Научная статья на тему 'ПРОГРАММНОЕ РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ'

ПРОГРАММНОЕ РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА / МЕТОД НАИМЕНЬШЕГО ЭЛЕМЕНТА / ЛОГИСТИКА / TRANSPORT PROBLEM / THE METHOD OF THE SMALLEST ELEMENT / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Свиридова И. В., Кривошапова Г. А., Яркина А. А.

В данной статье рассмотрены особенности решения транспортной задачи метод наименьшего элемента в матрице. В данной статье программно реализован данный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Свиридова И. В., Кривошапова Г. А., Яркина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE SOLUTION FOR THE TRANSPORT PROBLEM BY THE METHOD OF LEAST SQUARES

This article discusses the features of the solution of the transport problem, the method of the smallest element in the matrix. In this article, this method is software implemented.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНОЕ РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ»

УДК 608.2

Свиридова И.В. студент магистратуры Кривошапова Г.А. студент магистратуры Яркина А.А. студент магистратуры НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород

ПРОГРАММНОЕ РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ

НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ

Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности решения транспортной задачи метод наименьшего элемента в матрице. В данной статье программно реализован данный метод.

Ключевые слова: транспортная задача, метод наименьшего элемента, логистика.

Sviridova I. V. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod Krivoshapova G.A. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod

Yarkina A.A. graduate student NRU "BelSU" Russia, Belgorod SOFTWARE SOLUTION FOR THE TRANSPORT PROBLEM BY THE METHOD OF LEAST SQUARES

Annotation: this article discusses the features of the solution of the transport problem, the method of the smallest element in the matrix. In this article, this method is software implemented.

Keywords: transport problem, the method of the smallest element, logistics.

Каждый человек ежедневно, не всегда осознавая это, решает проблему: как получить наибольший эффект, обладая ограниченными средствами. Чтобы достичь наибольшего эффекта, имея ограниченные средства, надо составить план, или программу действий. Целью данного исследования является освоение математической постановки транспортной задачи линейного программирования. Данная задача будет решаться с помощью метода наименьшего элемента в матрице.

Одна из самых распространенных и востребованных оптимизационных задач в логистике - транспортная задача: например, у нас есть сеть розничных магазинов, которым требуется определенное количество товаров. Также имеется ряд складов поставщиков, где требуемые товары хранятся. При этом

на каждом складе различный объем запасов этих товаров. Кроме этого нам известны тарифы - затраты на перевозку одного товара от каждого склада к каждому магазину. Возникает необходимость разработать такой план перевозок, чтобы магазины получили требуемое количество товаров с наименьшими затратами на транспортировку. Причиной вырождения плана транспортной задачи является наличие поставщиков и потребителей с равными объемами погрузки и выгрузки или равными объемами сумм погрузки и выгрузки по нескольким станциям в разнообразных комбинациях.

В качестве платформы для написания приложения была выбрана среда разработки Embracadero Rad Studio. В качестве высокоуровневого языка программирования был выбран язык С++. Далее рассмотрим режим программного обеспечения - решение транспортной задачи. Чтобы начать решение необходимо ввести 2 числовых условия: ввести количество пунктов отправки и количество пунктов отправления. На рисунке 1 - представлен режим ввода количества пунктов отправки и отправлений.

ОвН!вг»-в|ВН|:«-5 в о 4 амич« - L ♦ ■ * • 0

Structure 4 к :jp ""UHIU^J » К Ггс:ч1* --¡иг ■ !Ч( «'(1 Mir.

"0**1 --В -К i-H'l

Рисунок 1 - Режим ввода количества пунктов отправки и отправлений Затем открывается форма, которая представляет собой решение транспортной задачи. На данной форме необходимо ввести объемы погрузки и выгрузки товара. Объем товара вводится в тоннах автоматически. На рисунке 2 представлена форма для решения транспортной задачи.

Рисунок 2 - Форма для решения транспортной задачи

Затем на форме необходимо ввести расстояние между станциями выгрузки, в результате, для того, чтобы программа решила задачу по заданным значениям, необходимо нажать на кнопку «Вывести результат».

Созданное в ходе выполнения исследования программное обеспечение для решения транспортной задачи имеет довольно простой и удобный интерфейс. При запуске приложения открывается окно программы, в которое необходимо ввести количество пунктов отправки и назначения соответственно.

После заполнения поля «Введите объемы погрузки» необходимо нажать на кнопку «Ввести», после этого объем выведется в соседнем после, а поле ввода автоматически очистится. На рисунке 3 показан данный процесс.

Рисунок 3 - Процесс ввода значений Стоит отметить, что в данном программном обеспечении есть два всплывающих сообщения, которые говорят пользователю о том, что больше объемов выгрузки вводить нельзя и больше маршрутов нет соответственно (рисунок 4).

Рисунок 4 - Сообщение о том, что больше объемов выгрузки вводить

нельзя

При решении транспортной задачи методом наименьшего элемента в матрице выбирается элемент с минимальной стоимость (расстоянием). В нее записывается максимально возможная поставка товара. Далее отыскивается элемент, имеющий следующее по величине расстояние. На рисунке 5 показано решение транспортной задачи методом минимальной стоимости.

Рисунок 5 - Решение транспортной задачи Анализируя данный программный продукт можно сказать, что программа полностью готова к использованию и ей уж не требуются доработки, скорее наоборот, данный продукт будет совершенствоваться и расширяться, в нем будут появляться все новые и новые возможности.

Использованные источники:

1. Бродецкий, Г. Л. Системный анализ в логистике. Выбор в условиях неопределенности / Г.Л. Бродецкий. - М.: Academia, 2016. - 336 c.

2. Бродецкий, Г. Л. Управление рисками в логистике / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев, Е.А. Елин. - М.: Академия, 2017. - 192 с.

3. Киреева, Н. С. Складское хозяйство / Н.С. Киреева. - М.: Academia, 2016. -192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.