УДК 159.9
doi:10.52210/2224669X_2022_2_94
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА БАЗЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ
Д.Е. Суров, Е.Н. Скрипачева, Л.Н. Бенелли
Аннотация. Проблема эмоционального выгорания и профессиональных деформаций тесно пересекается с проблемами современного изменчивого и динамичного стиля жизни. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии представлено большое количество исследований, посвященных понятию эмоционального выгорания. При чем существуют несколько подходов к определению «эмоционального выгорания». В данной статье психологический синдром, профессиональной неэффективности, вызванный длительной реакцией на хронические эмоциональные и межличностные стрессовые факторы в профессиональной среде, будет относится к синдрому выгорания и принадлежать к числу феноменов личностной деформации. Как известно, при помощи методов телесно-ориентированной психотерапии можно работать с психикой через тело клиента, что позволяет избавлять тело от напряжений, а психику от зажатых эмоций, повышать осознанность и уменьшать влияние негативных последствий ежедневного стресса. Именно эти практики были использованы при работе с эмоциональном синдромом педагогов.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, педагоги коррекционных образовательных учреждений, телесно-ориентированная психотерапия, структурный метод.
A PROGRAM FOR THE PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME AMONG TEACHERS OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS BASED ON BODY-ORIENTED THERAPY
D.E. Surov, E.N. Skripacheva, L.N. Benelli
Abstract. The issue of emotional burnout and professional deformations closely intersects with the problems of modern changeable and dynamic lifestyle. To date, a large number of studies on the concept of emotional burnout are presented in domestic and foreign psychology. Moreover, there are several approaches to the definition of «emotional burnout». In this article, the psychological syndrome of professional inefficiency, which is caused by a prolonged exposure and reaction to chronic emotional and interpersonal stress factors in the professional environment, will be considered as the burnout syndrome and the phenomena of personal deformation. As you know, with the help of body-oriented psychotherapy methods you can work with the psyche through the client's body, which enables to relieve the body of tension, and the psyche of clamped emotions, increase awareness and reduce the impact from the negative consequences of daily stress. It was these practices that were used when working with the emotional syndrome of teachers.
Keywords: emotional burnout syndrome, teachers of correctional educational institutions, body-oriented psychotherapy, structural method.
Эмоциональное выгорание, как синдром выгорания, относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный). Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, особенно
у воспитателей и учителей, медицинских сестер и врачей, сотрудников экстренных служб, социальных работников и консультантов телефона доверия [1].
Проблема психологического выгорания стала предметом научного анализа в середине 70-х гг. ХХ в. благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов. Один из основателей идеи выгорания является Герберт Фройденбергер, североамериканский психотерапевт, трудившийся в альтернативной службе врачебной помощи. В 1974 г. он описывал феномен, который замечал у себя и собственных сотрудников (истощение, утрата мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой - «выгорание». Им оно классифицируется как психологическое состояние людей, напряженно и непосредственно контактирующих с окружающими. Изначально Герберт Фройденбергер внес в данную категорию людей, трудящихся в кризисных центрах и психиатрических больницах, позднее он анализировал все без исключения профессии, допускающие непрерывное, тесное взаимодействие («человек - человек») [2; 9; 11]. Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач, общественный специалист по психологии - определила данное понятие как синдром физиологического и эмоционального истощения, включая формирование негативного самомнения, отрицательного отношения к работе, потери понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) отражены на рисунке 1.
На сегодняшний день интерес к этой проблеме не исчез, о чем свидетельствует большое количество публикаций и аналитических обзоров. В зарубежной и отечественной литературе чаще всего профессиональное выгорание считается итогом продолжительного стресса, вызванного профессиональной деятельностью, а стресс и выгорание считаются синонимами, так как около 30 % симптомов выгорания так или иначе связаны со стрессом. Главными симптомами считаются: редукция личных достижений, эмоциональное истощение и деперсонализация.
Ухудшенне взаимоотношений с коллегами и _родными._
Нарастающий негативизм по отношению к _пациентам (коллегам)._
Злоупотребление спиртным, никотином, _кофеином._
Утрата чувства юмора, постоянное ощущение _провала и вины._
Повышенная нервозность - и на работе, и дома.
Упорное влечение сменить вод деятельности.
То и дело возникающая рассеянность.
Нарушение сна.
[Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
Повышенная астеничность, ощущение утомления на протяжении всего трудового дня.
Рисунок 1. Ключевые признаки синдрома эмоционального выгорания
Кроме того, в зарубежной литературе часто идут споры, основанные на связи синдрома и депрессии, которые связаны со схожестью их проявлений [12]. Также во многих исследованиях говорится о том, что профессиональное выгорание возникает у людей психически здоровых. Э. Эдельвич и А. Бродский рассматривают эмоциональное выгорание как процесс разочарования в своей профессиональной деятельности. Они говорят, что в помогающих профессиях это является процессом потери идеализма и энергии, что чаще всего связано со специфическими условиями работы.
Таким образом, можно отметить, что проблема выгорания вышла далеко за рамки психологии и превратилась в междисциплинарную.
Для профилактики и борьбы с профессиональным выгоранием применяются техники различных направлений психотерапии [1]. Кроме методов, основанных исключительно на разговоре психолога и пациента, в психотерапии есть техники, предназначенные для работы с телом.
Один из таких методов - телесно-ориентированная терапия - психотерапевтический метод, основанный на применении особых физических упражнений и воздействий психолога не тело пациента в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе лежит положение В. Райха о том, что все болезненные переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов». Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача клиента - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Наиболее распространенные виды телесно-ориентированной терапии: анализ характера (Вильгельма Райха), биоэнергетика (Александра Лоуэна), биосинтез (Дэвида Боаделлы) и другие [3]. Основные подходы телесно-ориентированной психотерапии представлены на рисунке 2.
Методы телесно-ориентированной терапии являются инновационными и всё больше применяются как отечественными, так и зарубежными психологами. Телесно-ориентированная психотерапия - это совокупность мер, предназначенная для борьбы с психологическими
Рисунок 2. Основные телесно-ориентированные подходы
расстройствами с помощью физического контакта. Данная терапия дает возможность без затруднений выводить из кризисного состояния больных с нервозами, депрессиями и долговременными стрессами. Этот вид терапии также помогает предотвращать эмоциональное выгорание, что приводит к значительному улучшению эмоционального состояния здоровья и повышению нервно-психологической устойчивости.
Задачи телесно-ориентированной психотерапии заключаются в следующем [8]:
1. Углубление осознания своего тела и расширение его функциональных возможностей.
2. Повышение самооценки посредством формирования наиболее позитивного образа тела, что непосредственно связано с наиболее позитивным и жизнеутверждающим образом «Я».
3. Помощь в преодолении эмоциональных барьеров вербального и невербального общения, что позволяет индивиду установить эмоциональную связь с другими людьми.
4. Приведение человека в связь с его эмоциями посредством определения взаимосвязи эмоций с движениями и освобождение от подавленных чувств, путем направленных или спонтанных движений.
5. Обретение глубокого группового опыта, действующего на бессознательном уровне. Существенной особенностью телесно-ориентированной терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия «вне цензуры сознания», что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. В ходе психотерапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др. Отдельно необходимо отметить метод структурной интеграции, называемый также рольфингом в честь создателя метода Иды Рольф, - это систематизированный подход, направленный на высвобождение стрессовых паттернов и дисфункций телесной структуры, и в то же время процесс обучения пониманию взаимоотношений эмоциональной сферы и фасци-ально-мышечной структурой человека [6].
Курс структурной интеграции (рисунок 3) состоит из десяти сессий длительностью по 1,5 часа. Во время курса происходит постепенная проработка фасциально-мышечных структур, направленная от более поверхностных к более глубоким слоям. Первые три сессии прорабатывают поверхностные слои, следующие - четыре глубинные, последние три направлены на интеграцию проделанной работы и достижение гармоничного состояния тела [11].
Структурные методы
1 1 1 1
Рольфинг Метод Хеллера Миофасциальный релиз ошо- ребалансинг
* \
Структурирование Астон Постуральная Сома иейромышечиая интеграция интеграция
Рисунок 3. Структурные методы
За счет такой структуры курса, выверенной с точки зрения физиологии и психофизиологии, достигается глубокая, но не шокирующая проработка проблем пациента.
Эмоции напрямую связаны с мышцами и влияют на их состояние. При хроническом стрессе возникают мышечные блоки и образуется замкнутый круг, из-за чего возникает эмоциональный застой и как следствие - эмоциональное выгорание. Синдром эмоционального выгорания - это кумулятивное накопление последствий ежедневного стресса. Возникает эмоциональное притупление, эмоциональный застой. Необходимо увеличить эмоциональную подвижность и осознание эмоционального состояния.
Дыхание так же, как и мышцы, тесно связано с эмоциями человека. Работа с дыханием позволяет увеличить психическую подвижность, остановить накопление негативных факторов стресса, увеличить степень осознания своего тела и испытываемых эмоций, что позволяет человеку применять дыхательные упражнения самостоятельно без присутствия психолога [2].
Таким образом, методы телесно-ориентированной терапии, особенно структурные, дают возможность определить и разбить мышечные блоки и увеличить эмоциональную подвижность у клиента [3]. Это позволяет уменьшить вероятность образования эмоционального застоя, оценивать ситуацию с более высокого уровня и не зацикливаться на негативных сторонах работы. А включение дыхательных упражнений в программу по профилактике эмоционального выгорания позволяет не только повысить эффективность проведения программы психологом, но и даёт возможность педагогам, испытывающим ежедневные последствия стрессовых нагрузок, самостоятельно на постоянной основе в отсутствии психолога уменьшать влияние этих последствий на своё эмоциональное состояние и поведение.
Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что специфика влияния профессиональной деятельности педагогов коррекционных учебных заведений приводит к сильному эмоциональному и физическому напряжению и, как следствие, к истощению ресурсов, которое может привести к потере интереса к профессии, профессиональному выгоранию. Поэтому необходим поиск новых эффективных методов профилактики профессионального выгорания.
Исходя, из изложенных принципов была создана программа, состоящая из трёх встреч с интервалом 1-2 недели, продолжительностью около 2 часов на базе первых трёх сессий структурного метода с добавлением дыхательных упражнений и техник, направленных на увеличение степени самосознания.
Эмоциональное выгорание «Редукция личных достижений» «Деперсонализация»
«Психоэмоциональное истощение»
О 20 40 60 80 100 120
■ После проведение эксперимента ■ До проведения эксперимента
Рисунок 4. Результаты исследования эмоционального выгорания до и после проведения эксперимента
Общая структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Первичное самоосознавание.
3. Основная часть.
4. Рефлексия.
Критерии эффективности программы:
- снижение уровня тревожности;
- снижение уровня выраженности симптомов эмоционального выгорания.
Приведём пример занятия.
Упражнение № 1 «Осознание тела». Цель: усилить степень осознания своего тела, запомнить параметры физического состояния. Описание: Клиент стоит ровно на обеих стопах, закрывает глаза и чувствует, что происходит в его теле.
Упражнение № 2 «Сессия структурной интеграции № 3». Цель: раскрепостить поверхностные мышцы боковой поверхности туловища; привести в равновесие плечевой и тазовый пояс, улучшить взаимодействие с окружающими людьми. Описание: Клиент ложится на массажный стол. Терапевт производит следующие манипуляции: проработка ягодичной область, проработка косых мышц живота, проработка грудной клетки, проработка широчайшей мышцы спины, растяжение косых мышц спины, проработка квадратной поясничной мышцы, проработка дыхательной диафрагмы, растяжение дыхательной диафрагмы, проработка дельтовидной мышцы, проработка трапециевидной мышцы, растяжение мышц шеи, растяжение поясничной мышцы.
Упражнение № 3. «Осознание тела». Цель: Усилить степень осознания своего тела и закрепить ощущения, происходящие в теле после сессии. Описание: Клиент стоит ровно на обеих стопах, закрывает глаза и чувствует, что происходит в его теле. Рассмотрим результаты исследования.
Ориентируясь на нормативные значения теста профессионального выгорания (рисунок 4), было отмечено значительное улучшение испытуемых. Кроме того, и по другим методикам были выявлены значительные улучшения. Так, по методике Спилбергера-Ханина отмечены положительные изменения по тревожности (рисунок 5).
Таким образом, из проведенного исследования видно, что сеансы метода телесно-ориентированной терапии (структурной интеграции) в сочетании с дыхательными техниками способствуют повышению нервно-психологической устойчивости и тем самым снижают риск развития профессионального выгорания преподавателей коррекционных учебных заведений.
Личностная тревожность Ситуативная тревожность
О 10 20 30 40 50 60 70 80 ■ После эксперимента ■ До эксперимента Рисунок 5. Результаты теста тревожности Спилберга
Библиографический список
1. Богданова Л. Вдох-выдох. Практики осознанного дыхания. М., 2020.
2. Василенко А.Ю. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3.
3. Василенко А.Ю. Феномен эмоционального выгорания личности в контексте самоактуализации. Новосибирск, 2012.
4. ВишняковаН.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеоло-гии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996.
5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. СПб., 2009.
6. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда: на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий: автореферат дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2014.
7. Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М., 2019.
8. Молчанова Л.Н. Технологии профилактики профессиональной деформации представителей профессий «человекчеловек»: мультимедийное учебное пособие. Курск, 2018.
9. Мудрость тела. Путеводитель по методам телесно-ориентированной терапии. М., 2017.
10. ФенделькрайзМ. Осознавание через движение. М., 2017.
Д.Е. Суров
магистр психологии
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]
Е.Н. Скрипачева
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]
Л.Н. Бенелли
доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]