Научная статья на тему 'Программа работ по определению возможности продления срока безопасности крана стрелового автомобильного кс-45717 к-1 (расчет остаточного ресурса)'

Программа работ по определению возможности продления срока безопасности крана стрелового автомобильного кс-45717 к-1 (расчет остаточного ресурса) Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСЛЕДОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / КРАН СТРЕЛОВОЙ / СРОК / ОСТАТОЧНЫЙ РЕСУРС / INSPECTION / MAINTENANCE / SAFE OPERATION / CRANE CRANE / TERM / RESIDUAL LIFE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Савгачев О.В., Захаревич Н.А., Миусов Е.А., Тулупов Н.Н., Васильев И.Н.

В данной статье рассматривается программа работ по определению технического состояния стрелового автомобильного крана и определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации. Определены этапы проведения работ и оценка остаточного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа работ по определению возможности продления срока безопасности крана стрелового автомобильного кс-45717 к-1 (расчет остаточного ресурса)»

Савгачев О.В.1, Захаревич Н.А.2, Миусов Е.А.3, Тулупов Н.Н.4, Васильев И.Н.5 ©

1Эксперт Единой системы оценки соответствия на производственных объектах, ООО «Амурский технический центр»; эксперт Единой системы оценки соответствия на производственных объектах, ООО «Амурский технический центр»; эксперт Единой системы оценки соответствия на производственных объектах, ООО «Амурский технический центр»; Генеральный директор, ООО «Центр технического контроля»;

Главный инженер, ООО «Сибэкс-Кран»

ПРОГРАММА РАБОТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА БЕЗОПАСНОСТИ КРАНА СТРЕЛОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО КС-45717 К-1

(РАСЧЕТ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА)

Аннотация

В данной статье рассматривается программа работ по определению технического состояния стрелового автомобильного крана и определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации. Определены этапы проведения работ и оценка остаточного ресурса.

Ключевые слова: обследование, техническое состояние, безопасная эксплуатация, кран стреловой, срок, остаточный ресурс.

Keywords: inspection, maintenance, safe operation, crane crane, term, residual life.

Программа работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, как правило, предусматривает:

1) подбор требуемых для технического диагностирования технических устройств, оборудования и сооружений;

2) разработка организационно - методических документов по выполнению отдельных

работ;

3) сбор, анализ и обобщение имеющейся на начало работ информации о надежности технических устройств, оборудования и сооружений, а также технических устройств, оборудования и сооружений аналогичного вида или конструктивно-технологического исполнения:

- ознакомление с сертификатами, с эксплуатационной, ремонтной, проектноконструкторской и другой документацией на данный кран, подготовка выписки из паспорта крана;

4) проведение по разработанным организационно-методическим документам испытаний составных частей, комплектующих изделий, конструкционных материалов, а также технических устройств, оборудования и сооружений в целом с целью оценки технического состояния:

- проведение испытаний крана, при отсутствии дефектов (статические, динамические)

5) техническое диагностирование:

- обследование технического состояния металлоконструкций крана;

- обследование механического оборудования;

- обследование канатно-блочной системы;

- обследование гидрооборудования;

- обследование электрооборудования;

- обследование приборов безопасности;

- приборный контроль методами неразрушающего контроля: ультразвуковой контроль

© Савгачев О.В., Захаревич Н.А., Миусов Е.А., Тулупов Н.Н., Васильев И.Н., 2015 г.

остаточных толщин металлоконструкций, ультразвуковой и магнитопорошковый контроль качества крюка; -сбор и анализ результатов обследования;

- составление ведомости дефектов;

- оценку остаточного ресурса крана (балльная система);

- расчет фактического режима работы крана;

- проверочные расчеты несущей способности элементов конструкции, крепежа, сварных соединений (при необходимости и согласовании с заказчиком);

- расчет остаточного ресурса крана.

6) разборка (демонтаж) технических устройств, оборудования и сооружений на составные части и комплектующие изделия, контроль технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений, а также поиск мест и причин отказов (неиспр авностей):

- при необходимости, в случае выявления посторонних недопустимых шумов и дефектов в механизмах и узлах крана;

7) прогнозирование технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период и выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации;

8) разработка отчетных документов (отчетов, актов, протоколов, частных и итогового заключений) по результатам выполненных работ;

9) разработка решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации с планом мероприятий по обеспечению эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период:

- выдача окончательного заключения владельцу крана.

ОЦЕНКА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА Кран стреловой автомобильный КС-45717 К-1

Согласно РД 10-112-2-09 (п. 3.6) [3]: В целях обеспечения гарантии безопасной эксплуатации крана расчет остаточного ресурса требуется выполнять для кранов:

- срок службы которых после установленного заводом-изготовителем превышает 10

лет;

- техническое состояние базовых конструкций которых требует капитального ремонта или замены элементов;

- режимы работы которых превышают паспортные;

- если окружающая среда эксплуатации агрессивна;

- которым требуется проводить реконструкцию или модернизацию под новые технологии -для любых других обстоятельств, требующих данных о технических возможностях крана.

Оценка технического состояния грузоподъемной машины осуществляется по параметрам технического состояния, обеспечивающим ее надежную и безопасную эксплуатацию согласно нормативной и конструкторской документации, а остаточный ресурс - по параметрам технического состояния.

В качестве определяющих параметров технического состояния принимаются параметры, изменение которых (в отдельности или некоторой совокупности) может привести грузоподъемную машину в неработоспособное, неисправное или предельное состояние.

[3] (п. 8.1.3): Исходными данными для выполнения оценки остаточного ресурса являются:

- результаты обследования крана в соответствии с нормативным документом;

- данные, характеризующие использование крана за весь срок ее эксплуатации (число циклов, распределение транспортируемых грузов по массам, степень агрессивности среды и т. п.);

- данные о химическом составе и механических свойствах металла расчетных элементов металлических конструкций в момент выполнения оценки остаточного ресурса;

- данные о геометрии расчетных элементов металлических конструкций с учетом

фактической коррозии, ремонтов, реконструкции;

- руководящие документы и стандарты по оценке остаточного ресурса, по расчету металлических конструкций данного типа, в том числе на усталостную прочность (при наличии);

- результаты тензометрирования и методов неразрушающего контроля оцениваемых металлических конструкций (при необходимости).

Далее, для оценки остаточного ресурса крана, используя результаты обследования и данные о фактических условиях эксплуатации:

1. Определяем фактическую группу классификации крана, для сравнения с паспортной;

2. Проводим оценку состояния металлоконструкции крана в баллах;

3. Оцениваем наработку крана, для определения окончания нормативного срока службы

Определение группы классификации крана в целом

Кран стреловой автомобильный КС-45717 К-1

Определение группы классификации крана производится согласно международному стандарту ИСО 4301/1 [6]. Для определения группы, к которой относится кран, необходимо принимать во внимание класс использования и режим нагружения.

Класс использования определяется исходя из максимального числа рабочих циклов N.

N = Р XZ х Н

где, Р - количество циклов работы крана в сутки, согласно справки о характере работы

крана,

Z - количество рабочих дней в году,

Н - количество лет, отработанных краном на момент обследования.

N = 10 х 190 х 13 = 24700

По таб. 1 (ИСО 4301/1, стр.З [6]) определяем класс использования крана: Ui Режим нагружения определяется по номинальному коэффициенту распределения нагрузок (Кр)

fc/Q х (-^-Н

L —шах J

где, C; - среднее число циклов работы с частным уровнем массы груза:

Ci = Съ С2, С" ...Сп

Q - суммарное число рабочих циклов со всеми грузами:

Ct = £ Ci = Ci + С2 + Сз + —+ Сп

Pi - значения масс отдельных грузов (уровни нагрузок) при типичном применении

крана:

pi = pi + р2 + рз + + рп

Ртах - масса наибольшего груза (номинальный груз), который разрешается поднимать

краном;

т = 3

Данные приведены согласно справки о характере работы крана (Приложение 1).

= 0.13

Окончательное значение Кр принимаем, округлив расчетный результат до ближайшего большего, по таб.2 (ИСО 4301/1, стр.5 [6]): Кр=0,25 определяем режим нагружения: Q2 (умеренный)

Установив класс использования и режим нагружения по таб.З (ИСО 4301/1, стр.5 [6]), определяем группу классификации крана: А1

Группа классификации крана, определенная по паспортному режиму работы, согласно

[9]: А1

Вывод: Фактическая группа классификации крана в целом не превышает паспортной.

Оценка дефектов в баллах

Кран стреловой автомобильный КС-45717 К-1

Согласно РД 10-112-2-09 п. 3.6 [3]: оценка остаточного ресурса по бальной системе проводится для всех кранов, отработавших назначенный срок службы.

Результаты оценки состояния крана в баллах:

Таблица 1

Вид дефекта Нормы баллов в зависимости от характера дефекта Количес тво баллов по результа там обследо вания

Дефекты изготовления или монтажа Дефекты, возникшие в результате грубого нарушения режимов нормальной эксплуатации Дефекты, возникшие при длительной, нормальной эксплуатации

Количество баллов

1. Нарушение лакокрасочного 0,5 0,5

2. Коррозия несущих элементов до 5% толщины металла вкл. до 10% толщины металла вкл. свыше 10 % толщины металла 0,2 1 10 0,2 0 0

3. Трещины, разрывы в швах или околошовной зоне 1,0 1,0 4,0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Трещины, разрывы в зонах, удаленных от сварных швов 1,0 1,0 5,0 0

5. Ослабление болтовых соединений, где болты работают на растяжение 0,5 0,5 1,0 0

6. Ослабление болтов в соединениях, где болты работают на срез 2,0 0

7. Деформация элементов ферменных конструкций, превышающих предельные величины: пояса элементы решетки 1,0 0,5 2,5 1,0 5.0 2.0 0 0

8. Деформация элементов листовых конструкций (кроме местных превышают ие предельные величины 1,0 1,5 5,0 0

9. Расслоение металла 50 0

10. Смятие проушин и выработка отверстий в шарнирах, превышающие 1,0 1,5 3 0

11. Любые дефекты, возникающие в месте предыдущего ремонта, не попадающие под определения пп 1-9 1,0 2,0 5,0 0

Всего баллов 0

Вывод: По результатам оценки состояния металлоконструкции (таблица 1), кран может быть допущен к эксплуатации с паспортными характеристиками.

Оценка наработки крана

Кран стреловой автомобильный КС-45717 К-1

Согласно РД 10-112-2-09 [3], «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные» - наработка крана (Nt) оценивается текущим значением характеристического числа по формуле:

Nt = Cx (Qcp/Q)3

где, Qcp - среднее значение массы поднимаемого груза;

С - число рабочих циклов, выполненных от начала эксплуатации.

C = кхпхТ

где, n - число циклов, выполняемых в смену;

Т - общее число смен, выработанных краном от начала эксплуатации; к - коэффициент

запаса:

(к =1,5 - при наличии документированных сведений о работе крана к = 2,0 при отсутствии документированных сведений о работе крана).

Т = 190 х М

где, М - число лет эксплуатации крана

/10\3

Nt = 2 х 10 х 190 х 3 х (-J = 2305

До окончания нормативного срока кран может работать некоторое время, которое приближенно может быть определено по формуле:

(N - Nt)/(C х ф)3

где, Nt- нормативное значение характеристического числа принимается по таблице 1

3200 — 2305 2305

2.5 года

Нормативные значения характеристического числа для различных групп режимов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Группа режима (ИСО 4301-96) Nh

А1 8000

А2 16000

АЗ 32000

А4 64000

Выводы:

Расчет показал, что кран не выработал свой ресурс по нормативному характеристическому числу для своей паспортной группы классификации и может быть допущен к эксплуатации с паспортными характеристиками еще в течение 2,5 лет, при условии, что в ходе дальнейшей эксплуатации не будет усилен характер работ, выполняемых краном, и не будет превышена паспортная группа классификации (режима).

Повторные обследования должны проводиться в сроки, предусмотренные РД 10-1122-09 [3].

Приложение 1

Характер работы Крана стрелового автомобильного КС-45717

1. Фактическое использование крана (где и какой (объект), технологический процесс обслуживает кран) Производство погрузочноразгрузочных работ

2. Характеристика грузозахватного устройства (тип, масса), для транспортировки какого груза предназначено Крюк однорогий

3. Максимальная масса перемещаемого груза, t 15

4. Среднее количество груза, транспортируемого краном за год, т -

5. Количество часов работы крана в сутки (смену) (среднее), ч 4...5

6. Количество дней в году, когда работает кран (среднее) 190

7. Количество циклов работы крана в сутки (среднее) 8. .10

8. Какой % составляют в общем объеме грузы: до 0,25 QhoM от 0,25до 0,5 Qhom от 0,5 до 0,75 Qhom от 0,5до Qhom 30

30

30

10

9. Температурные условия крана: нижний/верхний предел температуры рабочего состояния - 40°С...+40°С

10 Характеристика среды, в которой работает кран: степень агрессивности по СНиГТ 2.03.11 —85 пожароопасность по ПУЭ взрывоопасность по ПУЭ неагрессивная

-

-

11 Год выпуска 2002

12 Средний ежедневный пробег за срок службы, тыс. км -

13 Показания счетчика моточасов -

14 Фактический режим работы крана А1

15 Объекты, на которые устанавливается кран при работе -

Литература

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ.

2. ФНП ПС «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых

используются подъемные сооружения», приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533,

зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2013 г.

3. РД 10-112-2-09 Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные. Москва, 2009.

4. РД 10-112-1-04 «Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения».

5. РД 10-197-98 Инструкция, по оценке технического состояния болтовых и заклепочных соединений грузоподъемных кранов.

6. ИСО 4301/1-86 Международный стандарт. Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения.

7. ИСО 4310-81 Международный стандарт. Краны. Правила и методы испытания.

8. ИСО 4309-90 Краны грузоподъемные - стальные канаты - нормы и правила осмотров и браковки.

9. ГОСТ 27553-87 Краны стреловые самоходные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.