Научная статья на тему ' Программа «Цифровая экономика российской Федерации»: анализ на основе архитектурного описания'

Программа «Цифровая экономика российской Федерации»: анализ на основе архитектурного описания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / архитектура системы / описание архитектуры. / digital economy / architecture of system / architecture description

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данчул Александр Николаевич

Рассмотрена расширенная по сравнению со стандартом ISO/IEC/IEEE 42010:2011 концептуальная модель описания архитектуры системы. На основе анализа текста программы "Цифровая экономика Российской Федерации» построены элементы ее архитектурного описания, связанные с соотношениями различных концептов. Предлагается архитектурный конфигуратор описания программы. Указываются основные соотношения, таблицы которых должны быть составлены и проанализированы при использовании этого конфигуратора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM "DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION": ANALYSIS BASED ON ARCHITECTURAL DESCRIPTION

The conceptual model of the system architecture description extended in comparison with the standard ISO/IEC/IEEE 42010:2011 is considered. Based on the analysis of the text of the program "Digital economy of the Russian Federation" the elements of its architectural description associated with the relations of different concepts are constructed. Proposed architectural Configurator descriptions of the program. The main relations, tables of which should be compiled and analyzed when using this Configurator, are specified.

Текст научной работы на тему « Программа «Цифровая экономика российской Федерации»: анализ на основе архитектурного описания»

УДК 303.732

Данчул Александр Николаевич, д-р. техн. наук, профессор, профессор

ПРОГРАММА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРНОГО

ОПИСАНИЯ

Москва, Московский городской университет управления Правительства Москвы, adan51 @yandex.ru

Аннотация'. Рассмотрена расширенная по сравнению со стандартом ISO/IEC/IEEE 42010.2011 концептуальная модель описания архитектуры системы. На основе анализа текста программы "Цифровая экономика Российской Федерации» построены элементы ее архитектурного описания, связанные с соотношениями различных концептов. Предлагается архитектурный конфигуратор описания программы. Указываются основные соотношения, таблицы которых должны быть составлены и проанализированы при использовании этого конфигуратора.

Ключевые слова: цифровая экономика, архитектура системы, описание архитектуры.

Alexander N. Danchul,

Doctor of Engineering Science, professor, professor

THE PROGRAM "DIGITAL ECONOMY OF THE RUSSIAN

FEDERATION": ANALYSIS BASED ON ARCHITECTURAL

DESCRIPTION

Moscow, Moscow City univercity of management of the Moscow Government

adan51 @yandex.ru

Abstract: The conceptual model of the system architecture description extended in comparison with the standard ISO/IEC/IEEE 42010.2011 is considered. Based on the analysis of the text of the program "Digital economy of the Russian Federation" the elements of its architectural description associated with the relations of different concepts are constructed. Proposed architectural Configurator descriptions of the program. The main relations, tables of which should be compiled and analyzed when using this Configurator, are specified.

Keywords: digital economy, architecture of system, architecture description.

В сентябре 2017 г был введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57100-2016/IS0/IEC/IEEE 42010.2011 [1], фактически являющийся переводом соответствующего международного стандарта [2]. Основной идеей концептуальной модели описания архитектуры (architecture description) любой программно-насыщенной

системы по этому стандарту является выделение перечня заинтересованных лиц (участников, stakeholders), имеющих специфические интересы (concerns) по отношению к рассматриваемой системе (system-of-interest), оформляемые в виде точек зрения (viewpoints), устанавливающих соглашения, необходимые для дальнейшего создания, интерпретации и использования архитектурных представлений (view) системы.

С точки зрения теории систем эта основная идея означает, что рассматриваются сложные активные системы (САС), в которых имеется несколько субъектов деятельности с общим объектом деятельности.

Различным точкам зрения участников на систему соответствуют наборы определенных видов моделей (model kind); совокупности моделей этих видов составляющих отвечающее этой точке зрения представление (view) системы, отражающее некоторый набор ее свойств и связей.

В работе [3] были рассмотрены возможности и ограничения использования этой концептуальной модели (метамодели) описания архитектуры для описания различных архитектурных фреймворков. Для снятия этих ограничений, в частности поддержки возможности описания многомерных архитектур в [4, 5] было предложено ввести в концептуальную модель новую группу элементов архитектурного описания.

Основным из них является концепт «architecture frame» (архитектурный каркас) - часть архитектурного описания, отражающая архитектуру системы с точки зрения ее аспектных подсистем, описываемых на различных уровнях, и их согласования, а также структурирующий (frames) в соответствии с ними системные интересы (concern). Архитектурный каркас включает в себя три элемента архитектурного описания, которые регламентируют (governs) архитектурные точки зрения (architecture viewpoint):

- класс «architecture configurator» (конфигуратор), определяющий наборы аспектов, используемых различными участниками;

- класс «architecture level» (уровень), определяющий наборы уровней описаний, используемых для различных аспектов;

- класс «frame correspondence» (соотношение в каркасе) - класс, выделенный из класса «correspondence» и отражающий связи между элементами архитектурного каркаса.

В [5] описаны разработанные автором две геометрические метамо-дели, которые позволяют наглядно отобразить концепты, добавленные в концептуальную модель, и описать двухмерные архитектуры.

Первое измерение геометрических метамоделей архитектуры системы базируется на используемом в теории систем понятии «конфигуратор описания системы», под которым понимается перечень аспектов (совокупностей свойств) системы, в которых описывается система. Опреде-

ление перечня аспектов (конфигуратора описания) и состава каждого аспекта является задачей аспектной декомпозиции изучаемой (создаваемой) системы. В частности, если под аспектом понимать совокупность свойств системы, соответствующую одной из точек зрения (viewpoint) на нее тех или иных специалистов или их групп (участников, stakeholders), то набор моделей, отражающих систему в этом аспекте, можно отождествить с представлением (view). Важно отметить, что каждый из участников при этом может иметь свой конфигуратор описания.

Второе измерение геометрических метамоделей архитектуры системы связано со свойством (закономерностью) иерархичности [6]: система может быть описана более подробно на более низком уровне иерархии. Определение уровней описания (и их количества) по каждому аспекту является задачей межуровневой декомпозиции изучаемой (создаваемой) системы. В результате формируются наборы двухмерных иерархических аспектных представлений (подсистем).

В настоящей работе вышеизложенный архитектурный подход применяется к программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [7] (далее Программа 1) и ее более поздней редакции - национальной программы с тем же названием [8] (далее Программа 2), становящимися, таким образом, system-of-interest архитектурного описания.

Цели (concerns) Программы 1, а, следовательно, и ее исполнителей или участников (stakeholders), приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Цели цифровой экономики в Программе 1

Ц1 создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан

Ц2 создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках

Ц3 повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом

Под экосистемой цифровой экономики согласно [9] понимается партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-

сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан. Цифровая экономика в Программе 1 представлена 3 уровнями: У1 - рынки и отрасли экономики (сферы деятельности); У2 - платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

У3 - среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности).

У1, У2 и У3 с позиций архитектурного описания определяют конфигуратор (architecture configurator) - набор аспектов верхнего уровня, используемых различными участниками. Часть соотношений (correspondence) между этими элементами архитектурного каркаса определена в Программе и представлена на рис. 1 сплошными стрелками.

Рис. 1. Соотношение аспектов верхнего уровня Программы 1

С(У2-У1) - У2 формируют компетенции для развития У1.

С(У3-У1) - У3 создает условия для эффективного взаимодействия субъектов У1.

С(У3-У2) - У3 создает условия для развития У2.

Обратные соотношения С(У1-У2), С(У1-У3), С(У2-У3) в Программе 1 в явном виде не пояснены. Поскольку Программа 1 была сфокусирована на 2 нижних уровнях цифровой экономики (У 2 и У3), первые два обратные соотношения не являются обязательными для ее представления. А вот отсутствие соотношения С(У2-У3), то есть обобщенного описания обратного влияния (воздействия) платформ и технологий на среду, создающую условия для их развития, представляется существенным недостатком Программы 1.

Как видно из таблицы 2 взаимно-однозначное соответствие между целями Программы 1 и ее аспектами (уровнями рыночной экономики, на которых они достигаются), отсутствует. Учитывая, что Программа 1 фокусировалась в ближайшем периоде времени только на уровни У2 и У3,

цель Ц3 (повышение конкурентоспособности на глобальном рынке) может рассматриваться лишь как перспективная или косвенная.

Таблица 2.

Соотношения между уровнями цифровой экономики и целями Программы 1

Уровни \ Цели Ц1 Ц2 Ц3

У1 - - +

У2 + - -

У3 + + -

Вышеприведенное описание относится к верхнему (первому) архитектурному уровню аспектных описаний. Перейдем ко второму архитектурному уровню.

На первом уровне У1 цифровой экономики на основе дополнения Программы 1 новыми разделами предусматривалась реализация отдельных прикладных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сферах ПН1 - здравоохранения, ПН2 - создания "умных городов", ПН3 - государственного управления.

На двух нижних уровнях У2 и У3 цифровой экономики в Программе определены и конкретизированы на период до 2024 года цели и задачи пяти базовых направлений развития цифровой экономики. БН1 - нормативное регулирование, БН2 - кадры и образование,

БН3 - формирование исследовательских компетенций и технологических заделов;

БН4 - информационная инфраструктура, БН5 - информационная безопасность.

Явного разделения этих направлений по уровням У2 и У3 в Программе обнаружить не удалось. Однако проведенный анализ содержания их целей и задач, а также показателей Программы позволил представить его таблицей 3.

Таблица 3.

Соотношения между уровнями цифровой экономики и базовыми направлениями Программы 1

Уровни \ БН БН1 БН2 БН3 БН4 БН5

У2 - - + + +

У3 + + + - +

Результаты аналогичного анализа соотношений между целями Программы и целями базовых направлений приведены в таблице 4. Цель Ц3в таблице 4 не приведена, так как согласно таблице 2 она достигается на уровне У1, не связанному с базовыми направлениями.

Таблица 4.

Соотношения между целями Программы 1 и целями ее базовых направлений

Цели \ ЦБН ЦБН1 ЦБН2 ЦБН3 ЦБН4 ЦБН5

Ц1 - - + - -

Ц2 + + + + +

Заметим, что количественные показатели Программы, которые должны были быть достигнуты к 2024 году, сформированы для целей всех базовых направлений, кроме БН1 (нормативное регулирование), а также для цели Ц1 (создание экосистемы цифровой экономики). Если рассматривать только базовые направления, то согласно таблице 3 цель Ц1 может быть достигнута только в рамках БН3 (формирование исследовательских компетенций и технологических заделов). Поэтому показатели достижения этой цели характеризуют работы по указанному базовому направлению, что подтверждается дорожной картой Программы. Таким образом, сформированная система целей Программы не может быть представлена в виде дерева целей (рис. 2).

Рис. 2. Соотношения между целями Программы 1 и целями ее базовых направлений

Следующим этапом описания должно быть получение таблицы соотношений между базовыми направлениями, с учетом нижних уровней: их задач и вех, представленных в дорожной карте Программы 1. Эта задача в данной статье не рассматривается. Заметим лишь, что в Программе 1 указано, что в рамках направления БН1 необходимо в полной мере учитывать предложения по нормативно-правовому регулированию иных направлений, что предполагает тесное взаимодействие создавае-

мых по каждому направлению центров компетенций с центром компетенций по БН1.

Представляет интерес для дальнейшего анализа и соотношения БН2 (кадры и образование) с другими базовыми направлениями. Однако, задачи дорожной карты программы по БН2 даны в формулировках, инвариантных относительно целей и задач других базовых направлений. Это создает риски отрыва (слабой связи) результатов выполнения проектов в области образования и подготовки кадров от результатов работ по другим базовым направлениям.

В рамках Программы 1 выделены 9 сквозных цифровых технологий:

Т1 - большие данные;

Т2 - нейротехнологии и искусственный интеллект;

Т3 - системы распределенного реестра;

Т4 - квантовые технологии;

Т5 - новые производственные технологии;

Т6 - промышленный интернет;

Т7 - компоненты робототехники и сенсорика;

Т8 - технологии беспроводной связи;

Т9 - технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Понятия «сквозная технология» и «(цифровая) платформа» не были определены ни в самой Программе 1, ни в других официальных документах. Отсутствует их единое понимание и в научно-технической литературе. Отметим, что в Программе 1 упоминаются как «отраслевые» цифровые платформы, так и «технологические» платформы для исследований и разработок по каждому направлению "сквозных" технологий.

В связи с вышеизложенным, в архитектурный конфигуратор описания Программы следовало бы включить четыре аспекта:

1) отраслевой (сферы деятельности) с подаспектами (прикладными направлениями ПН1-ПН3и другими, когда они появятся);

2) технологический, описывающий сквозные технологии Т1-Т9;

3) платформенный, описывающий создаваемые в рамках Программы цифровые платформы;

4) базовых направлений развития БН1-БН5.

В архитектурное описание следовало бы также включить таблицы соотношений между

- «сквозными» технологиями Т1-Т9 и прикладными направлениями ПН1-ПН3 (и другими, когда они появятся);

- «сквозными» технологиями Т1-Т9 и базовыми направлениями БН1-БН5;

- технологическими платформами (которые должны быть разработаны) и прикладными направлениями ПН1-ПН3 (и другими);

- технологическими платформами (которые должны быть разработаны) и базовыми направлениями БН1-БН5;

- прикладными направлениями ПН1-ПН3 (и другими) и базовыми направлениями БН1-БН5.

Появление новой редакции Программы 1 - национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [8] со сроком действия до конца 2024 г. (далее Программы 2) связано в первую очередь с подписанием Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом определены 3 цели и 9 задач Программы 2. Таким образом, изменения коснулись верхнего уровня архитектурного описания, что показано в таблице 5. Анализ таблицы 5 показывает, что цели программы 2 существенно уже и конкретнее целей программы 1.

Таблица 5.

Цели цифровой экономики в Программах 1и 2

Цели Программа 1 Цели Программа 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц1 Создание экосистемы цифровой экономики РФ Ц3 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения в госорганах

Ц2 Создание условий институционального и инфраструктурного характера для создания и развития высокотехнологических бизнесов Ц2 Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Ц3 Повышение конкурентоспособности на глобальном рынке экономики РФ Ц1 Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики

Уровни представления цифровой экономики в программе 2 не выделяются, что не дает возможности явного определения конфигуратора -набора аспектов верхнего уровня, используемых различными участниками, а также соотношения между этими аспектами и целями Программы 2.

Шесть федеральных проектов, реализуемых в рамках Программы 2, соответствуют первым 6 задачам, сформулированным в вышеназванном Указе Президента РФ. В терминах Программы 1 они с точностью до корректировки названий соответствуют пяти базовым направлениям развития цифровой экономики (БН1 - БН5) и прикладному направлению ПН3. Прикладные направления ПН1 - здравоохранение и ПН2 - создание "умных городов", представлены отдельными мероприятиями в рамках этих федеральных проектов. Таблица 6 показывает соотношение направлений Программы 1 и федеральных проектов Программы 2.

Таблица 6.

Соотношение федеральных проектов Программы 2 и направлений Программы 1

Программа 2 Наименование ФП Программа 1

ФП1 Нормативное регулирование цифровой среды БН1

ФП2 Информационная инфраструктура БН4

ФП3 Кадры для цифровой экономики БН2

ФП4 Информационная безопасность БН5

ФП5 Цифровые технологии БН3

ФП6 Цифровое государственное управление ПН3

В табл. 7 приведены цели федеральных проектов, а таблица 8 иллюстрирует результаты анализа наличия связей между целями нацио-

нальной программы и целями федеральных проектов.

Таблица 7.

1_^_Цели федеральных проектов_

ФП Цель ФП

ФП1 Создать систему правового регулирования цифровой экономики, основанную на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий

ФП2 1. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных на основе отечественных разработок. 2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок. 3. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры функционирования цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти на основе отечественных разработок. 4. Создание экосистемы внедрения цифровых технологий в строительстве и управлении городским хозяйством "Умный город".

ФП3 Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики

ФП4 1. Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом. 2. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств. 3. Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

ФП5 1. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок. 2.Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития.

ФП Цель ФП

ФП6 1. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей 2. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств - членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Хотя таблица 8 и указывает на наличие связей (не всегда очевидных) целей федеральных проектов (кроме ФП1) с целями национальной программы, но эти цели не выстроены в иерархическое дерево. В еще большей степени это относится к увязке показателей Программы 2 и ФП.

Таблица 8.

Соотношения между целями Программы 2 и целями федеральных проектов

Цели \ ЦФП ЦФП1 ЦФП2 ЦФП3 ЦФП4 ЦФП5 ЦФП6

Ц1 - + + + + -

Ц2 - + - + + -

Ц3 - + + + +

Следующим этапом описания должно быть получение таблицы соотношений между федеральными проектами, с учетом нижних уровней: задач и мероприятий, представленных в их паспортах. Этой достаточно объемной работе должна быть посвящена отдельная статья.

Вышепредставленные выводы по конфигуратору и таблицам соотношений для Программы 1 справедливы и для Программы 2. Включение этих соотношений в архитектурное описание Программы 2 призвано совершенствовать постановку и решение вопросов координации работ.

Список литературы

1. ГОСТ Р 57100-2016/ISO/IEC/IEEE 42010:2011 Системная и программная инженерия. Описание архитектуры.

2. ISO/IEC/IEEE 42010:2011. Systems and software engineering -- Architecture description.

3. Данчул А.Н. Модели метаописаний архитектуры // 18-я Российская научно-практическая конференция "Инжиниринг предприятий и управление знаниями». Сборник научных трудов. Том 1. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2015. - С. 100-108.

4. Данчул А.Н. Метамодель описания многомерной архитектуры системы // Инжиниринг предприятий и управление знаниями (ИП&УЗ-2016): Сборник научных трудов XIX Российской научно-практической конференции. - М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В .Плеханова», 2016. - С. 16-22.

5. Данчул А.Н. Модели и метамодели описания архитектуры сложной активной системы // Системный анализ в проектировании и управлении: сб. науч. тр. ХХ

Междунар. науч.-практ. конференции. Ч. 1. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. -С. 72-82.

6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Издательство Юрайт, 2010.

7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632 -р, утратившим силу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 195 -р.

8. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203).

УДК 007.51, 338.2

Кукор Борис Леонидович1,

профессор, д-р экон. наук, профессор.

Яковлева Елена Анатольевна , профессор, д-р экон. наук, доцент.

Клименков Геннадий Владимирович ,

доцент, канд. техн. наук

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЛИНГВО-КОМБИНАТОРНЫЙ ПОДХОД

1 2

' Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный

экономический университет.

3

Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук.

12 3

noc_finec@mail.ru, helen7199@gmail.com, kgv_perm@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена необходимости исследования адаптивного познавательного потенциала стратегического управленческого мышления как отдельного руководителя акторов информационно-телекоммуникационной сети, так и адаптивный потенциал управляющей структуры региона. В статье указывается на лингво-комбинаторный аспект проблемно-ориентированной системы стратегического планирования региона. Раскрывается проблема необходимости поддержки действий региональных властей, в качестве решения которой определена разработка методологической базы стратегического планирования (в том числе для промышленной политики) как метода реализации стратегий. Предлагается наиболее целесообразный подход к разработке и реализации региональной промышленной политики, направленный на балансировку интересов развития территориальных образований и интересов промышленного сектора, который находит свое отражение в семантической модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.