Научная статья на тему 'Программная Реализация системы поддержки принятия решений при управлении образовательными программами'

Программная Реализация системы поддержки принятия решений при управлении образовательными программами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРФЕЙСНЫЕ РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ / ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / EDUCATIONAL PROGRAM / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / SOFTWARE IMPLEMENTATION / INTERFACE SOLUTIONS / EDUCATIONAL PROGRAM MANAGEMENT / DECISION SUPPORT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гринченков Дмитрий Валерьевич, Лобова Татьяна Владимировна, Ткачев Александр Николаевич, Нгуен Фук Хау, Кущий Дарья Николаевна

Приводится описание одного из возможных подходов к программной реализации системы поддержки принятия решений, предназначенной для управления образовательными программами (ОП) разных уровней, в том числе программами дополнительного профессионального образования (ДПО). Разработана функциональная схема и структура системы поддержки принятия решений для управления ОП ДПО. Определены основные направления обеспечения ОП, характеризующие их показатели и интегральные критерии качества реализации ОП. Описан порядок взаимодействия отдельных модулей системы, их функциональные возможности, интерфейсные решения и принципы организации обратной связи со всеми категориями участников ОП. Приводится пример применения разработанных системных моделей и алгоритмов управления ОП. Разработанный программный инструментарий управления и оценки качества образовательными программами использован для текущего анализа и оперативной корректировки, реализуемой в ЮРГПУ (НПИ) ОП ДПО в области ИТ-технологий, а также программ, реализуемых АО «Insumo» (Вьетнам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Гринченков Дмитрий Валерьевич, Лобова Татьяна Владимировна, Ткачев Александр Николаевич, Нгуен Фук Хау, Кущий Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE IMPLEMENTATION OF THE DECISION SUPPORT SYSTEM FOR MANAGING EDUCATIONAL PROGRAMS

In article one of the possible approaches to the software implementation of a decision support system designed to manage educational programs (EP) at various levels, including programs of supplementary professional education (SPE), is considered. The functional scheme and structure of the decision support system for managing EP SPE was developed. The main directions of providing EP, their indicators and integral criteria for the quality of EP implementation are defined. The order of interaction of individual modules of the system, their functionality, interface solutions, and the principles of organizing feedback with all categories of EP participants are described. An example of application of the developed system models and algorithms for EP management is given. The developed software tools for managing and evaluating the quality of educational programs are used for the current analysis and operational adjustment of the IT-technology EP SPE implemented in the SRSPU (NPI), as well as programs implemented by JSC «Insumo» (Vietnam).

Текст научной работы на тему «Программная Реализация системы поддержки принятия решений при управлении образовательными программами»

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

УДК 004.912:004.853:519.233.6 DOI: 10.17213/1560-3644-2020-2-19-28

ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ

© 2020 г. Д.В. Гринченков1, Т.В. Лобова1, А.Н. Ткачев1, Нгуен Фук Хау12, Д.Н. Кущий1, В.Д. Гринченков1, Г.С. Цупко1

1Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия, 2Университет Шао-До, г. Чи Линь, Провинция Хай Зыонг, Вьетнам

SOFTWARE IMPLEMENTATION OF THE DECISION SUPPORT SYSTEM FOR MANAGING EDUCATIONAL PROGRAMS

D.V. Grinchenkov1, T.V. Lobova1, A.N. Tkachev1, Nguyen Phuc Hau1'2, D.N. Kushchiy1, V.D. Grinchenkov1, G.S. Tsupko1

1Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia, 2Sao Do University, Chi Linh Town, Hai Duong Province, Vietnam

Гринченков Дмитрий Валерьевич - канд. техн. наук, доцент, декан факультета информационных технологий и управления, зав. кафедрой «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: grindv@yandex.ru

Лобова Татьяна Владимировна - ст. преподаватель, кафедра «Прикладная математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: qwest64@yandex.ru

Ткачев Александр Николаевич - д-р техн. наук, профессор, академик Академии транспорта России, зав. кафедрой «Прикладная математика», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: tkachev.an@mail.ru

Нгуен Фук Хау - специалист учебного отдела, ун-т Шао-До, г. Чи Линь, Провинция Хай Зыонг, Вьетнам. Аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: phuchauptit@gmail.com

Кущий Дарья Николаевна - ст. преподаватель, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: dkushchiy@rambler.ru

Гринченков Валерий Дмитриевич - инженер НовоЦНИТ, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: greench161@yandex.ru

Цупко Георгий Сергеевич - аспирант, кафедра «Программное обеспечение вычислительной техники», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: Skaara911 @gmail.com

Grinchenkov Dmitriy V. - Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Dean of Information Technology and Control Department, Head of Department «Software Computer Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: grindv@ yandex.ru

Lobova Tatyana V. - Senior Lecturer, Department «Applied Mathematics», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: qwest64@yandex.ru

Tkachev Alexandr N. - Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician of the Academy of Transport of Russia, Head of Department «Applied Mathematics», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. Email: tkachev.an@mail.ru

Nguyen Phuc Hau - Specialist of Training Department, Sao Do University, Chi Linh Town, Hai Duong Province, Vietnam. Graduate Student, Department «Software Computer Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: phuchauptit@gmail.com

Kushchiy Daria N. - Senior Lecturer, Department «Software Computer Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: dkushchiy@rambler.ru

Grinchenkov Valeriy D. - Engineer of NovoCNIT, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: greench161@yandex.ru

Tsupko Georgiy S. - Graduate Student, Department «Software Computer Engineering», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: Skaara911@gmail. com

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

Приводится описание одного из возможных подходов к программной реализации системы поддержки принятия решений, предназначенной для управления образовательными программами (ОП) разных уровней, в том числе программами дополнительного профессионального образования (ДПО). Разработана функциональная схема и структура системы поддержки принятия решений для управления ОП ДПО. Определены основные направления обеспечения ОП, характеризующие их показатели и интегральные критерии качества реализации ОП. Описан порядок взаимодействия отдельных модулей системы, их функциональные возможности, интерфейсные решения и принципы организации обратной связи со всеми категориями участников ОП. Приводится пример применения разработанных системных моделей и алгоритмов управления ОП. Разработанный программный инструментарий управления и оценки качества образовательными программами использован для текущего анализа и оперативной корректировки, реализуемой в ЮРГПУ (НПИ) ОП ДПО в области ИТ-технологий, а также программ, реализуемых АО «Insumo» (Вьетнам).

Ключевые слова: образовательная программа; дополнительное профессиональное образование; программная реализация; интерфейсные решения; управление образовательной программой; поддержка принятия решений.

In article one of the possible approaches to the software implementation of a decision support system designed to manage educational programs (EP) at various levels, including programs of supplementary professional education (SPE), is considered. The functional scheme and structure of the decision support system for managing EP SPE was developed. The main directions of providing EP, their indicators and integral criteria for the quality of EP implementation are defined. The order of interaction of individual modules of the system, their functionality, interface solutions, and the principles of organizing feedback with all categories of EP participants are described. An example of application of the developed system models and algorithms for EP management is given. The developed software tools for managing and evaluating the quality of educational programs are used for the current analysis and operational adjustment of the IT-technology EP SPE implemented in the SRSPU (NPI), as well as programs implemented by JSC «Insumo» (Vietnam).

Keywords: educational program; supplementary professional education; software implementation; interface solutions; educational program management; decision support.

При разработке систем принятия решений, используемых для управления образовательными программами, обычно предполагается, что принимаемые управленческие решения должны опираться на результаты анализа мнения потребителей образовательных услуг и участников образовательного процесса. Для получения достоверной информации эти мнения должны собираться из всех доступных источников, в том числе из сети интернет [1, 2]. При принятии решений используются интегрированные оценки мнения разных категорий респондентов о реализуемой ОП, собранные по независимым каналам. Под респондентами здесь понимаются лица, прошедшие предложенное организаторами ОП анкетирование, или выразившие свое мнение в виде текстового резюме на одном из ресурсов сети интернет. Используемые методы сбора информации могут быть разными [3 - 5], как и способы построения интегрированных оценок. Например, в [2, 6] анализ мнений выполняется в результате анализа тональности неструктурированной текстовой информации. В работе [7] анализ проводится с использованием двухуровневой экспертной оценки, а в работе [8] для этого используется процедура классификации отзывов. Следует отметить, что во всех случаях, независимо от исполь-

зуемых подходов, решение задачи поддержки принятия решений (ППР) требует разработки специализированного программного обеспечения. Общие подходы к разработке такого обеспечения описаны в [9]. В работе [7] описаны принципы построения системы ППР, которая реализует сбор информации и последующее выполнение интегрированной экспертной оценки. Разработанная система адаптирована к решению задач управления ОП ДПО, так как именно эти программы имеют четко установленную практическую значимость и в силу своих сравнительно небольших сроков реализации требуют оперативной оценки и корректировки при запуске на каждый новый цикл реализации.

Структура системы поддержки принятия решений при управлении реализацией программ ДПО. Система ППР, используемая для управления программами ДПО, имеет модульную структуру и состоит из шести подсистем (рис. 1):

- настройки ресурсов, используемых для поиска отзывов, которая позволяет настраивать пространство поиска на поиск по указанной совокупности ресурсов;

- поиска и извлечения отзывов, размещенных в сети интернет, в пределах поискового

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

пространства, которое определяется предыдущей подсистемой;

— формирования анкет прямого доступа (АПД), обеспечивающей инструментальную поддержку анкетирования категории респондентов, заполняющих анкеты непосредственно на сайте организации, реализующей программы ДПО, которые разделяются на три категории: обучающиеся, ППС, работодатели;

— формирования анкет на основе обработки отзывов, извлеченных из сети интернет, обеспечивающей инструментальную поддержку работы экспертов - интерпретаторов отзывов, которые заполняют универсальные анкеты на основе извлеченный из сети интернет (АИС) информации;

— построения интегральных оценок, которые определяются в результате обработки информации, собранной по двум каналам согласованно с данными, содержащимися в АПД и АИС;

— формирования рекомендаций по управлению программами ДПО с использованием полученных интегральных оценок, определения управляющих воздействий, ранжированных по степени важности, с учетом их влияния на улучшение качества программ ДПО по совокупности интегральных критериев.

Рис. 1. Структура системы поддержки принятия решений для управления ОП ДПО / Fig. 1. Structure of the decision support system for managing EP SPE

На рис. 2 приведена схема взаимодействия отдельных модулей системы поддержки принятия решений для управления ОП ДПО, отражающая существующие и учитываемые в системе потоки данных.

Участники образовательного процесса

О О ■ О

Заполняют

АПД

Подсистема формирования АПД

Эксперты (сотрудники организации реализующей программы

ДПО и принимающие решения по управлению) ©© - ©

Передается

БД АПД

Подсистема формирования рекомендаций

Подсистема построения интегрированной оценки

Подсистема настройки ресурсов

БД

Поисковых ресурсов

БД АИС

Настройка области

Подсистема формирования АИС

Оставляют отзывы

Пользователи сети

P2

О© - ©

Интерпретаторы

I2

©© - (im)

Рис. 2. Схема взаимодействия модулей системы поддержки принятия решений для управления ОП ДПО / Fig. 2. Diagram of interaction of modules of the decision support system for managing EP SPE

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

Подсистема настройки ресурсов, используемых для поиска отзывов. Как отмечалось выше, здесь поиск отзывов, используемых для оценки качества реализации ОП ДПО, осуществляется не во всем пространстве интернет, а только на установленных ресурсах. К их числу относятся различные интеграторы отзывов (отзывики), социальные сети, сообщества работодателей и т.п. В разработанной системе (рис. 1, 2) реализуется механизм формирования единой поисковой базы.

На рис. 3 представлен интерфейс подсистемы формирования единой базы поисковых ресурсов. Разработанная подсистема позволяет просматривать общий список ресурсов, список ресурсов по категориям (например, отзывики, социальные сети и т.п.), добавлять информацию о новых ресурсах в базу, удалять из базы потерявшие актуальность ресурсы, а также выполнять статистическую обработку информации. По каждому виду ресурсов сохраняются следующие данные: адрес ресурса, сведения о категории, к которой относится ресурс, а также его краткая характеристика (описание). Рис. 4 иллюстрирует интерфейсное решение, используемое при добавлении нового ресурса в единую базу.

Подсистема поиска и извлечения отзывов из сети интернет. Поиск отзывов, используемых для анализа качества реализации ОП ДПО,

осуществляется только на определенном пространстве ресурсов, которые хранятся в единой базе. Для поиска информации при оценке конкретной ОП предварительно осуществляется настройка ресурсов для поиска, адреса которых выбираются из единой базы.

Рис. 4. Интерфейс для добавления нового ресурса / Fig. 4. Interface for adding a new resource

На рис. 5 представлено интерфейсное решение, используемое для настройки пространства поиска. Функциональные возможности приложения позволяют сформировать перечень ресурсов для проведения поиска, обеспечивают возможность добавления и удаления адресов из единой базы, а также запуск процесса поиска.

Рис. 3. Интерфейс, поддерживающий формирование единой базы поисковых ресурсов при нахождении отзывов / Fig. 3. Interface for creating a database of search resources when finding reviews

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

v) Поиск и извлечение отзывов

Ресурсы используемые для поиска

ID Адрес Описание

1 https://www.snta.ru Современная научно-технологическая академия AHO ДПО «СЫТА»

2 https://dpo.tsu.ru Центр ДПО Томского государственного университета

3 https://nouronllne.ru Ассоциация «Некоммерческое партнерство высшего образования

4 https://razvitkor.ru Центр «Развитие и коррекция»,г. Москва

5 https://trustland.ru Отзовик

6 https://www.cossa.ru Cossa маркетинг в соцсетях

7 https://otzovik.com Отзовик

8 https://info-hit.ru Проект онлайн обучения «ИнфоХит»

Настройка периода поиска

Добавить

Начано 18.11.2019

Конец 15.12.2019

Результаты поиска найдено отзывов 47

ID Адрес Дата Описание А

1 https://trustland.ru/listings/skillbox 10.09.2019 Отзовик

2 https://trustland.ru/listings/skillbox 07.10.2019 Отзовик

3 https://trustland.ru/listings/netology.ru 04.09.2019 Отзовик

4 https://trustland.ru/listings/skillbox 08.10.2019 Отзовик

5 https://trustland.ru/listings/skillbox 04.09.2019 Отзовик

6 https://trustland.ru/listings/ netology.ru 17.11.2019 Отзовик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полный текст отзыва

Несоответствие иены/качества курса «ЭММ-менеджер»

Три месяца обучения в университете интернет-профессий « Нетология» оставили у меня противоречивые и смешанные чувства. За полный курс «ЭММименеджер» я заплатит 30 тыс. рублей, но считаю, что тот пакет знаний, которым меня снабдили, не соответствует своей стоимости.

Наиболее негативные впечатления сложились от техники подачи информации: скучно и банально. Литература, предлагаемая для изучения каждой темы, сгодилась к сухим фактам, цифрам и действиям, которые я и так знал. Никакой конкретики и тактических советов, к сожалению, не было ни в конспектах, ни в предоставленных источниках информации Для лучшего понимания и усвоения материала мне пришлось самостоятельно искать материал в интернете.

К числу положительных моментов можно отнести заполнение пробелов в знаниях о пользовании социальными сетями. Как ни странно, ноя много чего не знал о сервисах ВК. А !пяаёгапл до прохождения курса и вовсе был для моего разума «загадочным потусторонним организмом». Однако разочарую тех, кто думает, что программа предполагает обучение «с нуля». Нет. Перед тем, как записаться на обучение, советую самостоятельно выучить азы тех направлений, которые предлагаются к изучению в программе «$1ИМ-менеджер». Также нет претензий к лекторам: стараются заинтересовать, преподнести теоретический материал красочно и не пресно. Только они хоть как-то оправдывают стоимость обучения. Хотя, на мой взгляд цена зтого курса не более 15 тыс рублей.

Сохронить результаты поиске

Стотистико по ресурсом

Рис. 5. Интерфейсное решение для настройки пространства поиска отзывов по ОП с отображением результатов поиска / Fig. 5. Interface solution for configuring the search space for EP reviews with display of search results

На этой же форме отображаются и результаты поиска, в виде перечня найденных отзывов и их полного текста, с указанием ресурса, где этот отзыв был найден. Также обеспечивается возможность сохранения всех найденных отзывов, для последующей их обработки экспертом-интерпретатором.

Подсистема формирования анкет прямого доступа. Принципы формирования анкет прямого доступа (АПД) описаны в [7]. На сайте организации, реализующей ОП ДПО, размещается три вида анкет. Данные анкеты обеспечивают возможность оценки мнений участников образовательного процесса по ОП ДПО и заинтересованных в результатах ее реализации лиц (представителей профильных предприятий и организаций). Анкеты разработаны для обучаемых (прошедших обучение в организации), работодателей (направивших сотрудников на обучение) и ППС (непосредственно участвующих в образовательном процессе). Анкета для каждого типа респондентов имеет определенный набор вопросов. Они разбиты на четыре группы и позволяют установить степень удовлетворенности участни-

ков образовательного процесса следующими направлениями (факторами) обеспечения программы ДПО: качеством административного управления образовательным процессом по программе ДПО; качеством содержания программ ДПО, методиками и технологиями обучения; качеством профессорско-преподавательского состава, реализующим программы ДПО; качеством материально-технического обеспечения программы ДПО. Все вопросы сформулированы таким образом, что позволяют в полной мере оценить степень удовлетворенности по каждому характеризующему ОП фактору. В анкете респондент также указывает значение важности фактора для общей оценки качества ОП ДПО и определяет степень своей уверенности в ответе по показателям удовлетворенности и важности. Используемые формы анкет и описание применяемой для оценки шкалы приводятся в работе [7]. На рис. 6 в качестве примера показан интерфейс анкеты обучаемого для сбора информации о качестве ОП ДПО. Анкеты работодателя и ППС имеют аналогичный вид.

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

Анкета обучаемого

ВОЗМОЖНЫЕ- ВАРИЛИ ГЫ ОТВЕТОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

1) Змачомиа удашю i параммос i и 2) Зивчшши нпдадюс »м

9 - Он>им.и> прсшжмшю ижнддимн 06 УД"~»е»«»оре..нос:.и

1 Хорошо. но мини ЙЫ1Ь и пучим; 9 Милном (100%)

Высокая (8(1%)

Cprjvuin (60%) б Срлдняя

Ниже среднею (40%) 3 - Низкая

- Низкой (2(1%) 1 Очень низкш

f> Затрудняюсь ответить

5 Удовлетворительно 3 - Ни удиипотоори 1 CnocpuiRtiiKi О Утрудняюсь ответить

1-1- I---1

на 3) Зивчинии иппкхли

волрогл для оценки СХ1 О Очень пысимш

Пол huh ( 100%> Высокая (80%) - Средняя (60%) Ниже среднею (40%) Ни-JRU». (204)

2. 4, в. 8 Нромежуючные (коннриниссныо)оцшки неядудиумн шеедниии энцченияии.

Оценка ка*юстп<1 административного упраппонил

1 Удовлогвороны пи Вы качеством и полнотой информации о программе ДГЮ iw официш1ь»юм сайте в сети Интернет?

2 Удовлетворены пи Вы возможностью пыг-клэыпать ело порядком мх рвссмо>рания?

1) - 2)

3 Удииин|щ»(н<ны пи Вы япчесиюи услуг при |1»>пли«мр1и и(хироииь реш1и.-1уп11|ини анопсиячные щиирпип iV

1) - 2) - 3)

4. Удишюгвирены ли Вы выбором. притраммы Д1Ю дни изучении .'

I) V 2> - 3)

5 Удшлашараии ли Вы (рафиком праподоиия облики

1) V 2>

3) V 4) -

НРПЛЛОЖЛНИН. ШНП11ЙМ11, ЖОЛОС|ВММ 11(1 П|М>| |И1ММ( - ДГК> н

3) - 4) V

ДПО н сравнении с дру>ими opi инизыциимм

4>

гэ программа ДПО?

- 3) -I -)

в Удиине I виреиы пи Вы аккяремемнас! ыи и ишпюй инфцмици» и |рифмк(! иннший. имененинх в (шамсании И других пргпнмппкпниыс МОМОНТОХ спизанньа с реш1илоци«м нр(ираины ДПО?

2) -

7. Удовлетворены пи Вы построением образовательного процесса по прогроммп ДНО (i и прак1и>1иских пяти ни. исгапкзииамиа различии« ф<ц>м шшиий (rpi

: Удаелсторснм г

1) - 2) - 3)

оЬучг»шн по пра|рамие ДП07 1> - 2) V 3)

III и, круглые

4, -

<UKU] IWIUWKJtlKUX "Р Ï - «РУ»"")'

Сохранись Вый|и

Рис. 6. Интерфейс анкеты обучаемого для сбора информации о качестве ОП ДПО / Fig. 6. Interface of the trainee questionnaire for collecting information about the quality of EP SPE

Подсистема формирования анкет, заполняемых на основе отзывов, извлеченных из сети интернет. Заполнение анкет, формируемых на основе отзывов, извлеченных из сети интернет (АИС), выполняется экспертами - интерпретаторами, которые осуществляют семантический разбор извлеченных отзывов и на их основе заполняют универсальную анкету. Использование универсальных анкет вместо специализированных, ориентированных на определенную категорию пользователя, объясняется тем, что для отзывов, извлеченных из сети, часто не удается установить категорию респондента. Обоснование необходимости унификации, а также методика приведения информации, собираемой по разным каналам, к единой унифицированной форме описана в работе [7]. При этом имеются определенные различия в отображении информации, формируемой в АИС, по сравнению с информацией, содержащейся в АПД, связанные с полнотой ее представления. При заполнении АПД респонденты обычно дают ответы на все вопросы анкеты, и она оказывается заполненной полностью. При заполнении АИС интерпретатор не всегда может заполнить все пункты анкеты, так как отзыв респондента, оставленный в сети интернет, обычно имеет свободную форму представления. Имеющиеся в отзыве сведения можно увязать только с некоторыми вопросами анкеты,

или их только частично можно интерпретировать, как относящиеся к тому или иному вопросу. В этой ситуации особую значимость приобретает показатель анкеты, характеризующий степень уверенности в ответе. Рассмотрим пример обработки реального отзыва, выполненный с использованием разработанного программного обеспечения. Текст отзыва следующий (синтаксис и пунктуация сохранены в авторском варианте).

«Проходили с коллегами обучение по охране труда и электробезопасности в Академии ДПО. Хочу отметить высокое качество преподавания и организации процесса обучения в целом. Сроки предыдущей проверки уже заканчивались и нужно было срочно обучиться в феврале, сотрудники Академии очень оперативно отреагировали на заявку на обучение, обучили в нужные нам сроки. Понравился грамотный подход менеджеров, а также профессионализм преподавателей, все объяснялось доступно и самое главное преподаватели подробно отвечали на вопросы, с которыми мы сталкивались на работе. В Ростехнадзоре экзамен сдали с первого раза без проблем. А еще в Академии есть диванчик, можно попить кофе, чай и всегда свежие печеньки и конфеты, на следующий год только к ним».

На рис. 7 представлена анкета, заполненная экспертом-интерпретатором на основе приведен-

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

ного выше отзыва. С учетом того, что отзыв отражает удовлетворенность уровнем административного управления в организации ОП и большинство оценок дается уверенно, вопросы 4, 5, 6 и 7 анкеты интерпретатор заполняет так, как это показано в анкете на рис. 7 и 8.

: Унидашы» могг илерпрешра

1МЕРПРЕ1ЛЦИЯ ОТЗЫВОВ Всего найдено отзывов: 61 "«ужий озыа: 23

iwji» jtyiM« го topi« wp к imrpetacruwaT* * limww ДПО. Хлу «rwm -«et« гмге> *wm*i*j у ергмеши nioitcs Уу4«и s цлом. Схш цмшдо) грмери pu иемме/иа, л яуижгыгсэежеовужливфидан аядочигДаиимывь мертв» етреприи» м>шг/*о(у«ек*. ебря* I «»м на* ером Панама грмютый хла xwuugii а гжв 1рофкаэ«Л1аи грвсмаипм». Kt ofatttueo.дюрт« о они шит гргедквгыг кяювю r<tiv <е юркие icnpui» «ы еплшамс, ю райеч 8Чпмдея *з*в дц» сяцяою доз вс греби* А в« ». »л».**»»« гафе ам и кгла :юм и и-ояи nacitj/eu»» t4it.i<e ■

Параметра для установления соответствия отзьва фактору I) Снтвньуппметюрвмтс»» раовдеита ?) Надсппсп ответа Э Отжчно, преиадго ахиданла рлпомцкит

7 Хараиа, но кто сыт» и гумм Ь - Удапвтвосиикьии З-Нв удовкпапршежлп

1

О - Эпдоакь епеппь

3) Ci««» кшигг» 4) ttajwiHncii. own а рв-мпроса Д1» ИЦ1МШ <)П оищентвоиивиасги о: пз »«нию респ®ж*та 9 "огивя (1004»

9 ГЬма(1Ш«1 9 - 0*янь вьЕоин 7 Высокая (ЯРЦ

7 Нммйн |80Ч) ! -Высгжля 5 - Средняя (в0\)

5 Среднм Ь-Сдомя 3 - цк^-ото (WW)

3 -Жжа ¡даднвгтз (40%) 3 1 - Пили (PO*) I кзия (204) 1 Оиеиь икжая

О - Звтркдияиа спетятъ

2 4. 6.8 Прамстутал&е i'iTMipoNiKCHuef и

Оцени ичествд алингтрвтнпго уцш пения 1 Удоввешсрвны ин öd мфорпцаиныи аюрикда»4яе« прскрввч ДЮ7 ? Удомегвореиы ни Км дйбраилыеяышетыв м шашисты» рвбоимш (««a*ci

I) в - 2) • « 3) 0 - 4) И » шЧ I) 5 . 2) 4 . 3} 5 V 4) 3 V

3 Удепешарааы m Вы кожиностив ,»b:i»4|»k»hc<ij юыяисдоам! с рмботмжйм 1) ® " ^ ® '

щпшащшО

4 Удоьжтворены яи Вы «сзжшсслс взаимзкястшя с орвниэацюя а■» решен«

т«»|цю npofari? & Удовлетворены ии Sm a йндояя* г'*"»"«» до» сворв'

6 Удаин-чаорсны im Вы выбор», цаанчииии рацвццщея npurpmi%i ДПО ■ и'вствш предоствЕгяемьа услуг в ергвнвш с друпаи орпиюацияии цвдв: ижлимцяя» плдпбну® Т'ЭТТ7

7 Удовжпвореш пя Вы гравии» праведен» обучения?

8 Уаялвтвирошля Выстоитстъсобучвмп7

I) S • 2) > ■

3| 0 • 4) 0 • 3| S V »I « >

2) « - 3) I • 4) 7 '

1) 9 - 7) 9 • 3J * > 1)1 •

1) Э . 2Ц . 3) 9 . <) « . 2) • • Я ■ • <1 • ■

Сафмпь

(см. рис. 2). Полученные в результате обработки показатели далее используются в подсистеме формирования рекомендаций по управлению программами ДПО для принятия управленческих решений.

Рис. 7. Фрагмент интерфейса анкеты интерпретатора с ответами на вопросы с 1 по 8, полученными после обработки отзыва / Fig. 7. Fragment of the interpreter questionnaire interface with answers to questions 1 through 8 received after processing the review

Отметим, что в отзыве отсутствует информация для ответа на вопрос 8. При оценке МТО ОП с использованием приведенного отзыва можно ответить только на один вопрос 23, соответствующий направлению анкеты, причем с высокой степенью уверенности. Ответы на другие вопросы анкеты получить невозможно.

Подсистема нахождения интегрированных оценок в результате обработки данных и показателей, содержащихся в анкетах. Подсистема выполняет функцию нахождения интегрированных оценок, полученных по двум каналам анкетирования с использованием АПД и АИС. Она не имеет интерфейсных решений. Ее задачей является статистическая обработка данных, собранных в соответствии с методиками, описанными в [7] и хранящимися в БД АПД и БД АИС

' y-iifcOj: tu* i-n ä

ИНТГРПРГТА11ИЯ ОТЗЫВОВ fctra надою отэлпв' ßi Текррйшыв 23

,___Ъоошп {ityJMi» ri ттщ • i Amuivm ¿"0 Хал мтъ ьдом

штн «ржшым и 'rr>v"jV* • зх" '1 обрмы I vm C«wf «дамдия vwni jm sauwiamck я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рмичши7мо()мм«

||||||Я||ЩЦ||Щ11||Г| roofoiM now на ICTJO^J с ■впрм»' » егтютк* n^ft-î i ferît^^spe »caw : р»а Sa t eue i (uw* «n oiiatn жгк im

«4* ■ шчр linw nnn м ам^г.. 4 <ê тм nue к M

IbjfcuKipui^n цстаяиаюм! cüotkict»« OISUKI <)KJ< гору IJCTtawikiüiMneiiiüticrtiixiipi'cnuwiaiiü 2>H№uwctbCi«ia 3)иа|жх; к t Нидьлнииылннтр*

9 - Отллна тавйжло ажшЕяю 1 Хпрак. но wiriwlvTb • 5 -Чашыкчттыа 3 цвацашп

1 - Сош^жанак ]||уш«|к||ж1е11шй 5 - Срздмп (вв%) О - DtWTim.

рнтодато алммдтямешОП ыгидаг! а кшсста

(Лиинпфнмси гометрккадяш j nannivmi 3 кжшИЮТ) 9-Ош.шшая 1 Г1исш|9П) 1 Висни (Я%) 7-Лш«« 5-Сре№пГС0\)

5 CoeptM

3 H«ii4»»ij|«l| з-и™, I Ню«»(2Л»

I-Нюи»(2И) I-OUCH.HBICBI

0 За|р|А№«льатвегнть MSB ripweiyrw« (емчхжпаье) aiFuni «иду даия [зпедям ЗНМЙНИЯМ

Ощнн ичлегва ППС

9 Удмпегаоремы ли бы префеешмальной шлифминумн претодамтепм? 1)9

10 Удшлетюрвни ли Вы квнохнастыо взаяиодеиствич с преподавателями 1| О mавмциоино'

11 Удмлепорены пи Вы уиемиеи преладошелей иотмирамть и попдармави 1) о штерес слуиятелеи"'

Î2 Удмпргворачы пи Вы умением преподавателей излагать натернал яою. 1) 9

последяателыс. ДОСту-iне

13Уд»летмреиы пн Вы отношеинем лрелооввателея я слушатеяян 1)0

(даброквлате»>ность волиаостъ, анииатвпыюсть|?

14 Удмлетмрсиы пи Вы унемиеи преподан телей вести диалог ai слушателям) 1] С (юнеулыацин. ответы на вопросы и другое)?

Одояз седврхаюлмюя части обучо*«» и [фммекимш ыотолик

15 Уловлетюрены ли Вы нетодиим! и тешоиаият обучения, применяемом лрелодпаателяии но занятию?

16 Удовлетворены ли Вы лсиимдо обучения в иы профессионалы«и деятельности?

17 Удовлетворены ли Вы соответствием шдерхмия программа ДПО я прелодваа»мем уче&ил дисцяииш в нее всодяврп требованиям времени?

1S Удовлетворены пи Вы содержанием гдофамиы ДПО и ее соответствием втике?

1|>

и снятии затруднений В ||»

|| 9

1|1

!9Удоштетвсрены пиВыуровмои полезности знаний умении и навыков полутемных iji при изучении npwpaMMd ЦПО для профессиональна о и (или) личкосгного роста?

ЭТУдгжтетворенытВыурювнемсанзиязлагаемотог^пОйваателятиатвриала |) 9 пгхуроммы ДПО с (омретныю нувдомт и потребностями Вешей практиии?

21 Удовлетворены m Вы лолезмсстыо полутени« раэдвкмма материалов no р

лропшмДПО?

Ощни НТО

22 Удовлетворены пи Вы иатериально-тезничеошм обеспечением орттииаачвм?

23 Удовлетворены ли Вы вомфортностыо во время пребывания в помещения органимции?

24 Удовлетворены ли Вы гостомвтем пудн г эрнми фонд в оргвмизочии?

25 Удовлетворены ли Вы обеслечжюстыо образовательного лроцессавортеинзации ,||| основньв* оборудовшикм необюдитм для профессиональной деятельности?

26 Удовлетворены пи Вы состомем обеспеченности учебного процесса в организации, средством шмвдтермой техники и нультимедиа?

27 Удовлегворены пи Вы состоявкм обеспеченности учебного процесса средством ц D доступа к ресурглм сети №гтернет?

1|»

. 2)9 • 3)9 - 4) 9 . . 2|1 • J)D . 4| D >

. 2)0 • 3)0 - 4| » •

-2)» • 3)1 -<) ' •

-2)0 . 3)0 .4)» ■

- 2)7 .3)0 .<)» -

-2)5 - 3JS -4)! ■ .2)9 -3J9 -4)9 .

- 2) 7 • 3) ! ■ 4) S --2)7 . 3)1 -4|« . -2)9 . 3)9 .4)9 . . 2) 9 • 3| 9 . 4) 9 -. 2) 0 . з; « • 4) « .

. 2) 0 . 3] I . 4| » •

.2)9 .3|» ЙЦ: »: . 2) о . з; О . 4| о .

.2)0 -3!« -4|» •

. 2) 0 . 3| « - 4| а -

-2)0 -3|« -4|» •

Стпдипвм огзъ

Рис. 8. Фрагмент интерфейса анкеты интерпретатора с ответами на вопросы с 9 по 27, полученными после обработки отзыва / Fig. 8. Fragment of the interpreter questionnaire interface with answers to questions 9 to 27 received after processing the review

ISSN 1560-3644 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2020. № 2

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

Подсистема формирования рекомендаций по управлению программами ДПО. Эта подсистема выполняет интерпретацию показателей организации и обеспечения ОП по каждому из четырех направлений с целью оценки их уровня. В результате оценок формируются рекомендации по оказанию управляющих воздействий, направленных на обеспечение запросов участников образовательного процесса и потребителей его результатов, заинтересованных в качестве реализации ОП ДПО. Расчет используемых для

^ Формирование рекомендаций по управлению

этого показателей выполняется с помощью математических моделей принятия решений. Иллюстрирует интерфейсное решение, применяемое для отображения рекомендаций по управлению ОП, рис. 9.

Интерфейсное решение для отображения результатов интегрированной оценки ОП по всем направлениям ее обеспечения, которые используются в дальнейшем для получения общей оценки ОП, представлено на рис. 10.

I ° II в 1ЙвД

№ Параметр Приоритет при управлении Интегрированный показатель качества Интегрированный показатель важности Управляющее воздействие

Оценка качества административного управления

Информационное сопровождение программ ДПО в организации (информации о режиме работы, расписании, справочная информация на официальном сайте, информации о порядке предоставления образовательных услуг).

7,65

8,07

Реализация комплекса мер по улучшению информационного сопровождения, сформированных в результате выявления слабых мест в информационном обеспечении и использования лучших практик информационного сопровождения, в организациях, реализующих аналогичные программы.

вежливость

Доброжел ате л ьность работников организации реализующей программы ДПО

6,48

7,47

Реализация комплекса мер по улучшению работы персонала сформированных в результате выявления слабых мест в работе персонала и использования лучших практик организации работы персонала в организациях, реализующих аналогичные программы.

Организация дистанционного

взаимодействия с работниками организации с помощью веб-сервисов на официальном сайте организации реализующей программы ДПО в сети интернет (электронная приемная, гостевая книга, электронная запись и т. д.).

4,83

5,28

Реализация комплекса мер по улучшению дистанционных коммуникаций, сформированных в результате выявления слабых мест в организации дистанционных коммуникаций и использования лучших практик организации дистанционных коммуникаций в организациях, реализующих аналогичные программы.

Организация взаимодействия с организацией для решения текущих проблем (жалоб и отзывов о качестве предоставляемых услуг, предложениями, заявлениями, порядком и сроками рассмотрения обращений граждан).

4,88

5,46

Реализация комплекса мер по улучшению системы обратной связи и обработки заявлений граждан, сформированных в результате выявления слабых мест в организации обратной связи и обработке заявлений граэедан и использования лучших практик организации обратной связи и обработке заявлений фаждан в организациях, реализующих аналогичные программы

Выполнение условий договора

организацией реализующей программы ДПО.

5,11

5,88

Реализация комплекса мер по улучшению системы работы с договорами, сформированных в результате выявления слабых мест в системе работы с договорами и использования лучших практик организации системы работы с договорами в организациях, реализующих аналогичные программы.

Сравнение организации реализующей программы ДПО по качеству предоставляемых услуг с другими организациями, предоставляющими

подобную услугу.

7,5

7,06

Реализация комплекса мер по повышению качества оказываемых услуг, сформированных в результате выявления лучших практик организации сопровождения программ ДПО в организациях, реализующих аналогичные программы.

График и регламент проведения обучения в организации реализующей программы ДПО

5,87

8,17

Реализация комплекса мер по корректировке графика и регламента проведения обучения в соответствии с выявпенными потребностями обучающихся, сформированных в результате выявлению потребностей обучающихся при формировании графика и регламента проведения обучения.

Стоимость обучения по программам ДПО. в организации реализующей эти программы.

3,74

5,78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация комплекса мер по корректировке ценовой политики, сформированных в результате выявления слабых мест в системе формирования ценовой политики и внедрения наиболее привлекательных вариантов ценовой политики при реализации программ ДПО применяемых в организациях, реализующих аналогичные программы

Оценка показателей качества направлений

Печать

Расчет

Выход

Рис. 9. Интерфейсное решение для отображения рекомендаций по управлению качеством реализации ОП ДПО / Fig. 9. Interface solution for displaying implementation quality management recommendations EP SPE

Рис. 10. Интерфейсное решение для отображения результатов интегрированной оценки четырех основных направлений обеспечения качества ОП ДПО / Fig. 10. Interface solution for displaying the results of an integrated assessment of the four main

areas of quality assurance of EP SPE

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2020. No 2

Разработанное программное обеспечение прошло апробацию в институте дополнительного образования (ИДО) ЮРГПУ (НПИ) и в АО «1тыто» (Вьетнам). Предложенные решения позволили оценить качество реализации ОП ДПО с учетом запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг с использованием нескольких доступных информационных каналов, в том числе сети интернет. Выявленные в результате анализа проблемы в реализации ОП позволили скорректировать организацию образовательного процесса и повысить соответствие программ требованиям потребителей. При этом для корректировки ОП выбирались стратегии управления, позволяющие достигнуть результат в условиях имеющихся ограничений на ресурсы.

Практическое использование предложенной стратегии управления ОП, реализованной в разработанном программном обеспечении, позволяет получить следующие результаты:

- повысить качество образовательных программ, обеспечить соответствие результатов их реализации запросам и ожиданиям потребителей;

- применять эффективные стратегии управления ОП согласно предложенным и реализованным в разработанной автоматизированной системе принятия решений методикам и алгоритмам, которые позволяют повысить значения показателей комплексно характеризующих ОП, даже в условиях ограниченных ресурсов;

- разрабатывать среднесрочные стратегии перспективного развития образовательных программ в части содержания, подготовки и переподготовки ППС, модернизации материально-технической базы с учетом запросов их потребителей и рынка труда.

Литература

1. Горбушин ДА., Гринченков Д.В., Нгуен Фук Хау. Информационная модель управления маркетинговой деятельностью образовательной организации с использованием технологий зтт и автоматизированного интеллектуального анализа социальных сетей // Фундаментальные исследования. 2017. № 2. С. 37 - 42.

2. Gorbushin D., Grinchenkov D., Kolomiets A., Nguyen Phuc Hau. Automated Intellectual Analysis of Consumers' Opinions in the Scope of Internet Marketing and Management of the International Activity in Educational In-stitution // Proceeding of the 5th International Conference on Applied Innovation in IT, (ICAIIT). Koethen, Germany, 16 March 2017. Vol. 5. Р. 57 - 63.

3. Гринченков Д.В. Нгуен Фук Хау, Горбушин Д.А. Способы оценки качества информационного поиска // Интеллектуальные технологии и методы компьютерной лингвистики в продвижении региона, бизнеса и образования, в рамках мероприятия «Недели инновационного бизнеса Дона -2016»: «Информационно-коммуникационные & Мультимедиа технологии (ИК&МТ)»: материалы научно--практ. конф. ДГТУ. Ростов-н/Д, июль 2016 г. С. 17- 20.

4. Гринченков Д.В., Горбушин Д.А., Нгуен Фук Хау. Метод автоматического составления тренировочных коллекций для задачи анализа тональности текста // Интеллектуальные технологии и методы компьютерной лингвистики в продвижении региона, бизнеса и образования», в рамках мероприятия «Недели инновационного бизнеса Дона -2016»: «Информационно-коммуникационные & Мультимедиа технологии (ИК&МТ)»: материалы науч.-практ. конф. ДГТУ. Ростов-н/Д, июль 2016 г. С. 56 - 59.

5. Гринченков Д.В., Нгуен Фук Хау, Нгуен Тхи Тху. Пример реализации программного обеспечения для извлечения информации на основе анализа html-кода / Фундаментальные исследования, методы проектирования, программно-техническая платформа корпоративных информационных систем: материалы 15-й нац. молодежной на-уч.-практ. конф., 27 - 29 ноября 2017 г., г. Новочеркасск / ЮРГПУ (НПИ). Новочеркасск: Лик, 2017. С. 36 - 40.

6. Горбушин ДА., Гринченков Д.В., Мохов ВА., Нгуен Фук Хау. Системный анализ подходов к решению задачи идентификации тональности текста // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2016. № 2. С. 36 - 41.

7. Об одном подходе к организации двухуровневой экспертной оценки / Д.В. Гринченков, А.Н. Ткачев, Нгуен Фук Хау, Д.Н. Кущий, В.Д. Гринченков, Нгуен Тхи Тху // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2019. № 4. С. 69 - 77.

8. Гринченков Д.В., Нгуен Фук Хау, Нгуен Тхи Тху. Классификация отзывов пользователей сети интернет на основе тематического моделирования // Фундаментальные исследования. Методы и алгоритмы прикладной математики в технике, медицине и экономике (Прикладная математика-18): 17-я междунар. молодежная науч.-практ. конф. ЮРГПУ (НПИ), г. Новочеркаксск, 30 - 31 августа 2018 г. Новочеркасск: Лик, 2018. С. 56 - 60.

9. Гринченков Д.В., Фук Хау Нгуен, Тхи Тху Нгуен, Кущий Д.Н. Об одном подходе к использованию интеллектуального мониторинга отзывов пользователей сети интернет для управления образовательной деятельностью // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2019. № 1. С. 38 - 44.

References

1. Gorbushin D.A., Grinchenkov D.V., Phuc Hau Nguyen. Information model of management of the marketing activity in educational institution using SMM technologies and intelligent analysis of social networks // J. Fundamental research. 2017. No. 2. Pp. 37 - 42.

2. Gorbushin D., Grinchenkov D., Kolomiets A., Nguyen Phuc Hau. Automated Intellectual Analysis of Consumers ' Opinions in the Scope of Internet Marketing and Management of the International Activity in Educational Institution // Proceeding of the 5 th International Conference on Applied Innovation in IT, (ICAIIT). Koethen, Germany, 16 March 2017. Vol. 5. Pp. 57 - 63.

3. Grinchenkov D.V., Nguyen Phuc Hau, Gorbushin D.A. Methods of assessing the quality of information retrieval // Intelligent technologies and methods of computational linguistics in the promotion of the region, business and education, within the framework of the event "Don innovative business Week-2016": "Information and communication & Multimedia technologies (IC&MT)": materials of scientific and practical conference. DSTU. Rostov-on-Don, July 2016. Pp. 17 - 20.

ISSN 1560-3644 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE 2020. No 2

4. Grinchenkov D.V., Gorbushin D.A., Nguyen Phuc Hau. Method of automatic compilation of training collections for the task of analyzing the tonality of text // Intelligent technologies and methods of computational linguistics in the promotion of the region, business and education, within the framework of the event "Don innovative business Week-2016": "Information and communication & Multimedia technologies (IC&MT)": materials of scientific and practical conference. DSTU. Rostov-on-Don, July 2016. Pp. 56 - 59.

5. Grinchenkov D.V., Nguyen Phuc Hau, Nguyen Thi Thu. Example of implementation of software for extracting information based on html code analysis // Fundamental research, design methods, software and technical platform of corporate information systems: materials of the 15 th national youth scientific and practical conference, November 27-29, 2017, Novocherkassk / SRSPU (NPI). Novocherkassk: Lik, 2017. Pp. 36 - 40.

6. Gorbushin D.A., Grinchenkov D.V., Mokhov V.A., Phuc Hau Nguyen. Systems analysis ofapproaches for solving the problem of identifying sentiment in text // J. University News. North-Caucasian Region. Technical Sciences Series. 2016. No. 2 (190). Pp. 36 - 41.

7. One approach to the organization of two-level expert assessment / D.V. Grinchenkov, A.N. Tkachev, Phuc Hau Nguyen, D.N. Kushchiy, V.D. Grinchenkov, Thi Thu Nguyen // J. University News. North-Caucasian Region. Technical Sciences Series. 2019. No. 4. Pp. 69 - 77.

8. Grinchenkov D.V., Nguyen Phuc Hau, Nguyen Thi Thu. Classification of user references on Internet networks based on thematic modeling // Fundamental research. Methods and algorithms of applied mathematics in engineering, medicine and Economics (Applied mathematics-18): 17th international conference. youth scientific and practical conference of the SRSPU (NPI), Novocherkassk, August 30-31, 2018. Novocherkassk: Lik, 2018. Pp. 56-60.

9. Grinchenkov D.V., Phuc Hau Nguyen, Thi Thu Nguyen, Kushchiy D.N. One approach to the use of intelligent monitoring of feedback from internet users for the educational management activities // J. University News. North-Caucasian Region. Technical Sciences Series. 2019. No. 1. Pp. 38 - 44.

Поступила в редакцию /Received 21 апреля 2020 г. /April 21, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.