Научная статья на тему 'Программно-обучающий комплекс по дисциплине «Архитектура ЭВМ»'

Программно-обучающий комплекс по дисциплине «Архитектура ЭВМ» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
690
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ТЕСТ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / STRUCTURE / METHODS OF TRAINING / PRACTICAL LESSONS / TEST / COMPUTER MEANS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кныжов Эдуард Павлович, Нестеров Геннадий Дмитриевич

В статье дана концепция построения программно-обучающего комплекса и приведены некоторые результаты ее реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM TRAINING COMPLEX FOR ARCHITECTURE OF COMPUTER SUBJECT

The article tells about the conception of creating program training complex and the results of its working

Текст научной работы на тему «Программно-обучающий комплекс по дисциплине «Архитектура ЭВМ»»

УДК 004.422.8 UDC004.422.8

ПРОГРАММНО-ОБУЧАЮЩИЙ КОМПЛЕКС PROGRAM TRAINING COMPLEX FOR “AR-

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ» CHITECTURE OF COMPUTER” SUBJECT

Кныжов Эдуард Павлович Knijov Aduard Pavlovich

Нестеров Г еннадий Дмитриевич Nesterov Gennadiy Dmitrievich

к.т.н. профессор Cand.Tech.Sci., professor

Академия маркетинга и социально- The academy of Marketing and Social-Information

информационных технологий (ИМСИТ), Красно- Technologies (IMSIT), Krasnodar, Russia

дар, Россия

В статье дана концепция построения программно- The article tells about the conception of creating pro-

обучающего комплекса и приведены некоторые gram training complex and the results of its working

результаты ее реализации

Ключевые слова: СТРУКТУРА, МЕТОДЫ ОБУ- Keywords: STRUCTURE, METHODS OF TRAIN-

ЧЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, ТЕСТ, ING, PRACTICAL LESSONS, TEST, COMPUTER

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ MEANS OF TEACHING

В 2007 году в г. Кронберг (Германия) по приглашению ЮНЕСКО состоялось заседание группы экспертов, которая приняла, так называемую, Кронбергскую декларацию о будущем процессов приобретения и передачи знаний на ближайшие двадцать пять лет.

В ней, в частности, отмечено:

знание - это ключ к социальному и экономическому развитию; процесс создания, приобретения и передачи знаний подвергся существенным изменениям вследствие быстрого развития новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и обусловленных ими социальных трансформаций;

традиционные образовательные процессы подвергнутся революционным изменениям и возникнут новые общества знаний;

институты, относящиеся к области приобретения и передачи знаний, должны будут уделять больше внимания развитию социальных и эмоциональных способностей и навыков, и придти к более широкой концепции обучения, основанной на моральных и этических ценностях;

значимость приобретения фактографических знаний будет снижаться, тогда как способность разбираться в сложных системах; находить, оценивать, организовывать и творчески использовать соответствующую потребностям информацию, также как и способность обучаться, станет критически важной;

значение учителей в качестве инструкторов будет уменьшаться, тогда как их значение в качестве методистов, консультантов, советчиков и наставников учащихся, также, как исполнение ими роли образца для подражания, функций по оценке и интерпретации при передаче, создании и получении знаний, будет возрастать.

Кронбергская декларация подтверждает тот факт, что прежние подходы к процессу передачи знаний неприемлемы из-за их низкой эффективности.

Актуальной становится задача создания новых методов и технологий обучения. Необходимы интенсификация процесса обучения, внедрение информационные технологий, применение активных методов обучения. Посредством реализации активных методов, использования вычислительной техники формируется положительная мотивационная структура учебно-познавательной деятельности.

Одним из новых методов обучения является применение программно-обучающих комплексов, представляющих собой виртуальные системы со следующими преимуществами:

возможностью компактного хранения значительного объема информации;

легкой актуализацией (дополнения, изменения);

быстротой индивидуальной настройки (на определенного обучающегося);

широким поиском необходимой информации; возможностью выполнения интерактивных упражнений и тестов; наглядностью, а именно: построением визуальных моделей, представлением графической и аудио информации;

структурированностью (гипертекстовая организация информации). Цель данной работы заключается в создании электронного пособия по дисциплине «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем», способствующего формированию компетенций, обозначенных в ФГОС третьего поколения. для обучения бакалавров.

Следует отметить, что попытки решения данной задачи предпринимались в Анапском индустриальном техникуме усилиями инженеров, техников и студентов в течение нескольких лет. Были разработаны сценарии работы основных устройств и блоков ЭВМ с последующей реализацией в программе Macromedia Flash с применением интерактивной анимации. Дальнейшее развитие привело к созданию программно-обучающего комплекса по начальному освоению систем на базе процессоров INTEL х86 .

В процессе реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

изучены требования к электронным учебным пособиям и их особенности;

выполнен анализ предметной области, на основании которого сформирован дидактический материал;

разработана структура программно-обучающего комплекса; определены принцип управления учебником, его внешний вид; Структурная схема программно-обучающего комплекса (ПОК) дана на рисунке 1

Теория.Лекции

Главное меню Теория. Лекции Справка Тест

Рисунок 1 - Структурная схема программно-обучающего комплекса

ПОК предназначен для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов и включает:

лекционный материал; практические занятия; главное меню; тестовые задания;

блок вычисления оценки тестирования;

БО8БОХ;

справочную систему.

Диаграмма вариантов использования программно-обучающего комплекса дана на рисунке 2.

Рисунок 2 - Диаграмма вариантов использования программнообучающего комплекса

В целом программно-обучающий комплекс содержит: краткие конспекты сорока лекций;

практические задания с комментариями в количестве шестнадцати программных модулей;

дополнительную справочную литературу; задания и тесты по каждому программному модулю; эмулятор среды ДОС - БО8БОХ; глоссарий;

справку по управлению электронным учебным пособием.

На рисунке 3 приведена диаграмма классов ПОК.

Рисунок 3 - Диаграмма классов

Программа представляет Веб-интерфейс для доступа к содержимому ПОК и работает в сетевом варианте за исключением практических работ.

Для выполнения практических работ на каждом локальном компьютере установлен эмулятор среды ДОС - БОББОХ .

Программно-обучающий комплекс удовлетворяет требованиям обеспечения:

быстрого доступа к лекционным и справочным материалам; возможности выбора любой практической работы; запуска эмулятора БОББОХ, отладчика ТБ или ЛББРКО; возможности оперативной замены или добавления модуля в программно-обучающий комплекс.

ПОК строится по модульному принципу с использованием HTML, JavaScript и Macromedia Flash, что позволяет модернизировать, заменять и добавлять новые модули достаточно просто.

Практические работы написаны на языке ассемблера с использованием макросредств, все практические работы закомментированы.

Оболочка программно-обучающего комплекса написана на языке разметки HTML с использованием JavaScript.

Программа обеспечивает одновременную работу пользователей посредством Web - интерфейса.

В ПОК использована интерактивная анимация, позволяющая симулировать работу реальных устройств, узлов и блоков ЭВМ.

Можно выделить три основных режима работы с программнообучающим комплексом:

обучение без проверки;

обучение с проверкой, при котором в конце каждой лекции, практической работы студенту предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

тестовый контроль (в виде практического задания), предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

В состав технических средств пользователя должен входить IBM совместимый персональный компьютер (ПЭВМ), включающий в себя:

1) процессор не ниже 1GHz;

2) оперативная память, объёмом не менее 256 Мегабайт;

3) HDD 80 Гигабайт или выше;

4) операционную систему Windows 2000/XP, Linux ядро версии 2.б;

5) желательно Web -браузер OPERA 9.0 или выше.

Известно, что при звуковом представлении материала человек запоминает около четверти всего объема информации, а при визуальном - приблизительно треть ее. При комбинировании воздействия (зрительное и слуховое) запоминание повышается до половины. Если в процессе изучения человека вовлекали в активные действия, усвояемость материала достигает семидесяти пяти процентов.

Поэтому в программно-обучающем комплексе использована интерактивная анимация, позволяющая симулировать работу реальных устройств, узлов и блоков ЭВМ.

Весь проект программно-обучающего комплекса представляет собой набор тематических модулей по курсу «Архитектура ЭВМ». Под курсом понимается набор иерархически связанных Web-страниц (тематических разделов).

Учебный материал можно представлять двумя способами: стандартным (как в обычной книге) и «каскадным» (с несколькими уровнями подробности изложения).

Стандартный способ заимствует структуру обычного учебника. Каждый раздел представляет собой отдельный фрагмент курса, посвященный какой-либо теме. Тематические разделы объединяют в параграфы, параграфы в главы, а главы, в свою очередь, в части. Таким образом, электронный курс представляет собой копию учебника, обогащенную иллюстрациями, гиперссылками и элементами мультимедиа.

Достоинством этого способа является быстрота перевода печатных монографий и учебных пособий в электронную форму. Недостаток же состоит в том, что для большинства людей читать текст с экрана компьютера менее комфортно и привычно чем с листа. Поэтому скорость усвоения материала при работе с электронной копией книги всегда ниже, чем при ра-

боте с самой книгой. По стандартному способу лучше строить не основной учебник, а дополнительную и справочную литературу.

Каскадный способ представления материала гораздо полнее, нежели стандартный использует возможности компьютера. Курс разбивают на несколько уровней подробности изложения материала (детализации). На каждом уровне рассматривают одну и та же тему, но чем глубже уровень, тем более подробно ее раскрывают.

Например, на верхнем уровне представлена краткая аннотация раздела, в которой в виде тезисов освещена тема раздела. На следующем уровне раскрывается каждый из тезисов, еще ниже излагаются подробности, опущенные выше, и так далее. Таким образом, обучаемый сам выбирает свой «путь» внутри учебника, уделяя больше внимания новым для себя темам, опускаясь по уровням все глубже, или повторяет пройденный материал, просматривая верхние уровни и не углубляясь в детали. Достоинством этого способа является гибкость, с которой обучаемый может работать с учебным материалом. Он сам регулирует глубину «погружения» в предмет, при необходимости пропуская ненужные частности. Поскольку время при таком способе расходуется максимально эффективно, скорость обучения, как правило, выше, чем при работе с обычным учебником. Недостаток же состоит в том, что подготовка курса отнимает у автора больше времени, поскольку подразумевает дополнительную переработку учебного материала.

В программно-обучающем комплексе (рисунок 4), применен каскадный способ представления материала, позволяющий эффективно использовать время изучения курса студентами, хотя подготовка модулей трудоёмка.

• Программно обучающий комплекс "Архитектура ЭВМ" - Opera

File Edit View Bookmarks Widgets Tools Help

BE®

Программно обучающи

file: //localhost/c:/! 1 www/arch_spo/menu. htm

Программно обучающий комплекс

ПРАКТИКА

Глоссарий

Введите первые несколько букв

доступ;обращения

— a, -----------------

—■ ’ ~ 8 f ■

- : & : ' ” '-ЗДі' Г

и -- щ і______________________.

5 6ішайї-і ...................

(= ! Щ I "

о

иИГ5“

'L' . :!/N Mi . '; 'СІ і $ У.

- I PWl F №rff|

Рисунок 4- Вид главного меню Программно-обучающего комплекса Графический интерфейс главного окна программно-обучающего комплекса содержит ряд вкладок: лекции, практические занятия, справка, тест, глоссарий. Они соответствуют структуре дидактического материала. Все вкладки имеют аналогичную структуру. В правой части окна отображается содержимое выбранного раздела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вкладка “Тесты” содержит форму для прохождения тестирования по различным темам. Вкладка “Практика” - указания к практическим работам, объединённые по темам.

В качестве примера рассмотрим практическую работу на тему «Принцип работы сопроцессора и преобразователя кода»

Задачи работы:

изучить принцип работы сопроцессора;

показать наглядно, для чего нужны преобразователи кода;

рассмотреть, как реализуются преобразователи кода на уровне машинных команд.

Вход выполняется из меню «Практика» (рисунок 5)

Программно обучающий комплекс

ЛБКШИ

ПРАКТИКА

СПРАВКА

ТЕСТ

Глоссарий

Введите первые

несколько букв.

data

accept

lUj

-

Практические работы

1. Знакомство с компилятором TASM. Первая программа "Вывод сообщения на экран"

/что такое смещение? Переменные.

2. Действие по нажатию любой клавиши (скан-коды клавиатуры).

/ что такое скан-код клавиатуры?

3. Вывод сообщения в заданную точку экрана.

/ Прерывание int 10h - (набор пронумерованных функций видеоадаптера).

4. Прямой вывод символа на экран (отображаемая память).

/ Организация памяти видеосистемы.

5. Организация цикла.

/ Роль регистра процессора "СХ" - counter,

6. Работа с отладчиком. Просмотр предыдущих работ.

/

7. Ветвление программы ( исполняемые блоки).

/ Команды управления

8. Процедуры. Сокращение исходного тхт.

/ Подпрограммь^ процедурь^ макросы.

9. Рисование рамки, через циклы, массивы.

/ Пример функции "рамка"

10. Открытие текстового файла и вывод его на экран.

/ Прерывание DOS. Понятие "HANDLE".

11. Графический режим. Открытие bmp файла и вывод на экран.

/ Формат BMP файла.

12. Структурирование программ. Создание библиотек.

/

13. Работа с таймером. Задание временных отрезеов.

/

14. Принцип работы сопроцессора, и преобразователя кода.

/ Что такое массивы^ как они связаны с преобразователями кодов

15. Программирование портов luput, Output (СОМ1, LPT1).

/ 3f8h; 2f8h; 378h что это за цифры.

-

Z

Рисунок 5- Вид меню «Практика»

Преподаватель объясняет студентам суть работы и выполняет необходимые действия с отладчиком TURBO DEBUGGER, позволяющем пошагово выполнять команды процессора и наблюдать полученные результаты.

Turbo Debugger отображает окно CPU, в котором можно увидеть, как выполняется программа (рисунок 6).

Окно имеет несколько областей, в самой большой из которых размещен код программы. В правой части окна CPU отображаются регистры процессора и регистр флагов. В нижней части можно увидеть дамп области памяти и стек.

Адрес текущей машинной команды определяется регистрами CS и IP, команда показана выделенной строкой и стрелкой. Для ее выполнения

необходимо нажать F8. Изменившиеся регистры выделяются белым цветом.

Студенты слушают пояснения преподавателя и следят за отображением реальной работы процессора (процессор воспринимает машинную команду и можно наблюдать ее выполнение в виде кодов и полученный результат). Процессор выполняет программу последовательно, одну команду за другой. Закрыть отладчик можно с помощью меню File->Quit.

Рисунок 6 - Окно TURBO DEBUGGER

Далее каждый студент повторяет работу, которую продемонстрировал преподаватель, а затем получает индивидуальное задание и выполняет его. Роль преподавателя сводится к консультации студентов. Программнообучающий комплекс доступен для копирования всем студентам, предоставляя возможность самостоятельной работы.

В конспекте лекций более объемный материал снабжен FLASH анимацией. В процессе изложения использованы гиперссылки и фреймовая

структура, что позволяет, не листая страниц (в отличие от печатного издания), быстро перейти к нужному разделу или фрагменту, а при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых расположены соответствующие разделы.

В целях обеспечения комфортного взаимодействия обучаемого с компьютером учтены рекомендации специалистов в области компьютерных технологий в части яркости, контрастности изображения, размеров символов, соблюдения правил, регулирующих плотность расположения текста на экране.

Для выполнения практических работ требуется установить программу БОББОХ.

Все необходимые настройки производят в файле ёоБЬох.соп^ располагающемся в каталоге с программой. Число циклов для АШоп 4000+ было выставлено 20000. Отметим, что чем слабее процессор, тем устанавливают меньшее число циклов. Для 1-ГГц Репйиш III или АШоп следует указывать около 5000 циклов. При установке слишком большого числа циклов процессор не успевает просчитывать данные эмулятора. Тогда заметны рывки, а нагрузка на процессор возрастает до 100%.

Программно - обучающий комплекс в течение нескольких лет применяется и совершенствуется в индустриальном техникуме г. Анапа.

Эффективность его использования очевидна, поскольку успеваемость студентов по дисциплине «Архитектура ЭВМ» и посещаемость занятий студентами повысились. Студенты, выполнившие все практические работы, без затруднений справляются с итоговой практической работой.

В качестве вывода следует отметить, что в результате проделанной работы создан программно-обучающий комплекс, выполненный в двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть Intemet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной

сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим требованиям к компьютерным средствам обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брэй, Б., Барри, Б.Микропроцессоры Intel: 808б/8088, 8018б/80188, 8028б, 8038б, 8048б, Pentium, Pentium Pro Processor, Pentium II, Pentium III, Pentium 4. Архитектура, программирование и интерфейсы. Шестое издание .-СПб.: БВХ-Петербург, 2005.-132S с.

2. Таненбаум, Э. Архитектура компьютера. - СПб.: БВХ-Петербург, 2007.-S44

с.

3. Угрюмов, Е.П. Цифровая схемотехника: Учеб.пособие для вузов. 2-е изд. -СПб.: БВХ-Петербург, 2007.-S00 с.

4. Пирогов, В.Ю. Assembler для Windows. Изд. 4-е перераб. и доп. - СПб.: БВХ-Петербург, 2007.-89б с.

5. Киосаки, Р. Богатый папа, бедный папа. - Попурри, 200б. - 400 с.

6. Киосаки, Р. Богатый ребёнок, умный ребёнок. - Попурри , 200б. - ЗЗб с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.