Научная статья на тему 'Происхождение этнонима "половцы": летописные сведения и мнения исследователей'

Происхождение этнонима "половцы": летописные сведения и мнения исследователей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
323
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛОВЦЫ / ЭТНОНИМ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ / ЦВЕТ / НОМАДЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / КУМАНЫ / САРАЦИНЫ / ЛЕТОПИСЬ / ИСТОРИОГРАФИЯ / CUMANS / ETHNONYM / ORIGIN / COLOR / NOMADS / RESEARCHERS / SARACENS / CHRONICLE / HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сакович Е.Г.

Проблема происхождения наименования «половцы» в историографии по сей день вызывает научные дискуссии. Существуют различные мнения и предположения ученых относительно вопроса появления этого термина. В русских летописях «половцы» известны под именем «сарацины» и «половцы», в восточных источниках они известны под именем «кыпчаки», в европейских «куманы», «фалоны» и «плавцы». Одни ученые полагали, что название этого народа переводится как «грабитель», или «охотник», так как они часто совершали набеги на русские земли. Другие исследователи утверждали, что имя «половцы» ведет свое происхождение от слова «поле» и означало «полевые». Третьи ученые сходились во мнении, что основным критерием перевода этого термина является цвет. При этом мнения авторов в этом вопросе расходились: этот термин переводили и как «светло-желтый» («бледно-желтый»), и как «голубой». Четвертые исследователи полагали, что термин «половцы» имел ногайскую основу появления и приобрел в отношении этого народа насмешливое, презрительное значение. Печенеги и торки именно так называли половцев, поскольку были разбиты ими и впоследствии бежали к русским границам. Некоторые ученые утверждали, что этот термин появился впервые на Правобережье Днепра, так как для русских эти кочевники представляли угрозу, следовательно, являлись обитателями противоположного, чужого берега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The origin of ethnonym "cumans": data of chronicles and opinions of researchers

The problem of the origin of the name "Cumans' in historiography to this day causes scientific discussions. There are different views and assumptions of scientists regarding the question of the emergence of this term. In Russian chronicles "cumans' are known under the name "saracins' and "cumans", in eastern sources they are known under the name "cypchaki", in European "cumans", "falons' and "fins". Some scholars believed that the name of this people was translated as "robber", or "hunter", as they often raided Russian lands. Other researchers claimed that the name "Cumans' led its origin from the word "field" and meant "field". Third scholars have agreed that the main criterion for translating this term is color. At the same time, the authors "opinions on this issue differed: some translated the term as "light yellow" or "pale yellow", others as "blue". The fourth researchers believed that the term "Cumans' had a Nogai basis for appearance and had acquired a mockery, despicable meaning with regard to this people. Pechenegs and Torquay called the Cumans so, because they were broken up by them and subsequently fled to the Russian borders. Some scientists claimed that this term appeared for the first time on the Right Bank of the Dnieper, as for Russians these nomads posed a threat and, therefore, were inhabitants of that, foreign coast.

Текст научной работы на тему «Происхождение этнонима "половцы": летописные сведения и мнения исследователей»

2019 № 4 (21)

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ ЕВРАЗИИ

""У Барнаул_

S ШГ? й ИзДательство

Ь Я Алтайского государственного

3» университета

ЛЬщ*^ 2019

Издание основано в 2007 г.

Главный редактор:

П. К. Дашковский, доктор исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционная коллегия:

С. А. Васютин, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Н.Л. Жуковская, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. П. Забияко, доктор философских наук (Россия, Благовещенск) А. А. Тишкин, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Н. А. Томилов, доктор исторических наук (Россия, Омск) Т.Д. Скрынникова, доктор исторических наук (Россия, Санкт-Петербург) О. М. Хомушку, доктор философских наук (Россия, Кызыл) Л. И. Шерстова, доктор исторических наук (Россия, Томск) Е. А. Шершнева (отв. секретарь), кандидат исторических наук (Россия, Барнаул)

Редакционный совет журнала:

Л. Н. Ермоленко, доктор исторических наук (Россия, Кемерово) Ю. А. Лысенко, доктор исторических наук (Россия, Барнаул) Л. С. Марсадолов, доктор культурологии (Россия, Санкт-Петербург) Г. Г. Пиков, доктор исторических наук, доктор культурологии (Россия, Новосибирск) А. К. Погасий, доктор философских наук (Россия, Казань) К. А. Руденко, доктор исторических наук (Россия, Казань) С. А. Яценко, доктор исторических наук (Россия, Москва) А. С. Жанбасинова, доктор исторических наук (Казахстан, Усть-Каменогорск) Н. И. Осмонова, доктор философских наук (Кыргыстан, Бишкек) Н. Цэдэв, кандидат педагогических наук (Монголия, Улан-Батор) Ц. Степанов, доктор исторических наук (Болгария, София) З. С. Самашев, доктор исторических наук (Казахстан, Астаны).

Журнал утвержден научно-техническим советом Алтайского государственного университета и зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-69787 от 18.05.2017 г. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.

Журнал подготовлен при поддержке РНФ «Религия и власть: исторический опыт

государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

© Оформление. Издательство

Алтайского госуниверситета, 2019

2019 № 4 (21)

NATIONS AND RELIGIONS OF THE EURASIA

Barnaul

Publishing house of Altai State University 2019

The journal was founded in 2007

Executive editor:

P.K. Dashkovskiy (doctor of historical sciences)

The editorial Board:

S. A. Vasutin, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) N. L. Zhukovskay, doctor of historical sciences (Russia, Moskow) A. P. Zabiyako, doctor of philosophical sciences (Russia, Blagoveshchensk) A. A. Tishkin, doctor of historical sciences (Russia, Barnaul) N. A. Tomilov, doctor of historical sciences (Russia, Omsk) T. D. Skrynnikova, doctor of historical sciences (Russia, Saint-Petersburg) O. M. Homushku, doctor of philosophy (Russia, Kyzyl) L. I. Sherstova, doctor of historical sciences (Russia, Tomsk) E. A. Shershneva (resp. secretary), candidate of historical sciences (Russia, Barnaul)

The journal editorial Board:

L. N. Yarmolenko, doctor of historical sciences (Russia, Kemerovo) U. A. Lusenko, doctor of historical sciences Russia, Barnaul) L. S. Marsadolov, doctor of Culturology (Russia, St. Petersburg) G. G. Pikov, doctor of historical sciences, doctor of cultural studies (Russia, Novosibirsk) A. K. Pogassiy, doctor of philosophical sciences (Russia, Kazan) K. A. Rudenko, doctor of historical sciences (Russia, Kazan) S. A. Yatsenko, doctor of historical sciences (Russia, Moscow) A. S. Zhanbosynov, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk) N. I. Osmonova, candidate of philosophical sciences (Kyrgyzstan, Bishkek) N. Cedev, candidate of pedagogical sciences (Mongolia, Ulaanbaatar) Ts. Stepanov, doctor of historical sciences (Bolgariy, Sofiy) Z. S. Samashev, doctor of historical sciences (Kazakhstan, Astana)

Approved for publication by the Joint Scientific and Technical Council of Altai State University. All rights reserved. No publication in whole or in part may be reproduced without the written permission of the authors or the publisher. Registered with the RF Committee on Printing. Registration certificate PI № @C 77-69787. Registration date 18.05.2017.

The journal was prepared with the support of the RSFproject "Religion and power: historical experience of state regulation of religious communities in Western Siberia and neighboring regions of Kazakhstan in the XIX-XX centuries" (project № 19-18-00023).

© Altai State University Publisher, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I

АРХЕОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ

Почекаев Р. Ю. Расправа Чингисхана с Сача-бэки и начало эпохи

ханского правосудия......................................................................................................................7

Радовский С. С., Серегин Н. Н. Топография и планиграфия некрополей

быстрянской культуры Алтая скифо-сакского времени.....................................................17

Лихачева О. С. Реконструкция комплекса вооружения знатного воина

саргатской культуры (по материалам могильника Сидоровка)........................................34

Табалдиев К. Ш., Акматов К. Т., Ашык А., Белек К. Результаты археологических раскопок на мавзолее Кёк-Таш в полевом сезоне 2017-2018 гг.

в Кыргызстане................................................................................................................................48

Серегин Н. Н. Тюркские оградки Монголии: основные этапы изучения

и интерпретации...........................................................................................................................70

Руденко К. А. Знаки-тамги в культуре волжских булгар: новые открытия.....................88

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Сакович Е. Г. Происхождение этнонима «половцы»: летописные сведения и мнения исследователей............................................................................................................99

Раздел III

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Ильин В. Н. Старообрядчество Алтая в контексте репрессивной политики

имперских властей......................................................................................................................105

Матыцин К. С. Исторические этапы легенды о Беловодье у старообрядцев

Алтая: историографический аспект исследования.............................................................115

Недзелюк Т. Г. Смена вероисповедной принадлежности в Российской империи на примере Западной Сибири: потенциальные возможности, нормативное

регулирование, практика применения.................................................................................128

Волоснов Р. Ю. Паломничество к православным святыням в сельской местности Западной Сибири в конце XIX — начала XX в. как социокультурный феномен.......140

Раздел IV

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ

Коростиченко Е. И. За пределами конфессий и атеизма: рецензия на сборник «Свободомыслие и атеизм: идеи и лица»..............................................................................150

ДЛЯ АВТОРОВ...........................................................................................................................157

CONTENT

Section I

ARCHAEOLOGY AND ETNO-CULTURAL HISTORY

Pochekaev R. Yu. The punishment of Sacha-Beki by Chinggis Khan and beginning

of the epoch of khans' justice...........................................................................................................7

Radovskiy S. S., Seregin N. N. Topography and planigraphy of necropoles

of Bistryansk culture of Altai (Scythian-Saka time)...................................................................17

Likhacheva O. S. Reconstruction of a complex of arms of a noble warrior

Sargatskaya culture (on materials of burial ground Sydorivka)................................................34

Tabaldyev K. Sh., Akmatov K. T., Ashyk A., Belek K. Results of the archaeological excavations at the Kyok-Tash mausoleum in the 2017-2018 field season

in Kyrgyzstan...................................................................................................................................48

Seregin N. N. Turkic enclosures of Mongolia: main stages of studying

and interpretation ...........................................................................................................................70

Rudenko K. A. Tamgi signs in the culture of Volga Bulgar: new opening................................88

Section II

ETHNOLOGY AND NATIONAL POLICY

Sakovich E. G. The origin of ethnonym "cumans": data of chronicles

and opinions of researchers...........................................................................................................99

Section III

RELIGIOUS STUDIES AND STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Ilyin V. N. Old Believers of Altai in the context of repressive policy

of the Imperial authorities............................................................................................................105

Matytsin K. S. The historical stages of the legends about Belovodye of Old Believers

of Altai: a historiographical aspect of research..........................................................................115

Nedzelyuk T. G. Change of religious affiliation in the Russian Empire

on the example of Western Siberia: potential, regulation, practice.......................................128

Volosnov R. U. Pilgrimage to orthodox holy sites in rural areas of Western Siberia

of the end of XIX — the beginnings of the XXth centuries as sociocultural

Phenomenon.................................................................................................................................140

Section IV BOOK REVIEWS

Korostichenko E. I. Beyond Denominations and Atheism: a review of a collective book "Freethought and atheism: concepts and personas".................................................................150

INFORMATION FOR THE AUTHORS................................................................................157

Раздел II

ЭТНОЛОГИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 811.161.1'373.234'0:930.2 Б01: 10.14258/пгеиг(2019)4-07

Е. Г. Сакович

Белорусский государственный университет, Минск (Беларусь)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМА «ПОЛОВЦЫ»: ЛЕТОПИСНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема происхождения наименования «половцы» в историографии по сей день вызывает научные дискуссии. Существуют различные мнения и предположения ученых относительно вопроса появления этого термина. В русских летописях «половцы» известны под именем «сарацины» и «половцы», в восточных источниках они известны под именем «кыпчаки», в европейских — «куманы», «фалоны» и «плавцы». Одни ученые полагали, что название этого народа переводится как «грабитель», или «охотник», так как они часто совершали набеги на русские земли. Другие исследователи утверждали, что имя «половцы» ведет свое происхождение от слова «поле» и означало «полевые». Третьи ученые сходились во мнении, что основным критерием перевода этого термина является цвет. При этом мнения авторов в этом вопросе расходились: этот термин переводили и как «светло-желтый» («бледно-желтый»), и как «голубой». Четвертые исследователи полагали, что термин «половцы» имел ногайскую основу появления и приобрел в отношении этого народа насмешливое, презрительное значение. Печенеги и торки именно так называли половцев, поскольку были разбиты ими и впоследствии бежали к русским границам. Некоторые ученые утверждали, что этот термин появился впервые на Правобережье Днепра, так как для русских эти кочевники представляли угрозу, следовательно, являлись обитателями противоположного, чужого берега.

Ключевые слова: половцы, этноним, происхождение, цвет, номады, исследователи, куманы, сарацины, летопись, историография.

_1оигпа1 Ьютераде: http://journal.asu.ru/wv

E. G. Sakovich

Belarusian State University, Minsk (Belarus)

THE ORIGIN OF ETHNONYM "CUMANS":

DATA OF CHRONICLES AND OPINIONS OF RESEARCHERS

The problem of the origin of the name "Cumans' in historiography to this day causes scientific discussions. There are different views and assumptions of scientists regarding the question of the emergence of this term. In Russian chronicles "cumans' are known under the name "saracins' and "cumans", in eastern sources they are known under the name "cypchaki", in European — "cumans", "falons' and "fins". Some scholars believed that the name of this people was translated as "robber", or "hunter", as they often raided Russian lands. Other researchers claimed that the name "Cumans' led its origin from the word "field" and meant "field". Third scholars have agreed that the main criterion for translating this term is color. At the same time, the authors "opinions on this issue differed: some translated the term as "light yellow", or "pale yellow", others as "blue". The fourth researchers believed that the term "Cumans' had a Nogai basis for appearance and had acquired a mockery, despicable meaning with regard to this people. Pechenegs and Torquay called the Cumans so, because they were broken up by them and subsequently fled to the Russian borders. Some scientists claimed that this term appeared for the first time on the Right Bank of the Dnieper, as for Russians these nomads posed a threat and, therefore, were inhabitants of that, foreign coast.

Key words: cumans, ethnonym, origin, color, nomads, researchers, cumans, saracens, chronicle, historiography.

Сакович Екатерина Георгиевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель Белорусского государственного университета, Минск (Беларусь). Адрес для контактов: ekaterina-sakovich@yandex.ru

Вопрос происхождения этнонима «половцы» в академической среде российских исследователей по сей день вызывает дискуссии. Обращение к летописным источникам и работам историков и филологов позволяет еще раз проанализировать данную проблему.

В русской летописной традиции половцы именуются двояко — «половцы» и «сарацины» в зависимости от того, повествовал ли летописец о набегах кочевников на Русь или вел речь о происхождении этого народа.

В европейских источниках половцы также упоминаются под различными именами. Арабские авторы знали их под именем «кыпчаки», или «кафчаки», армянские авторы называли их «хардеш», византийцы рассказывали о них как о «куманах», мадьяры именовали их «кун», а иногда еще и «палоч», немцы рассказывали о них как о «фа-лонах», или «фальбах», поляки и чехи называли их «плавцы». Традиция наименова-

ния половцев «палоч», «плавцы», «флавен» восходит к русскому слову «половцы», так как именно русские впервые столкнулись с этим кочевым народом, а другие европейские народы через них узнали о номадах [Расовский, 2016: 13; Пономарев, 1940: 366].

Польский историк и географ М. Меховский писал, что название «половцы» означает «грабитель», или «охотник» в том смысле, что они весьма часто совершали набеги на Русь [Меховский, 1936: 48].

Датский королевский историограф П. Ф. Сум полагал, что сами себя половцы называли «уцы», а имя «половцы» имеет русское происхождение, но не уточнял, как именно оно переводится [Сум, 1848: 15-16].

Дипломат Священной Римской империи и путешественник С. Герберштейн выводил название «половцы» от слова «поле», и по его определению термин «половцы» означал «полевые» [Герберштейн, 1988: 165].

Некоторые ученые полагали, что название «половцы» происходит от слова «половый», т. е. «светло-желтый». Впервые такую гипотезу предложил в XIX в. историк и лингвист А. А. Куник [Расовский, 2016: 13].

В XX в. эта гипотеза в историографии получила широкое распространение. Историки В. Я. Петрухин и Д. С. Раевский также писали о том, что наименование «половцы» ведет свое происхождение от тюркского этнонима «сары», который переводится как «светло-желтый» [Петрухин, Раевский, 1998: 188-189].

Схожего мнения придерживалась специалист в изучении истории кочевых народов С. Плетнева. Исследователь, ссылаясь на сведения придворного врача сельджукских шахов ал-Марвази, утверждавшего, что каи и куны потеснили племя шары (желтые), писала, что в этом утверждении под термином «каи» подразумеваются кимаки, в то время как «шары» — это кипчаки, или половцы. Таким образом, термин «половцы» переводится на русский язык как «светло-желтые» в ассоциативном смысле слова «полова» — солома, или мякина [Плетнева, 2015: 20].

И. О. Князький обратил внимание, что распространение этой гипотезы в академических кругах привело к предположению некоторых историков о том, что половцы были светловолосым народом. Но источники об этом факте не сообщают. Скорее всего, традиция наречения половцев светловолосыми ведет свое начало с территориального размещения этого народа, который находился в самом центре кочевого мира Евразии. Следовательно, отсюда и возник термин «желтый», который, согласно географическим представлениям тюркских народов, вполне мог иметь и еще одно значение — «центральный, или срединный» [Князький, 1996: 46].

И. Н. Данилевский, апеллируя к мнению И. О. Князького, писал, что именно такая точка зрения подтверждается в том числе и наблюдениям антропологов [Данилевский, 2001: 44].

И. Г. Добродомов, основываясь на данных лингвистики, однозначно утверждал, что нет научных обоснований тому факту, что в тюркских языках желтый цвет означал непосредственно центр. Тюрки использовали в целом два типа обозначения стран света — китайско-уйгурский и буддистско-ламаистский. По первому типу желтый цвет был привязан только к центру, в то время как по второму типу — только к северу. Более того, анализ вопроса осложняется тем, что как народ куны, так и народ сары

пользовались в равной мере этими двумя типами обозначения пространства [Добро-домов, 1978: 118].

Некоторые ученые (А. Пономарев, Б. В. Лунин) также придерживались мнения, что термин «половцы» переводится как «светло-желтый», но не настаивали на том, что сами половцы при этом имели светлые волосы.

Б. В. Лунин писал, что слово «половцы» представляет собой перевод половецкого, или турецкого термина «куман». По этой причине можно объяснить тот факт, что река Куман, которую так нарекли ногайцы, в русскоязычной традиции превратилась в Кубань. У ногайского народа это имя имело смысловое значение «бледный», у шорцев этот термин приобрел обозначение сероватого оттенка, казахи также использовали это слово в смысле «бледно-желтый». Из этого следует, что наименование «кубан-куман» у русских стало именем «половцы» [Лунин, 1949: 133].

А. Пономарев, обратившись к этимологии термина «половцы», пришел в итоге к выводу, что невозможно ответить однозначно на вопрос, откуда произошло это название. По одной версии слово «куман», которое восприняли византийцы, а через них и остальные европейские народы, имело в других тюркских языках свое обозначение — «кубан». Но это далеко не единственная версия, поскольку анализ ногайских эпических сказаний позволяет утверждать, что термин «куба» по отношению к человеку имел значение презрительно-насмешливого оттенка. Именно «кубан-куман» называли половцев печенеги и торки, которые были разбиты ими и впоследствии бежали к русским границам. С тех пор они и передавали имя «половцы» в этом специфическом значении, которое в русскоязычной интерпретации стало именем нарицательным [Пономарев, 1940: 369-370].

Рассматривая появления наименований половцев «кунами» и «сарацинами», И. О. Князький утверждал, что достаточно оснований полагать, что куны являлись восточной ветвью половцев, западной же их ветвью были сары. В результате лингвистического анализа термина «ак», или «сары» автор пришел к выводу, что этот термин в тюркских языках чаще всего использовался для обозначения запада. С западной ветвью половцев связано также наименование их сарацинами, или «Сариными детьми» в русских летописях, поскольку именно половцы-сары первыми достигли границ Руси [Князький, 1996: 46].

Цветовое обозначение как основной критерий в объяснении этнонима «половцы» выделял историк, филолог и палеограф А. Соболевский. Исследователь не отрицал в целом, что термин «половцы» возник от слова «половый», но привязывал его не к цвету «светло-желтый», а к цвету «синий» либо «голубой». В пользу этой версии указывает тот факт, что половецкая орда имела название «Синяя», а также еще и то, что немецкие источники называли половцев «синими» либо «голубыми». Более того, в украинском языке слово «половый» имеет значение «голубоватый» и использовалось для обозначения волов голубоватого цвета [Соболевский, 1910: 175].

Е. Ч. Скржинская предложила собственную гипотезу происхождения названия «половцы». Автор утверждала, что этот термин впервые появился на Правобережье Днепра, откуда постоянно приходили кочевники. Из этого следует, что эти номады для русских являлись жителями того («оного»), т. е. противоположного — чужого берега [Скржинская, 1986: 276].

В итоге, следует отметить, что до сих пор в историографии идут научные споры о значении этнонима «половцы». Мнения исследователей на этот счет разделились. Одни основным критерием в объяснении названия этого народа выделяли цвет. При этом определяли различные его вариации: от светло-желтого до голубого. Другие полагали, что наименование «половцы» происходит от термина «куман», что в русской традиции стало нарицательным именем для обозначения этого кочевого народа. Третьи сходились во мнении, что термин «половцы» ведет свое происхождение от слова «поле», четвертые видели в нем все основания для того, чтобы перевести его как «охотник» либо «грабитель», намекая тем самым на набеги кочевников на русские земли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Герберштейн С. Записки о Московии. М. : Изд-во Московского ун-та, 1988. 429 с.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): курс лекций. М. : Аспект-Пресс, 2001. 389 с.

Добродомов И. Г. О половецких этнонимах в древнерусской литературе // Тюркологический сборник. 1975. М. : Наука, 1978. С. 102-129.

Князький И. О. Русь и степь. М. : Наука, 1996. 129 с.

Лунин Б. В. Очерки истории Подонья-Приазовья. От древнейших времен до XVII столетия. Ростов-на-Дону : Ростиздат, 1949. 184 с.

Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1936. 288 с.

Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье: учеб. пособие для гуманитарных факультетов вузов. М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. 383 с.

Плетнева С. Половцы. М. : Ломоносовъ, 2015. 211 с.

Пономарев А. Куман — половцы // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 366-370.

Расовский Д. Половцы, торки, печенеги, берендеи. М. : Ломоносовъ, 2016. 190 с.

Скржинская Е. Ч. Половцы. Опыт исторического истолкования этникона // Византийский Временник. М. : Изд-во Академии наук СССР, 1986. Т. 46. С. 255-276.

Соболевский А. Несколько этимологических названий // Русский филологический вестник. 1910. Т. 64, № 3-4. С. 170-177.

Сум П. Ф. Историческое рассуждение об уцах или половцах. М. : Изд. Общества истории и древностей российских, 1848. С. 15-49.

REFERENCES

Gerbershtein S. Zapiski o Moskovii [Notes about Moskovia]. M.: Izdatel'stvo MGU, 1988. 429 s. (in Russian).

Danilevskii I. N. Russkie zemli glazami sovremennikov i potomkov (XII-XIV vv.). Kurs lektsii [Russian lands through the eyes of contemporaries and descendants (12th-14th centuries). Lecture Course]. M.: Aspekt-Press, 2001. 389 s. (in Russian).

Dobrodomov I. G. O polovetskikh etnonimakh v drevnerusskoi literature [On Cumans ethnonyms in ancient Russian literature]. Tiurkologicheskii sbornik [Turkological collection]. 1975. M.: Izdatel'stvo Nauka, 1978. S. 102-129 (in Russian).

Kniaz'kii I. O. Rus' i step' [Russia and steppe]. M.: Nauka, 1996. 129 s. (in Russian).

Lunin B. V. Ocherki istorii Podon'ia-Priazov'ia. Ot drevneishikh vremen do XVII stoletiia [Essays of the history of Podonya-Priazovya. From ancient times to the 17th century]. Rostov-na-Donu: Rostizdat, Tipografiia imeni Kalinina, 1949. 184 s. (in Russian).

Mekhovskii M. Traktat o dvukh Sarmatiiakh [The treatise about two Sarmatiyakh]. M.; L.: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1936. 288 s. (in Russian).

Petrukhin V. Ia., Raevskii D. S. Ocherki istorii narodov Rossii v drevnosti i rannem srednevekove. Ucheb. posobie dlia gumanitarnykh fakul'tetov vuzov [Essays of the history of the peoples of Russia in ancient times and early Middle Ages. Study Manual for Humanities Faculties of Higher Education]. M.: Shkola "Iazyki russkoi kul'tur", 199. 383 s. (in Russian).

Pletneva S. Polovtsy [Cumans]. M.: Lomonosov, 2015, 211 [3] s. (in Russian).

Ponomarev A. Kuman-Polovtsy [Kuman-Polovtsy]. Vestnik drevnei istorii [Journal of ancient history]. 1940. no 3-4. S. 366-370 (in Russian).

Rasovskii D. Polovtsy, torki, pechenegi, berendei [Cumans, Torquay, Pechenegs, Berende]. M.: Lomonosov, 2016. 190 s. (in Russian).

Skrzhinskaia E. Ch. Polovtsy. Opyt istoricheskogo istolkovaniia etnikona [Cumans. Experience of historical interpretation of ethnicon]. Vizantiiskii Vremennik [Byzantine Timnik]. Vol. 46. M.: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1986. S. 255-276 (in Russian).

Sobolevskii A. Neskol'ko etimologicheskikh nazvanii [Several Etymological Names]. Russkii filologicheskii vestnik [Russian Philological Gazette]. 1910. Vol. 64, no 3-4. S. 170177 (in Russian).

Sum P. F. Istoricheskoe rassuzhdenie ob utsakh ili polovtsakh [Historical reasoning about Uhcah or Cumans]. M.: Izdanie Obshchestva istorii i drevnostei rossiiskikh, 1848. S. 15-49 (in Russian).

Цитирование статьи:

Сакович Е. Г. Происхождение этнонима «половцы»: летописные сведения и мнения исследователей // Народы и религии Евразии. 2019. № 4 (21). С. 99-104. Citation:

Sakovich E. G. The origin of ethnonym «cumans»: data of chronicles and opinions of researchers. Nations and religions of Eurasia. 2019. № 4 (21). P. 99-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.