Научная статья на тему 'Программная реализация факторного анализа образовательных рисков'

Программная реализация факторного анализа образовательных рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РИСК / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишакова Елена Николаевна

В статье предложена методика идентификации образовательных рисков на основе факторного анализа. Представлено математическое и алгоритмическое обеспечение программной системы факторного анализа образовательных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программная реализация факторного анализа образовательных рисков»

Ишакова Е.Н.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, к.п.н., доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем,

en ischa@mail . ru

Программная реализация факторного анализа образовательных рисков

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Образовательный риск, факторный анализ, программная система, математическая модель, алгоритм.

АННОТАЦИЯ

В статье предложена методика идентификации образовательных рисков на основе факторного анализа. Представлено математическое и алгоритмическое обеспечение программной системы факторного анализа образовательных рисков.

Современная образовательная деятельность обусловлена резким увеличением доли вероятностных представлений в педагогической науке, признающей стихийность и неопределенность важнейшими факторами формирования компетенций обучающихся. Поэтому особую актуальность получают исследования в области управления образовательными рисками (И.Г. Абрамова, М.В. Баташов, С.А. Белоусова, Ю.А. Зубок, О.Г. Кокорева, Т.П. Костюкова, И.А. Лысенко, А.Е. Орёл, П.Е. Щеглов, В.И. Чупров).

Задача управления образовательными рисками сводится к принятию и выполнению управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь в образовательной деятельности [2].

Эффективность управления рисками в целом определяется тем, насколько грамотно реализован начальный этап исследования -идентификация рисков. Чтобы уменьшить трудозатраты риск-менеджера на последующих этапах исследования целесообразно объединить различные неблагоприятные ситуации в группы риска по некоторому сходному признаку.

Эффективным способом выявления рисков является опрос экспертов - это первичный сбор данных для последующих этапов исследования. Описать результаты опроса экспертов всесторонне и в то же время компактно позволяет факторный анализ. Факторный анализ - это многомерный метод, который применяется для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и

случайной ошибки.

С помощью факторного анализа возможно выявить скрытые переменные факторы, которые отвечают за наличие линейных статистических корреляций между наблюдаемыми переменными.

Применение факторного анализа как инструмента педагогического исследования нацелено на:

• определение взаимосвязей между переменными (классификация переменных);

• сокращение числа переменных, необходимых для описания данных [1].

Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки условий его применимости. В нашем исследовании выполняются следующие условия факторного анализа:

• все признаки имеют количественные значения;

• количество респондентов в два раза больше количества позиций опроса;

• выборка является однородной;

• исходные переменные распределены симметрично;

• факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным. Алгоритм факторного анализа включает следующую

последовательность шагов.

Шаг 1. Исходная матрица имеет размерность т X п, где т -количество признаков, а п - число исследуемых объектов. В задаче опроса экспертов признаками являются позиции опроса, а объектами -респонденты.

Шаг 2. Для выполнения алгоритма исходные данные приведены к стандартизованному виду:

где - элемент матрицы исходных данных,

- среднее значение /-ой строки матрицы, 5; - стандартное отклонение.

Шаг 3. Для вычисления матрицы парных корреляций используется соотношение:

К = (2)

л — 1

где 2Т - транспонированная матрица стандартизованных значений.

Значения матрицы К на главной диагонали равны 1. Эти значения, обозначаемые как Щ и называемые общностями, являются мерой полной дисперсии переменной.

Шаг 4. Выполняется редуцирование корреляционной матрицы -процесс оценки общностей. Общность - это сумма квадратов факторных нагрузок (т.е. часть дисперсии, обусловленная общими факторами). В

методе главных факторов проведение редукции обязательно, в отличие от метода главных компонент. Оценку общностей можно выполнить несколькими способами:

• способом наибольшей корреляции;

• вычислением среднего по столбцу;

• методом триад;

• с помощью коэффициента множественной корреляции {М 1 ;,

где ги - диагональный элемент матрицы обратной для К). Шаг 5. Решение проблемы собственных значений матрицы, записанной в общем виде следующим образом:

(я - V) = о, (3)

где А-1,1 = 1,2 ...т- собственные значения матрицы Я.

В нашем случае задача упрощается тем, что матрица И действительная и симметрическая, поэтому можем использовать разработанные эффективные и устойчивые алгоритмы, например, метод Якоби или QR-алгоритм.

Шаг 6. Приведение к стандартизованному виду собственных векторов, т.к. в зависимости от методов вычисления могут использоваться различные шкалы измерений:

Л,

"< = й № Шаг 7. Построение матрицы факторного отображения по формуле:

А = УЛ2, (5)

1

гДе Хг ~ матрица, на главной диагонали которой квадратные корни из значений собственных чисел.

Для упрощения интерпретации результатов желательно повернуть систему координат относительно ее начала и получить так называемую простую факторную структуру. Наиболее популярным методом вращения является метод варимакс (VARIMAX). На рисунке 1 приведен алгоритм УАШМАХ-вращения матрицы факторных нагрузок.

Шаг 8. Вычисляем факторные нагрузки повернутых факторов Щ и У] по нормализованным факторным нагрузкам и У] параметра = 1 ...п при данной паре факторов р и

с= ~ГД (6)

где <р - угол вращения в плоскости факторов р и д. Угол вращения находится из соотношения:

0-2^

•З^'-Р =-Ж^гр- (7)

С ~

U: = л;.2 - V:2. г_: = 2 Л": V: .

Итерационный процесс продолжается, пока не будет получена сходимость по варимакс-критерию Кайзера.

Шаг 9. Получаем значения главных компонент по каждому наблюдаемому объекту из матрицы F:

F = A~LZT(8)

Для полученной матрицы проверяем условие: сумма элементов в строке равна 0. Чтобы провести объединение схожих признаков на основе данной матрицы факторных нагрузок, находим максимальные по модулю значения в строке. Фактор покрывает признаки с полученными максимальными значениями. Главным признаком выбираем признак с максимальным по модулю значением факторной нагрузки [3].

Процесс факторного анализа образовательных рисков достаточно трудоемкий, поэтому его целесообразно автоматизировать. Существующие на рынке программные продукты в области риск-менеджмента (@RiskProfessionalforProject, Dekker TRAKKER, Enterpriseproject, ER Project 1000, IntelligentPlanner, Mesa/VistaRiskManager, RiskTrack, OpenPlan) обладают широким функционалом. Однако они в должной степени не автоматизируют начальный этап исследования - идентификацию рисков, эта функция, в основном, возлагается на пользователя.

Таким образом, было принято решение разработать программную систему автоматизации факторного анализа образовательных рисков. Программная система предназначена для сбора информации, необходимой на этапе идентификации риска, и подготовки данных в виде, удобном для последующих этапов управления рисками. На основе опроса экспертов программная система выделяет основные группы образовательных рисков, что позволяет риск-менеджерам принимать взвешенные управленческие решения.

В качестве инструментальных средств разработки выбрана кроссплатформенная СУБД MySQL и среда разработки Eclipse, распространяющаяся по свободной лицензии.

Входными данными программной системы являются набор вопросов, предъявляемый экспертам в области педагогической рискологии, а также их ответы в виде числовой оценки опасности конкретного вида риска в образовательной деятельности.

Выходными данными являются отчеты по сформированным группам образовательных рисков, а также статистические данные работы системы.

Схема потоков данных процесса факторного анализа образовательных рисков в нотации DFD показана на рисунке 2.

Программная система предоставляет совокупность средств для решения следующих задач: подготовки анкеты; проведения опроса экспертов; регистрации пользователей; анализа полученных ответов и формирования групп рисков; наглядного отображения результатов.

т - Кт1№«сг1и фяктчрод

]

О-

Т

Млтрица ■факторных нагрузок

т

ИнкцнЯЛнМДИА начальны* Значений

I

-(прмаличацнй факторных

иагрунж

| -а

I < т • I

1

[ <т

I

Сощэн« вектора *

I

Создание вектора у

X

Нахождение утла вращения

С

Воюрат

Рис.1. Схема алгоритма VARIMAX-вращения матрицы факторных нагрузок Фрагмент результата факторного анализа образовательных рисков на примере риска недостатка квалифицированных педагогических кадров, полученного в программной системе, показан на рисунке 3.

Таким образом, внедрение разработанной программной системы в образовательную деятельность значительно уменьшит затраты труда риск-менеджера, повысит эффективность принимаемых управленческих решений, позволит привлекать к исследованию удаленных экспертов через Интернет, что, в конечном счете, будет способствовать минимизации

образовательных рисков.

Анкета

ц

Зэпг^сы

Исследователь

Респондент

Анкетирование

OîoifoTjHHbie

Отоегы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г5Г

Выборка ДЗННЫХ

B^C oppj г i ввде матрицы паынетоое

Знания

Ответы по пэмчетаач

Анапнз

N

Отчет

Группы Обтерев

(ÍT

Формирование отчета

АИС

Рис.2. Схема потоков данных в нотации DFD

АС "Опрос" ОПрМы ¿ними АпхЛн! Пользоипгеги Помощи

!5и айшЛн кал ad™ bJi.

Распечатать

Результаты анализа

Вычтенное чиОЮфМЧХМв: А

Сформированные группы

Группа Параметры Главный параметр Фдиторнля нагрузка

Сое1еетсгоне о образованна преподаваем* диа^ил^имви Стан pnOoi Li

üpMiin viTopc - не спйсаЁнйсш владение предметом

Fl

вЛВДГНИ? r|(¡t' Д WÍCH

Наличие учечой степени FZ Владение педагогическими теыкынхнями ГЮбмшениеквЛПифи^ции

F3

Ведение миучюи рл-fcru Ёазраст

Наличие ученой сгеяени

бшрасг

0.W67

О. «499

Рис.3. Фрагмент результата факторного анализа риска недостатка квалифицированных

педагогических кадров

Литература

1. Баранов, В.В. Факторный анализ как инструмент педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса / В.В. Баранов, И.Д. Белоновская, В.И. Чепасов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 145-148.

2. Ишакова, Е.Н. Методические основы идентификации и анализа рисков подготовки будущих программных инженеров / Е.Н. Ишакова, Ж.Г. Пискунова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2012. - №2. - С. 142-145.

3. Ким, Дж.-О. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: пер. с англ. / Дж.-О. Ким, Ч.У Мьюллер, УР. Клекка. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.