Научная статья на тему 'Программные средства и устройства повышающие социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями и краткий анализ данных приложений'

Программные средства и устройства повышающие социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями и краткий анализ данных приложений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
190
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
QUESTION-ANSWER STATIONS / SCREEN READERS / GESTURE RECOGNITION TOOLS / SOCIAL ADAPTATION / MEDIA SPACE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Барашко Е.Н., Голубенко В.А., Никипелов Д.В.

В статье рассматриваются программные средства и устройства, способные помочь людям с ограниченными возможностями. Рассказано о уже существующих технологиях и приведено их сравнение. Рассмотрены вопросно-ответные станции, программы чтения с экрана и средства, помогающие распознать жесты. Предоставлена теоретическая информация о данных технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses software and devices that can help people with disabilities. It is told about already existing technologies and their comparison is given. Question-answer stations, screen readers and tools that help recognize gestures are reviewed. Provided theoretical information about these technologies.

Текст научной работы на тему «Программные средства и устройства повышающие социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями и краткий анализ данных приложений»

УДК 004

Информационные технологии

Барашко Е. Н.,старший преподаватель кафедры «Информационные системы

и технологии» Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону Голубенка В. А., студент 2-й курс, факультета «Информатика и вычислительная техника» Донской государственный технический университет, Россия, г. Ростов-на-Дону Никипелав Д. В., студент 2-й курс, факультета «Информатика и вычислительная техника» Донской государственный технический университет Россия, г. Ростов-на-Дону

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВА ПОВЫШАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются программные средства и устройства, способные помочь людям с ограниченными возможностями. Рассказано о уже существующих технологиях и приведено их сравнение. Рассмотрены вопросно-ответные станции, программы чтения с экрана и средства, помогающие распознать жесты. Предоставлена теоретическая информация о данных технологиях.

Ключевые слова: Вопросно-ответные станции, программы экранного чтения, средства распознавания жестов, социальная адаптация, медиа пространство.

Annotation: The article discusses software and devices that can help people with disabilities. It is told about already existing technologies and their comparison is given. Question-answer stations, screen readers and tools that help recognize gestures are reviewed. Provided theoretical information about these technologies.

Key words: Question-answer stations, screen readers, gesture recognition tools, social adaptation, media space.

В настоящее время активно поддерживается создание новых и развитие существующих систем ввода и обработки информации, а также различных сервисов и приложений, позволяющих комфортно использовать все доступные возможности информационного пространства. К таким системам относятся технологии голосового ввода, распознание жестов, виртуальная реальность, а также специальная адаптация экранов.

Таблица 1. Сравнение приблизительного количества пользователей приложениями, повышающими социальную адаптацию людей

Приложения Кол-во скачиваний

Вопросно-ответные системы Siri, Алиса, GoogleAssistant Приблизительно 6500000 (10% от всех пользователей отталкиваясь от данных ООН)

Приложения, распознающие речь Яндекс.Разговор, RogerVoice 250000

Приложения, помогающие глухим или слабослышащим общаться SpreadSigns, DragonDictation 160000

Приложения для людей с нарушением зрения BeMyEyes, SeeingAll 2100000

К программному обеспечению, способствующему адаптации устройств для вариативного ввода данных к дальнейшей обработке при помощи другого программного обеспечения, относятся облачно-персональные помощники и вопросно-ответные системы, как Siri, Яндекс Алиса и Google Assistant;

встроенные программы чтения с экрана, такие как Apple VoiceOver и Android TalkBack; встроенные программы распознавания жестов на мобильных устройствах с операционными системами Android, IOS, Windows.

Диаграмма 1. График количества пользователей приложениями, повышающими социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями

7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0

Исходя из представленных на (диаграмме 1) данных видно, что больше всего людей использует вопросно-ответные станции и приложения для людей с нарушениями слуха, что и делает эти программы востребованными.

При этом, нельзя сравнивать системы, предназначенные для решения различного класса задач и работающих на основе различных технологий то программы, были распределены по своему функционалу и их аудитории, после чего было произведено сравнение программ и программного обеспечения среди похожих программ своего класса.

Вопросно-ответные системы - приложения, помогающие в различных ситуация при помощи голосового ввода. Уже сегодня они способны помочь узнать погоду, информировать о мировых событиях и прокладывать маршрут, что несомненно может помочь в различных жизненных ситуациях. К данным приложениям можно отнести: Яндекс Разговор, RogerVoice, Siri, Google Assistant, Яндекс Алиса.

6SQQQQQ

Вопросно-ответные системы

2SQQQQ

Приложения распознающие речь

21QQQQQ

16QQQQ

Приложения

Приложения для

конвертирующие людей с нарушениями

звуковую информацию

зрения

Ряд 1

С помощью этих приложений люди, имеющие проблемы со слухом могут разговаривать со своими собеседниками по телефону благодаря конвертированию звуковой информации в текстовую (Яндекс. Разговор, RogerVoice), а также пользоваться системами поиска и другими функциями (Siri, Google Assistant, Яндекс Алиса).

Вопросно-ответные системы разделяются на:

Общие вопросно-ответные системы, у которых есть доступ и специализация работы с данными во всех областях человеческой жизнедеятельности, благодаря чему у данных систем есть возможность вести поиск разного рода информации.

Узкоспециализированные вопросно-ответные системы, которые работают в различных профессиональных областях человеческой жизнедеятельности.

Архитектура современных вопросно-ответных системы включает классификатор вопросов, определяющий в дальнейшем сферу вопроса и ожидаемого ответа. В результате полученных данных из классификатора система применяет к предоставленным документам все более продвинутые методы обработки естественных языков, сортируя информацию. Самым прямолинейным методом является поиск в документах. В результате данного метода системы поиска информации анализирует те части текста, в которых потенциально содержится ответ. После чего фильтр выделяет те фразы, которые могли б содержать ответ. К примеру, при наличии вопроса «Кто?» фильтр возвращает куски текста, содержащие имена людей [3].

Благодаря дублированию правильной информации, ошибки поиска ответов можно минимизировать.

Точность поиска информации существенно зависит от достоверности информации в базах данных, а также от методов анализа информации и формирования ответов, предоставленными разработчиками.

Среди вопросно-ответных станций фигурируют такие программы, как: Siri (ios), Яндекс Алиса (windows, ios, android), Google, Assistant (windows, ios, android) .

Ориентировочно данными программами пользуются:

1. Siri (400 млн пользователей по всему миру);

2. Яндекс Алиса (28 млн пользователей);

3. GoogleAsistent (более 10 млн. скачиваний в GooglePlayMarket).

Для определения лучшей вопросно-ответной системы было решено сравнить их по некоторым параметрам, а именно: общие возможности программы, удобство интерфейса, стоимость программы и дополнительные возможности [1].

Таблица 2. Сравнение вопросно-ответных станций

Siri ЯндексАлиса GoogleAsistent

Общие возможности Возможность интернет поиска Развлекательные возможности Голосовой интерфейс Возможность интернет поиска Развлекательные возможности Голосовой интерфейс Возможность интернет поиска развлекательные возможности Голосовой интерфейс

Удобство интерфейса Имеют схожий голосо-поисковой интерфейс Имеют схожий голосо-поисковой интерфейс. При этом голосовой интерфейс максимально удобен и адаптирован для русскоязычных пользователей Имеют схожий голосо-поисковой интерфейс

Стоимость программ Бесплатная, но используется только на продукции компании Apple Бесплатная Бесплатная

Дополнительные Возможность Не имеет Возможность

возможности управления дополнительных управления

установленными возможностей установленными

приложениями приложениями

(отправление смс, (отправление смс,

запуск программ, запуск программ,

совершение звонков) совершение звонков)

Отталкиваясь от вышеперечисленных данных (указанные в таблице 2) можно определить, что программы, использующие дополнительные возможности управления установленными приложениями имеют больший спрос и более обширную аудиторию постоянных пользователей. При всём этом, не маловажно, и удобство голосового поиска с адаптацией для местного населения. Так, Яндекс Алиса, имея наиболее адаптировавший для нашего населения звуковой интерфейс составляет конкуренцию иностранным программам, не имея при этом расширенных функций как у Siri и GoogleAssistent.

Встроенные программы чтения с экрана (JAWS - Job Access With Speech в переводе с английского «доступ к действиям с помощью речи») - программное обеспечение, представляющее собой программу для чтения с экрана компьютера, что помогает людям с ограниченными возможностями или имеющих проблемы со зрением. Архитектура данной программы заключается в озвучивании нужной пользователю текстовой информации или использовании шрифта Брайля. Программы чтения с экрана созданы при помощи скриптов, изменяющих размеры и тип информации [4].

Данные программы реализованы на различных операционных системах и имеют схожий интерфейс и алгоритмы выполнения задач. В связи с чем популярность данных программ зависит только от количества пользователей данной операционной системой.

Помимо встроенных программ чтения с экрана для людей, имеющих проблемы со зрением существуют различные вспомогательные приложения. Среди них: BeMyEyes и SeeingAll

BeMyEyes. Логика приложения основана на поиске волонтера или же человека, которому волонтёр необходим. При нахождении пользователя, желающего стать волонтёром, ему предлагается зарегистрироваться в приложении в качестве добровольца. В дальнейшем волонтёр помогает нуждающемуся пользователю озвучить те объекты, которые пользователю разобрать сложно либо не представляется возможным. При совершении звонка пользователь нуждающейся в волонтёре показывает по видеосвязи, описание того, что нужно озвучить.

SeeingAll. Данная программа использует различные аппаратные средства, среди них камера и устройства вывода звука. Архитектура данной программы построена следующим образом. При наведении камеры на человека, приложение, при помощи определённых аналитических программ определяет его примерный возраст и некоторые черты внешности, после чего описывает пользователю выражение лица, на которое была наведена камера. Пользователь может сфотографировать любого человека, после чего его фотография сохранится в базе данных, и в следующий раз приложение сможет определить его личность.

Таким образом, оптимизированное для использования с VoiceOver, приложение позволяет распознавать:

• Короткий текст - производит звуковое воспроизведение, как только текст появляется перед камерой.

• Документы - обеспечивает звуковое сопровождение для захвата напечатанной страницы и распознает текст вместе с его исходным форматированием.

• Продукты - после сканирования штрих-коды озвучивает информацию о продукте.

• Люди - сохраняет лица людей в базу данных, после чего производится аналитическая обработка изображения, в результате которой

пользователь может узнать информацию о человеке, а также получать оценку их возраста, пола и эмоций.

• Валюта - распознает валютные заметки.

• Цвет - определяет данные цвет.

• Свет - генерирует звуковой сигнал, соответствующий яркости окружения.

• Просмотр фотографий.

Так как приложения предназначены для решения похожего типа задач, то их можно сравнить по определенным характеристикам (Таблица 3)

Таблица ЗСравнение приложение для людей с нарушениями зрения

Автономна лн программа Требует помощи волонтёров .Является автономной программой

Будет лн работать в оолайн режиме Требует постоянного подключения к сетн Не требует интернета для использования

Аудитория (отталкиваясь от количества скачивании) 500000+ 1500000

Стоимость программы бесплатная бесплатная

Удобность использования Требует подключения к сетнн поиска волонтёра. Что: затрудняет использование программы Является автономной н работает постоянно благодаря продуманному пр огр азвшому обеспечению и аналитической части программы

Исходя из данных (Таблица 3) можно определить, что в последнее время среди данного программного обеспечения более активно используются приложения, использующие в своей основе возможность распознания различной информации за короткий промежуток времени.

Встроенные программы распознавания жестов помогают людям имеющих проблемы со слухом. Архитектура программ распознавания жестов основывается на подмножество системы ввода для графического пользования интерфейсом для устройств, оснащённых специальными устройствами ввода.

Главной причиной разработки данных программ являлось улучшение эргономичности интерфейса, с отказом от привычных систем управления. Архитектура интерфейса программы распознавания жестов может быть реализована при помощи устройств координатного ввода с возможностью считывания координаты с одной или нескольких точек. Распознание жестов при помощи считывания одной координаты чаще всего реализуется в жестах, выполняемых при помощи компьютерной мыши, а возможность считывания координат из нескольких точек реализовано в сенсорных экранах и панелях [2].

Программы распознания жестов разделяются на такие виды, как: распознающие различные жесты, распознающие жесты устройств ввода (мышью, стилусом и другими устройствами). Также данные программы могут распознавать жесты, произведённые на какой-либо поверхности, на экране управляемого устройства, в пространстве, а также на поверхности специальных устройств.

Сравнить данные программные обеспечения между собой (как программы голосового ввода и программы чтения с экрана) не представляется возможным, так как удобство использования зависит от самого пользователя, а точное количество используемых периферийных устройств и разнопланового программного обеспечения, не представляется возможным.

Исходя из проанализированной информации можно сказать что наиболее эффективно с своей задачей справляются вопросно-ответные станции, что объясняет их популярность и огромную аудиторию.

Библиографический список:

1. Кубисенова А. // «Шаги Будущего» мобильные приложения для развития и коррекции речи: учебник для бакалавров.

2. Соколова В.В. Вычислительная техника и информационные технологии. Разработка мобильных приложений // Учебное пособие для прикладного бакалавриата.

3. Адаменко М.В. // Тонкости и хитрости мобильных телефонов.

4. Общедоступная интернет энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https: //ru. wikipedia. org/wiki/Встроенные_программы_чтения_с_экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.