Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий'

Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / THE PROGRAM-TARGET APPROACH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / SUPPORT OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матюшкина И. А., Михалева О. М., Герасименкова С. В.

В статье рассматриваются проблемы развития сельских территорий, обосновываются преимущества программно-целевого подхода к управлению их устойчивым развитием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM AND TARGET APPROACH IN MANAGEMENT OF THE STEADY DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

The article covers problems of development of rural territories, the advantages of the target-program approach to the management of their sustainable development

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий»

УДК 338.242.4

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

И.А. Матюшкина, О.М. Михалева, С.В. Герасименкова

В статье рассматриваются проблемы развития сельских территорий, обосновываются преимущества программно-целевого подхода к управлению их устойчивым развитием.

Ключевые слова: программно-целевой подход, устойчивое развитие, сельские территории, государственная поддержка.

В современных условиях обозначился переход от общего видения устойчивого развития общества и страны к устойчивому развитию отдельных территорий как принципиально новое направление их социально-экономического развития. Проблемам устойчивого развития сельских территорий уделяется особенное внимание, учитывая их особый статус - они занимают две трети площади государства, на которой постоянно проживает 26% населения страны, и крайне острую социально-экономическую ситуацию на селе, проявляющуюся в ухудшении демографической ситуации, росте сельской бедности, высокой миграции, деградации сельскохозяйственного производства на фоне глобализации мировой экономики.

Основой теории устойчивого развития сельских территорий стала Концепция, принятая Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г., в которой нашли отражение преимущественно экологические аспекты развития, а именно ограничение воздействия человека на окружающую среду и сохранение биоразнообразия.

Рассматривая сельскую территорию как сложную многомерную систему общества, включающую экономическую, социальную, экологическую подсистемы, ее устойчивое развитие следует рассматривать за рамками экологических аспектов.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее рост эффективности сельской экономики, повышение качества и уровня жизни сельского населения, поддержание природно-экологической системы жизнеобеспечения [1].

Рассматривая сельскую территорию с позиции системного подхода необходимо дополнить рассмотренные подсистемы институциональной составляющей.

Таким образом, под устойчивым развитием сельских территорий следует понимать целенаправленный процесс перехода сельского сообщества на качественно новый уровень, обеспечивающий расширенное воспроизводство производственно-ресурсного потенциала, достижение конкурентных преимуществ, повышение качества и уровня жизни сельского населения, сохранение и приумножение природных ресурсов на основе стратегических факторов развития и саморазвития.

Управление устойчивым развитием сельских территорий должно строиться на активной роли государства в каждой из указанных подсистем и целенаправленно реализоваться в единой интегральной системе научно-методических обоснований и мероприятий.

В современной хозяйственной практике особая роль принадлежит программно-целевому подходу к управлению социально-экономическими объектами и процессами.

Программно-целевой подход является одним из главных инструментов осуществления государственной политики в развитых странах и представляет собой систему централизованных и децентрализованных среднесрочных и долгосрочных программ развития, активно влияющих на формирование территориальной структуры хозяйства [2].

В Российской Федерации существует практика реализации программно-целевого подхода -устойчивое развитие сельских территорий рассматривается в качестве одного из приоритетов государственной аграрной политики. Так, в Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 г. являются:

- создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;

- устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны;

- повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

- замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- сокращение межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;

- рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;

- сохранение и приумножение культурного потенциала села [1].

В результате реализации мероприятий государственной поддержки наблюдается ряд положительных сдвигов в улучшении ситуации на селе, однако большинство социально-экономических проблем развития сельских территорий не только не решены, а продолжают усугубляться.

Использование программно-целевого подхода в управлении развитием сельских территорий обусловливает формирование многоуровневой системы управления, отражающей внутренние связи сельских территорий (в том числе между экономическим и социальным развитием) и связи управления ими со стороны федеральных и региональных органов власти с четко обозначенными компетенциями каждого из этих звеньев.

Программно-целевой подход в управлении устойчивым развитием сельских территорий должен строиться на основе следующих принципов и особенностей:

- обеспечение индикативного характера программных мероприятий, сроки реализации которых находятся в прямой зависимости от обеспеченности программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами;

- достижение системности основных целей, задач и факторов устойчивого развития в экономике, социальной сфере и природной и институциональной среде сельских территорий;

- обеспечение единства методологических и методических подходов к решению задач устойчивого развития на различных уровнях управления;

- концентрация ограниченных финансовых ресурсы на решение наиболее актуальных проблем социально-экономического развития сельских территорий, которые станут «точками экономического роста», от которых зависит поступательное развитие потенциала и рост уровня жизни населения;

- достижение синергетического эффекта при целевом использовании бюджетных ресурсов за счет максимального вовлечения в программные мероприятия внебюджетных средств, собственных средств заинтересованных государственных и коммерческих организаций, инвесторов (развитие частно-государственного партнерства);

- объективная оценка состояния сельских территорий, разработка для каждой территории альтернативных вариантов развития, целей, задач и мероприятий государственной поддержки, сглаживая, таким образом, неравномерность сельского развития;

- расширение возможностей обеспечения контроля (государственного и общественного) при разработке комплекса мероприятий и использовании финансовых и материальных ресурсов.

На основе вышеназванных принципов и особенностей предлагается модель управления устойчивым развитием сельских территорий, основанная на сочетании факторов и условий саморазвития с мероприятиями государственной поддержки села (рисунок 1).

I

Устойчивое развитие сельских территорий

I

I

Ж

Экономическое

Обеспечение устойчивости воспроизводствен ных процессов и достижение финансового саморазвития территории

Л

Социальное

Обеспечение высокого уровня

и улучшения качества жизни сельского населения территории

Повышение уровня и эффективности сельскохозяйственного производства,

развитие несельскохозяйственных видов деятельности,

развитие рынков -♦

3!

Экологическое

Обеспечение экологической безопасности и

охраны окружающей среды территории

Улучшение инженерной и социальной инфраструктуры,

расширение сферы занятости населения, увеличение денежных доходов

1

Улучшение экологической

ситуации, минимизация воздействия производства на окружающую среду, развитие сельского туризма

Институциональное

Обеспечение эффективного взаимодействия всех уровней власти и мониторинга

развития территории

Развитие местного самоуправления, расширение граждан в решении социально-экономических

проблем, общественный мониторинг и контроль

3"

Частно-государственное партнерство -N Мобилизация внутреннего потенциала саморазвития сельских территорий

V!-

ж:

Программы комплексного социально-экономического развития сельских поселений

Стимулирование развития малого и среднего бизнеса,

процессы диверсификации, интеграции и кооперации сельской экономики

Демографическая политика, политика

занятости и денежных доходов, финансирование

социальной инфраструктуры, введение социальных стандартов

Правовое обеспечение экологической деятельности субъектов хозяйствования, стимулирование природоохранной деятельности

Сочетание активной государственной политики государства и самоуправления, саморегулирования

Федеральные целевые программы

ЗЕ

Региональные целевые программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации

Государственная аграрная политика

Рисунок 1 - Модель управления устойчивым развитием сельских территорий на основе

программно-целевого подхода

На основе предложенной модели, программно-целевой подход, ориентированный на защиту интересов местного населения и основанный на частно-государственном партнерстве, позволит

эффективно сочетать различные уровни управления и источники поддержки развития сельских поселений: федеральные и региональные целевые программы, муниципальную поддержку, средства населения и частного бизнеса.

Ключевым преимуществом такого подхода является повышение качества и эффективности управления социально-экономическим развитием сельских территорий за счет системного понимания проблемы, направленности на конечный результат, комплексного подхода к выбору целей и средств их достижения, стремлению к максимально рациональному использованию ресурсов, интеграции усилий различных субъектов управления.

The article covers problems of development of rural territories, the advantages of the target-program approach to the management of their sustainable development.

The key words: the program-target approach, sustainable development, rural areas, support of the state.

Список литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/ukaz/sbor 12/text12099.htm.

2. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теоретико-методологические аспекты оценки / И.Н. Меренкова // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 25 (160). С. 49-55.

Об авторе

Матюшкина И. А.- кандидат экономических наук, доцент кафедры управления финансово-экономического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Михалева О. М.- кандидат экономических науки, старший преподаватель кафедры управления финансово-экономического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского..

Герасименкова С. В.- старший преподаватель кафедры управления финансово-экономического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Information

Мatyushkina Irina Alexeyevna, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Residence: 242820 settlement of Kletnya, Gogol str. № 24.

Telephone: 8-905-102-86-75 e-mail:vuyakova@yandex.ru

Mikhalyova Olga Mikhailovna, candidate of economic sciences, department of Education at Bryansk municipal authorities in Sovetsky district, an economist. Residence: 242750 Bryansk Region, settlement of Dubrovka, residutial area № 2, bl. of fl.14, fl 7. Telephone: 89065039094, e-mail: michaleva 130182@yandex.ru

Gerasimenkova Svetlana Vitaljevna, senior lecturer of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Residence: 242190 settlement of Suzemka, Komsomolskaya str. house 53 Telephone: 8-910-232-79-22 e-mail: g.svetlana.v@yandex.ru

Адрес места жительства: 242820 п. Клетня, ул. Гоголя, д. 24. Телефон: 8-905-102-86-75 e-mail: vuyakova@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес места жительства: 242750, Брянская область, п. Дубровка, микрорайон №2, д.14, кв.7. Телефон: 89065039094, e-mail: michaleva 130182@yandex.ru

Адрес места жительства: 242190 п. Суземка, ул. Комсомольская, д.53. Телефон: 8-910-232-7922 e-mail: g.svetlana.v@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.