Научная статья на тему 'Прогрессивный маркетинговый инструментарий в алгоритме управления деятельностью тематических порталов системы Интернет'

Прогрессивный маркетинговый инструментарий в алгоритме управления деятельностью тематических порталов системы Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ В ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинин В.П., Козлов С.В., Буниатова А.Р

Проведенный анализ посещения маркетинговых поисковых систем позволил констатировать следующее соотношение удельной востребованности тех или иных тематических порталов по программам «розничный рынок», что среди пользователей Южного федерального округа за период 2007-2010 годов составило: Яндекс 46,41% (от общего числа ежедневныхпользователей); Rambler 20,28%;Google 19,25%;Mail.ru -5,02%; Яндекс-новости 4,89%; Апорт 4,15%. Одновременно установлено, что реальная доля поисковой системы «Яндекс» в западных и центральных регионах России находится на более высоком уровне и в среднем составляет не меньше 75% всех запросов потребителей, интересующихся объектами недвижимости или виртуальным авторынком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогрессивный маркетинговый инструментарий в алгоритме управления деятельностью тематических порталов системы Интернет»

способствует повышению уровня продаж на различных сегментах профильного рынка на территории Краснодарского и Ставропольского краев. При этом баннерной рекламой охвачено до 51% пользователей сети Интернет, что дает повод рассматривать этот вид рекламы в качестве методологического инструментария повышения рыночной активности потребителя.

Литература

1. Ряшенцев, Л.Г. Гносеологические корни термина «баннерная реклама» [ Текст]/ / Л.Г. Ряшенцев, Новый вестник маркетолога. - 2007. - №2.- С.84-89.

2. Валентинов, Н.К. Роль рекламных мероприятий в повышении уровня потребительской активности [ Текст] // Н. К. Валентинов, Маркетолог Сибири.-2008. - №1. - С.26-28.

3. Гермогенова, М.М. Покупательная способность и реклама [Текст]// Гермогенова М.М., Блокнот практического маркетолога. - 2009. - №6. - С.37-39.

4. Чернышев, А.П. Стационарные и мобильные формы рекламы [Текст ]//А.П. Чернышев, Рынок столицы.- 2006. - №10. - С.112-115.

5. Easterling, C.R., Flottman E.L., Jernigan M.H., Marshall S.G. Мерчандайзинг в розничной торговле. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.

6. Feinstein, S. Computers Replacing Inter-viewers for Personnel and Marketing Tasks, The Wall Street Journal (October 9, 2005), p. 35.

В.П. Вершинин, С.В. Козлов, А.Р. Буниятова

Прогрессивный маркетинговый инструментарий в алгоритме управления деятельностью тематических порталов

системы Интернет

Возрастающая активность различных слоев населения России в сфере Интернет-поиска необходимых товаров и услуг заставляет изучать и самостоятельно разрабатывать новые методы привлечения внимания потенциальных потребителей к электронным носителям маркетинговой информации. В этой связи для анализа потребительских предпочтений была задействована аналитическая система статистики Интернет-поиска (в частности, система «Яндекс», которая представляет даже неквалифицированному пользователю возможность сопоставления размеров собственного финансового потенциала и уровня потребительских притязаний при выборе того или иного вида потребительского продукта).

По свидетельству ряда отечественных и зарубежных маркетологов (А.А. Лиховерстов, 2007; УМ.Большаков, 2008; С.С.Верниховский, 2010; R.A.Kerin, W.A.Paterson, 2006; C.F.Muler, 2008; E.Turban, J.Aronson, 2009) существует

возможность получения информации в динамике, а также возможность получения информации об определенном регионе или городе. В частности, в процессе проведения мониторинга были просмотрены и проанализированы самые посещаемые тематические порталы, где сосредоточена маркетинговая информация по территориальным сегментам автотранспортного рынка России. При этом пользовались основными терминами:

• Web-сайт (Интернет сайт) - группа статических или динамически создаваемых информационных или сервисных страниц в Интернете, объединенных единой тематикой, дизайном, адресом (домен) и владельцем.

• Тематический портал - Информационный web-сайт, где собрана разная интересная информация в определенной сфере деятельности.

• Посетитель (пользователь) - реальный человек, который просматривает web-сайты.

• Поисковая машина (система) - навигационный маркетинговый сервис, позволяющий находить нужные материалы в Интернете по ключевым словам.

• Поисковый запрос (запрос) - ключевое слово или словосочетание, по которому была найдена информация в Интернете. Иначе говоря, поисковый запрос - это ключевое слово, задаваемое в строке поиска в поисковых машинах.

• Маркетинговый каталог - систематизированный список маркетинговых сайтов Интернета со ссылками на базы исследования.

• Сфера рынка - первичный, вторичный рынок отдельных видов продукта, предложения коммерческих фирм, салонов и сервисных центров.

• Виртуальный рынок - спрос и предложение различных сопутствующих основному продукту услуг в Интернете.

• Хит - обращения пользователя к конкретной странице тематического портала, исключая перезагрузки. Повторный хит засчитывается при повторном обращении пользователя к странице по истечении не менее 60 секунд. В случае постоянной перегрузки страницы посетителю засчитывается только один хит.

• Маркетинговая сессия - сеанс посещения пользователем маркетингового сайта. В течение маркетинговой сессии пользователь может просмотреть одну или несколько страниц. Маркетинговая сессия считается завершенной в том случае, если пользователь не проявил активности в течение более 30 минут.

В процессе проведения мониторинга были просмотрены и проанализированы самые посещаемые тематические порталы на примере Ставропольского и Краснодарского краев по методике и статистическим материалам одного из видных маркетологов Кубани М.О. Манвеляна (2005), который подчеркивает, что «тематические порталы так же, как и поисковые маркетинговые системы предоставляют широкие возможности эффективной рекламы.

Именно на тематических порталах возможно достижение высокого РЯ эффекта, путем размещения информации любой коммерческой компании в соответствующих рубриках портала». Информация об основных тематических порталах Ставрополя и Краснодарского края представлена в таблице 1.

Комментируя данные таблицы 1, следует подчеркнуть, что тематические порталы Ставропольского и Краснодарского краев являются относительно молодыми, но динамично развивающимися и представляют эффективные рекламные площадки для рекламодателей в сфере любого сегмента рынка. Это реально повышает информационную осведомленность пользователя, т.к. портал www.sell-buy.ru является одним из самых посещаемых тематических порталов Кубани и Ставрополья, а также занимает ведущие тематические позиции в поисковиках («Авторынок», «Недвижимость», и.т.д.).

Посещаемость портала на конец декабря 2009 года составляет 300-380 тысяч пользователей Интернет-сети (среднемесячный прирост посещаемости +10 тысяч) пользователей в рабочие дни, и чуть меньше в выходные.

Таблица 1. Информация о ведущих Интернет-порталах, работающих в сфере реализации продукта коммерческих фирм Ставрополья и Кубани

Адрес сайта Название сайта Описание сайта

www.sell-buy.ru Горячие предложения на рынке Кубани и Ставрополья Тематический портал «Горячие предложения на рынке Кубани и Ставрополья(www.sell-buy.ru) является одним из самых посещаемых тематических порталов Юга России. Здесь можно найти самые последние предложения о новых видах товаров и услуг (сообразно с имущественным статусом покупателя).

www.avtokuban.ru Автокубань Краевая газета фотообъявлений Сайт www.avtokuban.ru является наиболее посещаемым официальным сайтом краевой газеты Автокубань и краснодарского автомобильного рынка.

www.uslugiYug.ru uslugiYug.ru Региональный интернет-портал, освещающий рыночную активность различных социальных групп населения Южного Федерального Округа.

Особое внимание при проведении в рамках исследования маркетингового мониторинга и анализа деятельности баз исследования на различных сегментах рынка уделялось поисковой системе «Яндекс».

По заключению ряда отечественных маркетологов (О.Г. Сиротинский, М.О., 2009) сегодня Яндекс - это крупнейший российский портал, предлагающий

пользователям ключевые веб-службы. Ежедневная аудитория Яндекса составляет более трех миллионов человек, ежемесячная - более восемнадцати миллионов.

Яндекс представляет собой рекламную площадку с возможностями как широкого охвата аудитории, так и точно сфокусированной рекламы.

Система статистики запросов Яндекса на данный момент не имеет аналогов в Российском Интернете. Здесь можно получить информацию о количестве запросов в течение последнего месяца, кроме того можно проследить динамику определенного запроса в течении последнего года.

Еще одним преимуществом системы статистики запросов Яндекса, является возможность определения географических границ определенного запроса, так, к примеру, можно определить сколько раз обращались Интернет пользователи к системе поиска с определенным запросом в разных регионах.

Также необходимо заметить, что Поисковая система «Яндекс» является абсолютным лидером в России, так по данным компании Spy-LOG (http:// gs.spylog.ru/), на рынке поисковых машин сложилась ситуация, представленная в таблице 2 и на диаграмме 1.

Таблица 2. Систематизация данных маркетингового мониторинга по товарам и услугам Российского рынка в поисковых системах Интернета

Маркетинговые поисковые системы Период 2007-2009 годов

«Авторынок» Сессии Хиты Загрузки

Я^ех » 47.4428% 47.4428% 47.4428%

Rambler » 20.7478% 20.7478% 20.7478%

Google » 17.8491% 17.8490% 17.8491%

Mail.Ru » 5.4769% 5.4769% 5.4769%

Я^ех.Новости » 4.7668% 4.7668% 4.7668%

Апорт » 1.5362% 1.5362% 1.5362%

Заметим: несмотря на то, что по ЮФО доля «Яндекса» на рынке составляет 46,41% (с начала 2006 года система поиска Mail.Ru работает на основе поисковой машины «Яндекс», реальная доля поисковой системы «Яндекс» в западных и центральных России регионах находится на более высоком уровне, и в среднем составляет не меньше 75% всех запросов. Последнее наглядно соотносится с данными таблиц 2 и 3.

Из приведенной таблицы 2 и диаграммы 1 можно увидеть преобладание поисковой машины «Яндекс», а, учитывая, что Компания Mail.Ru заключила контракт с компанией «Яндекс» на предоставление системы поиска, то запросы поисковой системы Mail.Ru также можно относить к результату поиска «Яндекс».

Диаграмма 1. Удельное соотношение посещения маркетинговых поисковых систем программы «Розничный рынок» пользователями Южного федерального округа за период 2007-2009 годов

46,41% - Яndex

20,28% - ЯЕШЬЬГ

19,25% - Google

5,02% - Mail.Ru

4,89% - Яndex.Новости

4,15% - Апорт

Таблица 2. Уровень запросов пользователей Интернет-сайта «Авторынок» за январь 2009 года по г. Краснодару

Запросы Яндекс Рамблер Mail.Ru

авторынок краснодар 1495 697 391

автосалоны краснодар 1624 118 216

авто краснодар 2070 146 69

итого запросов 5129 961 676

Необходимо понимать что, во-первых, количество запросов, приведенное в таблице 2, это минимальное количество, так как, например, по запросу «авто» (количество запросов - 15506) в действительности сопутствует огромное количество схожих запросов (около 37517 запросов), которые необходимо учитывать при количественной оценке спроса (таблица 3).

Таблица 3. Общая маркетинговая характеристика ежемесячных запросов потребителей на Интернет-порталах «Авторынок» по

Краснодарскому краю

авто 15506 ваз 12999

авто краснодар 1733 тюнинг ваз 1667

продажа авто 1277 ваз 2110 924

авто рынок 741 автомобили ваз 809

японские авто 628 ваз 2107 803

тюнинг авто 613 ваз 2106 585

темп авто 550 ваз 2112 576

авто фото 414 краснодар ваз 563

другие схожие запросы * другие схожие запросы *

итого запросов 37517 итого запросов 38712

авторынок 4711 автосалоны 4537

авторынок краснодар 1276 автосалоны краснодар 1347

газета авторынок 374 автосалон север 388

краснодарский авторынок 193 автосалон модус 298

газета авторынок краснодар 159 автосалоны новороссийска 254

владивосток авторынок 157 авто автосалоны 170

авторынок новороссийск 148 автосалоны г. краснодара 161

сочи авторынок 141 автосалоны ваз 160

Другие схожие запросы * Другие схожие запросы *

итого запросов 9142 итого запросов 10329

* подробный список запросов приведен на диаграмме 2.

Из таблицы 3 видно, что всем основным запросам соответствует почти двойное количество схожих запросов. Во вторых в вышеуказанной таблице

приведен далеко не весь полный список запросов, интересующих краснодарцев, а только самые популярные запросы. При этом основные (популярные) запросы дают четкую картину интереса в сети Интернет краснодарцев в сфере «Авторынка», что представлено на диаграмме 2. Количество Интернет-пользователей в Краснодарском крае неуклонно растет, в дополнение к этому, все больше людей прибегают к помощи Интернета в поиске информации, так в течений года количество обращении к поисковым системам по запросу «Авторынок Краснодар» выросло на 46%, интерес к запросу «Авто Краснодар» увеличился более чем в два раза, прирост составил 111%, почти такой же прирост наблюдается в запросе «Автосалоны Краснодар» - 93%.

Диаграмма 2. Динамика основных потребительских запросов по Интернет-сайту «Краснодар-Авторынок»

2500 2000

150С 1000 500 0

Г

п

п

Иг

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Месяцы года

□ Авторынок Краснодар □ Авто Краснодар [[Автосалоны Краснодар

Этот Интернет-портал посетили более 10000 пользователей, которые просмотрели более 31000 его страниц. Основную аудиторию портала составляют: жители Краснодара, Москвы, Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. Необходимо обозначить, что портал www.sell-buy.ru является тематическим, поэтому большинство пользователей портала интересуются недвижимостью или Авторынком Краснодара. В процентном соотношении 46% пользователей интересуются объектами недвижимости или виртуальным авторынком.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущие Интернет-порталы активно участвуют в формировании и реализации маркетинговых программ коммерческих фирм из Южного федерального округа, а сами потребители интернет-услуг эффективно задействуют поисковые системы «Яндекс» для удовлетворения собственных потребительских предпочтений на рынке недвижимости или на авторынке.

Литература

1. Лиховерстов, А. А. Мобильные и электронные формы рекламы [Текст]//А. А. Лиховерстов, Рынок столицы. - 2007.- №3. - С.61-62.

2. Большаков, У.М. К вопросу об использовании различных форм увещевательной рекламы// УМ. Большаков, Потребитель. - 2008. - №16. - С.8-9.

3. Верниховский, С.С. О термине «институциональная реклама» [Текст] // С.С. Верниховский, Рынок Юга России. - 2010.-№1. - С.25-28.

4. Корнеев, В.В., Гареев, А.Ф., Васютин, С.В., Райх, В.В. Базы данных. Интеллектуаль-ная обработка информации [ Текст]// В. В. Корнеев, А.Ф. Гареев, С.В. Васютин, В.В. Райх. - М.: Нолидж, 2001. - 226 с.

5. Muller, C.F. Economic costs of illness and health pollicy. - AmerJ.pubL Hlth., 2008. -Vol.70. - N12. - P. 1245-1246.

6. Turban, E., Aronson, J. Decision Support Systems and Intelligent Systems. NJ: Prentice-Hall, 2009. - 197 p.

7. Манвелян, М. О. Тематические порталы как средство размещения эффективной рекламы [Текст] // Теория и практика маркетинга. - 2005. - №1. - С.44-46.

8. Сиротинский, О.Г. Яндекс - крупнейший российский портал [Текст]// Информационные системы России. - 2009. - №3. - С.85-87.

С. В. Козлов

Бенчмаркинг как методический инструментарий сопряженной оценки деятельности фирм-конкурентов и потребителей их продукта на рынке

медицинских услуг

Необходимость введения комплексной оценки медико-экономической деятельности государственных и частных учреждений здравоохранения сегодня актуализируется возрастающим уровнем заболеваемости населения РФ при одновременном росте числа фирм, оказывающих различные медицинские услуги. В этой связи ряд видных отечественных маркетологов, работающих в сфере изучения рынка медицинских услуг (В. Н. Стародубов, 2007; Б.Л.Винокуров, 2010) указывают на недостаточную разработанность методик бенчмаркинга как системной оценки рыночной деятельности фирм, конкурирующих в оказании медицинских услуг населению. Среди всех причин смертности населения в Российской Федерации в последнее пятилетие болезни системы кровообращения составили 55,4% (1,18 млн. умерших), в их числе: ишемическая болезнь сердца -46,9%, которая является причиной более 6% госпитализаций - более 1,4 млн. по данным за 2006 год - и временной потери трудоспособности в 2,3 млн. дней. Часть этих пациентов переводят на ту или иную степень инвалидности, а к 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.