Теория и методика обучения информатике
25
Программирование в классах социально -экономического профиля
Горохова Римма Ивановна (kinf@marsu.ru)
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
Статья посвящена вопросам профильного обучения, которое становится неотъемлемой частью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В соответствие с целями, заявленными в концепции профильного обучения, предполагается с одной стороны обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов программы пол -ного общего образования, с другой стороны, расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Система профильного обучения представляет собой достаточно гибкую систему, включающую базовые общеобразовательные, профильные и элективные учебные предметы.
Одним из востребованных профильных направлений в современной школе является социально-экономический профиль. Перечень базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов однозначно определен для данного профиля. Элективные курсы, обязательные для посещения курсы, предлагаются учащимся по выбору. Они поддерживают изучение основных профильных учебных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения. Так, например, профильный курс экономики может быть поддержан элективным курсом «Математическая статистика», а курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и др. могут служить построению индивидуальных образовательных траекторий в обучении рассматриваемого профиля. В настоящее время особое место в экономической сфере занимают программные комплексы на платформе «1С». В связи с этим и в профильной подготовке социально-экономических классов возникает необходимость в начальном освоении основ программирования в среде «1С». Обучение можно организовать в рамках элективного курса «Основы языка программирования «1С» для учащихся старших классов.
Для описания специфических алгоритмов обработки информации и создания интерфейса, ориентированного на удобное представление описанных в конфигурации данных, в системе «1С: Предприятие» используется встроенный программный язык. Необходимость наличия встроенного языка определена концепцией настраиваемости системы.
Язык является предметно-ориентированным, поддерживающим специализированные типы данных предметной области, определяемые конфигурацией системы. Язык ориентирован на пользователей различной квалификации, его отличает мягкая типизация данных, обеспечивающая быстрое написание программных модулей, жесткий контроль синтаксических конструкций, уменьшающий вероятность ошибок.
«Встроенный» язык, представляет высокоуровневый предметно-ориентированный язык с элементами объектно-ориентированного и визуального программирования по основным возможностям вполне сравнимый с традиционно используемым в школе языком Паскаль.
Можно выделить следующие особенностей языка программирования «1С»:
- встроенный язык программирования «1С» полностью русскоязычный;
- осваивая более сложные приемы программирования в среде «1С: предприятие» смогут научиться создавать на ее базе прикладные конфигурации;
- встроенный язык является вспомогательным средством создания конфигураций, что дает возможность более простым и быстрым способом создать простейшую конфигурацию баз данных и по -лучить доступ непосредственно к языку программирования;
- полная русификация - все без исключения переменные и операторы могут быть записаны не только латинскими, но и русскими буквами, что значительно облегчает понимание смысла листинга программ;
26
ИТО Марий Эл -2010
- отладчик включен в конфигуратор и умеет показывать список свойств объектов с их значениями и типами;
- имеется возможность просмотреть коллекции, например, массивы и таблицы значений.
Применять этот язык можно и без учета «специфики» самой системы «1С: Предприятие», пользуясь ею только как инструментальной оболочкой и «забывая» про функционал для работы с документами и базами данных.
Элективный курс организовать лучше всего с поддержкой в виде программного комплекса «1С: Вычислительная математика и программирование». Данный комплекс содержит один из разделов, посвященный программированию «1С».
Возможны два подхода к работе с данным курсом. Один из вариантов представляет собой элективный общеобразовательный учебный предмет по выбору учащихся, а другой вариант возможен встраиванием в учебную программу курса «Информатика и ИКТ» при изучении темы «Алгоритмизация и программирование». Однако не следует забывать о возможности учащихся сдавать ЕГЭ по информатике, в контрольно-измерительных материалах которых большое внимание уделено вопросам программирования. И, несмотря на достаточно свободный выбор учениками языка представления программ, программы на языке «1С», как возможном, в ответах не рассматриваются.
На наш взгляд наиболее приемлемым является первый вариант и изучение элективного курса наиболее целесообразно после изучения темы «Алгоритмизация и программирование» в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Преимущества такого подхода заключаются в следующем:
- изучено понятие алгоритма и приобретен опыт разработки алгоритмов для простейших вычислительных задач;
- получены знания по типам данных, используемых в программировании;
- приобретены умения и навыки программирования на каком-либо языке (Visual Basic, Pascal, Basic и др.).
В то же время имеется ряд сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги. Одна из них, заключается в необходимости сертификации учителя для его допуска к ведению такого курса. Это можно решить, пригласив представителя из соответствующей фирмы, имеющей лицензию на ведение обучения. Вторая связана с приобретением соответствующей программной среды программирования «1С». Данные трудности очевидно и влияют на отсутствие предлагаемого элективного курса в школах.
Введение изучения основ практико-ориентированного языка программирования «1С» позволит в наиболее полной мере обеспечить решение основных целей профильного обучения непосредственно для классов социально-экономического профиля, а именно: направленных на обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и расширение возможностей социализации учащихся.
Литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. 2002. Декабрь.
2. Кузнецов А.А. Новый Базисный учебный план и типовые профили обучения // Профильная школа. 2006. № 3. С. 33-48.
3. Элективные курсы в профильном обучении. М.: Вита-Пресс, 2004. 144 с.
4. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». М.: Вита-Пресс, 2004. 112 с.
Применение компьютерных технологий на уроках английского языка
Золотарева Вероника Викторовна (zolveronika@yandex.ru)
МОУ «Параньгинская общеобразовательная средняя школа»
Аннотация
Использование на уроках и влияние ИКТ на различные виды речевой деятельности в процессе обучения английскому языку.
В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая заинтересованность учащихся