Научная статья на тему 'Программная поддержка структурирования ресурсов электронной библиотеки удо и ПК по разделам'

Программная поддержка структурирования ресурсов электронной библиотеки удо и ПК по разделам Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC LIBRARY / HIERARCHY / ELECTRONIC RESOURCE / STRUCTURING / ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ИЕРАРХИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Колесникова Надежда Игоревна, Медведева Татьяна Александровна

В статье описано разработанное авторами программное средство, которое позволило расширить функционал web-приложения «Электронная библиотека УДО и ПК ДГТУ». Для администратора введены функции: редактирования, удаления, добавления электронных ресурсов и распределения их по разделам. Данное программное средство позволяет обрабатывать и анализировать статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Колесникова Надежда Игоревна, Медведева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATABASE PARTITION SOFTWARE FOR THE E-LIBRARY OF THE DSTU OFFICE OF DISTANCE LEARNING AND FURTHER TRAINING COURSES

The article describes the developed by the authors software tool that has enhanced the functionality of the web-application "e-library of the DSTU office of distance learning and further training courses." The authors developed new functions for the administrator: editing, deletion, addition of electronic resources and the distribution of electronic resources into sections. This software tool gives the possibility to process and analyze statistical data.

Текст научной работы на тему «Программная поддержка структурирования ресурсов электронной библиотеки удо и ПК по разделам»

УДК 004.4'236

ПРОГРАММНАЯ ПОДДЕРЖКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ УДО И ПК ПО РАЗДЕЛАМ

Н. И. Колесникова, Т. А.Медведева

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация nadezhda.igor@yandex.ru. med.ta1@yandex.ru

В статье описано разработанное авторами программное средство, которое позволило расширить функционал web-приложения «Электронная библиотека УДО и ПК ДГТУ». Для администратора введены функции: редактирования, удаления, добавления электронных ресурсов и распределения их по разделам. Данное программное средство позволяет обрабатывать и анализировать статистические данные.

UDC 004.4'236

DATABASE PARTITION SOFTWARE FOR THE E-LIBRARY OF THE DSTU OFFICE OF DISTANCE LEARNING AND FURTHER TRAINING COURSES

N. I. Kolesnikova, T. A. Medvedeva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

nadezhda.igor@yandex.ru, med.ta1@yandex.ru

The article describes the developed by the authors software tool that has enhanced the functionality of the web-application "e-library of the DSTU office of distance learning and further training courses." The authors developed new functions for the administrator: editing, deletion, addition of electronic resources and the distribution of electronic resources into sections. This software tool gives the possibility to process and analyze statistical data.

Keywords: electronic library, hierarchy, electronic resource, structuring.

Ключевые слова: электронная библиотека, иерархия, электронный ресурс, структурирование.

Введение. Электронные ресурсы (ЭР) широко используются в образовательном процессе наряду с печатными изданиями. В связи с этим во многих вузах помимо традиционных библиотек развиваются электронные. В Донском государственном техническом университете (ДГТУ) электронная библиотека является одним из основных разделов портала «Управление дистанционного обучения и повышения квалификации» [ 1].

Основная часть. Студенты и преподаватели ДГТУ обладают свободным доступом к электронным ресурсам (рис. 1).

Рис. 1. Главная страница электронной библиотеки

Для удобства использования материалов электронной библиотеки на начальном этапе была реализована следующая иерархическая структура: факультет — кафедра — электронный курс (рис. 2, 3).

Рис. 2. Web-страница факультета

Рис. 3. Web-страница кафедры Необходимая информация собирается в деканатах и еженедельно загружается в базу данных электронной библиотеки [2]. Таким образом, обеспечивается целостность БД и актуальность сведений о структуре ДГТУ.

За 13 лет существования в электронной библиотеке размещено более 2500 разнообразных электронных курсов. В связи с этим было принято решение о добавлении нового уровня иерархии — «Раздел» (рис. 4). Список разделов, то есть закрепленных дисциплин, автоматически выгружается из учебных планов кафедр в базу данных динамического web-приложения.

Библиотека электронных ресурсов ДГТУ

СКИФ

Факультеты

Авиастроение

Автоматизация, мехатроника и управление Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология Инновационный бизнес и менеджмент Информатика и вычислительная техника Машин остроител ьн ые технологии и оборудование Машины и оборудование

Кафедра

"Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем" Раздел "Администрирование информационных систем"

| Распределить курсы Добавить курс

Список курсов

С 9.04.2014 изменился формат подсчета количества посещении (общее количество/за текущий год/за текущий месяц)

Количество посещений

1МУ

Операционные системы

Методические указания для студентов очной формы обуиения

Методические

Рис. 4. Раздел электронной библиотеки

Первоначально администратор мог только добавлять электронные курсы в библиотеку через web-интерфейс. Но в связи с расширением функционала, увеличением числа уровней иерархии появилась необходимость распределять ЭР по разделам. С этой целью создан программный модуль для распределения курсов (рис. 5).

Распределение курсов

Список курсов в текущем разделе

Название Автор(ы) _ Количество Тип посещении

О. viy Операционные системы Методические указания для студентов очной формы обучения Долгов В.В. Методические ГН указания 1—1

Недобавленные в раздел курсы

Название Автор(ы) _ Количество Тип посещении

à о кл Applide Programming Tools Цифровая обработка сигналов Коледов Л.В. Курс лекций 75/0/0 +

1

Рис. 5. Информация о распределении курсов

У администратора появилась удобная возможность через web-интерфейс редактировать, добавлять и удалять из раздела электронный ресурс с помощью кнопок ограниченного доступа (рис. 4). Ранее эти функции осуществлялись напрямую через базу данных, что не отвечает требованиям безопасности, а также оперативности. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что web-приложение позволяет администратору реализовывать перечисленные функции почти в 2 раза быстрее.

Таблица 1

Временные характеристики работы с ресурсами электронной библиотеки

Объект сравнения Добавление, сек Редактирование, сек Удаление, сек Поиск электронного ресурса

Без использования разделов, сек Через раздел, сек

База данных 318 147 65 - -

Web-приложение 130 94 38 53 20

Статистика электронной библиотеки изучает количественную и качественную стороны процессов, связанных с ее работой [3]. Ввиду необходимости обеспечения пользователей актуальным отчетом. разработан программный модуль, который собирает и обрабатывает статистические данные.

Введем обозначение числа посещений электронных ресурсов за день — ОрепБау. Суммарный расчет посещаемости осуществляется по формулам (1) и (2).

За месяц:

п

ОрепМоШк = X ОрепБау^. (1)

/=1

где п — количество дней в месяце. За год:

т

репУеаг = X OpenMonthj.

]=1

(2)

где т — количество месяцев.

Можно рассчитать и количество посещений за указанный период [БауВ, БауЕ]:

БауЕ

ОрепРепоё = X ОрепБау^. (3)

!=БауВ

где БауВ — начало периода; БауЕ — конец периода.

Обозначим типы ресурсов, размещаемых в электронной библиотеке, как множество

ТуреЯ = tk}. (4)

где ti — наименование типа; к — общее количество поддерживаемых типов.

Для выбранной кафедры Ка/ , где !е[1,пытКа/] рассчитывается суммарное количество

размещенных ресурсов за указанный период [БауВ, БауЕ] по каждому типу ti :

^итВ = {^ ^ \}. (5)

Для этого каждому ресурсу ставится в соответствие дата его размещения. Таким образом, из множества ресурсов А11Я выбираются ресурсы (Яг), дата размещения которых Rdatei е [БауВ, БауЕ], тип ЯТуре = Ц . Затем считается мощность полученной выборки |Яг }.

Далее возможно рассчитать суммарное количество размещенных ресурсов за период по формуле

8итШтЯКа/- = X Ка/1

(6)

Анализ значений двух выделенных критериев: количество посещений — Open, количество размещений — SumNumR показал, что использование их независимо друг от друга не позволяет корректно оценить эффективность работы кафедры. Поэтому было принято решение об использовании интегрального критерия, позволяющего одновременно оценить оба фактора:

OpenSum^f = SumNumR-^f хOpenKaf- (7)

где SumNumRKaf. — количество размещенных ресурсов tj за указанный период; OpenKafi — ко-

личество посещений размещенных ресурсов ^ за указанный период.

Для унификации полученных значений выполняется нормирование:

БишКишЯ

nSumNumR

keif-

(8)

max \ SumNumR

kafi

Общее количество посещений с момента размещения электронного ресурса считается отдельно. Для оценки эффективности работы кафедры учитывается количество размещенных ресурсов — как общий показатель, так и по каждому виду электронного издания.

После перехода на страницу статистики происходит вывод лидирующих факультетов по посещению и размещению электронных ресурсов за текущий год (рис. 6).

Рис. 6. Лидеры за текущий год

В статистику включена возможность получения полного отчета посещаемости ресурсов (рис. 7). Параметры отчета можно изменить, выбирая факультет или кафедру, а также диапазон

дат.

Рис. 7. Статистика посещаемости ресурсов

С целью более четкой структуризации и повышения наглядности информации реализована функция построения графиков. В модуле статистики существует возможность создания диаграмм: круговой (визуализирует сравнение количества посещений по кафедрам, рис. 8) и столбиковых (визуализируют количество размещенных электронных ресурсов по типам для выбранного факультета или кафедры, рис. 9).

Рис. 8. Сравнение количества посещений по кафедрам за выбранный временной период

Рис. 9. Типы размещенных электронных ресурсов за выбранный временной период: 1 - Курс лекций, 2- Набор тестов, 3- Практикум, 4- Методические указания, 5-Методические указания к курсовой работе, 6-Учебное пособие, 7- Сборник задач (упражнений), 8-УМК, 9-Монография, 10- Комплекс методических указаний, 11-Видео-лекция, 12- Учебно-методическое пособие, 13- Виртуальная лабораторная работа, 14- Образец дипломной работы, 15 - Презентационные материалы к лекциям

Статистические данные, касающиеся количества посещений и размещений электронных ресурсов, визуализируются с помощью графиков (рис. 10, 11, 12). Для получения этой информации предусмотрена кнопка «Анализ» на странице лидеров (рис. 6). Количественный нормированный коэффициент размещенных ЭР рассчитывается по формуле 8, для нормирования количества посещений ЭР и интегрального критерия используется аналогичная формула.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10. Объем размещенных электронных ресурсов: 1 — «Авиастроение»; 2 — «АМиУ»; 3 — «АП»; 4 — «БЖиИЭ»; 5 — «ИБиМ»; 6 — «ИиВТ»; 7 — «МТиО»; 8 — «МКиМТ»; 9 —«Международный»; 10 — «НП»; 11 — «ПСиТ»; 12 — «СГ»; 13 — «ТМ»; 14 — «ТСиЭ»; 15 — «УиП»;

16 — «ФКСиТ»; 17 — «ЭиС»

Рис. 11. Количество посещений электронных ресурсов: 1 — «Авиастроение»; 2 — «АМиУ»; 3 — «АП»; 4 — «БжиИЭ»; 5 — «ИБиМ»; 6 — «ИиВТ»; 7 — «МТиО»; 8 — «МКиМТ»; 9 — «Международный»; 10 — «НП»; 11 — «ПСиТ»; 12 — «СГ»; 13 — «ТМ»; 14 — «ТСиЭ»; 15 — «УиП»;

16 — «ФКСиТ»; 17 — «ЭиС»

^ ^ каф. Экономики каф. ПОВТнАС каф. НиЬТ каф.НТПиПК каф. ИТ

Е -

Рис. 12. Сводный график нормированных результатов: ряд 1 — интегральный критерий; ряд 2 — количество размещений; ряд 3 — количество посещений

В рамках проделанной работы были проанализированы функционалы электронных библиотек крупных российских вузов [4]: МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Сибирского федерального университета и Томского государственного университета.

В каталогах рассмотренных электронных библиотек хранится литература, диссертации, материалы конференций, конгрессов и семинаров, а также методические разработки преподавателей университета. Доступ к электронным ресурсам осуществляется по читательскому билету. Не все научные библиотеки разделяют свои ресурсы на типы. Статистика сайта доступна только сотрудникам. Аналогичную структуру и способ доступа имеет электронная НТБ (научно-техническая библиотека) ДГТУ.

Результаты анализа научных библиотек ведущих вузов России дают основания для следующего вывода: библиотека УДО и ПК ДГТУ имеет не только возможности поиска электронных ресурсов, но и удобную иерархическую структуру, повторяющую структуру ДГТУ, которая позволяет за более короткое время найти учебные материалы (таблица 1). Доступ к материалам является свободным, и статистическая информация доступна любому пользователю. Размещенные ресурсы могут использоваться как при очной, так и при заочной форме обучения. Кроме того, данные ресурсы составляют основу для дистанционного обучения.

Основанием для публикации учебных материалов в соответствующем разделе кафедры является заявка, подписанная разработчиками и заведующим кафедрой. При этом разработчики получают свидетельство о внутренней публикации.

Заключение. Внедрение описанного в статье программного средства явилось новым шагом в процессе усовершенствования функционала электронной библиотеки УДО и ПК ДГТУ, позволив расширить возможности администраторов и пользователей. С помощью созданного программного продукта данные о количестве и структуре материалов электронной библиотеки обрабатываются, анализируются и могут быть представлены с использованием средств графической визуализации.

Библиографический список

1. Скляренко, А. А. Принципы ежегодной актуализации структуры базы данных электронной библиотеки УДО и ПК в соответствии с реорганизацией вуза / А. А. Скляренко, Н. И. Колесникова // Современные проблемы многоуровневого образования : IX междунар. науч.-методич. симпозиум. — Ростов-на-Дону, 2014. — 363 с.

2. Скляренко, А. А. Электронная библиотека в образовательном процессе ДГТУ / А. А. Скляренко, Н. И. Колесникова // Современные проблемы многоуровневого образования : X междунар. науч.-методич. симпозиум. — Ростов-на-Дону, 2015. — 478 с.

3. Для чего нужна статистика сайта [Электронный ресурс] / нобЮШ. — Режим доступа: Ы*р://аЬспате.сот.иа/^ех^р?о=1096/ (дата обращения: 29.04.2016).

4. Соколова, Н. В. Электронная библиотека вуза как часть информационной инфраструктуры сферы образования / Н. В. Соколова, Д. В. Дмитриев, Д. В. Кумановский. — Москва : ГПНТБ России, 2015. — 4 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.