Научная статья на тему 'ПРОГРАММЫ MINDFULNESS КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ США'

ПРОГРАММЫ MINDFULNESS КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ США Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

668
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
осознанность / медитация осознанности / пенитенциарные учреждения / саморегуляция / психические расстройства. / mindfulness / mindfulness meditation / penitentiaries / self-regulation / mental disorders.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайдукова Ольга Леонидовна

В статье раскрывается феномен медитации осознанности (mindfulness meditation) как инструмент саморегуляции в отношении различных популяций. Также описываются преимущества разработанных в парадигме Mindfulness направления психотерапии, применяемые в пенитенциарных учреждениях США в терапевтических и коррекционных целях, опирающиеся на приведенные в статье данные экспериментальных научных исследований за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайдукова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINDFULNESS-BASED PROGRAMS AS A MODERN WAY OF PSYCHOCORRECTIONAL INTERVENTIONS AND PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN THE US PENITENTIARY SYSTEM

The article depicts the phenomenon of mindfulness meditation as a tool for self-regulation for diverse populations. It describes the advantages of the psychotherapy programs developed in the mindfulness paradigm that are common for the US penitentiary institutions for the purpose of therapy and correction and based on the results of experimental studies within recent years.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММЫ MINDFULNESS КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ США»

III Международная научно-практическая конференция

УДК 159.99

Гайдукова Ольга Леонидовна, Gaidukova Olga Leonidovna

Магистрант

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Lomonosov Moscow State University

ПРОГРАММЫ MINDFULNESS КАК СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ И ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ

СИСТЕМЕ США

MINDFULNESS-BASED PROGRAMS AS A MODERN WAY OF PSYCHOCORRECTIONAL INTERVENTIONS AND PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR IN THE US PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация. В статье раскрывается феномен медитации осознанности (mindfulness meditation) как инструмент саморегуляции в отношении различных популяций. Также описываются преимущества разработанных в парадигме Mindfulness направления психотерапии, применяемые в пенитенциарных учреждениях США в терапевтических и коррекционных целях, опирающиеся на приведенные в статье данные экспериментальных научных исследований за последние годы.

Ключевые слова. осознанность, медитация осознанности, пенитенциарные учреждения, саморегуляция, психические расстройства.

Abstract. The article depicts the phenomenon of mindfulness meditation as a tool for self-regulation for diverse populations. It describes the advantages of the psychotherapy programs developed in the mindfulness paradigm that are common for the US penitentiary institutions for the purpose of therapy and correction and based on the results of experimental studies within recent years.

Key words: mindfulness, mindfulness meditation, penitentiaries, self-regulation, mental disorders.

В каждой федеральной тюрьме США есть структурная единица, призванная следить за психическим и психологическим здоровьем заключенных. Тюремные психологические службы разрешают индивидуальные консультации

III Международная научно-практическая конференция только в крайних случаях тяжелого психического заболевания или приступа.

Большинство заключенных могут получать помощь в виде групповой терапии,

например, в рамках программ по управлению гневом, борьбы с криминальным

мышлением, со злоупотреблением наркотическими веществами, программ для

лиц, совершивших сексуальные преступления др. Работа тюремного психолога

осложняется тем, что в глазах заключенного он является представителем

тюремной администрации, а следовательно, ему нельзя доверять, раскрывать

свои проблемы. Кроме того, в рамках групповой терапии нередко опасно

говорить на личные темы из-за возможной последующей реакции других

заключенных за пределами группы. Программы саморегуляции, основанные на

подходе медитации осознанности (mindfulness meditation, далее ММ) не требуют

вербального отклика от практикующего, он сам работает над своим состоянием.

Благодаря своей структуре, ММ хорошо вписалась в программы

психологической помощи и реабилитации, получившие широкое

распространение в исправительных учреждениях США с разным уровнем

строгости режима [1].

Медитация осознанности, представляющая собой разнообразные методики саморегуляции, вот уже несколько десятилетий вызывает культурный и научный интерес, она превратилась в настоящий образ жизни. При этом включение ММ в клинические интервенции немало содействовало росту исследовательской активности со стороны научного сообщества в отношении изучения эффектов от занятий медитацией осознанности, о чем свидетельствует значительное количество опубликованных результатов исследований в англоязычной текстовой базе данных медицинских и биологических публикаций американского Национального центра биотехнологической (NCBI) Национальной медицинской библиотеки США. Огромный интерес к данной проблематике со стороны ученых, но и государства обещает ММ большое будущее и не только в США. Примером может служить работа британской все-партийной парламентской группы по осознанности (Mindfulness All-Party Parliamentary Group), направленной на изучение данных исследований, наиболее

III Международная научно-практическая конференция успешного использования практики Mindfulness, а также выработку

рекомендации для правительства на основе полученных результатов.

Существует много причин растущей популярности ММ, и прежде всего, это универсальность приложения умений, приобретенных во время практики. Подход может помочь индивидам, интактным к другим методам воздействия. Кроме того, практика ММ применима не только в рамках лечения, коррекции, профилактики в здравоохранении, но и способствует благополучию человека в целом [2]. На сегодняшний день было проведено большое количество исследований, благодаря которым эмпирически была доказана эффективность ММ в различных областях здоровья человека и прежде всего психологического. Показано, что результатом практики осознанности является отмена или подавление психологической реакции человека на стрессовые триггеры, ММ положительно влияет на восприятие депрессии и боли [3].

Cреди преимуществ Mindfulness также отмечается повышение чувства контроля, точности восприятия, повышение уровня терпимости, принятия, терпения; у практикующих появляется больше смелости справляться с непредсказуемыми событиями [4], наблюдается улучшение здоровья и ощущения благополучия в целом [5], а также улучшение собственной временной перспективы [6]. В соответствии с вышесказанным, занятия ММ могут помочь практикующим как в текущий момент (например, за счет понижения уровня стресса напрямую через регулярную практику медитации), так и в более отдаленном будущем, опосредованном фундаментальными изменениями в восприятии человеком мира и себя в нем. Модель поведения, формирующаяся в традиции Mindfulness, предполагает более рациональное отношение к материальным и нематериальным ресурсам, также к охране окружающей среды, выстраивание плодотворных отношений с социумом на условиях взаимного уважения. Все эти преимущества сделали ММ привлекательной для коррекционных и профилактических работ с заключенными.

Осознанность (mindfulness) является произвольной, безоценочной осведомленностью о происходящем в окружающем мире и в психическом

III Международная научно-практическая конференция пространстве человека, которая возникает, когда он произвольно направляет внимание на текущее свое состояние и настоящий момент [7]. Кроме того, Mindfulness может выступать в качестве состояния повышенной осведомленности, в виде относительно устойчивой характеристики личности, а также как совокупность определенных практик [8]. Mindfulness (в значении повышенной осведомленности) состоит из процессов управления произвольным вниманием и осознанием (awareness), набора установок по отношению к переживаемому опыту (принятие, безоценочность, открытость), связи с мета-когнитивным уровнем психического функционирования [9]. Mindfulness как личностная характеристика складывается естественным образом, она изменяется от индивида к индивиду и, если он не прилагает каких-либо специальных усилий для ее развития, остается относительно стабильной [10]. Данная личностная характеристика соотносится с психическим здоровьем, стрессоустойчивостью, эмоциональной саморегуляцией, когнитивной и психологической гибкостью человека [8].

Впервые Mindfulness как определенные практики описал профессор, специалист в области нейронауки из Массачусетского университета Джон Кабат-Зинн в 1979 году. Практикующий медитацию в традиции Дзен-буддизма, ученый объединил науку Запада и опыт восточных практик, интегрировав буддийскую медитацию, исключив религиозную составляющую, в метод оздоровления. Воздействия ММ можно объяснить, с точки зрения нейробиологии, благодаря ним происходят структурные изменения в областях мозга человека, ответственных за сенсорную, когнитивную и эмоциональную обработки [11]. Механизмом этих процессов является нейропластичность, в данном случае способность мозга меняться в ответ на новый опыт. Учась работать со стрессом при помощи практики медитации, индивид специально учится шаг за шагом восстанавливать свое эмоциональное равновесие. Иными словами, он не просто решает проблему стресса, но еще и вырабатывает новый навык, который в будущем позволит ему эффективнее справляться с этой проблемой [12].

III Международная научно-практическая конференция

Парадигма Mindfulness широко используется для борьбы и

предупреждения стресса. Одной из первых была Программа Снижения Стресса на основе Практик Осознанности (Mindfulness-Based Stress Reduction (далее — MBSR)), разработанная Джоном Кабат-Зинном изначально для пациентов с различными хроническими заболеваниями, страдающих от последствий стресса. В основе этого подхода лежит несколько принципов. Так, осознанность как способность можно существенно развить путем постепенной, регулярной практики. Осознание того факта, что происходящее «здесь и сейчас» может помочь реагировать на окружающую действительность более эффективно. Безоценочное непрерывное наблюдение за происходящими в уме процессами содействует более объективному восприятию жизни. Понимание своих мыслительных паттернов и ответов на разнообразные стимулы способствует большей осведомленности о себе, мире и дает возможность выбирать более эффективные модели поведения [13]. Впоследствии появилось целое направление в психотерапии — когнитивная терапия, основанная на практике осознанности (Mindfulness-based Cognitive Therapy (далее — MBCT)), целью которой является освобождение пациента от склонности автоматически реагировать на мысли, эмоции, события жизни. Навык осознанности в данном методе достигается путем практики ММ. В настоящее время программа, доказавшая свою эффективность при таких заболеваниях, как депрессия, повышенная тревожность, биполярное расстройство, синдром хронической усталости и др., и рекомендована, например, Национальным институтом охраны здоровья и совершенствования медицинской помощи Великобритании (National Institute for Clinical and Health Excellence) [14].

Базовая структура интервенции в виде курса MBSR состоит из 8-недельной программы, по схеме: одно занятие продолжительностью 2,5 — 3,5 часа в неделю в классе, обычно состоящем из 10-20 участников [15, 16]. Во время занятий участники изучают методы практики ММ, получая инструкции и реализуя их, практикуя ММ. MBSR и производные от нее программы могут включать лекции инструктора по определенным проблемам, над которыми работают

III Международная научно-практическая конференция практикующие, например, такой темой может быть физиология стресса.

Участник программы должен выполнять ежедневные 45-минутные домашние

задания, включающие упражнения ММ [17]. Также практикующие могут

развивать осознанность с помощью дополнительных практик, которыми могут

заниматься во время выполнения повседневных дел, опираясь на опыт и знания,

полученный во время групповых занятий ММ [7, 16].

Одним из преимуществ ММ является ее отстраненность от каких бы то ни было религиозных составляющих, при этом содействует укреплению общей духовности практикующего, что особенно важно в тюремном контексте: роль религии и духовности в тюремной жизни часто вызывает споры, хотя ее важность не отрицается [18]. При этом духовность в настоящее время все чаще признается в качестве компонента общего здоровья и благополучия, при этом в отличие от религии, она относится к более широкой концепции личного развития, поиска смысла и стремления к внутреннему спокойствию.

К настоящему времени разработано множество программ, методик и техник, основанных на подходе Mindfulness, которые применяются в пенитенциарной системе США. В качестве частного примера можно привести опыт одной из старейших американских государственных тюрем особо строгого режима «Фолсом», в свое время воспетой американской кантри-иконой Джонни Кэшем. Инструктор Тони Бернард, проводивший на протяжении нескольких лет занятия ММ в этом учреждении, среди оказавшихся наиболее эффективных и доступных для заключенных выделяет технику «Путешествие в три вдоха» (The Three-Breath Trip). Выполняя ее, практикующий для начала должен зафиксировать текущий момент с помощью внимания, направленного на внутренние ощущения трех последовательных вдохов. Затем сдвинуть фокус внимания с внешнего на внутреннее: отметить физические ощущения расширения и сжатия в груди и животе от дыхания, движение воздуха в ноздрях при дыхании. Ключевым моментом является отстраненность практикующего, он просто должен наблюдать за тем, что происходит естественно, без своего волевого участия в течение трех последовательных вдохов. Необходимо войти в

III Международная научно-практическая конференция состояние потока, но не растворяться в нем, не терять счет вдохам, а после

третьего вернуться в привычное состояние и постараться отметить все

произошедшие в теле ощущениях и чувствах изменения. В начале курса Бернард

рекомендовал заключенным практиковать это упражнение по возможности 3 - 4

раза в день. По его словам, один из его первых подопечных повторял его

ежедневно раз по 50, то есть каждый раз когда смотрел телевизор, и передача

прерывалась рекламой. По субъективным личным отчетам этого заключенного,

практика оказалась ощутимо полезной, и он продолжил заниматься ею по своему

желанию, не зависимо от участия в программе ММ [19].

В продвижение программ Mindfulness в американской пенитенциарной системе большой вклад вносит основанный в 1989 году организация The Prison Mindfulness Institute (далее -PMI), некоммерческая организация, миссия которой заключается в «оказании помощи и поддержки заключенным и тюремным работникам посредством медитации осознанности и развитии духовности в тюрьмах» [20]. Примечательно, что PMI основал тогда осужденный за наркоторговлю Флит Молл. Отбывая 14-летний срок, он начал изучать и практиковать медитацию в традиции Чогьяма Трунгпы Ринпоче, которая по форме и содержанию близка к ММ. Продолжая оставаться за решеткой, он получил докторскую степень по философии и основал не только PMI, но и программу помощи заключенным, больным СПИДом — Национальную ассоциацию тюремных хосписов [21]. В настоящее время PMI занимается просветительской деятельностью, предоставляя книги и другие источники информации о практиках Mindfulness в рамках программы «Книги за решеткой» («Books Behind Bars»), организует программу общения по переписке между заключенными и практикующими ММ добровольцами, готовыми делиться опытом и знаниями, и самое главное, предлагает программу «Путь свободы» («Path of Freedom»), разработанную для преподавания ММ в исправительных учреждениях. Впервые эта программа была успешно опробована в 2011 году в мужской тюрьме для несовершеннолетних преступников Lookout Mountain Youth Services Center с максимальным режимом строгости в Колорадо. Позднее

III Международная научно-практическая конференция она была внедрена целиком или частично в различных исправительных

учреждениях для взрослых по всей территории США. К настоящему моменту

PMI подготовил свыше 300 фасилитаторов со всего мира, уполномоченных

преподавать программу Mindfulness по «Путь свободы» для заключенных.

Данная программа представляет собой тренинг эмоционального интеллекта, основанный на осознанности (Mindfulness-based emotional intelligence, далее — MBEI), который также включает элементы социально-эмоционального обучения и когнитивно-поведенческого обучения на основе осознанности. Программа нацелена на «увеличение внутренних ресурсов, а также раскрытия способностей и выработки навыков повышения самосознания за счет развития осознанности, ощущения присутствия в настоящем моменте, а также для стабилизации и повышения внимания в условиях повседневной жизни» [20]. Программа предлагает психологические инструменты для развития личностных качеств, эмпатии, регулирования эмоций, стойкости, а также для развития навыков управления конфликтами, прощения и разрешения сложных ситуаций в сфере личных и рабочих взаимоотношений. Результатом регулярных занятий ММ и других рефлексивных методик, предусмотренных MBEI, должен стать переход от основанных на страхе антисоциальных, криминальных стратегий удовлетворения потребностей к про-социальным подходам, основанным на уверенности в своей собственной добродетели, врожденной доброте к другим и к миру в целом. По мере практики должно вырабатываться общее понимание собственных возможностей и позитивное видение их в настоящей и будущей перспективе. Иными словами, программа основана на целостном био-психо-социально-духовном взгляде на человеческое развитие.

Успешное внедрение разнообразных программ Mindfulness опирается на результаты научных исследований, проведенных в том числе при участии заключенных. Изучение эффектов от интервенций посредством программ MM началось довольно давно. Одним из первых наиболее значимых исследований был проект 1992 — 1996 г.г., осуществленный в исправительных учреждениях штата Массачусетс. Программа MBSR была модифицирована под особенности

III Международная научно-практическая конференция испытуемых (2000 человек) из одной женской, четырех мужских тюрем среднего

уровня строгости и одного исправительного учреждения с режимом

минимальной строгости. Результаты измерялись по трем критериям:

враждебность, самооценка и нарушение настроения. По ним всем были

продемонстрированы заметные улучшения у всех участников, однако, женщины

и мужчины в учреждении c минимальным режимом строгости добились

большего успеха в сравнении с остальными испытуемыми [22].

Мероприятия по коррекции и профилактике девиантного поведения в пенитенциарных заведениях осложняет тот факт, что большое количество осужденных страдает тем или иным психическим расстройством. Согласно отчету Министерства юстиции США за 2017 год, около 37% заключенных в американских исправительных учреждениях имеют проблемы с психическим здоровьем. Из них у более 24% осужденных диагностировано большое депрессивное расстройство, 17% - биполярное расстройство, 12% -посттравматическое стрессовое расстройство, 13% — другие расстройства личности [23].

Одним из инициаторов изучения воздействия практик ММ на осужденных, в том числе с психическими расстройствами, с 2011 года является PMI. Его первой исследовательской инициативой по оценке эффективности программы «Путь свободы» стал проект в сотрудничестве с группой исправительных учреждений для мужчин и женщин Род Айленд (The Rhode Island Department of Corrections. В исследовании, посвященном воздействию практики ММ на заключенных женщин, приняли участие отбывающие наказание в возрасте от 20 до 53 лет, у которых были диагностированы те или иные психические расстройства (депрессия, тревожность, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и биполярное расстройства, панические атаки и др.). Участницы эксперимента прошли 8-недельный курс «Путь свободы». Результаты показали, что после интервенций у всех испытуемых существенно снизились показатели депрессии, стресса и тревожности [24].

III Международная научно-практическая конференция

Еще одним аспектом проблемы психологического здоровья заключенных

является то, что многие из них имеют наркотические аддикции. В США более половины отбывающих срок за решеткой страдают расстройствами, связанным с употреблением психоактивных веществ [25]. Недавние исследования воздействия практики ММ и основанных на ней программ реабилитации в тюрьмах продемонстрировали многообещающие результаты в отношении снижения употребления наркотиков после освобождения [26]. В частности хорошие результаты показали интервенции в рамках программы «Предотвращение рецидивов на основе внимательности» (Mindfulness Based Relapse Prevention, далее — MBRP), сходной с описанной выше программой снижения стресса на основе осознанности (MBSR). Так, в одном исследовании, проведенном в 2013 - 2015 г.г. в одной из американских городских тюрем, приняли участие 189 мужчин, прошедших курс лечение от наркомании. Экспериментальная группа в течение 6 недель занималась по программе MBRP, контрольная группа проходила курс, направленный на развитие коммуникативных навыков. Важной особенностью дизайна исследования было то, что занятия проводил афроамериканский фасилитатор, в свое время прошедший путь заключенного, что должно было понизить градус предвзятости испытуемых по отношению к эксперименту (среди них преобладали афроамериканцы). Измерения до и после интервенций включали тесты на осознанность, тревожность и тяги к наркотикам. Итоговые измерения показали, что хотя показатели тревожности, стресса и тяги к наркотикам снизились в обеих группах, рост уровня осознанности оказался более выражен в экспериментальной группе [27].

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что использование программ Mindfulness в качестве коррекционных и профилактических интервенций в исправительных учреждениях приносит ощутимую пользу. К сожалению, в России этот подход на данный момент не нашел никакого развития.

III Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Orme-Johnson D.W. The Use of Meditation in Corrections / D.W. Orme-Johnson // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology.

— 2011.-Vol. 55(4). — P. 662—664.

2. Wielgosz J. Mindfulness Meditation and Psychopathology/ J. Wielgosz, S. Goldberg, T. Kral et al. // Annual review of clinical psychology. — 2019. —Vol.15.

— P. 285—316.

3. Sephton S.E. Mindfulness meditation alleviates depressive symptoms in women with fibromyalgia: results of a randomized clinical trial / S.E. Sephton, P. Salmon, I. Weissbecker et al. // Arthritis Care & Research. — 2007. — Vol. 57 (1). — P. 77 — 85.

4. Grossman P. MS quality of life, depression, and fatigue improve after mindfulness training: a randomized trial / P. Grossman, L. Kappos, H. Gensike et al. // Neurology. — 2010. — Vol. 75(13). — P. 1141—1149.

5. Flugel Colle K.F. Measurement of quality of life and participant experience with the mindfulness-based stress reduction program / Colle K.F., F. Vincent, S.S. Cha et al. // Complementary therapies in clinical practice. — 2010. — Vol. 16(1). — P. 36—40.

6. Wittmann M. Subjective expansion of extended time-spans in experienced meditators / M. Wittmann, E. Schötz, S. Otten et al. // Frontiers in Psychology. — 2015. — Vol. 5(1586). — P. 136—149.

7. Kabat-Zinn J. Full Catastrophe Living (Revised Edition): Using the Wisdom of Your Body and Mind to Face Stress, Pain, and Illness / J. Kabat-Zinn. — New York : Bantam Books, 2013. — 720 p.

8. Baer R.A. Mindfulness-based treatment approaches: clinician's guide to evidence base and applications (Second edition) / R.A. Baer. — London: Elsevier Academic Press, 2014. — 383 p.

9. Bishop S.R. Mindfulness: A Proposed Operational Definition / S. R. Bishop, M. Lau, S. Shapiro et al. // Clinical Psychology. —2004. — Vol. 11 (3). — P. 230— 241.

III Международная научно-практическая конференция

10. Kiken L. G. From a state to a trait: Trajectories of state mindfulness in meditation during intervention predict changes in trait mindfulness / L.G. Kiken, E.L. Garland, K. Bluth et al. // Personality and Individual Differences. — 2015.— Vol. 81.

— p. 41—46.

11. Lazar S.W. Meditation experience is associated with increased cortical thickness / S.W. Lazar, C.E. Kerr // Neuroreport. — 2005— Vol. 16(17). — P. 1893— 1897.

12. Hougaard R. Spending 10 Minutes a Day on Mindfulness Subtly Changes the Way You React to Everything / R. Hougaard, J. Carter, G. Dybkjaer // Harvard Business Review. [Электронный ресурс ] — JAN. 18 — 2017. — Режим доступа: https://hbr.org/2017/01/spending-10-minutes-a-day-on-mindfulness-subtly-changes-the-way-you-react-to-everything (дата обращения 05.02.2021)

13. Grossman P, Niemann L, Schmidt S, Walach H. Mindfulness-based stress reduction and health benefits. A meta-analysis // The Journal of Psychosomatic Research. — 2004. —Vol.57(1). — P. 35—43.

14. Herbert J., Forman E. Acceptance and mindfulness in cognitive behavior therapy: understanding and applying the new therapies. — New York: John Wiley and Sons, 2011. — 369 p.

15. Santorelli S, Mindfulness-Based Stress Reduction (MBSR): Standards of Practice / S. Santorelli. — Worcester: Ctr. Mindfulness Med. Health Care Soc., 2014.

— 24 p.

16. Santorelli S. Mindfulness-Based Stress Reduction (MBSR). Authorized Curriculum Guide / S. Santorelli, Meleo-Meyer, J. Kabat-Zinn et al. — Worcester: Ctr. Mindfulness Med. Health Care Soc., 2017. — 65 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Parsons C. Home practice in mindfulness-based cognitive therapy and mindfulness-based stress reduction: a systematic review and meta-analysis of participants' mindfulness practice and its association with outcomes / C. Parsons, C. Crane, L. Parsons et al. // Behavior Research Therapy. — 2017. — Vol.95. — P. 2941.

III Международная научно-практическая конференция

18. Goodwin L. Time for change: A study of religious conversion and self-identity in prison / L. Goodwin. — University of Sheffield, 2001. — 334 p.

19. Bernhard Т. How Prisoners Practice Mindfulness Amidst Chaos / T. Bernhard // Mindful. [Электронный ресурс ] — JAN. 17 — 2017. — Режим доступа: https://www.mindful.org/prisoners-practice-mindfulness-amidst-chaos/ (дата обращения 10.02.2021).

20. Prison Mindfulness Institute. [Электронный ресурс ] — Режим доступа: https://www.prisonmindfulness.org/projects/path-of-freedom/ (дата обращения 25.01.2021).

21. Maull F. Dharma in Hell: The Prison Writings of Fleet Maull / Fleet Maull. — South Deerfield: Prison Dharma Network, 2012. — 128 p.

22. Samuelson M. Mindfulness-Based Stress Reduction in Massachusetts Correctional Facilities / M. Samuelson, J. Carmody, J. Kabat-Zinn et al. // The Prison Journal. — 2007. — Vol. 87(2). — P. :254—268.

22. American Psychological Association. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.apa.org/monitor/2019/03/mental-heath-inmates (дата обращения 25.01.2021).

23. Ferszt G. The Impact of a Mindfulness Based Program on Perceived Stress, Anxiety, Depression and Sleep of Incarcerated Women / G. Ferszt, R. Miller // The International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2015. — Vol. 12. — P. 11594 —11607.

24. Behind bars II: Substance abuse and America's prison population. — N.Y.: National Center on Addiction and Substance Abuse at Columbia University, 2010. — 153 p.

25. Auty K. Systematic Review and Meta-Analysis of Yoga and Mindfulness Meditation in Prison / K. Auty, A. Cope, A. Liebling // The International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. — 2017. — Vol.61(6). — P. 689— 710.

III Международная научно-практическая конференция 26. Lyons T. Mindfulness-Based Relapse Prevention in a Jail Drug Treatment Program / T. Lyons, V. Womack, D. Cantrell et al. // Substance Use & Misuse. — 2 019. — Vol. 54(1). — P. 57—64.

© О.Л. Гайдукова, 2021

УДК 316.75

Карашпай С.М. Karashpai S.M.

Научный сотрудник Researcher

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических

исследований при Правительстве Республики Тыва Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the

Government of the Republic of Tyva

Аспирант Graduate student Хакасский государственный университет Khakass State University

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА К СЕМЬЕ И БРАКУ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)

ATTITUDE OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF TYVA FOR FAMILY AND MARRIAGE (ACCORDING TO SOCIOLOGICAL SURVEY)

Аннотация. В статье представлены данные социологического опроса об оптимальном возрасте вступления в брак, о роли женщины и мужчины в семье и в воспитании детей.

Annotation. The article presents the data of a sociological survey on the optimal age of marriage, the role of women and men in the family and in the upbringing of children.

Ключевые слова: семья, брак, семейные отношения, мужчины, женщины, дети. Keywords: family, marriage, family relations, men, women, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.