Научная статья на тему 'Программа развития системы образования Чеченской республики'

Программа развития системы образования Чеченской республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОГРАММА / РЕФОРМА / PROGRAM REFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрбекова Рукият Сараповна

В статье автор рассматривает реформу образования в Чеченской Республике, на основе реализации Государственной программы «Развитие образования Чеченской Республики на 2014 2018 годы», позволяющей выявить проблемы и распределить планы работы в направлении реформирования образования в Чеченской Республике по годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайрбекова Рукият Сараповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития системы образования Чеченской республики»

Также показан новый маршрут 9 - мониторинг предприятия по основным показателям безопасности с помощью предлагаемой системы автоматизированного контроля и управления ресурсами автотранспортного предприятия.

Для обеспечения мониторинга предприятий необходимо определить основные показатели, непосредственно влияющие на возникновения дорожно-транспортных происшествий. Этому вопросу будет посвящена следующая статья.

Литература

1. Новиков А. И. Анализ показателей, обеспечивающих безопасность дорожного движения в Российской Федерации. / Новиков А. И. Калмыков Б. Ю., Мицик В. Ф. // European research, № 5 (16), 2016.

2. Калмыков Б. Ю. Актуальность разработки метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса и его структура / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Наука, техника и образование, № 9 (15), 2015.

3. Калмыков Б. Ю. Расчет значений нагрузок оконных стоек кузова автобуса ЛиАЗ-5256 методом определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса. / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // European science. № 8 (9), 2015.

4. Калмыков Б. Ю. Расчет деформации стоек кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания / Калмыков Б. Ю., Овчинников Н. А., Гармидер А. С., Калмыкова Ю. Б. // Современные инновации. № 1, 2015.

Program of the education system of the ^echen Republic Gayrbekova R. (Russian Federation) Программа развития системы образования Чеченской Республики Гайрбекова Р. С. (Российская Федерация)

Гайрбекова Рукият Сараповна / Gayrbekova Rukiyat — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления производством, факультет государственного управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье автор рассматривает реформу образования в Чеченской Республике, на основе реализации Государственной программы «Развитие образования Чеченской Республики на 2014 -2018 годы», позволяющей выявить проблемы и распределить планы работы в направлении реформирования образования в Чеченской Республике по годам.

Abstract: the author considers the reform of education in the Chechen Republic on the basis of realization of the State Program "Development of Education of the Chechen Republic in the years 2014-2018", which allows to identify the problem and distribute the work plans in the direction of the reform of education in the Chechen Republic for years.

Ключевые слова: образование, программа, реформа. Keywords: education, program reform.

Образование в Российской Федерации - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования.

Главной целью реформирования системы является, в первую очередь, повысить ее эффективность, т. е. повысить результаты, уменьшив при этом затраты. Важно задачей реформирования остается необходимость создания эффективной системы управления образованием, которая бы обеспечивала эффективное соотношение интересов государства и общественности.

За последние годы произошли существенные изменения в системе образования. Приведены в соответствие с федеративным устройством России полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в образовательной сфере.

Реформа образования на новом этапе ее проведения разрабатывается и осуществляется как комплекс мер государственной политики в сфере образования, обеспечивающих учет законных прав и интересов личности и основных общественных групп.

В ходе реформы должны быть выработаны организационные, экономические, правовые и социально-институциональные механизмы и инструменты, стимулирующие развитие учебных заведений, повышение образованности и культуры всех слоев общества, а также значительное улучшение профессионально-квалификационной структуры самодеятельного населения.

В настоящее время в Чеченской Республики обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы», республиканских целевых программ.

В настоящее время в республике реализуется Государственная программа «Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2018 годы», ответственным исполнителем которой является Министерство образования и науки Чеченской Республики [1].

Целями программы являются:

- обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально - экономического развития республики;

- создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей;

- обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации Государственной программы;

- повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики;

- обеспечение доступности и повышение качества общего, профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики;

- создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики;

- обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;

- создание полноценной системы поликультурного образования и т.д.

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 188165101,218 тыс. рублей, в том числе по годам:

- в 2014 году - 23 658 485,576 тыс. рублей;

- в 2015 году - 27 546 573,288 тыс. рублей;

- в 2016 году - 23 654 643,365 тыс. рублей;

- в 2017 году - 26 131 501,568 тыс. рублей;

- в 2018 году - 27 490 094,293 тыс. рублей;

- в 2019 году - 28 796 588,913 тыс. рублей;

- в 2020 году - 30 887 214,214 тыс. рублей.

В результате реализации Государственной программы предполагается:

- обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования;

- обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан 7 - 18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;

- создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования;

- повысить качество общего образования;

- повысить качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;

- повысить социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий;

- повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшению их материально-технической базы, увеличению количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования детей;

- увеличение не менее чем до 70 % от общего количества детей дошкольного и школьного возраста, охваченных услугами дополнительного образования детей на момент завершения программы и т. д.

Основной проблемой системы образования республики, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях

38

модернизации образования. Медленно происходит обновление педагогического состава. Растет число учителей пенсионного возраста, и сокращается доля молодых специалистов.

Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.

Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Государственной программы Чеченской Республики «Развитие образования».

В условиях отсутствия программно--целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.

В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.

Поэтому на территории республики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года № 1485-р. (далее - Стратегия), создается новая модель системы образования, позволяющая каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне, которое соответствует потребностям современного общества и требованиям развития экономики. Это даст возможность каждому жителю устроиться по приобретенной специальности и достойно реализовать себя.

Литература

1. [Электронный ресурс]: URL: http://mon95.ru/ (дата обращения: 03.06.2016).

Studying world practice during application of quality management methods

in Azerbaijan economy Aslanov Z.1, Zeynalova M.2 (Republic of Azerbaijan) Изучение мирового опыта внедрения методов управления качеством в экономике Азербайджана Асланов З. Ю.1, Зейналова М. С.2 (Азербайджанская Республика)

'Асланов Забит Юнус оглу / Aslanov Zabit — доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой;

2ЗейналоваМехрибан Сулейман кызы / ZeynalovaMehriban — старший преподаватель, факультет стандартизации и сертификации, Азербайджанский государственный университет экономики, г. Баку, Азербайджанская Республика

Abstract: the article is dedicated to the study of international practice and application the methods of quality management, implementation of these methods in the economics of the Republic of Azerbaijan, analysing problems emerging in the sphere of quality management and necessary measures for elimination of this issues. Main principles and goals of quality management, as well as main problems arising in the economy of the Republic of Azerbaijan in this sphere are reflected in this article. Article also considers information regarding international standards ISO 9001-2000 containing modern theoretical and methodological base on management of production and their application in Europe, as well as in Azerbaijan. Conclusion base on the necessary measures for application world practice on international standards ISO 900'-2000 on quality management in the economy of the Republic of Azerbaijan, necessity of holding events for reaching to the world level quality in newly established industrial entities of the country.

Аннотация: статья посвящена изучению мирового опыта и внедрению методов управления качеством, положениям внедрения этих методов в экономику Азербайджана, анализу проблем, возникающим в управлении качеством, и необходимым шагам для устранения этих вопросов. Здесь показаны основные принципы и цели управления качеством, а также освещены основные проблемы, возникающие в этом направлении в экономике Азербайджана. В статье также дана информация о международных стандартах ISO 9001-2000, составляющих современную теоретическую и методологическую базу по управлению качеством продукции и внедрению их в Европе, а также в

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.