Научная статья на тему 'Программа развития позитивных родительских чувств как способ коррекции неадекватной самооценки дошкольника'

Программа развития позитивных родительских чувств как способ коррекции неадекватной самооценки дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития позитивных родительских чувств как способ коррекции неадекватной самооценки дошкольника»

_психология

Е.А. Падурина

Курганский государственный университет Научный руководитель: д-р психол. наук, профессор Овчарова Р.В.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ЧУВСТВ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НЕАДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА

Потребность создания программы развития позитивных родительских чувств обусловлена противоречием между практической необходимостью в содействии становлению адекватной самооценки дошкольника через развитие позитивных родительских чувств и не разработанностью программ для реализации этой цели.

Под позитивными родительскими чувствами мы понимаем систему чувств родителя, которые оказывают положительное с точки зрения физиологии и социума влияние на всех субъектов данного эмоционального отношения: на родителя, на ребенка, на супруга(у) как родителя, на родительство в целом.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента подтвердили предположение о том, что позитивные родительские чувства являются фактором формирования адекватной самооценки дошкольника. Например, отсутствие противоречий внутри компонентов структуры системы позитивных родительских чувств, высокая устойчивость этих чувств, обусловливают формирование адекватной общей и частной самооценки дошкольника. Противоречивость, неустойчивость и недоразвитие компонентов структуры позитивных родительских чувств приводит к формированию различных видов неадекватной общей и частной самооценки дошкол ьника.

Опираясь на теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство влияния позитивных родительских чувств на формирование адекватной самооценки дошкольника, была разработана программа тренинга «Эмоциональное родительство».

Программа тренинга «Эмоциональное родительство»

Целью данной программы является развитие позитивных родительских чувств как способа коррекции неадекватной самооценки дошкольника.

Задачи:

1. Формирование мотивации на личностные изменения и стремления к саморазвитию.

2. Развитие рефлексии, самопознания, познания родителями друг друга и ребенка.

3. Устранение негативных родительских чувств, вынесенных из родительской семьи.

4. Развитие сензитивности родителя к ребенку и к другому родителю.

5. Развитие компонентов системы позитивных родительских чувств на основе формирования позитивной Я-концепции, позитивного восприятия и мышления.

6. Развитие и интенсификация позитивных родительских чувств к ребенку как основы для формирования адекватной самооценки дошкольника.

7. Развитие способности управлять своими родительскими чувствами, концентрация на позитивных родительских чувствах.

Организация тренинга:

Весь цикл разработанной нами программы включает 25 часов: 10 занятий по 2,5 часа. Тренинг включает в себя четыре блока.

Первый блок «Позитивные чувства к роди-тельству»

Построен как исследование своей эмоциональной сферы в аспекте своего родительства. В этом блоке занятий родители рефлексируют свои родительские чувства, отреагируют свои негативные детские переживания, развивают навыки управления своими чувствами, концентрируются на позитивном полюсе своих родительских чувств.

Важно, что в программе, направленной только на позитив, мы все же используем работу с негативными чувствами. Это обусловлено тем, что для запуска процесса развития личности, по нашему мнению, необходимо отреагировать негативные детские переживания, связанные с родителями, и восстановить контакт со своим «внутренним ребенком». По мнению Э.Берна, значительная часть людей еще с детства содержит в себе в основном приспособившегося «ребенка», несущего запрет на открытость и спонтанность проявлений. Это состояние формируется как желание порадовать родителей и боязнь отвержения, поэтому ребенок не позволяет себе поведения, не соответствующего ожиданиям, что проявляется в повышенной конформности, неуверенности, и в результате - лишении возможности чувствовать радость жизни. К.Юнг придавал большое значение архетипу ребенка. Именно «ребенок», по его мнению, синтезирует

СЕРИЯ «ФИЗИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 3

129

противоположности и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет видеть сердцем, способствует активизации творчества и продуктивности.

Кроме того, данный блок направлен на развитие позитивного восприятия и мышления, так как без их наличия невозможно развитие позитивных родительских чувств. Обращение к развитию позитивного восприятия и мышления в целом и в аспекте родитель-ства в частности происходит только после отреагиро-вания негативных детских переживаний.

Второй блок «Позитивные чувства к себе как родителю»

Направлен на осознание ценности своей личности, своего «Я», формирование позитивных чувств к себе как родителю. Мы исходим из предположения А.С. Спиваковской о том, что для правильного воспитания ребенка необходимо, чтобы родитель характеризовался «личностной гармонией», т.е. и позитивной Я-концепцией в том числе. Захарова Е.И. отмечает, что отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку, преобразуя его в ту или иную сторону. Негативное отношение родителя к себе, так же как и негативное отношение к ребенку, губительно сказывается на взаимодействии. Оно также может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия. Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный его фон. В противном случае родитель, положительно оценивающий свою родительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения.

Поэтому развитие самоуважения, самопринятия себя как родителя, а также стремление повысить свою самооценку являются важными условиями развития позитивных чувств к себе как родителю и, как следствие, позитивной самооценки ребенка.

Третий блок «Позитивные чувства к супру-гу(е) как родителю»

Построен как концентрация на взаимоотношениях с собственным супругом(ой), развитие сенситив-ности к супругу(е), интенсификация позитивных чувств

к нему(ней) как родителю. В этом блоке основной акцент делается на принятие, доверительное отношение родителей друг к другу.

Четвертый блок «Позитивные родительские чувства к ребенку»

Данный блок направлен на формирование адекватного представления о своем ребенке и интенсификацию позитивных родительских чувств к ребенку: чувства принятия, любви, доверия, благодарности. Кроме того, упражнения данного блока направлены на обучение приемам эффективного взаимодействия с ребенком, умению говорить с ребенком на «языке принятия», что очень важно для формирования у ребенка адекватной самооценки.

Программа тренинга «Эмоциональное родитель-ство» была апробирована в двух тренинговых группах (28 родителей).

Эффективность данной программы подтверждена при помощи критериев: сформированность компонента «позитивные чувства к ребенку», сформированность компонента «позитивные чувства к себе как родителю», сформированность компонента «позитивные чувства к супругу(е) как родителю», сформированность компонента «позитивные чувства к родитель-ству», сформированность компонента «адекватная частная самооценка ребенка в аспекте детско-роди-тельских отношений», так как в экспериментальной группе из 5 критериев эффективности по 5 критериям произошло повышение среднего уровня значений. Наиболее чувствительными к развивающему воздействию тренинга оказались компоненты «позитивные чувства к ребенку» и «адекватная частная самооценка в аспекте детско-родительских отношений». Компонент «позитивные чувства к родительству» оказался наименее чувствительным к развивающему воздействию программы.

Таким образом, неадекватную частную самооценку в аспекте детско-родительских отношений можно корректировать при помощи программы развития позитивных родительских чувств.

Список литературы

1.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Лениздат, 1992. - С.205-213.

2.Карабанова О.А. Цели и задачи коррекции детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции. - М, 2003. - Т.2. - С.144-151.

3.Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. - М.: Академический Проект, 2000. - 240с.

4.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. - 150с. 5.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319с.

130

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.