Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к решению задач информатизации системы образования'

Программно-целевой подход к решению задач информатизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / INFORMATIZATION / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / TARGET-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты информатизации муниципальной системы образования и образовательного процесса. Обосновывается необходимость разработки программ на основе программно-целевого подхода с учетом выявления проблем процесса информатизации как в целом по району, так и в общеобразовательных учреждениях. Определяются цели, задачи и направления программы информатизации муниципальной системы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Target-oriented approach to solving problems of informatization of education system

This paper discusses some aspects of informatization of the municipal education system and educational process. It justifies the necessity of managerial programs (based on target-oriented approach) paying special attention to problems of informatization, both in a separately taken comprehensive school and in the municipal district as a whole. Goals, objectives and directions of program of informatization of municipal education system are stated in the paper

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к решению задач информатизации системы образования»

Н. Г. Милованова

(Тюмень)

Программно-целевой подход к решению задач

ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты информатизации муниципальной системы образования и образовательного процесса. Обосновывается необходимость разработки программ на основе программно-целевого подхода с учетом выявления проблем процесса информатизации как в целом по району, так и в общеобразовательных учреждениях. Определяются цели, задачи и направления программы информатизации муниципальной системы образования

Как показывает мировой и отечественный опыт, информатизация является мощным средством развития системы образования. В настоящее время в связи с реализацией ФГОС в школе главной задачей средств ИКТ является развитие информационно-образовательной среды учреждений, обеспечение свободного доступа к сетевым образовательным ресурсам, совершенствование управленческих технологий. Информационные технологии становятся средством, способным объединить имеющиеся в образовательном учреждении ресурсы, формируя образовательную инициативу ребенка, дав ему возможность двигаться по индивидуальной образовательной траектории.

Формирование информационно-образовательной среды связано с установкой и реализацией программного продукта «Сетевой город. Образование». Сегодня эта система объединяет в пределах района в единую сеть школы, детские сады и отдел образования. Информатизация муниципальной системы образования формируется из двух составляющих: информатизация и компьютеризация образовательной и управленческой деятельности.

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов и муниципалитетов [9]. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в развитии организации.

Программно-целевой подход к управлению стал развиваться на основе системного

благодаря работам А. Ньювелла, С. Оптнера, С. Черчмена, Р. Акоффа, У. Кинга, Д. Клиланда и ряда других исследователей. Этот подход обеспечивает использование таких методов управления, как планирование и бюджетирование [1 2].

Программно-целевой подход (программный подход, целевое управление] содержит три основные процедуры:

- определение целей и их упорядочение в соответствующей иерархической системе («дерево целей»];

- выработку комплексных программ развития организационно-обособленных комплексов социальной деятельности;

- формирование специфических организационных структур.

Основой программно-целевого подхода является целеполагание, его организационной формой - комплексные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целе-полагание, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели [3, с. 20-28; 4].

Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Именно программно-целевой подход был положен в основу разработки муниципальной целевой программы «Информатизация муниципальной системы образования и образовательного процесса» в Сладковском районе Тюменской области, позволяющей соотнести цели и планируемые результаты с имеющимися ресурсами.

Проектирование программы потребовало детального изучения состояния процесса информатизации во всех образовательных организациях района. Анализ материально-технического оснащения процесса информатизации, уровня владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ] школьниками и педагогами, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе позволил выделить ряд проблем и классифицировать их по группам [5].

К первой группе отнесены проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением процесса информатизации в образовательных организациях:

- обновление материальной базы компьютерной техники. Проектирование системы модернизации компьютерной техники, в которой отслеживаются не только возраст оборудования и его физический износ, но и технические характеристики (конфигурация], возможности использования в различных сферах образовательного процесса;

- техническое сопровождение [5]. Проектирование единой системы сопровождения техники: бесперебойная работа локальной сети, обеспечение доступа в Интернет, настройка и подключение аппаратуры, установка программного обеспечения;

- ограничения в использовании Интернета и защита персональных данных участников образовательного процесса. Система контентной фильтрации позволяет педагогам оградить детей и подростков от нецелевого использования сети Интернет и обеспечивает безопасный интернет-серфинг в компьютерных классах. Однако существующая система фильтрации не обеспечивает полной защиты от доступа на школьных компьютерах к отдельным сайтам. Требуется дополнительная проработка этого вопроса;

- проблема квалифицированных кадров, осуществляющих техническую поддержку внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Ко второй группе относятся проблемы повышения уровня владения ИКТ педагогами, обучающимися и их родителями.

Согласно ФГОС в каждом образовательном учреждении должна быть разработана программа формирования ИКТ-компетентности школьников. Поэтому необходимо согласовать цели и задачи данных программ, определить единое понимание ИКТ-компетентности

и разработать единые подходы к выявлению уровня сформированности ИКТ-компетент-ности школьников на всех уровнях обучения [6; 7].

При планировании образовательного процесса необходимо учитывать, что формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход, оно происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников. Необходимо определить для каждой ступени обучения планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности с учетом формирования общих умений и умений в различных предметных областях и во внеурочное время (матрица компетенций]. Матрица компетенций позволит выявить эффективные формы и средства развития общих умений и умений в различных предметных областях и внеурочной деятельности на разных ступенях обучения.

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении [3].

В соответствии с ФГОС (требования к условиям] весь образовательный процесс отображается в информационной среде. В нашем случае это возможности программного продукта «Сетевой город. Образование» (электронный дневник, электронный журнал, образовательные интернет-ресурсы, личные интернет-страницы (портфолио] учителей и учащихся и др.]. В связи с этим необходимо:

- совершенствовать «пользовательские» умения педагогов;

- создать систему экспертной оценки информационных «продуктов» педагогов (уроков, сетевых проектов и др.];

- создать систему непрерывного повышения квалификации (неформальное обучение через участие в сетевых сообществах, мастер-классы, профессиональные конкурсы] [5].

Материальное и моральное стимулирование работников, участвующих в процессе внедрения ИКТ, часто недостаточно. «ИКТ-ком-петентность теперь входит в квалификационные характеристики руководителей, заместителей руководителей и педагогов, учиты-

вается при аттестации на первую и высшую категорию. Однако современные требования социума (электронный журнал и дневник, социальные сети, дистанционное обучение, интернет-проекты, образовательные форумы и т.п.] заставляют учителей уделять интернет-технологиям больше времени, которое зачастую остается неучтенным» [8]. Поэтому целесообразно разработать систему стимулов к развитию ИКТ-компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций.

Обучение родителей использованию возможностей программного продукта «Сетевой город. Образование» ^т^-сообщения; доступ к сетевой базе данных успеваемости, посещаемости; совместная проектная деятельность с детьми] является важной составляющей в реализации программы информатизации системы образования района.

Третья группа проблем связана с особенностями использования ИКТ в образовательном процессе в условиях программного продукта «Сетевой город. Образование».

Это, прежде всего, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы информатизации образовательного процесса. Для создания единой информационной образовательной среды школы необходимы локальные акты, регламентирующие работу образовательной организации в данном направлении. Нормативно-правовое обеспечение, созданное в школах, часто носит фрагментарный характер, отражая требования приказов и рекомендаций Министерства образования и органов управления образованием. Локальные акты, разработанные в школах, выстраивают работу структурных подразделений школьной информационной среды, определяют цели, задачи и обязанности участников информатизации образования.

Кроме того, возникает необходимость выделения дидактических возможностей ИКТ для повышения качества образования.

Перечисленные выше проблемы определили цель, задачи и направления информатизации системы образования района. Цель программы - создание единой электронной информационно-образовательной среды муниципальной системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информа-

ционные технологии и обеспечивающих освоение обучающимися основных образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.

Задачи информатизации муниципальной системы образования и образовательного процесса рассматриваются на двух уровнях -на уровне муниципальной системы образования и на уровне образовательного учреждения.

К задачам первого уровня относятся следующие: разработка организационно-правовой базы информатизации муниципальной системы образования и методического сопровождения и механизма консультационной поддержки введения и использования ИКТ-ресурсов, информационных технологий и средств электронного обучения в образовательный процесс учреждений; формирование единого организационного ресурса и его использования для реализации образовательных услуг в дистанционной форме, позволяющих компенсировать дефицит определенных ресурсов в отдельных образовательных учреждениях, создание условий для достижения современного качества образования в муниципальной системе образования за счет интеграции образовательных и информационных технологий, эффективного использования современных ИКТ-ресурсов, средств электронного обучения, внедрения образовательной робототехники в учебную и внеучебную деятельность; создание условий для развития профессиональных коммуникаций, международного общения в режиме он-лайн, проведения видеоконференций и видеоуроков с использованием интернет-технологий и технологий дистанционного обучения, а также разработка структуры ИКТ-компетенций: для педагогов в системе непрерывного повышения квалификации, для обучающихся и их родителей посредством организации школьных, районных, региональных очных и заочных курсов, для школьников - через комплекс элективных курсов.

Рассмотрим результаты реализации указанных проблем и задач.

1. Развитие электронного обучения и дистанционных технологий в муниципальной системе образования. Цель - создание условий для развития электронного обучения и внедрения дистанционных образовательных технологий на основе программного продукта «Сетевой город. Образование». По данному

направлению запланированы следующие мероприятия: разработка перечня необходимых ЭОР для реализации основных образовательных программ в образовательных организациях района; образовательных программ дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, способных и талантливых детей; элективных курсов профильного обучения; системы дистанционной помощи в подготовке к ЕГЭ и независимой аттестации и др.

2. Информатизация образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Цель - создание единой информационно-образовательной среды школ, обеспечивающей новое качество образования на основе использования возможностей программного продукта «Сетевой город. Образование», интеграции образовательных и информационных технологий, «встраивания» образовательной робототехники в учебный процесс и внеурочную деятельность. Предполагается реализация следующих мероприятий: создание демонстрационного комплекса (компьютер, имиджер, проектор, экран, выход в локальную сеть и Интернет] для выступлений; создание рабочих мест учащихся (компьютеры, устройства сбора данных: цифровые измерительные приборы, камеры, цифровые микроскопы, виртуальные лаборатории и т.д.] для проведения практических и лабораторных занятий и практикумов; создание условий для выполнения домашних заданий и работы над проектами - возможности пользоваться технологической базой и помещениями в учреждении (библиотекой, компьютерным классом] и дома, размещать промежуточные и итоговые результаты работы в

информационной среде учреждения для учащихся и др.].

3. Информатизация социального взаимодействия и воспитательного процесса. Цель -создание условий для организации эффективного взаимодействия обучающихся на основе ИКТ, воспитания информационной и медиакультуры учащихся, педагогов, родителей. Данное направление предполагает совершенствование деятельности сетевых сообществ педагогов-предметников на муниципальном и всероссийском уровнях; развитие школьного телевидения; участие в работе видео-аудиоконференций между школами; создание интрасетей школ на базе нескольких выделенных серверов; проведение обучающих семинаров для специалистов.

4. Информатизация образовательного процесса во внеурочной деятельности, позволяющей реализовать модель школы полного дня и обеспечивающей условия для организации работы учащихся и педагогов. Основными целями и задачами реализации данного направления являются разработка модели школы полного дня на основе использования ИКТ и дистанционных технологий, методического сопровождения внеурочной деятельности с использованием ИКТ и дистанционных технологий, образовательной робототехники, развитие проектной деятельности обучающихся и их родителей, педагогов.

5. Информатизация образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования. Цель - создание условий для «встраивания» системы дошкольного образования в информационно-образовательную среду района.

Литература

1. Вифлеемский А. Б. Экономико-правовые аспекты информатизации образования // Российское образование. - 2011. - № 2. -С. 52-58.

2. Лапыгин Ю. Н. Теория организации : учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 400 с.

3. Милованова Н. Г. Внутришкольная модель повышения квалификации как условие развития профессиональной компетентности педагогов // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы Всерос. науч.-практич. конф. : в 2 ч. - Ч. 1. -Москва ; Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2010. - 280 с.

4. Суртаева Н. Н. Инновации в образовании как объект управления // Модернизация российского образования : сб. науч. трудов / отв. ред. А. А. Макареня, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. Ч. 2. -СПб: ГНУ ИОВ РАО, 2006. - 232 с.

5. Шор О. Л. Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации как средство развития медиакультуры педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2011. -24 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

8. Захарова Л. Г., Чубарьян Г. З. Некоторые проблемы информатизации образовательного процесса // Информационные технологии в образовании-2010 : сб. науч. тр. участников X науч.-прак-тич. конф.-выставки 23-24 ноября 2010 г. - Ростов н/Д: Ростиз-дат, 2010. - С. 200-201. - То же: [Электронный ресурс]. - URL: http://window.edu.ru/resource/076/72076/files/ito-rostov2010. pdf (дата обращения 15.10.2013).

9. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Моск. обществ. науч. фонд ; ГУ ИМЭИ при Минэкономики России ; авт. колл. В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, А. Б. Воякина и др. ; под ред. В. Я. Любовного и др. [Электронный ресурс]. - URL: http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/ZPR_reg/ZpR_reg.zip/ (дата обращения 15.10.2013).

---------^------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.