Научная статья на тему 'Программно-целевое регулирование развития отрасли молочного скотоводства'

Программно-целевое регулирование развития отрасли молочного скотоводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОКА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / DAIRY CATTLE FARMING / GOVERNMENT SUPPORT / MILK PRODUCTION AND CONSUMPTION / TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банникова Елена Викторовна

Сокращение потребления молочных продуктов во многом связано с уменьшением их валового производства в Ульяновской области, где наблюдается сокращение поголовья сельскохозяйственных животных. В сложившейся ситуации первейшей необходимостью становится принятие системы неотложных мер по восстановлению отрасли молочного животноводства для полного удовлетворения потребности страны в молочных продуктах за счет собственного производства. Рассмотрены основные направления государственной поддержки в Ульяновской области отрасли молочного скотоводства, а также размеры финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое регулирование развития отрасли молочного скотоводства»

димых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Расходы в виде сумм недоначисленной амортизации, в соответствии с установленным сроком полезного использования, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259.2 НК РФ.

По упрощенной системе налогообложения в рамках закона № 224 — ФЗ предоставлено право субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщика. Ставка может изменяться только в отношении налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Расширен перечень расходов, принимае-

мых при исчислении налогооблагаемой базы по единому сельскохозяйственному налогу [4].

Таким образом, следует отметить, что в условии дефицитности федерального бюджета, сложившегося в результате мирового экономического кризиса и падения цен на энергоресурсы, налоговый механизм стимулирования инвестиционной деятельности, по сути, ограничен территориями особых экономических зон. Особое значение приобретают механизмы прямого регулирующего воздействия государства на инвестиционные процессы с учётом опыта развитых капиталистических стран.

Библиографический список

1. Биленкина И.П. Механизмы реализации инновационной политики государства / И.П. Биленкина [Интернет ресурс] / http://www.volgabiz.ru/arh/05/03/19.ht m.

2. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [Интернет ресурс] / http://www.zonazakona.ru/law/ukaz/759 3/.

3. Ивантер В. Инновационный вариант развития: долгосрочный прогноз / В. Ивантер, М. Узяков / / Экономист. — 2007. — № 11. — С. 17-18.

4. www.bishelp.ru/nalogi/feder/pribil /index.php.

+ + +

УДК 636.2 Е.В. Банникова

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

Ключевые слова: молочное скотоводство, государственная поддержка, производство и потребление молока, целевая программа.

Стабильное обеспечение населения страны продуктами питания является основной задачей государства в решении проблемы продовольственной безопасно-

сти. Особое место на продовольственном рынке занимает рынок молока и молочной продукции, так как эти продукты традиционно являются основными в пищевом рационе населения России.

За годы аграрной реформы, особенностями которой явились: приватизация и разукрупнение сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, форми-

рование мелкотоварного производства, либерализация рынка и др., в России произошло резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота и валового производства молока, снижение его поставок на перерабатывающие предприятия.

В Ульяновской области поголовье коров в хозяйствах всех категорий сократилось в 2009 г. по сравнению с 1998 г. на 103 тыс. голов, или на 61,2%, что в свою очередь привело к снижению объемов производства молока на 155,8 тыс. т, или на 36,6%.

Если проанализировать структуру товаропроизводителей молока, можно отметить, что в 1998 г. основными производителями являлись крупные сельскохозяйственные предприятия (56% общего количества молока). В настоящее время к основным поставщикам молока можно отнести хозяйства населения, на долю которых приходится 67% общего объема производства. Удельный вес крупных сельхозпредприятий составляет только 30% валового производства молока [1].

В последние годы наметилась тенденция роста значения отрасли молочного скотоводства в аграрной экономике. Так, если в 2002 г. удельный вес этой отрасли в структуре товарной продукции сельского хозяйства составлял лишь 14%, то в 2009 г. на ее долю приходится уже 29,9%. Прослеживается тенденция роста доходности отрасли молочного скотоводства. Если в 1998 г. данная отрасль была убыточной (уровень убыточности был равен 52,9%), то в 2009 г. реализация молока позволила сельскохозяйственным организациям получать прибыль, и уровень рентабельности составил 19,7%. Это связано с тем, что за 1998-2009 гг. рост цен на молоко в 2,2 раза опережал рост его себестоимости.

Для стабилизации деятельности и экономического подъема отрасли молочного скотоводства и АПК в целом необходим переход преимущественно на программно-целевое регулирование АПК. В связи с этим анализ результатов реализации целевых программ по поддержке отрасли молочного скотоводства в Ульяновской области является целью данного исследования.

Исходя из поставленной цели были определены основные задачи исследования: оценка уровня государственной поддержки отрасли молочного скотоводства в Ульяновской области и обоснование

путей совершенствования ее программно-целевого регулирования.

Целевые программы являются основным, неотъемлемым и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. «Целевая программа» как экономическая категория — это целереали-зующая система увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, обеспеченным ресурсам и взаимосвязанных мероприятий, а также последовательных действий, направленных на достижение единой цели, решение общей приоритетной проблемы, требующей для эффективного решения неординарной концентрации усилий и средств. Целевые программы являются эффективным средством комплексного решения проблем: призваны обеспечить возможность полного охвата всех мер, которые необходимы для решения проблем и согласования действий по достижению программных целей в пространстве и во времени.

Программно-целевое регулирование — это способность государства в лице федеральных, региональных и муниципальных органов оказывать значительное воздействие на развитие экономики в соответствии с государственными, общественными интересами для решения сложных проблем [2].

В условиях ограниченности государственной поддержки АПК необходимость применения целевых программ существенно возрастает, поскольку позволяет обеспечить комплексность и системность решения той или иной агропродовольст-венной проблемы, обеспечить адресную поддержку участников программы через их конкурсный отбор, осуществить контроль за целевым использованием выделяемых средств.

С 2006 г. в РФ и в Ульяновской области в частности основным направлением программно-целевого регулирования АПК явилась реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Результаты его реализации в Ульяновской области за 2006-2007 гг. по направлению «Ускоренное развитие животноводства», представленные в таблице 1, показали, что фактические показатели производства молока не достигли целевого значения. Однако за исследуемый период наблюдается рост инвестиционных вложений в данную отрасль за счет расширения доступности кредитных ресурсов: в 20062007 гг. было модернизировано 2990 ско-

томест, в том числе 1490 скотомест для крупнорогатого скота; на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений было получено и освоено 101,6 млн руб. кредитных ресурсов.

В целях реализации государственной политики агропромышленного комплекса России 29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с законом утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

В Ульяновской области была принята областная целевая программа «Развитие

сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы».

Реализация Госпрограммы в 20082009 гг. по направлению «Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства» в Ульяновской области показала, что за исследуемый период наблюдается недовыполнение целевых показателей по производству молока на 3,1-10% (табл. 2) [3]. Следует отметить, что если при реализации ПНП «Развитие АПК» прослеживалось кратное отличие фактических показателей от целевых значений, то в 2008-2009 гг. полученные результаты максимально приближены к программным показателям.

Таблица 1

Показатели реализации приоритетного проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства» в Ульяновской области в 2006-2007 гг.

2006 г. 2007 г.

целевой показатель > х и к я нт ни целевой показатель й и к я нт ни

Направление Мероприятия с е т и т к а ¡и £ И в с е т и т к а # ¡и £ И в

Увеличение производ-

Ускоренное ства молока к уровню 2005 г., % 2,7 0,9 33,3 5,6 1,6 28,6

развитие животноводства Увеличение производ-

ства мяса к уровню 2005 г., % 3,6 1,1 30,6 7,5 4,2 56,0

Таблица 2

Показатели производства продукции животноводства согласно ОПЦ «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области

на 2008-2012 годы»

Наименование показателя 2008 г. 2009 г.

целевой показатель фактический процент выполнения целевой показатель фактический процент выполнения

Производство скота и птицы (в живом весе), тыс. т 52,0 54,0 103,8 53,5 57,4 107,3

Производство молока, тыс. т 296,0 286,8 96,9 302, 0 271,9 90,0

Удельный вес племенного скота в общем поголовье, % 8,3 8,5 102,4 9,2 8,9 96,7

Анализ уровня выполнения программных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что средства, предоставленные из федерального бюджета, используются практически в полном объеме (табл. 3). В динамике двух лет финансирование сельскохозяйственного производства увеличилось на 41,4%, возросли субсидии на поддержку племенного животноводства (на 60,6%). В 2009 г. были выделены субсидии из федерального бюджета на поддержку экономически значимых региональных программ, в частности на поддержку молочного скотоводства в размере 42216,3 тыс. руб., что является положительным моментом для развития данной отрасли.

Согласно ОПЦ «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-

Финансирование сельхозтоваропроизводит

тыс.

2012 годы» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается сокращение суммы поддержки АПК из регионального бюджета на 35%, однако целевые показатели программных мероприятий по животноводству выполнены в полном объеме. Кроме того, в динамике наблюдаем увеличение субсидирования на поддержку племенного животноводства, — на 11,9%, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок 5 и 8 лет на развитие животноводства - на 77,2%. Следует отметить, что в 2009 г. были предоставлены субсидии на поддержку экономически значимых программ (молоко) в размере 8554,8 тыс. руб., что на 4,7% меньше запланированного уровня.

Таблица 3

елей Ульяновской области за 2008-2009 гг.,

руб.

2008 г. 2009 г. 2009 г. к

Направления финансирования план факт % вы-полне- план факт % вы-полне- 2008 г., %

ния ния (факт)

Из средств федерального бюджета

Всего 588696,5 598782,7 101,7 847853,6 846866,3 99,9 141,4

из них:

- субсидии на возмещение части затрат на уплату про- 113171,0 113171,0 100,0 161005,0 161005,0 100,0 142,3

центов на развитие малых

форм хозяйствования

- субсидии на возмещение

сельскохозяйственным това-

ропроизводителям, организациям АПК и КФХ, СПК час- 95509,0 104092,7 109,0 209700,0 209700,0 100,0 201,5

ти затрат на уплату процен-

тов по инвестиционным кре-

дитам

- субсидии на поддержку племенного животноводства 23786,0 22491,4 94, 6 36000,0 36000,0 100,0 160,1

- субсидии на поддержку

экономически значимых ре-

гиональных программ (под- - - - 42300,0 42216,3 99,8 -

держка молочного скотовод-

ства)

Из средств областного бюджета

ОПЦ «Развитие сельского

хозяйства Ульяновской облас- 391185,0 385163,5 98,5 252263,0 250488,7 99,3 65,0

ти на 2008-2012 годы», всего

из них:

субсидии на поддержку пле- 21184,0 21184,0 100,0 23700,0 23700,0 100,0 111,9

менного животноводства

субсидии на возмещение час-

ти затрат на уплату процентов по кредитам, получен- 32869,2 32869,2 100,0 58241,3 58241,3 100,0 177,2

ным на срок 5 и 8 лет на

развитие животноводства

субсидии на поддержку экономически значимых регио- - - 8972,0 8554,8 95,4 -

нальных программ (молоко)

Это было обусловлено тем, что в настоящее время субсидирование данной отрасли осуществляется в расчете 100 руб. на 1 ц молока, и сокращение объемов производства данной продукции привело к уменьшению предоставляемых субсидий.

Для достижения программно-целевых значений необходимо ежегодно корректировать финансовое обеспечение целевых программ. Так, финансирование экономически значимой региональной программы (молоко) должно корректироваться с учетом изменения производства молока, так как финансовая составляющая данной программы напрямую зависит от его объемов. Для расчета размера корректировки ресурсного обеспечения программы нами предлагается использовать индекс корректировки размеров производства молока. Преимущество использования данной формулы расчета индекса корректировки финансового обеспечения программы заключается в том, что она позволяет учитывать уровень валового надоя молока в динамике и его прогноз на перспективу.

Определение тенденции изменения производства молока в Ульяновской области было произведено с использованием ППП Excel по данным 1998-2009 гг. по уравнениям прямой и полиному разных степеней способом наименьших квадратов. Наибольшее значение коэффициента детерминации свидетельствует о максимальном приближении рассчитанных теоретических значений к фактическим уровням временного ряда. По нашим расчетам, более точно аппроксимирует тенденцию объемов производства молока полином второй степени. Используем его трендовую модель для прогноза производства молока и рассчитаем индекс корректировки, который составляет 1,077. В таблице 4 представлены скорректированные суммы финансирования экономически значимой региональной программы (молоко) из областного бюджета на 20112012 гг. в рамках областной целевой про-

граммы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы».

Среди перспективных задач на 20102011 гг. в Ульяновской области можно выделить реализацию крупных инвестиционных проектов в отрасли животноводства, среди которых продолжение строительства крупнейшего в России животноводческого комплекса Мегаферма «Октябрьская» в Чердаклинском районе с поголовьем 7800 гол. дойного скота (инвестор — ОАО «Красный Восток-Агро»). Реализация инвестиционного проекта рассчитана на 3 года, сумма инвестиций составит более 3 млрд руб., в том числе развитие животноводства молочного направления — 1,7 млрд руб. При участии Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии на базе животноводческого комплекса планируется создание научно-производственного центра по подготовке и переподготовке кадров для АПК не только Ульяновской области, но и соседних регионов. Открытие первой очереди комплекса «Октябрьский» на 1800 гол. состоялось в начале октября 2008 г.

Кроме того, в 2010 г. реализуется проект реконструкции молочно-товарной фермы в СПК им. Гая Сенгилеевского района. Начинается строительство современных молочных ферм на 1200 коров в ЗАО «Тетюшское» и ООО ПСК «Красная звезда» Ульяновского района, ООО «Аг-ро-Гулюшево» Сурского района.

Таким образом, для повышения эффективности развития отрасли молочного скотоводства необходим переход преимущественно на программно-целевое регулирование АПК, поскольку целевая программа позволяет определить основную цель, описать все уровни решения проблемы и требуемые для этого ресурсы, проконтролировать расходование выделенных средств и степень достижения поставленной цели. Целевые программы дают возможность сконцентрировать дефицитные ресурсы на наиболее приоритетных направлениях и являются эффективным инструментом государственного регулирования АПК.

Таблица 4

Прогноз объемов финансирования экономически значимой региональной программы (молоко) в рамках ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на 2008-2012 годы», млн руб.

Показатели 2011 г. 2012 г.

по программе прогноз по программе прогноз

Производство молока, тыс. т 305,0 310,3 310,0 333,9

Субсидии, тыс. руб. 11442,1 12323,1* 12752,1 13734,0*

С учетом корректировки.

*

Библиографический список

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий в 2008 году // По каталогу 2009 г. № 0805. — Ульяновск: Федеральная служба государственной статистики, 2009. — 44 с.

2. Семирханова О.Н. Целевые программы как инструмент государственного

регулирования АПК: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / О.Н. Семирханова. — Орел, 2010.

3. ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы» / www.agro-ul.ru (Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Ульяновской области).

+ + +

УДК 338.431:631.15/.16(571.15) И.Ю. Щербаков

ФОРМИРОВАНИЕ УКЛАДОВ В АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые слова: формы хозяйствования, связь хозяйства с рынком, собственность на средства производства, ориентация и результат деятельности хозяйствующего субъекта, предпосылки трансформации существующих и формирования новых укладов, система общественных и государственных институтов и организаций.

Введение

Возвращение к проблеме формирования укладов в сельском хозяйстве обусловлено рядом причин:

- в подавляющем большинстве случаев институциональные и социально-экономические преобразования, начатые в деревне, пока не достигли поставленной цели — массового появления эффективных собственников и роста производства. Деграда-ционные процессы в экономике и социальной сфере села, депопуляция сельского населения и разрушение основных средств производства, включая землю, предопределяют необходимость поиска ответа на вопрос о том, какие же уклады сформировались и какова их участь;

- в отечественном сельском хозяйстве занято примерно 18% экономически активного населения (в сельском хозяйстве США, странах ЕС и в Японии, соответственно, 2,5; 4,7 и 7,2%). И если ставить задачу повышения эффективности аграрного производства, то необходимо думать о механизмах решения проблемы сокращения занятости в сельском хозяйстве и путях осуществления этого процесса в

рамках существующих на селе социально-экономических укладов;

- трансформация процессов, как показал опыт 90-х годов, не может проходить лишь в системе производственных отношений. Изменения происходят и в социальной сфере, значит, во всех укладах аграрной экономики.

Основная часть

История российской деревни — история укладов жизни и хозяйствования. Что представляют они собой сегодня? Каковы перспективы их дальнейшей эволюции? Для поиска ответа на эти вопросы необходимо уточнить понятие «уклад».

М.Я. Гефтер в 1972 г. дал ему предельно широкую, философскую трактовку, согласно которой вся экономика и, в конечном счете, весь общественный строй есть совокупность укладов (мно-гоукладность). Что же касается специфики конкретного общества, то ее, по мнению Гефтера, нужно искать во взаимосвязи, взаимопроникновении и конфликте разных укладов, различных социально-экономических форм [1]. То есть в данном случае уклад рассматривается как общественный строй и, следовательно, в него, наряду с производством, включается культурно-духовная и, что особенно важно, идеологическая сферы.

В 60-70-е годы исследователями проблемы укладности он чаще трактовался как «более или менее сложившаяся, оформившаяся совокупность производственных отношений, образующая одну особую, хотя, может быть, и связанную с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.