УДК 712.25
Кравченко Д. В. студент магистрант 2 курса архитектурный факультет Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Украина, г. Донецк ПРОГРЕССИВНЫЕ ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТНОЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КРУПНЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ
Аннотация. В данной статье рассмотрены основные прогрессивные подходы, которые актуальны при ландшафтной организации бывших территорий промышленного назначения. Основным принципом их развития является учёт человеческих потребностей в социально-развитой среде, предоставляющей возможности для отдыха, развития, общения. Бесхозные территории, обладающие необходимым градостроительным потенциалом, могут стать очагами концентрации людей.
Ключевые слова: ландшафт, промышленные территории, ландшафтный урбанизм, парк, улица, человек
Kravchenko D. V.
Master's degree student 2 year, architectural faculty Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture
Ukraine, Donetsk
PROGRESSIVE APPROACHES OF THE ORGANIZATION OF THE LANDSCAPE ENVIRONMENT IN THE STRUCTURE OF LARGE
INDUSTRIAL CITIES
Annotation. In this article, the main progressive approaches that are relevant for the landscape organization of the former territories of industrial destination are considered. The main principle of their development is the consideration of human needs in a socially-developed environment that provides opportunities for recreation, development, and communication. Inexhaustible territories that have the necessary urban planning potential can become centers of concentration of people.
Keywords: landscape, industrial territories, landscape urbanism, park, street, people
Всё больше промышленных районов склонны к переориентации производства или полной его ликвидации. В случае высвобождения или неактуальности производства, появляются конфликтные участки, бывшие некогда частью крупного индустриального города. Такие территории требуют комплексного подхода в организации своей ландшафтной структуры. Поэтому, рассматривая такие проблемные зоны, следует уделять внимание следующим ключевым прогрессивным подходам:
1. Следование принципам ландшафтного урбанизма
2. Создание садов и парков вместо промышленных зон
3. Функциональное разнообразие стагнирующих территории
4. Проектирование улиц для человека
5. Интерактивность пространства, использование инновационных технологий
1. Новым подходом в проектировании городских пространств является ландшафтный урбанизм, где ландшафт заменяет архитектуру, становясь основным строительным элементом. Такой подход структурирует городское функциональное зонирование. Принципы ландшафтного урбанизма (или зеленого урбанизма) основаны на экологической устойчивости, бережном отношением к местному ландшафту территории и создании социально-ориентированной среды, комфортной для людей.
В качестве примера, следует отметить бизнес-центр «Фабрика Станиславского» в центре Москвы, который представляет собой концепцию ландшафтного дизайна как функциональное дополнение промышленного объекта [1]. Обустроенные внутренние дворы превратили в привлекательные и общедоступные пространства: сады и площади. Таким образом, проект возвращает горожанам прежде недоступные промышленные территории. Из зарубежного опыта следует упомянуть ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд» в Германии на территории старого сталелитейного завода. Здесь здания, конструкции и территория завода использованы для создания ландшафтного парка, наполненного множеством аттракционов. Прогулки, езда на велосипеде, игры на природе — это лишь некоторые из многих возможностей этого парка.
2. Ещё большим ресурсом для возвращения человеку пространства, заполненного живой природой, являются бывшие промышленные территории. Сегодня это особенно важно для крупных городов, где масштабы свёртывания устаревших производств наиболее значительны [2]. В силу того, что некачественная визуальная среда может стать значительным раздражителем для человека, создание гармоничной среды вокруг промышленных предприятий выступает на передний план. Так, непримечательные и стоящие особняком постройки бывших заводов могут стать гармоничной составляющей городской среды. Использование базовых приёмов композиции, цвета, пропорций и тектоники может сыграть здесь определяющую роль.
3. Зачастую территория недействующего промышленного предприятия является бесхозной, с отсутствием функционального зонирования. Решением могут стать современные гибридные пространства в структуре крупных городов, которые имеют ярко выраженное общественно-рекреационное назначение и развитую жилую или общественную функцию [3]. Такая среда должна вызывать у человека живой интерес: наличие торговых центров, магазинов будет привлекать всё больше людей и удерживать внимание населения.
4. В настоящее время активно развиваются лишь инженерная и транспортная инфраструктуры города. Эти, искусственные по своему происхождению системы, препятствуют формированию непрерывной экологической инфраструктуры, они расчленяют ее на локальные фрагменты - «островки природы» в городе [4]. Согласно принципам ландшафтного урбанизма, преимущество коммуникационных пространств отдается пешеходным путям. Это значит наличие достаточного места для общения, отдыха и другой активной деятельности человека. Проблему повсеместности транспортных связей в данном случае можно решить методом подземных парковок, созданием широких тротуаров с защитной полосой озеленения или пешеходными путями в нескольких уровнях. Наличие активного пространства для велосипедного движения также станет огромным вкладом в развитии здорового и спортивно-ориентированного общества. Важно учитывать потребность людей с ограниченными возможностями: лестницам предпочитать пандусы, избегать неровностей с земной поверхностью.
5. Современные технологии могут быть основаны на сбережении природных ресурсов, например, использование водопроницаемых покрытий с фильтрами для уменьшения нагрузки на ливневую канализацию. Или направленные на мультимедийные функции. Основные тенденции в дизайнерских решениях современных общественных пространств сводятся к интерактивности и интеллектуальности. Так называемая «умная площадь» обладает развитой инфраструктурой: информационные технологии в виде наличия мобильных платежей за предоставляемые услуги на территории и пр. К интерактивным пространствам следует отнести применение тактильных объёмных карт, схем парка, «умных» информационных табло, медиа-фасадов.
Итак, некоторые тенденции в создании мест общественного тяготения могут быть отображены на разных уровнях. На градостроительном уровне -это следование принципам устойчивого развития, в том числе тенденциям ландшафтного урбанизма. В социальном плане - это повышенное внимание к характеру места, времени и обществу. С архитектурно-художественной точки зрения - формирование духа места и визуально сбалансированной городской среды. Формирование ландшафтной среды должно стремиться к стимулированию населения к генерированию новых идей, проектов, или наоборот. Высокий процент озеленений таких территорий является неотъемлемой составляющей благоприятной психологической атмосферы.
Использованные источники:
1. Райкин А.А. Фабрика Станиславского. Концептуальный ландшафтный дизайн как функциональное дополнение ревитализованного промышленного объекта / А.А. Райкин// Вестник МГХПА. - 2013. - с. 152-160.
2. Нефёдов В.А. Как вернуть город людям / В.А. Нефёдов. - М.: 2015. - 160 с.: ил.
3. Климов Д.В., Красильникова Э.Э. Принципы формирования гибридных пространств в условиях градостроительной регенерации территории города /
Д.В.Климов, Э.Э.Красильникова// Academia. Архитектура и строительство. -
2015. - с. 85-89.
4. Душкова Д.О., Кириллов С.Н. Зеленая инфраструктура города: опыт Германии / Д.О. Душкова, С.Н. Кириллов// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология №2 (35) -
2016. - с. 136-147.
УДК 711.553.1
Рогов Д.О. студент магистрант 2 курса факультет «Управления» Московский автомобильно-дорожный государственный
технический университет (МАДИ)
Россия, г. Москва ТРАНСПОРТНО-ПЕРЕСАДОЧНЫЕ УЗЛЫ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Аннотация:
В статье описаны основные преимущества транспортно-пересадочных узлов как объектов транспортной инфраструктуры, отражена текущая ситуация в области развития системы ТПУ в г. Москве, уделено внимание перспективным проектам, которые появятся в столице в ближайшие несколько лет. Также приведены технические характеристики и показатели работы нового ТПУ «Солнечная» (открытие в 2017 г.), подведены итоги проекта по благоустройству исторического центра города (организация транспортного обслуживания на Площади Тверская Застава, Славянской площади). Далее приводятся примеры трех крупных проектов ТПУ («Рассказовка», «Парк Победы», «Рязанская»), которые в перспективе будут играть важную роль в развитии Московского транспортного узла. В заключении был отражен план строительства ТПУ в г. Москве до 2020 года согласно Постановлению Правительства Москвы № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве».
Ключевые слова: ТПУ, транспорт, инфраструктура, строительство, пассажиры, транспортное обслуживание.
Rogov D.O. student
2 course (magistracy), faculty of «Management» The Moscow automobile and road state technical university (MADI) Moscow, Russia TRANSPORT HUBS OF MOSCOW AGGLOMERATION. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS.