Научная статья на тему 'Программный бюджет 2015-2017 гг. (региональные аспект)'

Программный бюджет 2015-2017 гг. (региональные аспект) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАСХОДЫ / PROGRAMME BUDGET / GOVERNMENT PROGRAMS / FISCAL POLICY / BUDGETING / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Г.В.

В статье рассмотрено понятие программного бюджета, его актуальность в совре-менных экономических условиях, цели и задачи бюджета Волгоградской области, представлены основные направления бюджетной политики на 2015-2017 года. Опре-делено, что государство в состоянии реализовать поставленные задачи программно-го бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM BUDGET 2015-2017 (REGIONAL ASPECT)

The article deals with the concept of the program budget and its relevance in today's economic environment, aims and objectives of the budget of the Volgograd region, the main directions of budgetary policy for the year 2015-2017. It was determined that the state is able to implement the tasks of the program budget.

Текст научной работы на тему «Программный бюджет 2015-2017 гг. (региональные аспект)»

УДК 336.14

© Г. В. Федотова

ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ 2015-2017 гг.

(РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТ)

В статье рассмотрено понятие программного бюджета, его актуальность в современных экономических условиях, цели и задачи бюджета Волгоградской области, представлены основные направления бюджетной политики на 2015-2017 года. Определено, что государство в состоянии реализовать поставленные задачи программного бюджета.

Ключевые слова: программный бюджет, государственные программы, бюджетная политика, бюджетное планирование, расходы.

G. V. Fedotova

THE PROGRAM BUDGET 2015-2017 (REGIONAL ASPECT)

The article deals with the concept of the program budget and its relevance in today's economic environment, aims and objectives of the budget of the Volgograd region, the main directions of budgetary policy for the year 2015-2017. It was determined that the state is able to implement the tasks of the program budget.

Keywords: programme budget, government programs, fiscal policy, budgeting, costs.

Экономическая стабильность и качество жизни населения любого российского региона во многом зависят от способности органов государственной власти эффективно и дифференцированно управлять общественными финансами. Для достижения этой цели субъекты РФ, начиная с 2014 года, перешли на программно-целевые методы бюджетного планирования.

В общем понимании программный бюджет определяется как некое отражение финансового обеспечения программ, что не является распределением по ведомствам, а наоборот, говорит нам о том, что распределение идет именно по программам.

Главная идея подобного построения состоит в распределении расходов исходя из необходимости достижения значимых для общества социально-экономических показателей. Всего программ 39, которые охватывают практически все сферы: здравоохранение, образование, социальную поддержку, экономическое развитие и другие.

Программы сгруппированы по 6 основным стратегическим направлениям социально-экономического развития региона. Для каждого из направления предусмотрен свой объем финансирования: развитие человеческого капитала — 50,8 млрд рублей; развитие технологического капитала — 1,09 млрд рублей; развитие инфраструктурного капитала — 7,5 млрд рублей; развитие институционального капитала — 146,3 млн рублей; развитие организационного капитала — 349,3 млн рублей и сбалансированное региональное развитие — 5,6 млрд рублей.

Бюджетная политика в период 2015-2017 гг. реализуется на основе бюджетных принципов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Необходимо переформатировать бюджетное планирование исходя из финансирования приоритетных направлений развития Волгоградской области. В основу положены достижения социально-значимого экономического результата, связанного с подготовкой к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 г., экономической эффективности с учетом территориальной привязки, направленной на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий, безусловное выполнение мероприятий в сфере дорожного хозяйства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта [1].

Целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. является обеспечение устойчивости бюджетной системы Волгоградской области и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Повышение качества государственных программ Волгоградской области и расширение их использования в бюджетном планировании.

Дальнейшая реализация принципа формирования областного бюджета на основе государственных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность и наличие возможностей для оценки их эффективности.

Программный бюджет позволит обеспечить единство всех процедур планирования, исполнения и общественного контроля за бюджетными расходами в соответствии с приоритетами развития, целями, задачами Волгоградской области.

В государственных программах Волгоградской области отражены более полные комплексы мер и инструментов государственной политики, направленные на достижение стратегических целей развития Волгоградской области.

Целевые показатели государственных программ Волгоградской области в обязательном порядке должны коррелироваться с федеральными государственными программами.

2. Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования.

Данная задача означает, что должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств.

Предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства.

Необходимо регламентировать процесс выделения дополнительных ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих государственных программ Волгоградской области.

Планирование расходов должно осуществляться за счет достижения новых результатов при условии наиболее эффективного использования имеющихся средств.

Поставлена задача сформировать бюджет 2015 г. с дефицитом не более 15 %, а в 2016-2017 гг. — профицитный бюджет.

3. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг.

В настоящее время планирование государственных услуг, исходя из нормативов стоимости услуг, не является обоснованным. Реально планирование осуществляется исходя из потребности в средствах.

Предстоит переформатировать подход, к формированию государственного задания исходя из единого норматива стоимости услуг.

За счет систематизации, нормирования государственных (муниципальных) услуг необходимо провести сокращение избыточных затрат.

При этом сводные показатели государственных заданий будут включены в состав индикаторов государственных программ Волгоградской области, а параметры государственных заданий будут формироваться в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих государственных программ.

4. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.

Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен регулярной подготовкой в доступной для населения форме и публикациями на официальном портале Губернатора и Правительства Волгоградской области www.volganet.ru в разделе "Открытый бюджет Волгоградской области" и на портале "Бюджет для граждан" информации о бюджетном процессе в Волгоградской области, о назначении бюджета, его формировании, утверждении и исполнении, доходах и расходах бюджета, о межбюджетных отношениях в Волгоградской области [4].

В период 2015-2017 гг. отраслям бюджетной сферы необходимо переформатирование на принципы программного бюджета — расходы должны быть ориентированы на достижение количественно измеряемого результата и социального эффекта.

Одним из основных приоритетных направлений в развитии Волгоградской области является подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года — это многообещающий и перспективный проект, способный стать импульсом для развития Волгоградской области в целом и г. Волгограда в частности, это подготовка автомобильных дорог к проведению Чемпионата Мира по футболу 2018, реконструкция и строительство жилищно-коммунальных объектов, реконструкция набережной, инвестиции в сфере строительства и реконструкция спортивных сооружений, развитие аэропорта.

Следующим приоритетным направлением бюджетной политики в Волгоградской области является развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий. Основной задачей на 2015-2017 гг. в этой сфере остается оптимизация действующих расходных обязательств бюджета по оказанию государственной поддержки развития сельского хозяйства с учетом существующих поручений Президента и Правительства Российской Федерации, достижение основных ключевых индикаторов и показателей развития сельского хозяйства, а также результатов реализации аграрной политики.

Мероприятия по развитию и государственной поддержке агропромышленного комплекса Волгоградской области будут взаимоувязаны с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., что позволит привлечь средства из федерального бюджета.

Среди приоритетных направлений областного бюджета на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. является финансирование строительства сельских дорог, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и проведение мероприятий, направленных на развитие производства, газификация населенных пунктов, строительство жилья на селе, проведение мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (газ, вода, ФАПы), развитие мелиоративного комплекса и другие.

Основной задачей в сфере сельского хозяйства является переоценка предоставления мер поддержки сельхозтоваропроизводителям и выбор наиболее эффективных мер. К приоритетным направлениям финансирования областного бюджета в этой сфере будут относиться: мероприятия по технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, развитие системы сельскохозяйственной кооперации, развитие логистических центров, производство мяса птицы и яиц, семейные животноводческие фермы, садоводство и др.

Следующим приоритетным направлением областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. является финансирование дорожного хозяйства. Средства дорожного фонда Волгоградской области будут целевым образом направляться на поддержку дорожного хозяйства, в том числе на строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волгу в Волгограде, являющегося составной частью транспортного коридора "Запад-Восток" и имеющего исключительно важное значение для решения транспортных проблем Волгоградской области.

Кроме того, за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в 2015-2017 гг. будут осуществляться мероприятия по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, а также дорог местного значения в рамках подготовки и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Следующим приоритетным направлением областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 гг. является финансирование отраслей социальной сферы.

Среди мероприятий в сфере здравоохранения необходимо выделить совершенствование медицинской помощи матери и ребенку.

В 2015 г. в областном бюджете в полном объеме будут заложены ассигнования на взносы в ФОМС за неработающее население, что позволит дополнительно привлечь средства федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджет фонда составит более 20 млрд рублей.

В сфере здравоохранения в ближайшей перспективе необходимо пересмотреть подходы к нетрансфертным расходам. Привлечение частной медицины в систему обязательного медицинского страхования позволит снизить финансовую нагрузку на областной бюджет и увеличить качество работы.

Приоритетом в сфере здравоохранения должно стать создание условий содержания пациентов, соответствующих требованиям качества предоставляемых услуг, обеспечения их медикаментами и питанием.

Приоритетными направлениями в сфере здравоохранения на 2015-2017 гг. станет продолжение реализации программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер", направленных на привлечение и закрепление молодых врачей и фельдшеров в медицинских учреждениях сельской местности.

Строительство детских садов и обеспечение жильем детей-сирот является безусловным приоритетом развития образования.

Вместе с тем, сфера образования также должна быть подвергнута серьезным реформам.

Задачами на 2015-2017 гг. являются оптимизация инфраструктуры образования, ориентация на снижение расходов, не связанных с образованием (сокращение управленческого и обслуживающего персонала), оптимизация основных фондов с целью их рационального использования.

В Волгоградской области один из самых высоких среди регионов показатель расходов на профессиональное образование. Необходимо провести анализ количества мест в сфере профессионального образования, финансируемых из областного бюджета, с точки зрения потребности производственных отраслей экономики в количестве специалистов. Слабо поставлена работа по определению себестоимости предоставляемых услуг, объяснение стоимости услуги практически отсутствует. Необходимо сокращение избыточных затрат за счет систематизации и нормирования услуг.

Следующим приоритетным направлением областного бюджета в социальной сфере является развитие физической культуры и спорта. И прежде всего — развитие массового спорта. Спорт высших достижений области необходимо поддерживать только в той части, которая позиционирует Волгоградскую область на всероссийской и международной арене. Увеличение количества людей, систематически занимающихся массовым спортом — вот основные задачи системы физкультуры и спорта.

Приоритетным направлением остается оздоровление детей. Необходимо обеспечить детям возможность отдохнуть, поправить здоровье во время каникул, посредством предоставления всех возможных услуг — санаторно-курортное лечение, отдых в оздоровительных лагерях и пр.

В условиях ограниченных ресурсов все более явным становятся системные проблемы в социальной сфере. Действующая система предоставления мер социальной поддержки должна соответствовать требованиям адресности, предоставляться только тем гражданам, которые в них нуждаются. Негативная практика сегодняшнего времени — социальное иждивенчество — должна быть изменена.

Переход на социальный кодекс станет перезагрузкой для социального обеспечения, в том числе введение практики социального контракта, пересмотр мер социальной поддержки, в том числе дублирующих федеральные льготы, а также их значимость для льготополучателя.

В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса региона в 2015-2017 гг. необходимо продолжить выполнение мероприятий

по внедрению интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", обеспечить достоверность и актуальность размещаемой информации [3].

Таким образом, изучив все направления областного бюджета на 20152017 гг., можно сделать вывод, что государство очень серьезно подошло к этому вопросу и, на мой взгляд, оно вполне в состоянии выполнить все поставленные задачи. Но для этого необходимо правильное понимание того из чего состоит программа. И на самой первой стадии формирования государственных программ всем распорядителям бюджетных средств потребуется прийти к единому мнению и разобрать каждое мероприятие так, чтобы оно потом смогло стать целевой статьей. Мировая практика, опыт стран, например Франции, Бразилии, которые переходили на программные бюджеты, говорят о том, что на это требуется 7-10 лет [2].

В действительности разработка программного бюджета — лишь первый шаг, причем, как оказывается, отнюдь не самый сложный. Он имеет организационный характер, и, конечно, его нужно пройти. Но за ним следует второй, более серьезный этап — исполнение программного бюджета.

Для того чтобы потом правильно исполнять программный бюджет, нужно все механизмы этого исполнения закладывать заранее. Например, субъектам РФ предстоит вносить изменения в свое законодательство о бюджетном процессе. Если принять программный бюджет, а затем пытаться исполнять его по-старому, в ведомственной структуре, ничего не получится и целый год будет потерян.

Литература

1. Губанова Е. Е. О переходе на «программный» бюджет // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 300-302.

2. Лавров А. М. Переход к программному бюджету: опыт Франции и Российская практика // Финансы. 2012. № 7. С. 18.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://budget.volganet.ru/budget/directions (дата обращения: 12.03.2015).

4. Переход на программные принципы формирования бюджетов с 2016 года [Электронный ресурс]. URL: http://bujet.ru/article/244088.php (дата обращения: 10.03.2015).

Федотова Гилян Васильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы предприятий», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет».

Gilan V. Fedotova, Ph.D., Associate Professor of "Economics and finance companies" Volgograd State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.