Научная статья на тему 'Программа преодоления наркотической зависимости у детей'

Программа преодоления наркотической зависимости у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
483
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМИСТИ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондарчук Т. В., Филинкова Т. Е.

В программе разработана система мероприятий, направленных на помощь детям с наркотической зависимостью на основе определения контингента наркозависимых детей и причины, способствующие вовлечению их в орбиту наркомании; предложены основные методы работы по преодолению зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа преодоления наркотической зависимости у детей»

ПРОГРАММА ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Т.В. Бондарчук, Т.Е. Филинкова*

ЮУрГУ, г. Челябинск,

*лицей N9 62, г. Уфа

В программе разработана система мероприятий, направленных на помощь детям с наркотической зависимостью на основе определения контингента нар-козависимых детей и причины, способствующие вовлечению их в орбиту наркомании; предложены основные методы работы по преодолению зависимости.

Важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями наркотиков.

На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генетическая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый «вклад» в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоприятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразовательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ «нового типа» (гимназии, колледжи и т. п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, «прогрессивных» методов обучения. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способствовать инва-лидизации. Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающегося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, производительного труда и отдыха. Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокращение охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.2005 только 53,9% детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на

возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дошкольного возраста и их родителей. Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.

Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.

Основная цель - выработать систему мероприятий, направленных на помощь детям с наркотической зависимостью.

Задачи:

1. Определить контингент наркозависимых детей и причины, способствующие вовлечению их в орбиту наркомании.

2. Предложить основные методы работы по преодолению зависимости.

3. Разработать план совместных действий.

Пристрастие к той или иной форме наркозависимости (а под наркозависимостью можно подразумевать алкоголизацию, токсикоманию и табакокурение) мы будем обозначать словом «зависимость».

Основные принципы работы по профилактике и преодолению зависимостей:

- добровольность: отказ от системы принуждений в профилактической и лечебной работе;

- доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

- анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

- опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

Также при разработке плана действий необ-

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

ходимо четко уяснить причины, порождающие эти зависимости у личности.

Основным контингентом наркозависимых детей являются подростки, так как именно в этом возрасте начинаются первые «пробы». Они возникают в случаях, когда проявляются конфликтные ситуации в семье, школе, окружении (микросоциуме), в результате неправильного планирования досуга, свободной деятельности. Первыми «клиентами» становятся как психологически слабые, так и слишком активные дети, пытающиеся проверить себя «на прочность» со всех сторон.

Причины, порождающие зависимость в обществе

1. Большинство педагогов, психологов, врачей отмечают, что в связи с уходом такой социально значимой формы деятельности, как детские и молодежные организации, стало возрастать количество вовлеченных в наркозависимость детей.

2. В связи с низким уровнем психологизации педагогического процесса возрастает количество детей, подверженных состояниям школьной дезадаптации и подпадающих под влияние зависимостей.

3. В связи с недостаточно компетентной работой с родителями тех детей, которые испытывают состояния школьной дезадаптации и находятся в зависимости, отсутствуют положительные результаты по их преодолению.

4. Затруднения при выходе из неблагополучной ситуации в микросоциуме (семья, компании двора и лестничной площадки, класс) и сложности перехода из социума с низким уровнем норм и ценностей в социум с более высокими требованиями.

Методы и приемы устранения зависимостей

1. Наиболее эффективной может служить форма работы, когда организована досуговая, свободная деятельность с членами групп (микросоциума), имеющих четкие жизненные ориентиры, сформированные виды свободной деятельности. Они и могут влиять на изменение мотивации поведения зависимых подростков, применяя свою систему оценок и ценностей

2. Не менее эффективны тренинги по непрямой профилактике наркозависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и выявлением и разрешением неблагополучных ситуаций.

3. Дают хорошие результаты тренинги по преодолению конфликтных ситуаций как основная форма актуализации личности.

4. Важна работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения. Это помогает детям определять свое новое положение в социуме.

5. Является весьма плодотворной работа с личностью в микро- и в макросоциумах по расширению коммуникативных связей, по уточнению и переоценке собственных и общекультурных ценностей.

Приобщение подростка к наркотикам носит поступательный характер: выпадение из групп социализации, общение с группами, склонными к правонарушениям, участие в группе, где употребление наркотиков является ведущей деятельностью. Опасность включения подростка в группу наркоманов возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Именно исследование социального пространства подростков, выявление «групп риска» является сегодня основой для организации профилактических мер в образовательном учреждении.

Принято считать, что принятие наркотиков в нашей жизни происходит обязательно из-за неблагополучной семейной обстановки. Многие родители думают так: «С моим ребенком этого не может случится. Я его хорошо знаю. Он всем обеспечен». К сожалению, это распространенное заблуждение. Увлечься наркотиками, благодаря их доступности, рискуют любые дети. Способы вовлечения в такие компании хорошо понятны, изучены и не представляют тайны

- сложность взаимоотношений со старшими и со сверстниками;

- отсутствие контроля со стороны родителей;

- стремление проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой;

- нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

Очень важны такие особенности подросткового возраста, как стремление к риску и любопытство, так как они несут в себе частицу неизвестности, неопределенности и опасности. Следовательно, чтобы ребенок смог самоопределиться в подростковом возрасте, у него должен сформироваться достаточный для этого уровень самосознания. Первая проба наркотика происходит обычно в подростковом возрасте, когда хочется испытать себя во всех сферах жизни. Подросток пробует себя в качестве взрослого человека, а взрослость для него очень часто выглядит как набор символов, где каждое действие знаково. Поэтому употребление наркотиков обычно носит символический, почти ритуальный характер, имеет некую форму протеста.

У ребенка, который попробовал наркотик, неизбежно повышается интерес ко всему, что с этим связано. Он начинает вычленять из общего потока информации ту, которая что-то сообщает о наркотиках и наркоманах.

Ребенок с высоким стремлением к риску, неумением адекватно оценить угрожающую опасность и принять правильное решение относительно личного действия или недействия, как правило, живет по принципу «попробовать надо все», его легко поймать, что называется, «на слабо». Такой подросток автоматически попадает в «группу рис-

Бондарчук Т.В., Филинкова Т.Є.

Программа преодоления наркотической _________________зависимости у детей

ка», так как в силу своего стремления испробовать то, что запретно и опасно, он может согласиться на пробу наркотика (который обладает всеми привлекательными для «рискующего» подростка характеристиками). И хотя такое качество, как завышенное стремление к риску, не обязательно приведет ребенка к наркотикам, все же это является необходимой основой для первой пробы.

Однако подростков можно разделить на тех, кто попробовал наркотическое вещество ради самой пробы, и на тех, кто сделал это для получения новой социальной роли. Дело в том, что вторая группа подростков - «попробовавших автоматически» - приобретает психическую зависимость, так как в ситуации пробы подсознательно произошла подмена мотива. Рост употребления наркотиков и попадание все большего числа детей в наркотическую зависимость есть один из ярких примеров негативного влияния среды на подрастающего человека. Вспомним A.C. Макаренко: «Недостатки нашего быта и наших характеров порождаются по нашей вине, по вине неразработанности и недостаточного изучения нравственных традиций». Обострение этой проблемы, связанной с резким ростом употребления наркотиков и как следствие -ростом преступности среди несовершеннолетних, требует исследовательских подходов с целью изучения социально-психологических закономерностей групп подростков в аспекте ее взаимодействия с социальным окружением.

Так проведенный в школе № 48 г. Уфы опрос подростков показал, что у 12 % из них в числе друзей есть наркоманы, 4 % опрошенных имеют родственников наркоманов, 32 % имеют наркоманов в числе своих знакомых. Более того, результаты обследования в школе показали, что 60 % опрошенных считают, что употребление наркотиков продиктовано желанием ухода от проблем семьи и школы, 29 % связывают это с отсутствием интересов и досуга.

Исследование становления детской самостоятельности, автономности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми приобретает новую актуальность в последнее время в связи с увеличением количества негативных тенденций социального окружения и с необходимостью выстраивания собственной, независимой от вредного влияния линии поведения. Становление самостоятельности предполагает возможность критического отношения к влиянию среды, способность качественного анализа ситуации, прогнозирование возможных конфликтных ситуаций.

Приобретение автономных форм поведения происходит в совместной деятельности взрослого и ребенка. Новая деятельность делает ненужной предыдущую и позволяет отказаться от нее как от ненужной на следующем этапе развития. Таким образом, развитие - это всякий раз отказ от чего-то уже неактуального, давно освоенного, это стремление к новым формам. Однако овладение новыми

формами связано с преодолеванием сопротивления окружающей среде, выдвигающей разного рода требования к личности. Возможность или способность преодоления этого сопротивления напрямую связана с умением разрешать конфликтные ситуации.

Как раз в кризисные периоды развития ребенка наиболее заметно приобретение им все большей самостоятельности, поскольку именно в эти моменты обнаруживаются его мобилизационные способности - навыки мобилизации своих внутренних, психологических ресурсов.

Настойчивое обращение к старым формам деятельности показывает слабые приспособительные возможности подростка. Ребенок, у которого обнаруживается нарушение приспособления, как раз и подвержен риску попадания в чью-либо зависимость.

Независимые исследования показали, что перспективными программами в области профилактики наркозависимости являются программы, которые учат молодежь сопротивляться влиянию сверстников и избегать ситуаций, связанных с употреблением наркотиков. Традиционно предполагалось, что подростки начинают пить, курить или употреблять наркотики потому, что им неизвестен риск такого поведения. Этот подход оказался неэффективным. Более того, информация о наркотиках вызывала появление интереса к ним. Такая методика по возможности должна быть преодолена.

Наиболее эффективными являются программы, направленные на непрямую профилактику наркозависимости.

Современные, считающиеся эффективными профилактические программы направлены прежде всего на повышение социальной устойчивости подростков, они призывают школу и общественность работать сообща, чтобы удовлетворить потребность детей в любви, радости, заботе, участии, самосознании и контроле над собой. Если эти основополагающие потребности будут удовлетворены, дисциплинарных проблем будет меньше и снизится употребление наркотиков.

Для осуществления такой работы необходимо использовать диагностику эмоционального состояния учащихся как показатель психического и физического здоровья - чтобы четко уяснить, является ли образовательное учреждение на самом деле тем местом, где ребенок чувствует себя комфортно, где созданы условия для его развития.

Для получения достоверной информации об атмосфере, складывающейся в школе, необходимо производить комплексную оценку эффектов образовательного процесса по таким показателям, как эмоциональное состояние, утомляемость, успеваемость и состояние здоровья детей.

Полученные данные позволят оценить ресурс не только конкретного ребенка, но и ресурс пела-

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

гогической системы в целом, увидеть ее проблемы и выработать педагогическую стратегию, направленную на преодоление ошибок и создание среды, предупреждающей первые пробы.

Приведем пример нового подхода «совершенно нового языка» для профилактики зависимостей. Так профилактические программы основывались сперва на «прояснении ценностей» и эффективном обучении. Позже были предложены программы, основанные на теории социального научения.

Например, в работе по профилактике наркозависимостей в Советском районе города Красноярска используют подготовку тренеров-мультипли-каторов сетевого распространения программы профилактики. Это можно сравнить с системой сетевого маркетинга: обученные дилеры распространяют товар (в данном случае знания по профилактике и борьбе с зависимостью) без организации торговых структур, магазинов (в нашем случае центров и т.п.), что является более эффективной и требующей меньших затрат при распространении товара (для нас - идей) формой работы.

Основными задачами такого способа профилактики являются:

• актуализация собственного опыта переживания различных форм зависимости;

• повышение знаний в области конфликтологии;

• освоение участниками основных положений и технологий профилактики наркозависимости;

• подготовка к авторскому проведению семи-наров-тренингов.

Семинар-тренинг предназначен для школьных психологов, социальных педагогов, специалистов, работающих в центрах психологической и социальной помощи.

Эффективной альтернативой наркомании может стать для подростков организация внеклассной работы в малых группах, обладающих положительной валентностью в понимании социокультурных ценностей и сколько-нибудь влияющих на мотивацию его поведения через систему оценок. Тем более что в подростковом возрасте мотивация поведения, определяемая включенностью в группу, является особенно существенной. Пагубные привычки и обычаи нельзя рассматривать сугубо изолированно от жизни. Принцип деятельностного подхода к воспитанию являлся и является самым важным в отечественной педагогике. Советской школой были наработаны сотни организационных форм деятельности подростков, где воспитывались чувство ответственности, забота об окружающих. Именно в деятельности ребенок учится защищаться, отстаивать свое человеческое достоинство, утверждать и реализовывать себя в обществе, учится чувствовать, переживать, радоваться жизни.

Литература

1. Березин С. В. и др. Пути и методы предупреждения подростковой наркомании. - Самара: Самарский университет, 1999. — 167 с.

2. Березин С.В. и др. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. - 165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.