Научная статья на тему 'Программа расчета динамических параметров систем амортизации бортовых электронных средств'

Программа расчета динамических параметров систем амортизации бортовых электронных средств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
237
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Таньков Г. В., Затылкин С. В., Кособоков А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа расчета динамических параметров систем амортизации бортовых электронных средств»

УДК 378.147

Таньков Г. В., Затылкин С.В., Кособоков А.С.

Пензенский государственный университет

ПРОГРАММА РАСЧЕТА ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕТРОВ СИСТЕМ АМОРТИЗАЦИИ БОРТОВЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

Постоянное усложнение технических систем вызывает необходимость проведения их анализа с целью совершенствования функционирования и повышения эффективности [1-3]. В США это обстоятельство было осознано еще в конце 70-ых годов, когда ВВС США предложили и реализовали Программу интегрированной компьютеризации производства ICAM (ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing), направленную на увеличение эффективности промышленных предприятий посредством широкого внедрения компьютерных (информационных) технологий.

Реализация программы ICAM потребовала создания адекватных методов анализа и проектирования производственных систем и способов обмена информацией между специалистами, занимающимися такими проблемами [4-6] . Для удовлетворения этой потребности в рамках программы ICAM была разработана методология IDEF (ICAM Definition), позволяющая исследовать структуру, параметры и характеристики производственно-технических и организационно-экономических систем.

Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования, основанных на графическом представлении систем:

IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.

IDEF1 применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;

IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы.

К настоящему времени наибольшее распространение и применение имеют методологии IDEF0 и IDEF1 (IDEF1X), получившие в США статус федеральных стандартов.

Предложенная методика работы с программой расчета систем амортизации бортовой радиоаппаратуры представлена в виде диаграммы IDEF0 на рисунке 1.

Последовательность выполняемых действий состоит из подключения базы данных (содержит информацию о параметрах современных амортизаторов), выбора конкретной схемы амортизации (либо с одной плоскостью симметрии, либо с двумя), проведении статического расчета (статический прогиб амортизаторов и толщина компенсирующей прокладки), проведении динамического расчета (определяются моменты инерции и жесткости амортизаторов, коэффициенты динамичности и др.) и анализа полученных парметров системы амортизации.

Далее рассмотрим более подробно каждый из них.

На этапе подключения базы данных пользователю следует подключить ту базу данных, которая содержит информацию о параметрах амортизаторов имеющихся в наличии на предприятии или предполагаемых к использованию и закупке. Входными данными процесса служат исходные данные для расчета, такие как масса амортизируемого блока, его габаритные размеры, места расположения амортизаторов и др. Выходными данными процесса являются параметры имеющихся в базе данных амортизаторов .

На этапе выбора схемы амортизации пользователю следует выбрать схему с одной плоскостью симметрии, либо с двумя, в зависимости от конкретной ситуации. Входными данными процесса служат параметры выбранных амортизаторов [7-9] . Параметры заносятся в систему автоматически из базы данных, после того, как пользователь выберет конкретные типы амортизаторов. Выходными данными процесса является данные необходимые для дальнейшего проведения расчетов.

На этапе проведения статического расчета программа автоматически выполняет расчет таких параметров системы амортизации, как статический прогиб амортизаторов и толщину компенсирующей прокладки для компенсации их перекоса. Входными данными процесса служат схема амортизации и параметры выбранных амортизаторов. Выходными данными процесса являются статические параметры системы амортизации.

Рисунок 1 - Методика работы с программой расчета систем амортизации бортовой радиоаппаратуры

На этапе проведения динамического расчета программа автоматически выполняет расчет таких параметров системы амортизации, как моменты инерции и жесткости амортизаторов, коэффициенты динамичности и др. Входными данными процесса служат схема системы амортизации, параметры выбранных амортизаторов и данные, полученные при статическом расчете [10-12]. Выходными данными процесса являются динамические параметры системы амортизации.

На этапе анализа полученных парметров системы амортизации делается вывод о том, подходит предлагаемая система амортизации или нет.

Таким образом, была разработана методика работы с программой расчета систем амортизации бортовой радиоаппаратуры на основе методология IDEF0 позволяющая проводить расчет статических и динамических параметров системы амортизации. Предложенная методика применена в учебном процессе кафедры «КиПРА» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» [13-16] .

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы теории надежности электронных средств : учеб. пособие / Н.К. Юрков, А.В. Затылкин,

С.Н. Полесский, И.А. Иванов, А.В. Лысенко. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2013. - 100 с.

2. Структурное обнаружение и различение вырывов проводящего рисунка печатных плат / Григорьев

А.В., Юрков Н.К., Затылкин А.В., Данилова Е.А., Држевецкий А.Л. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2013. № 4 (28). С. 97-108.

3. Юрков, Н.К. Автоматизация производственных процессов изготовления радиоэлектронных средств:

учеб. пособие / Н. К. Юрков, А. В. Затылкин, В. Г. Недорезов. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2012. - 120

с.

4. Лысенко А. В. Алгоритм функционирования компьютерной программы стенда исследования теплоотводов/ Лысенко А.В., Граб И.Д., Горячев Н.В., Юрков Н.К.//Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2011. Т. 1. С. 244-246.

5. Затылкин, А. В. Система управления проектными исследованиями радиотехнических устройств: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Москва, 2012. 18 с.

6. Лысенко А.В. Анализ современных систем управления проектами / А.В. Лысенко // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2012. Т. 1. С. 371-372.

7. Лысенко, А. В. Анализ особенностей применения современных активных систем виброзащиты для нестационарных РЭС / А.В. Лысенко, Г.В. Таньков, Д.А. Рындин // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т. 2. С. 155-158.

8. Затылкин, А.В. Алгоритм и программа расчета статически неопределимых систем амортизации бортовых РЭС с кинематическим возбуждением / А.В. Затылкин, А.В. Лысенко, Г.В. Таньков // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 223-225.

9. Лысенко, А.В. Конструкция активного виброамортизатора с электромагнитной компенсацией / А.В. Лысенко, Д.В. Ольхов, А.В. Затылкин // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 454-456.

10. Затылкин, А.В. Исследование влияния деформационной составляющей внешнего вибрационного

воздействия на надёжность радиоэлектронных средств / Затылкин А.В., Голушко Д.А., Рындин Д.А. //

Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т. 2. С. 42-43.

11. Лысенко, А.В. Методика моделирования внешних механических воздействий на бортовую РЭА / А.В. Лысенко, Е.А. Данилова, Г.В. Таньков / Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2013. Т. 1. С. 226-228.

12. Затылкин, А. В. Моделирование изгибных колебаний в стержневых конструкциях РЭС / Затылкин

А.В., Таньков Г.В., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2006.

Т. 1. С. 320-323.

13. Затылкин, А. В. Модели и методики управления интеллектуальными компьютерными обучающими системами: автореф. дисс. ... канд. техн. наук. Пенза, 2009. 18 с.

14. Затылкин, А. В. Метод связанных систем в моделировании процесса обучения /А. В. Затылкин, В. Б. Алмаметов, И. И. Кочегаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. -2010. № 4 (9). -С. 56-61.

15. Лысенко А.В. Программа инженерного расчёта температуры перегрева кристалла электрорадио -компонента и его теплоотвода / А. В. Лысенко, Н.В. Горячев, И.Д. Граб, Н.К. Юрков // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2012. Т. 1. С. 340.

16. Лысенко А.В. Краткий обзор методов имитационного моделирования / А.В. Лысенко, Н.В. Горячев, И.Д. Граб, Б.К. Кемалов, Н.К. Юрков // Современные информационные технологии. 2011. № 14. С. 171-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.