material that educators can use to complement the teaching process to explain the practice of pronouncing the W modal particle so that students can better learn this skill. The practical benefits of learning the pronunciation of the particle W are separately explained. After explaining to the students the basic knowledge of changing the sound to the modal particle W, it should be noted that various practice sessions should be performed according to the language level of the students to help them learn the rules for reading the modal particle W.

Keywords: Chinese language, language pedagogy, foreign language, phonetics, pronunciation, modal particles, phonetic changes, phonetics teaching, Chinese teaching, modal particles W, speech flow and phonetic changes.

For citation: Zhang Xiaojing, Kralina E.D. Pronunciation and practice of using the modal particle "W" during phonetic changes in the speech flow. Modern oriental studies. 2022. №1. P. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2686-9675-1-2022-23-29

ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОДАЛЬНОЙ ЧАСТИЦЫ «ВДи VOL.4 № 1 2022

ISSN 2686 - 9675 (PRINT)

ПРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО ПОТОКА ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ЧЖАН СЯОЦЗИН, КРАЛИНА Е. Д. | MIYAZHANG2016@GMAIL.C0M | УДК 811.581 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Обучение произношению — это крайне важный навык для преподавателя китайского языка. В значительнои степени он наглядно отражает уровень преподавания. С другои стороны, произношение учащихся тесно связано с развитием их навыков владения китаиским. В речевом потоке китаиского языка произношение соседних слогов часто находится под влиянием норм и естественного механизма речи, что приводит к изменениям в фонетическом облике предложения. Таким образом, обучая произношению, необходимо обращать особое внимание на такие звуковые изменения.

В путунхуа фонетические изменения включают в себя неитральныи тон, эризован-ные финали, нисходяще-восходящии третии тон, модуляция тонов на "—" и а также на "ВД". В настоящее время при преподавании ки-таиского языка в ВУЗах широко используются такие учебные материалы, как: «Новые горизонты: Интегральньш курс китаиского языка», «Новыи практическии курс китаиского языка», «Практическии курс китаиского языка», «Базовыи китаискии (Basic Chinese)», и т.д. Эти учебники рассказывают про большинство изменении в тонах, которые происходят в потоке речи, а также объясняют законы и методы произношения. К сожалению, эти учебники практически не объясняют практику употребления модальнои частицы ВД. В учебных материалах, опубликованных в Китае, также часто отсутствует информация по этои теме. Это вовсе не означает, что произношение и практика употребления модальнои частицы ВДявляется ма-ловажнои. Как раз наоборот, целенаправленная практика применения должна быть включена

как в учебные материалы, так и в учебныи план.

В современном китаиском языке ВД в роли междометия как правило ставится в начале предложения или в середине фразы. В зависимости от мыслеи и чувств говорящего, ВД, сочетаясь с интонациеи говорящего, может произноситься как первым, так и вторым, третьим или четвертым тонами. В практическом использовании самостоятельное употребление междометия ВД — довольно редкии случаи. ВД в роли модальнои частицы употребляется в конце предложения или в середине предложения во время паузы. Ее произношение будет различаться в зависимости от середины или концовки рифмы предыдущего слога. В отличие от других фонетических изменении китаиского языка, изменение ВДв речевом потоке не влияет на значение слова. Это может заставить людеи думать, что фонетические изменения модальнои частицы ВД является неважным. Но в общении, как отмечала ученая Цзэн Юмэи, ВДимеет важное влияние на естественность и плавность речи [1]. Это связано с тем, что изменение звука в речевом потоке формируется не искусственным регулированием, а своего рода «соглашением», достигнутым в процессе взаимодеиствия слогов между собои. Это явление самосогласования в языке [2].

Основываясь на таких книгах, как «Современныи китаискии» под редакциеи Хуан Божун и Ляо Сюидун и «Современныи китаискии» под редакциеи Син Фуи и Ван Гошэна, изменение произношения на «ВД» можно разделить на следующие шесть ситуации:

VOL.4 №1 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 ЮШЖ)

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

1) После а, о, е, ^ и, е читается как «уа». В письменном варианте, вы также можете использовать частицу Щ.

2) После и, ао, iao читается как <^а» и может быть записан частицеи Й.

3) После п читается как «па». В письменном варианте может быть записан как 0Ж

4) После ng читается как «^а». Написание остается неизменным.

5) После zi, ci, si читается как <^а». Написание остается неизменным.

6) После zhi, chi, shi, ri, ег читается как «га». Написание остается неизменным.

Из шести вышеуказанных ситуации видно, что изменения на ВДв потоке речи в основном делятся на две основные категории:

1) добавить фонему, которая идентична (или аналогична) произношению преды-дущеи фонемы, чтобы сделать чтение более гладким;

2) добавить другую фонему, чтобы границы слогов были более четкими.

Преподавание фонетики в значительнои степени является «знанием, полученным на слух» [3]. В процессе обучения преподаватели могут дополнять свои объяснения об изменении звуков на «ВД» с помощью аудио- и видеоматериалов, чтобы наглядно продемонстрировать, как нужно правильно произносить и читать предложения. Например, вы можете вместе с учениками оценить детскую песенку «Круглая луна праздника середины осени». Текст простои и лаконичныи, ритм живои, име-

ющии характерные черты народных песен, ко-торыи легко понять учащимся. Каждое предложение песни заканчивается на «ВД»: "ЛАВДВД

(^а)7^ £ Щ ВД7^ X ^ ВД7'рн Ш Ш ВД","- Я ^

ВД". Песня не только легко воспринимается, но и может позволить почувствовать разницу произношении модальнои частицы ВД.

Когда учащиеся произносят предложения, можно акцентно выделять произношение на ВД, чтобы они усвоили правила употребления. Как правило, если слегка растянуть произношение слова перед ВД, то в речевом потоке ВД сама «выделится» естественным образом.

Кроме того, учителя могут подобрать неадаптированные материалы, чтобы практиковаться в чтении на слух. Читая вслух, учащиеся могут почувствовать изменения и плавность интонации, увеличить свои словарныи запас, повысить уровень понимания на слух, а также развить языковое чутье. В качестве практических материалов рекомендуется отдавать предпочтение литературным произведениям. Во-первых, такои материал больше подходит для чтения вслух, а, во-вторых, он может развить способность учащихся понимать разделение на абзацы и главы. Например, стихотворение поэтессы Се Бинсинь «Звезды»: «А^ЙЙЛ^ВД М, МВД(уа), ШШВД(^а), ШЁМШВД (уа), Ш±МЛВД(уа), ШГШ^ЙЙЙТ » или второи абзац работы господина Чэнь Мяо «Пеизаж Гуилиня», которыи долгое время был включен в китаиские учебники:

ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОДАЛЬНОЙ ЧАСТИЦЫ «ВД» VOL.4 № 1 2022

ISSN 2686 - 9675 (PRINT)

ПРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО ПОТОКА ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ЧЖАН СЯОЦЗИН, КРАЛИНА Е. Д. | MIYAZHANG2016@GMAIL.C0M | УДК 811.581 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Конечно, учителя должны подбирать материал в соответствии с языковым уровнем учащихся и объемом словарного запаса, которым они владеют. Например, этот отрывок очень подходит для чтения и тренировки на начальном уровне:

(уа)!И±^ШВД(па),7КВД(уа),МВДМ,Ж ЛВД(га), ^ВД(уа), ^ВД

М,ШВДМ,^ВД(уа),ЙВД(уа)о "

Модальная частица ВДв конце предложения выполняет несколько функции, которые описаны в книге «Восемь сотен слов современного китаиского». Например, в конце повествовательного предложения означает объяснение или напоминание другои стороне, иногда нетерпеливым тоном. В конце побудительных предложении означает просьбу, побуждение, приказ, предостережение и т.д. [4, С. 46-47]. Шао Цзинминь считает, что ВД также играет важную роль в вопросительных предложениях [5]. Большинство ученых считают, что ВД обладает способностью смягчать тон в вопросительных предложениях [6]. Эти особенности модальнои частицы ВД выражаются интонационно. Таким образом, изучение фонетических изменении на ВДможно комбинировать с обучением фонетики в целом. Это не только помогает учащимся полностью понять использование и произношение частицы ВД в предложениях, а также помешает говорить на китаиском с ин-тонациеи своего родного языка, что обычно приводит к привычке говорить с акцентом.

Например, при обучении в классе могут быть показаны примеры с частицеи ВДв вопросительных, восклицательных, повелительных и повествовательных предложениях, а также примеры ВДв предложениях, указывающих на паузы и перечисления.

Как языковои феномен, возникающии в процессе коммуникации, фонетические изменения являются важнои составляющеи в обучении произношению. Использование различных методов при обучении и выбор разнообразных материалов может помочь учащимся освоить фонетические изменения в потоке речи и улучшить навыки устного общения.

Список источников

1. Цзэн Юмэи. Преподавание фонетики китаиского языка иностранцам. ^^Ь ÄüW.) Издательство Хунаньского педагогического университета

2007. - 221 с.

2. Чжан Гуицюань. Фонетические изменения и нормы произношения модальнои частицы ВД. (ЖШХ

^^М^ЙШ) // Журнал педагогического

колледжа Гуилиня

^Ä), 2002. No. 1. C. 34 - 37.

3. Лу Цзяньцзи. Переосмысление нескольких основных проблем преподавания фонетики китаиского как иностранного.

^Ш) // Журнал университета Дали (^ïfi ^^^Ä), 2010. No. 5. C. 1 - 4.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

4. Восемь сотен слов современного китайского языка. / под ред. Люй Шусян. Издательство Commercial Press (яЙШ^Ш. Ш

1999. 760 с.

5. Шао Цзинминь. О роли модальной частицы ВД в вопросительных предложениях и методологических переосмысления.

а.

ЙШ&) // Языковая наука (^в^^.), 2012. No. 61. C. 596 - 603.

6. Цзун Сяочжэ. Исследование прагматиче-скои функции модальнои частицы ВДв вопросительных предложениях китаиского языка. (жЙЙ.

ip^^teW^) // Журнал Хэбэиского университета (Серия «Философия и социальные науки»)

Ю ), 2015. No. 4. C. 60 - 63. References

1. Zeng Yumei. Teaching Chinese Phonetics to Foreigners. ^ьшр®^) Hunan Normal University Press

ft), 2007. 221 p. (in Chinese)

2. Zhang Guiquan. The phonetic variants of the Chinese modal particle"A" and its specification character. (ЖШХ ii^M'WWW» К^^МШЙШ). // Journal of Guilin teacher

2002. No. 1. P. 34 - 37 (in Chinese)

3. Lu Jianji. Re-conceptualization of several basic issues in teaching Chinese phonetics as a foreign language. (##Щ.

// Journal of Dali university. (^а^ЗД), 2010. No. 5. P. 1 -4. (in Chinese)

VOL.4 №1 2022

ISSN 2686 - 9675 (Print) ISSN 2782 - 1935 №№)

4. Dictionary of 800 modern Chinese words. Edited by Lu Shuxiang. (Й^Й^ММ.и

The Commercial Press. Щ 1999. 760 p. (in Chinese)

5. Shao Jingmin. The function of modal parti-cle"A" in interrogative sentences and the introspection of relevant methodology.

а.

// Linguistic sciences. (ipWf4^), 2012. No. 61. P. 596 - 603 (in Chinese)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zong Xiaozhe. Pragmatic function of Chinese final particle "A" in interrogative sentence.

(жйй ШШЙ^ Фii^M" ВД'Ш^Й

ttW^.) // Journal of Hebei university (philosophy and social science) (M^fc^^^ »(^^±^4«) ). 2015. No. 4. P. 60 -63. (in Chinese)

Информация об авторах

Чжан Сяоцзян,

преподаватель

Российско-китайский учебно-научный центр Институт Конфуция РГГУ 125047, Москва, Миусская пл., 6 корпус 3 Россия

miyazhang2016@gmail.com

Кралина Екатерина Дмитриевна,

старшии преподаватель

Кафедра восточных языков ФМО ИБДА

РАНХиГС

119571, Москва, проспект Вернадского,

82, стр.1

Россия

wangli.ginseng@gmail.com

ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ МОДАЛЬНОЙ ЧАСТИЦЫ «ВД» ПРИ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО ПОТОКА

VOL.4 №1 2022

ISSN 2686 - 9675 (PRINT) ISSN 2782 - 1935 (ONLINE)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ | ЧЖАН СЯОЦЗИН, КРАЛИНА Е. Д. | MIYAZHANG2016@GMAIL.C0M | УДК 811.581 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Information about the Authors

Zhang Xiaojing

Lecturer

Russian-Chinese educational and scientific

Confucius Institute center

Russian State University for the Humanities.

125047, Moscow, Miusskaya sq., 6 build. 3

Russia

miyazhang2016@gmail.com

Ekaterina Kralina

Senior Lecturer

Department of Oriental Languages, Faculty of International Relations IBS RANEPA.

119571, Moscow, Vernadsky prosp., 82,

build. 1

Russia

wangli.ginseng@gmail.com

Статья поступила в редакцию 25.10.21; одобрена после рецензирования 20.01.22; принята к публикации 25.02.22.

The article was submitted 25.10.21; approved after reviewing 20.01.22; accepted for publication 25.02.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.