Научная статья на тему 'Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»'

Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
299
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / НАСИЛИЕ НА ЭКРАНЕ / МЕДИЙНОЕ НАСИЛИЕ / ВУЗ / ПЕДАОГОГИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

Под словосочетанием «насилие на экране» в российской науке понимается аудиовизуальное изображение разновидности «социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб» [Тарасов, 2002, с.69]. Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен экранного насилия на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные средства массовой информации практически нарушают права ребенка, определенные документами ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации (прежде всего по телевидению) сцен насилия на экране. Этой проблеме посвящены многие зарубежные исследования, в той или иной степени касающиеся воздействия насилия в экранных медиатекстах на детскую и молодежную аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»»

Программа учебного курса для педагогических вузов «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования»*

Автор учебной программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров

*The creation of this university course program was supported under a grant funded by the Program of Individual Research of The John and Catherine MacArthur Foundation (grant N 03-77894-000-GSS).

Пояснительная записка

Под словосочетанием «насилие на экране» в российской науке понимается аудиовизуальное изображение разновидности «социального взаимодействия, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб» [Тарасов, 2002, с.69].

Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен экранного насилия на детскую аудиторию. Речь идет и о том, что те или иные средства массовой информации практически нарушают права ребенка, определенные документами ООН, не соблюдают возрастные ограничения при демонстрации (прежде всего по телевидению) сцен насилия на экране. Этой проблеме посвящены многие зарубежные исследования, в той или иной степени касающиеся воздействия насилия в экранных медиатекстах на детскую и молодежную аудиторию.

Резкое изменение российской социокультурной ситуации на рубеже 90-х прошлого века обнаружило столько «белых пятен» в гуманитарных науках, что проблема прав ребенка по отношению к аудиовизуальной информации поначалу выпала из поля зрения российской науки, оставаясь в основном поводом для поверхностных газетных заметок. Лишь в последние годы стали появляться публикации результатов исследований немногих российских ученых (К.А.Тарасов, В.С.Собкин и др.), попытавшихся в той или иной степени исследовать феномен воздействия экранного насилия на подрастающее поколение.

Возросшее внимание к проблеме не назовешь случайным, так как в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровней преступности. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин «многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики» [Тарасов, 1997, с.78].

Вот почему все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиа на детскую аудиторию, ее предохранения от негативного влияния

изображения насилия на экране, защиты прав ребенка получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию.

Между тем, в условиях отсутствия строгого официального контроля за соблюдением правовых рекомендаций негативное воздействие экранных произведений, содержащих сцены насилия, на российскую детскую аудиторию отмечается практически повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия. В этом отношении прав К.А.Тарасов: «широкая репрезентация образов насилия в экранных искусствах, функционирующих в России, объясняется прежде всего произошедшей коммерциализацией кинотворчества, вхождением кинематографа, ТВ и видео в мировой рынок и связанный с этим глобализацией массовой кинокультуры по голливудским стандартам. В рамках современной киноиндустрии, ориентированной на извлечение максимальной прибыли, живописание насилия является, пожалуй, экономически наиболее выгодным элементом фильма. Создание серьезных и вместе с тем увлекательных картин, затрагивающих важные, волнующие многих вопросы, в творческом отношении задача очень сложная, требующая много сил и времени.

Насыщение же фильма драками, перестрелками, погонями и пр. позволяет создателям укладываться в сжатые сроки, компенсировать малую увлекательность сюжета и характеров, слабую игру актеров, отсутствие сколько-нибудь значимой темы и т.д. и привлекать непроизвольное внимание зрителя, неразвитого в художественном и социальном отношении. (...) Увеличение числа фильмов с насилием объясняется также тем, что американские кинопроизводители в значительной степени зависят от зарубежного потребителя и вынуждены находить такие сюжеты, которые могли бы беспрепятственно восприниматься глобальной аудиторией. Одним из таких универсальных ингредиентов являются образы насилия» [Тарасов, 2003, с.123-125].

Конечно, противники эскалации показа сцен насилия на экране теоретически могут опираться на Конвенцию ООН по правам ребенка (1991), подписанную Россией, где, в частности, декларируются принципы создания благоприятных условий контакта несовершеннолетней аудитории с медиа. В данной Конвенции можно выделить три статьи, касающиеся интересующей нас проблемы [The UN Convention on the Rights of the Child, 1991, p.20]: Статья 3.

1.Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами,

административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 13.

1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства иди с помощью других средств по выбору ребенка.

2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.

Статья 17.

Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники:

a) поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях и в духе статьи 29;

b) поощряют международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников;

c) поощряют выпуск и распространение детской литературы;

d) поощряют средства массовой информации к уделению особого внимания языковым потребностям ребенка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств или коренному населению;

e) поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию, учитывая положения статей 13 и 18.

Однако в отличие от многих западных государств, где действует государственный контроль за медийным изображением насилия, существуют программы защиты детей от экранной агрессии, соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не наносящей психического вреда информации, в России, к сожалению, многие положения Конвенции ООН по правам ребенка до сих пор остаются благими пожеланиями.

Не лучше дело обстоит и с соблюдением некоторых положений российских законов. Например, в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» сказано: «Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (...) а также от распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость» [Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка. Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию]. Однако, как верно отмечает один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В.Шариков, «законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же, как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому закон «Об основных гарантиях прав ребенка» носит чисто декларативный характер» [Шариков, 2000, с.4].

Несмотря на подписанную еще в 1999 году основными российскими телеканалами так называемую «Хартию телевещателей», их репертуар, на наш взгляд, по-прежнему, лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия. Более того, поддерживая коммерческие интересы крупнейших телекорпораций, Государственная Дума России в ноябре 2003 года отклонила проект поправок к действующему Закону «О средствах массовой информации», которые предусматривали введение ограничений на показ сцен насилия на экране (предполагалось, что подобные сцены будут демонстрироваться по телевидению только в позднее время суток - после десяти часов вечера).

При этом важно, чтобы современные педагоги не только обладали всей полнотой информации по проблеме взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с «экранным насилием», но и владели знаниями и умениями медиаобразовательного характера, чтобы использовать реабилитационные возможности аудиовизуальной культуры как в учебном процессе, так и во внеучебное время.

В основе нашего курса - идеи защиты и уважения прав ребенка, содержащиеся в конвенциях и официальных документах ООН и ЮНЕСКО, в Российской Конституции и законах, в трудах ведущих теоретиков и практиков в области правовой культуры по отношению к аудиовизуальным масс-медиа, ключевые концепции медиаобразования.

Анализ теории и практики российского и зарубежного медиаобразования показывает, что в большинстве случаев

медиаобразовательные концепции подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися. В мировой медиапедагогике в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа. В обобщенном виде главные этапы реализации большинства медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом:

-получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая);

-развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе - критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.;

-развитие креативных практических умений на материале медиа.

Бесспорно, каждый из данных этапов можно воплощать в жизнь автономно, однако в данном случае медиаобразование будет, скорее всего, однобоким. Так в одном случае на первый план выйдет информация, в другом случае - критическое мышление, а в третьем - практические умения.

Медиапедагогика активно использует различные способы учебной деятельности: «дескриптивный» (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); «личностный» (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст); «аналитический» (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); «классификационный» (определение места произведения в историческом контексте); «объяснительный» (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

В итоге учащиеся должны не только получить удовольствие от общения с медиакультурой, но и уметь интерпретировать медиатекст (анализировать цели автора/агентства, устно и письменно обсуждать характеры персонажей/действующих лиц и развитие сюжета, в том числе -связанного с темой насилия), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (знакомиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в различные исторические эпохи, изучать основные направления стилей, приемов, творчество выдающихся мастеров), владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д. Формирование данных умений, бесспорно, способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, так как она связана с

социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей; развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента), реабилитационной функции медиаобразования как инструмента противостояния негативному влиянию экранного насилия.

Итак, актуальность данного учебного курса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами (будущими педагогами) различных аспектов проблемы взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с экранным насилием, технологии медиаобразования (включая реабилитационную) в школе и вузе как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения

информационного потока.

Объект учебного курса - процесс взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с экранным насилием и процесс медиаобразования (с особым вниманием к его реабилитационной функции) в школе и вузе.

Предмет учебного курса - типология экранного насилия, механизмы воздействия экранного насилия на аудиторию, типология восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией, права ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации, виды и методы ограничения воздействия экранного насилия, реабилитационные технологии медиаобразования в школе и вузе.

Цель учебного курса: анализ различных аспектов взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с экранным насилием и реабилитационных технологий медиаобразования.

Задачи учебного курса: -анализ типологии медиатекстов на тему насилия;

-изучение механизмов воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия, на аудиторию различного возраста; -анализ типологии восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией;

-знакомство с видами и методами ограничения воздействия экранного насилия на аудиторию, защиты прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации;

-анализ моделей медиаобразования, способствующих противостоянию негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию;

-изучение классификации показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности; -изучение технологии проведения медиаобразовательных занятий.

Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур, которая становится ключом к выявлению содержания изучаемых процессов.

Методы: анализ научной литературы по теории и истории медиа/медиакультуры, проблеме взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с экранным насилием, медиаобразованию, педагогике, психологии, культурологии, искусствоведению, сравнительный анализ медиаобразовательных технологий, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий реабилитационного характера. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний.

Место учебного курса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «Медиаобразование», «Психология», «Культурология», «Философия», «Эстетика», «Информатика» и др.

Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:

-ключевые понятия курса («насилие на экране», «права ребенка», «медиа», «медиавосприятие», «медиаобразование», «медиаграмотность»,

«медиапедагогика», и др.); -типологию медиатекстов на тему насилия;

-основные механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия, на аудиторию различного возраста; -типологию восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией; -виды и методы ограничения воздействия экранного насилия на аудиторию, защиты прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации; -основные модели медиаобразования, способствующие противостоянию негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию;

-классификацию показателей профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности; -основы технологии проведения медиаобразовательных занятий.

Показатели профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности:

-«понятийный» («ориентационный) уровень информированности, теоретико-педагогических знаний в области медиаобразования;

-«контактный» уровень систематичности медиаобразовательной деятельности в процессе учебных занятий разных типов; -«мотивационный» уровень мотивации медиаобразовательной деятельности; -«операционный» уровень методических умений в области медиаобразования (например, умения дать установку на медиавосприятие, объяснить причины, условия и характер возникновения явления, умения развивать восприятие учащихся, выбирать оптимальные методы, средства и формы проведения занятий, исследовательские умения и т.д.);

-уровень педагогического артистизма (общая педагогическая культура, внешний облик, самопрезентация, самоконтроль, наличие обратной связи с аудиторией и т. д.);

-«креативный» уровень творческого начала в медиаобразовательной деятельности (то есть проявление гибкости, мобильности, ассоциативности, оригинальности, антистереотипности мышления, развитости воображения, фантазии и т.д.).

Практическая значимость учебного курса: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по теоретическим аспектам взаимоотношений несовершеннолетней аудитории с «экранным насилием», по проблемам медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической практике.

Примечания

The UN Convention on the Rights of the Child (1991). In: Carlsson, U. and Feilitzen, C. von (Eds.) (1998). Children and Media Violence. Goteborg: The UNESCO International Clearinghouse on children and Violence on the Screen, p.20.

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Тарасов К. А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество//Высшее образование в России. 2002. № 3. С.66-76.

Тарасов К.А. Глобализованное кино как школа насилия//Кино в мире и мир кино/Отв. ред. Л.Будяк. М.: Материк, 2003. С.116-133.

Тарасов К.А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание//Испытание конкуренцией/Ред. М.И.Жабский. - М.: Изд-во НИИ киноискусства, 1997. С.74-97.

Шариков А.В. Если сомневаешься, исключи: Дети и насилие на экране//Культура. 2000. № 46. С.4.

Тематический план учебного курса «Насилие на экране и реабилитационные возможности _медиаобразования»_

№ Наименование темы: Лекции (в часах) Практические занятия (в часах)

1 Права ребенка и проблема насилия на экране 2 -

2 Типология медиатекстов на тему насилия 2 -

3 Механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия, на аудиторию различного возраста 2 6

4 Типология восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией 2 6

5 Виды и методы ограничения воздействия экранного насилия на аудиторию, защиты прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации 2 4

6 Модели медиаобразования, способствующие противостоянию негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию 2 4

7 Основные технологии проведения медиаобразовательных занятий реабилитационного характера 4 10

ИТОГО: 46 часов 16 30

Итоговая форма отчетности - зачет или экзамен

Описание программы учебного курса

«Насилие на экране и реабилитационные возможности

медиаобразования»

ТЕМА № 1. Права ребенка и проблема насилия на экране.

Конвенция ООН по правам ребенка и Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» о роли праве несовершеннолетних на получение ими информации, направленной на содействие их социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию, о базовых принципах защиты детей от негативного воздействия медиатекстов (в том числе пропагандирующих жестокость и насилие). Проблема насилия на экране в российском и мировом социокультурном контексте.

ТЕМА № 2. Типология медиатекстов на тему насилия.

Место и роль темы насилия в произведениях аудиовизуальной медиакультуры. Социокультурный, политический, идеологический контекст, основные этапы эволюции и направления развития данной темы. Цели и задачи медиакорпораций (агентств медиа), создающих и распространяющих экранную продукцию, содержащую сцены насилия. Типология фабульных моделей медиатекстов на тему насилия, их жанровых модификаций, авторских концепций, стилистики.

ТЕМА № 3. Механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия, на аудиторию различного возраста.

Основные причины притягательности медиатекстов, содержащих сцены насилия, у аудитории (желание испытать волнение/страх; стремление виртуально испытать агрессию, т.е. эффект эмпатии; отождествление с агрессивным персонажем или персонажем-жертвой (эффект идентификации) игнорирование ограничений (эффект «запретного плода); попытка увидеть насилие/агрессию, отражающие свой собственный опыт; изучение окружающего криминального мира (постижение роли насилия в обществе и в районе обитания данной аудитории); эффект самоуспокоения, т.е. эффект предчувствия счастливого финала и осознания того, что «весь этот кошмар происходит не со мной»; гендерный эффект и т.д.).

Основные теории, описывающие механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия: -манипулирование чувством страха (например, стимулирование чувства страха перед агрессией и насилием);

-обучение аудитории насильственным/агрессивным действиям с их последующим совершением в реальной жизни (насилие как допустимый способ решения любых проблем);

-стимуляция, возбуждение агрессивных, подражательных инстинктов аудитории, ее аппетита по отношению к сценам насилия (особенно по отношении к аудитории с нарушенной психикой);

-«прививка» аудитории чувства равнодушия, безразличности к жертвам насилия, снижение порога чувствительности по отношению к проявлению насилия в реальной жизни;

-«катарсический», виртуальный и безопасный для окружающих выход агрессивных эмоций, не приводящих к негативным последствиям в реальной жизни.

ТЕМА № 4. Типология восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией.

Анализ результатов анкетирования учащихся младшего, подросткового и старшего школьного возраста:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-главные факторы (развлекательная, рекреативная, компенсаторная, информационная функции, динамика, темп действия и т.д.). и персонажи (включая черты их характеров), привлекающие учащихся в сценах насилия на экране;

-основные причины неприятия учащимися сцен насилия на экране;

-тип компании, в которой учащиеся предпочитают смотреть сцены насилия

на экране;

-причины и следствия (психологическое состояние, размышления, обсуждение) контактов с экранным насилием; тип реакции учащихся во время данных контактов;

-мнения учащихся относительно причин проявления насилия и агрессии в обществе, влияния показа сцен насилия на экране на увеличение преступности, запрета показа насилия на экране.

Типология восприятия экранного насилия несовершеннолетней аудиторией:

1)активное, целенаправленное позитивное восприятие экранного насилия на уровне отождествления со средой, фабулой и/или с жестокими/агрессивными персонажами медиатекста;

2)пассивное (без четко выраженного отношения) восприятие экранного насилия на уровне частичного отождествления со средой, фабулой и/или жестокими/агрессивными персонажами медиатекста;

3)активное, целенаправленное негативное восприятие экранного насилия на уровне отождествления со средой, фабулой и/или жертвами жестоких/агрессивных персонажей медиатекста;

4)активное, целенаправленное негативное восприятие экранного насилия на уровне противостояния позиции/действиям жестоких/агрессивных персонажей медиатекста и/или позиции создателей медиатекста.

ТЕМА № 5. Виды и методы ограничения воздействия экранного насилия на аудиторию, защиты прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации.

Мировая практика ограничения воздействий экранного насилия на аудиторию и защиты прав ребенка на получение гуманной аудиовизуальной информации: специальные статьи в законах, рекомендации для медиакорпораций, административных органов, педагогов и родителей, введение систем возрастных рейтингов, электронных блокираторов для телевизоров, лимит временных диапазонов для телевизионного показа сцен насилия и т. д.

ТЕМА № 6. Модели медиаобразования, способствующие противостоянию негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию.

Примерные модели медиаобразования: протекционистские/защитные; образовательно-информационные; воспитательно-этические; практико-утилитарные; эстетические; идеологические; культурологические; социокультурные; развития «критического мышления/автономии» и др.

ТЕМА № 7. Основные технологии проведения медиаобразовательных занятий реабилитационного характера.

Виды и формы медиаобразования. Медиаобразовательные технологии во Франции (Ж.Гонне, Э.Бевор, И.Бреда, Ж.Жакино, Р. Ла Бордери и др.), в Британии (К.Бэзэлгэт, Д.Бэкингэм, Дж.Баукер, Э.Харт, Л.Мастерман, Я.Уолл и др.), Германии (Б.Бахмайер, Х.Нейзито, С.Ауфенангер и др.), Канаде (К.Ворсноп, Б.Дункан, Дж.Пандженте, Ж.Пьетт, А.Карон и др.), Австралии (П.Гринвей, Р.Куин, Б.Мак-Махон и др.), США (Дж.Гербнер, Д.Консидайн, Р.Кьюби, К.Тайнер, Р.Хоббс и др.). Основные технологические аспекты: 1)аспект доступа к медиа (включая терминологию); 2)аспект анализа медиатекстов; 3)аспект оценки медиатекстов (критическая оценка медиатекстов в историческом, социальном и культурном контексте, включая понимание отношений между аудиторией, медиатекстом и окружающей действительностью); 4)аспект медиапродукции (использование учащимися знаний о различных видах медиа для решения тех или иных проблем, общения и создания собственных медиатекстов) и др.

Программы медиаобразования школьников и студентов. Репродуктивные, эвристические, игровые, проблемные

медиаобразовательные занятия. Развитие полноценного восприятия учащихся на материале медиакультуры (модель, методические приемы и т.д.), критерии развития аудитории в области медиакультуры. Модульность медиаобразовательных технологий. Интегрированное медиаобразование в системе обязательных дисциплин. Реабилитационные возможности медиаобразования (в том числе в плане противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию).

Технология проведения школьного факультатива по основам медиакультуры. Общая модель (констатация уровней медиавосприятия; развитие умений критического анализа медиатекстов; формирование творческих умений на материале произведений медиакультуры), программа и методические принципы ведения факультатива по основам медиакультуры.

Формы медиаобразования (лекции, беседы, письменные работы -рецензия, сочинение; творческие работы - написание репортажа, статьи, интервью, минисценария, «экранизации», рассказа от имени героя фильма, телепередачи; раскадровка, составление коллажей, афиш, киновидеосъемка и т.д.; эвристические, игровые занятия - викторины, конкурсы и т. д.; диспуты, конференции по различным темам, связанным с медиакультурой; экскурсии, встречи с деятелями медиакультуры и т.д.).

Использование полученных медиаобразовательных знаний и умений в процессе педагогической практики студентов в школах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования (центрах эстетического воспитания, клубах по месту жительства), интернатах, детских домах, летних оздоровительных центрах: основные методические принципы и формы работы. Проведение текущих и зачетных занятий со школьниками (факультативы, кружки, тематические утренники и вечера, викторины, игры и т. д.).

Технологии проведения «литературно-имитационных»,

«театрализовано-ситуативных», «изобразительно-имитационных»

медиаобразовательных занятий. Технология проведения

медиаобразовательных занятий, рассчитанных на развитие способностей аудитории к восприятию и анализу медиатекстов.

Технология организации и проведения творческих занятий, направленных на развитие умения критического анализа медиатекстов (выявление и рассмотрение содержания эпизодов медиатекстов, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом; анализ логики мышления авторов медиатекста: в развитии конфликтов, характеров, идей, аудиовизуального,

пространственно-временного ряда и т.д.; определение авторской концепции и обоснование личного отношения каждого учащегося к той или иной позиции создателей медиатекста). Игровые технологии, направленные на развитие аналитических умений аудитории по отношению к медитекстам.

Список литературы и интернетных сайтов к учебному курсу «Насилие на экране и реабилитационные возможности

медиаобразования»

Интернетные сайты организаций, чья деятельность связана с проблемой влияния «экранного насилия» на несовершеннолетнюю

аудиторию

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

http://www.edu.of.ru/mediaeducation http://www.medialiteracy .boom .ru http://www.mediaeducation.boom.ru http://www.mediaeducation.ru

http://www.auditorium.ru Раздел «Библиотека», поиск книг и статей по ключевому слову

медиаобразование

Media Review Медиаревю

http://mediareview.by.ru

Accuracy in Media

http://www.aim. org

American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (AACAP)

http://www.aacap.org

American Civil Liberties Union (ACLU)

http://www.aclu.org

American Family Association (AFA)

http://www.afa.net

American Psychological Association

http://www.apa.org

American Psychological Association - Violence on Television

http://www.apa.org/pubinfo/violence.html

Coalition for Quality Children's Media

http://www.cqcm.org

Educators for Social Responsibility

http://www.esrnational.org

Future Wave

http://www.futurewave.org

Mothers Against Violence in America (MAVIA)

http://www.mavia.org

National Alliance for Nonviolent Programming

NA4NVP@aol.com

National Association for the Education of Young Children

http://www.naeyc.org

National Coalition on Television Violence (NCTV)

http://www.nctvv.org

National Institute on Media and the Family

http://www.mediafamily.org Parenting for Peace and Justice Network http://www.ipj-ppi.org/ppjn-new.html Parents Television Council (PTC)

http://www.ParentsTV.org

The UNESCO International Clearinghouse on Children, Youth and Media

http://www.nordicom .gu.se/unesco.html TV-Turnoff Network

http://www.tvurnoff.org

Литература

• Alvarado, M., Boyd-Barrett, O. (Eds.) (1992). Media Education. An Introduction. London: BFI, The Open University, 450 p.

• American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (2002). Media Violence Harms Children. In: Torr, J.D. (Ed.). Is Media Violence a Problem? San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.10-11.

• Arnaldo C., Bennet J. (1996). Children, the Media and the Rights of the Child. Paris: UNESCO, 16 p.

• Asamen, J.K. and Berry, G.L. (Eds.) (1998). Research Paradigms, Television, and Social Behavior. Thousand Oaks - London: Sage Publications, 430 p.

• Basta, S.S. (2000). Culture, Conflict, and Children: Transmission of Violence to Children. Lauham - N.Y. - Oxford: University Press of America. 256 p.

• Bazalgette, C., Bevort, E., Savino J. (Eds.) (1992). New Directions: Media Education Worldwide. BFI-CLEMI-UNESCO, 256 p.

• Bensley, L., Van Eenwyk, J. (2000). Video Games and Real-Life Aggression: A Review of the Literature. Olimpia, WA, 47 p.

• Berkowitz, l. (1993). Aggression. It's Causes, Consequences, and Control. New York: McGraw-Hill Inc., 485 p.

• Bok, S. (1994). TV Violence, Children, and the Press. Discussion Paper D-16. Harvard University, pp.201-224.

• Bok, S. (2002). Violent Entertainment and Censorship. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in Film & Television. San Diego, Ca: Greenhaven Press, Inc., pp.163-170.

• Bradby, H. (Ed.) (1996). Defining Violence. Aldershot: Avebury, 143 p.

• Bryant, J. and Zillmann, D. (Eds.) (2002). Media Effects. Advances in Theory and Research. Mahwah, NJ - London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 634 p.

• Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens. London - New York: Routledge, 235 p.

• Buckingham, D. (Ed.) (1990). Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London - New York - Philadelphia: The Falmer Press, 234 p.

• Cannon, C. (1995). Media Violence Increases Violence in Society. In: Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 17-24.

• Cantor, J. (1998a). "Mommy, I'm Scared". San Diego - New York - London: Harvest Original, 249 p.

• Cantor, J. (1998b). Children's Attraction to Violent Television Programming. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, pp. 88-115.

• Cantor, J. (2000). Mommy, I'm Scared: Protecting Children from Frightening Mass Media. In: Media Violence Alert. Zionsville, IN: Dream Catcher Press, Inc., pp. 6985.

• Cantor, J. (2002). The Unappreciated V-Chip. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in Film & Television. San Diego, Ca: Greenhaven Press, Inc., pp.171-178.

• Cantor, J. and others (2000). Media Violence Alert. Zionsville: Dream Catcher Press, Inc., 120 p.

• Cantor, J., Harrison, K., Kremer, M. (1998). Ratings and Advisories: Implication for the New Rating System for Television. In: Hamilton, J.T. (Ed.). Television Violence and Public Policy. Michigan: The University of Michigan Press, pp.179-211.

• Carlsson, U. and Feilitzen, C. von (Eds.) (1998). Children and Media Violence. Goteborg: UNESCO International Clearing House on Children and Violence on the Screen, Goteborg, 387 p.

• Cefrey, H. (2001). Coping with Media Violence. N.Y.: The Rosen Publ. Group, 107 p.

• Cerulo, K.A. (1998). Deciphering Violence. N.Y. - London: Routledge, 189 p.

• Chapman, G. (2001). The Effects of Violent Video Games on Children Are Exaggerated. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 79-81.

• Comstock, G. (1972). Television Violence: where the Surgeon General's Study Leads. Washington, D.C.: The Rand Corporation, 18 p.

• Comstock, G. and Paik, H. (1991). Television and the American Child. San Diego -New York: Academic Press, Inc., 386 p.

• Considine, D. (2002). Teen Rebellion Films and Juvenile Delinquency. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in Film & Television. San Diego, Ca: Greenhaven Press, Inc., pp.3342.

• Considine, D. and Haley, G.E. (1999). Visual Messages, 371 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Constanzo, M. and Oskamp, S. (Eds.) (1994). Violence and the Law. Thousand Oaks - London: Sage Publications, 290 pp.

• Cooper, C.A. (1996). Violence on Television. Lanham - New York - London: University Press of America, Inc., 201 p.

• David, P. (1999). Children's Rights and Media: Conciliating Protection and Participation. In: Feilitzen, C. von and Carlsson, U. (Eds.) (1999). Children and Media: Image, Education, Participation. Goteborg: UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, p.31.

• Dickinson, R., Harindranath, R. and Linne' O. (1998). Approaches to Audiences. London - New York: Arnold, 318 p.

• Dodrill, R. (1993). Violence, Values & the Media. Sacramento, CA: Foundation for Change, 156 p.

• Dudley, W. (Ed.) (1999). Media Violence: Opposing Viewpoints. San Diego, CA: Greenhaven Press, 186 p.

• Edgar, K.J. (2000). Everything You Need to Know About Media Violence. N.Y.: The Rosen Publ. Group, 64 p.

• Entertainment Ratings. Hearing (...) Congress. July 25, 2001 (2002). Washington D C.: U.S. Government Printing Office, pp.11-145.

• Eron, L.D., Gentry, J.H. & Schlegel, P. (Eds.) (1994). Reason to Hope. A Psychological Perspective on Violence & Youth. Washington, D.C.: American Psychological Association, 493 p.

• Fedorov, A. (2000a). Russian Teenagers and Violence on the Screen: Social Influence of Screen Violence for the Russian Young People. International Research Forum on Children and Media, N 9, p.5.

• Fedorov, A. (2000b). Violence in Russian Films and Programmes. International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen (UNESCO), N 2, p.5.

• Fedorov, A. (2001). Violence on the TV and Russian Youth. Journal of Russian Foundation for Humanities, N 1, pp.131-145.

• Fedorov, A. (2003). Violence on the Russian & American Media Screen and Youth Audience. Taganrog: Kuchma Publishing House, 88 p.

• Fedorov, A. (2007). Media Violence and Young Audience (NGO Russian Association for Film and Media Education Survey). In: International NGO Journal. Vol. 2 (3), pp.041-050.

• Feilitzen, C. von and Carlsson, U. (Eds.) (1999). Children and Media: Image, Education, Participation. Goteborg: UNESCO International Clearing House on Children and Violence on the Screen, 483 p.

• Freedman, J. (1999). Studies Have Not Established a Link Between Media Violence and Violence. In: Media Violence: Opposing Viewpoints. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 49-53.

• Freedman, J.L. (2002). Media Violence and Its Effect on Aggression: Assessing the Scientific Evidence. Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press, 227 p.

• French, D., Richards, M. (Eds.) (1994). Media Education Across Europe. London -New York: Routledge, 217 p.

• French, K. (Ed.) (1996). Screen Violence. London: Bloomsbury, 250 p.

• Gedatus, G.M. (2000). Violence in the Media. Mankato, Minnesota: Life Matters, 64 p.

• Gellman, R.M. & Hartman, T. (2002). Bad Stuff in the News. New York: SeaStar Books, 116 p.

• Gerbner, G. (1988). Violence and Terror in the Mass Media. Paris: UNESCO, 46 p.

• Gerbner, G. (2001). Communities Should Have More Control over the Content of Mass Media. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.129-137.

• Goldstein, J. (1998a). Immortal Combat: War Toys and Violent Video Games. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, pp. 53-68.

• Goldstein, J. (1998b). Introduction. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, pp. 1-6.

• Goldstein, J. (1998c). Why We Watch. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, pp. 212-226.

• Goldstein, J. (Ed.) (1998d). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, 270 p.

• Gonnet, J. (1997). Education etMedias. Paris: Press universitaire de France.

• Gunter, B. (1985). Dimensions of Television Violence. New York: St.Martin's Press, 282 p.

• Gunter, B. (1987). Television and the Fear of Crime. London: John Libbey, 104 p.

• Gunter, B. and Harrison, J. (1998). Violence on Television. London and New York: Routledge, 330 p.

• Gunter, B. and McAller, J. (1997). Children and Television. London - New York: Routledge, 260 p.

• Gunter, B., Harrison, J. and Wykes, M. (2003). Violence on Television. Distribution, Form, Context, and Themes. Mahwan, NJ - London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 307 p.

• Hamilton, J.T. (1998a) Media Violence and Public Policy. In: Hamilton, J.T. (Ed.). Television Violence and Public Policy. Michigan: The University of Michigan Press, pp.1-12.

• Hamilton, J.T. (Ed.) (1998b). Television Violence and Public Policy. Michigan: The University of Michigan Press, 394 p.

• Hamilton, J.T. Violence on Television Is a Serious Problem (2002). In: Torr, J.D. (Ed.). Is Media Violence a Problem? San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.18-21.

• Hart, A. (1991). Understanding Media: a Practical Guide. London: Routledge, 268 p.

• Hart, A. (Ed.) (1998). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey - London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 208 p.

• Hattemer, B. & Showers, H.R. (1993). Don't Touch That Dial. The Impact of Media on Children and the Family. Lafayette, Louisiana: Huntington House Publishers, 238 p.

• Hodge, R. and Tripp, D. (1986). Children and Television: A Semiotic Approach. Stanford: Stanford University Press, 233 p.

• Howitt, D. (1998). Crime, the Media and the Law. Chichester - New York: John Wiley & Sons, 233 p.

• Katzemann, C.S. (Ed.) (2002). Securing Our Children's Future. Washington D.C.: Brooking Institution Press, 444 p.

• Keegan, P. (2002). Video Games: The Lastest Format for Screen Violence. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in Film & Television. San Diego, Ca: Greenhaven Press, Inc., pp.93-103.

• Kemalipour, Y.R., Rampal, K.R. (Eds.) (2001). Media, Sex, Violence, and Drugs in Global Village. Lanham - N.Y. - Oxford, 293 p.

• Kipping, P. (2001). Teaching Media Literacy Can Help Address the Problem of Media Violence. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.126-128.

• Kraidy, M.M. (2001). Between Globalization and Localization: Television, Tradition, and Modernity. In: Kemalipour, Y.R., Rampal, K.R. (Eds.) (2001). Media, Sex, Violence, and Drugs in Global Village. Lanham - N.Y. - Oxford, pp.261-272.

• Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997, 484 p.

• Kunkel, D., Wilson, D.J. and others. (1998). Content Analysis of Entertainment Television: Implication for Public Policy. In Hamilton, J.T. (Ed.). Television Violence and Public Policy. Michigan: The University of Michigan Press, pp.149-162.

• Lamson, S.R. (1995). Media Violence Has Increased the Murder Rate. In: Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 25-27.

• Landler, M. (1998). TV Turns to an Era of Self-Control. In: McGuckin, F. (Ed.). Violence in American Society. N.Y.: The H.W.Wilson Company, pp.100-105.

• Lange, D.L., Baker, R.K., Ball, S.J. (1969). Mass Media and Violence. Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 614 p.

• Leonard, J. The Negative Impact of Media Violence on Society is Exaggerated. In Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 3137.

• Levin, D.E. (1998). Remote Control Childhood? Washington D.C.: National Association for the Education of Young Children, 184 p.

• Levine, M. (1996). Viewing Violence. N.Y.: Bantam Doubleday Dell Publishing Group, 256 p.

• Levine, M. (1998). See No Evil. A Guide to Protecting Our Children from Media Violence. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 290 p.

• Males, M. (2001) Teenagers Are Not Becoming more Violent. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 82-84.

• Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p.

• Masterman, L. (1988). The Development of Media Education in Europe in the 1980s. Strasbourg: Council of Europe Press.

• McCauley, C. (1998). When Screen Violence Is Not Attractive. In: Goldstein, J. (Ed.). Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. N.Y., Oxford University Press, pp. 144-162.

• McGuckin, F. (Ed.) (1998). Violence in American Society. N.Y.: The H.W.Wilson Company, 183 p.

• Media Violence. Hearing (...) Congress. October 25, 1984 (1985). Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 121 p.

• Milavsky, J.R., Kessler, R.C., Stipp, H.H. and Rubens, W.S. Television and Aggression. New York: Academic Press, 507 p.

• Miller, F. (1994). Censored Hollywood: Sex, Sin & Violence on the Screen. Atlanta: Turner Publishing, Inc., 312 p.

• Newton, D.E. (1996). Violence and the Media. Santa Barbara, CA - Denver, Colorado - Oxford, England: ABC-CLIO, 255 p.

• Ovsyannikov, A.A. (2001) Declaration of Humanitarian Value in Contemporary Russian Society. In: Teaching Social-Humanitarian Disciplines in Russian Higher Education: Conditions, Problems, and Perspectives. Moscow: Logos, pp.16-23.

• Pally, M. (1991). Sense and Censorship: The Vanity of Bonfires. N.Y.: Americans for Constitutional Freedom. Vol.1, 37 p. Vol. 2, 67 p.

• Pally, M. (1994). Sex & Sensibility. Hopewell, NJ: The Ecco Press, 198 p.

• Payne, J. (2000). Surveying the Effects of Media Violence. Media Violence Alert. Zionsville: Dream Catcher Press, Inc., pp.89-94.

• Postrel, v. (2001). The Government Should Not Regulate the Marketing of Violent Media. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 105-107.

• Potter, J. and others. (1998). Content Analysis of Entertainment Television: New Methodological Development. In: Hamilton, J.T. (Ed.). Television Violence and Public Policy. Michigan: The University of Michigan Press, pp.55-103.

• Potter, W.J. (1999). On Media Violence. Thousand Oaks, CA - London: Sage Publication, Inc., 304 p.

• Potter, W.J. (2003). The 11 Myths of Media Violence. Thousand Oaks, CA: Sage Publication, Inc., 259 p.

• Prince, S. (2002). A Brief History of Film Violence. In: Torr, J.D. (Ed.). Violence in Film & Television. San Diego, CA: Greenhaven Press, Inc., pp.21-32.

• Provenzo, E.F. (1991). Video Kids. Cambridge, MA: Harvard University Press. Renewing the Mind of the Media (1998). Washington D.C.: United State Catholic Conference, 36 p.

• Rey, C. (Ed.) (1996). Les Adolescents face a la violence. Paris: Syros, pp.14-178.

• Roach, T.J. (2001). The Paradox of Media Effects. In: Kemalipour, Y.R., Rampal, K.R. (Eds.). Media, Sex, Violence, and Drugs in Global Village. Lanham - N.Y. -Oxford, pp.5-15.

• Semati, M.M. (2001). Sex, Violence, and Terrorism in Hollywood's International Political Imagery. In: Kemalipour, Y.R., Rampal, K.R. (Eds.). Media, Sex, Violence, and Drugs in Global Village. Lanham - N.Y. - Oxford, pp.235-260.

• Sherrow, V. (1996). Violence and the Media. The Question of Cause and Effect. Brookfield, Connecticut: The Millbrook Press, 160 p.

• Siano, B. (1995). Evidence Connecting Media Violence to Real Violence is Weak. In Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 3848.

• Slaby, R.G. (2002). Media Violence: Effects and Potential Remedies. Katzemann, C.S. (Ed.). Securing Our Children's Future. Washington D.C.: Brooking Institution Press, pp. 305-337.

• Snow, N. (2001). Social Implication of Media Globalization. In: Kemalipour, Y.R., Rampal, K.R. (Eds.) (2001). Media, Sex, Violence, and Drugs in Global Village. Lanham - N.Y. - Oxford, pp.7-28.

• Sounders, K.W. (1996). Violence as Obscenity. Durham and London: Duke University Press, 246 p.

• Steyer, J.P. (2002). The Other Parent: The Inside Story of Media's Effect on Our Children. N.Y.: Atria Books, 278 p.

• Stoughton, C. (2000). Media Violence Alert. Zionsville, IN: Dream Catcher Press, Inc., 120 p.

• Strasburger, V.C. (1995). Adolescent and the Media. Medical and Psychological Impact. Thousand Oaks - London: Sage Publications, 137 p.

• Surette, R. (1992). Media, Crime, and Criminal Justice. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Company, 299 p.

• Surette, R. (Ed.) (1984). Justice and the Media. Springfield, Illinois: Charles C.Thomas Publisher, 337 p.

• Surette, R. (Ed.) (1990). The Media and Criminal Justice Policy. Springfield, Illinois: Charles C.Thomas Publisher, 312 p.

• Tarasov, K. (2000). Film Violence: Attraction and Repulsion. In: News from The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen. N 2, p. 5.

• Television Violence. Hearing (...) Congress. July 12, 1995 (1995). Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 489 p.

• Television Violence. Hearing (...) Congress. May 18, 1999 (2001). Washington D.C.: U.S. Government Printing Office, 124 p.

• The European Council's Convention on Transfrontier Television. Article 7.

• The Norwegian Government's Campaign to Combat Violence in the Visual Media (1995). Oslo, 24 p.

• The UN Convention on Children's Right.

• Thoman, E. (1995). Media Literacy Education Can Effectively Combat Media Violence. In Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp. 127-129.

• Torr, J.D. (Ed.) (2001). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, 155 p.

• Torr, J.D. (Ed.) (2002). Is Media Violence a Problem? San Diego, CA: Greenhaven Press, 95 p.

• Tyner, K. (1998). Literacy in the Digital World: Teaching and Learning in the Age of Information. Mahwan, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 291 p.

• UNESCO (1994). Programme international pour le development de la communication: non-violence, tolerance et television. Paris: UNESCO, 89 p.

• Wober, M. (1988). Television and Social Control. New York: St.Martin's Press, 273 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Worsnop, C.M. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright Communication, 179 p.

• Zillmann, D. and Vorderer, P. (Eds.) (2000). Media Entertainment. The Psychology of Its Appeal. Mahwah, NJ - London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 282 p.

• Абраменкова В. Мама, папа и «видак»//Труд. 1999. 28 мая. С. 7.

• Бондаренко Е.А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры», Омск, 2001.

• Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. инта культурологии, 2000. 91 с.

• Брушлинская Н.В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации//Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. М.: РИП Холдинг, 2002. С.72-86.

• Брушлинская Н.В. Насилие на телеэкране и в жизни//Российская Федерация сегодня. 2002. № 6. С.54.

• Вартанов А. Люди и нелюди//Труд. 1999. 16 сент. 1999. С.12.

• Васильев О. Насилию на экране - нет. Народная партия предлагает изменить законодательство о СМИУ/Независимая газета. 2003. № 20. С.10.

• Весь мир насилья мы разрушим (материалы коллективной дискуссия)//Искусство кино. 2003. - № 7. С.5-22.

• Горбунов А.С. Насильственное воздействие на личность со стороны средств массовой коммуникации: социально-философский анализ. Дис. ... канд. философ. наук. М., 2000.

• Гусаченко И. Насилие на экране//Зеркало недели. 2003. № 29. http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/print/40640/

• Драгунский Д. Реплика в дискуссии «Весь мир насилья мы разрушим»//Искусство кино. 2003. № 7. С.7.

• Ениколопов С.Н. Средства массовой коммуникации и насилие//Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. М.: РИП Холдинг, 2002. С.87-103.

• Ерофеев В. Реплика в дискуссии «Весь мир насилья мы разрушим»//Искусство кино. 2003. № 7. С.10.

• Жабский, М., Коробицын В. Свобода и ответственность в телевещании//Высшее образование в России. 2002. № 3. С.61-82.

• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Статья 14. Защита ребенка от

информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

• Зельдович А. Реплика в дискуссии «Весь мир насилья мы разрушим»//Искусство кино. 2003. № 7. С.11.

• Землянухин С., Сегида М. Домашняя синематека. Отечественное кино. 19181996. М.: Изд-во Дубль Д, 1996. 520 с.

• Иванова Е. Малыш у экрана//Труд. 1997. 17 окт. С.28.

• Калюжный Д., Ермилова Е. Телепатология. Школой садизма становится телевидение для миллионов зрителей//Литературная газета. 2003. № 14. С.5.

• Ковалов О. Реплика в дискуссии «Весь мир насилья мы разрушим»//Искусство кино. 2003. № 7. С.11-15.

• Короченский А.П. «Пятая власть»? Медиакритика в теории и практике журналистики. Ростов: Изд-во Ростов. гос. пед. ун-та, 2003. 284 с.

• Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.

• Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.

• Найденов И. Операция «Провокация»//Культура. 1999. № 35. С.1.

• Нарышкина А. Томатный сок становится кровью. Телевизионное насилие формирует жизненные стратегии зрителей//Известия. 2003. С.7.

• Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 176 с.

• Потяниник, Б., Лозинсьский М. Патогенный текст. Льв1в: Мююнер, 1996. 296 с.

• Разлогов К.Э. Виновато ли кино в распространении терроризма?//Свободная мыль-ХХ1. 2001. № 8. С.106-109.

• Рейнгач А. Д. Феномен насилия в современном киноискусстве. Автореф. дис. ... канд. наук. М., 1996.

• Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений. Приложение № 1 к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 5 марта 2001 № 392. //Видеоспутник 2002/Сост. С.В.Барканов. М.: Третий Рим, 2002. С.2-3.

• Рыков С. В свободной России детей насилуют, грабят, убивают//Комсомольская правда. 1997. - № 71. С.1-2.

• Сергеева Ж., Сидоров О. Свой среди чужих, чужой среди своих//Кинопарк. 1998. № 7. С.18.

• Сидоров А. Насилие - вон с экрана!//Труд. 2003. № 78. С.6.

• Собкин В.С., Глухова Т.В. Подростки у телеэкрана: есть ли в сценах насилия и агрессии 25-й кадр?//Первое сентября. 2001. 25 дек. С.2.

• Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций//Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск УП/Ред. В.С.Собкин. М.: Изд-во Центра социологии Российской Академии образования, 2000. С.138-161.

• Степанов А. Насилие с экрана при бессилии закона//Труд. 2003. № 15. С.2.

• Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество//Высшее образование в России. 2002. № 3. С.66-76.

• Тарасов К.А. «Интоксикация» экранным насилием?//Киномеханик. 1995. № 3-7.

• Тарасов К.А. В поисках выхода из ловушки экранного насилия//Вестник Московского государственного университета: Социология и политология. 1999. Серия 18. С.123-136.

• Тарасов К. А. Глобализированное кино как школа насилия//Кино в мире и мир в кино/Ред. Л.Будяк. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2003. С.116-133.

• Тарасов К.А. Кинематограф насилия и его воздействие//Жабский М.И., Тарасов К.А., Фохт-Бабушкин Ю.У. Кино в современном обществе: функции, воздействие, востребованность. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2000. С.256-356.

• Тарасов К. А. Насилие в зеркале аудиовизуальной культуры. М.: Белый берег, 2005. 381 с.

• Тарасов К. А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание//Испытание конкуренцией/Ред. М.И.Жабский. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 1997. С.74-97.

• Тарасов К.А. Насилие в фильме и предрасположенность юных зрителей к его моделированию в жизни//Кино: реалии и вызовы глобализации/Ред.М.И.Жабский. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2002. С.122-164.

• Телевидение привлекут к ответственности? www.narod-partv.ru/news.asp?news id=2167 [07.04.2003 18:37].

• Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма//Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. М.: РИП Холдинг, 2002. С.31-37.

• Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М.: SVR-Аргус, 1995. 224 с.

• Федоров А. В. Аудиовизуальные медиа и защита прав ребенка (медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию)//Инновационные образовательные технологии. 2005. № 4. С.46-51.

• Федоров А.В. Возможности ограничения и контроля показа насилия на экране//Журналистика 2004: СМИ в многополярном мире. М.: Изд-во МГУ, 2005. С.61-63.

• Федоров А.В. Киноискусство и художественное образование//Педагогика. 2002. № 2. С.21-26.

• Федоров А. В. Медиаобразование в контексте теории диалога культур//Школьные технологии. 2003. № 3. С.112-216.

• Федоров А.В. Медиаобразование в России//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. 2002. № 7. С. 29-32.

• Федоров А.В. Медиаобразование как один из путей противостояния негативному воздействию экранного насилия на несовершеннолетнюю аудиторию//Молодежь и общество. 2007. N 1. С.110-116.

• Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с.

• Федоров А.В. Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране//Педагогическая диагностика. 2007. N 1. С.141-151.

• Федоров А.В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием//Педагогическая диагностика. 2007. N 2. С.129-139.

• Федоров А. В. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране//Молодежь и общество. 2007. N 1. С.90-109.

• Федоров А.В. Проблемы аудиовизуального восприятия//Искусство и образование. 2001. № 2. С. 57-64.

• Федоров А.В. Проблемы медиавоспрития и развития аудитории в области медиакультуры//Прикладная психология. 2002. № 2. С.84-89.

• Федоров А.В. Терминология медиаобразования//Искусство и образование. 2000. № 2. - С. 33-38.

• Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр, 1989. 66 с.

• Федоров А.В. Школьные учителя и проблема «экранного насилия»//Инновационные образовательные технологии. 2006. № 1. С.35-47.

• Федоров А.В. Экранные искусства и молодые зрители//Средства массовой коммуникации и проблемы развития личности ребенка/ Под ред. А.В.Шарикова. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С.55-57.

• Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 11. С.15-23.

• Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С.149-158.

• Халилов В.М. Голливуд и проблема насилия//США - Канада: Экономика, политика, культура. 2002. № 8. С.103-110.

• Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001. 446 с.

• Цимбаленко С.Б., Шариков, А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. 45 с.

• Шариков А.В. Если сомневаешься, исключи. По поводу пропаганды насилия на телеэкране//Культура. 2000. 7 дек. С.4.

• Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.

• Юдина Е. Насилие в документальной телереальности//Высшее образование в России. 2002. № 3. С.76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.