Научная статья на тему 'Программная реализация алгоритма информационной системы технической поддержки обслуживания ATM и Cash-machine'

Программная реализация алгоритма информационной системы технической поддержки обслуживания ATM и Cash-machine Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
600
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (ИСППР) / AUTOMATED TELLER MACHINE (ATM) И CASH-MACHINE / АЛГОРИТМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (ИСТП) / INFORMATION SYSTEM OF SUPPORT OF DECISION-MAKING (ISSDM) / AUTOMATED TELLER MACHINE (ATM) AND CASH-MACHINE / ALGORITHM OF INFORMATION SYSTEM OF TECHNICAL SUPPORT (ISTP)

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хахалев Михаил Александрович

Проблема организации квалифицированного процесса технической поддержки обслуживания банковского оборудования, в частности Automated teller machine (ATM) и Cash-machine, актуальна в связи с отсутствием специализированных программ и сервисов, позволяющих осуществлять информационный поиск причин и способов решения возникающих проблем. Рассматривается алгоритм и реализованная на его основе программа, представляющая собой информационную систему технической поддержки при обслуживании (ремонте) специализированного банковского оборудования. Внедрение разрабатываемого программного комплекса позволить ускорить процесс определения причин выхода из строя модульных устройств и, как следствие, ускорить устранение неисправностей, улучшив качество работы технических специалистов и банка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хахалев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM REALIZATION OF ALGORITHM OF INFORMATION SYSTEM OF TECHNICAL SUPPORT OF ATM AND CASH-MACHINE SERVICE

The problem of the organization of the qualified process of technical support of the bank equipment service, in particular Automated teller machine (ATM) and Cash-machine is actual owing to the absence of specialized programs and services, allowing to carry out information search of the reasons and ways of the arising problem solution. The algorithm and the program realized on its basis representing information system of technical support during service (repair) of the specialized bank equipment are considered. Introduction of the developed program complex will allow accelerating the process of definition of the reasons of the modular devices' failure and as a result to accelerate elimination of malfunctions, having improved the quality of the work of technical experts and the bank as a whole.

Текст научной работы на тему «Программная реализация алгоритма информационной системы технической поддержки обслуживания ATM и Cash-machine»

УДК 004.62 ББК 32.97

М. А. Хахалев

ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ATM И CASH-MACHINE

M. A. Khakhalev

PROGRAM REALIZATION OF ALGORITHM OF INFORMATION SYSTEM OF TECHNICAL SUPPORT OF ATM AND CASH-MACHINE SERVICE

Проблема организации квалифицированного процесса технической поддержки обслуживания банковского оборудования, в частности Automated teller machine (ATM) и Cash-machine, актуальна в связи с отсутствием специализированных программ и сервисов, позволяющих осуществлять информационный поиск причин и способов решения возникающих проблем. Рассматривается алгоритм и реализованная на его основе программа, представляющая собой информационную систему технической поддержки при обслуживании (ремонте) специализированного банковского оборудования. Внедрение разрабатываемого программного комплекса позволить ускорить процесс определения причин выхода из строя модульных устройств и, как следствие, ускорить устранение неисправностей, улучшив качество работы технических специалистов и банка в целом.

Ключевые слова: информационная система поддержки принятия решений (ИСППР), Automated teller machine (ATM) и Cash-machine, алгоритм информационной системы технической поддержки (ИСТП).

The problem of the organization of the qualified process of technical support of the bank equipment service, in particular Automated teller machine (ATM) and Cash-machine is actual owing to the absence of specialized programs and services, allowing to carry out information search of the reasons and ways of the arising problem solution. The algorithm and the program realized on its basis representing information system of technical support during service (repair) of the specialized bank equipment are considered. Introduction of the developed program complex will allow accelerating the process of definition of the reasons of the modular devices’ failure and as a result to accelerate elimination of malfunctions, having improved the quality of the work of technical experts and the bank as a whole.

Key words: information system of support of decision-making (ISSDM), Automated teller machine (ATM) and Cash-machine, algorithm of information system of technical support (ISTP).

В настоящее время арсенал банков располагает разнообразным специализированным оборудованием, которое представляет собой программно-технические комплексы, предназначенные для автоматизированной выдачи и приёма наличных денежных средств с использованием платежных карт, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции [1, 2].

При эксплуатации специализированной техники банковских учреждений с некоторой периодичностью происходит её выход из строя, что связано со сроком эксплуатации, внешним воздействием и производственным браком. Особенность ремонта данной техники заключается в модульности устройств конструкции, что позволяет длительное время, без значительных затруднений осуществлять ремонт, не меняя устройство целиком.

При отслеживании банковского оборудования формируется общая статистика (журнал поломок/отказов), которая представляет собой общий список неисправностей за определенный промежуток времени, без указания решений проблемы, однако выход из строя модулей может быть вызван различными причинами, что не отражается в документации. Рассматриваемая информационная система учёта состояния банкоматов предназначена для подробного ведения отказов и принятых мер по их устранению.

В настоящее время существует проблема организации квалифицированного процесса технической поддержки обслуживания банковского оборудования, в частности Automated teller machine (ATM) и Cash-machine, связанная с отсутствием специализированных программ и сервисов, позволяющих осуществлять информационный поиск причин и способов решения возникающих проблем.

Существующие аналоги представляют собой программы для ЭВМ, например ATM Diagnostic Status Code Translator, с возможностью определения неисправного модуля системы и указания данных об обслуживании устройства (maintenance data). Однако в некоторых случаях этого недостаточно для устранения неисправности и осуществления ремонта на должном уровне.

При прослеживании причин поломок данного оборудования актуальной задачей является своевременное выяснение обстоятельств возникновения аварийного случая, что поможет избежать трудоемкого и дорогостоящего ремонта в дальнейшем.

На данном этапе формируется техническое состояние модуля, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. Если этот процесс имеет необратимый характер, то прогнозируется его механическая замена. Проведение аналогий между причинами выхода из строя модульных устройств позволяет определить и устранить неисправности в кратчайшие сроки, улучшая тем самым качество работы технических специалистов банка.

Разработка информационной системы для учета состояния банковского оборудования заключается в формировании данных о причинах и методах устранения поломок, с объединением в общую справочную базу данных по грамотной эксплуатации банкоматов. Особенность заключается в постоянном обновлении текущей информации, которая поступает из различных источников, а также в возможности комментирования возникающей ситуации.

Предлагаемый программный комплекс опирается на теорию системы поддержки принятия решений (СППР), представляющую собой компьютерную автоматизированную систему, целью которой является помощь людям, принимающим решения в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. Основу СППР составляет комплекс взаимосвязанных моделей с соответствующей информационной поддержкой исследования, экспертные и интеллектуальные системы, включающие опыт решения задач управления и обеспечивающие участие коллектива экспертов в процессе выработки рациональных решений [3].

На рис. 1 представлены основные блоки управления алгоритма, который в дальнейшем позволяет реализовать программный комплекс информационной системы технической поддержки (ИСТП] обслуживания ATM и Cash-machine.

Начало

Поиск

неисправностей

Нет записеи j

| ^_________________________________

БД (причины

-----------------------» и варианты

решения)

Есть записи

_____i_l_

Вывод

данных

< ’

Конец

Рис. 1. Алгоритм функционирования ИСТП обслуживания ATM и Cash-machine:

1 - поиск неисправностей; 2 - база данных (БД); 3 - вывод данных; 4 - авторизация;

5 - добавление информации в БД

4

І___

Авторизация

1 5

Добавление информации ВВД

SS

Блок алгоритма Поиск неисправностей предназначен для поиска возможных путей решения проблемы в БД по описанию и характеристикам неисправности. Поиск осуществляется выбором из выпадающего списка наиболее подходящих по описанию последствий неисправностей. Ниже представлена часть кода программы, отвечающая за поиск информации в БД:

StreamReader sr = new StreamReader(@"E:\DataStorage\devices.db"); string str = sr.ReadLine(); while (str != null)

{

if (str != "")

{

deviceList.Items.Add(str);

}

str = sr.ReadLine();

}

sr.Close();

}

В процессе разработки программного комплекса была сформирована База данных на основе имеющихся записей о неисправностях и возможных путях их решения, в которых и осуществляется поиск при запросе информации в блоке 1. В случае успешного поиска решения проблемы происходит переход к блоку 3, а именно к блоку Вывод данных, в которых содержится возможная причина и способы (методы) устранения неисправности, на экран, доступный пользователю.

Фрагмент БД, содержащий возможные пути решения неисправности, в зависимости от модели устройства и описания поломки:

NCR 587о|Появление BSOD|Переустановка OC|bsod

NCR 5873|Замятие купюры на входе в блок возврата (Reject), проскальзывание ремней|Утолщение роликов, использование «кондиционера» для резины|блок возврата reject проскальзывание ремней замятие

NCR 5873|3амятие через раз купюры на входе в блок возврата (Reject)| Грязные датчики Валидатора (Validator)|замятие блок возврата reject

NCR 5873|BNA не реагирует на тесты|Порвана лента Escrow|bna тесты NCR 5873|3амятие купюры на входе в блок временного депозирования (Escrow). | Очистка датчиков транспортных путей и Escrow. Калиброка Escrow.|заминание escrow

NCR 5877|Неравномерный набор купюр|Замена присосок, замена вакуума|набор купюр NCR 6676|Запускается restart.exe и происходит перезагрузка банкомата| Сбросить настройки SSPA|restart.exe перезагрузка

Блок Авторизации 4 становится активным, если в БД отсутствуют данные о неисправности. Следующим шагом в решении проблемы становится участие сотрудника (администратора), который после ввода правильного логина и пароля становится обладателем прав на внесения дополнений и изменений в БД.

Блок 5 - Добавление информации - играет роль «устройства» с возможностью добавления и сохранения новых и корректируемых данных, а именно: добавление новых или модернизированных устройств, добавление причин неисправностей и описание способов их устранения (рис. 2).

Система технической поддержки ATM Г Войти!

Главная Меню О нас

Добавить запись ВНИМАНИЕ! Все поля обязательны для заполнения! Устройство: | NCR 5873 Неисправность: | Решение: |v| Добавить

Ключевое слово: | | [Если ключевых слов несколько, введіте их через пробел]

Прикрепить изображена I |[-СШ.зой-^ [Допускаются только файлы сг расширением "jpg". Если подаодящего

изображения нет - оставить поле незаполненным]

Рис. 2. Интерфейс программы при добавлении новых или модернизированных устройств, причин неисправностей и описание способов их устранения

Информационная система технической поддержки обслуживания ATM и Cash-machine исполнена в виде WEB-приложения, что позволяет использовать ее без затруднений как в локальной, так и в глобальной корпоративной сети, представлен интуитивно понятный интерфейс, программа совместима со многими доступными операционными системами (Windows 95/98/2000/XP/7/2008; Linux; FreeBSD) [4, 5].

Разработанный алгоритм представляет собой точный набор инструкций, описывающих последовательность действий для достижения результата или решения некоторой задачи, в нашем случае - увеличение эффективности проводимых ремонтных работ банковского оборудования и, как следствие, - снижение времени утраты работоспособности банковской техники.

С внедрением предложенной информационной системы сама собой устранится необходимость в online-общении между сотрудниками, что позволит сократить время на выяснение обстоятельств и причин выхода из строя банковского оборудования и, как следствие, уменьшить сроки выполненных заявок по устранению неполадок. Сотрудник, найдя подобную проблему в справочнике, сможет «по симптомам» более точно определить, какие меры необходимо принять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голицына О. Л., Максимова Н. В., Попова И. И. Информационные системы. - М.: ФОРУМ:

ИНФРА-М, 2009. - 496 с.

2. Учитель Ю. Г. Разработка управленческих решений. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 383 с.

3. Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений. - М.: СИНТЕГ, 1998. - 376 с.

4. Эспозито Д. Microsoft ASP.NET 2.0. Базовый курс. Мастер класс. - М.: Русская Редакция; СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

5. Абакумова О. Г. Разработка управленческих решений. Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2006. - 160 с.

Статья поступила в редакцию 28.04.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Хахалев Михаил Александрович - Астраханский государственный технический университет; магистрант кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления»; Naugad 777@yandex.ru.

Khakhalev Mikhail Aleksandrovich - Astrakhan State Technical University; Master’s Course Student of the Department "Automated Systems of Information Processing and Control"; Naugad777@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.