\ программный продукт \
Автоматизация на тарелочке м
Автоматизированные системы для рестораторов под названием Iiko разработала одноименная фирма, возглавляет которую основатель IT-компании ABBYY Давид Ян. С помощью программы владельцы кафе и ресторанов получат «учет» продуктов и видеонаблюдение за персоналом.
«Шведский стол» — одно из самых прибыльных направлений ресторанного бизнеса. В сетях «Сбарро», «Дрова» и «Елки-палки» он обеспечивает до 50% общей выручки ресторанов. При этом учет за блюдами и продуктами ведется в этом случае довольно примитивным способом. На бумаге большого формата под названием «заборная ведомость» повара в течение дня записывают цифры — в определенную клеточку таблицы вносят количество конкретного блюда, доставленного в зал в определенный час. Что бы ни положил себе в тарелку гость, кассир пробивает в чеке «шведский стол». Вот и получается, что недобросовестному повару (если таковой есть) выгоднее рапортовать, что больше приготовлено дорогих блюд, а дешевых меньше — проверить это фактически невозможно.
С помощью программы, разработанной под руководством основателя IT-компании ABBYY Давида Яна, можно организовать эффективный контроль над использованием продуктов. Электронные весы, миниатюрное окно сенсорного терминала, недорогая видеокамера — вот элементы модуля под названием Iiko-buffet. Повар ставит на весы емкость с очередным салатом для «шведского стола», выбирает название блюда, фиксирует одну из трех операций (выносит на стол, возвращает со стола или списывает в порчу), вводит цифру, указывающую тип емкости. Принтер распечатывает квитанцию. Обмануть такую систему невозможно: видеокамеры той же системы Iiko фиксируют все действия.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (90) 2009
Компьютерные игры
Давид Ян родился 3 июня 1968 года в Ереване в семье физиков. Будучи студентом МФТИ, воплотил собственную идею создания электронного словаря. Тогда же была зарегистрирована фирма BIT Software, в 1997 году переименованная в ABBYY. Среди достижений ABBYY — программа коррекции орфографии; технология FineReader — разработка, позволяющая сканировать текст, вводить его в компьютер и подвергать оцифровке. Компания придумала и выпустила Cybiko — беспроводной коммуникационный компьютер-игрушку. В 2007 году Давид Ян открыл на Большой Дмитровке в Москве клуб, кафе, галерею под названием ArteFAQ. В 2008 году была сформирована управляющая компания, которая, по замыслам ее основателя, должна создать сеть из более чем десяти региональных клубов FAQ-Cafe.
Но и это еще не все. Зачастую, несмотря на великолепную кухню, из ресторана хочется поскорее уйти, если кто-нибудь из официантов заводит громобойное «музыкальное оформление». Модуль Н^^иджей, управляющий музыкальным фоном, решает эту проблему. И Н^^иджей, и М^-buffet, а также отдельные модули
\ КОДЕКС УПРАВЛЕН
полностью автоматизирующие логистику, центральное производство на фабрике-кухне и закупки, управление персоналом, включая его мотивацию (опоздавших на работу сотрудников система штрафует) — вот что отличает программу, придуманную Давидом Яном.
«Разумеется, персонал от введения подобных систем не всегда счастлив, — говорит Давид Ян. — Зато «прозрачная» система нужна любому ресторатору». Авторы проекта утверждают, что в целом благодаря борьбе со злоупотреблениями и созданию
благоприятной атмосферы, когда гости возвращаются в ресторан и приводят друзей — чистая прибыль заведения может вырасти на 10-25%.
Подтвердить такое заявление коллеги Давида Яна по ресторанному бизнесу не спешат. «Увеличение эффективности бизнеса на 25% — абсолютно нереальная цифра, — говорит глава компании «Рестинвест» (владеет сетью ресторанов в Амаре) Александр Каргин. — Вклад 1Т-сис-темы в объем выручки ресторана — от 20 до 30%. Никакая компьютерная программа не способна ее увеличить, потому что эффективность ресторанного бизнеса на 70-80% зависит от людей».
Первым, кто поверил в предполагаемый успех проекта, стал инвестор — ИК «Тройка Диалог». В 2006 году фонд вложил в программу несколько миллионов долларов. Еще $1 млн. внесли сам Давид Ян и его партнер, соучредитель Ико Максим Нальский.
Заметим, что для клиентов стоимость Iiko (для площади 200 кв. м) составит порядка 300 тыс. руб. Для сравнения: минимальная цена стандартных программ для рестораторов от USC (российский лидер автоматизации ресторанного бизнеса) равна 35 900 руб. Стоимость пакета от «РСТъ-Рестораторъ» варьируется от 26 до 51 тыс. руб. Создатели Iiko объясняют столь заметную разницу в цене различным набором функций в системе автоматизации. У корифеев бизнеса нет уже описанных довольно сложных модулей Iiko buffe или Iiko диджей. У Iiko требования к оборудованию выше, что, соответственно, влияет на цену.
Одной из первых систему Давида Яна и его партнеров «распробовала» ресторанная группа Аркадия Новикова. С декабря 2007 года в 28 ресторанах и шести магазинах Globus Gurme был установлен модуль Iiko CRM. Автоматизированы Iiko сети «Прайм Стар» и «Евроланч». Еще один крупный клиент Iiko — компания «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (управляет более чем 200 ресторанами «Сбарро», «Восточный базар», «Виаджио» и «Баш на баш»). Не так давно подписан контракт с сетью «Кофехауз». Ну, а стартовала система в собственных ресторанах Давида Яна (ArteFAQ, FAQ-Cafe Creative Studio, Squat Café и «Сестры Гримм») — им доказывать преимущество новой программы не пришлось.
Программисты для рестораторов
Лидер российского рынка автоматизации систем ресторанного бизнеса сегодня — компания USC. Ей принадлежит приблизительно 50% российского рынка и 80% московского. USC — поставщик системы R-Keeper, работающей в ресторанах не только России, СНГ, государствах Балтии и Восточной Европы, но и во Вьетнаме, Саудовской Аравии, Египте и Тунисе. Ближайший конкурент USC — созданная в 2000 году компания «АСТОР», разработавшая одноименную систему на платформе «1С: Предприятие». Ее доля на рынке автоматизированных систем управления ресторанным бизнесом, по оценке экспертов, составляет около 15%. На долю следующей компании «1С-Рарус» приходится еще 10% рынка. Далее идет компания РСТъ, разработчик системы «РСТъ: Рестораторъ» (с 2002 года входит в финансово -инвестиционную корпорацию Magnat).
Четверка лидеров совместно контролирует почти 90% российского рынка. Оставшиеся 10% поделены между небольшими компаниями и так называемыми само-писными системами, сделанными IT-отделами ресторанов по заказу владельцев. На долю Iiko приходится не больше 5% рынка.
\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (90) 2009
55