УДК 796.078
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов, П.А. Таланцев
Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое обеспечение тренировочного процесса путем централизованного внедрения разработанных и утвержденных примерных программ спортивной подготовки по виду спорта, обеспечивающих получение информации, необходимой для качественной организации процесса подготовки.
Ключевые слова: спортивный резерв, программно-методическое обеспечение, тренировочные планы, практическое применение, этапы подготовки.
Реализация эффективного управления тренировочным процессом обеспечивается при соблюдении ряда условий, в том числе осуществлении систематического анализа параметров подготовленности, позволяющей обеспечивать тренерский состав необходимыми данными в течение всей спортивной карьеры. В настоящее время мировые спортивные державы интенсивно переходят к формированию технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории и практики спортивной тренировки с использованием научно-методических концепций спортивной психологии и медицины, биомеханики и биоэнергетических технологий, управления спортивной формой.
Особое место в системе физической культуры и спорта занимает программно-методическое обеспечение, поскольку именно рациональное планирование спортивной подготовки, формирование оптимального соотношения параметров тренировочной и соревновательной нагрузок, а также содержание программ физической, технической, тактической и психологической подготовки обеспечивает становление спортивной формы. Выпадение одного из звеньев этой цепи делает процесс спортивной подготовки неуправляемым.
Значение данного компонента на современном этапе трудно переоценить [1, 2]. Наличие в организации, осуществляющей спортивную подготовку, необходимого программно-методического комплекса не только позволяет соответствовать требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта, но и, прежде всего, помогает тренерскому и административному составам эффективно осуществлять планирование и управление тренировочным процессом [2].
В рамках развития отечественной физической культуры и спорта Министерством спорта Российской Федерации за последние годы были проведены значительные по объему работы по созданию необходимого программно-методического обеспечения подготовки в спорте высших достижений и спортивного резерва, включающей в себя создание необходимых условий для рационального планирования тренировочного и соревновательного процессов.
Утвержденные программно-нормативные документы, в том числе Концепция по подготовке спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года, «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года», формируют необходимую основу совершенствования программно-методического обеспечения [5, 6].
Дальнейшее совершенствование программно-методического обеспечения спортивной подготовки тесно связано с комплексом вносимых законов, нормативных актов, директив и распоряжений, призванных реализовать центральную задачу - подготовить конкурентоспособных на мировой спортивной арене сборных по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Значение единого подхода к определению методик спортивной подготовки, применению различных физических упражнений во многом обусловлено следующими задачами: достижение соответствующих возрасту и этапу спортивных результатов; обеспечение успешного перехода с этапа на этап подготовки; сохранение здоровья юных спортсменов [3, 4, 7].
При определении критериев к наполнению программно -методического обеспечения спортивной подготовки следует сделать акцент на соблюдении требований федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта и построенных на их основе типовых программ по спортивной подготовке. Это позволит оптимизировать планирование многолетнего тренировочного процесса, определить количественные и качественные параметры нагрузки, уточнить критерии к уровню спортивной формы на каждом этапе. В свою очередь, типовые программы служат основой для формирования рабочих программ, по которым осуществляется ведение тренировочного процесса в спортивной организации.
Понимание тренерским и административным составами данной структуры и своевременное обновление программного материала обеспечивают необходимую для повышения результативности коррекцию тренировочных планов, благодаря чему спортсмен в конкретной спортивной дисциплине будет способен полностью реализовать свои потенциальные возможности.
Ввиду того, что спортивную подготовку следует рассматривать как многофакторный процесс, состоящий из четырех основных этапов: установление цели, определение прогноза, составление программы, ее реализация (Оганджанов А.Л., 2009), программно-методическое обеспечение должно в полной мере позволять реализовывать данные аспекты.
Среди основных компонентов современного программно-методического обеспечения спортивной подготовки следует выделить:
- сформированные на основе объективных научных данных требования к планированию тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки, систематизация и рациональное распределение средств и методов;
- наличие доступных форм для ведения учета и анализа выполняемой тренировочной и соревновательной нагрузок;
- соблюдение указанных в федеральных стандартах спортивной подготовки требований для выполнения целевых задач на каждом этапе подготовки;
- наличие различных вариантов осуществления процесса подготовки с учетом специфики данного вида спорта, имеющейся материально-технической составляющей;
- разработка и внедрение в тренировочный процесс актуальных типовых программ спортивной подготовки и построенных на их основе рабочих программ;
- формирование методических рекомендаций и пособий для тренерского и административного персоналов, отдельных специалистов, отражающих современные тенденции развития спорта высших достижений и детско-юношеского спорта, в том числе при работе с использованием дополнительных технических средств. В настоящее время широкое применение в спортивной практике получили различные электронные и дистанционные формы планирования и ведения контроля тренировочной и соревновательной нагрузок. Это в немалой степени упрощает последующий анализ тренировочной и соревновательной деятельности, позволяет более оперативно формировать тренировочные планы. Однако для успешного их применения требуется наличие соответствующих инструкций и методических разработок:
- соответствие программно-методического материала требованиям, указанным в действующих нормативно-правовых документах, в частности в разделе антидопингового обеспечения и выполнения требований по обеспечению безопасности и здоровья занимающихся;
- материалы для повышения квалификации тренерского состава.
Большое значение имеет также наличие разработанных и утвержденных форм для ведения учета тренировочной и соревновательной нагрузок (журналы, дневники), проведения контрольных и переводных тестирований, в том числе в электронном виде, для своевременного анализа выполнения тренировочного плана.
Программно-методического обеспечение, как уже указывалось выше, является помощью тренерскому составу в проведении процесса подготовки. Наличие программного материала, построенного с учетом всех требований к конкретному этапу спортивной подготовки, способствует более качественному проведению тренировочного процесса как у тренеров, недавно начавших трудовую деятельность, так и у специалистов, давно находящихся в спортивной отрасли. Возможность регулярно обновлять имеющиеся профессиональные знания, грамотно и своевременно применять методы и средства, в соответствии с поставленными в тренировочном плане задачами, является в настоящее время основой спортивной подготовки.
Выводы:
1. Предпринятые Министерством спорта Российской Федерации меры по совершенствованию программно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва в долгосрочной перспективе позволят осуществить качественное переформирование системы отечественного спорта, гарантировать успешный и планомерный переход системы подготовки спортивного резерва России на новый уровень. Стандартизация критериев к содержанию и параметрам объема и интенсивности нагрузки в тренировочных планах всех этапов, выраженная в типовых программах спортивной подготовки, способствует оптимизации тренировочного процесса.
2. Формирование программно-методического обеспечения спортивной подготовки, соответствующего текущему состоянию отрасли «Физическая культура и спорт», с одной стороны, и создание планомерного повышения уровня всех сторон подготовленности без форсирования параметров объема и интенсивности, с другой, позволяет повышать эффективность работы тренерского состава, обеспечивать возможность получать и правильно интерпретировать достигнутые результаты.
3. Получение организациями, осуществляющими спортивную подготовку, актуальной и полной нормативной и методической документации по планированию, материально-техническому и научно-методическому обеспечению, в рамках централизованного государственного регулирования всей отечественной системы спорта, позволит сохранить высокое положение России на мировой спортивной арене.
Список литературы
1. Матвеев Л.П. Теория спорта: монография. М.: Советский спорт, 2002. 514 с.
2. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2010. 230 с.
3. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. М.: Советский спорт, 2013. 280 с.
4. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. Киев: Олимпийская литература, 2014. 624 с.
5. Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Таланцев П.А. Оценка профессиональной деятельности тренера при реализации федеральных стандартов спортивной подготовки // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 2. С. 89-94.
6. Чесноков Н.Н., Морозов А.П., Таланцев П.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста в области физической куль -туры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С. 82-87.
7. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Управление спортивной подготовкой высококвалифицированных спортсменов: монография. М., 2017. 248 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зам. генерального директора, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, начальник науч.-метод. отдела, nnch01@mail.ru, Россия, Москва, Физкультурно-спортивное общество «Юность Москвы» Москомспорта,
Таланцев Павел Андреевич, главный специалист, nnch01@mail. ru, Россия, Москва, Федеральный центр подготовки спортивного резерва
PROGRAM-METHODICAL SUPPORT FOR THE TRAINING OF THE SPORTS RESERVE
N.N. Chesnokov, A.P. Morozov, P.A. Talancev
It is established that the problems of managing a sports uniform in sports are largely associated with a rational choice of parameters for the volume and intensity of the training load. The software and methodological support of the training process by centralizing the implementation of the developed and approved exemplary programs of sports training by sport provides the necessary information for a high-quality organization of the training process.
Key words: sports reserve, software and methodological support, training plans, practical application, preparation stages.
Chesnokov Nikolai Nikolaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, deputy general director, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Morozov Anton Pavlovich, candidate of pedagogical sciences, head of Scientific and methodical Department, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Physical Culture and Sports Society "Youth of Moscow"Moscomsport,
Talancev Pavel Andreevich, сhief specialist, nnch01@,mail. ru, Russia, Moscow, Federal Training Center for Sports Reserve
Reference
1. Matveev L.P. Teoriya sporta: monografiya. M.: Sovetskij sport, 2002. 514 s.
2. Nikitushkin V.G. Mnogoletnyaya podgotovka yunyh sportsmenov: monografiya. M.: Fizicheskaya kul'tura, 2010. 230 s.
3. Nikitushkin V.G. Osnovy nauchno-metodicheskoj deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta. M.: Sovetskij sport, 2013. 280 s.
4. Platonov V.N. Periodizaciya sportivnoj trenirovki. Obshchaya teoriya i ee prakticheskoe primenenie. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2014. 624 s.
5. Chesnokov N.N., Morozov A.P., Talancev P.A. Ocenka professional'noj deyatel'nosti trenera pri realizacii federal'nyh standartov sportivnoj podgotovki // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2019. Vyp. 2. S. 89-94.
6. Chesnokov N.N., Morozov A.P., Talancev P.A. Formirovanie professional'nyh kompetencij specialista v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2018. Vyp. 3. S. 82-87.
7. Chesnokov N.N., Nikitushkin V.G., Morozov A.P. Upravlenie sportivnoj podgotovkoj vysokokvalificirovannyh sportsmenov: monografiya. M., 2017. 248 s.