Научная статья на тему 'Программная структура муниципального бюджета: механизмы финансирования расходов'

Программная структура муниципального бюджета: механизмы финансирования расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ / MUNICIPAL PROGRAMS / BUDGET EXPENDITURES / MUNICIPAL BUDGET / BUDGET DEFICIT / MUNICIPAL DEBT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

В статье проводится анализ планирования и эффективного расходования бюджетных ресурсов муниципального образования на основе принятых муниципальных программ и в соответствии с программно-целевыми методами с целью финансирования дефицита бюджета и снижения уровня муниципального долга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белостоцкий Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM STRUCTURE OF THE MUNICIPAL BUDGET: MECHANISMS FOR FINANCING OF COSTS

The article analyzes the planning and efficient use of budget resources of a municipality on the basis of adopted municipal programs and in accordance with the program-targeted methods in order to finance the budget deficit and reduce the level of municipal debt

Текст научной работы на тему «Программная структура муниципального бюджета: механизмы финансирования расходов»

УДК 336.144

Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского государственного университета e-mail: [email protected]

ПРОГРАММНАЯ СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА: МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ

Аннотация: В статье проводится анализ планирования и эффективного расходования бюджетных ресурсов муниципального образования на основе принятых муниципальных программ и в соответствии с программно-целевыми методами с целью финансирования дефицита бюджета и снижения уровня муниципального долга

Ключевые слова: муниципальные программы, расходы бюджета, муниципальный бюджет, дефицит бюджета, муниципальный долг.

Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate Professor, Kursk State University e-mail: [email protected]

PROGRAM STRUCTURE OF THE MUNICIPAL BUDGET: MECHANISMS FOR FINANCING OF COSTS

Annotation: The article analyzes the planning and efficient use of budget resources of a municipality on the basis of adopted municipal programs and in accordance with the program-targeted methods in order to finance the budget deficit and reduce the level of municipal debt

Keywords: municipal programs, budget expenditures, municipal budget, budget deficit, municipal debt.

В современных условиях бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов. Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание должно уделяться обоснованию конечных результатов в рамках муниципальных программ. Метод бюджетирования, ориентированного на результат, позволяет соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество. Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов, эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.

В соответствии со ст. 172 БК РФ с 2014 года в качестве основы расходной части бюджета используются муниципальные программы (проекты муниципальных программ, проекты изменений указанных программ).

В соответствии со ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования [4].

Муниципальные программы утверждены постановлениями Администрации города Курска и представлены в таблице 1.

Проектом решения о бюджете без учета финансовой помощи (за исключением дотации) из областного бюджета расходная часть прогнозируется на 2019 год в сумме 3400999,7 тыс. рублей, что на 1106592,8 тыс. рублей или на 24,5 % меньше ожидаемого исполнения уровня 2018 года без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 Таблица 1 - Муниципальные программы города Курска на 2018-2020 годы, тыс. рублей

Наименование Проект решения Курского городского Собрания «О бюджете города Курска на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

2018 год 2019 год 2020 год

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВСЕГО: 6 822 866,42 460 311,20 460 291,20

01 Муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в городе Курске на 2014-2018 годы» 428 457,17

02 Муниципальная программа «Социальная поддержка граждан города Курска» на 2014-2018 годы 1 229 210,38

03 Муниципальная программа «Развитие образования в городе Курске на 2014-2018 годы» 3 381 502,40

04 Муниципальная программа «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами города Курска на 2017-2021 годы» 55 740,60 55740,6 55740,6

05 Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории муниципального образования«Город Курск» на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года» 239,50 198,5 178,5

06 Муниципальная программа «Обеспечение жильем граждан города Курска» на 2016-2020 годы 19 205,10 19205,1 19205,1

07 Муниципальная программа «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» на 2014-2018годы 629 397,06

08 Муниципальная программа «Повышение эффективности работы с молодежью, организация отдыха и оздоровления детей, молодежи, развитие физической культуры и спорта в городе Курске на 2014-2018 годы» 126 052,90

09 Муниципальная программа «Формирование здорового образа жизни, улучшение демографической ситуации в городе Курске на 2014-2018 годы» 22 355,00

10 Муниципальная программа «Градостроительство и инвестиционная деятельность в городе Курске на 2016-2018 годы» 79 571,09 180262,0 180262,0

11 Муниципальная программа «Развитие общественного транспорта и дорожное хозяйство в городе Курске на 2016-2020 годы» 132 294,70 132234,7 132234,7

12 Муниципальная программа «Профилактика правонарушений в городе Курске на 2014-2018 годы» 2 398,56

13 Муниципальная программа «Обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения города Курска на 2014 - 2020 годы» 63 314,20 63314,2 63314,2

14 Муниципальная программа «Повышение эффективности управления финансами города Курска на 2014-2018 годы» 448 880,86

15 Муниципальная программа «Развитие малого исреднего предпринимательства в городе Курске на 2017-2020 годы» 10 956,10 9356,1 9356,1

16 Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы, повышение эффективности взаимодействия с общественными организациями и территориальными органами самоуправления в городе Курске на 2016-2018 годы» 193 290,82

Расходная часть на 2020-2021 годы планируется без учета финансовой помощи из областного бюджета, в том числе на 2020 год в сумме 3100908,8 тыс.рублей или на 8,8 % ниже уровня 2019 года, на 2021 год составит 2783736,9 тыс.рублей или на 10,2 % ниже уровня 2020 года.

Проект решения о бюджете (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) на 2019 год предусматривает увеличение расходов к ожидаемому уровню 2018 года по 1 раздел из 12 - по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» на 28,0 %.

Ежегодно наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют расходы на образование: в ожидаемом исполнении расходов за 2018 год (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) -42,8 %, в 2019 году 44,0 %, в 2020 году 40,8%, в 2021 году 35,6 % [2].

Проектом решения о бюджете предусмотрены ассигнования на муниципальный дорожный фонд, созданный в соответствии с решением Курского городского Собрания от 21.05.2013 года №24-5-РС «О создании муниципального дорожного фонда города Курска» на 2019 год в сумме 350000,0 тыс. рублей, на 2020 год в сумме 336000,0 тыс. рублей, на 2021 год в сумме 296000,0 тыс. рублей (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение расходов бюджета города Курска за ряд лет, тыс.руб._

Исполнено Проект решения Курского городского Собрания

за 2017 год Исполнено

Наименование показателя (с учетом финансовой помощи из областного бюджета) Ожидаемое исполнение за 2018 год Проект решения Курского городского Собрания Наименование показателя за 2017 год (с учетом финансовой помощи из областного бюджета)

Образование 3808115,4 1930921,9 1495664,4 1264178,1 991454,7

Культура, кинематография 197427,6 255234,7 235936,5 235879,4 166803,5

Социальная политика 1213816,2 46238,4 36098,7 36129,9 36129,9

Физическая

культура и 17196,6 59456,8 8682,4 9261,3 9261,3

спорт

Средства массовой 7499,5 8525,9 8486,2 7899,5 7899,5

информации

Прочие расходы 2005358,1 2207214,8 1616131,5 1547560,6 1572188,0

Расходы всего 7249413,4 4507592,5 3400999,7 3100908,8 2783736,9

Доля

социально-

значимых отраслей в общих 72,3 51,0 52,5 50,1 43,5

расходах, %

Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы в общей сумме расходов 2018 года (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) составит 22,0 %, в 2019 году планируются в объеме 16,3 %, в 2020 году - 16,7 %, в 2021 году - 18,6 %.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общей сумме расходов 2018 года (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) составит 9,6 %, в 2019 году планируются в объеме 8,8 %, в 2020 году - 8,6 %, в 2021 году - 9,8 %.

Удельный вес расходов по остальным отраслям в общей сумме расходов в 2018 году (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) составит 25,6 %, в 2019 году планируется в объеме 30,9 %, в 2020 году - 34,0 %, в 2021 году - 36,1 % [5].

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019

В 2019 году структура расходов бюджета (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)) не претерпевает существенных изменений по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Первое место по-прежнему занимают расходы, направляемые в социально-культурную сферу. В общей сумме расходов бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, как и в 2017 году и в 2018 году, социально-значимые расходы составляют: в 2017 году - 72,3 %, в 2018 году - 51,0 %, в 2019 году -52,5 %, в 2020 году - 50,1 %, в 2021 году - 43,5 %.

В структуре расходов проекта решения о бюджете на 2019 год объем средств, направляемых на социально-культурную сферу (без учета финансовой помощи из областного бюджета (за исключением дотации)), составит 1784868,2 тыс.рублей или на 22,4% ниже ожидаемого уровня 2018 года (2300377,7 тыс.рублей).

В 2020 году указанные расходы планируются в сумме 1553348,2 тыс. рублей или на 13,0 % ниже уровня 2019 года, в 2021 году - 1211548,9 тыс. рублей или на 22,0 % ниже уровня 2020 года.

Приоритетными направлениями бюджетной политики остается обеспечение социальных обязательств, где социальные расходы составляют наиболее значимую часть общего объема расходов бюджета.

В проекте решения о бюджете на 2019 год дефицит бюджета составляет 290000,0 тыс. рублей, на 2020 - 2021 годы бюджет сбалансирован по доходам и расходам [3].

По состоянию на 01.01.2018 года сумма муниципального долга города Курска составляет 2175544,4 тыс. рублей, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 673044,4 тыс. рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций в сумме 1502500,0 тыс. рублей. На обслуживание муниципального долга в бюджете города Курска на 2018 год предусмотрено 129791,1 тыс. рублей.

По состоянию на 01.10.2018 года сумма муниципального долга города Курска составляет 2442544,4 тыс. рублей, в том числе бюджетные кредиты, привлеченные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 940044,4 тыс. рублей, кредиты, полученные от кредитных организаций

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (24), 2019 в сумме 1502500,0 тыс. рублей. На обслуживание муниципального долга в бюджете города Курска на 2019 год предусмотрено 166118,3 тыс. рублей, на 2020 год - 167359,9 тыс. рублей, на 2021 год - 167210,5 тыс. рублей.

Программно-целевой метод - представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий [1, с. 22].

Все показатели находятся в рамках, разрешенных бюджетным законодательством Российской Федерации, но при этом продолжают увеличиваться риски в обеспечении устойчивости бюджета города Курска, связанные с существенным объемом долговых обязательств.

Список источников:

1. Белостоцкий А.А. Программно - целевое планирование регионального бюджета/ Дельта науки. - 2016. - № 1. - С.22 - 27.

2. Бюджет для граждан. Официальный сайт Администрации Курска: официальный сайт. URL:http://http://www.kurskadmrn.ru/ (дата обращения: 27.11.2018).

3. Проект бюджета города Курска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Официальный сайт Курского городского собрания: официальный сайт. URL:http://gorsobrarne-kursk.ru/docs/ (дата обращения: 21.11.2018).

4. Проект решения Курского городского Собрания «О бюджете города Курска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».Официальный сайт Курского городского собрания: официальный сайт. URL:http://gorsobranie-kursk.ru/docs/ (дата обращения: 25.11.2018).

5. Контрольно - счетная палата Курска. Официальный сайт: URL: http://ksp-kursk.ru/ (дата обращения: 30.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.