Научная статья на тему 'Программно-целевое финансирование в системе обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации'

Программно-целевое финансирование в системе обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крепышева Надежда Васильевна

The article provides a comprehensive description of the organizational/economic and legal measures involved in the Federal purpose-oriented Program Enhancing road safety in 2006-2012. The author analyses the structure of financing sources and the dynamics of expenses in various execution periods. The author has developed methodology and a special technique for the calculation of the volume of co-financing the measures funded by federal budget, which can be done by the constituent entities of RF; their contribution will be based on the integrative value of indicative criteria; the research justifies the principle of ranking the regions according to the seriousness of consequences of road traffic accidents compared to the average figures for Russia; the article also proves the need to specify the functions of the state principal of the Program; the author puts forward a proposal on the introduction of alterations into the Budget Codex of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program/targeted financing in the system of road safety measures in Russian Federation

The article provides a comprehensive description of the organizational/economic and legal measures involved in the Federal purpose-oriented Program Enhancing road safety in 2006-2012. The author analyses the structure of financing sources and the dynamics of expenses in various execution periods. The author has developed methodology and a special technique for the calculation of the volume of co-financing the measures funded by federal budget, which can be done by the constituent entities of RF; their contribution will be based on the integrative value of indicative criteria; the research justifies the principle of ranking the regions according to the seriousness of consequences of road traffic accidents compared to the average figures for Russia; the article also proves the need to specify the functions of the state principal of the Program; the author puts forward a proposal on the introduction of alterations into the Budget Codex of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Программно-целевое финансирование в системе обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Н. В. КРЕПЫШЕВА1

Надежда Васильевна Крепышева — докторант кафедры финансов СПбГУЭФ с 30-м стажем работы в органах управления государственными финансами.

В настоящее время — заместитель руководителя государственного НИИ стандартизации и унификации. Под ее руководством в 20062007 гг. проведена серия научных исследований в системе Министерства внутренних дел России по проблемам финансирования государственных функций.

Автор 14 печатных работ.

Руководитель экспертной группы по мониторингу социального развития субъектов РФ при Координационном совете по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

^ ^ ^

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Среди форм и методов финансового регулирования национальной экономики и социальной сферы особо выделяется программирование, представляющее собой форму системного перераспределения финансовых ресурсов для решения приоритетных государственных задач. Его роль возрастает в связи с расширением горизонтов бюджетного планирования и усилением значимости стратегических решений при прогнозировании общественного развития. Об этом красноречиво свидетельствуют труды многих ученых-экономистов, в частности З. Боди и Р. Мертона, дополнительно обосновывающих, что механизмы управления финансами должны основываться на достижениях современной финансовой науки и на базовых принципах функционирования финансовой системы. При этом главной задачей финансовой системы любого государства указанные ученые называют эффективное распределение финансовых ресурсов, а одной из ключевых функций — создание условий для перемещения экономических ресурсов во времени, из одного географического региона в другой, из одних отраслей

экономики в другие.

В нашей стране своеобразным инструментом, позволяющим обеспечивать наиболее эффективное использование средств во времени и пространстве, являются федеральные, региональные и ведомственные целевые программы, процесс разработки и реализации которых регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В рамках

перехода на трехлетний бюджет и модель бюджетирования, ориентированного на результат, федеральные и региональные целевые программы продолжают оставаться инструментом реализации экономической политики государства. В свою очередь, ведомственные целевые программы как новый бюджетный инструмент должны активно использоваться в процессе планирования расходов бюджета на уровне органов государственного управления, наделенных правами главного распорядителя бюджетных средств. По сравнению со сметами расходов ведомственные программы имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых, в частности, относятся сосредоточение ответственности за достижение результатов деятельности и эффективное использование средств у субъектов бюджетного планирования (ведомств).

Одним из важнейших методологических вопросов финансового обеспечения функций государства программно-целевыми методами является определение различий между видами программ. К примеру, федеральные (ФЦП) и ведомственные целевые программы (ВЦП) отличаются по следующим признакам:

— уровень утверждения — ФЦП утверждается Правительством РФ, ВЦП — соответствующим субъектом бюджетного планирования — главным распорядителем бюджетных средств;

1 © Н. В. Крепышева, 2008

— характер реализации ФЦП — межотраслевой, ВЦП — внутриотраслевой;

— содержание программной деятельности и мероприятий. По установленному регламенту ФЦП должна включать крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические и (или) структурные проекты, ВЦП — объединять расходы на предоставление определенных услуг, реализацию менее крупных проектов;

— определение объема расходов. Для ФЦП — по решению Правительства РФ, для ВЦП — по решению главного распорядителя бюджетных средств в пределах выделенных ему бюджетных ассигнований.

Приведем некоторые количественные характеристики. В 2007 г. на реализацию 48 ФЦП за счет федерального бюджета было израсходовано 505 млрд руб. Приоритеты в рамках ФЦП отданы развитию инфраструктуры — 52,9 %, а также науке, инновациям и передовым технологиям — 23,4 %. В 2008 г. предлагаются к финансированию 51 федеральная целевая программа, в 2009 г. — 50 программ, в 2010 г. — 48 программ. В целом в рамках ФЦП планируется осуществлять: создание условий для ускорения социального развития; содействие переходу экономики на инновационный путь роста на основе создания национальной инновационной системы; развитие науки и высоких технологий, реализация других важных программ, направленных на решение проблем и противоречий общественного развития.

Важнейшей задачей государственной политики современной России является преодоление негативных тенденций в демографической ситуации. На сокращение численности населения нашей страны существенное влияние оказывает смертность от транспортной аварийности на автодорогах. Проблема аварийности автомобильного транспорта в последнее десятилетие приобрела особую остроту из-за несоответствия дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективности функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ежегодно в нашей стране происходит свыше 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 312,5 тыс. человек, из которых более четверти — люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). По данным специалистов дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, ежегодно составляющий свыше 2 % валового внутреннего продукта страны. Например, в 2004 г. ущерб составил 369 млрд руб., в том числе в результате гибели и ранения людей — 227,7 млрд руб.

Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблем обеспечения безопасности дорожного движения потребовало выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур. Данная стратегия нашла отражение в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах», которая нацелена на:

— развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

— координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Мы считаем, что успех реализации программных мероприятий зависит от создания эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы. Важную роль при этом выполняет мониторинг, позволяющий принимать адекватные управленческие решения по корректировке мероприятий и ресурсов. Программа предусматривает сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 10 % — количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2012 г. по сравнению с 2004 г. Это позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

Для ее решения в ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах» в качестве главных задач определены 4 направления:

— повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

— организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;

— развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;

— совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Среди основных задач Программы, реализуемых на первом этапе, были определены: построение оптимальных моделей управления системой безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях; проведение работ по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; разработка правовых и организационных механизмов повышения роли обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения; мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы и др.

Стратегические направления развития рассматриваемой функции государства нашли отражение в ресурсном обеспечении Программы (табл. 1-2). Всего на ее реализацию предусматривается израсходовать в течение 7 лет около 53 млрд руб. Современные методы финансирования целевых программ предполагают долевое участие федерального и регионального бюджетов в их реализации. Анализ структуры источников финансирования Программы показывает, что из общей суммы на федеральный бюджет приходится 41,0 %, бюджеты субъектов РФ — 58,0 %, внебюджетные источники — 1,0 %.

Таблица 1

Объемы финансирования федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах» по направлениям, млн руб., с учетом прогноза цен на соответствующие годы

Всего Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Внебюджетные источники

сумма уд. вес, % НИОКР капиталь ные вложения прочие нужды капиталь ные вложени я прочие нужды капитал ьные вложен ия прочие нужды

Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения 15 847,0 30,0 739,5 8073,1 1435,93 2814,85 2783,62

Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах 31 390,6 59,6 384,0 5279,8 297,3 22 578,2 2319,0 422,3 110,0

Развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий 4243,12 8,0 455,5 1918,6 1769,67 44,65 54,7

Совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения 1284,28 2,4 827,0 449,6 7,68

Всего 52 765,0 100,0 2406,0 15 271,5 3952,5 25 437,7 5165,0 422,3 110,0

Таблица 2

Объемы финансирования федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах» по годам, млн руб.

2006-2012 гг. Годы

Источник финансирования всего 2006 2007 2008 2009-2012

Сумма | Уд. вес, %*

Средства федерального

бюджета — итого 21 630 41,0/100,0 1080 3050 3 500 14 000

в том числе:

НИОКР 2406 /11,1 346 760 500 800

капитальные вложения 15 271,5 /70,6 471,5 1800 2600 10 400

прочие нужды 3952,5 /18,3 262,5 490 400 2800

Средства бюджетов субъектов

Российской Федерации — итого 30 602,7 58,0/100,0 585 3480,2 4895,6 21 641,9

в том числе:

капитальные вложения 25 437,7 /83,1 360 2830,2 4160,6 18 086,9

прочие нужды 5165 /16,9 225 650 735 3555

Средства внебюджетных

источников — итого 532,3 1,0/100,0 — 69,8 104,4 358,1

в том числе:

капитальные вложения 422,3 /79,3 — 69,8 39,4 313,1

прочие нужды 110 /20,7 — — 65 45

Всего 52 765,0 100,0 1665,0 6600,0 8500,0 36 000,0

* В числителе — от общего итога, в знаменателе — от итога по разделу.

За счет указанных средств предусматривается реализация следующих мероприятий:

— дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения, управления движением магистрального, районного и общегородского значения;

— расширение объема работ по строительству подземных и надземных пешеходных переходов;

— продолжение работ по созданию современных технических средств и систем для обеспечения безопасности дорожного движения;

— формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

— повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;

— совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

— развитие форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;

— взаимодействие с международными организациями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

— анализ и оценка показателей структуры и динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения.

Наибольший объем средств предусмотрен на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах — почти 60 %. При этом развитие инфраструктуры за счет капитальных вложений отнесено к разряду приоритетных задач. На эти цели предусмотрено 70,6 % от общего объема расходов федерального бюджета, выделенного на реализацию Программы. По бюджетам субъектов РФ аналогичные расходы составляют 83,1 %, что обусловлено необходимостью создания соответствующих условий для автомобилистов и пешеходов, а также современных средств контроля для специализированных служб ГИБДД.

Обращает на себя внимание достаточно неритмичное выделение средств в течение установленного срока реализации Программы. Около 70 % объемов финансирования предусматривается на 2009-2012 гг., т. е. спустя три года от начального срока реализации программы. Такая ситуация повышает риск недостижения заявленных показателей результативности из-за сокращения возможностей маневрирования в пользу наиболее эффективных мероприятий.

Одним из проблемных вопросов является определение объемов предоставления финансовых и материально-технических средств конкретным регионам за счет федерального бюджета. В этих целях нами произведена группировка индикаторов и показателей результативности в области обеспечения безопасности дорожного движения в разрезе основных стратегических задач, возложенных на Министерство внутренних дел РФ (табл. 3). Это, на наш взгляд, позволяет создать основу для координации его действий с другими государственными заказчиками Программы и сформировать единую систему мониторинга ее реализации, а также обоснованно и аргументированно определять объемы софинансирования расходов субъектов РФ.

Таблица 3

Индикаторы и показатели результативности при решении задач ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах»

Задачи Программы

Индикаторы

Показатели результативности

Предупреждение опасного поведения участников дорожного движения Совершенствование профилактической работы

Развитие системы подготовки водителей ТС и их допуска к участию в ДД

Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма

Совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах

Развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП Совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области ОБДД

Снижение транспортного риска

Снижение социального риска в результате ДТП Сокращение количества ДТП с участием водителей, стаж управления ТС которых не превышает 3 лет Сокращение количества детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности Сокращение количества мест концентрации ДТП

Снижение тяжести последствий ДТП

Сокращение количества лиц, погибших в результате ДТП Сокращение количества ДТП с пострадавшими

Количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. ТС Количество лиц, погибших в ДТП на 100 тыс. населения Количество ДТП с участием водителей, стаж управления ТС которых не превышает 3 лет Количество человек в возрасте до 16 лет, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности Количество мест концентрации ДТП

Человек погибших в ДТП на 100 пострадавших

Количество лиц, погибших в результате ДТП по сравнению с аналогичным показателем в 2004 г.

Для соблюдения принципов гласности и прозрачности при исполнении федерального бюджета нами рекомендовано использовать различные алгоритмы расчетов, основанные на системе указанных выше показателей результативности. При формировании предложений мы исходили из необходимости распределения средств федерального бюджета между субъектами РФ по каждому из программных мероприятий, исходя из фактических показателей аварийности и наличия проблем обеспечения безопасности дорожного движения с учетом коэффициента развитости автомобилизации региона (в сравнении его с общероссийским показателем). При этом экономико-математическая модель позволяет определить дополнительный объем финансирования для регионов, отнесенных по состоянию безопасности дорожного движения к кризисному и предкризисному уровням.

Наряду с Министерством внутренних дел РФ государственными заказчиками Программы определены МЧС России, Росздрав, Рособразование и Росавтодор. Объемы финансирования, выделенного из федерального бюджета указанным министерствам и ведомствам, представлены в табл. 4.

Важность разработки научных подходов к решению проблем обеспечения безопасности дорожного движения подтверждается значительными объемами средств, выделяемых из федерального бюджета на научные исследования и разработки, а также совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функциональные обязанности субъектов дорожного движения — 11,1 % от общего финансирования. Одним из аргументов в пользу выделения столь значительного объема средств на НИОКР является размытость и неопределенность полномочий и функций в области обеспечения БДД у профильных министерств и ведомств, установленных в результате осуществления административной реформы. Анализ утвержденных Правительством РФ положений по министерствам и ведомствам показал, что в настоящее время функция обеспечения безопасности дорожного движения возложена лишь на Министерство внутренних дел РФ, тогда как в действующих федеральных законах, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ и Указах Президента РФ определены полномочия или даны поручения многим из них, в том числе и перечисленным в табл. 4.

Нам представляется, что все государственные заказчики должны разработать собственные методики определения объема вложений в субъекты РФ за счет выделенного им финансирования на реализацию Программы. При этом распределению средств должна предшествовать разработка показателей результативности и их критериев в области безопасности дорожного движения, возложенных на них. Система показателей результативности, принятая государственными заказчиками, должна лежать в основе мониторинга их достижения в течение всего срока реализации программных мероприятий на всех уровнях государственного и муниципального управления. Связано это с тем, что аналогичные проблемы в распределении функций в области обеспечения безопасности дорожного движения наблюдаются не только на федеральном, но и субфедеральном и местном уровнях.

Таблица 4

Распределение средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Российской Федерации в 2006-2012 годах», между государственными заказчиками

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий объем финансирования, млн руб.

Государственные В том числе Доля расходов

заказчики всего НИОКР капитальные прочие по заказчикам, %

вложения нужды

МВД России 13 503,9 1038,0 11 260,5 1205,4 62,5

МЧС России 1902,42 147,5 1135,0 619,92 8,8

Росздрав 2076,68 320,5 671,0 1085,18 9,6

Рособразование 1997,0 260,0 1115,0 622,0 9,2

Росавтодор 2150,0 640,0 1090,0 420,0 9,9

ВСЕГО 21 630,0 2406,0 15 271,5 3952,5 100,0

В общем виде мониторинг рассматривается как один из видов управленческой деятельности, представляющей собой сбор информации об управляемых объектах с целью проведения оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Не является исключением и обеспечение безопасности дорожного движения, где мониторинг необходим, прежде всего, для выявления субъектов РФ, требующих финансовой поддержки по конкретным направлениям деятельности в области БДД при недостижении индикативных показателей Программы и выработки финансовых механизмов стимулирования тех субъектов РФ, где наблюдается положительная динамика.

Под руководством автора разработана методология определения объема софинансирования субъектов РФ по мероприятиям Программы, государственным заказчиком которых является Министерство внутренних дел России. В ее основу положен принцип ранжирования субъектов РФ по степени тяжести последствий ДТП по сравнению с общероссийскими показателями по каждому из направлений Программы.

В первую группу входят те регионы, у которых значения ДТП не выше среднероссийских показателей, что может быть обозначено как условно-неизбежный уровень.

Те регионы, у которых аналогичные значения выше среднего уровня по Российской Федерации на 30 %, включаются во вторую группу — предкризисный уровень состояния ДТП.

Субъекты РФ, где значения превышают среднероссийские показатели на 60 %, считаются находящимися в кризисном состоянии.

Такое ранжирование позволяет дифференцированно подходить к определению объема софинансирования расходов и за счет включения в методику расчета фактического значения целевых индикаторов Программы по субъектам РФ, выраженного в виде расчетного коэффициента.

Методику расчета объема софинансирования проиллюстрируем на примере следующих мероприятий, предусмотренных к реализации в 2008 г.:

— оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения — приборами видеофиксации нарушений правил дорожного движения Российской Федерации (не менее 9600 комплексов);

— оснащение техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения специальным транспортом, оборудованным средствами контроля и выявления правонарушений (не менее 7200 автомобилей).

Объем вложений федерального бюджета, необходимого по установленным Программой условиям софинансирования мероприятий, может быть определен по следующей формуле:

I ^ + ^ТЕ; +

Рте = В; ч 1 - х -2

гионально

При этом вложения регионального бюджета должны определяться следующим образом:

= £?,- х о,- х

где: ^ — вложения федерального бюджета на осуществление мероприятия; Я], — вложения бюджета субъекта РФ на осуществление мероприятия; ] — индекс мероприятия; / — номер субъекта РФ; В] — общие вложения, предусмотренные Программой на осуществление мероприятия; ё] — отношение вложений бюджета субъекта РФ к общим вложениям, предусмотренным Программой по данному мероприятию; А1 — удельный вес показателя автомобилизации субъекта РФ в общем значении по РФ, принятом за 100 %; — удельный вес значения индикатора транспортного риска субъекта РФ в общем значении по РФ, принятом за

100 %; к:1 нЧ-1 — удельный вес значения показателя концентрации ДТП субъекта РФ в общем значении по РФ, принятом за 100 %; С] — стоимость единицы ресурса.

Такой подход не исключает сохранения прав субъекта РФ на фиксированную сумму софинансирования из федерального бюджета, если расчетный размер вложений регионального бюджета может быть меньше средней стоимости одной единицы технической продукции.

Данные подходы могут быть использованы при определении объемов софинансирования расходов и по другим мероприятиям Программы. К примеру, по оснащению техническими комплексами подразделений,

осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, эти объемы имеют следующие параметры:

— объем финансирования данного мероприятия предусмотрен Программой в 2008 г. (БЦ) в размере 583,4 млн руб.;

— средняя стоимость одной единицы в 2008 г. (индекс инфляции — 1,07) рассчитана на основе конкурсных цен и структуры лотов на оборудование, приобретенное в 2007 г. (С), — 642 тыс. руб.;

— соотношение вложений бюджета субъекта РФ к общим вложениям, предусмотренным Программой

(сЦ), — 0,334;

— расчетное (предполагаемое) количество приобретаемых материально-технических средств в 2008 г. составит 1120 единиц.

Показатели для расчета объема софинансирования расходов на мероприятия Программы по оснащению техническими комплексами подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения специальным транспортом, оборудованным средствами контроля и выявления правонарушений, имеют следующие базовые параметры:

— объем финансирования данного мероприятия предусмотрен Программой в 2008 г. (БЦ) в размере 513,9 млн руб.;

— средняя стоимость одной единицы в 2008 г. (индекс инфляции — 1,07) рассчитана на основе конкурсных цен и структуры лотов на оборудование, приобретенное в 2007 г. (СЦ), — 520,4 тыс. руб.;

— соотношение вложений бюджета субъекта РФ к общим вложениям, предусмотренным Программой

(сЦ), — 0,436;

— расчетное (предполагаемое) количество материально-технических ресурсов в 2008 г. составит 800 единиц;

— показателями, характеризующими предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, являются: снижение транспортного риска и мест концентрации ДТП (рейтинговое ранжирование по указанным индикаторам).

Таким образом, программно-целевые методы решения межотраслевых проблем в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет сделать вывод о прогрессивности данных финансовых инструментов. Вместе с тем очевидна необходимость их дальнейшего развития. В частности, состав программных мероприятий, формулировки целей и задач, объемы расходов не всегда достаточно обосновываются при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости корректировки как перечня мероприятий, так и объемов и структуры их финансового обеспечения; недостаточно используется механизм софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников.

Необходимо подчеркнуть важность конкретизации функций органов государственного управления и местного самоуправления в части обеспечения БДД и закрепления их в соответствующих положениях об этих органах. Кроме того, каждому субъекту РФ необходимо разработать собственные целевые программы обеспечения безопасности дорожного движения по установленному кругу полномочий и обязательств.

В Бюджетном кодексе РФ целесообразно привести определение «целевые программы», которые являются одним из важных инструментов реализации экономической политики государства; представляют собой форму системного перераспределения финансовых и материальных ресурсов государства и органов местного самоуправления; выступают в качестве финансового инструмента при решении приоритетных социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.