Научная статья на тему 'ПРОГРАММА «СТУПЕНИ К ТВОРЧЕСТВУ» КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА'

ПРОГРАММА «СТУПЕНИ К ТВОРЧЕСТВУ» КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активная творческая личность / театральный кружок.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т О. Овчинникова

В данной статье раскрыты особенности организации работы по развитию активной творческой личности младших школьников. Представлен пример развивающей программы и описаны ее характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА «СТУПЕНИ К ТВОРЧЕСТВУ» КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА»

Т.О. Овчинникова

ПРОГРАММА «СТУПЕНИ К ТВОРЧЕСТВУ» КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

В данной статье раскрыты особенности организации работы по развитию активной творческой личности младших школьников. Представлен пример развивающей программы и описаны ее характеристики.

Ключевые слова: активная творческая личность, театральный кружок.

Младший школьный возраст имеет особое значение в развитии творческих способностей. Именно в данном возрасте у ребёнка закладывается фундамент основ культуры и искусства, дети обладают высокой эмоциональной чувствительностью и склонны в большей степени воспринимать окружающий их мир. Творческой личностью становятся, а не рождаются. Проблема формирования творческих способностей младших школьников актуализируется в контексте ФГОС НОО [2]. Одной из современных тенденций деятельности общеобразовательных учреждений является значительное увеличение системы внеурочной деятельности, ее расширение и разнообразие. Развитие и воспитание активной творческой личности - процесс взаимодействия авторитетного взрослого и ребёнка, конечной целью которого является формирование творческой личности, через такой способ, как вовлечение в различные виды творческой деятельности. Занятия в театральном кружке помогают ребенку приобрести те качества и способности, которые смогут помочь ему пережить различные жизненные ситуации, которые впоследствии будут возникать на его пути, он будет воспринимать их как предлагаемые обстоятельства, а это значит он будет готов к принятию правильных решений [1].

С целью формирования творческой активной личности младшего школьника нами была разработана и внедрена программа «Ступени к творчеству», направленная на развитие и воспитание умного, театрального зрителя, интересную, активную личность, которая обладает художественным вкусом и собственным мнением.

Цель программы: средствами театрального кружка способствовать развитию активной творческой личности младшего школьника.

Задачи программы «Ступени творчества»:

-помощь в развитии и реализации творческих способностей каждого участника театрального кружка;

-познакомить обучающихся с театральным искусством его особенностями и видами;

-научить участника театрального кружка владеть художественными, языковыми выразительными средствами для создания образа персонажа;

-привить и совершенствовать художественный вкус; воспитывать речевую и сценическую культуру.

Принципы построения программы «Ступени к творчеству»:

-Успех. Принцип построен на создании ситуации успеха для каждого участника. Формирование позитивного отношения в коллективе и признание себя, как уникального составляющего элемента окружающего мира.

-Динамика. Данный принцип помогает ребенку самостоятельно искать и осваивать объекты интереса в творческой деятельности, поддерживает его выбор.

-Демократия. Принцип построен на добровольности выбранной участниками деятельности; обсуждение программы на творческий сезон, её корректировка, учет предложений участников по построению каждого занятия, совместная деятельность.

© Т.О. Овчинникова, 2022.

Научный руководитель: Малыхина Елена Владимировна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

-Доступность Занятия построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

-Наглядность. На занятиях используются разнообразные наглядные методы и средства такие как: иллюстрации, походы в театр и кино, просмотр фильмов и мультфильмов, слушание музыки и пр.

-Систематичность и последовательность. Данный принцип позволяет за меньшее время добиться определённых результатов, за счет системности и последовательности проведения занятий и самостоятельной работе участников.

Программа реализуется посредствам следующих направлений работы: игры-драматизации, голосо-речевые тренинги, тренинги по актёрскому мастерству, тренинги по словесному действию, упражнения на развитие пластики, пластические этюды, упражнение на развитие мимики, упражнения элементов искусства пантомимы; репетиции спектаклей, театрализованных концертов и представлений; походы по театрам, кино, музеям, беседы, мастер-классы и пр. Занятия в театральном кружке состоят из теоретической и практической части. В теоретической части участники получают знания в области театрального искусства через лекции, беседы, встречи с театральными деятелями, походы в кино, театры, посещение концертов, музеев и пр. В практической части участники получают навыки актёрского мастерства, ораторского искусства, работают над пластикой, чувством ритма и пр. Каждое занятие было разделено на 4 блока. Пример комплексного занятия с младшими школьниками:

Блок 1. Театральная игра - «Картина»

В задачу ребят входило представить сцену как чистый лист бумаги и нарисовать картину на предложенную педагогом тему. Обучающиеся, перед тем как выйти на сцену заранее придумывали и решали, кто они и что будут делать. Когда обучающийся принимал позу, другие ребята из группы должны были отгадать, кто он и что делает. Главное условие для всех - нельзя повторятся. Изображать можно что угодно, даже неодушевлённые предметы. Примеры тем для игры: «В лесу», «В магазине», «В огороде», «В парке аттракционов» и пр.

Блок 2. Ритмопластика - «Самолеты и бабочки»

Дети двигаются врассыпную, по команде «самолеты» - бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, шея и плечи не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Блок 3. «Культура и техника речи» - «Протяжные слоги»

Упражнение на благозвучие голоса. Задача ребят глубоко вздохнуть, а на выдохе произносить протяжно следующие звуки «бим-м», «бам-м», «бум-м» и т.д. и тчнуть последние звуки, как можно дольше. Правильность выполнения будет показана через вибрации в районе носа и губы.

Блок 4. «Работа над спектаклем».

На данном этапе занятия ребята самостоятельно проявляли себя как художники-оформители, разрабатывали макет оформления сцены, реквизит и бутофорию к спектаклю. Так же ребята с помощью костюмера продумывали образы своих персонажей, опираясь на описание автора произведения Н.Н. Носова.

Таблица 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ._

№ п/п Кол. часов Тема занятия Содержание занятия Дата

1 1 Великая сила Слова Слушание, чтение по ролям сказки К.И.Чуковского «Муха цокотуха». Первичная инсценировка сказки. сентябрь

2 1 Мимика и жесты. Ритмопластика. Инсценировка сказки «Муха цокотуха» без слов, используя мимику и жесты. сентябрь

3 1 Культура и техника речи Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. сентябрь

4 1 Основы театральной культуры Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля «Муха цокотуха». октябрь

5 1 Великая сила Слова Работа над техникой речи. Проговаривание русских народных потешек и дразнилок по ролям. Интонационная отработка. октябрь

6 1 Работа с куклами Правила работы и управление марионеткой. Создание образа и характера персонажа. Пробные шаги на сцене октябрь

Продолжение таблицы 1

№ п/п Кол. часов Тема занятия Содержание занятия Дата

7 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза дереза». Прослушивание и прочтение сказки «Коза дереза», работа над дикцией. октябрь

8 2 Мы актёры. Работа над спектаклем «Коза дереза». Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией. октябрь

9 2 Мы актёры. Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля «Коза дереза». октябрь

10 1 Основы театральной культуры. Посещение спектакля старшей группы творческого коллектива «Наш театр» - «Денискины рассказы» по сборнику рассказов В. Драгунского. октябрь

11 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Коза дереза» Премьера спектакля «Коза дереза» ноябрь

12 1 Культура и техника речи Общение. Говорить и слушать. Дети рассказывают любимые стихи и сказки. Формировать чёткую и грамотную речь. ноябрь

13 1 Культура и техника речи. Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок. ноябрь

14 2 Театральная игра. Импровизация игры-драматизации по сказке Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Создание образов героев сказки. ноябрь

15 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Просмотр мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». Обсуждение содержания и игры героев. ноябрь

16 3 Мы актеры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям. декабрь

17 2 Мы актеры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики. Выразительность и подлинность поведения в сценических условиях. декабрь

18 2 Мы актеры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Создание декораций и костюмов. Проигрывание всего спектакля. декабрь

19 1 Мы актеры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Пробное выступление на сцене с отрывком из Спектакля «Истории цветочного города» январь

19 4 Мы актеры. Работа над спектаклем «Истории цветочного города» Репетиции спектакля «Истории цветочного города». январь

20 4 Мы актёры. Премьера спектакля «Истории цветочного города» на новогоднем празднике для родителей. февраль

22 2 Культура и техника речи. Логика речи. Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам. февраль

Окончание таблицы 1

№ п/п Кол. часов Тема занятия Содержание занятия Дата

23 1 Культура и техника речи Чтение докучных сказок. Нахождение ключевых слов и выделение их голосом. март

24 1 Основы театральной культуры Из истории русского театра. Игра скоморохов. март

25 1 Мы актеры. Чтение сказки Д. Родари «Приключение Чиполино», обсуждение и выбор ролей. март

26 1 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Чиполлино» Заучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов. март

27 4 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Чиполлино» Создание декораций (изготовление большого гриба и подбор костюмов). Репетиция всей сказки, подбор музыкального оформления. апрель

28 2 Мы актеры. Работа над инсценировкой сказки «Чиполлино» Репетиция всего спектакля с декорациями, костюмами и музыкой. апрель

29 1 Мы актёры. Премьера спектакля по мотивам сказки «Чиполлино». май

30 1 Основы театральной культуры. Виды театрального искусства. Просмотр эпизодов оперы, балета и мюзикла. май

31 1 Культура и техника речи. Выразительное чтение сказки А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Импровизированное прочтение по ролям с элементами инсценировки сказки. май

32 1 Театральная игра Сценическое воображение. Импровизации детей на сцене по услышанному впервые тексту. май

33 1 Итоговое занятие В гостях у сказки, показ этюдов и театральных зарисовок. Открытое занятие для родителей. май

Предполагаемые умения и навыки детей:

-ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке; умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки;

-умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера; умеют запоминать заданные педагогом мизансцены;

-умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную

тему;

-умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему;

-умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

-умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; умеют строить диалог с партнером на заданную тему; умеют составлять диалог между сказочными героями;

-знают виды и особенности театрального искусства; театральную терминологию и культуру зрителя;

-могут рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов; умеют описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;

-умеют описать собственные эмоции;

-знают 7-10 произведений из русского фольклора, умеют рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, умеют пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Данная организация работы способствовала повышению творческого потенциала детей, возрос интерес к занятиям, улучшилась творческая обстановка.

Библиографический список

1.Серебренникова, Ю.А. Детский театр в школе // Начальная школа. 2017. - №1. - 80 с.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт (утв. приказом Мин. Обр. и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.03.2022 г.).

ОВЧИННИКОВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА - студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, заведующая отделом организационно-досуговой деятельности, культурный центр «Северный», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.