Научная статья на тему 'Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока'

Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
621
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н Г. Артемьева

В статье рассматриваются вопросы происхождения и эволюции традиционной системы отопления Дальневосточного региона – кана и ондоля. Кан возник среди таких культур, как кроуновская, тхэсонри (Корея), верхняя сяцзядянь (Маньчжурия) и проник в Забайкалье в одну из ранних фаз своего существования. В Корее кан просуществовал до позднего Когурё. В середине периода Корё кан превращается в ондоль. У народов Дальнего Востока с древних времен вырабатывался определенный тип домостроения с традиционной системой отопления – каном и ондолем, которая благодаря своей рациональности сохранилась до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origin and evolution of traditional system of heating (caen and ondol’) of the people of the Far East

The problems of origin and evolution of the Far-East region’s traditional system of heating – kang and ondol’ are raised in this article. Kang originated among such cultures as crownovskaya, thesonri (Korea), upper xiachiadan (Manchuria) and spread in Transbaikalia at one of the earliest periods of its ex-istence. In Korea kang had been existing till last Cogure. At the middle of Core period kang transformed into ondol’. Far-East people formed the certain type of house-building with the traditional heating system – kang and ondol’in an-cient times and because of its rationality it has kept till nowadays.

Текст научной работы на тему «Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока»

Культурные и идеологические факторы регионализации

Н.Г. Ар темьева

Происхождение и эволюция традиционной системы отопления (кан и ондоль) народов Дальнего Востока

Origin and evolution of traditional system of heating (caen and ondol') of the people of the Far East

В статье рассматриваются вопросы происхождения и эволюции традиционной системы отопления Дальневосточного региона - кана и ондоля. Кан возник среди таких культур, как кроуновская, тхэсонри (Корея), верхняя сяцзядянь (Маньчжурия) и проник в Забайкалье в одну из ранних фаз своего существования. В Корее кан просуществовал до позднего Когурё. В середине периода Корё кан превращается в ондоль. У народов Дальнего Востока с древних времен вырабатывался определенный тип домостроения с традиционной системой отопления - каном и ондолем, которая благодаря своей рациональности сохранилась до настоящего времени.

The problems of origin and evolution of the Far-East region's traditional system of heating - kang and ondol' are raised in this article. Kang originated among such cultures as crownovskaya, thesonri (Korea), upper xiachiadan (Manchuria) and spread in Transbaikalia at one of the earliest periods of its existence. In Korea kang had been existing till last Cogure. At the middle of Core period kang transformed into ondol'. Far-East people formed the certain type of house-building with the traditional heating system - kang and ondol'- in ancient times and because of its rationality it has kept till nowadays.

Начиная со средневековья в восточно-азиатском историко-этнографическом регионе прослеживаются наземные четырехугольные жилища каркасно-столбовой конструкции с традиционной системой отопления при помощи теплого воздуха. Они относятся к маньчжуро-китайскому типу1. Характерной чертой этого типа является кан. О происхождении и развитии отопительной системы типа кан существуют довольно противоречивые мнения2. Китайские исследователи полагают, что кан зародился в районе Северо-Восточного Китая в эпоху Хань, где-то около III в., самое позднее до 668 г. народы Северо-Восточного Китая уже сравнительно широко применяли его для обогрева. Только со времен Сун-Ляо отапливаемый кан постепенно проникает в Северный Китай. К эпохе Цзинь он распространяется сравнительно повсе-

1 Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. — М.: Наука, 1979. — С. 254.

2 Стариков В.С. Материальная культура китайцев Северо-Восточных провинций КНР. - М.: Наука, 1967. - С. .64-67; Рубленко Н.Г. (Артемьева Н.Г.). Об истоках отопительной системы канн в Китае // Шестнадцатая научная конференция "Общество и государство в Китае": Тезисы и доклады. — М.: Наука, 1985. — С. .51-53.

местно. Но происхождение кана из районов Северо-Восточного Китая не означает абсолютное исключение возможности существования многих источников его возникновения1.

Корейские исследователи полагают, что именно когурёсцы изобрели кан2. Причем считается, что в Корее он появляется в железном веке. "Можно предположить, что гудыл (кан) существовал и в других местах, похожих по своим условиям на Когурё. В качестве примера можно указать на Приморский край Советского Союза. Несмотря на сходные условия жизни, жители этих районов не стали создателями гудыл"3. Объясняют они это тем, что хоть в Приморье и наблюдаются культуры, подобные когурёским, но в целом вся культура этого района периода половины I тыс. до н.э., по сравнению с культурой бассейна р. Амноккан (Ялуцзян), характеризуется сильной отсталостью. В настоящий момент раскопки памятников I тыс. до н.э. — I в. н.э. на Дальнем Востоке дали возможность проследить процесс зарождения и развития кана. В Приморье кан появляется в раннем железном веке — кроунов-ская культура (III в. до н.э. — I в. н.э.). Отсюда становится очевидным, что в Корее каны появляются одновременно с кроуновскими и что территория Приморья и Северной Кореи является прародиной отопительной системы типа кан. Существует также мнение, что каны являются изобретением хунну, а от них распространяются затем по всей территории Юго-Восточной Азии4. Кан в хуннском жилище на Иволгинском городище (II — I в. до н.э.) проходил вдоль стен, при этом плиты дымоходного канала были поставлены на ребро. В некоторых случаях одной из стенок дымоходного канала служила материковая стенка основания жилища. Сами жилища представляли собой четырехугольные кар-касно-столбовой конструкции полуземлянки площадью от 8 до 36 кв. м, некоторые имели вход-коридор. А.В. Давыдова полагала, что жилища Иволгинского городища возникли на самостоятельной основе с привнесением лишь некоторых конструктивных особенностей, заимствованных у народов Дальнего Востока5. Хунн-ская культура складывалась на стыке ряда культур, в том числе с востока — культуры племен Приамурья6 и Приморья1, в этом и

1 Бай Чэнь. Хокан сяо као (Немного окане) // Хэйлунцзян вэньу цункань. 1984, № 1. - С. 98-99.

2 Чжу Ён Хён. Когурё (Бохай — наследник Коругё) // Кого минсок., 1967, № 2. С.23; Ден Чан Ён. Некоторые спорные культуры раннего Когурё // Кого минсок, 1965, № 4. — С. 30-32.

3 Ден Чан Ён. Происхождение и эволюция утепленных полов в нашей стране //Кого минсок, 1966, № 4. — С. 20.

4 Давыдова А.В. Иволгинское городище (К вопросу о гуннских поселениях в Забайкалье) // Советская археология. Т.ХХУ, 1956. — С. .263-272

5 Давыдова А.В. Иволгинское городище (городище и могильник) — памятник хунну в Забайкалье. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 14-22; Давыдова А.В. Иволгин-ское городище (К вопросу о гуннских поселениях в Забайкалье) // Советская археология. Т.ХХУ, 1956. — С. 261-300.

6 Давыдова А.В Иволгинское городище (городище и могильник) — памятник хунну в Забайкалье. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 65.

следует искать ответ на причину сходства в элементах домостроительства, как у хунну, так и у кроуновцев. По последним сведениям, кроуновская культура распространяется кроме юга Приморского края в соседних уездах КНР и на севере КНДР2. Время ее существования синхронно периоду хуннского могущества в Центральной Азии. Д.Л.Бродянский, основываясь на анализе материалов с кроуновских памятников и памятников хунну, пришел к выводу, с которым мы полностью согласны, что кан возник в дальневосточной части своего ареала, среди таких культур, как кроуновская, тхэсонри (Корея), верхняя сяцзядянь (Маньчжурия) и проник в Забайкалье в одну из ранних фаз своего существования3.

На территории Приморья кан фиксируется, начиная с железного века и вплоть до XX в.4. Естественно, на каждом историческом этапе появляются свои изменения, усложняется канновая система, идет процесс поиска наиболее рациональной формы. В раннем средневековье канновая система отопления существовала у бохайцев как на территории Приморья5, так и в Маньчжурии6. Вполне допустимо, что кидани заимствовали кан у бохайцев7.

Не удивительно, что такая рациональная отопительная система, как кан, довольно быстро распространилась у народов, проживавших на юге Дальнего Востока России, в Маньчжурии и Северном Китае8.

Постепенно происходит эволюция кана, но расцвет этой системы в средние века в Дальневосточном регионе мы застаем у чжурчжэней в XII —XIII вв. На средневековых памятниках Приморья прослежены каны, которые по месту расположения в постройки делятся на шесть классов. Самая распространенная форма этой отопительной системы трехсекционная (П-образная), которая обогревала всю площадь жилища. Поэтому, наверное,

1 Бродянский Д.Л. Кроуновско-хуннские параллели // Древнее Забайкалье и его культурные связи. - Новосибирск: Наука, 1985 .- С. 46-50.

2 Бродянский Д.Л. Кроуновско-хуннские параллели // Древнее Забайкалье и его культурные связи. — Новосибирск: Наука, 1985. — С. 46-50.

3 Бродянский Д.Л., Кроуновско-хуннские параллели // Древнее Забайкалье и его культурные связи. — Новосибирск: Наука, 1985.- С. 49.

4 Рубленко Н.Г. (Артемьева Н.Г.). Об истоках отопительной системы канн в Китае // Шестнадцатая научная конференция "Общество и госурдарство в Китае": Тезисы и доклады. - М.: Наука, 1985. - С. 51-53.

5 Семениченко Л.Е. Материальная культура населения Приморья в период государства Бохай (VIII-X вв.). - Автореф. Дис... канд. Истор. Наук: 07 00 06. -Новосибирск: Наука, 1981.- С. 5-2.

6 Окладников А.П. Остатки бохайской столицы г.Дунцзинчэн на р. Муданцзян // Советская археология, 1957, № 3. С. 198-214; Harada Tuny-chimg-chehg. Report on the Excavation of the Capital of Pohai Tokyo-kyoto, 1939, табл.38 (1;47).

7 Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народов и истоки культуры. М.: Наука, 1980. - С. 146; Ивлиев А.Л. Жилища киданей // Дальний Восток и Центральная Азия. - М.: Наука, 1985. - С. .95-105.

8 Shirokogoroff S.M. Social Organization a of the Manchus. A study of the Manchu Clan Organization, Shanghai, 1924. - P. 152.

именно эта форма кана встречена на всех чжурчжэньских памятниках и она же доживает вплоть до XX в. В удэгейских домах справа и слева от входа из глины и камня сооружались очаги. От них шел канал под нары, который, проходя под ними, выходил сквозь стенку наружу и заканчивался вытяжной трубой, сделанной из коры или целого толстого древестного ствола. Рядом с очагом были расположены нары высотой 1-1,5 аршина (0,7-1 м) и различной ширины. По краям нар закреплялись обтесанные бревна, положенные на вбитые в землю подставки. Наружная сторона нар обшивалась досками и обмазывалась глиной. Поверх глины или помоста клали бересту или соломенные циновки. Так описывал С.Н. Браиловский удэгейский кан (Браиловский С.Н., 1901, С. 341). Ульчи дом отапливали двумя очагами, которые сооружали из камней, скрепленных глиной. Непосредственно к очагу примыкали низкие (60-70 см) и широкие (2 м) нары, сооруженные из плоских камней. Под нары двумя каналами проходили дымоходы от очагов. Труба отстояла от дома на 3-5 м (Смоляк А.В., 1966, С. 70). Нивхи в жилищах строили П-образный кан шириной 1,8-2 м и высотой 40-50 см. Дымоходы складывали из нескольких каменных плит или досок, обмазанных внутри и снаружи глиной. Труба делалась из целого полого дерева, которое сначала раскалывали по длине, выдалбливали, смазывали глиной, соединяли веревками. Иногда трубы складывали из четырех досок. Чтобы труба не сваливалась, ее привязывали к специально прибитым кольям1.

Орочи, негидальцы, нанайцы гиляки свои зимники строили всегда с канами, чаще всего трех-, пяти- или шестисекционны-ми2. В Маньчжурии возводили в домах каны такой же формы. "Непосредственно у входа помещается печь. Глиняные трубы проводят тепло из печи под низкие кирпичные нары (кан), расположенные вдоль стен фанзы. Воздух в фанзе нагревается слабо, даже когда кан бывает горячим. К тому же кан быстро остывал; как только печь перестает топиться. В некоторых фанзах кан занимает значительную часть всей площади. На канах спят, обедают, пьют чай, словом, в зимнее время покрытый циновками кан становится местом, где члены семьи проводят большую часть времени"3.

Интересно, что чжурчжэньские каны имели не более трех дымоходных каналов, тогда как у нанайцев каны были с четырьмя дымоходами. У чжурчжэней прослеживаются определенные закономерности между конструкцией канов и внутренней планировкой жилищ, что во многом зависело от производственной дея-

1 Таксами Ч.М. Селения, жилые и хозяйственные постройки нивхов Амура и Западного побережья о. Сахалин // Сибирский этнографический сборник. Труды ИЭ АН СССР. — М.-Л.: Изд-во АН СССР. Вып. III, Т. ЪХГУ, 1961. — С. 103, 122, 127.

2 Шренк Л. Об инородцах Амурского края. — СПб.: Издание императорской академии наук. Т. II, 1899. — С. 12-61.

3 Анучин В.А. Географические очерки Маньчжурии. — М.: Гос. Изд-во географ. литературы, 1948. — С. 209.

тельности хозяина дома. Односекционные и двухсекционные каны небольших размеров чаще встречаются в домах воинов. Такие жилища найдены на территории Приморья в редутах1. Жилища с подобными канами обнаружены в пограничных крепостях в Хо-линхэ2. В материалах из этих раскопок обращает на себя внимание то, что наряду с обычными канами найдены "земляные", т.е. каны без дымоходных каналов — земляные нары. Интересно, что "земляные" каны представляют собой утрамбованное земляное возвышение, на котором сверху рядами лежали камни. Рядом с нарами находился очаг, но без трубы, очевидно, помещение отапливалось по-черному. Внешне создается иллюзия настоящего кана. Возможно, что "земляные" каны представляют собой "земляные" нары, рассчитанные на размещение на них солдат в летний период времени.

По сравнению с чжурчжэнями у перечисленных современных народов меняется внутренняя планировка жилища, но форма кана остается прежней. Исчезают дополнительные очаги. Связано это, очевидно, с социально-экономическими изменениями в жизни коренного населения Дальнего Востока России.

Рассматриваемая система отопления закрепляется у монголов. В VI — IX вв. древние монголы, обитавшие по среднему течению р. Амур, между Хинганом и устьем Сунгари3, уже тогда жили в квадратных каркасных домах с П-образными канами. Также канны обнаружены в монгольских городах XIII — XIV вв.4. С монгольским завоеванием они проникают на запад. В Поволжье каны появляются с приходом монголов5. В.Л. Егоров, исследуя жилища Нового Сарая, пришел к выводу, что "происхождение П-образной суфы, несомненно, связано с канами древней отопительной системы, известной в Центральной Азии еще со времен гуннов6. В домостроительстве Золотой Орды каны немного модифицируются. Они сооружаются уже в виде прямой линии, обра-

1 Галактионов О.С. К вопросу о так называемых "редутах" // Материалы по древней и средневековой археологии юга Дальнего Востока СССР и смежных территорий. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983. — С. 107-114.

2 Чжан Цинлун Отчет о раскопках Цзиньчских пограничных валов в шахтной зоне Холинхэ, Внутренняя Монголия. // Каогу, 1984, № 2. — С. 157-174.

3 Кычанов Е.И. Монголы в УЬпервой половине ХП вв. // Дальний Восток и соседние территории в средние века. — Новосибирск: Наука, 1980.

4 Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. — М.: Изд-во МГУ, 1969. — С. 148; Киселев С.В. Город монгольского Усунгэ на р. Хирхира в Забайкалье // Советская археология, 1961, № 4. — С. 112.

5 Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Мухаммедиев А.Г. Археологические исследования Царевского городища (Новый Сарай) в 1959-1966 гг. // Поволжье в средние века. — М.: Наука, 1970. — С. 68-171; Егоров В.Л. Жилища Нового Сарая (по материалам исследований 1959-1965 гг.) // Поволжье в средние века. — М.: Наука, 1970. — С. 185.

6 Егоров В.Л. Жилища Нового Сарая (по материалам исследований 1959-1965 гг.) // Поволжье в средние века. — М.: Наука, 1970. — С. 185.

зующей один из выступов П-образной суфы1. Традиция сооружения П-образного кана не исчезла из практики золотоордынского домостроения: она еще долго продолжает существовать, но при этом претерпевает определенные изменения. Постепенно кан превращается в универсальную мебель — суфу, обогреваемую с одной стороны. Здесь происходит обратный процесс от канов к суфе: если вначале соединение каменного очага и земляных нар дали кан, то в Поволжье из-за более мягкого климата в процессе эволюции от трехсекционного кана остается обогреваемой всего одна секция, а все остальные превращаются в суфу. Но интересно то, что занесенная с монголами, эта система отопления была известна в Средней Азии с VI — VIII вв.2. Хотя следует подчеркнуть, что этот вид отопления совершенно не характерен для этих районов. Здесь давно известна система отопления бань жаровыми каналами под полом, но это не каны. При раскопках городища Баба-аба (Казахстан) было вскрыто здание, в котором обнаружены остатки дымохода, сложенного из поставленных под углом друг к другу кирпичей так, что их верхушки соприкасались, образуя проход треугольной формы. Е.И. Агеева считает это остатками кана под полом3. По описанию очень трудно восстановить саму систему отопления. Вполне возможно, что за кан было принято какое-то другое отопительное устройство. Ведь в Средней Азии давно известны системы отопления бань жаровыми каналами под полом. В более позднее время дымоходы, состоящие иногда из двух труб, встречены на этой территории. Этот вид отопления у дунган назывался канг-шанг4.

Исследователи, которые занимались вопросами происхождения кана на Сырдарье, пришли к выводу, что распространение такой системы отопления явилось результатом восточных контактов присырдарьинского населения еще в раннем средневековье. А именно кимакско-кипчакские племена, достигшие берегов Сырдарьи и вступившие в контакт с городским населением при-сырдарьинских городов, продолжали отапливать свои жилища при помощи канов, устройство которых им было хорошо знакомо. Если учесть, что каны появились в сырдарьинских городах в домонгольский период, то выходит, что в города Золотой Орды они могли быть занесены кимакско-кипчакским населением. Очевидно, в домостроительстве Золотой Орды прослеживается традиция, которую занесли туда как выходцы из Центральной Азии, так и насильно переселенное население присырдарьинских горо-

1 Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в XШ-XIV вв. — М.: Наука, 1985. — С. 79, 81, 84, 118.

2 Ахинжанов С., Ерзакович С. К вопросу о происхождении канов на Сырдарье // Известия АН Казах. СССР, 1972. — С. 65.

3 Агеева Е.И. Памятники средневековья (раскопки на городище Баба-аба) // Археологические исследования на северных склонах Каратау. — Алма-Ата, 1962. — С. 149.

4 Писарчик А.К. Традиционные способы отопления жилищ оседлого населения Средней Азии в XIX-XX вв. // Жилища народов Средней Азии и Казахстана. — М.: Наука, 1982. — С. 83.

дов1.

В Корее кан просуществовал до позднего Когурё. В середине периода Корё кан превращается в ондоль2. Принцип действия его тот же, что и у кана, т.е. обогрев помещения теплым воздухом. Но в канах теплый воздух по дымоходам проходит под земляными нарами (колена кана), тогда как в ондоле по всей площади пола размещаются 3-5 головных канала шириной 30-40 см и от них отходят более мелкие каналы. Дым и теплый воздух, проходя по этим трубам, обогревают весь пол. Вытяжная труба выносилась за пределы дома. Очаги в системе отопления ондоль располагались или за пределами жилищ, т.е. перед входом, или в специальном помещении-кухне. Из-за ондоля корейский дом начинает возводиться на цоколе3.

Каны с вынесенными за пределы комнаты очагами до сих пор существуют у монголов Внутренней Монголии4.

В литературу вошли ошибочные определения ондоля и кана: "Главное различие между ондолем и каном состоит в том, что в первом подогретый воздух циркулирует под приподнятой лежанкой, тогда как во втором воздух этот распространяется непосредственно под полом5. Правильней же будет сказать, что у кана теплый воздух проходит внутри лежанки, а у ондоля — в полу.

До настоящего времени каны в Восточной Азии продолжали встречаться в районах Маньчжурии, Северного Китая, Внутренней Монголи. Ими пользуются народы тюркоязычной группы (уйгуры), монголоязычной, тунгусо-маньчжурской. На территории же Приморья и Приамурья кан использовали до недавнего времени нанайцы, удэгейцы — потомки чжурчжэней. У этих народов мы застаем довольно устойчивый однообразный тип канов. То есть, у нанайцев, принадлежавших к далеким потомкам чжурчжэней, чье хозяйство носило многоотраслевой характер6, происходит переход к примитивному рыболовству, которое не требовало развития ремесел для их производства. Это обстоятельство и предопределило появление у народов Амура, принад-

1 Ахинжанов С., Ерзакович П. К вопросу о происхождении канов на Сырдарье // Известия АН Казах. СССР. Серия общ. Наук. № 2. — Алма-Ата: Изд-во Наук Казах. СССР, 1972. - С. 69.

2 Ден Чан Ён. Происхождение и эволюция утепленных полов в нашей стране //Кого минсок, 1966, № 4. — С. 23; Vissman W.. Ondol-Radiant Heat in Korea // Transat ones of the Korean Branch of the Royal Asiatic Society, 1948-1949, v. 31/ Pp. 9-22; Загорулько А.В. Традиционное жилище корейцев (конец XIX-начало XX в.) // Автореферат канд. диссертации ... 07 00.07. — М.: Наука, 1992. — С. 14.

3 Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. — М.: Наука, 1979. — С. .218-221.

4 Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. — М.: Наука, 1979. — С. 190-191.

5 Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. — М.: Наука, 1979. С. 255; Типология основных элементов традиционной культуры. — М.: Наука, 1984. — С. 11.

6 Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. — 1234 г.). Исторический очерк. — М.: Наука, 1975. — С. 90.

лежащих к хозяйственно-культурному типу рыболовов бассейна больших рек, однотипных домов с отапливаемой лежанкой, стены и крыша которых имели столбовую конструкцию1. В таких условиях необходимость в разнообразии кана отпала, так как жилища не использовались уже как мастерские, а поэтому в них нет дополнительных очагов, горнов. У народов Дальнего Востока с древних времен вырабатывался определенный тип домостроения с традиционной системой отопления — каном и ондолем, которая благодаря своей рациональности сохранилась до настоящего времени.

1 Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Экология и типы традиционного сельского жилища // Типология основных элементов традиционной культуры.- М.: Наука, 1984. — С. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.