Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / "МЯГКАЯ СИЛА" / SOFT POWER / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / SUPPORT INFRASTRUCTURE / РЕГУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS REGULATION / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / TARGET-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Пшеничный Григорий Андреевич

В условиях усиления конкурентной борьбы с использованием дискриминационных инструментов во внешней торговле, санкций, «фейковых» продуктов и новостей актуализируется поддержка предпринимательства и инвестиций в экономику с помощью использования «мягкой силы». Государственное регулирование и инфраструктурная поддержка предпринимательской деятельности призваны смягчить негативное влияние вышеуказанных факторов. «Мягкая сила» - один из элементов государственной политики, проведение которых трансформирует представления иностранных предпринимателей, инвесторов, потребителей о потенциальных возможностях ведения бизнеса в России. В статье рассмотрены существующие подходы к «мягкой силе» и возможности ее применения в экономике с использованием программно-целевого подхода. Цель. Показать генезис и роль «мягкой силы» в процессе государственного регулирования и инфраструктурной поддержки предпринимательства, проанализировать основные направления экономической «мягкой силы», смоделировать необходимые условия, которые должны происходить в политике поддержки предпринимательства, чтобы стимулировать развитие инвестиций и бизнеса. Задачи. Проанализировать процесс развития концепции «мягкой силы« в современной науке, выделить особенности ее развития. Проанализировать инструменты и ресурсы «мягкой силы», определить проблемы и возможности успешной реализации «мягкой силы» для повышения бизнес-привлекательности Российской Федерации. Методология. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании и систематизации микро- и макроэкономической информации, анализа и синтеза, научной абстракции и агрегирования, исторического и логического, позитивного и нормативного подходов. Результаты. В результате исследования автором доказано, что реализация проектов рограммно-целевого подхода в отношении «мягкой силы» позволит им стать дополнительным способом повышения привлекательности как национальной, так региональной социально-экономической системы; обеспечит на проектной основе развитие предпринимательства и обеспечит приток инвестиций для осуществления научных и инновационно-технологических разработок, в том числе связанных с цифровизацией; сформировать программу развития основных направлений использования «мягкой силы» в экономике; обеспечит условия для устойчивого развития экономики. Выводы. В проведенном исследовании обоснована необходимость реализации проектного подхода к использованию механизма «мягкой силы» в процессе государственного регулирования и инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности, выявлены основные направления использования «мягкой силы» в условиях усиления санкций в отношении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Traget-Oriented Approach to the Formation and Use of Soft Power in Business Development Management

In the context of intensifying competition using discriminatory measures in foreign trade, sanctions, fake products and news, business support and investment in the economy using “soft power” is becoming increasingly popular. Government regulation and infrastructure support of business activities is intended to reduce the negative effects of the above factors. “Soft power” is an element of the national policy that is meant to change the perception of the potential of conducting business in Russia by foreign entrepreneurs, investors, and consumers. The presented study examines the existing approaches to “soft power” and its potential economic application using a target-oriented approach. Aim. The study aims to show the genesis and role of “soft power” in government regulation and infrastructure support of entrepreneurship, to analyze major directions of “soft power” in the economy, and to simulate the conditions in the business support policy that are necessary to facilitate the development of investment and business. Tasks. In order to achieve the set aim, the authors analyze the development of the “soft power” concept in the modern science and determine the specific aspects of this development. They also examine the tools and resources of “soft power” and identify the problems and opportunities of successful implementation of “soft power” in order to improve the business attractiveness of the Russian Federation. Methods. This study uses a systems approach, classification of micro- and macroeconomic information, analysis and synthesis, scientific abstraction and aggregation, historical and logical, positive and normative approaches. Results. The results of the study prove that implementation of target-oriented approach projects with regard to “soft power” makes them an additional way of improving the attractiveness of the national and regional socioeconomic system; ensures project-based development of entrepreneurship and promotes investment in scientific and innovative technological solutions, including those involving digitalization; provides a program for the development of the major areas of economic application of “soft power”; creates conditions for sustainable economic development. Conclusion. The conducted study substantiates the necessity of implementation of a projectbased approach to using the “soft power” mechanism in government regulation and infrastructure support of business activities and identifies major areas of application of “soft power” in the context of increasing sanctions against Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ "МЯГКОЙ СИЛЫ" В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Прогр ммно-целевой подход к формиров нию и использов нию «мягкой силы» в упр влении р звитием предприним тельств

A Traget-Oriented Approach to the Formation and Use of Soft Power in Business Development Management

> <

Бургонов Олег Викторович

профессор Санкт-Петербургского университета технологий управления и

экономики, доктор экономических наук, профессор

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Oleg V. Burgonov

St. Petersburg University of Management and Economics Technologies Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

УДК 338.2:005

Пшеничный Григорий Андреевич

аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Grigoriy A. Pshenichnyy

St. Petersburg University of Management and Economics Technologies Lermontovskiy Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

В условиях усиления конкурентной борьбы с использованием дискриминационных инструментов во внешней торговле, санкций, «фейковых» продуктов и новостей актуализируется поддержка предпринимательства и инвестиций в экономику с помощью использования «мягкой силы». Государственное регулирование и инфраструктурная поддержка предпринимательской деятельности призваны смягчить негативное влияние вышеуказанных факторов.

«Мягкая сила» — один из элементов государственной политики, проведение которых трансформирует представления иностранных предпринимателей, инвесторов, потребителей о потенциальных возможностях ведения бизнеса в России. В статье рассмотрены существующие подходы к «мягкой силе» и возможности ее применения в экономике с использованием программно-целевого подхода. Цель. Показать генезис и роль «мягкой силы» в процессе государственного регулирования и инфраструктурной поддержки предпринимательства, проанализировать основные направления экономической «мягкой силы», смоделировать необходимые условия, которые должны происходить в политике поддержки предпринимательства, чтобы стимулировать развитие инвестиций и бизнеса.

Задачи. Проанализировать процесс развития концепции «мягкой силы« в современной науке, выделить особенности ее развития. Проанализировать инструменты и ресурсы «мягкой силы», определить проблемы и возможности успешной реализации «мягкой силы» для повышения бизнес-привлекательности Российской Федерации.

Методология. Методология исследования базируется на системном подходе, использовании и систематизации микро- и макроэкономической информации, анализа и синтеза, научной абстракции и агрегирования, исторического и логического, позитивного и нормативного подходов.

Результаты. В результате исследования автором доказано, что реализация проектов программно-целевого подхода в отношении «мягкой силы» позволит им стать дополнительным способом повышения привлекательности как национальной, так региональной социально-экономической системы; обеспечит на проектной основе развитие предпринимательства и обеспечит приток инвестиций для осуществления научных и инновационно-технологических разработок, в том числе связанных с цифровизацией; сформировать программу развития основных направлений использования «мягкой силы»

<

в экономике; обеспечит условия для устойчивого развития экономики. Выводы. В проведенном исследовании обос-У нована необходимость реализации проектно-

го подхода к использованию механизма «мягкой силы» в процессе государственного регулирования и инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности, выявлены основные направления использования «мягкой силы» в условиях усиления санкций в отношении России. > Ключевые слова: предпринимательство, «мяг-

кая сила», инфраструктура поддержки, регулирование бизнеса, программно-целевой подход

Для цитирования: Бургонов О. В., Пшеничный Г. А. Программно-целевой подход к формированию и использованию «мягкой силы» в управлении развитием предпринимательства // Экономика и управление. 2018. № 7 (153). С. 21-29.

In the context of intensifying competition using discriminatory measures in foreign trade, sanctions, fake products and news, business support and investment in the economy using "soft power" is becoming increasingly popular. Government regulation and infrastructure support of business activities is intended to reduce the negative effects of the above factors. "Soft power" is an element of the national policy that is meant to change the perception of the potential of conducting business in Russia by foreign entrepreneurs, investors, and consumers. The presented study examines the existing approaches to "soft power" and its potential economic application using a target-oriented approach.

Aim. The study aims to show the genesis and role of "soft power" in government regulation and infrastructure support of entrepreneur-ship, to analyze major directions of "soft power" in the economy, and to simulate the conditions in the business support policy that are necessary to facilitate the development of investment and business.

Tasks. In order to achieve the set aim, the authors analyze the development of the "soft power" concept in the modern science and determine the specific aspects of this development. They also examine the tools and resources of "soft power" and identify the problems and opportunities of successful implementation of "soft power" in order to improve the business attractiveness of the Russian Federation. Methods. This study uses a systems approach, classification of micro- and macroeconomic information, analysis and synthesis, scientific abstraction and aggregation, historical and logical, positive and normative approaches. Results. The results of the study prove that implementation of target-oriented approach projects with regard to "soft power" makes them an additional way of improving the attractiveness of the national and regional socioeconomic system; ensures project-based development of entrepreneurship and promotes investment in scientific and innovative tech-

nological solutions, including those involving digitalization; provides a program for the development of the major areas of economic application of "soft power"; creates conditions for sustainable economic development. Conclusion. The conducted study substantiates the necessity of implementation of a project-based approach to using the "soft power" mechanism in government regulation and infrastructure support of business activities and identifies major areas of application of "soft power" in the context of increasing sanctions against Russia.

Keywords: entrepreneurship, soft power, support infrastructure, business regulation, target-oriented approach

Citation: Burgonov O.V., Pshenichnyy G. A. Programmno-Tselevoy podkhod k formirovan-iyu i ispol'zovaniyu "myagkoy sily" v upravle-nii razvitiem predprinimatel'stva [A Traget-Oriented Approach to the Formation and Use of Soft Power in Business Development Management]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 7 (153), pp. 21-29.

Экономическая ситуация в России после кризиса 2014 г. характеризуется не очень благоприятными условиями для развития предпринимательства и инвестиций. Это подтверждается следующими фактами.

Во-первых, в мировом рейтинге предпринимательской среды РФ занимает 120-е место из 183 стран. Во-вторых, происходит сокращение количества и числа занятых в среднем предпринимательстве, объем оборота, инвестиций в основной капитал, организации все более уходят в «теневой сектор».

В условиях ухудшения геополитических условий исследование поиска низкозатратных путей поддержки отечественного бизнеса является актуальной задачей. К тому же за последние годы усиливается применение протекционистской политики и санкций по отношению к российскому бизнесу, направленных на его отстранение от инновационного развития.

Предпринимательство во всем многообразии его форм выступает неотъемлемой составляющей современной модели рыночного хозяйства, способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике и формирует социальную опору демократии. Однако, несмотря на присущую рыночной экономике способность к саморегулированию, использование только «рыночных механизмов» недостаточно для достижения устойчивого экономического роста, развития капиталоемких и инновационных секторов, инфраструктуры, цифровизации экономики и часто приводит к возникновению различных диспропорций.

В связи с тем, что интересы бизнеса и общества (государства) зачастую не совпадают, гармонизировать процесс социально-экономи-

ческого развития можно только путем обеспечения баланса государственных интересов и интересов бизнеса, что, в свою очередь, невозможно без государственного регулирования данных процессов. Использование программно-целевого подхода на федеральном и региональном уровнях является одной из форм такого регулирования.

В эпоху постиндустриального информационного общества, когда ярко выделяются глобальные процессы маркетизации и медиатизации общественной жизни, для достижения своих целей власти необходимо обращаться к потребительским интересам общества. В данном контексте прямые и косвенные методы регулирования, военно-экономическая сила, не теряя своей значимости, не всегда срабатывают. Осознание данного факта привело к развитию концепции «soft power» (или «мягкой силы») и ее использованию не только в политике, но и в экономике.

Глобализация как процесс по своей сути является сближением и интеграцией государств в технологическом, культурном, экономическом, информационном и политическом аспектах. Как известно, глобализация влияет на все аспекты развития предпринимательства в стране: происходит постепенная унификация различных инструментов государственного регулирования. Меняются само экономическое пространство и идеология регулирования.

По словам Ульриха Бека, немецкого политического философа и социолога, глобализация, влияя на все сферы человеческой жизни, вызывает определенные политические последствия: в связи с возрастанием различного рода рисков социальные и экономические институты общества, прежде закрытые для политики, подвергаются процессу политизации [1, с. 10].

Концепция «мягкой силы» была впервые предложена Джозефом Наем, американским ученым, профессором Гарварда, в конце 1980-х гг. и была описана им как способность получения желаемого при помощи привлекательности, а не силы и денег [2]. C этого момента в современной теории стало популярным дуальное разделение силы на «hard power» и «soft power». Данные понятия первоначально применялись для анализа внешнеполитической практики государства. В последнее время в научной литературе все чаще можно слышать упоминания о важности развития «мягкой силы« как инструмента экономического влияния.

Стоит отметить, что Джозеф Най не дает четкого определения термину «мягкая сила» ни в одной из своих работ. По причине дис-криптивности его определений «мягкая сила» является чрезвычайно субъективным понятием для научных исследований. Это привело к тому, что из-за многослойной структуры

этого понятия, его многозначности, интрепре- н

тативного многообразия оно обрело характер ш

концепта. Различные авторы наполняют дан- х

ный концепт образно-смысловыми значениями ш

в зависимости от контекста [3]. ^

Представляется возможным выделить общее ^ смысловое наполнение дуальной пары «жесткая/мягкая сила». Термину «мягкая сила» ш в смысловом плане присущи такие образные ^ характеристики, как гибкость, ненавязчивость, ^ эфемерность, соблазнительность и женствен- < ность. Жесткая сила выступает смысловым ^ антиподом и интерпретируется как твердость, < непреклонность, принуждение, господство, ма- <= скулинность [4, с. 173]. к

Сравнение мужественности и женственности 5

о

в рамках категории силы не является новым ш для современной экономической философии. Предтечи данной теории нашли свое отражении в работе 1979 г. «О соблазне» известного французского социолога и философа Жана Бодрийяра.

В своей работе Бодрийяр противопоставляет классической мужской политической (или экономической) власти (имеется в виду мужское начало у такого вида власти, неважно, кем оно реализуется) силу соблазна, т. е. силу женственности. Мужская сила, выражающаяся в форме господства над реальной вселенной, у Бодрийяра противопоставляется силе соблазна, выражающейся в форме господства над вселенной символов и знаков, царством види-мостей. Автор подчеркивает, что верховенство соблазна над символической вселенной определяет его суверенность, которая несравнимо выше, нежели суверенность власти реальной. Соблазн побеждает мужественность за счет заурядной игры стратегии видимостей [5].

Бодрийяр рассуждает о бесполезности противопоставления реального реальному, истины истине, так как ненавязчивая манипуляция символами и знаками может легко превзойти эту мужскую власть за счет признания слабости, за счет вытягивания соперника на свою территорию, в мир образа, имиджа и виртуального объекта. Именно здесь женская сила как видимость одерживает победу над мужской силой как реальностью.

Соблазн родственен «мягкой силе» в плане осуществления своего воздействия на символическом, знаковом уровне, а также на уровне ценностей и идей. «Мягкая сила» орудует привлекательными для субъекта на психологическом уровне инструментами влияния. Это воздействие на ментальные структуры фирм и домохозяйств позволяет переформатировать их поведение в необходимом направлении, воздействуя на сознание и подсознание. Более того, благодаря успешным, ненавязчивым формам коммуникативного воздействия «мягкой силы»,

^ та модель поведения, которая необходима для

ш устойчивого экономического роста, осознает-

X ся субъектом как добровольный и свободный

ш выбор, принося субъектом экономических от-

^ ношений удовлетворение и даже наслаждение.

^ Своего рода эволюцию перехода от жестких

х силовых методов воздействия к более мягким

ш мы можем проследить у Мишеля Фуко в его

^ работе «Надзирать и наказывать: Рождение

^ Тюрьмы». Фуко проводит анализ в уголов-

>

< но-исправительной системе, где отмечает то, ^ что сам социум начинает функционировать

< подобно тюрьме.

Си

Из-за произошедшей гуманизации наказа-^ ний (от метода телесного наказания в виде 5 пыток и публичных казней до современного 2 гуманистического вида наказания в виде тюрьмы) происходит своеобразное закрепощение, заключение нормального социального субъекта, степень наказания для отщепенцев ослабляется, поскольку сам социум начинает функционировать подобно тюрьме. Под страхом своего обнаружения представители власти от не скрытого насилия сместились в сторону скрытого, породив дискурс о душе. Власть пронизывает все естество людей, она проникает во все слои общественного уклада.

Таким образом, осуществление власти над человеком стало устойчивым, продолжительным и невидимым; к прямому воздействию на человеческое тело добавилась возможность опосредованного утверждения через дискурс человеческой души [6].

Эту идею Фуко развивает в своем концепте «дисциплинарной власти». Дисциплинарная власть проявляет себя в таких институтах, как армия, школы, тюрьмы и психиатрические больницы. Дисциплина реализуется за счет совмещения механизмов государственного и негосударственного контроля, проникая во все самые глубинные аспекты жизни человека. Такая форма власти является присущей любой социальной системе (от учителей до церкви и полиции) [7, с. 238-250]. Таким образом, мы можем наблюдать реализацию механизмов «мягкой силы» как во внешней, так и во внутренней экономической политике.

Власть в лице государства реализует свое стратегическое управление через различные дискурсы. Дискурс является той силой, которая обеспечивает игровой эффект «мягкой силе». В современной науке дискурс расценивается как главный инструмент и передатчик «мягкой силы». Осуществление власти при помощи разнообразных дискурсов рассматривается как средство действенного коммуникативного влияния, которое прививает реципиенту необходимое поведение. Главной силой дискурса называется его возможность производства различных атрибуций, интерпре-

тации объекта действительности. Ментальное и символическое пространство культуры управляется властью посредством дискурсов [4].

С ростом процессов глобализации и циф-ровизации, а также стремительно возросшей геополитической конкуренцией на мировой арене, «мягкая сила» стала расцениваться политиками и экономистами как важный ресурс внешнеполитической мощи государств, предъявляющих свои права на положение мировых центров или полюсов власти, что приводит и к усилению позиций национальных корпораций.

«Мягкая сила» как понятие интуитивно очевидно (по крайней мере для многих исследователей), но не так легко подвергается измерению. Эта проблема характерна для категории силы в целом, что привело к тенденции многих реалистов (особенно неореалистов) ограничить предмет исследования ощутимыми количественными рамками (например, население, ресурсы, инвестиции, экономический рост, конкурентоспособность бизнеса).

Тем не менее приверженцы классического реализма (Г. Моргентау и Э. Карр) проявляют заметное внимание к таким абстрактным факторам, как лидерство, национальный характер, моральный дух и общественное мнение в качестве важных компонентов, способствующих успешному развитию предпринимательства.

В то время как «мягкая сила» может быть рассмотрена через призму альтернативных теорий, таких как теория конструктивизма или теорий восприятия, Джозеф Най исследовал «мягкую силу» в рамках реализма. По его мнению, «нет никакого противоречия между реализмом и мягкой силой« [8, с. 82]. «Мягкая сила» в этом контексте является формой госрегулирования в широком смысле в традиции классического реализма, ресурсом, который будет согласован с разумным применением прямого воздействия в зависимости от того, как диктует ситуация [9].

Власть пронизывает все естество людей, она проникает во все слои общественного уклада. Осуществление власти над человеком стало устойчивым, продолжительным и невидимым; к прямому воздействию на человеческое тело добавилась возможность опосредованного утверждения через дискурс человеческой души. Дисциплина реализуется за счет совмещения механизмов государственного и негосударственного контроля, проникая во все самые глубинные аспекты жизни человека. Такая форма власти является присущей любой социальной системе (от социума до экономики).

Таким образом, мы можем наблюдать реализацию механизмов «мягкой силы» не только во внешней политике, но и во внутренней, в том числе экономической [6].

> <

Рис. 1. Элементы «мягкой силы»

«Мягкая сила» является эффективным инструментом для благоприятного с точки зрения выгоды разрешения различных транснациональных проблем, требующих многопланового сотрудничества. К большинству главных проблем современности, таких как стабильность международной финансовой системы, инвестиции, диффузия инноваций, инфраструктурная поддержка, прямое экономическое воздействие недостаточно эффективно. Для решения такого рода проблем с выгодными для государства последствиями необходимо умение организовывать такое удобное международное окружение, в котором страна — обладатель данной «мягкой силы» будет иметь возможность осуществлять реализацию собственных интересов, не обращаясь к жесткой силе, прямому воздействию или очевидным угрозам [10, с. 25].

Жесткая сила предполагает использование таких традиционных ресурсов, как большая территория страны, ее удачное положение с точки зрения геополитики, оптимальная численность ее населения, наличие богатых и стратегически ценных природных ресурсов, а также наличие внушительных вооруженных сил, эффективной экономики, политической стабильности, использование прямых и косвенных методов регулирования.

Ресурсами «мягкой силы» являются культурные ценности и привлекательность экономического и культурного имиджа, передаваемые стороннему наблюдателями через различные инструменты СМИ. Участие в учреждении и работе международных институтов, привлекательность культуры и политических идеалов, а также внутренняя и внешняя политика также являются важными ресурсами «мягкой силы».

Можно выделить следующие элементы «мягкой силы» (рис. 1).

Экономическая «мягкая сила» включает в себя следующие направления: экономическая важность государства для мировой экономики; экономическая выгода для населения страны; имидж и качество товаров, производимых в стране; экономика, основанная на конкуренции; репутация предпринимательского потенциала государства; вклад ведущих

компаний в региональные экономики; помощь государства чужим экономикам. Данный список не является исчерпывающим, постоянно появляются новые тренды развития экономической «мягкой силы».

«Мягкая сила» человеческого капитала включает в себя репутацию и рейтинг высшего образования; уровень образованности населения; потенциальные и реальные возможности развития науки и технологий; распространенность и важность основного языка для государства.

Культурная «мягкая сила» включает в себя следующие аспекты: важность и значимость культурного наследия государства для мирового сообщества; притягательность популярной культуры; притягательность государства для туристов.

Дипломатическая «мягкая сила» реализует себя через такие элементы, как дипломатическая репутация; уважение суверенитета; создание фондов, институтов, объединений; предоставление гуманитарной помощи другим странам, лидерство в международных институтах.

Политическая «мягкая сила» зависит от привлекательности политической системы государства, а также от успехов в области защиты прав человека.

Стандартный подход для измерения потенциала «мягкой силы» предполагает использование опросов общественного мнения, что вызывает определенные методологические вопросы, поскольку опросы показывают степень благоприятного мнения в пользу того или иного государства, но они не демонстрируют причины успеха (или его отсутствия) «мягкой силы» как государственной стратегии. Также неясно, какую роль играет общественное мнение в принятии решений. С другой стороны, делаются попытки количественно измерить потенциал «мягкой силы» за счет построения индексов. Эти попытки нельзя назвать удачными по причине аморфной природы «мягкой силы» как понятия, отсутствия установленной методологии для измерений, отсутствия сопоставимых данных и по своей

^ природе субъективного характера построения ш показателей.

Ж Стоит отметить, что формирование предпо-ш чтений стран-реципиентов может происходить ^ не только за счет ресурсов «мягкой силы», но ^ также ресурсов, относимых к порядку жест-х ких. Сильная экономика и высокая военная ш мощь также могут служить объектами восхи-^ щения со стороны других стран, таким образом ^ способствуя росту сотрудничества субъектов

< с обладателем данных ресурсов. «Мягкая» и ^ «жесткая» силы являются неотъемлемыми эле-

< ментами в системе укрепления национальной >= силы. «Мягкая сила» является ноуменом жест-^ кой, и «жесткая сила» является аппликацией 5 «мягкой», укрепление одной силы сопряжено 2 с увеличением другой, и несмотря на усиление

«жесткой силы», всеобъемлющая национальная сила может уменьшиться в связи со спадом «мягкой силы».

Контакты на уровне рядовых граждан, дипломатические каналы, совместная работа НКО, народная дипломатия, культурный обмен, совместные научные проекты, туризм и другие формы неформального взаимодействия — инструменты, нужные для того, чтобы повысить эффективность экономики. Для того чтобы они начали оказывать позитивное воздействие, предстоит пройти как минимум два этапа. На первом необходимо добиться того, чтобы в другом обществе образовалось значимое число граждан, которые искренне любят и восхищаются страной, ее экономикой, культурой, политикой и образом жизни. На втором — превращение этих «адептов» в инструмент экономического влияния.

Джозеф Най, описывая свою теорию, говорит о значимости влияния американской поп-культуры (такие ее проявления, как кинематограф, музыка, фаст-фуд и другие) на потенциал «мягкой силы» США. Однако привлекательность культуры и образа жизни никак не смогла предотвратить усиление тенденции антиамериканизма в мире в XXI в., с одной стороны, и массового притока финансового, человеческого капитала, с другой. Фундаментальными ценностями «мягкой силы» США являются личная свобода, эластичность и динамичность общества, открытость высшего образования, внешней политики, американская поп-культура, различные виды демократических ценностей.

Главным соперником США по потенциалу «мягкой силы» является Европа, и прежде всего такие страны, как Великобритания, Франция и Германия. Сильными сторонами политики ЕС являются отношение к вопросам смертной казни, контроль над ношением и хранением огнестрельного оружия, права меньшинств и глобальные климатические из-

менения, а также объем средств на помощь развивающимся государствам. Франция является своеобразным лидером в области искусства (литература, живопись, музыка, театр), а Германия и Великобритания — лидеры в предоставлении убежища для мигрирующего населения.

В качестве авторитетного источника для анализа «мягкой силы» можно использовать официальный отчет специального комитета британской палаты лордов, составленный в 2013-2014 гг. и озаглавленный «Убеждение и сила в современном мире». Этот документ был разработан «Комитетом по мягкой силе и британскому влиянию» в том числе с целью описания того, как конкретно должны использоваться и координироваться между собой все формы и элементы британской «мягкой силы». Перечислены и описаны следующие инструменты «мягкой силы»: дипломатия, программы гуманитарной помощи и благотворительности, «британские ценности», торговля с Великобританией, имидж Великобритании как очень богатой страны, туризм, британская система образования, научное сотрудничество, а также программы обучения английскому языку и даже английский спорт. Отдельным пунктом выделен класс инструментов под названием «Культура, влияние, "мягкая сила" и доверие», и в него входят Британский совет, «культурные мероприятия» и «креативная индустрия», т. е. все, что связано с дизайном, брендингом, рекламой [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Европе существует в своем роде уникальный инструмент «мягкой силы» — это так называемая нормативная сила. Нормативная сила зависит не от величины военных расходов или размера экономики, а вырабатывается в результате осмысления действительности.

Нормативный подход представляет собой субъективные оценочные суждения о «нормальности» и «нормах», теории относительно того, как должно функционировать хозяйство и какую экономическую политику следует выбрать для устранения негативных последствий. Это понятие не противопоставляется военной или экономической мощи, однако главным образом опирается не на них, а поддерживается силой самих норм — так называемой идеологией силы норм. Эта категория включает в себя сознательный выбор невоенного обеспечения своего влияния.

Нормативная сила характеризуется в большей степени влиянием, которое она оказывает, значением нематериальных факторов, а также распространением норм через привлекательность и подражание. Нормативная сила Европы состоит не только из системы норм, но и из демократии управления и верховенства права, а основным ее источником, помимо между-

народного права, являются конституционные традиции.

В современном мире западноевропейская модель демократии многими признается образцом, а Европа обладает уникальной нормативной силой. Однако стоит отметить, что нормативная сила — это по своей сути ориентир, в результате сама концепция является довольно спорной. Фактически не все так гладко в реальной жизни, а ЕС балансирует на грани нормативной и имперской силы, порой пользуясь спорными, если рассматривать их с позиции нормативной силы, инструментами, тем самым причиняя ущерб своему имиджу, а соответственно своей «мягкой силе» [12].

Западные исследователи убеждены, что лишь страны, в которых развита либеральная демократия, стремящиеся к установлению системы универсальных ценностей, к которой, как подразумевается, стремятся все люди на земле, имеют достаточный ресурс «мягкой силы». Такая однобокая точка зрения является достаточной упрощенной и противоречит сути самой концепции. Представление о «мягкой силе» уходит корнями в неолиберальные допущения относительно легитимности норм и институтов современной международной системы и превосходства и, как следствие, привлекательности демократии западного образца.

Эти допущения опровергаются фактом наличия существенного ресурса «мягкой силы» у современной России или у авторитарного Китая, который в 2004 г. объявил о развитии курса, направленного на скорейшее развитие «мягкой силы» Китая. К сожалению, наша страна еще только начинает осваивать приемы применения современных форм «мягкой силы», но та болезненная и очень жесткая реакция, которую демонстрирует коллективный Запад в ответ на успехи телеканала RT или агентства Sputnik, четко показывает, насколько важна для наших оппонентов сфера «мягкой силы» и на что они готовы пойти ради того, чтобы у России этой самой силы никогда не появилось.

Все вышеизложенное ни в коем случае не означает, что нужно запрещать потребление иностранной «мягкой силы». Опыт СССР показал все минусы подобной политики. Для успешного противостояния иностранной «мягкой силе» следует поднимать стандарты качества российской «мягкой силы». И это должно относиться ко всему, начиная от научно-образовательных программ и курсов и заканчивая спортивными соревнованиями и кинематографом.

На современном этапе усиления холодной войны ключевая задача привлечения потребителей и бизнеса из развитых стран заключается в разрушении антипропагандистской

тенденции, которая имеет место в сознании н западного человека. Эта тенденция, по мне- ш нию российской политической элиты, заложе- х на в отношении к России со стороны западных ш СМИ, в которых образ России формирует как ^ заведомо искаженный. В этой связи целью ^ российской «мягкой силы» является разруше- i ние этого ментального барьера между запад- ш ным и российским обществом, создание «объ- ^ ективного» образа Российской Федерации. Это ^ принципиально важно по причине того, что < Россия является частью как Европы, так и ^ Востока: их культуры, норм, религии, а не < сетевой информационной реальностью, кото- <= рая создается с помощью СМИ. В этой связи к инструментам российской «мягкой силы» не- 5 обходима модернизация. Это в первую очередь 2 касается информационного пространства.

В настоящее время доля России в мировом информационном пространстве относительно мала. Можно привести примеры удачных проектов: телеканал «Russia Today» и «Русия аль-Яум». В Англии в тройку популярных ме-диаресурсов входит проект «Russia Today». Растущим влиянием массовых СМИ на западных граждан во многом и объясняется жесткая реакция правительств западных стран на эти компании.

Цифровизация экономики и общества позволяет использовать Интернет для влияния на широкую зарубежную аудиторию, противостоять агрессивным «фейкам», направленным против России. Данные технологии следует широко применять, противодействуя ограничительным мерам.

В настоящее время на Западе проводится массивная кампания по дискредитации РФ на мировой арене. Острие удара в «мягкой силе» было направлено на чемпионат мира по футболу — 2018. Ее главная скрытая цель — разрушить экономику страны и сорвать реализацию важных геоэкономических проектов, в первую очередь «Северный поток — 2».

Новые проблемы для российской «экономической дипломатии» в Европейском направлении возникли после изменений на газовом рынке, связанных с так называемой «сланцевой революцией», начавшейся в США в 2012 г. Сжиженный природный газ (СПГ) с Ближнего Востока, который предназначался для рынка Соединенных Штатов Америки, теперь идет в Европейский союз. СПГ серьезно сбивает цену газа на спот-рынке. Периодически цена на месте оказывается в 2 раза меньшей, чем цена газа, прописанная в долгосрочных контрактах. Таким образом, происходит ослабление позиций «Газпрома» на европейском рынке. Также на имидж негативно влияет масштабное антимонопольное расследование, которое проводит Еврокомиссия против «Газпрома».

^ Однако необходимо отметить усилия «Газ-

ш прома», направленные на улучшение своего

X имиджа в Европе, а соответственно на уси-

ш ление мягкого экономического влияния РФ

^ в регионе. Это, в первую очередь, заключение

^ контракта с крупнейшим континентальным

х футбольным турниром — Лигой чемпионов.

ш Освещение этого события ежегодно происходит

^ во всех крупных европейских СМИ, а также

с транслируется по всему миру и, соответствен>

< но, позволит успешнее продвигать свою тор-^ говую марку в мире, а также улучшить свой

< имидж.

Си

На постсоветском пространстве, как одном ^ из ключевых направлений интересов России, 5 в контексте евразийской интеграции основ-2 ными инструментами «мягкой силы» представляются Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Эти экономические инструменты «мягкой силы» позволяют задействовать совместные усилия в важнейших институциональных сферах — в первую очередь, на макроэкономическом уровне, в сферах технического регламента и сельскохозяйственных субсидий, транспорта и тарифов в области естественной монополии, обеспечение правил честной конкуренции и предпринимательских свобод. Одна из главных задач — единая визовая и миграционная политика, что дало бы возможность отмены пограничного контроля на внутренних границах будущего союза.

Для жителей этих стран привлекательность данных мер заключается в отмене так называемых «трудовых квот», свободе в выборе места проживания, повышении объемов притока в страну товаров индивидуального потребления, которые будут ввозиться в страну без пошлины. Для бизнеса привлекательность заключается в открытии новых рынков сбыта, унифицированных стандартах и требованиях, в большей части случаев единых с европейской моделью, доступе к тендерам на государственные заказы и контракты в любом из государств-участников.

Экономическая «мягкая сила» является важным инструментом совокупной «мягкой силы» РФ. Экономическая важность государства для мировой экономики заключается в обладании огромными ресурсами энергоносителей. Вклад ведущих компаний этой сферы в региональные экономики является высоким. Помощь государств чужим экономикам в основном осуществляется в рамках евразийской интеграции. Однако и здесь из-за несогласованности участников процесса возникают определенные сложности. То, как Россия будет отвечать на данные проблемы модернизации внутриэконо-мических процессов, диверсификация экономики есть ключевые факторы развития экономической «мягкой силы».

Стоит отметить, что имидж и качество других продуктов экономической сферы невысоки. Развитие всех сфер напрямую зависит от цен на углеводороды, рынок которых в последнее время подвергается дестабилизации как в силу объективных причин (мировые экономические кризисы), так и в силу имиджевых потерь и недопонимания (политизация и секьюретиза-ция вопроса «энергобезопасности» в Европе).

Экономический рост не возможен без инвестиций. Необходимо создавать комфортные, предсказуемые для инвесторов условия. Россия относится к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который не реализован на 100%. Регистрируемый ежегодно отток капитала из России не соответствует наличному потенциалу. Это обстоятельство вызвано многими факторами, которые не в последнюю очередь связаны и с имиджевыми, и с репута-ционными потерями России. Нужно наполнить эту основу механизмами, которые изменят пропорцию между частными и государственным инвестированием в сторону первых.

Меняется мировой технологический ландшафт, возникают новые технологии, новые продукты, в отношении России применяются различные виды санкций. К числу инновационных мер инфраструктурной поддержки отечественного бизнеса могут относиться инструменты концепции «мягкой силы».

Инвестиционный климат является фундаментальной основой для привлечения инвестиций, инноваций. Создаваемые правительством инфраструктурные инструменты поддержки предпринимательства являются хорошей базой для роста инвестиций, но не гарантируют его, необходимо задействовать новые инструменты, такие как фабрика проектного инвестирования и инфраструктурная ипотека. Глобальное влияние мировых экономических лидеров во многом опирается на их репутацию в качестве места высочайшего профессионализма, творчества и изобретательности, а также на статус мирового лидера в области финансов, права, науки, исследований, искусства и в сфере креативных индустрий.

Можно выделить основные направления развития российской «мягкой силы», содействующие развитию предпринимательства:

1. Расширение сети российских центров науки и культуры за рубежом.

2. Содействие интеграционным процессам в рамках Содружества.

3. Создание альянсов с международными партнерами.

4. Помощь соотечественникам за пределами РФ и развитие русского языка в мире.

5. Финансирование российских университетов.

6. Привлечение специалистов высокого класса, ученых и одаренных молодых людей.

Литература

1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию / пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

2. Nye S. J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. 192 p.

3. Daixing T., Xiaoping L., Xingyu Y. Research on Soft Power and Its Discipline Orientation // International Business and Management. 2012. Vol. 4, N 1. Р. 18-27.

4. Русакова О. Ф. Концепт «мягкой» силы (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. Вып. 10. С. 173-192.

5. Бодрийяр Ж. Соблазн / пер. с франц. М.: Ad Mar-ginem, 2000. 319 с.

6. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / пер. с франц. М.: Ad Marginem, 1999. 479 с.

7. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / пер. с франц. М.: Касталь, 1996. 448 с.

8. Nye J. S. The Future of Power. N.Y.: Public Affairs, 2011. 320 p.

9. Wilson J. L. Soft Power: A Comparison of Discourse and Practice in Russia and China // Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67, N 8. P. 1171-1202.

10. Радиков И., Лексютина Я. «Мягкая сила» как современный атрибут великой державы // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С. 19-26.

11. Persuasion and Power in the Modern World — Select Committee on Soft Power and the UK's Influence Contents // Parliament UK. [Электронный ресурс]. URL: http: / /www .publications. parliament .uk/pa/ ld201314/ldselect/ldsoftpower/150/15004 .htm (дата обращения: 28.03.2018).

12. Романова Т. А. Евросоюз как нормативная сила и проблемы ее восприятия в России как барьер на пути политико-правового сближения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2011. Вып. 1. С. 52-66.

References

1. Beck U. Was ist Globalisierung? [What is globalization?]. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1997. 267 p. (Russ. ed.: Beck U. Chto takoe globalizatsi-

ya?: Oshibki globalizma — otvety na globalizatsiyu. fi Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2001. 304 p.). ^

2. Nye J. S. Soft power: The means to success in world ^ politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. 192 p. g

3. Tang D., Li X., Yang X. Research on soft power and i its discipline orientation. International Business s and Management, 2012, vol. 4, no. 1, pp. 18-27. x

4. Rusakova O. F. Kontsept "myagkoy" sily (soft pow- s er) v sovremennoy politicheskoy filosofii [The concept w of "soft" power in modern political philosophy]. m Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava 2 Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, >

2010, no. 10, pp. 173-192. S

5. Baudrillard J. De la séduction [Seduction]. Paris: Edi- fE tions Galilée, 1979. 248 p. (Russ. ed.: Baudrillard J. < Soblazn. Moscow: Ad Marginem Publ., 2000. 319 p.). ^

6. Foucault M. Surveiller et punir: Naissance de la x Prison [Discipline and punish: The birth of the pris- s on]. Paris: Éditions Gallimard, 1975. 400 p. (Russ. o ed. Foucault M. Nadzirat' i nakazyvat'. Rozhdenie v-tiur'my. Moscow: Ad Marginem Publ., 1999. 479 p.).

7. Foucault M. Volya k istine: po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. Raboty raznykh let (transl. from French) [The will to truth: Beyond knowledge, power and sexuality. Works of different years]. Moscow: Kastal' Publ., 1996. 448 p.

8. Nye J. S. The future of power. N.Y.: Public Affairs,

2011. 320 p.

9. Wilson J. L. Soft power: A comparison of discourse and practice in Russia and China. Europe-Asia Studies, 2015, vol. 67, no. 8, pp. 1171-1202. DOI: 10.1080/09668136.2015.1078108.

10. Radikov I., Leksyutina Ya. "Myagkaya sila" kak sov-remennyy atribut velikoy derzhavy ["Soft power" as a modern attribute of a great power]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2012, no. 2, pp. 19-26.

11. Persuasion and power in the modern world — Select Committee on Soft Power and the UK's influence contents. Parliament UK. 2014. Available at: http://www. publications.parliament.uk/pa/ld201314/ldselect/ld-softpower/150/15004.htm. Accessed 28.03.2018.

12. Romanova T. A. Evrosoyuz kak normativnaya sila i problemy eye vospriyatiya v Rossii kak bar'yer na puti politiko-pravovogo sblizheniya [The normative power of the European Union and its conflictual perception in Russia as a barrier for the EU-Russian legal and political convergence]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6: Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnyye otnosheniya, 2011, no. 1, pp. 52-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.