УДК 372/373
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-11 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТХЕКВОНДО
© А.А. Ким, Л.К. Цилфидис
Разработаны программа и методика физического воспитания учащихся 1-11 классов в процессе оздоровительных занятий тхеквондо.
Ключевые слова: методика физического воспитания, тхеквондо.
В преамбуле Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» указывается на серьезные упущения и неблагополучное положение дел со здоровьем детей дошкольного возраста, школьников, студентов, молодежи призывного возраста, взрослого населения.
В связи с резким ухудшением состояния здоровья молодежи возникла острая необходимость в разработке и внедрении инновационных оздоровительных технологий базового физического воспитания. Приоритет здоровья, концепция формирования здоровья нации нуждаются в фундаментальных теоретических обоснованиях. При этом главным становится не столько непосредственная разработка новых технологий, сколько построение интегральной системы оздоровления подрастающего поколения. А это возможно лишь через разработку новых программ физического воспитания оздоровительной направленности.
Восточные системы физического воспитания, к которым относятся цигун [1], тхеквондо [2, 3], ушу [4], йога [5], эффективно формируют как физическое (соматическое) здоровье человека, так и благотворно воздействуют на его психику и формирование нравственных принципов [6, 7]. Оздоровительные эффекты указанных систем не вызывают сомнений у специалистов и используются в настоящее время не только для профилактики заболеваний, но и с целью коррекции уже наступивших отклонений в состоянии здоровья [8-10].
Объектом нашего исследования является процесс физического воспитания учащихся 1-11 классов. Предмет исследования - содержание и методика физического воспита-
ния школьников на основе оздоровительного потенциала тхеквондо.
Цель исследования - разработать программу и методику физического воспитания учащихся 1-11 классов в процессе оздоровительных занятий тхеквондо.
Методы исследования: теоретический
анализ литературных источников, анализ нормативных документов и программнометодической документации, педагогическое наблюдение.
Одной из специфических задач, решаемых в процессе физического воспитания, является задача по оптимизации физического развития человека в направлении всестороннего развития физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья [11-14]. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка методики оздоровительной физической культуры с использованием ее наиболее рациональных и доступных средств и методов.
Анализ литературы [1, 6, 7, 15-33] и обобщение опыта работы преподавателей способствовали разработке и апробации методики проведения оздоровительных занятий тхеквондо со школьниками. Главное отличие нашей методики в том, что на всем протяжении обучения преподаватель остается связующим звеном между учащимся и физической культурой. В некоторых исследованиях роль преподавателя растворяется, становится непонятной его функция в процессе освоения физической культуры школьником. Нередко увлеченность субъектным подходом перерастает в нивелирование роли преподавателя.
На каждом из этапов программы физического воспитания учащихся 1-11 классов средствами тхеквондо поставлена цель, вы-
двинуты задачи, предложены средства их достижения, методы и формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Все этапы строго определены и логически взаимодействуют. Это помогает целенаправленно организовать опытно-экспериментальную работу и обеспечивает высокие темпы прироста контролируемых параметров, отражающих динамику индивидуальных со-матотипических особенностей школьников.
Базой для разработанной нами программы послужила «Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов по Таеквон-до» Ю.П. Пузырь, Н.В. Королева, Л.К. Цил-фидис (Москва, 2003).
Нормативный текст рассматриваемой программы содержит в себе: цель программы; организационно-методические указания; требования к уровню освоения содержания программы. Проблема целей актуализируется индивидуальными потребностями личности и социальным заказом общества.
Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе оригинальных методических разработок, долголетнего успешного опыта работы и многочисленных газетных и журнальных публикаций. Технические приемы, исполнение технических комплексов движений тхеквондо, тактические действия поединка, прыжковая техника, измерение силы удара таят в себе большие возможности не только для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей, но также для воспитания воли, умения преодолевать себя. Психологи подчеркивают уникальные возможности единоборств не только для физического, но и нравственного воспитания детей, выработки характера, формирования упорства, настойчивости, помогающих во взрослой жизни добиться успеха в любом виде деятельности.
Обучение по данному направлению развивает и обогащает интеллектуально, давая
знания по истории, психологии, теории спорта, физиологии; раскрывая индивидуальность, поощряя творческое отношение к деятельности.
Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
- развитие основных двигательных качеств.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения.
Процесс обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально волевых, эстетических качеств личности учащихся и организации условий для их лучшего решения.
Большие возможности для учебновоспитательной работы в школе заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. К сожалению, на практике учитель и ученик часто действуют разобщенно. Педагог не всегда понимает, что только его совместная деятельность с учеником может привести к желаемым результатам в обучении и воспитании. Очень важно в связи с реализацией принципов индивидуализации и дифференциации подобрать для каждого учащегося соответствующие методы и методические приемы обучения и воспитания.
Образовательная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным
действиям и развитие физических качеств органически сочетаются с формированием у учащихся определенных знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.
В содержание образования по физической культуре включаются два взаимосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности; вариативный, опирающийся на базовый и учитывающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры).
Содержание образования обеспечивает по возможности широкий спектр знакомства учащихся с разнообразием форм физической культуры для свободного выбора предпочтительной. На этой основе формируется установка на активное приобщение личности к физической культуре.
Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно сложного, двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
Структура знаний содержит четыре блока:
1) личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием;
2) знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной деятельности в коллективе. Эти знания необходимы для правильного взаимодействия с членами класса, группы и т. д.;
3) знания, связанные с образцами поведения и общения в коллективе. Это, по сути, знание физкультурно-спортивной этики. (Здесь и атрибутика: я принадлежу к этой команде, к этому обществу и т. д.);
4) знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности, т. е. как знания, полученные на уроках физической культуры, преобразуются в жизнедеятельности индивида.
Теоретический материал лучше всего давать блоками (проблемами), которые обозначены в программе. Сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Общие темы можно предлагать всему классу.
Сообщение знаний учащимся направлено на то, чтобы усвоение сведений, фактов, правил, принципов, ведущих положений и идей опиралось на индивидуально возникающие у них ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения учебной задачи.
Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, выводили бы элементарные правила и положения. Для этого учитель должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы учащиеся сами высказывали основные выводы, опираясь на свой опыт, свои знания и свое понимание темы. При этом следует акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях, методах, способах достижения поставленной задачи, способствуя формированию их творческого проявления, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует процессы самопознания и самоуправления деятельности детей.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе. Так, в 1-2 классах на этот раздел следует отводить до 70 % времени занятий, но уже в 3-4 классах -только 60 %. Постепенно, по мере овладения
учащимся школой движения и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться. В 5-7 классах до 50 %. в 8-9 - до 40 %, в 10-11 - до 30 %. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по тхеквондо, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. Уже с 8 класса многие учащиеся должны принимать участие в различных соревнованиях по спортивным единоборствам, разбираясь и хорошо зная правила соревнований.
Учитель может успешно обучать на уроке основам техники и тактики, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации упражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на уроке. Одним из таких приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой может быть часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик. Например, во время обучения ударов ногами наиболее важным элементом, основой является вынос бедра, а также базовая (боевая) или классическая стойка. От этого зависит быстрота и сила выполнения удара. Целесообразно именно эти положения изучать в первую очередь, на них концентрировать внимание учеников. Другие компоненты удара - хлест голени, движения таза, опорной ноги, можно разучивать на следующих этапах обучения в зависимости от времени, отведенного на обучение этому элементу. В обучении ударов руками в качестве основы могут быть выделены исходные положения ног, рук, траектория удара, последовательное подключение к удару мышц ног, таза, плечевого пояса, что определяет суммарную силу удара. На следующих этапах можно разучивать согласование отдельных частей движения и т. д. В каждом случае как основа может выделяться или положение частей тела в пространстве, или их согласование, или динамика отдельных частей движения. В тактических действиях в качестве основы могут выделяться приемы, действия, которые определяют успеш-
ность всего тактического действия. Выделяемые в качестве основы части приема характеристики в тактических действиях можно объединить понятием «базовый элемент».
«Базовый элемент» должен быть той безусловно необходимой частью движения, без правильного выполнения которой невозможно решить двигательную задачу, выполнить технический прием или тактическое движение. Он должен также служить основой для совершенствования деталей техники и тактики. Методический прием выделения базовых элементов дает возможность учителю сделать процесс обучения более конкретным, позволяет сокращать время на объяснение, совмещать объяснение с показом упражнения. Базовые элементы учитель может разучивать на уроке, а детали совершенствовать во внеурочных формах: в секционных и самостоятельных занятиях, в домашних заданиях.
В зависимости от условий работы учитель сможет сам подобрать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами и выполнять их на большой скорости.
Простые упражнения можно сочетать с акробатическими упражнениями и всевозможными прыжками. Поэтому в системе подготовки должны найти место эти упражнения.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся. В этой части нет специальных упражнений и нормативов. Сделано это потому, что не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки и т. п.), выработать какой-то специальный норматив для всех не представляется возможным. Поэтому учите -ля физической культуры сами должны будут разработать такие упражнения, чтобы осуществить контроль над технической подготовленностью учащихся.
Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Для этого необходимо составить годовой план распределения прохождения учебного материала, предусмотрев кроссовую и лыжную подготовку, и на его основе разрабатывать поурочные планы (четверть, полугодие).
Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Важное условие результативного обучения - точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном уроке, но и в целой системе уроков. В ходе всего урока следует постоянно обращать внимание учащихся на правильное выполнение всех заданных движений.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностью освоения двигательных и специальных навыков, умением самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности.
В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.
При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.
Занятия по физической культуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводятся по специальной программе. Однако, если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им это разрешается под особым наблюдением учителя физической культуры.
Таким образом, проведенное исследование по проблеме программно-методического обеспечения физического воспитания школьников на основе тхеквондо с оздоровительной направленностью позволило сформулировать следующие выводы.
1. Анализ состояния проблемы показал, что современный уровень здоровья и физической подготовленности школьников можно определить как невысокий. В связи с этим особую роль приобретают меры, связанные с оздоровительным эффектом использования
физических упражнений для повышения физической подготовленности школьников и укрепления их здоровья.
2. Программно-методическое обеспечение физического воспитания школьников 1-11 классов на основе тхеквондо имеет теоретико-дидактическую, когнитивную, методическую и оздоровительную направленность.
3. Методика проведения занятий должна предусматривать индивидуальный и дифференцированный подходы в нормировании нагрузки, в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.
4. Оздоровительные занятия тхеквондо выходят не только на уровень теоретических знаний, практических умений и навыков школьников, но и посредством расширения представлений о здоровом образе жизни затрагивают более глубокие пласты личности -ее духовность - с моральной, социально детерминированной подструктурой - нравственностью.
5. Общая логика дифференциации педагогического взаимодействия контактирующих сторон на занятиях тхеквондо определяется с учетом задач учебно-воспитательного процесса со смещением акцентов с педагогического управления учебной деятельностью (воздействия) на соуправление (сотрудничество).
1. Богачихин М.М. Уроки китайской гимнастики // Физкультура для здоровья. М., 1990. Вып. 1. С. 3-11.
2. Чой Сунг Мо Скоростно-силовая подготовка в боевых искусствах. Ростов н/Д, 2003.
3. Чой Сунг Мо, Ярышев С.Н. Гибкость в боевых искусствах. Ростов н/Д, 2003.
4. Маслов А.Л. Уроки китайской гимнастики // Физкультура для здоровья. М., 1988. Вып. 3. С. 3-17.
5. Ромачарана. Хатха-йога. Философия физического благополучия. М., 1997.
6. Попов А.Л., Мельников В.М. Психология спорта. М., 1997.
7. Психология спорта высших достижений / под ред. А.В. Родионова. М., 1979.
8. Ли Сун Ман, Рике Гэтэйн. Современное тэк-вондо / пер. с англ. Е. Гупало. М., 2002.
9. Соколов И. С. Основы таэквон-до. М., 1994.
10. Янь Хай Традиционные китайские оздоровительные системы и физическая подготовка в вузах // Цигун и спорт. 1991. № 2. С. 40.
11. Матвеев Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. М., 1997.
12. Матвеев Л.П., Мельников СБ. Методика физического воспитания с основами теории. М., 1991.
13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спора и профессиональноприкладных форм физической культуры. М., 1991.
14. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев, 1999.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
16. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. С. 152.
18. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985.
19. Балдынюк Д.И., Киричук А.В. Культура педагогического общения воспитателя: сущность, структура, функции // Формирование личности воспитателя общеобразовательной школы в педагогическом вузе: сб. науч. тр. Киев, 1984.
20. Визитей Н.Н. Спортивная деятельность как социальный феномен: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Свердловск, 1985.
21. Данилина Л.Н., Плахтиенко В.А. Проблема психической надежности в спорте. М., 1980.
22. Жмарев В.Н. Управленческая и организаторская деятельность тренера. Киев, 1986.
23. Коротаева Н.В. Взаимоотношения тренер-спортсмен в системе подготовки специалистов по единоборствам. М., 1990.
24. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.
25. Моделирование соревновательной деятельности в единоборствах: тактика таеквон-до и дзюдо, основы тренировки / под общ. ред. Ю.Б. Калашникова. М., 1999. Вып. 1
26. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л.Б. Кофмана; авт.-сост. Г.И. Погодаев. М., 1998.
27. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М., 1980.
28. Пилоян Р.А. Мотивы спортивной деятельности. М., 1984.
29. Таеквон-до. Программа бакалаврского уровня высшего физкультурного образования. Направление 521900 «Физическая культура». М., 1998.
30. Таеквон-До (И Т Ф). Правила. М., 1996.
31. Теория и методика спорта. М., 1997.
32. Цилфидис Л.К. Педагогическое взаимодействие как условие формирование личности в Таеквон-до: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
33. Цилфидис Л.К. Принципы педагогического взаимодействия учителя и учеников в Таек-вон-до: юбилейный сб. науч. тр. молодых ученых и студентов РГАФК, посвящ. 80-летию академии. М., 1998.
Поступила в редакцию 9.Q4.2QQ9 г.
Kim A.A., Tsilfidis L.K. Programmed-methodical maintenance of physical training of schoolboys of 1-11 classes on the basis of improving potential of taekwondo. The program and technique of physical training of pupils of 1-11 grades within the process of improving practice of taekwondo are developed.
Key words: methodic of physical training, taekwondo.