ИСТОРИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ
ПРОГРАММА «ЖИЛЬЕ-2000» И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ
Сергей Александрович ВЛАСОВ,
кандидат исторических наук
В годы советской власти неоднократно предпринимались попытки решить жилищную проблему. Последний раз это пытались сделать в годы перестройки (1985—1991 гг.) в рамках программы «Жильё-2000», положения которой сформулированы в ряде партийно-государственных документов и представляли собой комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить к 2000 г. каждую семью отдельной квартирой или домом. Задача кардинального решения жилищной проблемы была поставлена на XXVII съезде партии и конкретизирована в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР — 17 апреля 1986 г. «Об основных направлениях ускорения жилищной проблемы в стране», 14 августа 1986 г. «О дальнейшем совершенствовании управления строительным комплексом страны», 19 сентября 1987 г. «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства» и в других документах.
Для Дальнего Востока осуществление программы «Жилье-2000» являлось приоритетным, так как обеспеченность населения жильем здесь была ниже, чем в других районах страны. В рамках программы за двенадцатую пятилетку (1986—1990) в регионе планировалось построить 22,7 млн. кв. м жилой площади, что намного превышало показатели одиннадцатой пятилетки (1981—1985), когда возвели 14,7 млн. кв. м жилья.
Наиболее ответственно к выполнению поставленной задачи отнеслись в Хабаровском крае. На нескольких заседаниях партийных и советских органов власти рассматривались проблемы жилищного строительства. 16 августа 1986 г. состоялся пленум Хабаровского комитета КПСС, на котором с докладом выступил первый секретарь крайкома КПСС А.К. Черный. Он говорил о мерах, которые необходимо предпринять для выполнения программы «Жилье-2000»: «Для реализации поставленной XXVII съездом задачи по обеспечению к 2000 г. каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом нам необходимо нарастить темпы строительства жилья по меньшей мере в 1,5 раза и приступить к решению этой задачи безотлагательно и самым широким фронтом»1.
В октябре 1986 г. в Хабаровске состоялось собрание актива краевой партийной организации, обсудившее задачи по ускорению жилищного строительства.
По предварительным расчетам, чтобы обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом к 2000 г. с учетом накопленного жилого фонда, его износа и выбытия за три пятилетки, необходимо построить примерно 19 млн. кв. м жилой площади2.
Пятый пленум краевого комитета КПСС, состоявшийся в декабре 1986 г., рассмотрел вопрос «О комплексной программе жилищного и социально-культурного строительства в Хабаровском крае на 12-ю пятилетку и на период до 2000 года». Пленум крайкома принял постановление, где, в частности, было записано: «Повсеместно широко поддержать одобренную ЦК КПСС инициативу Горьковского автозавода о досрочном решении жилищной проблемы за счет всемерного участия трудовых коллективов в жилищном строительстве. Активно развернуть хозяйственный способ строительства... Развернуть активную работу по проектированию и строительству молодежных жилищных комплексов. Значительно расширить объемы кооперативного и индивидуального жилищного строительства»3.
Планы по выполнению программы «Жилье-2000» разрабатывались и в других районах Дальнего Востока. В Приморском крае подсчитали, что для реализации поставленной задачи к 2000 г. необходимо ввести в эксплуатацию около 30,5 млн. кв. м жилой площади, а для этого необходимо объем строительно-монтажных работ увеличить по сравнению с 1985 г. более чем в четыре раза4.
В августе 1987 г. во Владивостоке прошло совещание по вопросу практической реализации программы «Жилье-2000». Его участниками были руководители строительных организаций и предприятий стройиндустрии Приморского края. Они отметили, что решить сложную задачу по обеспечению к 2000 г. жилой площадью каждого жителя Приморского края можно только за счет создания в кратчайшие сроки мощной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, наращивания на этой основе производственных мощностей подрядных строительных организаций. Нужно использовать весь арсенал имеющихся средств: подрядное строительство, хозяйственный способ, жилищно-строительные кооперативы, молодежные жилищные комплексы, индивидуальное строительство5.
В Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях также состоялись заседания партийно-хозяйственного актива, где наметили меры по реализации программы «Жилье-2000» и подсчитали, какое количество жилья необходимо построить к 2000 г., чтобы выполнить программу. В Амурской области эта цифра составила 14,8 млн. кв. м жилой площади6, в Камчатской — 6 млн. кв. м7, в Магаданской — 8 млн. кв. м8, в Сахалинской области — около 8 млн. кв. м 9.
Однако реализация программы была делом не простым. Серьезным препятствием для выполнения намеченных планов являлась нехватка строительных материалов во всех без исключения краях и областях региона. Так, в Сахалинской области к середине 80-х годов ежегодный дефицит шлакоблоков — основного стенового материала, из которого возводились дома на Сахалине, — составлял 22 млн. штук10.
В 1987 г. в Хабаровском крае стройки недополучили более 25 млн. штук кирпича11, в Приморском крае в этом же году дефицит по стеновым материалам составил 300 млн. штук условного кирпича, по щебню-гравию — около 3 млн. кубометров, по песку — 2 млн. кубометров, по извести — 40 тыс. т12, а в Амурской области — свыше 105 млн. штук условного кирпича, 23 тыс. т извести, 200 тыс. кубометров керамзита13.
Острая нехватка стройматериалов ощущалась в северных районах Дальнего Востока — Камчатской и Магаданской областях.
Для ликвидации дефицита были предприняты меры по увеличению производства строительных материалов. В Хабаровском крае в сентябре 1986 г. крайком КПСС рассмотрел вопрос о дальнейшем увеличении производства строительных материалов, изделий и конструкций предприятиями стройиндустрии и промышленности строительных материалов14. В дальнейшем исполком Хабаровского краевого Совета народных депутатов провел специальное заседание и при рассматрении хода выполнения программы «Жилье-2000» принял решение о развитии промышленности строительных материалов. Помимо расширения существующих предприятий предполагалось к 1991 г. построить 32 новых объекта, выпускающих стройматериалы15.
В Сахалинской области в 1987 г. были введены новые мощности по производству сборного железобетона, стеновых материалов. В частности, вступили в эксплуатацию цеха по выпуску комплектов крупноблочных домов в трестах «Сахалинтрансстрой». Началась реконструкция завода КПД-100 в Южно-Сахалинске и кирпичного завода в Шахтерске16.
Ряд мер по ликвидации дефицита строительных материалов осуществили на Камчатке. В январе 1988 г. облисполком принял решение «О дальнейшем развитии материально-технической базы строительства жилых домов и других объектов социального назначения из полносборных железобетонных конструкций в 1988—1995 гг. и на период до 2000 г.». Согласно этому решению намечалось провести в 1988 г. реконструкцию Домостроительного комбината (ДСК) в Петропавловске-Камчатском и увеличить его мощность на 20 тыс. кв. м жилья в год. Эту работу выполнили в намеченные сроки17.
Среди мер по ускорению жилищного строительства важное значение придавалось строительству хозяйственным способом, т.е. строительству жилья силами промышленных предприятий, когда они использовали собственные средства, технику, рабочую силу, не прибегая к услугам строительных организаций. На Дальнем Востоке жилье хозспособом возводилось и ранее, но, исходя из планов по реализации программы «Жилье-2000», ставилась задача увеличить объемы строительства этим способом.
Необходимо отметить, что предприятия и организации неохотно брались за строительство хозспособом. Ведь это создавало дополнительные проблемы для руководителей предприятий, решивших строить своими силами. Помимо основной работы по выпуску государственной плановой продукции приходилось выискивать резервы для жилищного строительства. А для этого сначала нужно было «выбить» в горсовете участок под строительство дома, затем договориться с проектной организацией о привязке типового проекта к полученной территории, приобрести строительные материалы и необходимые строительные машины и механизмы (или договориться об их аренде), снять часть рабочих с основного производства и направить их на строительство. Учитывая все обстоятельства, сопутствующие строительству хозспособом, жилье своими силами, как правило, возводили крупные предприятия, имеющие для этого необходимые возможности — финансовые, материальные, людские.
В Приморском крае хозяйственным способом осуществляли строительство на Хрустальненском горно-обогатительном комбинате в пос. Кавалерово, на шахтоуправлении «Тавричанское» в пос. Тавричанке и в ряде других предприятий.
В Хабаровском крае хозспособом жилье строили Хабаровский станкостроительный завод, судостроительный завод им. Ленинского комсомола
и авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (г. Комсомольск-на-Амуре), Биробиджанский завод силовых трансформаторов.
Представители органов власти всячески поддерживали и поощряли хозяйственное строительство жилья. Весной 1989 г. в Хабаровском крае находился секретарь ЦК КПСС О.Д. Бакланов. На встрече с партийно-хозяйственным активом Николаевского-на-Амуре судостроительного завода он сказал, что хозяйственный способ — это самый быстрый и надежный путь решения жилищной проблемы. Бакланов предложил развивать так называемый малый хозспособ, жилье должны строить не только предприятия, но и отдельные (наиболее крупные) цеха заводов и фабрик18.
Несмотря на агитацию, предприятия все же неохотно брались за строительство жилья собственными силами. В 1989 г. в Хабаровском крае в строительстве жилья хозспособом участвовало лишь 15% предприятий19.
Столь же немногочисленными были организации, ведущие строительство хозяйственным способом в Магаданской области. В выступлении секретаря обкома КПСС Э.В. Еншакова на третьем пленуме Магаданского обкома партии отмечалось: «.в нашей области строительством хозяйственным способом занимаются только «Севвостокгеология» и Магаданская ТЭЦ»20. В 1986 г. в Магаданской области доля хозяйственного способа в общем объеме строительства составляла всего 5%21. Поэтому не случайно на третьем пленуме Магаданского горкома КПСС была поставлена задача — увеличить объемы строительства хозспособом для начала хотя бы в Магадане, где имелись все необходимые для этого условия. «Горисполкому, горплану необходимо разработать программу развития хозяйственного способа строительства, обеспечить привлечение к этому большинство предприятий и организаций»22.
Важное место в решении жилищной проблемы в рамках программы «Жилье-2000» отводилось индивидуальному строительству. По началу (в 1985—1987 гг.) индивидуальное строительство не получило большого развития. Люди предпочитали стоять в очереди на получение благоустроенной квартиры и улучшение жилищных условий, нежели своими силами решать жилищную проблему. Главная причина, сдерживающая индивидуальное жилищное строительство, была в том, что строительные работы осуществлялись в основном самим населением. Граждане получали в банке кредит на строительство, но подрядные строительные организации не желали заключать с ними договоры на строительство индивидуальных домов. Они предпочитали работать с крупными заказчиками, а не заниматься «мелочевкой».
Другой причиной, сдерживающей индивидуальное строительство, была нехватка строительных материалов. Если даже крупные строительные организации испытывали проблемы с обеспечением стройматериалами, то индивидуальным застройщикам приходилось намного сложнее. Население было вынуждено приобретать строительные материалы, используя различные ухищрения, в том числе и покупая у спекулянтов ворованные стройматериалы. Приобрести стройматериалы в розничной торговле было крайне затруднительно. Так, в 1987 г. в Амурской области действовало всего восемь специализированных магазинов по продаже строительных материалов. К тому же они не вели учета спроса покупателей, поступавшие заявки выполнялись с большим опозданием или вообще не выполнялись23. Перебои в продаже строительных материалов были и в других краях и областях Дальнего Востока.
Индивидуальное строительство сдерживалось нехваткой средств, выделяемых Сбербанком населению в виде ссуд. Предприятия, где работали за-
стройщики-индивидуалы, также не оказывали им должной финансовой и материальной помощи. Сказывалось и то, что под индивидуальное жилье выделялись площадки на окраинах городов и поселков, где не было инженерных коммуникаций.
Все это привело к тому, что в 1985—1987 гг. в общем объеме жилищного строительства индивидуальное составляло на юге Дальнего Востока 1—1,3% (Хабаровский край — 1%, Амурская область — 1,3%)24, в северных районах — Сахалин, Камчатка, Магаданская область — и того меньше. По объему индивидуального строительства Дальний Восток заметно уступал другим районам Российской Федерации. Так, в 1987 г. доля жилья, возведенного индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства по РСФСР составляла 14%25.
Ситуация с индивидуальным строительством изменилась после выхода в свет двух постановлений партии и правительства — от 11 августа 1987 г. «О дополнительных мерах по обеспечению населения строительными материалами и изделиями и оказанию ему платных услуг» и от 11 февраля 1988 г. «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства». Особенно большое значение имело последнее постановление, в котором предусматривалось, что учреждения Сбербанка СССР могут предоставлять гражданам кредиты на строительство индивидуальных жилых домов с надворными постройками в размере до 20 тыс. руб. с погашением этой суммы в городской местности в течение 25 лет, а в сельской — в течение 50 лет. Причем кредит выдавался на условиях 3% годовых и выплачивался с третьего года после его получения.
Постановление от 11 февраля 1988 г. заставило местные органы власти обратить серьезное внимание на развитие индивидуального строительства. Хабаровский краевой комитет партии в первом полугодии 1988 г. дважды (в апреле и июне) на своих заседаниях рассматривал ход выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства». Горрайисполкомам, предприятиям и организациям рекомендовалось принять меры по развитию индивидуального жилищного строительства — выделять для этого участки, осуществлять их инженерное обустройство, увеличивать производство местных строительных материалов. Предприятиям и организациям также рекомендовалось оказывать всестороннюю помощь своим работникам в строительстве индивидуальных домов, в частности, выделять средства на обеспечение территорий индивидуального жилищного строительства дорогами и инженерным обустройством, а также строительные материалы и изделия, оборудование и транспорт26.
Летом 1988 г. хабаровские архитекторы и проектировщики приступили к разработке генерального плана застройки пригородов индивидуальными домами. Только в одном Индустриальном районе краевого центра почти тысяча человек обратились в профсоюзные комитеты своих предприятий с просьбой о снятии с очереди на жилье и предоставлении участков под строительство индивидуальных домов27.
Меры по развитию индивидуального жилищного строительства принимались и в других районах Дальнего Востока. В марте 1988 г. в редакции «Магаданской правды» прошел «круглый стол» на тему «Как построить дом?». В нем приняли участие руководители строительных управлений и ведомств. В ходе заседания были намечены меры по развитию индивидуального строительства в области. В частности, горисполком выделил объединению «Магаданавто-транс» земельный участок под строительство 150 индивидуальных домов28.
В 1988 г. количество дальневосточников, желавших построить индивидуальный дом, намного превышало финансовые возможности, которые имелись на тот момент для широкого индивидуального строительства. В Хабаровском крае в 1988 г. на индивидуальное строительство было отпущено кредитов на сумму 16,6 млн. руб. — лишь на 20% заявок. В следующем году сумма кредитов не только не увеличилась, а, наоборот, уменьшилась. На Хабаровский край было выделено 8,5 млн. руб., в то время как потребность желавших осуществить индивидуальное строительство составила 45 млн. руб.29
Снижение выделяемых средств было вызвано тем, что в 1989 г. решением Совета Министров СССР в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране и нехваткой финансов кредиты населению были сокращены. Это сразу породило проблемы с индивидуальным строительством.
В 1989—1990 гг. в индивидуальном строительстве обозначилась еще одна проблема — застройщиков-индивидуалов начали вытеснять застройщики, объединенные в рамках крупных производственных коллективов. Так, в Камчатской области в 1989 г. участки под индивидуальное строительство стали выделять не лично гражданину, а предприятиям.
В Сахалинской области, в окрестностях Южно-Сахалинска, выделили пять микрорайонов, предназначенных исключительно для индивидуальной застройки. Но получить земельный участок было не просто. Каждому, кто обращался за землей в горисполком, советовали найти организацию, которая согласилась бы принять его в свой коллектив таких же желающих иметь индивидуальный дом. Более того, даже давали список «богатых» организаций, которые планировали строительство коттеджей, потому что земля под застройку в первую очередь выделялась организациям, которые были в состоянии оплатить выполнение генерального плана застройки, прокладку дорог и инженерных магистральных линий, электроснабжение и строительство самих домов. Стоимость индивидуального дома со всеми удобствами в микрорайонах, выделяемых под коллективную застройку организациям, составляла 100—150 тыс. руб.30 Понятно, что без помощи родного предприятия подавляющему большинству южносахалинцев такой «домик» построить было невозможно. Вот почему земельные участки выделяли не застройщикам-индивиду-алам, а предприятиям.
Подобное происходило и в Хабаровском крае. В 1990 г. земельные участки под индивидуальное строительство в Хабаровске и его пригородах выделялись коллективам крупных предприятий. И хотя при этом страдали застройщики-индивидуалы, но руководители Хабаровского городского Совета объясняли им, что застройщикам из крупных промышленных предприятий легче решать вопросы, связанные с прокладкой дорог и инженерных коммуникаций, а для индивидуальных застройщиков этого никто делать не будет31.
Фактически с 1990 г. осуществить строительство собственного дома (особенно в городе) рядовому гражданину стало не по силам. Как правило, строительство индивидуальных домов со всеми удобствами (коттеджей) могли позволить себе люди, имеющие связи во властных структурах и располагающие определенными возможностями, т.е. партийно-советская номенклатура и лица, приближенные к ним.
В 1991г. трудности для рядовых застройщиков еще более усугубились. В Хабаровске более двух тысяч заявок горожан на строительство индивидуального жилья были отклонены. «В зоне городской черты свободных земель нет», — таков был ответ в Хабаровском горисполкоме. Вместе с тем в том же году в райо-
не Северного микрорайона Хабаровска были выделены земельные участки под строительство коттеджного поселка, застройщиками которого являлись генералы Дальневосточного военного округа: начальник военно-политического управления А.И. Воронин, зам. командующего ДВО по строительству О.Н. Елисеев, начальник тыла ДВО В.Ф. Богачев и еще несколько человек32.
Одной из возможностей решения жилищной проблемы для рядовых граждан (прежде всего молодых) являлось участие в движении молодежных жилых комплексов (МЖК). МЖК зародились еще в 1968 г., но широкое распространение получили в годы перестройки после выхода в свет 5 июля 1985 г. постановления Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по строительству молодежных жилых комплексов и кооперативных жилых домов для молодежи».
На Дальнем Востоке первый МЖК был создан в г. Находке в 1985 г. В состав предприятий-пайщиков, решивших принять участие в строительстве МЖК, вошли крупнейшие: трест КПД-2, База активного морского рыболовства (БАМР), Находкинский судоремонтный завод, торговый и рыбный порты33.
Первые строительные отряды бойцов МЖК, сформированные из молодых рыбаков, судоремонтников, портовиков, начали работать в 1985 г., и в июле 1987 г. Находкинский МЖК сдал в эксплуатацию два первых дома, куда вселились 110 семей34.
Помимо Находки МЖК появились и в других города и поселках Приморского края — Владивостоке, Артеме, пос. Кавалерово.
Постановление Совета Министров РСФСР и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем развитии строительства молодежных жилых комплексов в РСФСР», принятое в 1988 г., активизировало работу МЖК. Молодежные жилые комплексы стали появляться во всех краях и областях Дальнего Востока.
В Амурской области в 1988 г. отряды МЖК вели строительство жилья в Благовещенске, Белогорске, Свободном, пос. Талакан. Всего в области действовало девять организационных комитетов МЖК35.
В Южно-Сахалинске осенью 1985 г. была создана инициативная группа, которая составила список из 200 молодых южносахалинцев, пожелавших решить жилищную проблему своими силами. Но дальше из-за бюрократической волокиты дело застопорилось. Первые два дома, построенные бойцами южносахалинского МЖК, были сданы в эксплуатацию летом 1990 г.36 В том же году был построен первый дом МЖК в Холмске. А вот в других сахалинских городах и поселках начинания с МЖК остались только на бумаге.
В Магаданской области инициативная группа МЖК собралась осенью 1985 г., но лишь в августе 1986 г. горисполком Магадана принял решение о создании молодежного жилого комплекса37. В дальнейшем здесь, как и на Сахалине, из-за бюрократических и организационных неурядиц дело затормозилось. К возведению жилых домов в Нагаевском микрорайоне г. Магадана бойцы МЖК приступили в 1988 г.
В 1990 г. стало очевидным, что планы программы «Жилье-2000» не выполнимы. Материально-техническая база стройиндустрии не соответствовала широкомасштабным планам, а без надлежащей основы резко увеличить темпы жилищного строительства было невозможно. Для выполнения жилищной программы не удалось увеличить выпуск стройматериалов, сантехники, привлечь на стройплощадки дополнительные кадры.
Сказалась и общественно-политическая ситуация в стране. В верхних эшелонах власти шла политическая борьба, в этих условиях ослаб контроль за выполнением экономических программ. Фактически с руководителей на местах
перестали спрашивать, как выполняются плановые показатели по вводу жилья. Народные депутаты краевых и областных Советов Дальнего Востока также снизили интерес к социальным проблемам, они, как и их коллеги из центральных органов власти, больше занимались политическими проблемами, чем социально-экономическими.
Все эти обстоятельства привели к тому, что с 1990 г. темпы ввода жилья начали падать, об этом свидетельствуют данные таблицы.
Ввод в действие жилых домов в 1986—1993 гг. (тыс. кв. м общей площади)
1986 1987 1988 1989 1990 1991 1993
Приморский край 970,0 1195,0 1066,0 1127,0 904,1 658,0 484,3
Хабаровский край 869,0 1023,0 1065,0 1058,1 906,8 725,4 486,1*
Амурская область 477,2 522,0 550,6 617,4 579,5 383,1 336,1
Камчатская область 213,4 262,5 227,1 246,2 210,0 177,1 113,8
Магаданская область 259,0 310,1 334,6 335,4 288,3 223,0 88,8**
Сахалинская область 320,0 355,5 343,3 332,0 265,9 260,0 191,8
Дальний Восток 3108,6 3668,1 3586,6 3716,1 3154,6 2426,6 1700,9
Примечание. Табл. составлена на основании источников: Амурская область за годы Советской власти: стат. сб. Благовещенск, 1988. С. 67; Амурская правда. Благовещенск, 1989. 4 апр.; Там же. 1990. 19 янв.; Там же. 1992. 31 янв.; Камчатка, Россия и страны мира: стат. сб. Петропавловск-Кам-чатский, 2002. С. 111; Камчатская правда. Петропавловск-Камчатский, 1987. 27 янв.; Там же. 1988.
28 янв.; Там же. 1989. 27 янв.; Там же. 1990. 1 февр.; Капитальное строительство в Приморском крае в 1991 г.: стат. сб. Владивосток, 1992. С. 43; Магаданская правда. Магадан, 1987. 27 янв.; Там же. 1988. 20 янв.; Там же. 1989. 31 янв.; Там же. 1991. 30 янв.; Советский Сахалин. Южно-Сахалинск, 1992. 12 февр.; Социально-экономическое развитие Сахалинской области (1970—1990): крат. стат. сб. Южно-Сахалинск, 1991. С. 61; Социальное развитие Магаданской области: стат. сб. Магадан, 1992. С. 57; Строительство в Амурской области: стат. сб. Благовещенск, 1998. С. 141; Тихоокеан. звезда. Хабаровск, 1987. 27 янв.; Там же. 1988. 30 янв.; Там же. 1989. 28 янв.; Там же. 1990. 30 янв.; Там же. 1991. 1 февр.; Там же. 1992. 31 янв.
Анализ таблицы свидетельствует о том, что в период 1987—1989 гг. во всех краях и областях Дальнего Востока наблюдался рост ввода жилой площади в эксплуатацию, а вот с 1990 г. этот рост прекратился, и в отдельных районах (Приморский край, Камчатская и Сахалинская области) даже уменьшился. В 1991 г. происходит повсеместное падение объёмов жилищного строительства. В дальнейшем это падение еще более усугубилось, о чем свидетельствуют данные 1993 г.
1991 г. оказался последним годом, когда (хотя бы формально) выполнялась программа «Жилье-2000». В течение короткого времени, когда программа реализовывалась, партийные и советские властные органы уделяли внимание ходу жилищного строительства, предпринимались попытки задействовать все имеющиеся ресурсы строительно-промышленной индустрии и кадрового потенциала — все это дало определенные положительные результаты, и в 1989 г. был достигнут максимальный объем введенного в эксплуатацию жилья на Дальнем Востоке — 3716,1 тыс. кв. м жилой площади. Никогда ранее и позднее этот показатель не был превышен. Это лишний раз подтверждает старую истину, что
* Хабаровский край вместе с Еврейской автономной областью.
** Магаданская область вместе с Чукотским автономным округом.
надо ставить максимально высокие цели и даже если они не будут достигнуты, тем не менее какой-то положительный результат будет получен.
В новых социально-экономических условиях с 1992 г. выполнение программы «Жилье-2000» было прекращено. Под громкие призывы перехода к новой рыночной модели развития и под лозунги, что рынок все расставит на свои места, про жилищную программу забыли. Сломав в 1992 г. социализм, наше общество под его обломками похоронило не только авторитарную политическую систему и неэффективную экономику, но и бесспорные социальные достижения — бесплатную медицину и высшее образование, возможность получать бесплатное жильё и постепенно улучшать жилищные условия. Была похоронена и программа «Жилье-2000». Для большинства дальневосточников это означало конец надеждам на улучшение жилищных условий.
1 Тихоокеан. звезда. Хабаровск, 1986. 17 авг.
2 Там же. 1986. 5 окт.
3 Там же. 19 дек.
4 ГАПК. Ф. 26, оп. 37, д. 898, л. 129.
5 Там же. Л. 132.
6 ГААО. Ф. 114, оп. 2, д. 5082, л. 231.
7 ГАКО. Ф. 88, оп. 4, д. 3228, л. 20.
8 Магадан. правда. Магадан, 1987. 19 мая.
9 Сов. Сахалин. Южно-Сахалинск, 1987. 25 марта.
10 ГАКО. Ф. 53, оп. 1, д. 2591, л. 152.
11 Тихоокеан. звезда. 1988. 29 марта.
12 ГАПК. Ф. 26, оп. 37, д. 787, л. 13.
13 Амур. правда. Благовещенск, 1988. 24 марта.
14 Тихоокеан. звезда. 1986. 20 сент.
15 Там же. 1989. 12 авг.
16 Советский Сахалин. 1988. 5 авг.
17 ГАКО. Ф. 88, оп. 4, д. 3731, л. 19.
18 Тихоокеан. звезда. 1989. 10 марта.
19 Там же. 20 мая.
20 Магадан. правда. 1986. 6 авг.
21 Там же. 1987. 19 мая.
22 Там же. 1986. 19 апр.
23 Амур. правда. 1988. 30 июня.
24 Тихоокеан. звезда. 1988. 22 апр.; Амур. правда. 1988. 5 мая.
25 Амур. правда. 1988. 27 нояб.
26 Тихоокеан. звезда. 1988. 22 апр., 15 июня.
27 Там же. 1988. 22 июля.
28 Магадан. правда. 1988. 18 марта.
29 Тихоокеан. звезда. 1989. 19 окт.
30 Сов. Сахалин. 1991. 26 июня.
31 Тихоокеан. звезда. 1990. 17 нояб.
32 Там же. 1991. 30 авг.
33 Красное знамя. Владивосток, 1986. 25 янв.
34 Там же. 1987. 26 июля.
35 ГААО. Ф.П-1, оп. 67, д. 2, л. 11.
36 Сов. Сахалин. 1990. 24 июня.
37 Магадан. правда. 1988. 11 нояб.
SUMMARY. During the years of the Soviet power in the USSR there were undertaken attempts to decide housing problem including within the program of “Housing-2000”. “Program “Housing 2000” and its realization” is the title of the article of Candidate of Historical Sciences Sergei Vlasov.