Научная статья на тему 'Программно-модульный подход в управлении развитием системы водоснабжения и водоотведения региона'

Программно-модульный подход в управлении развитием системы водоснабжения и водоотведения региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ПРОГРАММНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / WATER SUPPLY AND SANITATION SYSTEM / PROGRAM-TARGET APPROACH / PROGRAM-MODULAR APPROACH / STRATEGIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова О.А.

В статье рассматривается проблема повышения эффективности управления развитием региональной системы водоснабжения и водоотведения на основе реализации технологии программно-модульного подхода. На основе проведенного анализа состояния систем водоснабжения и водоотведения в российских регионах выявлено, что современные тенденции выражаются в формировании конкурентной среды в сфере коммунальных услуг. При этом для большинства регионов характерна неразвитость партнерских форм взаимодействия в данной сфере. Это во многом обусловлено отсутствием системного понимания того, каким образом должен быть реализован механизм согласования усилий и потенциала территориальных органов власти и частного бизнеса в отношении управления развитием системы водоснабжения и водоотведения. Для решения данной задачи предложено осуществлять формирование региональных программ развития систем водоснабжения и водоотведения на основе программно-модульного подхода. Принцип реализации данного подхода состоит в структуризации управляемой системы на относительно самостоятельные подсистемы регулируемых посредством программных мероприятий универсальных и специализированных модулей. Определено содержание данных модулей. Сделан вывод о том, что модульное представление программных мероприятий стратегий развития систем водоснабжения и водоотведения позволяет увязать их по целям, средствам и механизмам реализации, а также более эффективно использовать региональные ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program-modular approach in managing the development of the water supply system and drainage region

The article deals with the problem of improving the efficiency of management of the development of regional water supply and sanitation on the basis of the technology of program-modular approach. Based on the analysis of the state of water supply and sanitation systems in the Russian regions revealed that the current trends are expressed in the formation of a competitive environment in the field of public services. At the same time, most regions are characterized by underdeveloped forms of partnership in this area. This is largely due to the lack of systematic understanding of how to implement the mechanism of coordination of efforts and potential of territorial authorities and private business in relation to the management of the development of water supply and sanitation. To solve this problem, it is proposed to carry out the formation of regional programs for the development of water supply and sanitation systems on the basis of a program-modular approach. The principle of implementation of this approach is the structuring of the managed system into relatively independent subsystems regulated by means of program activities of universal and specialized modules. The content of these modules is determined. The conclusion is made that the modular presentation of program actions of strategies of development of systems of water supply and water disposal allows linking them on the purposes, means and mechanisms of implementation, and also more effectively to use regional resources.

Текст научной работы на тему «Программно-модульный подход в управлении развитием системы водоснабжения и водоотведения региона»

государственные служащие активно имитируют сокращение расходов, что приводит к снижению бюджетных расходов;

- в экономической системе, опирающейся на сбалансированное взаимодействие частной собственности и государственной власти, о сокращении расходов заботятся обычные участники рынка.

Исследователи показывают, что только существование острой кризисной ситуации может заставить бюрократию прекратить воспроизводить фиктивный капитал статуса бюрократии и наконец-то реально отражать сложившуюся ситуацию и рейтинги чиновников в официальных документах.

В. Маркетинг статуса чиновников. Происходящая в экономике современной России капитализация статуса бюрократии создает рынок разновидности фиктивного капитала и вызывает к жизни спрос на инструменты рыночного продвижения данной разновидности капитала.

В хозяйственном пространстве нашей страны накоплен богатый опыт использования различных механизмов и технологий, помогающих продвигать на рынке элементам региональной инфраструктуры, различные бренды, природные и социально-культурные объекты потенциального туристического интереса и др. Данный опыт трансформируется в специфический опыт рыночного продвижения статусного капитала основных фигур регионального управления. Все это в конце концов приводит к тому, что инструменты маркетинга трансформируются в интересах региональной бюрократии и способствуют капитализации ее статуса.

Подводя итог отметим, что представленные выше инструменты бюрократической трансформации фиктивного капитала не являются исчерпывающими и могут быть дополнены в ходе последующих исследований.

Источники:

1. Ермоленко А.А., Хохоева З.В. Фиктивный капитал в развитии экономики // Новые технологии. - 2015. - № 1. - С. 40-46.

2. Хохоева З.В. Концептуальные аспекты фиктивного капитала российской экономики // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2017. - № 1. - С. 171-174.

3. Хохоева З.В. Функциональные возможности фиктивного капитала в осуществлении институциональных преобразований в российской экономике // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 12-3. - С. 141-144.

Sources:

1. Ermolenko A.A., Hokhoyeva Z.V. The fictitious capital in development of economy // New technologies. - 2015. - No. 1. - Page 40-46.

2. Hokhoyeva Z.V. Conceptual aspects of the fictitious capital of the Russian economy // the Bulletin of the North Ossetian state university of Costa of Levanovich of Khetagurov. - 2017. - No. 1. - Page 171-174.

3. Hokhoyeva Z.V. Functionality of the fictitious capital in implementation of institutional transformations in the Russian economy // Economy and business. - 2016. - No. 12-3. - Page 141-144.

Исследование выполнено при финансовой поддержке

РФФИ в рамках научного проекта 18-010-00623 «Интеллектуальное

моделирование организационно-экономического механизма управления

водоресурсным обеспечением региональных водохозяйственных комплексов»

О.А. Чернова - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н. Южный федеральный университет, ведущий научный сотрудник Российского информационно-аналитического и научно-исследовательского водохозяйственного центра (chernova.olga71@yandex.ru),

O.A. Chernova - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University leading researcher of the Russian information-analytical and research water management cente.

ПРОГРАММНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТ-

ВЕДЕНИЯ РЕГИОНА

PROGRAM-MODULAR APPROACH IN MANAGING THE DEVELOPMENT OF A WATER SUPPLY SYSTEM AND WATER

RESPONSE OF THE REGION

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности управления развитием региональной системы водоснабжения и водоотведения на основе реализации технологии программно-модульного подхода. На основе проведенного анализа состояния систем водоснабжения и водоотведения в российских регионах выявлено, что современные тенденции выражаются в формировании конкурентной среды в сфере коммунальных услуг. При этом для большинства регионов характерна неразвитость партнерских форм взаимодействия в данной сфере. Это во многом обусловлено отсутствием системного понимания того, каким образом должен быть реализован механизм согласования усилий и потенциала территориальных органов власти и частного бизнеса в отношении управления развитием системы водоснабжения и водоотведения. Для решения данной задачи предложено осуществлять формирование региональных программ развития систем водоснабжения и водоотве-

дения на основе программно-модульного подхода. Принцип реализации данного подхода состоит в структуризации управляемой системы на относительно самостоятельные подсистемы регулируемых посредством программных мероприятий универсальных и специализированных модулей. Определено содержание данных модулей. Сделан вывод о том, что модульное представление программных мероприятий стратегий развития систем водоснабжения и водоотведения позволяет увязать их по целям, средствам и механизмам реализации, а также более эффективно использовать региональные ресурсы.

Annotation. The article deals with the problem of improving the efficiency of management of the development of regional water supply and sanitation on the basis of the technology of program-modular approach. Based on the analysis of the state of water supply and sanitation systems in the Russian regions revealed that the current trends are expressed in the formation of a competitive environment in the field of public services. At the same time, most regions are characterized by underdeveloped forms of partnership in this area. This is largely due to the lack of systematic understanding of how to implement the mechanism of coordination of efforts and potential of territorial authorities and private business in relation to the management of the development of water supply and sanitation. To solve this problem, it is proposed to carry out the formation of regional programs for the development of water supply and sanitation systems on the basis of a program-modular approach. The principle of implementation of this approach is the structuring of the managed system into relatively independent subsystems regulated by means of program activities of universal and specialized modules. The content of these modules is determined. The conclusion is made that the modular presentation of program actions of strategies of development of systems of water supply and water disposal allows linking them on the purposes, means and mechanisms of implementation, and also more effectively to use regional resources.

Ключевые слова: регион, система водоснабжения и водоотведения, программно-целевой подход, программно-модульный подход, стратегическое развитие.

Keywords: region, water supply and sanitation system, program-target approach, program-modular approach, strategic development.

Введение

Одной из основных задач регионального управления является поддержание, комплексное развитие и обеспечение эффективного функционирования системы территориального водоснабжения и водоотведения. Данная задача является одной из наиболее важных и сложных, поскольку бесперебойная подача воды населению и хозяйствующим субъектам требует высокого уровня функционирования регионального водохозяйственного комплекса, выполнения большого объема ремонтных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, обеспечения эффективности и оперативности функционирования аварийных служб. Проблема развития системы водоснабжения и водоотведения, кроме того, связана с необходимостью обеспечения соответствия установленным нормативным требованиям к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд.

Вопросам повышения эффективности функционирования водохозяйственных систем уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи. Большая часть исследователей в своих работах рассматривают вопросы рационального распределения водных ресурсов с учетом интересов отдельных водопользователей [2, 3, 14, 18-21]. Разработке вопросов повышения эффективности управления развитием водохозяйственного комплекса посвящены работы Ревунова Р.В., Косолаповой Н.А., Матвеевой Л.Г. и др. [5, 11, 17]. Проблематика модернизации и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры водохозяйственного комплекса в целях повышения качества функционирования систем водоснабжения рассмотрена в работах Беликовой Н.Б. Чупин В.Р., Майзель И.В. и др. [1, 16].

Масштабность и сложность решения задач обеспечения эффективного функционирования водного хозяйства региона обусловливает наличие большого комплекса разнообразных подходов, используемых в управлении его развитием: проектно-процессный, синергетический, экорегиональный, программно-целевой, ресурсно-нормативный и ряд других. Эти подходы достаточно широко представлены в современной научной литературе. Однако кардинальные институциональные изменения условий функционирования региональных водохозяйственных комплексов, связанные с активным внедрением механизмов государственно-частного партнерства, предполагают необходимость переосмысления многих положений теории и практики регионального управления. В числе важных является вопрос формирования теоретико-методологического базиса проводимых преобразований с выделением тех подходов, которые позволят преодолеть существующую инерционность воспроизводственных отношений в системе водоснабжения и водоотведения региона и задать модернизационный вектор развития ее подсистем.

Теоретическая и практическая значимость обозначенной проблемы обусловили постановку целей данной статьи - анализ состояния системы водоснабжения и водоотведения российских регионов и разработку на этой основе рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования на основе реализации технологии программно-модульного подхода.

Современное состояние систем водоснабжения и водоотведения в регионах России

Гарантированный доступ населения к качественным водным ресурсам является задачей общегосударственного масштаба, зафиксированной в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Однако, несмотря на критическую роль водоснабжения в жизнеобеспечении населения, только 82,4% жилых помещений в целом по России имеют водопровод, а водоотведение (канализация) имеется в 77,6% жилых помещений

(табл. 1). Наиболее остро проблема водоснабжения и водоотведения стоит для населения малых и средних городов, а также сельских поселений. В крупных городах и районных центрах вышеуказанные показатели близки к 100%. Так, например, по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области в 2018 году уровень благоустройства городов водопроводом и канализацией составляется 100%, для поселков городского типа при 100% обеспечении водопроводом канализацией благоустроено только 83% населенных пунктов. Для сельских поселений благоустройство водопроводом составляет 56%, а канализацией 2,9%.

Таблица 1 - Удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом и водоот-ведением (канализацией) в регионах России [12]

Регион Удельный вес общей площади, оборудованной %

Водопроводом Водоотведением Горячим водоснабжением

Российская Федерация 82,4 77,6 69,2

Центральный федеральный округ 84,8 81,6 74,6

Северо-Западный федеральный округ 82,9 80,7 74,7

Южный федеральный округ 81,9 76,9 66,1

Северо-Кавказский федеральный округ 83,0 74,6 65,4

Приволжский федеральный округ 83,5 76,9 67,7

Уральский федеральный округ 82,8 79,7 71,5

Сибирский федеральный округ 76,4 69,2 60,4

Дальневосточный федеральный округ 75,8 74,1 62,1

Что касается проблем водоснабжения и водоотведения хозяйствующих субъектов, то большинство промышленных предприятий имеют собственные сети производственного водоснабжения, осуществляя его по полной раздельной схеме, в том числе посредством повторного использования вод после очистки (рис. 1) [12]. Объемы оборотной и последовательно используемой воды в регионах во многом определяются уровнем их промышленного развития. Использование современных ресурсосберегающих технологий позволяет снизить объемы потребляемой свежей воды именно за счет роста объемов повторно используемой, что в целом наблюдается для всех регионов кроме Уральского федерального округа (рис. 2) [12].

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

- • — Северо-Западный

федеральный округ

— • • Южный федеральный

округ

-----Северо-Кавказский

федеральный округ

-1-1-1-1-1-1-1-1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

-Приволжский

федеральный округ

--Уральский федеральный

округ

Сибирский федеральный округ

■ Дальневосточный федеральный округ

0

Рисунок 1 - Объемы оборотной и последовательно используемой воды в регионах России, млн. м3

14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

— • — Северо-Западный

федеральный округ

— • • Южный федеральный

округ

-----Северо-Кавказский федеральный округ

-Приволжский

федеральный округ

---Уральский федеральный

округ

Сибирский федеральный округ

-1-1-1-1-1-1-1-1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

• Дальневосточный федеральный округ

Рисунок 2 - Объемы свежей воды, используемой в регионах России, млн. м3

Выделяя проблемы, связанные с состоянием системы водоснабжения и водоотведения в регионах России, можно, прежде всего, назвать следующие:

- дефицит в качественной воде, обусловленный недостаточной мощностью водопроводов, нерациональным ее использованием в летний период года на полив приусадебных участков;

- значительная изношенность водопроводов и систем канализации, что ведет к постоянным прорывам и соответственно потерям воды;

- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных сооружений и сетей, отсутствие развитой системы ливневой канализации, низкий уровень обеспеченности канализационными системами;

- недостаточность финансовых средств для модернизации систем водоснабжения и водоотведе-

ния.

Так, по данным Ассоциации производителей трубопроводных систем утечки и неучтенные расходы воды в системах водоснабжения в 2016 году в целом по России составили в денежном эквиваленте более 42 млрд.руб, затраты на устранение аварий - более 11 млрд.руб. Около 43% сетей водоснабжения и 35% сетей канализации нуждается в замене [13].

Отсутствие у городских и региональных административно-территориальных субъектов опыта и экономических ресурсов для обеспечения надлежащего функционирования и развития систем водоснабжения и водо-отведения стало причиной существенных преобразования, связанных «с поиском рационального сочетания рыночных и административных механизмов управления, обеспечивающих компромисс между социальной справедливостью и экономической целесообразностью принимаемых решений» [5]. Основным результатом данных преобразований стало формирование конкурентной среды в сфере коммунальных услуг с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли, привлечения частных инвесторов, в том числе на основе реализации механизмов партнерства.

Рынок водоснабжения и водоотведения, будучи значительным и постоянно растущим, является довольно привлекательным для инвесторов. По существующим оценкам, доходность на вложенный капитал в коммунальных системах составляет 5-7%. Однако, процесс привлечения инвесторов в данную сферу, как отмечает исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Е.Довлатова, сдерживается тем, что субъект муниципалитета сегодня не в состоянии подготовить свою водную инфраструктуру для передачи объектов в концессию. В результате работа по восстановлению изношенных сетей перекладывается на инвестора в виде дополнительной финансовой нагрузки [9].

В результате на сегодняшний день во многих регионах в структуре хозяйствующих объектов, занятых в сфере водоснабжения и водоотведения, значительная часть предприятий относится к субъектам государственной и муниципальной собственности (рис. 3). Исключение составляют Приволжский, Уральский, Южный и Сибирский федеральные округа, где более 70% объектов водного хозяйства находятся в частной собственности. Заметным фактов является неразвитость смешанных (партнерских) форм взаимодействий. Так, только в Сибирском, Южном и Приволжском федеральных округах процент предприятий со смешанными формами хозяйствования превышает 7%, тогда как в Центральном федеральном округе такие предприятия отсутствуют полностью.

Дальневосточный федеральный округ Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ

ЗИП

пп:

ЕП

□ Объекты государственной собственности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Объекты муниципальной собственности

□ Объекты частной собственности

■ Объекты смешанных форм собственности

0 20 40 60 80 100 120

Рисунок 3 - Структура объемов оказания услуг водоснабжения и водоотведения в регионах России, %

Как отмечает УК «Росводоканал» А. Михальков, руководителям муниципалитетов зачастую проще и привычнее в управлять водоканалами в форме МУПов, для которых эффективность и экономический результат не является приоритетом [10]. Во многом такое положение обусловлено отсутствием системного понимания концепции формирования механизма согласования усилий и потенциала территориальных органов власти и частного бизнеса в отношении управления развитием системы водоснабжения и водоотведения. Представляется, что реализация данного механизма должна осуществляться на основе принципов программно-модульного подхода.

Формирование региональных программ развития систем водоснабжения и водоотведения региона на основе программно-модульного подхода

Успешность осуществления модернизационных преобразований в региональных системах водоснабжения и водоотведения во многом определяется комплексностью принимаемых управленческих решений на разных уровнях иерархии. В этой связи возникает важная задача согласования и синхронизации зачастую разнонаправленных интересов (экономических, социальных, политических) всех участников процесса обеспечения водными ресурсами регионального хозяйства, причем как в тактическом, так и стратегическом аспектах [5].

В практике управления развитием водохозяйственного комплекса в настоящее время получил распространение программно-целевой подход, основное достоинство которого состоит в направленности на получение конкретных результатов, а также в возможности концентрации ресурсов на наиболее важных проблемах. Действительно, как отмечают исследователи проблем отраслевого и регионального развития, программно-целевое управление позволяет значительно ускорить их решение и привлечь дополнительные ресурсы и инвестиции [6, 7, 8, 15, 16]. Например, в Ростовской области с 2012 по 2017 год была реализована целевая программа «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Ростовской области», общим объемом финансирования 52 млрд.руб. Структура источников финансирования данной Программы представлена на рисунке 4 [12]. Одним из основных направлений реализации данной программы было привлечение частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры. В результате в 2017 году в Ростовской области было заключено 50 концессий в сфере водоснабжения и водоотведения.

Внебюджетные источники 65%

Средства федерального

Средствабюджета

регионального4% бюджета

25% Средства местных бюджетов 6%

Рисунок 4 - Структура источников финансирования программы «Развитие водоснабжения, водоотведе-ния и очистки сточных вод Ростовской области»

Практика реализации программно-целевого подхода свидетельствует о наличии определенного положительного влияния реализуемых программ на решение отдельных проблем отрасли. Так, в частности, реализация указанной целевой программы в Ростовской области привела к снижению количества аварий более чем на 50%. Тем не менее, качество питьевой воды в регионе остается ниже среднего по России: доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения составила только 85,1 процента, тогда как в среднем по России данный показатель равен 91,5%; доля проб воды в сетях водоснабжения, не соответствующих санитарным требованиям по санитарно-химическим показателям, составила 30,1%. В замене нуждается порядка 48,7% уличных водопроводных сетей.

Все это свидетельствует о том, что в существующем виде программно-целевой подход оставляет нерешенные проблемы в развитии региональных систем водоснабжения и водоотведения, имеющих ключевое значение для эффективности проводимых реформ. Первая группа проблем обусловлена низкой степенью согласованности целей, задач, программных механизмов и инструментов на разных уровнях управления в системе водного хозяйства, что не позволяет получить возможный синергетический эффект от их совместной реализации. Вторая группа проблем связана с низкой эффективностью применяемых стимулирующих механизмов, направленных на привлечение частных инвестиций в модернизацию систем водоснабжения и водоотведения при высокой их потребности. Решение данных проблем представляется возможным на основе применения программно-модульного подхода, которые предполагает переход от разработки отдельных целевых программ к сбалансированному портфелю проектов.

Важным принципом реализации данного подхода является структуризация управляемой системы на относительно самостоятельные подсистемы регулируемых посредством программных мероприятий модулей. Реализуемые в рамках единой программной модели модули могут быть направлены на различные аспекты развития водного хозяйства региона. При этом в комплексе программ можно выделить универсальные и специализированные модули.

Роль универсальных модулей состоит в конструировании общего базиса реализации программ развития систем водоснабжения и водоотведения в регионе. В частности, универсальные модули будут включать мероприятия, направленные на развитие институционального пространства взаимодействий участников концессионных и других партнерских соглашений, формирование механизмов и технологий взаимодействия; развитие информационно-аналитической системы взаимодействия; формирование подсистемы мониторинга и контроля. Основное назначение универсальных модулей состоит в том, чтобы обеспечить максимально возможное вовлечение экономического потенциала региона в решение поставленных стратегических задач развития его водного хозяйства, а также обеспечить преемственность и сопряженность реализуемых в регионе программ.

Специализированные модули предназначены для разработки конкретных программных мероприятий с учетом особенностей развития отдельных территорий региона. Программные блоки данного модуля детализируют и конкретизируют соответствующие блоки универсального модуля до уровня конкретных организаций в муниципалитетах с учетом приоритетности решения существующих проблем. Программные мероприятия специализированного модуля могут отражать различные типы взаимодействий (инфраструктурные, производственные, информационные, природоохранные и пр.)

В общем виде структура региональной программы развития систем водоснабжения и водоотведения, сформированная с позиций программно-целевого подхода, представлена на рисунке 5. Следует отметить, что количество подсистемных блоков, а также включаемых в них программных мероприятий определяется факторами и условиями социально-экономического развития территории, а также глубиной и масштабностью имеющихся проблем.

Рисунок 5 - Структура региональной программы развития систем водоснабжения и водоотведения, сформированная с позиций программно-целевого подхода

Таким образом, реализация целевых функций стратегического управления развитием систем водоснабжения и водоотведения в регионе базируется на сочетании функционалов, ресурсов и потенциала программных мероприятий универсального и специализированного модулей. При этом возможно гибкое изменение внутренней структуры программных блоков адекватно текущей макроэкономической ситуации, а также при изменении факторов и условий регионального развития. Тем самым, предлагаемая конфигурация структуры региональных программ водоснабжения и водоотведения позволяет формировать особый для каждого региона тип региональной политики развития водохозяйственного комплекса. Соответственно формируется совершенно иной подход в региональном стратегировании, когда в его основе положено не создание определенных условий развития под типовую программу, а формирование такой стратегии и ее программных модулей, которые наиболее полно отвечают сложившимся условиям региональной экономики.

Важным условием эффективности реализации программы является рациональное сочетание инструментов и ресурсов отдельных программных блоков. Процесс согласования программных модулей можно рассматривать на нескольких уровнях:

- на общерегиональном уровне - посредством формирования общей концепции развития региональной системы водоснабжения и водоотведения, выделения ключевых проблем и приоритетных направлений, формирования институциональных условий реализации партнерских взаимодействий;

- на уровне отдельных территорий (муниципальных образований) региона - посредством развертывания универсального модуля с учетом территориальной специфики, согласования и синхронизации реализуемых на данной территории программных мероприятий социально-экономического развития;

- на уровне отдельных организаций и предприятий, занятых в сфере водоснабжения и водоотве-дения, посредством разработки комплекса взаимоувязанных по целям, срокам, механизмам реализации проектов.

Заключение и выводы

Несмотря на реализуемые в настоящее время реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связанные с формированием конкурентной среды в регионах в сфере водоснабжения и водоотведения, многие задачи управления региональным водным хозяйством остаются не решенными. Как показали результаты проведенного анализа, современные проблемы развития систем водоснабжения и водоотведения состоят в следующем: значительная изношенность водопроводов и систем канализации; дефицит качественной воды; невысокий уровень обеспеченности территорий канализационными системами; неразвитость в ряде регионов партнерских взаимодействий государства и бизнеса в данной сфере. Даже в тех регионах, где активно реализуются концессионные механизмы, многие из перечисленных проблем остаются нерешенными.

Представляется, что повышение эффективности функционирования партнерских механизмов территориальных органов власти и частного бизнеса в отношении управления развитием системы водоснабжения и во-доотведения возможно при использовании принципов программно-модульного подхода. Преимущества данного подхода состоят в том, что модульное представление программных мероприятий региональных стратегий развития систем водоснабжения и водоотведения позволяет осуществить их взаимоувязку по целям, средствам и механизмам реализации, более эффективно использовать региональные ресурсы (в том числе управленческие). Тем самым, обеспечивается возможность достижения мультипликативных эффектов в регионе, решение смежных проблем. Дальнейшая проработка вопросов практической реализации программно-модульного подхода к управлению региональной системы водоснабжения и водоотведения предполагает исследование механизма согласования интересов отдельных субъектов регионального водохозяйственного комплекса при реализации отдельных программ его развития.

Источники:

1. Беликова Н.Б. Оптимальная реконструкция и развитие систем водоснабжения // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2006. - Т. 2. - № 2 (26). - С. 18-19.

2. Беляев С.Д., Мерзликина Ю.Б., Прохорова Н.Б. Предложения по переходу к побассейновой системе управления водными ресурсами // Водное хозяйство России. - 2014. - №5. - С. 10-28.

3. Данилов-Данильян В.И., Пряжинская В.Г. Экономические и территориальные аспекты управления водохозяйственным комплексом России. - Научное издание. - Москва: РАСХН, 2013. - 311 с.

4. Идзиев Г.И. Использование программно-целевого метода при формировании промышленной политики Республики Дагестан // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №24 (297) - С. 22-27.

5. Косолапова Н.А. Математический инструментарий стратегического управления водными ресурсами региона // Terra Economicus. - 2014. - Т. 12. - № 2-3. - С. 192-196.

6. Курдюшкина Н.А., Коваленко Е.В. Эффективность программно-целевого метода в управлении регионом [Электронный ресурс] // Системное управление: электронное научно-периодическое издание - 2011. - №1. Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Kurdyushkina.pdf (дата обращения 15.02.2019).

7. Курченков В.В., Матюхина К.Ю. Использование программно-целевого метода управления устойчивым развитием региона // Региональная экономика. Юг России. -2014. - №1(3). - С. 122-127.

8. Митрофанова И.В. Программно-целевой подход к управлению территорией: анализ современного отечественного опыта // Региональная экономика: теория и практика. -2006. - №6. - С. 32-38.

9. Официальный сайт Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raww.ru (дата обращения 15.02.2019).

10. Прибыль на потоке [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск. №226 (6797). 2015. Режим доступа: https://rg.ru/2015/10/08/invest.html (дата обращения 15.02.2019).

11. Ревунов Р.В., Ревунов С.В. Направления модернизации механизма управления природопользованием на региональном уровне // Региональная экономика. Юг России. - 2018. - №3. - С. 156-164.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат.сб. / Росстат . - М., 2018. - 1162 с.

13. Текущая ситуация ВКХ в России [Электронный ресурс] // Ассоциация производителей трубопроводных систем. Режим доступа: http://www.rapts.ru/tekushchaya-situatsiya-vkkh-v-rossii (дата обращения 15.02.2019).

14. Фролов Д. П., Стратулат И.В., Бабкин М.М., Соловьева И.А. Секторно-сбалансированное развитие экономики региона: постановка проблемы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1. - С. 468-469.

15. Ходарев А.С. Условия эффективности водоснабжения и водоотведения в системе жилищно-коммунального хозяйства региона // Главный энергетик. - 2016. - №4. - С. 61-67.

16. Чупин В.Р., Майзель И.В., Чупин Р.В. Инвестиции в развитие систем водоснабжения и водоотведения // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2013. - № 1 (4). - С. 126-133.

17. Kosolapova N.A., Matveeva L.G., Nikitaeva A.Y., Molapisi L. Modeling resource basis for social and economic development strategies: water resource case // Journal of Hydrology. - 2017. - Vol. 553. - P. 438-446.

18. Loukas A., Mylopoulos N., Vasiliades L. A Modeling System for the Evaluation of Water Resources Management Strategies in Thessaly, Greece // Water Resources Management. 2007. Vol. 21. Issue 10. P. 1673-1702. DOI: 10.1007/s11269-006-9120-5

19. Niua G., Li Y.P., Huangb G.H., Liu J., Fanb Y.R. Crop planning and water resource allocation for sustainable development of an irrigation region in China under multiple uncertainties // Agricultural Water Management. - 2016. - Vol. 166. - P. 53-69. D0I:10.1016/j.agwat.2015.12.011.

20. Zhang D., Guo P. Integrated agriculture water management optimization model for water saving potential analysis // Agricultural Water Management. - 2016. - Vol. 170. - P. 5-19. DOI: 10.1016/J.AGWAT.2015.11.004

21. Xu C.-Y., Singh V.P. Review on Regional Water Resources Assessment Models under Stationary and Changing Climate // Water Resources Management. - 2004. - Vol. 18. - Issue 6. - Pp. 591-612. DOI: 10.1007/s11269-004-9130-0.

Sources:

1 Belikova N. B. Optimal reconstruction and development of water supply systems // Bulletin of Irkutsk state technical University. - 2006. - Vol. 2. - № 2 (26). - P. 18-19.

2 Belyaev S., Merz, Prokhorova, N. B. Proposals for the transition to a basin-by-basin water resources management system // Water economy of Russia. - 2014. - №5. - P. 10-28.

3 Danilov-Danilyan V. I., Pryazhinskaya V. G. Economic and territorial aspects of water management in Russia. -Scientific publication. - Moscow: RASKHN, 2013. - 311 p.

4 Iziev G. I. the Use of program-target method in the formation of the industrial policy of the Republic of Dagestan // Regional economy: theory and practice. - 2011. - No. 24 (297) - Pp. 22-27.

5 Kosolapova N. Ah. Mathematical tools of strategic water resources management in the region // Terra Economicus. - 2014. - Vol. 12. - №2-3. - S. 192-196 issued.

6 Konushkina N. A. Kovalenko E. V. Efficiency of program-target method in the management of the region [Electronic resource] // System management: electronic scientific journal in 2011. - №1. Available at: http://sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Kurdyushkina. pdf (accessed 15.02.2019).

7 Kurchenkov V. V., Matyukhin, Y. K. the Use of program-target method in management of sustainable development of region // Regional economy. South of Russia. -2014. - №1 (3). - P. 122-127.

8 Mitrofanova I. V. program-target approach to territory management: analysis of modern domestic experience // Regional economy: theory and practice. -2006. - №6. - P. 32-38.

9 The official website of the Russian Association of water supply and sanitation. [Electronic resource.] Available at: https://raww.ru (accessed 15.02.2019).

10 Profit on stream [Electronic resource] // Rossiyskaya Gazeta - Federal issue. No. 226 (6797). 2015. Available at: https://rg.ru/2015/10/08/invest.html (accessed 15.02.2019).

11 Revunov R. V., Revunov S. V. directions of modernization of the mechanism of environmental management at the regional level. Regional economy. South of Russia. - 2018. - №3. - P. 156-164.

12 Region of Russia. Socio-economic indicators. 2018: Stat.SB. / Rosstat . - M., 2018. - 1162 p.

13 Current situation in Russia [Electronic resource] // Association of pipeline system manufacturers. Available at: http://www.rapts.ru/tekushchaya-situatsiya-vkkh-v-rossii (accessed 15.02.2019).

14 Frolov D. P., Stratulat I. V., Babkin M. M., Solovieva I. A. Sector-balanced development of regional economy: the problem // Modern problems of science and education. - 2015. - №1. - P. 468-469.

15 Conditions of efficiency of water supply and water disposal in the system of housing and communal services of the region // Chief power engineer. - 2016. - №4. - P. 61-67.

16 Chupin V. R., Mayzel I. V., Chupin R. V. Investments in the development of water supply and sanitation systems. Izvestiya vuzov. Investment. Construction. Realty. - 2013. - № 1 (4). - Pp. 126-133.

17 Kosolapova N.A., Matveeva L.G., Nikitaeva A.Y., Molapisi L. Modeling resource basis for social and economic development strategies: water resource case // Journal of Hydrology. - 2017. - Vol. 553. - P. 438-446.

18 Loukas A., Mylopoulos N., Vasiliades L. A Modeling System for the Evaluation of Water Resources Management Strategies in Thessaly, Greece // Water Resources Management. 2007. Vol. 21. Issue 10. P. 1673-1702. DOI: 10.1007/s11269-006-9120-5

19 Niua G., Li Y.P., Huangb G.H., Liu J., Fanb Y.R. Crop planning and water resource allocation for sustainable development of an irrigation region in China under multiple uncertainties // Agricultural Water Management. - 2016. - Vol. 166. - P. 53-69. DOI:10.1016/j.agwat.2015.12.011.

20 Zhang D., Guo P. Integrated agriculture water management optimization model for water saving potential analysis // Agricultural Water Management. - 2016. - Vol. 170. - P. 5-19. DOI: 10.1016/J.AGWAT.2015.11.004

А.М. Чернышева - доцент кафедры маркетинга, к.э.н. ФГАОУ ВО ВПО «Российскийуниверситет дружбы народов», (chernysheva_am@pfur.ru, 89165857292),

A.M.Chernysheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

B.В.Калыгина - Старший преподаватель кафедры маркетинга ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», (kalygina_vv@pfur.ru, 89852202489),

V. V. Kalygina - Senior Lecturer of Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia;

А.А.Трофимова - Ассистент кафедры маркетинга ФГАОУ ВО ВПО «Российский университет дружбы народов», (trofimova_aa@pfur.ru, 89661322943),

A.A. Trofimova - Assistant Marketing Department Peoples' Friendship University of Russia.

РАЗВИТИЕ БРЕНДОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЗНИЧНЫХ СЕТЕЙ В РЕГИОНАХ РФ

DEVELOPMENT OF BRANDS OF INTERNATIONAL RETAIL NETWORKS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Целью настоящей статьи стало исследование развития брендов международных розничных сетей в регионах РФ.

Для достижения поставленной цели были рассмотрены статистические данные, проанализированы официальные заявления уполномоченных лиц и органов.

Предполагается, что основное влияние на развитие брендов международных розничных сетей оказывает качество торговых площадей. Для проверки данной гипотезы анализировались статистические данные, размещенные в открытом доступе. Было доказано, что на современном этапе развития международных розничных сетей в Российской Федерации важным фактором выхода на региональный рынок является наличие качественных торговых площадей, а именно торговых центров.

Annotation. The purpose of this article was to study the development of brands of international retail chains in the regions of the Russian Federation. To achieve this goal, statistical data were reviewed, official statements of authorized persons and bodies were analyzed.

It is assumed that the main influence on the development of brands of international retail networks has the quality of retail space. To test this hypothesis, statistical data are publicly available. It was proved that at the present stage of development of international retail chains in the Russian Federation an important factor in entering the regional market is the availability of high-quality retail space, namely shopping centers.

Ключевые слова: международные розничные сети, федеральные розничные сети, ритейлеры, торговые центры, торговые площадки, стрит ритейл, масс маркет, девелопер.

Key words: international retail chains, federal retail chains, retailers, shopping centers, marketplaces, street retail, mass market, developer.

В современных экономических условиях наблюдается рост выручки двухсот пятидесяти мировых розничных компаний на 4,1%, которая составила 4,4 трлн.долл.США. Основные лидирующие позиции занимают американские рзничные сети, такие как Wal-Mart Stores (485,9 млрд.дол.США), Costco Wholesale (118,7 млрд.дол.США), The Kroger Co (115,3 млрд.дол.США). В данном списке компаний присутствуют и российские, так на 57-м месте находится российская розничная сеть «Магнит», занимая верхнюю строчку среди розничных сетей. Также в рейтинге присутствуют такие розничные сети, как «Лента», «Дикси» и X5 Retail. [1]

Стоит отметить, что верхние строчки рейтинга занимают розничные сети, которые торгуют товарами широкого потребления. При этом розничные сети, торгующие одеждой и аксессуарами, являясь высокоприбыльными сегментами, не занимают лидирующие позиции.

Европейские розничные сети (82 компании представлены в рейтинге Global Powers of Retailing 2018) наиболее активно осуществляют политику экспансии на рынки других стран, получая 41% совокупной выручки. Такие данные приводят к выводу о том, что международные розничные сети стремятся к развитию в том числе и вне пределах национального рынка, находясь в поиске благоприятных условий.

Одним из достаточно емких рынков для развития международных розничных сетей является российский рынок. Согласно исследованию проведенному журналом «О рознице и инновациях» [2] в апреле 2017 года объемы продаж розничной торговли стабилизировались после падения 2016 года на 4,6%. При этом начиная с мая 2017 года оборот розничной торговли увеличивается, так, например, в 2018 года он показал 3% рост [3]. Таким образом, российский рынок становится снова привлекательными для международных розничных сетей, выходя из затяжного экономического кризиса.

Данную оценку подтверждает рост среднего чека россиян (в ноябре 2017г. он составил 543 руб.). При этом его рост наблюдался по всем округам Российской Федерации, кроме Приволжского и Северо-Западного округов. В целом, общий рост среднего чека обеспечили жители городов миллионников и полумиллионников. Соответственно, одной из тенденций становится увеличение каналов продаж, в том числе и за счет развития присутствия розничных сетей в регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.