ПРОГРАММЫ КОЛИЧЕСТВЕННОГО СМЯГЧЕНИЯ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
ПОЛИТИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
М.Т. Саламова, старший преподаватель
Северо-кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет) (Россия, г. Владикавказ)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-8-152-161
Аннотация. В условиях низких и даже отрицательных процентных ставок центральные банки корректируют реализуемую денежно-кредитную политику, подключая нестандартные меры для преодоления экономический нестабильности, стимулирования деловой активности и восстановления экономики. Широкое распространение в зарубежной практике получили программы покупок финансовых активов, называемые количественным смягчением. В статье исследованы причины применения количественного смягчения, проанализированы инструменты и особенности реализации программ покупок в США, ЕС и Японии.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, количественное смягчение, операции центрального банка, меры поддержки экономики.
В 2001 году Банк Японии на фоне дефляции и спада экономической активности начал реализацию экспериментальных инструментов в области денежно-кредитной политики, получивших в дальнейшем название «количественное смягчение» (Quantitative easing, QE). Предпринятые шаги рассматривались в качестве временной меры оживления экономики и преодоления дефляции, выступая альтернативой традиционного снижения ключевой процентной ставки, однако приобрели долгосрочный характер, применялись в течение пяти лет и в дальнейшем неоднократно перезапускались. Так концепция, разработанная в 1990 году экономистом Ричардом Вернером как инструментальное решение по выходу из кризиса на рынке недвижимости Японии через инструменты центрального банка, приобрела популярность во всем мире.
Центральные банки развитых стран начали активно использовать программы количественного смягчения в борьбе с финансовыми кризисами, начиная с 2008 года: Федеральная резервная система (ФРС США) - с ноября 2008 года, Банк Англии -с марта 2009 года, Европейский центральный банк (ЕЦБ) - с марта 2015 года, Банк Канады - с марта 2020 года. При этом международной практикой не выработан единый механизм проведения смягчения и
в каждом конкретном случае программы формировались и корректировались регуляторами по своему усмотрению и имели национальные особенности.
С середины 1980-х гг. в экономиках ряда развитых стран наблюдался период так называемого «великого спокойствия» (great moderation), характеризующийся значительным сокращением амплитуды колебаний деловой активности, снижением инфляции и номинальных процентных ставок. Вследствие роста сбережений в ряде стран из-за демографических сдвигов, снижения производительности и иных факторов реальные процентные ставки снижались до значений, близких к нулю. В результате в современной экономике сформировалась прямая угроза установления нулевой нижней границы денежно-кредитной политики [1].
Если краткосрочные процентные ставки приближаются к нулю, традиционно утверждалось, что центральные банки не могут стимулировать спрос путем дальнейшего снижения краткосрочных процентных ставок, в результате чего экономика попадает в «ловушку ликвидности».
Когда применение традиционных инструментов ограничено минимальными ставками, а инфляционные ожидания имеют устойчиво низкий уровень, центральным банкам необходимо найти воз-
можности дальнейшего денежно-кредитного регулирования. В качестве нетрадиционного инструмента монетарной политики было предложено количественное смягчение, применение которого обусловлено определенными экономическими условиями, среди которых выделяют снижение темпов роста ВВП государства, низкий уровень ключевой ставки, приближенный к нулю или отрицательный, дефляционное сжатие экономики, снижение ликвидности банковского сектора.
Суть концепции QE заключается в крупномасштабной покупке центральным банком финансовых активов - государственных облигаций, корпоративных облигаций или ценных бумаг, обеспеченных активами - с целью укрепления устойчивости банков и обеспечения их ресурсами для последующего кредитования экономики. Увеличивая денежное предложение и объем денежной массы, регуляторы стремятся смягчить условия кредитования и стимулировать экономический рост. Поставленные цели достигаются посредством воздействия на краткосрочные или долгосрочные процентные ставки через рост цены выкупаемых активов и, соответственно, снижение их доходности. Также масштабные покупки ценных бумаг увеличивают активы центральных банков.
В период смягчения денежно-кредитной политики ряд центральных банков для того, чтобы стимулировать перелив денежных средств коммерческих банков в реальный сектор экономики впервые начали применять отрицательные ставки по депозитам кредитных организаций, которые должны были фактически доплачивать регулятору за хранение размещенных средств. Так от концепции нулевой нижней границы процентных ставок центральные банки перешли к эффективной нижней границе, которая может быть ниже нуля.
Программа количественного смягчения Федеральной резервной системы США
Целями денежно-кредитной политики ФРС США являются обеспечение максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных
ставок. Долгосрочная цель по инфляции определена на уровне 2% и определяется по годовому изменению индекса потребительских цен,
Программа количественного смягчения, реализуемая ФРС США с ноября 2008 года, получила название Large-scale Asset Purchase (LSAP). К этому времени регулятор снизил целевую ставку по федеральным фондам до минимальных значений, приближенных к нулю, чтобы преодолеть наблюдаемое под влиянием финансового кризиса замедление роста экономики США и стимулировать расходы домашних хозяйств и предприятий.
Смягчение денежно-кредитной политики было направленно на восстановление экономики через поддержку и стабилизацию рынков недвижимости и ипотечного кредитования, наиболее пострадавших от кризиса, а также обеспечение ликвидности и поддержание благоприятных финансовых условий на рынке. LSAP изначально включала три этапа крупномасштабных покупок активов и увеличение среднего срока погашения казначейских ценных бумаг в портфеле ФРС. В марте 2020 года ФРС объявила о четвертом этапе программы, сроки окончания которого не устанавливались (табл. 1).
В число ценных бумаг, приобретенных в ходе реализуемой программы, входили следующие финансовые инструменты:
- treasury securities - ценные бумаги Казначейства США;
- agency securities - ипотечные ценные бумаги, эмитированные ипотечными агентствами «Джинни Мэй», «Фэнни Мэй» или «Фредди Мак», которые обладают явной или неявной гарантией со стороны Правительства США. Агентства способствуют работе ипотечного рынка, покупая ипотечные ссуды у кредиторов и превращая эти ссуды в торгуемые ценные бумаги;
- mortgage backed securities - ипотечные ценные бумаги, платежи по которым совпадают с денежными потоками от пула ипотечных кредитов за вычетом комиссии обслуживания этих ценных бумаг и гарантий по ним.
Таблица 1. Этапы количественного смягчения ФРС США
Период действия Инструменты Объемы
ОЕ1 ноябрь 2008 г. - июнь 2010 г. Выкуп обесценившихся долговых обязательств -ипотечных облигаций и других ценных бумаг с ипотечным обеспечением 1,75 трлн. долл.
Покупка долгосрочных казначейских облигаций 300 млрд. долл.
ОЕ2 ноябрь 2010 г. - июнь 2011 г. Покупка казначейских облигаций 600 млрд. долл. (в течение 8 месяцев по 75 млрд. долл.)
«Operation twist» - продажа краткосрочных облигаций при покупке долгосрочных для снижения доходности долгосрочных
Программа реинвестирования - замена погашаемых облигаций на новые выпуски 300 млрд. долл.
ОЕ3 сентябрь 2012 г. - октябрь 2014 г. Приобретение ипотечных облигаций ежемесячно по 45 млрд. долл.
Приобретение казначейских облигаций ежемесячно по 40 млрд. долл.
ОЕ4 март 2020 г. - период действия не ограничен Приобретение казначейских облигаций от 500 млрд. долл.
Приобретение ипотечных облигаций от 200 млрд. долл.
Сделки РЕПО от 1,5 трлн. долл.
ФРС приобретает ценные бумаги на вторичном рынке, а не напрямую у Казначейства США. Крупномасштабные закупки ФРС приводят к сокращению предложения ценных бумаг, и соответственно к росту цен на данные активы и снижению их доходности. Частные инвесторы при этом стремятся приобрести финансовые инструменты с более высокой доходностью, однако повышенный спрос также формирует более высокие цены на них и снижает доходность. Более низкая доходность ипотечных ценных бумаг, в свою очередь, влияет на уровень ипотечных ставок.
С начала реализации LSAP к моменту ее завершения в 2014 году активы регулятора увеличились на 2378,1 млрд. долл. или в 1,9 раза. С октября 2017 года планировалось постепенно сокращать реинвестирования в облигации, удерживая их до наступления срока погашения без обрат-
Таким образом, общий эффект количественного смягчения ФРС заключался в том, чтобы оказать понижательное давление на доходность широкого спектра долгосрочных ценных бумаг, поддержать ипотечные рынки и способствовать большему восстановлению экономики.
ФРС реализовала LSAP последовательно в три этапа: в ноябре 2008 г., ноябре 2010 г. и сентябре 2012 г. Каждый этап имел разные масштабы в зависимости от прогнозов денежно-кредитной политики и увеличивал активы ФРС (табл. 2).
ной продажи на финансовых рынках. Была объявлена программа нормализации баланса ФРС, в рамках которой темпы сокращения начинались с 10 млрд. долл. и в дальнейшем были увеличены до 50 млрд. долл. в месяц. Объем авуаров ФРС по казначейским облигациям и ипотечным цен-
Таблица 2. Динамика активов баланса ФРС за 2007-2019 гг. (млрд. долл.)
Показатель 2007 2008 2010 2012 2013 2017 2018 2019
Ценные бумаги Казначейства США 475,72 740,63 1030,98 1666,12 2208,78 2448,21 2222,52 2328,93
Ипотечные ценные бумаги и долговые ценные бумаги агентств 0 19,26 1139,60 1003,47 1547,38 1769,32 1639,53 1411,02
Кредиты 68,92 1508,61 137,89 11,83 2,18 13,82 4,21 3,77
Другие активы 112,64 117,85 127,59 235,77 265,30 212,37 192,12 429,90
Итог 922,19 2121,44 2436,06 2917,19 4023,64 4443,72 4058,38 4173,63
ным бумагам вскоре после этого снизился [2].
Процесс нормализации баланса ФРС был изменен в январе 2019 года для обеспечения достаточного запаса банковских резервов. С августа того же года были реинвестированы все основные платежи из долговых обязательств агентств с наступающим сроком погашения и ипотечных ценных бумаг в покупку краткосрочных казначейских облигаций.
Программы количественного смягчения Европейского центрального банка
Программа количественного смягчения была запущена ЕЦБ в марте 2015 года в расчете на то, что она убережет экономику еврозоны от дефляции. Действия центрального банка были направлены на стимулирование национальных экономик, поддержку экономического развития ЕС и достижение целевого показателя инфляции, установленного на уровне 2% в среднесрочной перспективе.
Основная цель ЕЦБ - поддержание стабильности цен в зоне евро. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики ЕЦБ выступают операции на открытом рынке и процентные ставки, изменение которых напрямую влияет на процентные ставки денежного рынка и косвенно на ставки по кредитным и депозитным операциям коммерческих банков для своих клиентов, а также на ожидания хозяйствующих субъектов, цены активов, решения о сбережениях и инвестициях, объем кредитования экономики и изменение совокупного спроса и цен.
В условиях экономической нестабильности ЕЦБ дополнил монетарную политику нестандартными мерами, воздействующими на условия финансирования в экономике. Управляя условиями финансирования, ЕЦБ может влиять на общий уровень деловой активности в экономике и обеспечивать достижение цели по инфляции.
Пакет нестандартных мер ЕЦБ включает следующие программы:
1. Targeted longer-term refinancing operations (TLTROs) - Целевые долгосрочные операции рефинансирования - это операции Евросистемы, которые предоставляют финансирование кредитным организациям на период до четырех лет. Они предлагают банкам долгосрочное финансирование на привлекательных условиях, чтобы еще больше облегчить условия кредитования частного сектора и стимулировать банковское кредитование реальной экономики. Первая серия TLTRO была объявлена 5 июня 2014 года, вторая серия TLTRO II -10 марта 2016 года, а третья серия TLTRO III - 7 марта 2019 года.
Целевой характер операций TLTRO определен условием предоставления кредита - сумма кредита ЕЦБ зависит от объема кредитов, предоставленных коммерческим банком нефинансовым организациям и домашним хозяйствам. В TLTRO II и TLTRO III используется процентная ставка, величина которой привязана к схемам кредитования участвующих банков. Чем больше ссуд участвующие банки выдают нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам (кроме ипотечных кредитов), тем меньше процентная ставка по их займам.
Третья программа TLTRO состоит из десяти целевых операций долгосрочного рефинансирования, каждая со сроком погашения три года, начиная с сентября 2019 года с ежеквартальной периодичностью. С марта по апрель 2020 года ЕЦБ смягчил условия TLTRO III в части обеспечения и системы контроля рисков.
2. Asset purchase programmes (APP) -Программа покупки активов. Хотя прямые покупки активов осуществлялись с 2009 года в рамках нескольких программ, программа покупки активов была запущена в октябре 2014 года с целью поддержания роста во всей зоне евро. Объем облигаций, приобретенных ЕЦБ по программе APP на конец июня 2021 года составил 3169 млрд. евро. Совокупные чистые покупки отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика объема выкупленных финансовых активов по программе APP за 20152021 гг. [3]
Программа покупки активов реализуется в следующих направлениях:
- corporate sector purchase programme (CSPP) - программа выкупа облигаций корпоративного сектора. ЕЦБ приобретал корпоративные облигации со сроком погашения от 6 месяцев до 30 лет в два этапа: с 8 июня 2016 года по 19 декабря 2018 года и с 1 ноября 2019 года. ЕЦБ покупал ценные бумаги представителей промышленности, транспорта, телекоммуникаций и других отраслей: Deutsche Bahn, Telefonica, BMW, Daimler, ENI, Orange, Air Liquide, Engie, Iberdrola, Total, Enel и др.
- public sector purchase programme (PSPP) - программа закупок в государственном секторе. Программа включает покупку облигации, эмитентами которых выступают центральное правительство, региональные и местные правительства, международные организации и агентства, банки развития, расположенные в зоне евро. На июль 2021 года программа реализована в объеме 2431 млрд. евро. С декабря 2018 года государственные облигации занимают около 90% общего портфеля Ев-
росистемы, в то время как ценные бумаги, выпущенные международными организациями и банками развития, составляют около 10%;
- asset-backed securities purchase programme (ABSPP) - Программа покупки ценных бумаг, обеспеченных активами. Ценных бумаг, обеспеченные активами, должны отвечать ряду критериев, разработанных ЕЦБ для участия в программе покупки ABSPP;
- third covered bond purchase programme (CBPP3) - Программа покупки обеспеченных облигаций.
3. Pandemic emergency purchase programme (PEPP) - Экстренная программа выкупа активов в условиях пандемии. В марте 2020 года ЕЦБ объявил о новой программе выкупа активов на случай чрезвычайных ситуаций в объеме 750 млрд. евро, в дальнейшем увеличив ее до 1850 млрд. евро и продлив до конца марта 2022 года. Программа включает все категории активов, подпадающих под действие APP, в том числе облигации Греческой Республики, которые ранее не включались в про-
граммы выкупа активов. На июль 2021 года программа реализована в объеме 1252 млрд. евро.
Реализация программы РЕРР была направлена на выполнение нескольких задач:
- выступая инструментом единой денежно-кредитной политики ЕЦБ, была призвана обеспечить адаптацию в условиях экономической нестабильности и успокоить финансовые рынки, поддержать среднесрочную стабильность цен и восстановление экономики после пандемического кризиса.
- гибкость, заложенная в структуру программы, гарантирует, что РЕРР может эффективно выполнять роль стабилизации рынка, особенно с учетом высокой неопределенности, связанной с последствиями пандемии для различных рынков активов и стран зоны евро.
Таким образом, предпринятые нестандартные меры в совокупности привели к значительному увеличению посредничества Евросистемы. В целом, в течение 2020 года баланс Евросистемы продолжал расти за счет этих нестандартных мер политики, в результате которых в банковскую систему было вложено 2,2 трлн. евро
дополнительной ликвидности, и к концу 2020 года его размер достиг исторического максимума в 7 трлн. евро, что на 2,3 трлн. евро или 49% больше по сравнению с концом 2019 года.
Реализация нестандартных мер монетарной политики оказывает влияние на структуру баланса Евросистемы. Так, в конце 2020 года активы, связанные с денежно-кредитной политикой, сформированы в объеме 5,5 трлн. евро, что составляет 79% от общих активов баланса, в конце 2019 года - 70%. Эти активы включают ссуды кредитным организациям - 26% общих активов, в конце 2019 года - 13%, и активы, приобретенные для целей денежно-кредитной политики, которые составили около 53% общих активов, в конце 2019 г. - 56%. Прочие финансовые активы баланса включают иностранную валюту и золото, принадлежащее Евросистеме.
ЕЦБ придерживается принципа рыночной нейтральности, осуществляет операции плавного и гибкого внедрения. С этой целью Управляющий совет решил распределить реинвестирование основной суммы погашения во времени, чтобы обеспечить регулярное и сбалансированное присутствие на рынке (рис. 2).
Рис. 2. Среднемесячные темпы чистых покупок АРР (млрд. евро)
На конец 2020 года запасы APP составили 2,9 трлн. евро. В структурном разрезе на ABSPP приходилось 1% (29 млрд. евро), на CBPP3 - 10% (288 млрд. евро) и на CSPP - 9% (250 млрд. евро), на PSPP -80% (2,3 трлн. евро) от всех активов APP
Объем программы PEPP на конец 2020 года составил 753,7 млрд. евро. При этом на долю покрытых облигаций приходилось менее 1% (3,1 миллиарда евро), на долю корпоративного сектора - 6% (43,2 млрд. евро) и на долю государственного сектора - 94% (707,4 млрд. евро) от всех активов PEPP.
Программа количественного смягчения Банка Японии
В соответствии с Законом о Банке Японии целью денежно-кредитной политики является достижение ценовой стабильности. В январе 2013 года целевой показатель стабильности цен был установлен на уровне 2% исходя из годовых темпов динамики индекса потребительских цен с временным горизонтом около двух лет, который в дальнейшем неоднократно пересматривался, однако, несмотря на предпринимаемые меры, дефляция так и не была преодолена, а целевой показатель инфляции не был достигнут, и по прогнозу самого банка не будет достигнут в ближайшие годы в связи с замедлением экономического роста, вызванного ограничениями, принятыми в борьбе с COVID-19.
В 2010 году Банк Японии объявил о Программе количественного смягчения. В условиях реализуемой политики практически нулевой процентной ставки, дефляции и замедления темпов восстановления эко-
номики у центрального банка сокращаются возможности для дальнейшего снижения краткосрочных и долгосрочных процентных ставок в рамках смягчения денежно-кредитной политики.
Реализации количественного смягчения достигалась через приобретение различных финансовых активов - государственных ценных бумаг, коммерческих бумаг, корпоративных облигаций, биржевых фондов и инвестиционных фондов недвижимости, а также предоставление средств с фиксированной ставкой под обеспечение. Первоначально данные инструменты применялись в рамках Программы покупки активов, которая рассматривалась в качестве временной, чрезвычайной меры центрального банка для оказания влияния на уровень рыночных процентных ставок и премии за риск, и по масштабам и охвату финансовых активов выходила за рамки традиционных операций на открытом рынке. В 2013 году программа была прекращена в связи с широкомасштабным применением инструментов закупки финансовых активов в качестве отдельных мер оживления экономики.
В апреле 2013 года Банк Японии утвердил Программу количественного и качественного смягчения (QQE), расширил ее в октябре 2014 года, включил дополнительные меры в декабре 2015 года, ввел QQE с отрицательной процентной ставкой в январе 2016 года, внедрил QQE с контролем кривой доходности в сентябре 2016 года и усиленное смягчение денежно-кредитной политики в июле 2016 года. Динамика объемов закупок финансовых активов отражена в таблице 3.
Таблица 3. Инструменты количественного смягчения Банка Японии
Инструменты Заседания Банка Японии Объемы предпринимаемых мер
государственные ценные бумаги (JGB) 4 апреля 2013 г. увеличение суммы задолженности ежегодно на 50 трлн. иен.
31 октября 2014 г. - 16 марта 2020 г. увеличение суммы задолженности ежегодными темпами на 80 трлн. иен.
19 марта 2021 г. верхний предел покупок JGB не установлен
срок погашения покупок JGB 4 апреля 2013 г. продлен с 3 лет до 7 лет
31 октября 2014 г. продлен до 7-10 лет
18 декабря 2015 г. продлен с 7-10 лет до 7-12 лет
с 29 января 2016 по 16 марта 2020 г. 7-12 лет
19 марта 2021 г. сроки не установлены
с 4 апреля 2013 г. по 29 июля 2016 г. сохранение непогашенных сумм на уровне около 2,2 грлн. иен
коммерческие бумаги (СР) 16 марта 2020 г. установлен верхний предел около 3,2 трлн. иен
19 марта 2021 г. верхний предел непогашенной суммы установлен в размере около 20 трлн. иен
корпоративные облигации с 4 апреля 2013 г. по 29 июля 2016 г. сохранение непогашенных сумм на уровне около 3,2 трлн. иен
16 марта 2020 г. установлен верхний предел - около 4,2 трлн. иен
19 марта 2021 г. верхний предел непогашенной суммы установлен в размере около 20 трлн. иен
биржевые фонды (ЕТТ1) 4 апреля 2013 г. непогашенные суммы увеличивались годовыми темпами на 1 трлн. иен
31 октября 2014 г. - 18 декабря 2015 г. непогашенные суммы увеличивались годовыми темпами на 3 трлн. иен
29 января 2016 г. непогашенные суммы увеличивались годовыми темпами на 3,3 трлн. иен
29 июля 2016 г. сумма задолженности увеличивалась ежегодными темпами примерно на 6 трлн. иен
16 марта 2020 г. - 19 марта 2021 г. установлен верхний предел около 12 трлн. иен
японские инвестиционные фонды недвижимости (Т-КЕГГб) 4 апреля 2013 г. непогашенные суммы увеличивались годовыми темпами на 30 млрд. иен
31 октября 2014 г. непогашенные суммы увеличивались годовыми темпами на 90 млрд. иен
18 декабря 2015 г. максимальная сумма каждого выпуска ,Т-КЕ1Т увеличена с 5% до 10% от общей суммы выпуска
29 января 2016 г. - 29 июля 2016 г. увеличение непогашенных сумм годовыми темпами на 90 млрд. иен
16 марта 2020 г. - 19 марта 2021 г. верхний предел около 180 млрд. иен
отрицательная процентная ставка 29 января 2016 г. введена в размере минус 0,1% к текущим счетам, которые финансовые учреждения держат в Банке, вводится трехуровневая система, в которой непогашенный остаток на текущем счете каждого финансового учреждения в Банке разделен на три уровня, к каждому из которых будет применяться положительная процентная ставка, нулевая процентная ставка или отрицательная процентная ставка соответственно
Перечень инструментов, используемых Банком Японии, последовательно расширялся и дополнялся:
- с февраля 2016 года введена многоуровневая система ставок по депозитам в центральном банке, в соответствии с которой средства на счетах коммерческих бан-
ков в Банке Японии делятся на три уровня и к каждому из уровней применяется положительная, нулевая и отрицательная процентная ставка. В мировой практике подобные многоуровневые системы внедряются в условиях продолжительного применения и высокого уровня отрица-
тельных процентных ставок для сохранения доходов банков и поддержки банковского сектора как института финансового посредничества, например в Швейцарии, Швеции, Дании;
- с апреля 2016 года покупка активов биржевых фондов была расширена за счет приобретения ETF, состоящих из акций организаций, инвестирующих в физический и человеческий капитал. Ранее приобретались активы фондов, отслеживающих один из трех фондовых индексов: Токийский индекс цен на акции (TOPIX), фондовый индекс Nikkei 225 или индекс JPX-Nikkei 400;
- с февраля 2020 года для поддержки бизнеса в условиях борьбы с новым коро-навирусом COVID-19 введена специальная программа краткосрочного кредитования сроком до 1 года по процентной ставке 0%, под обеспечение в виде корпоративной ссудной задолженности;
- с марта 2020 года Банк Японии начал проводить операции по предоставлению средств в долларах США. Центральные банки крупнейших экономик - ФРС, Банк Канады, Банк Англии, ЕЦБ, Национальный банк Швейцарии и Банк Японии скоординировали действия по обеспечению долларовой ликвидности посредством соглашений о своп-линиях в долларах США. Чтобы ослабить напряженность и неопределенность на рынке данные операции проводились еженедельно по процентной ставке 0,25%, со сроком погашения 7 дней или 84 дня.
Заключение. Таким образом, реализация количественного смягчения в денежно-кредитном регулировании развитых экономик обусловлена снижающейся тенденцией экономического роста на фоне замедления производительности и старения населения, а также наследия финансового кризиса, что привело к снижению процентных ставок, уменьшив возможности центральных банков по смягчению денежно-кредитной политики с помощью традиционных инструментов. Также сле-
дует отметить, что борьба с низкой инфляцией и дефляцией отличается от исторической проблемы борьбы с высокой инфляцией. Угроза экологической устойчивости, быстрая цифровизация, глобализация и развивающиеся финансовые структуры, борьба с распространение коронавирусной инфекции еще больше изменили среду, в которой реализуется денежно-кредитная политика [3]. В свете этих проблем происходит пересмотр стратегии денежно-кредитной политики и внедрение нетрадиционных инструментов и мер, последствия которых еще предстоит изучить. Вопрос эффективности количественного смягчения в достижении центральными банками их макроэкономических целей сохраняет актуальность и вызывает споры.
Программы QE эффективны в стабилизации финансовых рынков в периоды кризиса, но с течением времени существуют тенденции к снижению эффективности. Кроме того, влияние количественного смягчения на объем производства и инфляцию имеет неустойчивый и неопределенный характер, что особенно справедливо в периоды, когда наиболее острая фаза кризиса уже позади.
В результате покупки активов могут возникнуть долгосрочные неблагоприятные последствия, которые следует учитывать при принятии решения о применении политики QE в будущем - влияние приобретенных активов, большую часть которых, как правило, составляют государственных облигации, на независимость центрального банка и доверие к нему со стороны рыночных агентов, влияние крупномасштабных длительных покупок на систему ценообразования активов на внутренних рынках за счет снижения премий за риск и др. [4]. Чтобы решить, уместно ли использование нестандартных инструментов денежно-кредитной политики необходимо взвесить потенциальные выгоды и связанные с ними потенциальные издержки.
Библиографический список
1. Нестерова К.В. Особенности денежно-кредитной политики в условиях низких ставок // Социум и власть. - 2020. - №2 (82). - C. 50-64.
2. Kim Kyungmin, Thomas Laubach, and Min Wei (2020). "Macroeconomic Effects of Large-Scale Asset Purchases: New Evidence," Finance and Economics Discussion Series 2020047. Washington: Board of Governors of the Federal Reserve System, https://doi.org/10.17016/FEDS.2020.047
3. Отчет ЕЦБ о денежно-кредитной политики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ecb.europa. eu/home/search/review/html/ ecb.strategyreview_monpol_strategy_overview. en.html
4. Beckmann, J., Fiedler, S., Gern, K.-J., Kooths, S., Quast, J. and Wolters, M. The ECB Asset Purchase Programmes: Effectiveness, Risks, Alternatives, Study for the Committee on Economic and Monetary Affairs, Policy Department for Economic, Scientific and Quality of Life Policies, European Parliament, Luxembourg, 2020. https://www.europarl.europa.eu/cmsdata/211391/ 2_KIEL%20final.pdf
QUANTITATIVE EASING PROGRAMS IN THE MONETARY POLICY OF FOREIGN
COUNTRIES.
M.T. Salamova, Senior Lecturer
North Caucasian Institute of Mining and Metallurgy (State Technological University) (Russia, Vladikavkaz)
Abstract. In conditions of low and negative interest rates, central banks adjust their monetary policy, including non-standard measures to overcome economic instability, stimulate business activity and economic recovery. Programs for the purchase of financial assets, called quantitative easing, have become widespread in international practice. The article examines the reasons for the use of quantitative easing, analyzes the tools and features of the implementation of purchase programs in the United States, the European Union and Japan.
Keywords: monetary policy, quantitative easing, central bank operations, measures to support the economy.