Научная статья на тему 'Программа психологической коррекции негативной идентичности личности в ранней зрелости'

Программа психологической коррекции негативной идентичности личности в ранней зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1604
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / РАННЯЯ ЗРЕЛОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / НЕГАТИВИЗМ / АГРЕССИЯ / ОДИНОЧЕСТВО / ИНФАНТИЛЬНОСТЬ / ИЗОЛЯЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUAL / NEGATIVE IDENTITY / IDENTITY CRISIS / EARLY MATURITY / UNEASINESS / DEPRESSION / NEGATIVISM / AGGRESSION / LONELINESS / INFANTILISM / ISOLATION / DEVIANT BEHAVIOR / VALUABLE ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL PROPHYLAXIS / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / CORRECTIONAL DEVELOPING PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович, Скворцова Екатерина Сергеевна

В статье обозначены современные психологические подходы к изучению идентичности личности. Обоснована актуальность и необходимость исследования процесса становления идентичности в ранней зрелости. Раскрыто современное понимание психологических факторов, приводящих к кризису идентичности личности. Показано влияние кризиса идентичности на личностное развитие в ранней зрелости. Рассматривается явление негативной идентичности личности как следствие неразрешенного кризиса идентичности в ранней зрелости. Приводится обоснование разработанной авторами программы психологической коррекции негативной идентичности в ранней зрелости. Показаны возможности применения программы в психологической профилактике и коррекции негативной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Дмитрий Викторович, Скворцова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program of psychological correction of individual negative identity at the early mature age

The following paper deals with modern psychological approaches to studying individual identity. The author considers that it is necessary to study the process of identity development at the early mature age. The paper contains modern understanding of psychological factors leading to individual identity crisis. The author shows how identity crisis influences personal development at the early mature age. The identity crisis can lead to such consequences for the individual as unpredictability of behavior, discharge of values, return to archaic values, passivity or excessive activity as reaction to a new situation, disorientation and etc. The author reveals a phenomenon of individual negative identity. The paper states that negative identity includes emotional, cognitive, behavioral and axiological components. Negative identity makes it difficult for an individual to accept cultural and valuable sets of society and can cause difficulties in communication. The author justifies a program of psychological correction of individual negative identity at the early mature age. The purpose of the program is to prevent and correct implications of negative identity, create favorable conditions for full development of the individual in general. The correctional program is carried out in two steps and includes 5 correctional lessons with training elements. The author shows advantages of this program.

Текст научной работы на тему «Программа психологической коррекции негативной идентичности личности в ранней зрелости»

УДК 159.9.072.432

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF INDIVIDUAL NEGATIVE IDENTITY AT THE EARLY MATURE AGE

© 2017

Д.В. Иванов, Е.С. Скворцова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

D.V. Ivanov, E.S. Skvortcova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье обозначены современные психологические подходы к изучению идентичности личности. Обоснована актуальность и необходимость исследования процесса становления идентичности в ранней зрелости. Раскрыто современное понимание психологических факторов, приводящих к кризису идентичности личности. Показано влияние кризиса идентичности на личностное развитие в ранней зрелости. Рассматривается явление негативной идентичности личности как следствие неразрешенного кризиса идентичности в ранней зрелости.

Приводится обоснование разработанной авторами программы психологической коррекции негативной идентичности в ранней зрелости. Показаны возможности применения программы в психологической профилактике и коррекции негативной идентичности.

The following paper deals with modern psychological approaches to studying individual identity. The author considers that it is necessary to study the process of identity development at the early mature age. The paper contains modern understanding of psychological factors leading to individual identity crisis. The author shows how identity crisis influences personal development at the early mature age. The identity crisis can lead to such consequences for the individual as unpredictability of behavior, discharge of values, return to archaic values, passivity or excessive activity as reaction to a new situation, disorientation and etc. The author reveals a phenomenon of individual negative identity. The paper states that negative identity includes emotional, cognitive, behavioral and axiological components. Negative identity makes it difficult for an individual to accept cultural and valuable sets of society and can cause difficulties in communication. The author justifies a program of psychological correction of individual negative identity at the early mature age. The purpose of the program is to prevent and correct implications of negative identity, create favorable conditions for full development of the individual in general. The correctional program is carried out in two steps and includes 5 correctional lessons with training elements. The author shows advantages of this program.

Ключевые слова: личность; негативная идентичность; кризис идентичности; ранняя зрелость; тревожность; депрессия; негативизм; агрессия; одиночество; инфантильность; изоляция; девиантное поведение; самоактуализация; ценностные ориентации; психологическая профилактика; психологическая коррекция; коррекционно-развивающая программа.

Keywords: individual; negative identity; identity crisis; early maturity; uneasiness; depression; negativism; aggression; loneliness; infantilism; isolation; deviant behavior; valuable orientations; psychological prophylaxis; psychological correction; correctional developing program.

Происходящие сегодня в России социально-политические и социокультурные изменения оказывают влияние на становление идентичности личности и самосознания современной молодежи. Влияние данных факторов часто происходит неконтролируемо и, следовательно, приводит к непредсказуемым последствиям, выражающимся в разнообразных негативных личностных изменениях. Одним из таких негативных вариантов

является кризис идентичности, по-разному проявляющийся в различных возрастных группах.

Проблема идентичности изучалась на протяжении многих веков. Интерес философов, психологов и педагогов к данной теме, рост числа психологических исследований в данной области обусловлены тем, что идентичность личности определяет жизненную позицию человека в целом.

Зарубежными и отечественными психологами представлено четыре подхода к изучению идентичности: психоаналитический, когнитивно-ориентированный, интегративный, символический интерак-ционизм. В отечественной психологии проблема идентичности представлена в работах К.А. Абульхановой, Н.В. Антоновой и В.В. Белоусовой, М.Р. Гинзбурга, И.С. Кона, Ю Г. Овчинниковой, В.Р. Орес-товой, С.Р. Пантилеева и В.В. Столина, И.И. Чесноковой [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].

Однако, несмотря на большое число исследований идентичности личности и кризисов идентичности, понятие негативной идентичности остается малоизученным. Большая часть исследований вышеперечисленных ученых посвящена типологии и структуре конкретных типов идентичности и касается прежде всего подросткового возраста. Явлению негативной идентичности в современной психологической литературе уделяется мало внимания. Такой важный аспект проблемы идентичности, как становление идентичности в ранней зрелости, остается до сих пор малоизученным. Кроме того, в научно-методической литературе не обозначены конкретные научные подходы к психологической коррекции негативной идентичности.

Рассмотрим явление негативной идентичности личности как следствие неразрешенного кризиса идентичности. Н.В. Павлова считает, что кризис идентичности формируется под воздействием отрицательных коммуникаций. В ее статье показано, что в кризисе идентичности современного человека значительную роль играет виртуализация коммуникаций [9]. Также обсуждается взаимосвязь кризиса идентичности с феноменами потери смыслов. «Субъекты не передают друг другу и не постигают смыслов, а значит, -и не могут самоидентифицироваться», -отмечает Н.В. Павлова [9, с. 52].

По мнению Э. Эриксона, формы идентичности пластичны и динамичны. Ученый определяет кризис идентичности как формирование идентичности в противовес ролевой неопределенности. Однако для кризиса идентичности также нормален и период «спутанной» идентичности (потери самого себя) [2, с. 37].

Кризис идентичности переживают те молодые люди, которые не смогли успешно разрешить кризис подросткового возраста либо находятся в статусе психического моратория, в процессе «поиска себя». Те, кто находится в статусе моратория, переживают кризис особенно остро и нуждаются в психологической помощи.

Н.А. Самойлик в статье «Социально-психологические факторы переживания кризиса идентичности в период юношества» отмечает, что «переживание кризиса идентичности представляет комплексную структуру и выражается в дестабилизации личностной, социальной и деятельностной сфер» [11, с. 52-53].

Неразрешенный кризис идентичности может привести к таким последствиям для личности, как непредсказуемость поведения, неприятие ценностей, которые ранее были главными, возврат к архаичным ценностям, пассивность или чрезмерная активность как реакция на новую ситуацию, чувство дезориентации. Например, в исследованиях В. Хесле показано, что «кризис идентичности часто вызывает регрессию к более архаичным и примитивным ценностям» [12, с. 122]. Пытаясь избежать кризиса идентичности, некоторые молодые люди спешат с самоопределением, не стремятся раскрыть свой потенциал. Иногда смешанная идентичность находит выражение в негативной идентичности, при которой личность принимает социально нежелательную или даже опасную роль.

Э. Эриксон, изучая эмоционально-оценочные компоненты идентичности, выделяет позитивную и негативную идентичности. Ученый считает, что позитивная идентичность означает твердое усвоение социокультурных ценностей и установок. Негативной идентичности свойственна затрудненность принятия культурных и ценностных установок социума [10, с. 268].

Эриксон отмечает, что человеку в некоторых обстоятельствах «легче достичь идентичности через тотальную идентификацию с тем, кем он меньше всего должен стать, чем бороться за ощущение реальности приемлемых ролей, для овладения которыми он не имеет внутренних средств» [10, с. 185]. В этом случае и возникает феномен негативной идентичности.

Известно, что негативная идентичность является одним из результатов неразрешенных возрастных кризисов. Нежелание личности справляться с кризисом и попытки избегания данной проблемы приводят к задержке личностного развития.

Т.З. Козлова в статье «Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто я"», размышляя о том, что кризисная ситуация в нашем обществе является результатом перехода от одной социальной системы к другой и усугубляется процессом запаздывающей модернизации со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, подчеркивает, что с изменением социально-психологического климата в обществе изменяется и идентификация его граждан. Автор отмечает, что продуктивно выявление таких видов идентификации, как «негативная» (неприятие или отрицание того или иного социального объекта идентичности) или «идентичность-защита», возникающих в качестве естественной реакции людей при ломке их стереотипов [13].

В статье Д.Т. Аслановой «Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии» раскрывается характеристика видов идентичности. По ее словам, «идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. Смыслопорождающая активность возникает как результат развития индивидуальности человека в процессе социализации и индивидуализации. Наличие позитивной или негативной идентификации подтверждает этот тезис. Негативная идентичность содержит противопоставление «нас» - «им» [14, с. 95].

И. Гоффман также выделяет позитивную и негативную идентичность (негативную идентичность индивид старается избежать) [15, с. 117].

Негативная идентичность может стать причиной возникновения трудностей в общении. Согласно результатам

исследований Н.С. Аринушкиной, «проблема ценности своего "Я" поглощает его [человека] внимание, уровень активности повышается, а выбор адекватного способа взаимодействия затрудняется, и его поведение становится ригидным» [16, с. 34]. Негативная идентичность может привести к появлению девиантного поведения - к агрессивному и суицидальному поведению, депрессии, наркомании или алкоголизму.

Анализ первоисточников по проблеме негативной идентичности показал, что существует противоречие между необходимостью преодоления негативной идентичности личности и отсутствием методов психологической профилактики и коррекции для молодых людей раннего зрелого возраста.

Под негативной идентичностью мы понимаем отрицание личностью социальных ролей и свойств, которые присущи идентичности, навязанной извне, и стремление к антисоциальному образу-идентичности. Негативная идентичность в ранней зрелости возникает как результат протекания кризиса идентичности и представляет собой сложное личностное образование, включающее эмоциональный, когнитивный, поведенческий и аксиологический компоненты.

Коррекционная работа, направленная на развитие личностных качеств и преобразование негативных психологических состояний клиента, включает в себя консультирование молодых людей по вопросам негативной идентичности и ее влияния на развитие личности в целом, а также предполагает систематическое участие в психокоррекционных занятиях по разработанной нами программе. Рассмотрим подробнее коррекционно-развиваю-щую психолого-педагогическую программу, основанную на ранее разработанной нами модели идентичности.

Таблица 1

Модель идентичности личности

К о м п о н е н т Показатели Проявления при позитивной идентичности Проявления при негативной идентичности Психодиагностическая методика

Э м о ц и о н а л ь н ы й Тревожность Низкий / средний уровень тревожности Повышенная тревожность - Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера -Ю.Л. Ханина; - Методика измерения уровня тревожности Тейлора; - Методика «ТиД»

Депрессия Нет склонности к депрессивным состояниям Склонность к депрессивным состояниям - Шкала депрессии (по Т.И. Балашовой, О.П. Елисееву); - Опросник Бека; - Шкала депрессии Цунга

К о г н и т и в н ы й Восприятие себя Положительно е восприятие себя Отрицательное восприятие себя - Опросник Стефансона; - Тест-опросник самоотношения Столина; - Методика «САТ»

Самооценка Адекватная Завышенная / заниженная - Методика самооценки личности Будасси; - Методика Дембо - Рубинштейн; - Методика «Самооценка личности» О.И. Моткова

Ощущение одиночества Проявляется редко Проявляется часто Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Базисные убеждения Адекватные Негативные Шкала базисных убеждений Янов-Бульман

П о в е д е н ч е с к и й Межлично стные отношения Дружелюбие Конфликтность - Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; - Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова

Отношение к алкоголю, к наркотикам Нейтральное / негативное Позитивное Accountability in Drug Education: A Model for Evaluation, eds. L.A. Abrams; E.F. Garfield

Склонность к суициду Встречается редко Проявляется часто - Методика П.И. Юнацкевича для выявления склонности к суицидальным реакциям; - Шкала суицидального риска (Г.В. Старшенбаум); - Опросник Б. Любана-Плоцца для определения риска суицида

Агрессия Низкий / средний уровень агрессивности Повышенная агрессивность - Тест Е.П. Ильина, П.А. Ковалева «Агрессивное поведение»; - Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

А Самоактуализация Развитие Задержка, стагнация - Самоактуализационный тест (САТ)

к личности Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза;

с - Опросник диагностики самоактуализации

и личности САМОАЛ (А.В. Лазукин,

о Н.Ф. Калина, 1998)

л Личностные Доброжелатель Негативные - Ориентационная анкета А. Басса;

о ориентации ные - Опросник личностной ориентации ЛиО

г (А.А. Рукавишников, В.И. Чирков)

и Ценностные Положительно Отрицательное - Тест Рокича «Ценностные ориентации»;

ч ориентации е отношение отношение - Методика Ш. Шварца «Ценностные

е ориентации»;

с - Шкала экзистенции А. Лэнгле и

к К. Орглер

и Смысложизненные Удовлетворен- Неудовлетворен- Тест СЖО Д.А. Леонтьева

й ориентации ность ность собственной

собственной жизнью

жизнью

Использование данной модели позволяет более четко и дифференцированно исследовать явление идентичности, создавать эффективные психопрофилактические и коррекционные программы, направленные на исправление негативной идентичности в ранней зрелости. Модель включает в себя четыре компонента идентичности: эмоциональный, когнитивный, поведенческий и аксиологический, на которые и направлены задачи разработанной коррекционно-раз-вивающей программы.

Целью коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы является предупреждение и коррекция проявлений негативной идентичности, создание благоприятных условий для полной реализации возможностей развития личности в целом. При формулировании задач программы мы исходили из выделенных компонентов идентичности.

Задачи программы

1. Исправление нарушений в развитии личности, причиной возникновения которых стала негативная идентичность.

2. Расширение представлений о причинах возникновения негативных эмоций, осознание роли эмоций в повседневной жизни, развитие способности управлять эмоциями.

3. Выработка внутреннего контроля (отработка навыков контроля выражения чувств).

4. Расширение представлений о роли целеполагания в жизни каждого человека, формирование позитивного мышления при постановке целей, отработка кон-

структивных способов достижения поставленной цели.

5. Формирование адекватной самооценки посредством осознания собственной ценности, ценности других людей, необходимости заботы о себе и своих потребностях.

6. Предупреждение повторного проявления таких состояний, как депрессия, тревожность, агрессивное поведение и т.д.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа включает в себя четыре основных блока.

1. Диагностический - диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный - побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности в себе, формирование мотивации.

3. Коррекционный - гармонизация развития, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определенными способами деятельности.

4. Оценка эффективности коррекци-онных воздействий - измерение динамики реакций, способствование появлению новых позитивных реакций, стабилизация позитивной самооценки.

Программа ориентирована на молодых людей в возрасте 20-25 лет. Форма работы групповая. Согласно разработанной нами программе, психологическая коррекция негативной идентичности в период ранней зрелости должна проводиться с молодыми людьми в течение одного месяца с периодичностью 1 раз в неделю, каждое занятие рассчитано на 1-2 часа. Программа включает 5 занятий. В случае необходимости количество

занятии может

быть

Число

увеличено. участников группы не должно превышать 20 человек.

Коррекционные занятия должны проводиться в отдельном помещении, которое способствует наиболее комфортной работе. Инструментарий: различные предметы для упражнений, бумага, ручки, карандаши, разноцветные карточки, доска, мел, мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, деревянные игрушки в форме человечков со сгибающимися конечностями, стулья.

Коррекционно-развивающая программа проводится в два этапа и включает в себя 5 коррекционных занятий с элементами тренинга. На каждом из этапов прорабатываются все компоненты идентичности. На первом этапе (занятия 1-3) изучаются такие понятия, как эмоцио-

нальное состояние личности, экзистенциальные страхи, формирование адекватной самооценки участников, девиантное поведение как результат неспособности регулировать свои чувства. На втором этапе (занятия 4-5) - развитие способностей самоуправления и анализ жизненных целей каждого участника тренинга -происходит выработка внутреннего контроля эмоций и поведения, осознание важности постановки целей, отработка навыков формирования адекватной самооценки, планирование этапов достижения позитивной идентичности. Программа тренинга составлена на основе работ Е.С. Асмаковец, С.Н. Гончар, [17, 18].

Тематическое планирование тренинга представлено в таблице №2.

Таблица 2

Программа психологической коррекции негативной идентичности в ранней зрелости.

Тематическое планирование

№ занятия Тема Цель Содержание

Первый этап. Анализ эмоциональных состояний человека

1 Расширение Расширение 1. Вводная часть

представлений о первоначальных - введение в проблему,

своих теоретических знаний - принятие правил работы в группе.

внутренних у членов группы и 2. Знакомство

состояниях ознакомление их со своими внутренними состояниями - упражнение «Рассказчик», - упражнение «Предметы». 3. Разминка - упражнение «Расклад букв», - упражнение «Прием гостей». 4. Основная часть - упражнение «Настроение сегодня», - упражнение «Кто я?», - упражнение «Воздушный шар». 5. Рефлексия

2 Адекватная Выработка 1. Разминка

самооценка конструктивных мнений о самом себе, о своих личностных характеристиках, формирование адекватной самооценки участников и группы в целом - упражнение «Четыре слова», - упражнение «Я самый». 2. Основное содержание - упражнение «Я люблю себя, несмотря на...», - упражнение «Похвали себя», - упражнение «Улыбка», - упражнение «Идеальное и реальное Я». 3. Рефлексия - упражнение «Круг чувств»

3 Эмоциональный Развитие способности 1. Разминка

интеллект управлять своими эмоциональными состояниями, распознавать свои эмоции и эмоции - упражнение «Передай другому», - упражнение «Аналогии». 2. Основное содержание - упражнение «Знакомство с эмоциональными состояниями»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

других людей, - упражнение «Телефон»,

расширение - упражнение «Скульптура»,

представлений о - упражнение «Загадай желание».

причинах 3. Рефлексия

возникновения эмоций - упражнение «Благодарность»

Второй этап. Развитие способностей к самоуправлению

4 Самоуправление Развитие способности контролировать свое поведение, анализ оценки собственных способностей 1. Разминка - упражнение «Паутинка», - упражнение «Дорисуй животное». 2. Основное содержание - упражнение «Запутанный рассказ», - упражнение «Эмоциональная устойчивость», - упражнение «Спокойное дыхание», - упражнение «Человечек». 3. Рефлексия - упражнение «Круг чувств»

5 Постановка Осознание 1. Разминка

жизненных необходимости целей в - упражнение «Приветствие»,

целей жизни человека, отработка навыка постановки целей - упражнение «Телеграмма». 2. Основное содержание - упражнение «Прыжок», - упражнение «Формирование целей», - упражнение «Солнце», - упражнение «Сила желания». 3. Рефлексия

Программа включает в себя психодиагностические методики, позволяющие выявить наличие нарушений в развитии личности, причиной возникновения которых является негативная идентичность. Проявления негативной идентичности можно проследить во всех ее компонентах: в эмоциональном - негативизм, тревога, депрессия, равнодушие, тоска, безразличие, агрессия, злость, придирчивость; в когнитивном - иллюзии, контрастирующие с действительностью, одиночество, неуверенность в социальных контактах, опустошение; в поведенческом -инфантильность, «надевание» поведенческих масок взрослости, изоляция, непредсказуемое поведение, конфликты с окружающими, враждебность, отверже-

ние, правонарушения, наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение; в ценностном - ассимиляция и отрицание ценностей.

С целью выявления эффективности психолого-педагогической программы необходимо проведение эмпирического исследования, в котором приняли бы участие молодые люди раннего зрелого возраста. Необходимо исследовать, насколько разработанная коррекционная программа способна оказать положительное влияние на такие проявления негативной идентичности, как тревожность и депрессия, специфические проявления самоактуализации, агрессивное поведение и специфика доминирующих ценностных ори-ентаций.

« « «

1. Павлова Н.В. Негативные коммуникации и кризис идентичности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Т. XV. Вып. 1. 2015. С. 50-53.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

3. Самойлик Н.А. Социально-психологические факторы переживания кризиса идентичности в период юношества // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. Психология. Т. VI. №2. 2012. С. 52-56.

4. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 1994. №10. С. 112-123.

5. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я?» // Социологич. исследования. 1995. №5. С. 102-110.

6. Асланова Д.Т. Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии // Наука. Инновации. Технологии. 2007. №6. С. 92-97.

7. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М. : Канон-Пресс-Ц ; Кучково Поле 2000. 124 с.

8. Аринушкина Н.С. Нравственная регуляция поведения у лиц с позитивной и негативной личностной идентичностью // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. I. №3. 2012. С. 33-36.

9. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция : уч.-метод. пос. М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Флинта, 2001. 190 с.

10. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения жизненно важных проблем как элемент непрерывного профессионального образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Вып. 3(7). 2013. С. 118-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.