УДК 004.9
Цейтлина Н.Е. студент 4 курса
Институт инженерных технологий и естественных наук
НИУ «БелГУ» научный руководитель: Игрунова С.В.
доцент Россия, г. Белгород
ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗНАНИЙ
"МЫСЛИ ВСЛУХ"
Аннотация: в данной работе были подробно описаны все этапы, которые необходимо реализовать на пути к получению программной системы -компьютерной реализации метода извлечения знаний «Мысли вслух». В дальнейшем данное приложение может быть использовано для оценки утверждений экспертов и их компетентности. Ключевые слова: метод извлечения знаний, "Мысли вслух".
Tseytlina N. Student
4 Course, Institute of Engineering Technology and Natural Sciences
BSU
Russian Federation, Belgorod Supervisor: Igrunova S.V. Assistant professor
PROGRAM IMPLEMENTATION OF THE METHOD OF EXTRACTING KNOWLEDGE "THOUGHTS EVERYONE"
Annotation: In this paper, all the steps that need to be implemented on the way to obtaining a software system - the computer implementation of the method of extracting knowledge "Thoughts out loud" - were described in detail. In the future, this application can be used to assess the statements of experts and their competence.
Key words: method of knowledge extraction, "Thoughts aloud".
Данная работа посвящена программной реализации метода извлечения знаний «Мысли вслух».
Данное программное обеспечение было создано на языке программирования высокого уровня Python в качестве бота в мессенджере Telegram, в процессе разработки использовался фреймворк для распознавания речи Yandex SpeechKit, в качестве СУБД использовалась нереляционная СУБД MongoDB.
Гипотезы, аргументы и логические цепочки экспертов хранятся в коллекциях в базе данных.
Рисунок 1 - База данных системы
Обработка голосовых сообщений, посылаемых боту происходит за счет слушателей событий, представленных в API. Получая такое голосовое сообщение программа передает его в соответствующий метод, где в первую очередь происходит преобразование аудиоданных в текстовые данные, затем с помощью семантического анализа происходит выбор ключевых слов, запись их в коллекции и на основании всех этих данных бот просит пользователя прокомментировать свои высказывания. Сохранение в базу данных происходит только в конце диалога, так как необходимо, чтобы записываемые высказывания были объединены в одну группу для построения отчета.
Полноценный набор из гипотезы и пояснений приведен ниже.
Капучино - лучший выбор.
Пояснения:
• Этот напиток содержит молочные компоненты
• А также сиропы
• Например мятный или карамельный Результат ввода гипотезы представлен на рисунке 2.
Т , 16 1«
TNfffcfcgOu&JNdB« HIM
О 1
•>»?•*••> »мир ч а—« Мин нифм»с»о и*«яо
■III 3 И Щ А Я * С е'нгишэхъ м со л д ж» И» Т ■ ЕЩЕ о
гт © ы 4J
Рисунок 2 - Результат ввода гипотезы
Результат первого пояснения представлен на рисунке 3.
ИИ К Я О Т.4ИГО-ЯМ0 ^ ТЫпкмдОи11ои<<Во1
компонентах нило пыгказьванип Например о млучимо
О Л1™
этот иапигок содержит молочный компоненты Рзссжджитг подробим а компонентах нашего ■ыгкзаыеания Например о компоненты ¿р »
ЙЦУКЕНГШЩЗХЪ
ФЫВАПРОЛДЖЭ
ЯЧСМИТЬБКМ «з
125 А «-1 Буш в 1—1 •
Рисунок 3 - Результат ввода первого пояснения
Результат ввода второго пояснения представлен на рисунке 4.
В В К К » ♦ л ю ■
. А ТЫп|опдОиИ.ои<®о1 Расскажите подробнее о компонентах вашего №ь-с*яэ№йам*я Например о компоненты !
О,.:......,
а также пиропы
Расскямитр подробнее о компонентах аашего выекоэыааюм Например а сиропы
.Й Ц 5 К Е Н ГШЩЗ * Ь
ФЫВАПРОЛДЖЭ
ЯЧСМИТЬВЮ Ё «3
121 Ьутп в 1—1 Г
Рисунок 4 - Результат ввода второго пояснения Результат ввода третьего пояснения и полученная логическая цепочка представлены на рисунке 5.
Паш* 162
^ ^^ 7Ыо4}пдал1ои)ВоС |
«иммми чпимро
«ЧСЛа
иНШг ¡381
Рисунок 5 - Результат третьего пояснения и полученная логическая цепочка. В данной работе были подробно описаны все этапы, которые необходимо реализовать на пути к получению программной системы - компьютерной реализации метода извлечения знаний «Мысли вслух». В дальнейшем данное приложение может быть использовано для оценки утверждений экспертов и их компетентности.
Использованные источники:
1. Ясницкий, Л. Н. Введение в искусственный интеллект : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по мат. направлениям и специальностям / Л. Н. Ясницкий. - М. : Академия, 2013. - 175 с.
2. Боженюк, А. В. Интеллектуальные интернет-технологии : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика (по обл.)" и др. специальностям / А. В. Боженюк, Э. М. Котов, А. А. Целых. -Ростов н/д : Феникс, 2012. - 382 с.