Научная статья на тему 'Программно-аналитический комплекс информационной системы мониторинга рынка труда сферы физической культуры и спорта'

Программно-аналитический комплекс информационной системы мониторинга рынка труда сферы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / BRANCH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / МОНИТОРИНГ / MONITORING / РЫНОК ТРУДА / JOB MARKET / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / YOUNG SPECIALISTS / ПРОГРАММНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PROGRAMME-ANALYTICAL COMPLEX / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATIONAL SYSTEM / ТРУДОУСТРОЙСТВО / JOB FINDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестаков Михаил Михайлович, Мирзоев Борис Христоворович

В статье представлен разработанный и обоснованный в результате исследования программно-аналитический комплекс информационной системы мониторинга рынка труда сферы физической культуры и спорта для Сочинского рекреативного региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAMME - ANALYTICAL COMPLEX OF INFORMATIONAL SYSTEM OF MONITORING JOB MARKET IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Programme-analytical complex of informational system of monitoring job market in the sphere of physical education and sport for Sochi recreational region of Russia has been worked out and substantiated in the course of research. Results of this work are represented in the article.

Текст научной работы на тему «Программно-аналитический комплекс информационной системы мониторинга рынка труда сферы физической культуры и спорта»

ПРОГРАММНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ТРУДА СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор М.М. Шестаков, аспирант Б.Х. Мирзоев Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

В статье представлен разработанный и обоснованный в результате исследования программно-аналитический комплекс информационной системы мониторинга рынка труда сферы физической культуры и спорта для Сочинского рекреативного региона России.

Ключевые слова: отрасль, физическая культура и спорт, мониторинг, рынок труда, молодые специалисты, программно-аналитический комплекс, информационная система,трудоустройство.

Становление менеджмента в России убеждает в том, что в современных условиях наличие объективной и достаточной информации является необходимым условием для принятия субъектами управления эффективных решений как в сфере образования, так и в сфере трудоустройства: учащихся/студентов и их родителей, менеджеров образования различных уровней, органов управления образования, предприятий, которым необходимы сотрудники, а также служб по трудоустройству [1].

Одновременно с этим в последние годы значительно расширился круг потребителей статистической информации, а также возрос спрос на нее. В то же время статистическая информация, которая сегодня собирается, во-первых, в недостаточной степени доступна для пользователей (потенциальных пользователей) образовательной сферы и, во-вторых, используется ими крайне непродуктивно [2, 3, 4].

Исследования показали, что примерно 10% имеющейся в наличии статистической информации в области образования доходит до управленцев регионального уровня, и всего в среднем 1% информации используется ими при принятии управленческих решений. Кроме того, по мнению экспертов, в управлении образованием в недостаточной степени используются статистические данные других ведомств (55%), в частности служб по трудоустройству, а также предприятий, на которых работают выпускники образовательных учреждений, в то время как эффективность системы образования определяется, прежде всего, внешними пользователями этих систем.

Среди основных недостатков, относящихся к структуре и содержанию собираемой статистической информации, эксперты выделяют следующие (рис.1):

- недостаточная полнота информации;

- низкий уровень аналитичности информации;

- дублирование данных, получаемых из разных источников;

- несоответствие содержания и формы представления материалов информации запросам различных групп потребителей;

- отсутствие сводимости и сопоставимости данных, собираемых различными ведомствами.

Особую значимость, по мнению экспертов сферы физической культуры и спорта, имеет проблема несогласованности данных о потребностях рынка труда и возможностях рынка образовательных услуг, а также то, что собираемые статистические данные не имеют прогностической информативности и не позволяют, таким образом, заранее определять потребности рынка труда в специалистах.

Среди основных причин, оказывающих влияние на несбалансированность рынка труда и образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта, можно выделить ту, которая связана с отсутствием механизма их взаимосвязанного прогнозирования и надежных методик мониторинга.

В настоящее время в других сферах деятельности разработка подобных механизмов все больше и больше основывается на использовании программно-аналитических комплексов, включающих ряд этапов (в том числе этап отработки программы сбора и обработки информации).

Исследования показали, что на достоверность прогноза развития рынка труда в сфере физической культу-

5 ^

(В 2 а. о

х

>5

О *

О ф

т I-

о

I-

О *

I-

О

а.

ф

ь

*

«

а.

«

X

уровень доступности информации

степень сводимости и сопоставимости данных, собираемых различными • ведомствами

степень соответствия содержания и формы представления материалов информации запросам различных групп потребителей

возможность построения прогнозов на основе собираемой информации

подверженность анализу

1,8

5,1

2,9

полнота информации

4,9

123456789 10 Индекс экспертной оценки

Рис.1.

Экспертные оценки статистической информации, используемой при анализе процессов, происходящих на рынке труда сферы физической культуры и спорта.

ры и спорта влияет целый ряд причин. Одной из основных причин, приводящей к искажению показателей прогноза потребностей рынка труда, является практически полное отсутствие официальной статистической информации о движении рабочей силы в аспекте профессионально-квалификационных характеристик о работниках организаций, которые занимали ликвидированные рабочие места, освобождали по различным причинам функционирующие и требовались для заполнения вновь создаваемых рабочих мест.

Также установлено, что мониторинг рынка труда в сфере физической культуры и спорта основывается на информации о потребностях в кадрах различной квалификации только за прошедший период времени и, как правило, не содержит достоверных сведений о потребностях растущего сектора экономики, представленного, например, предприятиями малого и среднего бизнеса.

Причем данный сектор экономики удается охватить соответствующим мониторингом далеко не в полной мере, а лишь частично, так как сведения о такого рода предприятиях в органах статистики, в службах занятости, департаментах по труду и других организациях, осуществляющих сбор подобной информации, являются далеко не полными.

Учитывая это обстоятельство, представлялась весьма перспективной разработка и последующая адаптация программно-аналитического комплекса информационной системы мониторинга для рынка труда сферы физической культуры и спорта, которая способствовала бы, в том числе, и трудоустройству выпускников вузов. Сама же информационная система мониторинга может представлять собой кадровый сервер, предназначенный для поиска выпускником будущего места работы по базе вакансий отрасли и для поиска работодателем будущего специалиста по базам резюме студентов вузов физической культуры.

Исследование эффективности различных форм организации сотрудничества с предприятиями-работодателями показывает, что наиболее оптимальным является взаимодействие на основе использования телекоммуникационных технологий (Web-сайт, кадровый сервер и т. п.). На этапе же создания программы сбора и обработки информации представляется целесообразным привлечь предприятия сферы физической культуры и спорта посредством обмена информацией между ними и информационным хранилищем вуза, осуществляющим подготовку соответствующих специалистов.

Технологически это можно осуществить с помощью информационной системы мониторинга или другого аналогичного программного продукта, содержащего базу данных о выпускаемых специалистах и других социально-экономических показателях, имеющих отношение к рынку труда и образовательным услугам сферы физической культуры и спорта (рис.2).

Для предприятий и организаций, выступающих в роли работодателей сферы физической культуры и спорта, необходимым условием получения информации является размещение сведений о своем предприятии на сервере вуза, осуществляющего подготовку соответствующих специалистов с помощью Web-форм, «надстроенных» над базой данных. Полученная таким образом информация может передаваться структурам города и региона, осуществля-

Предприятия я организации отрасли «Физическая культура и спорт»

(в т, ч. малого и среднего бизнеса)

\¥ЕВ-ФОРМЫ (сбор информации об объектах физкулыурно-спортивной и оздоровительной инфраструктуры)

Информационная система мониторинга

БД предприятий сферы физической культуры и спорта (в т. ч. малого и среднего бизнеса)

т

Структуры,

]>Д выпускников вузов,

осуществляющих подготовку специалистов дли сферы фвзкулыуры в спорта

мониторингом рынка трудя

Социально-экономические показатели рынка трудя и образовательных услуг отрасли «Физическан культура и спорт»

ИНТЕРНЕТ СРЕДА

Рис.2.

Информационная система мониторинга, анализа и прогнозирования для сферы физической культуры и спорта.

ющим мониторинг рынка труда, и после дополнительных операций по уточнению и обработке данных поступать в программно-аналитический комплекс.

Таким образом, база данных программно-аналитического комплекса информационной системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда будет содержать более полную информацию о состоянии сферы физической культуры и спорта, что в свою очередь будет способствовать повышению точности прогноза.

Здесь следует заметить, что в этом случае срезы сбора информации должны быть изначально согласованы и предусмотрены размеры доступа в соответствии с категорией пользователей и действующим законодательством.

Представляется, что сам программно-аналитический комплекс может быть размещен на базе одного из вузов, осуществляющих подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта. Вуз в этом случае должен тесно взаимодействовать со структурами муниципального и регионального уровня: департаментом образования и науки администрации, управлением по труду администрации, департаментом Федеральной государственной службы занятости населения, профессиональными ассоциациями в сфере физической культуры и спорта, консультационным советом по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров и специалистов. Совместные усилия должны быть направлены на совершенствование социального партнерства и создание эффективного механизма прогнозирования рынка труда и образовательных услуг.

Очевидно, что механизм взаимосвязанного прогнозирования рынка труда и образовательных услуг позволит повысить эффективность решения задач по их оптимизации на основе делового взаимовыгодного партнерства всех заинтересованных структур местного, регионального и федерального уровня в едином информационном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баймурзин А.Р., Блеер А.Н., Невекрович С.Д. Теортерико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма //Теория и практика физической культуры. - 2008. -№5. - С. 7-11.

2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 132 с.

3. Уткин Н.Я. Курс менеджмента: учебник для вузов. - М.: Зеркало, 2004. - 395 с.

4. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 2002. - 350 с.

PROGRAMME - ANALYTICAL COMPLEX OF INFORMATIONAL SYSTEM OF MONITORING JOB MARKET IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

M. Shestakov, Doctor of Pedagogics, Professor B. Mirzoev, Post - graduate Student Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Programme-analytical complex of Informational system of monitoring job market in the sphere of physical education and sport for Sochi recreational region of Russia has been worked out and substantiated in the course of research. Results of this work are represented in the article.

Key words: branch, physical culture and sport, monitoring, job market, young specialists, programme-analytical complex, informational system, job finding.

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Воеводина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Цель работы - исследование правовых основ образовательной деятельности и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в области образования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Основные результаты - для повышения эффективности правового регулирования образовательной сферы необходима систематизация законодательства в области образования, устранение противоречивости правовых конструкций источников образовательного права и разработка образовательного глоссария.

Ключевые слова: правовое регулирование, образовательные отношения, законодательство, качество образования, образовательный глоссарий.

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его

способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [8].

Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. В научно-методической литературе представлено следующее определение качества образования.

Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Достижение характеристик качества зависит от управления, обеспечивающего их величины, комплекс и сочетание, и правового обеспечения, которое является предметом рассмотрения в данной статье.

Правовое регулирование высшего образования, в том числе и в области физической культуры и спорта, осуществляется посредством законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов и нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации (таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.