Priority-2030 Program as a development of conceptual approaches in the assessment of higher education institutions' performance
Babynina Liliya Sergeevna, DSc of Economics
Grunina Irina Sergeevna, Postgraduate student
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
The article presents the results of the research based on the analysis and systematization of Russian legislation, local regulations of Moscow universities, review of scientific literature and reports of practical activities of universities participating in the Priority-2030 program. The use of different conceptual approaches in the evaluation of universities' performance began in 2000 and continues to the present day, which is reflected in the requirements for teaching staff and research staff, as well as in the methods of their motivation. Considering the content of the "Priority-2030" program, the main goal of which is to improve the quality of scientific and educational activities in Russian universities and strengthen their international status, the authors note its logical continuation of the adopted direction of state support for the leaders of Russian education and science. Indicators of the effectiveness of scientific and pedagogical activity are the content component of effective contracts, in which the key criteria for evaluating the performance of scientific and pedagogical staff are scientific work and publication activity, aimed at using their results in teaching and methodological work. The article emphasizes the importance of innovative approaches in the evaluation and motivation of scientific and pedagogical workers who use modern technologies and tools in educational and scientific activities. Innovative potential and personal qualities are individual achievements and should be taken into account in competitive procedures with subsequent individualization of remuneration. To this end, it is recommended to improve the criteria of effective contracts and the practice of their application.
Keywords: "Priority-2030"; scientific and pedagogical staff; effectiveness of scientific and educational activities assessment; innovative approaches in education; bibliometric indicators; effective contract; quality and competitiveness of education.
Цитировать: Бабынина Л. С., Грунина И.С. Программа "Приоритет-2030" как развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 4-11. EDN: AAMGCY. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.1
Бабынина Лилия Сергеевна, доктор экономических наук
SPIN-код: 2838-0589
Грунина Ирина Сергеевна, аспирант
SPIN-код: 3074-2518
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
В статье представлены результаты исследования, основанные на анализе и систематизации российского законодательства, локальных нормативных актов московских вузов, обзоре научной литературы и отчетов практической деятельности университетов-участников программы "Приоритет-2030". Использование различных концептуальных подходов в оценке деятельности вузов началось в 2000 г. и продолжается в настоящее время, что нашло отражение и в требованиях к профессорско-преподавательскому составу (далее - ППС) и научным сотрудникам (далее - НС), а также к методам их мотивации. Рассматривая содержание программы "Приоритет-2030", основной целью которой является повышение качества научной и образовательной деятельности в российских университетах и укрепление их международного статуса, авторы отмечают ее логическое продолжение принятого направления государственной поддержки лидеров российского образования и науки. Показателями эффективности научно-педагогической деятельности являются содержательная составляющая эффективных контрактов, в которых ключевыми критериями оценки деятельности научно-педагогических работников являются научная работа и публикационная активность, направленные на использование их результатов в учебной и методической работе. Статья подчеркивает важность инновационных подходов в оценке и мотивации научно-педагогических работников, использующих современные технологии и инструменты в образовательной и научной деятельности. Инновационный потенциал и личные качества являются индивидуальными достижениями и должны учитываться в конкурсных процедурах с последующей индивидуализацией оплаты труда. В этих целях рекомендовано совершенствовать критерии эффективных контрактов и практику их применения.
Ключевые слова: "Приоритет-2030"; научно-педагогические работники; оценка эффективности научной и образовательной деятельности; инновационные подходы в образовании; библиометрические показатели; эффективный контракт; качество и конкурентоспособность образования.
УДК 331.101.39+378
5.2.6
Бабынина Л. С., Грунина И.С.
Программа «Приоритет-2030» как развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов
Введение
В последние годы перед российской системой высшего образования и науки встали новые вызовы и возможности, обусловленные запуском программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". Целью данной программы является повышение качества научно-педагогической деятельности в российских университетах, укрепление международного положения российской науки и улучшение конкурентоспособности российского высшего образования. Эти задачи предполагают углубленный анализ текущего состояния образовательной сферы и разработку новых подходов к оценке научной и образовательной деятельности.
Научно-педагогическое сообщество России стоит перед сложной задачей адаптации к новым условиям и требованиям программы. В условиях цифровой трансформации важной составляющей требований к эффективности научно-педагогической деятельности, является определение ее качества с учетом изменений в содержании труда, обусловленных внедрением технологических, организационных и управленческих инноваций. Задачи оценки качества научно-педагогической деятельности актуализированы в период ковидных ограничений при переходе на дистанционные формы обучения и работы. Изменение массового представления о качестве образовательных результатов и способах его обеспечения, кроме результатов обученности и профессиональной подготовки, выявили и другие результаты: наличие гибких навыков - умение действовать в ситуации неопределенности, коммуникация, саморегуляция, проектное и критическое мышление, навыки самоорганизации и самообразования [9, с. 9].
Использование различных концептуальных подходов к оценке деятельности вузов началось с 2000 года и продолжается в настоящее время. Развитие данных подходов кратко представлено на рисунке 1, содержание которых нашли отражение и в требованиях к профессорско-преподавательскому составу (далее - ППС) и научным сотрудникам (далее - НС), а также к методам их мотивации.
До 2000 г. основным направлением деятельности преподавателя являлась педагогическая деятельность с основной функцией преподавателя – передача информации. С принятием Федерального Закона РФ «Об образовании» в 2012 г. началась системная трансформация сферы высшего образования с разработкой стратегических программ развития и встраивание их в стратегию развития РФ. С 2012 г. проводится ежегодный мониторинг эффективности деятельности вузов для оценки качества образования, а также формирования сети организаций высшего образования, реализующих востребованные образовательные программы. Так, на сайте Главного информационно-вычислительного центра Российского технологического университета размещаются архивные и актуальные данные вузов по 8 округам и относящихся к ним областям, начиная с мониторинга 2013 г. (по данным 2012 г.) по настоящее время. В процессе мониторинга определяются ключевые направления деятельности образовательных организаций, вырабатываются показатели их оценки, осуществляется сбор и верификация первичных данных статистики, анализируются данные и готовятся предложения на основе:
- расчета показателей эффективности деятельности образовательных организаций и их филиалов;
- определения пороговых значений на основе медианных значений показателей в рамках референтных групп (федеральных округов РФ, групп регионов, групп организаций, обладающих спецификой отраслевой направленности деятельности).
После обработки данных публикуются результаты мониторинга.
Рисунок 1 - Развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов (составлено авторами)
С 2021 г. вузы России участвуют в программе стратегического академического лидерства («Приоритет 2030»), основными принципами которой являются интеграция и кооперация научных и образовательных организаций; честная конкуренция; открытость; конкурентоспособность и независимая экспертиза результатов. С использованием этих принципов должны решаться задачи по обеспечению привлекательности работы в РФ для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей, расширению межинституционального сетевого взаимодействия, развитию и внедрению в производство высоких технологий, увеличению доли российской науки н глобальном рынке исследований и разработок [21].
Во всех проектах и программах, указанных на рисунке 1, используются оценочные процедуры вузов и научно-педагогических работников (далее - НПР).
Однако на данный момент существуют значительные пробелы в разработке механизмов оценки долгосрочных результатов программы «Приоритет 2030», а также их влияния на мотивацию и результаты деятельности ППС и НС. С учетом быстроменяющихся условий осуществления образовательной и научной деятельности показатели программы могут меняться и адаптироваться для преодоления возможных потенциальных рисков.
Данная статья направлена на анализ и систематизацию текущего состояния научно-педагогической деятельности в контексте программы "Приоритет-2030". В ней представлен обзор существующих подходов к оценке работы преподавателей и исследователей, а также обсуждаются стратегические направления и цели программы. Особое внимание уделяется анализу проблем и предложению решений в рамках реализации программы. Гипотеза исследования предполагает, что программа "Приоритет-2030" сможет достичь своих стратегических целей благодаря внедрению инновационных подходов к оценке и мотивации НПР, что в свою очередь приведет к повышению качества и конкурентоспособности российского высшего образования на международной арене.
Методы
В ходе работы над статьей были использованы следующие методы: общенаучный - для выявления свойств исследуемых объектов и их взаимосвязей; эмпирический - при анализе современных тенденций в оценке профессиональной деятельности научно-педагогического работников; метод системного анализа оценочных показателей в локальных нормативных документах нескольких московских вузов; сравнительные методы в части требований к научной и образовательной деятельности вузов-участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Результаты
1. При подготовке статьи был проведен эмпирический анализ российской литературы и определены основные направления научных исследований в развитии оценки вузов и деятельности НПР. Анализ показал, что российские вузы исследуют методические аспекты оценки деятельности и качества ППС с учетом инновационного развития, практику реализации эффективных контрактов, управление мотивацией НПР, разработку систем рейтингования вузов, оценку кадровых рисков и усиление бюрократизация высшего образования, анализируют динамику публикационной активности вуза в разрезе категорий сотрудников, оценивают деструктивные процессы оценки ППС.
2. Развитие концептуальных подходов в исследованиях, посвященных деятельности ППС и НС, происходит в направлении изменений требований к их профессиональной деятельности, индивидуализации результатов этой деятельности и оплаты труда на основе эффективных контрактов.
3. Вовлечение ППС и НС во все виды деятельности вуза обусловили разработку программы стратегического лидерства «Приоритет 2030», реализация которой позволяет интегрировать учебно-методическую работу с исследовательской деятельностью в целях улучшения качества образования, влияния лучших российских научно-образовательных практик на международный рынок труда дружественных России стран, обеспечивающих увеличение удельного веса иностранных студентов в общей численности студентов.
Обсуждение
Программа "Приоритет-2030" фокусируется на подготовке квалифицированных специалистов в ключевых сферах, таких как наука, технологии, инженерия, экономика и социальные науки, разрабатывая эффективные обучающие программы и поддерживая научные лаборатории и инновационные проекты.
Например, одна из ключевых стратегических целей Университета ИТМО - подготовка конкурентоспособных кадров для сектора исследований и реализация инновационных проектов. Университет разрабатывает программу "Университет открытого кода", направленную на ускорение научно-технологического прорыва и трансформацию науки, бизнеса и социальной сферы. Проекты включают создание квантовых сетей для защищенной связи, разработку технологий мониторинга здоровья и лабораторию виртуального прототипирования.
В МГТУ "СТАНКИН" программа направлена на становление университета в качестве лидера в области инженерного образования и университетского предпринимательства. Особое внимание уделяется разработке цифровых производственных систем и предиктивной аналитике. Среди инициатив - создание сквозных программ обучения в единой цифровой среде и развитие цифровой трансформации в станкостроении и машиностроении.
Томский государственный университет, получив грант по программе "Приоритет 2030", продолжает свои научные исследования, способствующие социально-экономическому развитию. Университет сосредоточен на передовых научных разработках и реализации междисциплинарных проектов, таких как инженерная биология и конструирование живых организмов для сельского хозяйства и медицины.
Программы «Приоритет 2030» подчеркивает важность деятельности высших учебных заведений как главных источников научных, образовательных и инновационных ресурсов, ускоряя интеграцию новых разработок в национальную и региональную экономику и способствуя обмену знаниями и технологиями.
В рамках программы особое внимание уделяется исследовательским стратегиям учебных заведений, их подходам к инновациям, коммерциализации результатов и управлению человеческими ресурсами [1, 2].
Один из стратегических приоритетов программы "Приоритет-2030" - усиление влияния российских научных исследований на международном уровне. Необходимо активное продвижение результатов работы российских ученых на рынок образовательных и научных услуг в дружественные страны, что будет способствовать повышению конкурентоспособности России.
В рамках реализации программ развития университетов – участников программы «Приоритет-2030» - достигнуты следующие ключевые результаты:
- разработан алгоритм, который за 20 секунд создает цифровую модель сердца пациента с помощью снимков компьютерной томографии;
- создан проект беспилотного комплекса Smart EnergyGate, позволяющего продавать электроэнергию малой генерации в общую сеть и снизить расход газа в ТЭЦ до 20%;
- запущен цифровой сервис «PolyText», который способствует наполнению сайтов университетов и научных организаций качественным и интересным контентом;
- создан керамический материал на основе оксида железа для применения в производстве радиоэлектронной аппаратуры, импульсных блоков питания и трансформаторов бытового оборудования;
- разработаны новые высокоэффективные и экологичные методы переработки крупнотоннажного нефтяного сырья в соединения-платформы, уникальность которых заключается в комплексном использовании российского сырья, что открывает возможности для замены импортных материалов и реагентов на отечественные [11, 12, с. 23].
Другим важным направлением программы «Приоритет 2030» является создание оптимальных условий для работы как опытных, так и начинающих исследователей в России, путем предоставления поддержки науки через гранты, стипендии и современную исследовательскую инфраструктуру, что позволяет сделать Россию привлекательной для ведущих ученых мира. Научные проекты получают финансирование Российского научного фонда от 4 до 7 миллионов рублей в год. Эти гранты направляются на поддержку исследований по стратегии научно-технического развития, например, в областях робототехники, больших данных, ресурсосберегающей энергетики. Так, в рамках программы «Мегагранты» из-за рубежа в 2022 году было привлечено более 50 ведущих ученых из 25 стран мира, в том числе из США, Индии, Китая, Австралии, Швейцарии, Сербии, Египта, Франции и других стран. На состоявшийся в этом же году 9 конкурс этой программы поступило 293 заявки из 44 стран мира. По результатам конкурсного отбора определены 30 победителей – ведущих ученых из 12 стран, включая Россию, Китай, Индию, Сербию, Словению, Корею, Египет, Францию. [11, 12, с. 33-34].
Студентам за выдающиеся достижения в учёбе и участие в научно-исследовательской деятельности предоставляются президентские гранты на сумму до 20 000 рублей в месяц. В 2023 году 1,5 тысячи лучших студенческих стартапов могли претендовать на грант в размере 1 миллиона рублей. Конкурс стартапов ориентирован на студентов и аспирантов, чьи проекты основаны на собственных научно-технических и научно-технологических исследованиях. В 2023 г. учреждена стипендия президента РФ для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития РФ в размере 75 тысяч рублей [1].
В целях решения приоритетных задач обеспечения независимости отечественной экономики от импорта и получение востребованных научных результатов, необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Носителями современных знаний и технологий должны являться ППС и НС, набор требований к которым сегодня существенно возрос, что предусматривает использование компетентностного подхода. В существующих системах конкурсного избрания на должность ППС и НС не используется компетентностный подход, так как действующее Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к ППС, включает следующие критерии:
- наличие квалификационных требований, соответствующих занимаемой должности;
- предъявление документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям;
- отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования;
- процесс голосования и принятие решений коллегиальным органом управления [3].
Квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на должность ППС, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих [4]. Они включают:
- определение основных трудовых функций, поручаемых работнику;
- требования к специальным знаниям, законодательным и нормативным актам, положениям, инструкциям и другим документам;
- уровень профессиональной подготовки, необходимый для выполнения должностных обязанностей;
- требования к стажу работы.
С учетом «Единых рекомендаций по установлению на государственном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 г.» системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:
- применения Единого тарифно-квалификационного работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов работников;
- обеспечения государственных гарантий по оплате труда с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в ряде постановлений, которые влияют на регулирование оплаты труда;
- квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
- перечня видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- формирования показателей и критериев эффективности работы, которые должны быть объективными, предсказуемыми, адекватными, своевременными и прозрачными, отражающих не только количественные результаты работы, но и качественные аспекты, такие как вклад в коллективные результаты и индивидуальные достижения;
- мнения первичной профсоюзной организации.
Единые рекомендации направлены на создание более справедливой и прозрачной системы оплаты труда, которая способствует мотивации и повышению эффективности работы сотрудников образовательных учреждений с учетом индивидуализации оплаты труда на основе индивидуальных рейтингов и использования эффективных контрактов, как инструмента мотивации.
Эффективные контракты в академической среде способствует улучшению качества как образовательной, так и научной деятельности в вузах. Они нацелены на стимулирование преподавателей к достижению конкретных результатов, например, к научной публикационной активности, качеству преподавания, а также к участию в научных исследованиях и проектах. Такой подход позволяет вузам оценивать и поощрять наиболее продуктивных и эффективных сотрудников.
Многие российские университеты внедрили эффективные контракты в качестве достижения целей улучшения качества образования и научных исследований, определяя чёткие критерии эффективности работы преподавателей и исследователей [17]. Например, для трех московских вузов используются следующие критерии эффективных контрактов (табл.).
Таблица - Критерии эффективных контрактов в московских вузах [составлено авторами]
Критерии РУДН РАНХиГС РЭУ
Учебные материалы Качество учебных материалов Учебно-методическая работа Учебная и методическая работа
Публикационная активность Публикационная активность Публикационная активность Научная работа и публикации
Подготовка кадров Результативность подготовки кадров Подготовка студентов Оценка удовлетворенности студентов
Научная деятельность Участие в научно-технической деятельности - Участие в мероприятиях
Финансирование и дополнительная деятельность Привлечение внешнего финансирования Работа в приемных комиссиях, организация мероприятий Дополнительная образовательная деятельность
Из таблицы можно сделать вывод, что ключевыми критериями эффективного контракта трех московских вузов являются публикационная активность, разработка учебных программ, успешная грантовая деятельность при проведении научных исследований, организаторские способности и др. [10]. Выбор правильных критериев оценки, а также предоставление денежного вознаграждения в форме надбавки к окладу позволяют значительно повысить эффективность деятельности ППС и НС и в целом влияют на эффективность деятельности вуза.
В результате внедрения эффективных контрактов наблюдается увеличение публикационной активности, повышение качества научных исследований и мотивирование к участию в международных проектах и конференциях [7].
Однако, несмотря на положительные аспекты, внедрение эффективных контрактов связано с некоторыми трудностями и рисками, включая возможные негативные эмоциональные и психологические последствия для преподавателей, такие как напряжение и стресс. Кроме того, системы стимулирования, направленные на повышение производительности, могут вызвать недовольство и восприниматься как угроза личной автономии преподавателей. Вознаграждение за заслуги может быть воспринято как ограничение свободы действий, что подчеркивает важность разработки более сбалансированных и адаптивных подходов к оценке и стимулированию труда. [11, 6]
В этой связи, результаты научных исследований теории эффективных контрактов указывают на необходимость дальнейшего анализа различных аспектов их применения, включая методологическую базу, практику применения и возможные инновации в сфере образования и управления НПР. Это позволит создать условия для достижения главной цели – повышения качества образовательных услуг и расширения исследовательского потенциала на мировом уровне.
В современной научной практике оценка научной работы часто осуществляется с использованием библиометрических показателей, включая индексы цитирования и h-индекс (индекс Хирша). Эти наукометрические показатели не только служат инструментом оценки деятельности отдельных ученых, но и используются как основание для принятия различных административных решений, включая выдачу грантов и присуждение научных степеней. В российском научном сообществе отношение к наукометрии является двойственным: с одной стороны, имеются замечания относительно недостатков наукометрических инструментов, с другой стороны, проводятся исследования, посвященные таким вопросам, как "нулевое цитирование".
В рамках будущих исследований предполагается использовать наукометрию в качестве вспомогательного инструмента для проверки других гипотез. Особое внимание уделяется практике применения наукометрических показателей в высших учебных заведениях для оценки эффективности деятельности НПР в контексте "эффективного контракта". Однако существующие методики определения денежного вознаграждения, основанные на таких показателях, как индекс Хирша, оцениваются как эмпирические и лишены четкого логического обоснования [15]. Параллельно в российском образовании наблюдается тенденция искусственного увеличения значимости публикационной активности по сравнению с другими формами научно-педагогической деятельности [14], в целях повышения индекса цитирования научных статей своих сотрудников и расширения сферы исследовательского потенциала.
Программа "Приоритет-2030" значительное внимание уделяет качественным методам оценки и самооценке НПР. Эти методы акцентируют важность учета не только количественных результатов, но и таких аспектов, как педагогическое мастерство, инновационный потенциал и личностные качества.
Педагогическое мастерство включает в себя способность преподавателя эффективно передавать знания, вдохновлять и мотивировать студентов, а также применять инновационные методы обучения. Это важный аспект, так как качество преподавания напрямую влияет на образовательные результаты студентов и их удовлетворенность обучением [19].
Инновационный потенциал преподавателя отражает его способность к разработке новых учебных курсов, методов обучения и научных исследований, что способствует стимулированию инновационной деятельности вузов и его продвижению в области инноваций и исследований [13].
Личностные качества преподавателей, такие как лидерские способности, коммуникативные навыки и способность к командной работе, способствуют созданию продуктивной и позитивной образовательной среды, а также эффективному взаимодействию в академическом сообществе.
Например, в Уральском федеральном университете особое место отводится социологическому анализу университетского управления как фактору научной продуктивности [8]. Важной частью этого процесса является разработка и внедрение новых принципов управления человеческим капиталом, включая дифференцированный подход к оценке научной активности различных групп НПР, гибкое переструктурирование их профессиональной деятельности, а также обеспечение высокого статуса тех, кто демонстрирует значительные научные достижения.
Такой подход позволяет более полно оценивать вклад НПР в развитие университета, учитывая не только их научные публикации и гранты, но и вклад в педагогическую деятельность, инновационные проекты и личностное развитие студентов.
В России научно-образовательные организации обладают правом на самостоятельный выбор ключевых показателей для оценки научной деятельности исследователей. Этот выбор часто основывается на целях и задачах, предусмотренных в государственных документах, акцентирующих внимание на результативность деятельности образовательных и научных учреждений. Анализ практик в этой сфере показывает, что существует шесть основных подходов к оценке результативности: финансовый, кадровый, инновационный, управленческий, библиометрический и институционально-функциональный, каждый из которых оказывает влияние на стратегию управления научной и образовательной деятельностью [20].
В контексте разработки эффективных оценочных систем деятельности ППС и НС, используются принципы комплексности, объективности, дифференциации, количественной оценки, согласования, обратной связи, направленности на стимулирование и адаптивность. Эти принципы позволяют учитывать все аспекты педагогической деятельности НПР и формировать индивидуальные рейтинги на основе балльной системы оценок [18].
Таким образом, в рамках программы "Приоритет-2030" качественные методы оценки могут использоваться для оценки вклада НПР. Они помогают университетам не только оценивать, но и развивать потенциал своих сотрудников в соответствии с современными требованиями и целями программы.
Выводы и заключение
Программа "Приоритет-2030" направлена на повышение качества учебной и научной деятельности российских вузов. Стратегической целью программы является создание благоприятной среды для уже состоявшихся и начинающих ученых в России, привлечение ведущих ученых мирового уровня с использованием инструментов грантовой финансовой поддержки и предложением исследовательской инфраструктуры, что будет способствовать продвижению работ российских ученых на международном уровне.
Важнейшим компонентом программы является обеспечение квалифицированными кадрами ключевых секторов науки, технологий, инженерии, экономики и социальных наук. Для этого необходимо разработать стратегию подготовки научных кадров, соответствующую современным требованиям рынка труда, поддерживать научные лаборатории и инновационные инициативы. С этой целью, по мнению авторов, необходимо использовать методы оценки и самооценки деятельности ППС и НС, работающих с современными технологиями и инструментами преподавания и проведения исследований. Важно развивать инновационный потенциал и личные качества НПР для учета индивидуальных достижений в конкурсных процедурах с последующей индивидуализацией оплаты труда и соблюдении норм труда. Поэтому предложения по разработке профессионального стандарта, в котором детально могут быть описаны обобщенная трудовая функция и трудовые функции по видам деятельности: преподавательская, исследовательская, образовательная, организационная, методическая, воспитательная с использованием компетентностного подхода становятся наиболее актуальными вузов- участников программы «Приоритет 2030».
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2023 № 902 "О стипендии Президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации".
2. Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 729 (ред. от 29.11.2023) "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (вместе с "Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", "Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования")
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 432 «Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», и методик их расчета”
4. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 749.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н
6. Балыгина Е.А., Горина Е.Е., Зайцева М.В. [и др.] Возможные инновации в сфере образования, их значение для образовательного процесса и деятельности персонала // Социальные отношения. – 2020. – № 3(34). – С. 93-107. – EDN VWQSDX.
7. Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т. В., Бечвая М.Р. Эффективный контракт как инструмент устойчивого развития университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, № 3. – С. 100-111. – DOI 10.15826/umpa.2022.03.024. – EDN ACTXRG.
8. Валеева М.В. Исследование эффективности работы научного коллектива: социологический анализ на примере уральского федерального университета // Управление наукой: теория и практика. - 2021. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-raboty-nauchnogo-kollektiva-sotsiologicheskiy-analiz-na-primere-uralskogo-federalnogo-universiteta (дата обращения: 11.02.2024).
9. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен. Университетское управление: практика и анализ. – 2023. - №27(1). – С. 6-11. https://doi.org/10.15826/umpa.2023.01.001
10. Гордиенко Т.П., Безусова Т.А. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 14-25. – DOI 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2. – EDN KNCZBZ.
11. Деркачев П.В., Варакина Ж.Л., Гусева Н.С., Клишевич Н.С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, № 1. – С. 54-67. – DOI 10.15826/umpa.2022.01.004. – EDN AMHQPU.
12. Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/06/Доклад%20ИТОГ%20на%20сайт.pdf (дата обращения: 11.02.2024)
13. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, №1. – С. 202-230. – DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230. – EDN XIYTOL.
14. Иванова А.Д., Евграфов А.А., Муругова О.В. Публикационная активность как приоритет в развитии вузов России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 3. – С. 88-99. – DOI 10.15593/2224-9354/2020.3.6. – EDN LQTTGR.
15. Игошин А.Н., Черемухин А.Д., Курмашева Н.Е. Факторы эффективности научной деятельности сотрудников университета и их влияние на систему оплаты труда // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 6(109). – С. 114-128. – EDN WYVSGX.
16. Костенко Е.П., Гозалова А.В. Реформирование системы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально- трудовые отношения в вузе. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки. - 2022. - № 4. - С. 208–222.
17. Петрякова С.В., Кот Е.М., Фатеева Н.Б., Пильникова И.Ф. Проблемы оценки педагогического персонала // МНИЖ. - 2021. - №11-3(113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otsenki-pedagogicheskogo-personala (дата обращения: 04.01.2024).
18. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – № 2(45). – С. 76-82. – DOI 10.24411/2078-1024-2020-12008. – EDN KDQJLM.
19. Рогинко Е.В. Мотивация преподавателя как предпосылка повышения качества образования // Высшее образование сегодня. – 2020. – №10. – С. 22-27. – DOI 10.25586/RNU.HET.20.10.P.22. – EDN EQZPDT.
20. Чигишева О.П. Современные подходы к оценке результатов научной деятельности в отечественных университетах / О.П. Чигишева // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции. Москва, 08 июня 2021 года. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – С. 570-578. – EDN CDVSNT.
21. Фальков В. Приоритет 2030 лидерами становятся. https://priority2030.ru/upload/medialibrary/03a/8gnncj3evrqmqcnwwhm217z2ej8sxzsr/Falkov-VN.pdf, (дата обращения: 11.02.2024)