УДК 342 ББК 67.401
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ КАПЫШ,
Генеральный директор АО «Сибер» ГК «Ростех» E-mail: [email protected]
Научная специальность — 12.00.14 административное право, административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Программно-целевой метод обеспечения экономической безопасности рассматривается автором как наиболее перспективное направление реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г
Ключевые слова: экономическая безопасность, административный метод, государственные программы, муниципальные программы, экономически безопасный уровень.
Abstract. Goal — oriented method of economic security is considered by the author as the most promising direction in the realization of the strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030.
Keywords: economic safety, method of administration, state programs, municipal programs, economically safe level.
В свете принятия Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г [1], направленной на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения, возникает острая потребность обеспечение механизма ее реализации административными инструментами.
По иным составляющим национальной безопасности были приняты федеральные и региональные целевые программы. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2012 № 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» на 1-м этапе (2013—2014 гг.) было предусмотрено решение задач Программы по обеспечению пожарной безопасности за счет финансовых средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации и организаций с учетом норм законодательства Российской Федерации в соответствии с положениями федеральных законов «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «О добровольной пожарной охране», регламентиру-
ющих разграничение полномочий органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2013—2017 гг.) в 2 этапа.
Нельзя не отметить активное использование термина «экономическая безопасность» в содержании программных документов различного уровня и направленности. Так в Постановлении Правительства Ленинградской области от 07.03.2013 № 66 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области» сказано: прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере (пункт «г.»).
В рассматриваемых программах нередко указываются и основные угрозы экономической безопасности. В Ленинградской области определено, что региональная безопасность играет ключевую
роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития территории.
Применение программно-целевого метода при реализации Государственной программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры в сфере обеспечения правопорядка и безопасности Ленинградской области [2].
Обеспечение экономической безопасностью очень часто фигурирует и в теме управления долгом административных образований, что показывается подчас отождествление понятий «экономическая безопасность» и «финансовая безопасность». Постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г.» прописывает что структурные преобразования в экономике области предполагают активное привлечение, концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов. Процесс трансформации сбережений в инвестиции, межотраслевой перелив капитала, рост инвестиционной привлекательности и экономической безопасности региона в значительной степени обеспечиваются рациональным использованием всех рычагов и инструментов финансово-кредитного механизма.
Управление муниципальным долгом является составной частью системы управления муниципальными финансами в муниципальном образовании город Белогорск. Эффективное управление муниципальным долгом означает не только своевременное обслуживание долговых обязательств, но и проведение рациональной долговой политики, направленной на сохранение объема и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне при соблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации [3].
Но чаще в данном контексте встречается термин «экономически безопасный уровень» [4]. В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 05.09.2014 № 297 «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 г. № 412
«О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания» на 2014—2016 годы».
Сельское хозяйство — важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленности — сырьем, обеспечивающая продовольственную и экономическую безопасность сказано в разделе 1 Постановления Правительства РМ от 19.11.2012 № 404 «О Государственной программе Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы». Аналогична формулировка в Постановлении Администрации Смоленской области от 20.11.2013 № 928 «Об утверждении областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области» на 2014— 2020 годы»: растениеводство являются ведущими системообразующими сферами экономики края, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Приказ Главного управления сельского хозяйства Алтайского края от 01.09.2015 № 81 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Алтайском крае» на 2016—2018 годы» говорит, что названная Программа разработана в соответствии с положениями государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013—2020 годы и направлена на развитие мясного скотоводства Алтайского края, которое рассматривается в качестве одной из ведущих, системообразующих подотраслей сельского хозяйства региона, формирующих его аграрную экономику и агропродовольственный рынок, обеспечивающих продовольственную и экономическую безопасность, а также использование трудового и поселенческого потенциала сельских территорий.
В качестве угроз экономической безопасности в региональном законодательстве упоминается сокращение численности населения. Так. главной проблемой демографического развития Забайкальского края с позиции обеспечения экономической
безопасности является систематическое уменьшение абсолютной численности населения [5].
В отдельных муниципальных актах, касающихся обеспечения экономической безопасности были перечислены конкретные мероприятия в данном направлении. В Туапсинской районной программе «Обеспечение безопасности населения на 2014 год» среди целей и задач Подпрограммы выделено обеспечение экономической безопасности Туапсин-ского района, создание условий для интенсивного экономического развития [6]. В структуру другой муниципальной программы включено отдельное мероприятие — организация бюджетного процесса в городе Владивостоке. В результате реализации данного отдельного мероприятия предусматривается:
Оптимизация долговой нагрузки на бюджет, направленная на сохранение долговой устойчивости и поддержание размера муниципального долга на экономически безопасном уровне при безусловном соблюдении бюджетных ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, включает в себя:
• ежемесячный мониторинг задолженности бюджета по долговым обязательствам с целью недопущения просроченной задолженности;
• ежегодное снижение дефицита бюджета в среднем на 2%, принятие бездефицитного бюджета с 2018 г.;
• при планировании бюджета на очередной финансовый год, начиная с 2016 года, изыскание дополнительных возможностей уменьшения муниципального долга [7]. Постановление Правительства МО от 23.08.2013
№ 665/38 «Об утверждении государственной программы Московской области «Безопасность Подмосковья» утвердило указанную программу, цель которой—про-паганда правовых знаний и законопослушания в области обеспечения общественной, экономической безопасности, правопорядка, а также противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Московской области.
Отдельно выделены повышение правосознания в качестве основных направлений реализации государственной политики по вопросам обеспечения общественной, экономической безопасности, правопорядка, а также противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на терри-
тории Московской области определяются целями и задачами Программы и разработаны с учетом Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации от 28.04.2011 № Пр-1168 [8].
В региональном законодательстве так же прописаны функции конкретных государственных и муниципальных органов в процессе обеспечения экономической безопасности. Например, в Астраханской области это обеспечение функций контроля и защиты в сфере охраны, экономической безопасности, антикоррупционной деятельности и информационной защиты [9]. Что касается правового регулирования в московском регионе, то еще в 1994 г. было законодательно определено, что в последнее время значительно возросло количество различного рода предложений о сотрудничестве со стороны иностранных фирм, а также российских коммерческих структур. При этом имеют место случаи, когда отраслевые подразделения правительства Москвы, территориальные органы управления всех звеньев выходят на сотрудничество с фирмами, не проверив должным образом степень их надежности.
Было так же указано, что рядом департаментов и префектур нарушаются распоряжения премьера правительства Москвы от 06.03.92 № 550-РП и мэра Москвы от 06.08.92 № 256-РМ о предоставлении в Департаментом внешних связей информации о субъектах внешнеэкономической деятельности в целях упорядочения работы по обеспечению экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности 15.02.2000 г. было утверждено «Положение о Бюро экономической безопасности Московской торгово-промышленной палаты» [10].
Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 г № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», указа Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об органах исполнительной власти города Москвы» (в редакции указов Мэра Москвы от 14 сентября 2007 г № 91-УМ и от 16 ноября 2007 г. № 105-УМ), а также в целях упорядочения контрольных функций, выполняемых органами исполнительной власти города Москвы, и более эффективного обеспечения экономической безопасности города Москвы Правительство Москвы постановляет:
• проводит внешнеэкономическую политику города Москвы, решает вопросы обеспечения экономической безопасности в области внешнеэкономической деятельности (п. 5 ст. 16, Закона г. Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве Москвы»).
Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2007 № 1097-ПП (ред. от 03.07.2015) «О возложении на Комитет по контролю и регулированию инвестиционных программ города Москвы дополнительных функций и его преобразовании в Контрольный комитет города Москвы» была возложена функция разработки концепции по обеспечению экономической безопасности Москвы.
На наш взгляд, сегодня в свете реализации нового федерального акта в сфере обеспечения экономической безопасности отраслевое и территориальное управление нужно сочетать с механизмом программно-целевого управления. Реализация конкретных мероприятий в рамках программ по обеспечению экономической безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях видится как наиболее перспективное.
Литература
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
2. Постановление Правительства Ленинградской области от 14.11.2013 № 396 «О государственной программе Ленинградской области «Безопасность Ленинградской области» // URL://http://docs. cntd.ru/document/537949051
3. Постановление Администрации города Бе-логорска от 10.10.2014 № 1831 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Белогорск на 2015—2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Областной закон Ростовской области от 03.12.2012 № 987-ЗС (ред. от 16.12.2015) О Программе социально-экономического развития Ростовской области на 2013—2016 годы» (принят ЗС РО 23.11.2012) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства Забайкальского края от 01.08.2014 № 457 (ред. от 13.11.2015) «Об утверждении государственной программы За-
байкальского края «Содействие занятости населения на 2014—2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края от 25.04.2014 № 1163 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Туапсинский район от 23 января 2014 года № 150 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения на 2014 год» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление администрации г. Владивостока от 31.07.2014 № 7646 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Владивостокского городского округа» на 2014—2018 годы» // URL://http://docs. cntd.ru/document/432855442
8. Распоряжение ГУРБ МО от 19.02.2013 № 10-РГУ «Об утверждении программ Главного управления региональной безопасности Московской области в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан на 2013 год» (вместе с «Программой участия государственных гражданских служащих Московской области, проходящих государственную гражданскую службу Московской области в Главном управлении региональной безопасности Московской области, в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания по вопросам обеспечения общественной, экономической безопасности, правопорядка, а также противодействия терроризму, экстремизму и коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Московской области на 2013 год») // URL://http://lawru.info/dok/2013/02/19/n866711.htm
9. Приказ службы по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Астраханской области от 18.09.2015 № 48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Астраханской области» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Распоряжение Мэра Москвы от 12.08.1994 № 392-РМ «Об упорядочении работы по обеспечению экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности» (вместе с «Положением об экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности») // СПС «КонсультантПлюс».