Научная статья на тему 'Программа жизненного мира как основа инновационной деятельности предпринимателя'

Программа жизненного мира как основа инновационной деятельности предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Т. В., Герасимов О. В., Степанова О. С.

В данной статье рассматриваются аспекты взаимодействия жизненного мира с инновационной деятельностью. Проводится анализ механизмов включения инновационных практик предпринимателя в его структуру жизненного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of vital world as a basis of innovative activity of an entrepreneur

In this article aspects of interaction of vital world with innovative activity are considered. The analysis of mechanisms of inclusion of innovative practices of an entrepreneur to his structure of vital world is carried out.

Текст научной работы на тему «Программа жизненного мира как основа инновационной деятельности предпринимателя»

Программа жизненного мира как основа инновационной деятельности предпринимателя 107

ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 321.01:342.3

Т.В. Борисова, О.В. Герасимов, О.С. Степанова *

ПРОГРАММА ЖИЗНЕННОГО МИРА КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ**

В данной статье рассматриваются аспекты взаимодействия жизненного мира с инновационной деятельностью. Проводится анализ механизмов включения инновационных практик предпринимателя в его структуру жизненного мира.

Ключевые слова: жизненный мир, инновация, предпринимательская деятельность.

Феноменологическая программа жизненного мира эффективно выступает в качестве экзистенциального основания судьбы предпринимателя. Эта программа работает не только в экзистенциальном плане, где она интерпретируется как результат деятельности сознания, «собственника сознания», сознания Других, но и в объективизированном, где интерсубъективность будет проявляться как результат конституирующей целостной деятельности человека. Известно, что человек активно действует, превращает априорно упорядоченную жизнь активного прошлого в траекторию развития, которая становится трансцендентальной зависимостью, влияющей на формирование коллективного опыта (осознанного или неосознанного) настоящего. Этот результат конституирующей целостной деятельности человека, заявленной и проявленной в векторной направленности траектории развития, есть, на наш взгляд, недостающее звено в движении от субъективных образов, представлений и интерпретаций к их социокультурной оформленности в виде символов, знаков, артефактов, культурно измененной, природно-пространственной среды. В исторической перспективе точкой отсчета является человек, который организует интерсубъективную и трансцендентальную реальность (заметим, что искажение реальности есть специфический способ ее организации) как мир множества реальностей. Экономическую реальность смело интерсубъектирует Ното есопотюш — ра-

циональный субъект, принимающий спектр экономических решений. Экономическая социология развила данное понятие, приняв для него акроним RREEMM (обладающий ресурсами, оценивающий, максимизирующий человек), и зафиксировала, что в своей деятельности Homo economicus находится в условиях ограниченного времени и информации, а также в ситуациях риска и неопределенности. Известно, что на парадигме RREEMM базируются теории рышочного и макроэкономического равновесия, адаптации фирм и потребителей и даже государственного регулирования [1]. На этом фоне отстраненно выгглядят известные теории предпринимательской деятельности, связыгвающие предпринимательство то ин-новационныгми фазами, в разных циклах одновременно способствуя или смещая экономическое равновесие (теория И. Шумпетера), то с состоянием неравновесия в экономике (работы И. Кир-шнера), то с переносом акцента анализа природы предпринимательской деятельности на изменение характера конкурентной среды, который проделал Ф.А. фон Хайек [2]. Теориям предпринимательской деятельности, разрабатыгваемыгм в экономическом и социолого-культурологическом ключе, во многом помогла позитивная критика самой парадигмы RREEMM. Содержание данной критики концентрированно выразилось в методологическом замечании В.С. Автономова, что сама возможность логического согласования экономи-

* © Борисова Т.В., Герасимов О.В., Степанова О.С., 2012

Борисова Татьяна Вадимовна ([email protected]), Герасимов Олег Викторович ([email protected]), Степанова Ольга Сергеевна ([email protected]), кафедра философии Самарского государственного технического университета 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

** Исследование ведется в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Грант № 2012-1.2.2-12-000-3003-061.

ческих теорий, разрабатываемых в рамках этой парадигмы, с логикой поведения предпринимателя, действующего в конкретно-исторической конкурентной среде, весьма сомнительна [3, с. 83]. Поэтому современная экономическая мысль все чаще предпринимает рефлексивные и интуитивные попытки вырваться из «объятий» парадигмы, продолжающей «работать» в духе классического субъектно-объектного противопоставления «издер-жки—прибышь», и «вознестись в космическую реальность определенной исторической перспективы», возможности соединения экономического анализа с феноменологическим, «вышося за скобки» уже указанные недостатки последнего. В аспекте этого единства историческая перспектива выступает организацией реальности предпринимательской деятельности, совокупностью не столько экономических, сколько жизненных обстоятельств, определяющих и жизнь, и судьбу, и дело предпринимателя. «Для того чтобы бышо возможно решение, нужно одновременно дать свободу и границы, относительную детерминацию. Это выражается категорией «обстоятельства» [4]. Жизнь всегда оказыгвается в определенных обстоятельствах в расположении кругом нее — circus — вещей и лиц. Жизнь проходит не в пустом мире, мир жизни конститутивно представляет собой обстоятельства: это мир здесь и сейчас. Обстоятельства являются чем-то детерминированным, закры-тыгм, но в то же время открыгтыгм и обладающим внутренней свободой, пространством или подтверждением направления движения, принятого решения. Феноменолог, таким образом, фиксирует внимание на том, что логика поведения предпринимателя не только фокусирует индивидуализм и своекорыгстный интерес, а, органически вписыгва-ясь в структуру жизненных обстоятельств, предприниматель сам определяет свою биографически детерминированную ситуацию, занимая в ней свою позицию. Сказать, что определение ситуации биографически детерминировано, значит сказать, что оно имеет свою историю. Это отложение всего предшествующего опыта... оно уникально, дано этому человеку и никому другому» [5], — замечает А. Шюц.

Это подтверждается сравнительным анализом конкретных биографий известнейших предпринимателей мира, которые, по мнению их биографа, Джин Н. Ландрам, изменили мир [6]. Выгявим детерминирующие факты их биографии по параметрам: стартовые условия, родительская семья, начальный капитал, жизненные барьеры, базовые ценности (отношение к жизни и делу), любовь.

1. Стивен Джобс: рос сиротой, отец — механик

— часто быш безработныгм; начальный капитал — 1200 долларов; жизненные барьеры: он быш частью контркультуры и восстал против общественности. Создал империю персональных компьюте-

ров «Эппл Компьютер», проявив при этом недюжинную силу воли, т. к. это был единственный выход в поисках смысла жизни и способ обретения себя. Его базовая ценность, отношение к делу выразились через девиз: «Не слушать рыночных специалистов! Звонок еще не значит телефон!»

2. Фредерик В. Смит: статус семьи — элита, но отец умер, когда Фреду исполнилось четыре года; начальный капитал — 8,5 млн долларов; создал империю «Федерал экспресс» — круглосуточную службу доставки; жизненные барьеры: руководство федеральной резервной системы расторгло контракт, который давал Фреду эксклюзивное трансфертное право. Перепрофилировал дело, чтобы выйти из катастрофической ситуации. Он родился с врожденной болезнью, поставил на карту все свое наследство, сумел превратить свою империю в «позитивную круглосуточность», в уникальную модель «центр—лучи»; базовые ценности: агностицизм, восточный мистицизм.

3. Томас Монаген: отец — водитель грузовика, мать — медсестра, жил в приютах для сирот; начальный капитал — 900 долларов: создатель империи сети магазинов по продаже пиццы: жизненные барьеры: в 1970 г. после десяти лет работы по шестнадцать часов в сутки фирма «Пицца Домино» обанкротилась. Сумел возвратить фирму и превратить ее в доминирующую силу индустрии. Базовые ценности: оптимизм, тренированное тело, долой посредственность; не развращается властью.

4. Нолан К. Бушнель: статус семьи: отец — каменщик, мать — домохозяйка, из семьи мормонов; начальный капитал — 250 долларов личных сбережений. Организовал империю видеоигр; жизненные барьеры: потерял работу и остался без средств к существованию. Занял 500 долларов, чтобы начать выпуск «Понг» — первой видеоигры. Базовые ценности: инновации, агностик.

5. Байрон Марсель Бич: отец — гражданский инженер, статус семьи — средний класс; начальный капитал — вместе с другом — 1000 долларов; создал империю одноразовой культуры (одноразовые ручки, зажигалки, бритвы, доски для серфинга и т.д.); жизненные барьеры: Вторая мировая война разрушает его карьеру, но он находит в себе силы восстановить продукцию одноразовой культуры. Базовые ценности: сделать вещь прочной и дешевой, ориентироваться только на себя.

6. Соломон Прайс: статус семьи — верхний слой среднего класса, отец — посредник в объединении и изготовитель одежды; созданная фирма «Прайс Клас» — 800 000, служащие — 500 000 долларов, частные инвесторы — 1 млн долларов; основатель индустрии оптовой торговли; жизненные барьеры: долгое время был безработным, пока не возникла идея создания сети оптовой торговли; базовые ценности: «ты должен прежде отдавать,

Программа жизненного мира как основа инновационной деятельности предпринимателя 109

а затем сможешь получать», что было превращено в принцип торговли: «сущность торговли состоит в умной потере объемов продаж!»

7. Говард Хед: статус семьи — верхний слой среднего класса, отец — дантист; первоначальный капитал: 6000 долларов от выигрышей в покер; создал индустрию продаж лыж и сверхбольшой ракетки; жизненные барьеры: постоянные унижения и увольнения заставили его уйти с должности инженера, хотел стать писателем, не умел кататься на лыжах, но сделал первые металлические лыжи и совершил революцию в мире большого тенниса; базовые ценности: вселенский разум и философская метафизика.

8. Уильям (Пауэл) Лир: отец — плотник, мать развелась, когда ребенку исполнилось 6 лет, жила с различными мужчинами, несчастливое детство; первоначальный капитал — зарплата от работы в мастерской по ремонту электроники; создатель реактивного самолета «Лир Джет». Совет директоров его компании отвергает идею реактивного самолета, Лир продает фирму и осуществляет свою мечту, причем на карту было поставлено все его состояние; базовые ценности: «слушай только себя — если бы проводились исследования рынка, то самолет не был бы создан».

9. Сончито Хондо: статус семьи — крестьянское сословие; отец — кузнец и владелец мастерской по починке велосипедов; начальный капитал — 3200 долларов; создал империю мотоциклов, самый большой объем продаж автомобилей в мире — «Хонда аккорд»; жизненные барьеры: его фабрика пострадала от бомбежек во время Второй мировой войны и полностью разрушена во время землетрясения в 1946 г.; базовые ценности: буддист, «успех — это только один процент работы, а остальные 99 % — это неудачи!»

10. Акио Морита: статус семьи — пятнадцать поколений производителей саке. Создатель фирмы «Сони»; жизненные барьеры: отказался от уготованной роли главы семейного бизнеса, должен был добиваться успеха сам или погибнуть от бесчестья; базовые ценности: «мы лидируем — все следуют за нами!»

11. Артур Джонс: статус семьи — высший слой среднего класса, убегал из дома в 8 и 13 лет; начальный капитал — занял 2500 долларов у сестры; снимал фильмы о жизни крокодилов в природе, создатель тренажера «Наутилус» (рационализированная штанга); жизненные барьеры: правительство Родезии выдворяет его из Африки и конфискует компанию, наняли убийцу, но Джонс выигрывает ситуацию; базовые ценности: «самые молодые женщины, самые быстрые самолеты, самые большие крокодилы!»

12. Роберт Е. (Тед) Тернер: статус семьи — высший слой среднего класса, отец — исполнительный руководитель по рекламе; начальный ка-

питал — вложил все свое личное состояние; создание СКК, рисковал 100 млн долларов.

13. Уильям Х. Гейтс: статус семьи — высший слой среднего класса, отец — юрист в Сиэтле, мать занимала видное положение в обществе; начальный капитал — свои сбережения; мечта — писать программное обеспечение для персонального компьютера — лопнула в связи с банкротством фирмы «МИТС», но поражение превратил в победу, подписав соглашение с «Эппл» и «АйБиЭм» на создание DOS. Увлечения: чтение, скоростные машины, моторные лодки, буддизм.

Подчеркнутая скрупулезность к наиболее значимым фактам биографии бизнесменов, которые «изменили мир», не случайна. Системность этих фактов представляет развертывание аналитического поля деятельности для экономиста и феноменолога, где экономист «предложит» анализ действий предпринимателя с позиций собственно экономических категорий («прибыль», «потребительская стоимость», «издержки», «экономическая рациональность» и т. д.), а философ с помощью понятия «жизненный мир» опишет тончайшие феноменологические нюансы действия предпринимателя в исторически конкурентной среде. Что не позволило этим предпринимателям успешно действовать в конкурентной среде, какие факторы стали доминирующими на пути к вершинам предпринимательского дела? С точки зрения экономиста, основным фактором является стремление предпринимателя к прибыли и осуществлению единственно верного, рационального выбора. С подобной точкой зрения можно согласиться. Но более внимательное исследование тринадцати биографий бизнесменов обращает внимание на некую схожесть фактов их биографий и личностных характеристик: трудности детского периода, ранний опыт адаптации к чужой среде, желание идти собственным путем (отцы, как правило, имели свое дело), наличие жизненных барьеров (кризис предпринимательского дела, жизненные неурядицы), стремление к инновациям, умение превратить поражение в победу, метафизическое отношение к миру (видеть лес, а не деревья), особое отношение к риску (все или ничего). При описании одновременной схожести и уникальности фактов биографической повседневности с помощью феноменологической категории «жизненный мир» становится возможной фиксация особенной, общей для всех тринадцати бизнесменов формы восприятия мира, которую мы назовем универсальной креативностью. Для более глубинного анализа бытийных пластов «жизненного мира» того или иного предпринимателя согласимся с методологическим «разведением» феноменологической и повседневной редукции, которую проделал А. Шюц. Если феноменологическая редукция, по мнению ученого, акцентирует внимание на ког-

нитивном моменте сведения объектов мира к их образам, непосредственно являющимся сознанию (т. е. различению между тем, что видит глаз, и предметом), то повседневная редукция фиксирует внимание на «напряженно-бодрствующем состоянии сознания, целостности личного участия в мире, представляющих собой совокупность самоочевидных, не вызывающих сомнений в объективности своего существования форм пространства, времени и социальных взаимодействий... возникающей на основе трудовой деятельности...» [6]. Другими словами, повседневная редукция вычленяет специфичность предпринимательского опыта, его креативность и осмысленность на основе интерсубъективности — своеобразно организованной временной перспективе: алгоритме трудовых ритмов, возникающих на пересечении внутреннего переживаемого субъективного времени и космического, трансцендентального опыта (хранящего весь предшествующий опыт трансцендентальной реальности). Все бизнесмены, биографии которых изучила Джин Н. Ландрам, обладали креативным восприятием мира. Какой когнитивно-ценностный смысл содержит это понятие? Описывая креативность в качестве особого контакта с реальностью, феноменологическая редукция как метод осмысления реальности позволяет обнаружить любопытный момент: оказывается, что опыт реальности и извлечения опыта

— две совершенно разные вещи. На основании наблюдения за реальностью можно констатировать лишь факт ее наличия. Но до тех пор, пока опыт не будет извлечен, он не будет структурирован. Но что значит структурировать опыт? На наш взгляд, структурирование собственного опыта означает соотнесение повседневности в качестве одного из множества «миров опыта» с другими мирами; скоординирование моего трансцендентального опыта с трансцендентальным опытом другого, чтобы согласовать возникающие общие ин-тенциональные объекты, образующие интерсубъективный мир; собственная самоактуализация, предполагающая высокую степень личностной автономии, достигнутая «воздержанием» от культуры — ероЬе, как сказал бы феноменолог. Извлечь, структурировать опыт — значит практически решить метафизическую проблему: как одновременно принадлежать всему миру и оставаться самим собой? Тринадцати «гениям бизнеса» удалось осуществить это! Они одновременно могли быть универсальны, принадлежать всему человечеству и жить по законам собственной, эгоцентрической природы, превосходя нормы, установ-

ленные обществом. Иногда это приводило к необходимости медикаментозного контроля собственного эгоизма. Например, Тед Тернер использовал психотропный литиум, чтобы как-то управлять своим поведением. У наших «героев бизнеса» быио особое, феноменологическое отношение к риску. Риск как момент жизни структурировался как трансцендентальный опыт смерти, осознаваемый не в качестве ситуации будущего, а в качестве ситуации более или менее длительного отсутствия, которая в повседневности воспринималась как временная угроза жизни, временная потеря работы или любимого дела, а для предпринимателя с выраженной доминантной ментальностью восточной культуры (например, Акио Морита или Сон-чито Хондо) рисковая ситуация отождествлялась с возможной потерей своего Эго и «потерей лица». Те жизненные кризисы и барьеры, которые они пережили, позволяли вышосить риск за рамки дозволенного: риск как смерть — это лишь временное отсутствие, это не ожидание будущего, а трамплин для построения своего, нового будущего дела.

Сделаем вывод: жизненные барьеры, кризисы повседневности, ситуации риска наши «герои предпринимательства» посредством структуризации жизненного мира сумели свое временное отсутствие бытия превратить в новое бытие, что расширило инновационные возможности собственного бизнес-дела.

Библиографический список

1. Нечерских Н. Проблема субъекта эволюционной экономики // Вопросы экономики. 2002. № 2. С. 118-119.

2. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭМО. № 12. 1989. С. 6-14.

3. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.

4. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 47-50.

5. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1980. № 2. С. 130-131.

6. Ландрам Дж. Н. Тринадцать мужчин, которые изменили мир / пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

7. Борисова Т.В. Рефлексия бизнес-риска в структуре глобального противоречивого общества // Общество риска: стратегии управления и альтернативные стили мышления: кол. монография под ред. В.Б. Устьянцева, М.О. Орлова. Саратов, 2009. С. 144-161.

8. Борисова Т.В., Герасимов О.В., Степанова О.С. Онтологические основания рисков в предпринимательстве // Экономика, финансы и управление в современных условиях. Самара: Глагол, 2011. С. 23-29.

Состояние фрустрации в системе современных рыночных отношений

111

T.V. Borisova, O.V. Gerasimov, O.S. Stepanova* THE PROGRAM OF VITAL WORLD AS A BASIS OF INNOVATIVE ACTIVITY OF AN ENTREPRENEUR

In this article aspects of interaction of vital world with innovative activity are considered.

The analysis of mechanisms of inclusion of innovative practices of an entrepreneur to his structure of vital world is carried out.

Key words: vital world, innovation, entrepreneurial activity.

* Borisova Tatyana Vadimovna ([email protected]), Gerasimov Oleg Viktorovich ([email protected]), Stepanova Olga Sergeevna ([email protected]), the Dept. of Philosophy, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.