Научная статья на тему 'Программа воспитания и социализации в соответствии с ФГОС среднего общего образования'

Программа воспитания и социализации в соответствии с ФГОС среднего общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1347
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. И. Малороссиянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа воспитания и социализации в соответствии с ФГОС среднего общего образования»

работы в образовательном учреждении составляют:

— Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;

— Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента

подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281);

— Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. № 06-830 вн);

— Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В 2 ч. — М., 2015. — 555 с.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово

В условиях ускоряющегося темпа научно-технического прогресса, непрерывного изменения условий производства в большинстве отраслей народного хозяйства, быстрого обновления производственных технологий, оборудования, расходных материалов, внедрения новых организационных решений рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров. Работодатели заинтересованы в таких работниках, которые с первого дня не только способны выполнять трудовые функции на рабочем месте в полном объеме, готовы к освоению новых видов профессиональной деятельности, но и обладают определенными личностными характеристиками. При прочих равных условиях предпочтение отдается соискателям рабочего места, не имеющим вредных привычек, дисциплинированным и исполнительным, умеющим бесконфликтно об-

щаться при выполнении служебных обязанностей и т. п. Организуя образовательный процесс, обеспечивающий подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, конкурентоспособных на рынке труда, профессиональные образовательные организации традиционно уделяют большое внимание воспитательной работе с обучающимися.

Предстоящий переход профессиональных образовательных организаций на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) ставит перед ними

целый ряд задач, в том числе и задачу корректировки системы воспитательной работы. Необходимо отметить, что речь идет именно о корректировке, а не глобальной переработке. Во-первых, так сложилось, что в профессиональном образовании настоящим успехом наставник, преподаватель, мастер производственного обучения считает воспитание профессионала с высокими личностными качествами. Во-вторых, в связи с переходом профессиональных образовательных организаций на реализацию ФГОС СПО нового поколения с 2011 года уже возникала необходимость корректировки системы воспитательной работы. Раздел 7 «Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих (специалистов среднего звена)» ФГОС СПО обязывает образовательную организацию «формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов». Кроме того, ФГОС СПО нового поколения заявляет требования к результатам освоения образовательной программы в составе общих и профессиональных компетенций. В условиях реализации ФГОС нового поколения профессиональные образовательные организации оказались перед необходимостью внести коррективы в систему целеполага-ния воспитательно-образовательного процесса, результатом которого в том числе должны стать сформированные у обучающихся общие компетенции. Вне зависимости от приобретаемой специальности или профессии выпускник должен понимать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, принимать решения и нести за них ответственность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, заниматься самообразованием.

Само понятие общих компетенций, а тем более приемы их формирования, пришли в педагогическую практику вместе с новыми образовательными стандартами. С целью оказания методической помощи педагогическим работникам региона еще в 2012/2013 учеб-

ном году для работников базовых учреждений профессионального образования была реализована программа практического семинара «Социокультурная среда УПО в условиях реализации ФГОС». В течение трех месяцев работники базовых учреждений самостоятельно при консалтинговой поддержке работников лаборатории мониторинга развития системы профессионального образования провели анализ образовательной среды учреждения, скорректировали модель выпускника учреждения, разработали модель социокультурной среды учреждения в условиях реализации ФГОС, систему целеполагания и комплекс мероприятий по развитию воспитательного компонента образовательного процесса. В ходе этой деятельности была предпринята попытка разработать идеальную модель социокультурной среды ПОО в условиях реализации ФГОС СПО.

Единой модели социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей формирование общих компетенций у обучающихся, не получилось. Причину этого мы видим в существенном различии внешних и внутренних условий деятельности организаций. Вместе с тем проведенная работа позволяет сделать вывод, что социокультурная среда профессиональной образовательной организации включает в себя предметно-пространственный и организационный компоненты.

Предметно-пространственный компонент социокультурной среды образовательной организации может быть оценен по следующим показателям: соответствие санитарным нормам и правилам пожарной безопасности через наличие положительного заключения уполномоченных органов; соответствие функциям организации через наличие всех учебных помещений, предусмотренных ФГОС СПО по всем реализуемым образовательным программам, актового зала и столовой; удовлетворение эстетических потребностей участников образовательного процесса и обеспечение комфортности их пребывания в ПОО через наличие на прилегающей к зданию ПОО территории деревьев, кустарников, цветников, зон отдыха, отсутствие на прилегающей территории и в помещениях ПОО мусора, посторонних предметов, цветовое решение стен, пола, мебели всех помещений выдержано в спокойных, светлых тонах, элементы декоративного оформления помещений уместны и гармоничны, обеспеченность возможности проветривания помещений; обеспе-

чение формирования и проявления субъектных начал человека через персонализацию среды; символическая насыщенность оформления помещений; обеспечение доступности предоставляемых услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся через доступность библиотеки, читального зала, компьютерных классов, лабораторий и мастерских во внеурочное время.

Организационный компонент социокультурной среды образовательной организации может быть оценен по следующим показателям: обеспечение всестороннего развития и социализации личности обучающихся через изучение социально-демографических характеристик поступивших на обучение, организация социально-педагогической адаптации обучающихся первого курса, планирование воспитательной работы на основании изучения личности обучающихся, проведение педагогической коррекции нравственных ценностей, организация социальной помощи обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации;содействие развитию самоуправления обучающихся, их участие в работе общественных организаций через наличие локальных актов организации, регулирующих самоуправление обучающихся, и реальное участие обучающихся в управлении ПОО; обеспечение сохранения здоровья и физического развития обучающихся через организацию медицинского обслуживания обучающихся, занятий физкультурой и спортом с учетом уровня физического развития, осуществление психологического сопровождения и мероприятий по формированию привычки к здоровому образу жизни; обеспечение возможности выявления и развития способностей обучающихся через диагностику интересов и способностей обучающихся, организация индивидуальной воспитательной и развивающей работы педагогов с обучающимися; создание условий для познавательного, эстетического, творческого развития одаренных обучающихся через проведение олимпиад, конкурсов, студенческих конференций, участие обучающихся в территориальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях, деятельность собственных средств массовой информации; содействие интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через участие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в массовых мероприятиях, выполнение

ими постоянных и разовых общественных поручений; обеспечение продуктивной занятости обучающихся во внеурочное время через работу кружков, секций, клубов, студий, научных обществ, деятельность учебно-производственных подразделений; удовлетворение этических потребностей участников образовательного процесса и обеспечение психологической комфортности их пребывания в ПОО через сознательную дисциплину обучающихся, систему поощрения, соблюдение внешних норм поведения, формирование и соблюдение традиций.

Результаты проведенной работы были представлены педагогической общественности региона, нашли свое отражение в региональных требованиях к оснащенности образовательного процесса в ПОО и используются в планировании и реализации воспитательного компонента образовательного процесса большинством ПОО региона.

С 1 сентября 2016 года ПОО должны перейти на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). ФГОС СОО устанавливает три группы требований к результатам освоения образовательной программы: предметные, метапредметные и личностные. Личностные результаты включают в себя «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме». Обязательным компонентом основной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СОО является программа воспитания, социализации и духовно-нравственного развития обучающихся. Эта программа должна стать частью воспитательного компонента образовательного процесса в ПОО на период реализации программ общеобразовательных дисциплин. Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования должна обеспечивать достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образо-

вательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Перечень личностных результатов освоения основной образовательной программы представлен в пункте 7 ФГОС СОО. Личностные результаты должны отражать патриотизм, гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству, сфор-мированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основ саморазвития и самовоспитания, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, навыки сотрудничества, нравственное сознание и поведение, готовность и способность к образованию, эстетическое отношение к миру, принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, осознанный выбор профессии, сформированность экологического мышления, ответственное отношение к созданию семьи.

Развить в молодом человеке все эти личностные характеристики возможно только через целенаправленную системную воспитательную работу на учебных занятиях и во внеурочное время.

При разработке рабочих программ общеобразовательных дисциплин каждый преподаватель из предложенного ФГОС СОО перечня личностных результатов выбирает те, которые возможно достигать на учебных занятиях в рамках предметного поля преподаваемой дисциплины. Способы достижения запланированных личностных результатов реализации образовательной программы определяет преподаватель общеобразовательной дисциплины в зависимости от личностных характеристик обучающихся, своей педагогической концепции и возможностей содержания изучаемой науки.

Приемы достижения личностных результатов, как и формирования общих компетенций, во внеурочное время могут быть сгруппированы в следующие структурные элементы модели социокультурной среды образовательной организации: развитие самоуправления обучающихся, организация их продуктивной занятости, разработка и реализация образовательных и социальных проектов, спортивные и культурные массовые мероприятия, психологическое сопровождение воспитательного процесса, военно-патриотическое воспитание, создание здоровьесберегающей среды. Заслуживает внимания модель социокультурной среды ПОО, структурные элемен-

ты которой соответствуют направлениям развития личности: научно-техническое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, социальное, культурологическое. При определении структуры социокультурной среды следует учитывать полный перечень определенных ФГОС СОО личностных результатов. Необходимо понимать, на достижение каких личностных результатов работает то или иное направление воспитательного компонента образования и не осталась ли без внимания какая-либо характеристика из заявленных во ФГОС СОО.

Анализ успешных практик организации воспитательной работы в ПОО области позволяет констатировать, что при проектировании внеурочной воспитательной работы необходимо руководствоваться принципами: свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы обучающихся, их потребности и способности; возможность самореализации; единство обучения, воспитания и развития; прак-тико-ориентированная основа деятельности. Для эффективного функционирования социокультурной среды образовательная организация должна иметь достаточно ресурсов: нормативных, кадровых, материально-технических, методических, финансово-экономических и информационных. Большинство организаций в качестве дополнительного ресурса используют широкий круг социальных партнеров: работодателей, учреждений культуры и спорта, органов муниципального управления и т. д. Необходимо отметить, что условием эффективной деятельности ПОО по воспитанию и социализации обучающихся вне зависимости от ее структуры является сформированность профессиональной компетенции педагогов в области развития субъект-субъектных отношений на основе деятельностно-го подхода и принципа социальной активности. Педагог для студентов должен быть референтной личностью, т. е. быть человеком, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Он должен выступать как источник основных ценностей, норм и правил поведения. Решение этой задачи должно обеспечиваться через кадровую политику образовательной организации и систему повышения квалификации педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.