Научная статья на тему 'Программы оздоровления детей, имеющих отклонения в здоровье'

Программы оздоровления детей, имеющих отклонения в здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы оздоровления детей, имеющих отклонения в здоровье»

Булгакова М.Б.1, Сегаль В.А.2

!Учитель-логопед школа №37, ^Инструктор ЛФК школа №370

ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ЗДОРОВЬЕ

ЗДОРОВЬЕ - это самое главное, что нужно для жизни человека, для его продуктивной творческой, физической и умственной деятельности. Для сохранения своего здоровья необходимо не только своевременно посещать врача, жить в гармонии с собой и окружающем миром, но и заниматься спортом. В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для детей и подростков. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Особенно остро эта проблема стоит перед учащимися, которые имеют проблемы со здоровьем. Коллектив нашей школы, «Школы надомного обучения» №370, работает с контингентом детей с различными соматическими, психоневрологическими заболеваниями. Как помочь школьникам с проблемами здоровья, чтобы они начали жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности ребенка самое серьезное внимание должна уделять школа. Здоровьесберегающие технологии -это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников -взрослых и детей. Учитель ЛФК реализует на практике здоровьесберегающие технологии. Лечебная физическая культура - метод лечения, использующий физические упражнения и другие средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для восстановления здоровья учащихся. Основа лечебной физичекой культуры - дозированная физическая нагрузка или мышечная работа.

Проведение уроков ЛФК преследует следующие цели и задачи: -сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся; -расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

-повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; -освоение основных двигательных навыков и качеств;

-воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;

-воспитание интереса к истории спорта;

Уроки ЛФК отличаются четкостью каждого этапа, продуманностью каждого вида деятельности. На занятиях соблюдаются нормы предельно допустимой нагрузки для каждого ученика. Среди наших учащихся большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. Вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, преподаватель физической культуры подбирает новые виды упражнений и рекомендует включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются специальные упражнения: ходьба босиком по скошенному лугу, галечнику, так же - комплекс упражнений, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм. Ребята

должны не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое. Со второго класса вводятся творческие задания, например, составить комплекс утренней гимнастики. Приобретая двигательные навыки и умения на уроках. Учащиеся используют их в повседневной жизни. Специфика таких уроков - многократные повторения, отработка двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учащихся в работу. Так, общеразвивающие упражнения ученики выполняют с различными предметами: теннисными, баскетбольными мячами, скакалками. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание следует обращать на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися в сложных в физическом плане упражнениях. Поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., на уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный курс лечебной гимнастики. Для тех ребят, кто не может заниматься физкультурой вместе со всеми по состоянию здоровья, имеется специальное оборудование в кабинете ЛФК. Так что даже ученики со слабым здоровьем могут заниматься физической культурой. Чтобы ученики показали свои навыки, приобретенные на уроках ЛФК, наша школа принимает активное участие в различных районных, окружных спортивных мероприятиях. В них участвуют и младшие, и старшие классы. Наши дети занимают призовые места, получают грамоты, дипломы и памятные подарки. Наши ученики были активными участниками спартакиады « Равные возможности2008», «Равные возможности 2009». Родители учащихся также принимают активное участие во всех школьных, районных и окружных соревнованиях: эстафетах, Днях здоровья, спортивных праздниках. Мы являемся постоянными участниками Дня спорта района «Академический».

Для успешного изучения любого предмета, ЛФК - не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому учитель стремится к привлечению всех детей к самостоятельной работе на уроке. Двигательная активность - это главнейшее условие сохранения своего здоровья. Интерес к спорту, стремление к победе - эти и многие другие качества прививаются человеку в школе на этих уроках . Невозможно переоценить роль физической культуры в физическом, духовном и нравственном воспитании человека. Первоочерёдной задачей является предоставление ребёнку возможности полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта, увеличить двигательную активность в течение дня. Пропаганда здорового образа жизни и спорта, т.е. предоставление альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам. Немаловажным фактором занятий детей на уроках оздоровительной направленности является престижность занятий спортом, возможность достичь успеха, проявить себя на соревнованиях. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, педагог принимает во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, учитель привлекает их к общественной деятельности, дает им поручения, с которыми они могут справиться, доверяет им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Важным элементом урока ЛФК является беседа о здоровом образе жизни, о правилах поведения при выполнении определенных физических упражнений. Учащиеся выясняют, какие физические качества развиваются благодаря систематическим занятиям. Например, гимнастика в школьной программе нужна для развития гибкости, ловкости, грации, равновесия, вестибулярного аппарата. Все это делается с целью объединения двигательной и умственной деятельности. Учитель предлагает ученикам дополнительно

читать спортивную литературу, газеты, просматривать спортивные новости. На уроках формирование умений и навыков происходит на основе осмысления спортивных понятий и техники их выполнения. Например, понятие - «метание» и техника выполнения его различных видов - метание в цель, на дальность. Детям часто приходится анализировать какое-то сложное упражнение, разбивая его на части и отрабатывать поэлементно. При этом учитывать и процесс синтеза, т.е. соединение элементов должно приносить желаемый результат (кувырок вперед). Учащемуся приходится контролировать себя, уметь замечать ошибки, исправлять их, т.е. идет осознание процесса учения. Это очень важный аспект, так как дети, приходящие в нашу школу, не ходили в детский сад и занятия лечебной физкультурой становятся для них первой ступенькой к здоровому образу жизни. К нам в школу приходят большое количество ребят, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для них , по нашим наблюдениям , стимулом к занятию становится не внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления!

В основу занятий с этой категорией детей положено занятие состоящее из трех последовательных этапов:

Динамические упражнения аэробного характера;

Статические упражнения (их подбор осуществляется в зависимости от уровня здоровья и функционального состояния организма ребёнка);

1. Сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации (позволяет детям с помощью учителя внушить себе желаемый уровень здоровья, настроения и самочувствия, достичь состояния внутриличностной гармонии).

Именно такая структура занятия позволяет:

- научить ребенка произвольно регулировать свое психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и психологическому назначению физических нагрузок;

- восполнить дефицит двигательной активности;

- осуществить выход всех накопившихся эмоции: как гипер-, так и гипостенических.

Такая реакция всех эмоций значительно снижает риск развития психосоматических

заболеваний у детей. Положительное воздействие такой структуры занятий выражается и в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности, уверенности в себе.

Одним из основных факторов лечебной физкультуры является музыка. Целительная и духовная музыка - это великолепный инструмент и помощник в нашей школе. Природные записи природных звуков, самые популярные классические произведения, звучащие на фоне звуков природы, голосов зверей, и прибоя моря помогают снять эмоциональное напряжение, способствуют релаксации и развитию творческих способностей детей. Подбор упражнений лечебной гимнастикой зависит от диагноза заболевания и состояния здоровья ребенка. Школьный врач, специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школы дают свои рекомендации, а инструктор ЛФК составляет комплекс упражнений для детей с различными заболеваниями. Таким образом, отличительной особенностью проведения уроков в нашей школе является наличие в ней схем занятий, учитывающих не только состояние здоровья, но и индивидуальные физические и психологические особенности школьников.

Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, возросший уровень гиподинамии и психической перегрузки определяют необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей в учреждениях образования. Данная проблема требует дальнейшего осмысления, не несомненно, что приоритетом в этом направлении должно стать формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.

Подводя итог изложенному, хочется отметить, что в школах подобной нашей технологии здоровьясбережения должны быть ориентированы как на практически здоровых детей, так и на детей с отклонениями в здоровье. Личностно-ориентированный подход к

каждому ученику является методической формой уроков занятий лечебной гимнастикой, способствующей гармонизации физического и психического компонентов здоровья человека.

Литература

1.Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

2.Е.В. Советова Эффективные образовательные технологии, Ростов на /Дону: Феникс,2007

3. В.П. Панасюк. Системное управление качеством образования в школе. СПб. М.,2000

4. Т.И. Шамова Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы, Архангельск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.