Научная статья на тему '\ программный продукт \ мозговой штурм компании Witology'

\ программный продукт \ мозговой штурм компании Witology Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ программный продукт \ мозговой штурм компании Witology»

\ программный продукт

Виктория Пару лет назад мировому гиганту Electrolux потребовал-

МусоринА ся новый малошумящий моторчик для стиральных машин.

Electrolux располагает огромным R&D-подразделением, которое занимается исследованиями, разработкой и тестированием инноваций, — за это отвечает более чем 2,5 тыс. сотрудников. Однако для решения новой задачи руководство мирового гиганта решило отказаться от услуг собственных сотрудников. Неожиданно для всех компания разместила новый заказ на внешней площадке — на специальном интернет-ресурсе, доступ к которому получило неограниченное число человек, готовых высказать свои идеи. Среди тысяч представленных идей Electrolux нашел нужное инженерное решение. Поиск идеи обошелся компании на порядок дешевле, чем работа собственного R&D-подразделения, да и времени было потрачено существенно меньше. Направление бизнеса, при помощи которого решается та или иная задача, получило название Open Innovation.

Сегодня в области открытых инноваций существуют несколько десятков компаний, организующих сбор и обработку коллективных идей (процесс называется Idea Management). В основном это довольно успешные стартапы. Лидеры этого рынка — американские компании Spigit и Imaginatik. Небольшая российская компания Witology (ООО «Витология») намерена опередить мировых лидеров. Она разработала технологию, способную решить еще более сложные задачи.

на что способен коллективный разум

Термин Дело в том, что даже самые лучшие программы, которые

«крдудсорсинг» разработали мировые лидеры, не позволяют решить

(crowdsourcing) важнейший класс задач. Во-первых, нет технологий,

обозначает сово- способных фильтровать социальный шум. «Когда у вас

купность информа- работают сотни краудсорсеров (проще говоря, обычных

ционных техноло- людей со своими идеями. — Ред.), они производят мас-

гий, вовлекающих су идей, комментариев, но и создают так называемый

в совместную «социальный шум», — говорит соучредитель Witology

продуктивную ра- сергей Карелов. Чтобы отфильтровать что-то толковое

боту значительное из «информационного спама», требуются специальные

количество людей. средства, которых на современных площадках нет. Те, что

Простейшими при- существуют, работают по простому принципу социально-

мерами результа- го рейтингования. В итоге на верх рейтинга поднимаются

тов, достигнутых не лучшие, а наиболее популярные предложения». Высо-

благодаря крауд- кая репутация при помощи общественного рейтингова-

сорсингу, являются ния и действительно креативные идеи и способность их

такие проекты, воплотить — далеко не одно и то же. как онлайн- Подобная система реализована и в Сбербанке Рос-

энциклопедия сии — в формате «Биржи идей». С ноября 2009 года Сбер-

Wikipedia, банк России запустил корпоративную социальную сеть

файлообменные «Биржа идей», в рамках которой сотрудники сообщают свои

сети, аукцион eBay предложения по улучшению работы банка и сокращению

и многие другие. его затрат. Идеи получают соответствующий репутацион-

штурм

компании

Witology

46 прямые инвестиции / № 5 (109) 2011

Российская компания Witology разработала уникальную технологию получения качественных идей и знаний, пользуясь умом большого числа людей, в том числе — собственных сотрудников. Аналогов российской разработки в мире не существует.

Н

ный рейтинг коллег. По словам Президента и Председателя Правления сбербанка россии Германа Грефа,

от сотрудников поступают рациональные и интересные предложения, благодаря которым было сэкономлено порядка 650 млн руб. Результат может быть и лучшим.

В этом заключается проблема достижения интеллектуальной синергии между большим количеством людей. Как объединить способности сотрудников? Этим вопросом председатель совета Лиги независимых экспертов (ЛинЭКс) и бывший сотрудник IBM сергей Карелов задался еще два года назад. Он отлично понимал, что сплотить людей можно не только количественно, но и качественно. Но за решение этой задачи, а также фильтрацию социального шума и знаний, полученных в результате интеллектуальной синергии, не брался никто. Российская Witology стала первой, кому это удалось.

Как проникнуть в мозг специалиста

Объект разработки для Witology — краудсорсинг-платформа (под платформой подразумевается комбинация аппаратного обеспечения с системным софтом — операционными системами, программными продуктами) принципиально нового типа. Она позволяет выявлять ключевые проблемы в сложных проектах, находить и привлекать к их решению наиболее активных, компетентных и продуктивных специалистов любой отрасли из любой точки мира при помощи интернет-технологий. В существующих системах просто отбирается идея, получившая высший рейтинг. В Witology идеи формируются, улучшаются, развиваются и отбираются в результате коллективной деятельности — так рождается процесс интеллектуальной синергии.

Еще одно принципиальное отличие от западных конкурентов — возможность извлечения так называемых «скрытых знаний». В любой крупной компании или корпорации информация о бизнесе структурирована: описана в качестве финансовых таблиц, забита в базы данных и прочие важные документы. Но на самом деле, что доказали современные специалисты, весь этот объем составляет порядка 20% информации, которая используется для ведения бизнеса самой компании. Оставшиеся 80% называют «скрытыми знаниями». Они находятся в головах у людей. Как не только извлечь информацию из голов, но и использовать ее для решения задач, которые либо плохо решаются в самой компании, либо не решаются вовсе? Единственный способ доступа к ним — вовлечение большого масс-персонала в продуктивную работу.

Создатели Witology исходили из того, что на крупном предприятии со штатом в несколько тысяч человек, скорее всего, существует десяток сотрудников, не уступающих экспертам из крупной консалтинговой компании. Они обладают свежим и живым умом. «Но за решением той или иной задачи к ним никто не обращается и не обратится, если только не использовать наши технологии, — говорит сергей Карелов. — Мы помогаем сформировать «облачное» предприятие (виртуальное, создаваемое внутри реального, — для решения конкретных задач методами краудсор-синга, открытых инноваций и коллективного разума. — Ред.) по производству знаний». Проще говоря, Witology предлагает воспользоваться умом собственных сотрудников. Перед сотрудниками ставят задачу, делят ее на подзадачи — и во внутренней сети начинается дискуссия.

прямые инвестиции / № 5 (109) 2011 47

\ программный продукт \

ОЛЕГ ВЛАСОВ

Witology предлагает воспользоваться умом собственных сотрудников, перед которыми ставят задачу, и во внутренней сети начинается дискуссия.-

Ноу-хау Witology и состоит в том, как вести эту дискуссию (для этого в компании будет еще штат специально обученных сотрудников) и как извлечь из этого обсуждения правильное решение. При помощи сложных алгоритмов, разработанных в Witology, правильное решение поможет найти сама программа. Также система следит за действиями людей в сети и выбирает наиболее толковых. Технология такова: краудсорсеры размещают свои идеи по решению тех или иных интеллектуальных задач и обсуждают чужие. Рейтинг человека напрямую взаимосвязан с рейтингами продуктов его интеллектуальной деятельности (идей, постов, комментариев). То есть рейтинг человека повышается, если его идеи или комментарии получают поддержку других людей, причем их рейтинг также имеет значение. Оценивается (соответствующие критерии были заданы еще при разработке программы ее создателями) активность человека — количество и качество создаваемых им реплик, а также способности к ведению конструктивной совместной работы в команде. Человек может зарекомендовать себя как визионер, на раннем этапе распознав перспективную идею, которая впоследствии получит массированную поддержку и выйдет в число лидеров. Все эти данные агрегируются системой и формируют систему метрик, описывающих качества и навыки людей.

Кроме того, Witology разработала кейсы решения типовых проблем, и теперь каждое следующее предприятие,

сергеи Владимирович карелов

родился в Москве 12 марта 1954 года. окончил Московский энергетический институт. созданная им в 1990 году компания «системы и проекты» стала первым бизнес-партнером IBM. с 1991 по 1995 год — директор по про-

дажам IBM. с 1995 года — генеральный менеджер крупной американской компании Silicon Graphics, Inc (SGI) в россии.

В 2004 году создал в россии лигу независимых экспертов в области иТ, став председателем ее совета.

решающее проблему этого класса, сможет воспользоваться более доработанным кейсом. Например, у банка есть несколько тысяч отделений, из них всего лишь некоторые весьма успешны, и руководство банка хотело бы масштабировать их успех. Как это сделать, непонятно. Руководство начинает тасовать персонал, нанимать дорогих консультантов, закрывать некоторые неуспешные отделения и т.д. Ничего не получается. Если воспользоваться умом собственных сотрудников по технологии Witology — задача решаема. И если с подобной проблемой столкнется еще один банк, перед ним будет успешный кейс решения этой задачи другим игроком рынка. Таким образом, чем больше кейсов будет выполнено, тем более усовершенствованной будет методология — фактически, она обладает способностью к самообучению. В качестве флагманов на предмет проработки первых внедрений планируют выступить инвесторы Witology — Группа «ОНЭКСИМ» и Группа «Спутник».

По словам сергея Карелова, среди потенциальных заказчиков компании Witology — российские компании с числом сотрудников в десятки и сотни тысяч человек. Стоимость, в которую Witology оценивает свои услуги, сравнительно высока. Ориентировочно цена лицензий на пользование платформы Witology или ведения с их помощью проектов будет стартовать от сотен тысяч долларов. В случае успешного внедрения проектов на российском рынке Witology будет осваивать западный.

Приток «умных» денег

Проект Witology развивается больше двух лет, первые разработки начались в 2009 году по инициативе его основателей — Сергея Карелова и президента Фонда «Общественное мнение» Александра Ослона. Первоначально Witology развивалась на личные средства учредителей.

В начале февраля 2011 года Witology обрела солидных инвесторов. Группы «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова и «Спутник» Бориса Йордана совместно вложили в проект «коллективного разума» $5 млн. «Этот проект — одно из самых первых проявлений будущего глобального тренда — специализированных социальных сетей для решения бизнес-задач. Поймать начало тренда не только интересно, но и с высокой вероятностью выгодно», — полагает президент группы «спутник» Борис Йордан. Доли основателей проекта Witology и инвесторов распределились следующим образом. Обоим учредителям досталось 50,06% (их вклад — интеллектуальная собственность), доля ОНЭКСИМ — 41%, «Спутник» получил 8,94%.

Андрей Пронин, директор софтверной компании Auriga, считает свою компанию потенциальным пользователем Witology. «Чем больше аудитория (крупнее компания или больше группа экспертов), тем полнее раскрывается потенциал продукта, — говорит Андрей Пронин. — В компании нашего размера уже вполне имеет смысл пользоваться подобными продуктами. У нас ведь достаточное количество задач, для которых такая система была бы крайне полезной». Аналоги проекта ему неизвестны. «Именно в возможности создания таких продуктов, основанных на научной теории, с хорошей вычислительной и научной базой, и состоит основная сила российской софтверной индустрии».

48 прямые инвестиции / № 5 (109) 2011

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.