Научная статья на тему 'Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть II. Римский амфитеатр - специальное сооружение для особых зрелищ'

Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть II. Римский амфитеатр - специальное сооружение для особых зрелищ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1026
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ЗРЕЛИЩНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / АРЕНА / ЦИРК / ТЕАТР / АМФИТЕАТР / RITUAL GAMES / ENTERTAINMENT FACILITIES / ARENA / CIRCUS / THEATER / AMPHITHEATER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусатов А. А.

Distribution of gladiatorial games in Rome led to the emergence of a special type of an architectural construction, in order to carry out this type of competitions. The Roman amphitheater formation went gradually, the structure of its circuses constantly became more and more complicated. We can see yet undeveloped volume and spatial structure in the earliest monuments, such as an amphitheater in Pompeii. Further, there is an arch and order cell in the heart of architectural concept of the amphitheaters. The construction volume was based on these standard elements. Amphitheaters differed in size and spaceplanning decision features. The largest ones, such as the arenas in Verona, Sirakuzakh and etc, paved the way to the creation of the most perfect arena the Colosseum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origin and Evolution of the Ancient Entertainment Building. Part II. The Roman Amphitheatre - the Special Construction for Unique Shows

Distribution of gladiatorial games in Rome led to the emergence of a special type of an architectural construction, in order to carry out this type of competitions. The Roman amphitheater formation went gradually, the structure of its circuses constantly became more and more complicated. We can see yet undeveloped volume and spatial structure in the earliest monuments, such as an amphitheater in Pompeii. Further, there is an arch and order cell in the heart of architectural concept of the amphitheaters. The construction volume was based on these standard elements. Amphitheaters differed in size and spaceplanning decision features. The largest ones, such as the arenas in Verona, Sirakuzakh and etc, paved the way to the creation of the most perfect arena the Colosseum.

Текст научной работы на тему «Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть II. Римский амфитеатр - специальное сооружение для особых зрелищ»

Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть II. Римский амфитеатр - специальное сооружение для особых зрелищ

А.А.Мусатов

Наиболее значительные типы римских сооружений - форум, базилика, термы, мосты, дороги - вместе демонстрируют важнейшие отличительные черты римского образа жизни. Театры и амфитеатры в этом списке занимают особое место. «Хлеба и зрелищ!» - не просто римский лозунг. В нем суть привилегий римского гражданина и принцип устройства общественной жизни Рима. Дело в том, что римский гражданин, согласно античной традиции, не мог работать по найму, то есть за деньги. Основой патриархального общества Рима изначально был крестьянин. Он владел небольшим наделом земли, работал на нем и кормил всю семью. С появлением колоний и рабов, в которых обращали покоренные народы, крестьянские хозяйства стали разоряться, не выдерживая конкуренции с огромными латифундиями и дешевым рабским трудом. Разоренные граждане перебирались в большие города, пополняя число так называемых пролетариев, то есть граждан, не имеющих собственности. Для римских низов бесплатные раздачи хлеба становились весьма актуальными, часто они попросту давали возможность гражданам существовать. А зрелища позволяли привнести в довольно скучную жизнь плебса остроту и разнообразие. Однако значение гладиаторских игр в жизни римского общества оказалось намного существеннее. В конце периода республики игры стали важным фактором в формировании нового типа римского гражданина. Созерцание на арене убийства рабов, представителей покоренных народов, вырабатывало в римских гражданах холодную черствость, без которой невозможно стать властелином мира. Кроме того, правителями Рима игры были оценены как способ управления толпой и, соответственно, мощный фактор стабилизации общества.

В театрах и амфитеатрах, специально созданных для масштабных представлений, сосредоточивались главные типы римских зрелищ. В театрах шли в основном комедии, причем самого низкого пошиба. Правда, среди римского населения были и тонкие ценители искусства и поэзии, меломаны. Для них устраивали поэтические и музыкальные представления, часто рядом с огромными театрами размещались одеоны -небольшие театральные чаши, специально предназначенные для подобных постановок [1. С. 40-42].

Развлечения, которые устраивались в амфитеатрах, вопреки распространенному мнению, отличались даже большим разнообразием, чем театральные зрелища. Утром игры начинались с учебных поединков молодых бойцов и других состязаний, для публики малоинтересных. В середине дня проводились казни. Разнообразие и жестокость методов лишения людей

жизни могут шокировать современного человека. В первой половине дня самым интересным для толпы была казнь приговоренных, которых выгоняли на арену на растерзание львам или тиграм. Хищников дрессировали специально, чтобы превратить в людоедов. Как правило, этим завершалась утренняя программа. Наиболее серьезные и популярные зрелища происходили во второй половине дня. В основном они представляли собой разнообразные поединки, как одиночные, так и групповые, вплоть до организации целых батальных представлений. Одиночные поединки устраивались на самых разных условиях [2. С. 40-45]. Они бывали принципиально равными от начала до конца или только с изначально равным оружием. Равные поединки всегда судил распорядитель на арене с деревянным жезлом - аналог современных рефери на ринге [3. С. 167], иногда таких судей можно увидеть на древних изображениях (рис. 1). По команде судьи начинали и заканчивали бой, меняли оружие. Он же отдавал приказ добить побежденного, если на то была воля императора и зрителей. Вопреки современным представлениям, не все поединки объявлялись как бои на смерть. Причем дело вовсе не в человеколюбии, а в деньгах. Смертельный бой стоил гораздо дороже для организаторов: вопрос заключался в том, кто будет оплачивать гибель бойца ланисте, его владельцу? Впрочем, смерть от случайно пропущенного удара была возможна всегда.

Другой тип боя - заведомо неравные поединки. Устраивали бои с неравнозначным вооружением, причем с огромным спектром вариантов. Например, организовывали поединки между бойцом с оружием нападения (большой меч, но очень маленький щит) и гладиатором с оборонительным оружием (полноразмерный щит, но маленький меч, почти нож). Зрителям было интересно, кто одержит верх, а еще интереснее было делать ставки на победителя! Популярностью пользовались также бои между ретиариями, вооруженными трезубцем и сетью (они считались низшими в иерархии бойцов), и мир-милонами или секуторами, чья экипировка включала меч и щит (рис. 2).

Еще один тип боя - звериные травли и поединки гладиаторов с животными. Среди таких состязаний особой популярностью пользовались бои с большими кошками, причем на одного убитого льва или тигра приходилось около десяти погибших гладиаторов. Вообще же на арене появлялись разные звери, вплоть до слонов и носорогов. Убивали на аренах и быков, причем в немалых количествах (как не вспомнить тут минойские игры с быками, греческие гекатомбы и т.д.).

Кстати сказать, от номеров со львами ведут свою профессиональную летопись современные укротители, а от заклания быков происходит коррида, причем даже арены для нее имеют визуальное сходство с римским амфитеатром.

Как видим, представления в амфитеатрах отличались многообразием форм и сложностью организации. Чтобы реализовать такую непростую функцию, устройство амфитеатра должно было отличаться такой же сложностью, да еще и определенной гибкостью. Может показаться,

что с появлением первых римских амфитеатров процесс формирования зрелищных сооружений подошел к своему логическому финалу. На самом деле, как и все в истории, гладиаторские игры начинались с достаточно простых форм, а усложнение происходило постепенно. Также и формирование амфитеатра заняло определенное время. Правители Рима старались устраивать игры для все большего количества зрителей, делать представления все сложнее, зрелищнее, ярче. Усложнение можно считать главной доминантой в раз-

Рис. 1. Финал боя гладиаторов. По команде судьи победитель добивает побежденного. Мозаика. II век. Италия, Верона, Музей города

Рис. 2. Бой мирмилона и ретиария. Изображение на античной медали. Франция, Нант, Археологический музей

Рис. 3. Амфитеатр в Помпеях. Общий вид. 80-е годы до н.э. Все натурные фотографии выполнены автором

витии как самих игр, так и вмещающих их амфитеатров. При ближайшем рассмотрении оказывается, что при всей яркой образности и узнаваемости амфитеатров построены они вовсе не единообразно и по многим параметрам пространственной организации, по технологии проведения игр могут быть отнесены к разным типам.

Самым ранним дошедшим до нас сооружением, возведенным специально для проведения гладиаторских игр, считается амфитеатр в Помпеях. Помпеи - эллинистический город племени самнитов, захваченный войсками Суллы в ходе союзнической войны. Такая же судьба постигла и Геркуланум, и Стабии, и десятки других менее известных населенных пунктов. Переход под власть римлян достаточно быстро отразился на жизни и судьбе их всех, причем дело не только в смене хозяев. Римский образ жизни предполагал определенные особенности в планировке, инженерной инфраструктуре, номенклатуре общественных сооружений. Амфитеатр в Помпеях был построен в начале I века до н.э., в процессе первой римской реконструкции города. Этим объясняется тот факт, что он расположен на самой окраине, у крепостной стены, - видимо, из-за того, что центр был уже плотно застроен, а участок под строительство должен был обладать весьма значительными размерами. К амфитеатру от форума вела улица Изобилия. Близ амфитеатра застройка обрывается (рис. 3), оставляя достаточно обширное пространство, в настоящее время заросшее раскошными старыми пиниями. В то время, когда город еще жил полной жизнью, это пространство в качестве

накопительной площади служило для концентрации и распределения зрителей. Это важный момент, поскольку вместимость амфитеатра была очень значительной, около двадцати тысяч человек, то есть он вмещал практически всех граждан Помпей. До и после представления вокруг амфитеатра собиралась огромная толпа. Правда, площадью это пространство может называться лишь условно, поскольку архитектурно оно никак организовано не было. Близлежащие дома обращены к амфитеатру своей задней стеной, ограждающей сад. Стены, как и все садовые ограды в римских домах, снаружи не украшались, лишь наличие задней калитки слегка разнообразило безликий фасад.

Сам амфитеатр, эллиптический в плане, сооружен по принципу, имеющему отдаленное сходство с устройством более ранних античных стадионов. Грунт в центре, где позднее устроили арену, был вынут и перемещен, что составило основу трибун для зрителей (рис. 4). Но на этом сходство заканчивается. Насыпи поддерживались мощными каменными стенами: одной снаружи - внешним овальным кольцом, другой внутри - малым кольцом, обрамляющим арену. Внутренняя стена имела около двух метров в высоту и должна была защищать зрителей от разных случайностей во время представлений (рис. 5). На самом деле окружала арену не стена, а кольцевая пространственная структура со сводчатым проходом внутри (рис. 6), которая создавала дополнительную пространственную жесткость, препятствуя возможному сползанию грунта. Но с точки зрения технологии организации игр

Рис. 4. Амфитеатр в Помпеях. Вид сверху

Рис. 6. Амфитеатр в Помпеях. Кольцевой служебный проход для обеспечения игр

Рис. 5. Амфитеатр в Помпеях. Панорама

этот кольцевой коридор давал даже намного больше. Именно благодаря ему появлялась возможность вывести бойцов, животных, служителей в любой момент и в любой точке по периметру арены. Это самый ранний кольцевой обход, дошедший до нашего времени, возможно даже вообще самый первый. С этого момента кольцевой обход становится обязательным элементом всех амфитеатров. Впрочем, и здесь существовали некоторые особенности, связанные с организацией главных проходов на арену.

В амфитеатре в Помпеях предусматривалось три прохода, которые позволяли попасть на арену принципиально различными способами, соответственно и проходы можно дифференцировать. Главные проходы выходили на арену арками с двух сторон по большой оси эллипса (рис. 7). Одно из основных назначений проходов заключалось в организации большого парада, открывавшего игры. От этих шествий берет свое начало парад-алле в современных цирках. Кроме того, проходы позволяли въезжать на арену колесницам, если они участвовали в действе, а также доставлять туда крупных животных. Через один из проходов - так называемые Ворота смерти - с арены вывозили погибших бойцов (вероятно, убитых первоначально складывали в помещении рядом с кольцевым проходом). Проходы были наклонные, поскольку арена находилась много ниже уровня земли. Один из них (от улицы Изобилия) шел прямо по оси арены, а противо-

Рис. 7. Амфитеатр в Помпеях. Главный проход на арену

положный загибался под прямым углом. Это было связано с тем, что с противоположной стороны амфитеатр примыкал к небольшому холму и фактически врезался в него, что препятствовало организации прямого выхода. Малый служебный проход шел наклонно вниз примерно по малой оси эллипса. Он не приводил к арене, а давал возможность попасть в кольцевой обход. Совершенно очевидно, что этот проход предназначался для участников игр, которые должны были незаметно для зрителей занять исходные позиции, чтобы в назначенное время выйти на состязания. Закономерный вопрос: откуда же шел этот проход? Он был устроен там, где по соседству с ареной располагалась школа гладиаторов.

Рядом с амфитеатром в Помпеях находится огромная по площади палестра - почти квадратное в плане сооружение, по сути представляющее собой перистильный двор (то есть двор, обнесенный портиками со всех сторон). В центре комплекса находится не дворик, как в обычных жилых домах, а просторный плац, в настоящее время совершенно пустой. Когда школа еще работала, там, вероятно, стояли «тренажеры», где бойцы оттачивали свои навыки. По периметру комплекса располагались подсобные помещения, казарма гладиаторов. В музее Неаполя хранится фреска из Помпей, изображающая амфитеатр и школу (рис. 8). Школ гладиаторов до нашего времени дошло немного, но по археологическим исследованиям известно, что функциональная связка амфитеатр-школа существовала практически повсеместно. В Помпеях мы видим один из примеров обычной компоновки этих элементов. Недостатком примененного там решения можно считать то обстоятельство, что бойцы, проходившие на арену из школы, никак не отделялись от потоков зрителей. Это серьезное нарушение принципов функционального зонирования и разделения потоков. Кроме того, это нарушение «техники безопасности», ведь римских граждан всегда старались оградить от контактов с вооруженными рабами, обученными

Рис. 8. Изображение амфитеатра в Помпеях. Фреска. Италия, Неаполь, Археологический музей.

искусству убивать. Здесь же гладиаторы должны были идти к проходам через пространство вокруг амфитеатра, где зрители шли к лестницам, ведущим на трибуны. Конечно, гладиаторы проходили на арену немного позже, когда трибуны уже были заполнены, и за порядком всегда следили легионеры, но нерешенность проблемы разделения потоков в Помпеях ощутима в полной мере. Над решением этих и многих других проблем римским зодчим еще предстояло работать.

Однако главное, что необходимо было решить совершенно иным образом, - это система внутренних коммуникаций, обеспечивающая доступность амфитеатра для зрителей. Жителю Помпей, собравшемуся посмотреть гладиаторские схватки, независимо от своего звания и должности, приходилось по одной из лестниц (рис. 9), расположенных вдоль периметра сооружения, подниматься на кольцевую площадку чаши стадиона (рис. 10), оттуда еще выше, на верхние ряды, а затем уже спускаться вниз, на свое место. Другого пути не существовало. Укрыться от зноя или дождя внутри стадиона тоже бы не получилось, поскольку внутренних помещений для

зрителей попросту не было, хотя сами трибуны закрывались сверху специальным тентом практически во всех римских амфитеатрах, театрах и одеонах [4. С. 71, 99 ]. Амфитеатр в Помпеях демонстрирует нам наиболее экономичное архитектурное решение, например, в том, что касается объемов использованного камня или бетона. Однако это не самый совершенный амфитеатр с точки зрения удобства зрителей, но других подобных сооружений мы, к сожалению, не знаем. Быть может, когда до конца будет раскопан Геркуланум, нам удастся увидеть еще что-то интересное для истории архитектуры, но пока что все это скрыто под вулканическим пеплом толщиной почти в два десятка метров.

Примерно в то же время, когда возводили амфитеатр в Помпеях, было придумано одно архитектурное новшество, полностью изменившее лицо общественной архитектуры Рима. В истории архитектуры этот элемент получил название «ароч-но-ордерная ячейка». Впервые такая ячейка появилась в Риме в здании Табулария (государственного архива), которое было построено в правление Суллы (рис. 11-12). Смысл этого архи-

Рис. 10. Амфитеатр в Помпеях. Верхняя обходная галерея, Рис. 11. Табуларий в Риме. На фасаде видна самая ранняя служившая для распределения потоков зрителей из дошедших до нас римских арочно-ордерных ячеек

тектурного элемента заключается в том, что несущую функцию исполняют стены, прорезанные арочными проемами. Ордер накладывается на фасадную стену в качестве декоративного элемента и лишь изображает работу несущих конструкций, создавая впечатление тектонически-убедительной системы. Огромные наружные стены римских зрелищных сооружений отнюдь не кажутся громоздкими, тяжелыми или скучными. Простейшими средствами обычная стена обретала свойства величественного архитектурного произведения. Но достижения в оформлении фасада сооружения, какими бы важными они ни были, пожалуй, даже уступали по значению тем возможностям, которые открывались перед проектировщиками в области устройства его объемно-планировочной структуры. Дело в том, что внутри ячейки располагался свод - крестовый или цилиндрический. Соединяя ячейки одну с другой, можно было устраивать плоские протяженные фасады наподобие портиков, как это и было сделано в Табуларии. Изгибая ячейки, можно было создавать здания округлой или кольцевой формы - это и есть планировочная основа амфитеатра. Самое потрясающее в получившейся структуре - система коммуникаций, которую стало возможно организовать внутри сооружения, ведь ячейка была проницаемой в обоих ортогональных направлениях. Поток зрителей можно было направить в любую сторону, если только проектировщику не требовалось где-то прервать движение. Трибуны более не опирались на грунт, а поднимались на субструкции. В толще сооружения можно было разместить

многочисленные лестницы, которые вели потоки людей с яруса на ярус, непосредственно к их месту. Чаша амфитеатра из земляного откоса, облицованного камнем, превратилась в полноценное архитектурное сооружение. Проницаемая для людей пространственная структура, позволяющая каждому из многих тысяч зрителей пройти непосредственно к своему месту, обеспечить доступ в любую точку трибун, явилась поистине революционным новшеством [подробнее см.: 5. С. 104-117]. Но так ли сразу столь радикальные изменения прижились в

Рис. 13. Амфитеатр в Пестуме. Сохранившаяся часть арены

Рис. 12. Римский форум. На дальнем плане Табуларий (государственный архив). 80-е годы до н.э.

2 2013 49

архитектуре Рима? История показывает, что по-настоящему серьезные нововведения входили в архитектурную практику постепенно.

Вопрос о происхождении амфитеатров классического типа весьма слабо освещен в научной литературе. Однако при натурном осмотре памятников можно выявить несколько сооружений, которые имели определенные черты, сближающие их с амфитеатром в Помпеях. Это позволяет нам идентифицировать их как своего рода переходный тип. В качестве примера можно привести амфитеатр в Пестуме - древней греческой колонии Посейдонии, которая была захвачена римлянами и превращена ими в свой город со всеми вытекающими последствиями. Амфитеатр в Пестуме сохранился очень плохо, он и раскопан всего наполовину. С ареной в Помпеях его сближают трибуны, устроенные с использованием земляной насыпи (рис. 13). Никаких внутренних помещений, кроме кольцевого служебного прохода (рис. 14), не существовало. Снаружи, как и в Помпеях, амфитеатр окружала капитальная

стена, к которой примыкали двухмаршевые лестницы. Но на этом сходство заканчивается. Дело в том, что лестницы в Пестуме не были открытыми, они скрывались за еще одной внешней стеной с арочными проемами (рис. 16). Казалось бы, это уже почти арочно-ордерная ячейка, но это не совсем так. В отличие от более поздних построек, проходов внутрь сооружений там не было. Вообще количество входов в амфитеатр было невелико, а система попадания на трибуны напоминала организованную в Помпеях. На верхнюю обходную галерею можно было попасть также и от основных, парадных проходов на арену. В сохранившейся части справа и слева от такого прохода можно видеть остатки двух лестниц, которые вели зрителей наверх (рис. 15).

Примером поисков римскими зодчими лучших схем устройства амфитеатров может также служить арена в Сиракузах на Сицилии (рис. 17), построенная в 1-й половине I века до н.э. Этот памятник имеет много большие размеры, чем памятник в Пестуме, - на момент строительства он являлся крупнейшим

Рис. 14. Амфитеатр в Пестуме. Главный проход на арену. Хорошо видны остатки системы разделения потоков различного функционального назначения

Рис. 16. Амфитеатр в Пестуме. Руины внешней аркады - прообраза арочно-ордерной ячейки

Рис. 15. Амфитеатр в Пестуме. Гглавный проход на арену Рис. 17. Амфитеатр в Сиракузах. Общий вид арены

50 2 2013

сооружением подобного рода. Устройство амфитеатра отличается большей сложностью, причем особенно интересно то, как в объемно-пространственную схему амфитеатра включался рельеф. Амфитеатр оказался как бы врезан в не очень высокий холм. Длинный проход наподобие древнегреческого дромоса, шедший по уровню подножия холма, выво-

Рис. 18. Амфитеатр в Сиракузах. По сторонам от парадного прохода на арену располагались лестницы для зрителей, которые входили с низкого уровня земли (с короткой стороны эллипса). Лестницы вели на нижние ярусы трибун

Рис. 19. Амфитеатр в Сиракузах. Большая ось арены и парадные проходы

дил участников сражений прямо на арену (рис.19). Зрители же, подходившие к арене с узких сторон эллипса, должны были подниматься наверх по лестницам (рис. 18), а те, что входили с длинной стороны амфитеатра, попадали внутрь с высокого уровня земли, то есть для зрителей нижних, привилегированных трибун устраивались наклонные проходы от

Рис. 20. Амфитеатр в Сиракузах. Руинированные трибуны демонстрируют все устройство амфитеатра почти как правильный разрез

Рис. 21. Амфитеатр в Сиракузах. Проход с высокого уровня земли (с длинной стороны эллипса) к нижним ярусам трибун

внешних обводов сооружения. Таким образом, рельеф земли включался в организацию объемной структуры амфитеатра, но это уже не была глухая насыпь, тело ее пронизывали как наклонные лестницы, так и кольцевые сводчатые галереи, предназначенные для распределения потоков зрителей по периметру трибун (рис. 20, 21).

Еще одно важнейшее новшество, которое представляет

Рис. 22. Амфитеатр в Сиракузах. Арена и подземный ход, который использовался для выхода бойцов во время представлений

Рис. 23. Амфитеатр в Сиракузах. Трибуны. Хорошо виден выход из служебного кольцевого прохода на арену. Отсюда могли появляться бойцы или хищники

амфитеатр в Сиракузах, связано с попыткой использовать пространство земли под ареной. Подземный ход, который сейчас имеет вид траншеи, шел к центру арены, где расширялся и превращался в прямоугольное помещение, где могло расположиться несколько человек (рис. 22). Первоначально ход и подземная камера перекрывались деревянным настилом. Очевидно, в перекрытии был устроен люк, чтобы бойцы могли в назначенный момент выскочить буквально из-под земли и броситься в бой. Такое появление гладиаторов создавало эффект неожиданности, придавало зрелищу дополнительную остроту. Это новшество можно считать существенным дополнением систем организации игр, придуманных ранее (рис. 23).

Усложнение устройства амфитеатров шло по пути создания более комфортных условий для зрителей и более изощренной системы организации игр. Незыблемая логика развития привела зодчих к созданию амфитеатра на основе арочно-ордерной ячейки, вероятно, в конце I века до н.э. Этот тип зрелищного сооружения прочно вошел в архитектурную практику империи на несколько столетий. Закрепился он потому, что обладал рядом существенных преимуществ по сравнению со всем изобретенным в данной области до того времени. Подняв зрительские места на искусственные суб-струкции, римские зодчие исключили необходимость перемещать огромные массы грунта и заглублять арену. Арена в амфитеатрах стала располагаться примерно на уровне земли. Два главных, парадных прохода на арену теперь шли прямо по уровню земли, что функционально стало намного удобнее. По ним во время представления на арену въезжали боевые колесницы, доставлялись крупные животные. Поскольку зрелищные номера с ними всегда воодушевляли публику, они стали входить в постоянную программу игр - в результате прямые парадные проходы существуют практически во всех дошедших до нас амфитеатрах.

Большие свободные пространства под трибунами также нашли свое функциональное применение. Ячейки, располагающиеся во внешнем поясе сооружения, всецело отдавались зрителям, исполняя, по сути, функции вестибюля и фойе. Помещения, которые находились ближе к арене, - они были ниже и уже - использовались иначе. Там могли располагаться склады для хранения реквизита, которого для серьезного представления нужно было немало. Требовались также помещения для подготовки и облачения бойцов. Отдельно устраивались пункты медицинской помощи раненным в схватках, ведь ранения случались постоянно. Кстати сказать, медицина, в том числе хирургическая, у римлян была очень развита, при операциях они даже применяли обезболивающие средства. Римские хирургические инструменты, которые можно видеть в музее Неаполя, поражают своим сходством с современными аналогами. Соответственно, и помещения для оказания помощи не должны были походить на каморку. Наконец, предусматривались камеры для осужденных на смерть, которые ожидали своей очереди выхода на арену. Кроме того,

необходимо было где-то разместить и диких зверей. Конечно, можно было доставленных в клетках хищников выпускать непосредственно на арену. Однако это не слишком удобно. Животных, чтобы они пребывали в форме, надо кормить и поить. Состязание могло задержаться из-за каких-то причин, что неизбежно привело бы к проблемам. Короче говоря, стационарный зверинец в цирке всегда предпочтительнее каких-то временных или мобильных решений.

Предельная функциональность стала главной отличительной особенностью амфитеатра, основным принципом его проектирования и строительства. Это подтверждает тот факт, что большинство дошедших до нашего времени амфитеатров (а их сохранилось около семидесяти по всему Средиземноморью) относится к одному и тому же типу. Правда, различия в их размерах были весьма значительны. Размер определял количество посадочных мест, которое, в свою очередь, зависело от величины города. Хороший пример небольшого

Рис. 24. Амфитеатр в Катанье (Сицилия). При строительстве амфитеатра применена арочно-ордерная ячейка

Рис. 25. Амфитеатр в Катанье. Система выходов на арену

амфитеатра с крошечной ареной демонстрирует памятник в Катанье на Сицилии (рис. 24). Хотя он сильно руинирован, можно видеть, что это классический пример устройства римской арены (рис. 25). Амфитеатр в Катанье сравнительно поздний, начало его строительства относится к рубежу II-III веков н.э. В нем уже чувствуется отточенность всех приемов, применявшихся при возведении амфитеатров. Можно сказать, это упрощенный вариант классической схемы.

Вершиной в практике строительства амфитеатров в период, когда тип этого зрелищного сооружения только складывался, безусловно, стала арена в Вероне (рис. 27-30), которая датируется 30 годом н.э. Это один из самых больших амфитеатров, возведенных до строительства Колизея, он вмещал тридцать тысяч зрителей. Амфитеатр в Вероне вместе с амфитеатром в Катанье помогают понять важную особенность римской архитектуры, состоящую в использовании местных природных материалов. На Сицилии амфитеатр целиком сооружен из черного вулканического камня, который на острове встречается повсеместно (рис. 26). Арена в Вероне построена из чудесного розового мрамора, что сослужило памятнику плохую службу. В Средние века амфитеатр превратили в каменоломню (после землетрясения 1117 года, когда обрушилась его внешняя стена). Веронский мрамор

Рис. 26. Амфитеатр в Катанье. Сооружение построено с использованием местного материала - черного вулканического камня

Рис. 27. Амфитеатр в Вероне. Трибуны для зрителей Рис. 29. Амфитеатр в Вероне. Сохранившаяся часть

в почти идеальной сохранности наружной стены, третий ярус (вид изнутри)

Рис. 28. Амфитеатр в Вероне. Общий вид. Наружная стена сооружения разобрана в Средние века

54 2 2013

пошел на украшение многих церквей и других сооружений по всему региону Венето, включая Дворец дожей в Венеции.

Тот факт, что амфитеатр в Вероне почти целиком построен из ценного и редкого материла, говорит о многом. Это не рядовое сооружение. При его проектировании и строительстве был учтен весь предшествующий опыт, собраны все объемно-планировочные приемы и технические новшества. В результате арена в Вероне стала своего рода каноническим римским амфитеатром. Сооружение имело три наружных яруса и было возведено на основе арочно-ордерной ячейки. Интересно отметить, что в этой грандиозной постройке мы уже не видим никаких сложных решений, связанных с вертикальной планировкой территории. Амфитеатр поставлен на ровной поверхности, все перепады уровней минимизированы. Использовался только уровень под ареной. Строители

Рис. 30. Амфитеатр в Вероне. Можно видеть пяты цилиндрического свода, который шел по всему периметру сооружения

Рис. 31. Амфитеатр в Вероне. Общий вид арены, приспособленной в настоящее время для театральных постановок

применили тот же прием, что и в Сиракузах, - с устройством подземного хода для неожиданного появления бойцов. Сейчас увидеть его нельзя, так как арена закрыта настилом, который используется в театральных постановках (рис. 31).

Таким образом, всего за каких-то сто лет римские зодчие от первых, еще не вполне совершенных образцов пришли к великолепным во всех отношениях сооружениям. Это свидетельствует об огромной популярности игр, об интенсивной деятельности, связанной со строительством амфитеатров, а также о трудолюбии и таланте римских архитекторов. Ко второй половине I века н.э. практика строительства амфитеатров обрела такой опыт, что уже можно было приступать к созданию величайшего зрелищного сооружения древности - римского Колизея.

Литература

1. Помпеи. Геркуланум. Везувий. KINA, Italia.

2. ХефлингГ. Римляне, рабы, гладиаторы. М.: Мысль, 1992.

3. Gaííiazzo V. Civilta dell'Adriatico. Verona: Arsenal editrice, 2002.

4. Papalardo U. Teatri greci e romani. Verona: Arsenal editrice, 2007.

5. Мусатов А. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима. М.: Архитектура-С, 2006.

Literatura

1. Pompei. Gerculanum. Vezuvi. KINA, Italia.

2. Hefling G. Rimliane, raby, gladiatory. M.: Mysl, 1992.

5. MusatovA. Architektura Drevney Grecii i Drevnego Rima. M.: Architektura-С, 2006.

Origin and Evolution of the Ancient Entertainment Building. Part II. The Roman Amphitheatre - the Special

Construction for Unique Shows. By A.A.Musatov

Distribution of gladiatorial games in Rome led to the emergence of a special type of an architectural construction, in order to carry out this type of competitions. The Roman amphitheater formation went gradually, the structure of its circuses constantly became more and more complicated. We can see yet undeveloped volume and spatial structure in the earliest monuments, such as an amphitheater in Pompeii. Further, there is an arch and order cell in the heart of architectural concept of the amphitheaters.

The construction volume was based on these standard elements. Amphitheaters differed in size and spaceplanning decision features. The largest ones, such as the arenas in Verona, Sirakuzakh and etc, paved the way to the creation of the most perfect arena - the Colosseum.

Ключевые слова: ритуальные игры, зрелищные сооружения, арена, цирк, театр, амфитеатр.

Key words: ritual games, entertainment facilities, arena, circus, theater, amphitheater.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.