Научная статья на тему 'Программа реализации заявок бизнеса на инновации для управления экономикой региона'

Программа реализации заявок бизнеса на инновации для управления экономикой региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЯВКА / INNOVATION / COMMERCIALIZATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INTERACTION / TECHNOLOGICAL APPLICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Дарья Дмитриевна

В статье рассмотрены основные направления формирования механизма коммерциализации инноваций. Предложена программа реализации заявок бизнеса на инновации, рассмотрена пошаговая технология программы, показана роль инновационной инфраструктуры в процессе коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF BUSINESS INNOVATIVE APPLICATION REALIZATION FOR REGIONAL ECONOMIC MANAGEMENT

The main trends of forming the mechanism of commercialization of innovations are examined in the article. The program of business innovative application realization is suggested, a step-by-step program technology is considered, the role of the innovative infrastructure in the process of commercialization of innovations is shown.

Текст научной работы на тему «Программа реализации заявок бизнеса на инновации для управления экономикой региона»

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ЗАЯВОК БИЗНЕСА НА ИННОВАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

УДК 338.49

Дарья Дмитриевна Миронова,

Ассистент кафедры «Экономическая теория и мировая экономика» ГОУ ВПО Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса; Тел.: (86360)20964 Эл. почта: mironova06-86@inbox.ru

В статье рассмотрены основные направления формирования механизма коммерциализации инноваций. Предложена программа реализации заявок бизнеса на инновации, рассмотрена пошаговая технология программы, показана роль инновационной инфраструктуры в процессе коммерциализации инноваций.

Кпючевые слова: инновация, коммерциализация, инновационная инфраструктура, взаимодействие, технологическая заявка.

Darya Dmitrievna Mironova,

Assistant of the Chair «Theory of Economics and World Economy»

South-Russia State University of Economics and Service; Tel.: (86360)20964 E-mail: mironova06-86@inbox.ru

PROGRAM OF BUSINESS INNOVATIVE APPLICATION REALIZATION FOR REGIONAL ECONOMIC MANAGEMENT

The main trends of forming the mechanism of commercialization of innovations are examined in the article. The program of business innovative application realization is suggested, a step-by-step program technology is considered, the role of the innovative infrastructure in the process of commercialization of innovations is shown.

Keywords: innovation, commercialization, innovative infrastructure, interaction, technological application.

1. Введение

Переход региональной экономики к инновационной модели экономического роста определяет необходимость стимулирования инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций, повышения ориентированности научных организаций на потребности реальной экономики, развития предпринимательской инициативы и создания для этого необходимых условий.

В настоящий момент «нет единства между теми, кто ответственен за создание благоприятного инновационного поля деятельности и теми, кто непосредственно реализует инновационные проекты» [1]. Так как на инновационное развитие оказывает влияние вся совокупность взаимосвязанных институциональных структур - малые и крупные фирмы, университеты и государственные научно-исследовательские центры, региональная администрация, объекты инновационной инфраструктуры, особую актуальность приобретают совершенствование региональной инновационной политики, разработка предложений по инновационной стратегии развития региона и создание основы инновационной инфраструктуры -центров коммерциализации.

2. Взаимодействие науки и бизнеса

Для перехода экономики региона на инновационный путь развития целесообразно встречное движение заявок на инновации инновационно активных предприятий, стремящихся решить проблемы своего развития, и предложений инноваций - со стороны университетов, малых инновационных предприятий, ориентированных на получение коммерческого результата от своей деятельности (рисунок 1).

Одной из оптимальных форм взаимодействия науки и бизнеса может быть система сбора технологических проблем предприятий и предложений ответов по их решению посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, соответствующих организационно-финансовых механизмов.

Технологические заявки предприятий, нуждающихся в высокотехнологичных решениях проблем ведения бизнеса, могут представлять собой процесс обследования предприятий с целью выявления при помощи анкетирования технологических проблем, требующих научного подхода к их решению. Более целенаправленная работа по выявлению проблем предприятий региона и их преобразованию в технологические заявки может проводиться в рамках конкурсов на размещение регионального заказа на научные исследования и разработки. В ходе конкурсов экспертной комиссией могут отбираться наиболее перспективные разработки, потенциально имеющие социально-экономическую значимость и возможность

Рис. 1. Схема формирования рыночно ориентированных технологий на основе взаимодействия заявок рынка и предложений науки

привлечь к ним внимание потребителей и инвесторов.

Механизмом активизации коммерциализации перспективных разработок может выступать частно-государственное партнёрство представителей спроса и предложения на инновационный продукт - победителей и лауреатов конкурсов с директорами и представителями предприятий региона при участии инновационной инфраструктуры. Изобретатели могут представить свои новинки, а специалисты-практики оценить их конкурентоспособность и возможность внедрения в производство. «Биржа идей и научно-технической продукции» может проводиться исключительно при активном участии в подготовке представителей руководящего состава предприятий региона, а также региональных органов власти, соединяющих интересы бизнеса и науки на территории региона в области формирования инновационной экономики.

Механизм взаимоотношения науки, бизнеса и власти может строиться только на обоюдных интересах сторон, участвующих в программе поиска решений на технологические заявки предприятий (рисунок 2, 3). Упрощённый алгоритм практического взаимодействия не отображает функции и действия органов власти, элементы инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, без участия которых функционирование такой системы невозможно. Работа с заявками предприятий может обрести системность и получить развитие при условии организационной и методической поддержки со стороны инновационной инфраструктуры региона.

Система эффективного взаимодействия может быть направлена на выявление проблем развития предприятий, поиск инновационных решений и поддержку авторов технологий по их реализации. Программа может позволить при помощи сравнительно небольших ресурсов получить значительный эффект по развитию и внедрению инноваций через привлечение ресурсов инновационно активных предприятий. Определяющим фактором, который может обеспечить тесную связь между наукой и бизнесом, может стать организационная и законодательная среда в виде полноценной инновационной инфраструктуры, как на региональном уровне, так и на уровне России.

3. Инновационная сеть

В отношении методологии работы

Рис. 2. Алгоритм решения технологических заявок предприятий [2]

с заявками на инновации и предложения решений технологических проблем предприятий наибольший интерес представляют международные проекты как с точки зрения развития европейской инновационной политики, так и международного научно-технического сотрудничества, сотрудничества с европейскими сетями поддержки бизнеса и инноваций, европейской инновационной инфраструктурой.

Услуги по поддержке бизнеса и инноваций могут включать два основных направления:

1. Технологические заявки: идентификация местных технологических потребностей; поиск поставщиков технологий в сети; поддержка в фазах взаимодействия и реализации.

2. Технологические предложения: идентификация новых технологий от местных компаний-поставщиков; продвижение технологий в сети; поддержка в фазах взаимодействия и реализации.

Общей целью проектов может быть содействие развитию кооперации малых инновационных предприятий и науч-

ных организаций России и зарубежных стран, приводящей к повышению их конкурентоспособности. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач [4]:

1. рынки и возможности (повышение информированности российских и зарубежных малых инновационных предприятий о законодательных условиях, рынках, возможностях сотрудничества и государственной поддержке международной кооперации);

2. партнёры и компетенции (выявление проектов и поиск партнёров для международного технологического сотрудничества на основе постоянного скрининга компетенций и потребностей);

3. гармонизация (выработка рекомендаций для правительственных структур по улучшению и гармонизации механизмов поддержки международного сотрудничества малого инновационного бизнеса).

4. Алгоритм работы над технологическими заявками предприятий

Пошаговая технология программы заявок на инновации, по которой мо-

№6, 2010

86

жет осуществляться взаимодеиствие заявителей, авторов и инновационной инфраструктуры по решению проблем развития региона, может быть представлена следующим образом (рисунок 4).

Ступень 1 подразделяется на два направления: «Проблема - заявка» и «Предложение». «Проблема - заявка» является определяющей в оценке инно-вационнои активности региона и предприятий. Правильно сформулированная заявка на инновацию значительно способствует успешному поиску инновационного решения, а неверно сформулированная - может увести в сторону или значительно затруднить сам поиск. Для обеспечения правильной формулировки заявок могут использоваться различные вопросники, формализованные бланки, а также консультационное сопровождение.

На ступени 1 в инновационную инфраструктуру также поступают предложения от авторов инновационных решений. В предложениях наряду с технической сутью предложения могут указываться его преимущества, степень и опыт реализации, стадия разработки, предварительный план действий по реализации.

На ступени 2 происходит непосредственный поиск инновационных решений для заявителей. Инновационные центры - участники программы заявок на инновации производят поиск имеющихся передовых технологий и авторов по существу заявки в своём регионе, а также в других регионах и за рубежом. При этом могут использоваться различные пути, в том числе Internet, выставки, конференции и семинары.

Возможны два варианта развития событий, которые устанавливаются заявителем и инновационной инфраструктурой при приёме заявки на поиск инновационного решения:

1. Инновационная инфраструктура регистрирует поступившие предложения и передаёт их заявителям без какой-либо обработки;

2. Инновационная инфраструктура проводит комплекс предварительных мероприятий с поступившими предложениями и только после этого их пересылает заявителям.

Среди поступающих предложений может быть много информационного шума, в том числе связанного с желаниями авторов любыми способами получить заказ. Авторы могут опасаться за сохранение своих авторских прав,

Проверка илеи на новизну и проведение патентного поиска, определение экономической целесообразности патентования, опенка?: расчёт стоимости регистрации товарного знака

Определение .экономической целесообразности комм ерпиализ алии Бизнес идея ненова и не может быть запатентована

Г1дея имеет шанс на коммерциализацию или получение любой другой экономической выгслы Г!дея экономически нецелесообразна

Выбор вариантов финансирования инновационного проекта

Внутренние источники финансирования Внешние источники финансирования Смешанное финансирование

1 ■

Проверка технической и громышленной обоснованности идеи

Запуск шшое апионного продукта Проведение дополнительных научных исолтаний

Рис. 3. Алгоритм оценки заявителем предложения автора [3]

Сттаень 4. ВЗАИМОРАСЧЁТЫ Приёмка работы, финансовые взаиморасчёты ^-частников поиска и реализации инновационных решений проблей развили предприжтиж

Ступень 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИИ Реализация наиболее технолстичных и .экономичных решении

Сттаень 2. ПОИСК ИННОВАЦИЙ Поиск инновационных разработок и технологий. Организация прямого контакта заявителя с автором, определение перспективности предлагаемой инновации, разработка стратегии зиш-ггы интеллектуальной собственности, снижения рисков и схемы финансирования, з включение догов opa

Ступень 1. ПРОБЛЕМА - ЗАЯВКА Выявление гроблен развития предприятий. их анализ и форзирование заявителем заявок на поиск инновационных решений

Ступень 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Получение предложений от авторов инноваций, их оценка и заключение соглашения с ними на сопровождение.

Рис. 4. Пошаговая технология программы реализации заявок бизнеса на

инновации

проявлять безграмотность в установлении контактов и ведении переговоров, заключении договоров на реализацию своих разработок и технологий.

Недостаточно информативные предложения могут вызвать отторжение от заявителей. Работа над формулированием предложения требует значительных затрат, к тому же у заявителя просто может не оказаться специалистов, соответствующих уровню предлагаемого инновационного решения. Поэтому наиболее целесообразно проведение инфраструктурой предварительной работы с поступившими предложениями, в том числе проведение анализа, обеспечения их информативности путём уточняющих заявок. В случае поступления нескольких альтернативных предложений - обеспечить их сравнимость заявителем. Инновационный инфраструктурный институт также может организовать прямой контакт заявителя с автором, помочь определению перспективности предлагаемой инновации, разработке автором стратегии защиты своей интеллектуальной собственности, разработке мер по снижению рисков и разработке схемы финансирования, заключению договора.

Также инфраструктура может стать нейтральным органом, который способен содействовать установлению плодотворного контакта автора и заявителя, достижению ими взаимопонимания и заключения соответствующего договора на реализацию инновационного решения проблем и задач заявителя. Поступившие предложения от авторов, согласно договорам заявителей с инфраструктурным институтом, могут пересылаться сразу же заявителям или пройти необходимую подготовку для представления заявителям.

3-я ступень в программе заявок на инновации, включающая практическую реализацию инновационного решения, может проводиться в соответствии с общепринятым порядком проведения НИОКР. Работы могут осуществляться в порядке и сроки, определенные на 2-ой ступени.

Реализация инновационных решений стоящих проблем может проводиться по следующим основным вариантам:

■ авторами заявок на инновации своими силами или другими предприятиями по технологии авторов;

■ авторы заявок выполняют работы совместно, в том числе при консультационной помощи, с авторами техноло-

гий;

■ создаётся новое совместное предприятие;

■ работы выполняются силами авторов технологии.

Реализация проекта может производиться как для решения конкретной проблемы заявителя, так и в целях дальнейшего партнёрства автора заявки и автора технологии по её продвижению на рынок, в том числе дальнейшему тиражированию, включая создание для этого совместных предприятий, продажи лицензий.

4-я ступень является важнейшей в программе реализации заявок на инновации. На этом этапе может формироваться решение о получении всеми участниками процесса материального, социального и морального удовлетворения. Важно при инициировании всего процесса на всех его стадиях иметь комплексный ясный и конкретный набор материальных и моральных стимулов, критерии, источники и порядок их получения.

На завершающем этапе определяется степень решения проблемы и поставленной задачи, экономический, социальный и другие полученные эффекты, оформляются приёмо-сдаточные документы, производятся окончательные финансовые взаиморасчёты.

5. Проблемы и пути развития программы реализации заявок на инновации

Из всех проблем, которые сдерживают установление тесных контактов между наукой и бизнесом, можно выделить две основные:

■ инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства пока не жёстко ориентирует науку на потребности бизнеса;

■ практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических заявок предприятий.

Одним из факторов, сдерживающих реализацию программы заявок на инновации, является формальный подход, в случае если предлагается десяток технологий для решения разноплановых проблем, когда авторы предложений стремятся переложить осмысление и адаптацию решения на инициаторов заявок, не вникая в тонкости проблемы, не изучая её отраслевые, территориальные и другие особенности.

Заявки могут быть отклонены от рассмотрения ввиду финансовой несостоятельности заявителей и неквалифи-

цированной постановки задачи. Поэтому немаловажным аспектом является компетентность сформулированных проблем и поставленных задач, а также конгруэнтность интересов заявителей и авторов инновационных решений.

Необходим отработанный механизм продвижения заявок к потенциальным авторам решений поставленных проблем, учитывающий как интересы предприятий-заявителей, так и авторов технологий, местных учёных и учёных из других регионов и стран, источники финансирования различных этапов этих работ.

Требуется также оптимизация и формализация процедур взаимодействия всех участников сбора, обработки и доведения заявок до авторов технологий, а также обратного процесса -представления предложений авторов технологий специалистам предприятий-заказчиков и их сотрудничеству. Требуется разработка методик и рекомендаций, создание межрегионального и международного консорциума партнёров по реализации программы заявок на инновации, система информационного обеспечения.

Целесообразно выработать систему мер по ускорению разработки, реализации и развитию межрегиональной программы заявок на инновации и её первого шага - разработки методических материалов, отработки системы сбора заявок, взаимодействия центров трансфера технологий между собой, с другими звеньями инновационной инфраструктуры, с предприятиями-заявителями и авторами инновационных решений.

Задачи, которые необходимо решить, чтобы механизм работы с заявками предприятий на инновации активно развивался:

1) включить административный ресурс регионов;

2) добиться взаимопонимания между региональной наукой, элементами инфраструктуры и промышленными предприятиями;

3) определить надёжного партнёра;

4) необходимо наладить в этом направлении деловые отношения, взаимопомощь и обмен информацией с соседними регионами и в рамках Российской Федерации;

5) надо сформировать государственную политику, стимулирующую применение предприятиями промышленности российских разработок через механизмы налоговых льгот и префе-

№6, 2010

88

ренций.

6. Региональный координационный совет по коммерциализации инноваций

В целях отбора конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок и продвижения их на рынок представляется целесообразным создание регионального координационного совета по коммерциализации инноваций (РКСКИ), который оказывал бы содействие учёным, разработчикам и изобретателям:

■ в определении коммерческих возможностей результатов научных исследований;

■ в разработке плана развития и стратегии маркетинга, направленных на продвижение отобранных научно-технических разработок на региональном, национальном и международном уровнях;

■ в обеспечении связи с потенциальными клиентами на региональном, национальном и международном уровнях, содействии в установлении коммерческих связей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ в привлечении инвестиций для доведения разработки до привлекательного вида для частного инвестора;

■ в подготовке плана действий по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности;

■ в вопросах защиты интеллектуальной собственности;

■ в возможностях интеграции в российские и европейские сети трансфера

технологий.

В процессе своей деятельности региональный координационный совет по коммерциализации инноваций (РКСКИ) может осуществлять выявление созданной интеллектуальной собственности, экспертную оценку и подготовку предложений о коммерциализации наиболее перспективных разработок, реализацию оптимальной защиты интеллектуальной собственности, определение источников финансирования для коммерциализации отобранных разработок, представление разработок на конкурсах, подготовку и сопровождение лицензионных соглашений, связанных с созданием новых предприятий, ведение информационных баз данных по разработкам, выставляемым на продажу.

Таким образом, механизм коммерциализации технологий, выявления технологических проблем предприятий, консультирования и взаимодействия с инновационно-активными предприятиями может способствовать формированию нового уровня взаимоотношений науки и бизнеса с целью перехода региональной экономики на инновационную модель экономического роста.

Литература

1. Репкина О.Б. Основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного предпринимательства // Молодой учёный. 2010. № 11(22). Т. 1. С. 161.

2. Нижегородцев P.M., Никитенко С.М. Эффективные механизмы модернизации и инновационного развития экономики (теория и практика). Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2010. 311 с.

3. Вязова Г.А. Проблемы и перспективы коммерциализации инноваций на базе малых предприятий в России // Молодой учёный. 2010. № 11(22). Т. 1. С. 131.

4. Нижегородцев P.M., Никитенко С.М., Шевцов Д. С. Инновационные фирмы в современной российской экономике. Москва, Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2010. 311 p.

References

1. O. Repkina The main directions of the state regulation and innovative entre-preneurship support // Young scientist. 2010. № 11(22). Vol.1. p 161.

2. P. Nyzhegorodcev, S. Nikitenko Effective mechanisms of modernization and economic development (theory and practice). Kemerovo: "Siberian publishing group", 2010, 311 p.

3. G. Vyazova Problems and Perspectives of the innovative commercial activities on the base of small business in Russia // Young scientist. 2010. № 11(22). Vol.1. p 131.

4. P. Nyzhegorodcev, S. Nikitenko, D. Shevzov Innovative firms in modern Russian economy. Moscow, Kemerovo: "Siberian publishing group", 2010, 311 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.